История и развитие Великого шёлкового пути
Введение
Здравствуй, Politikus.ru! Сегодня затронем ещё одну историческую тему и обратим свой взор в глубь времён на Восток, поговорим о Великом шёлковом пути который, безусловно, является одним из старейших маршрутов международной торговли.
Путь протяженностью около 4500 км представляет собой сеть караванных маршрутов, по которым осуществлялся активный обмен товарами между Востоком и Западом, начиная с II века до нашей эры и вплоть до XV века нашей эры.
Путь начинался в древнем китайском городе Чанъань, ныне так называемый город Сиань, и заканчивался в Италии, в Риме.
Маршруты
Шелковый путь содержал три основных маршрута, ведущих на запад от Чанъаня. Северный маршрут пролегал на запад от Китая до Черного моря; центральный проходил через Персию и Средиземное море; южный шел по регионам, в которые в настоящее время входят Индия, Афганистан и Иран.
По маршрутам Шелкового пути продвигались легендарные путешественники, такие, как Рубрук и Марко Поло, по ним проходили полчища Чингисхана и Хубилая.
Предполагается, что часть Великой китайской стены была непосредственно построена для защиты караванов от так называемых нападений разбойников.
Исторические хроники сообщают, что торговля по Шелковому пути начались во II веке до нашей эры в результате действий императора по имени У-ди династии Хань. У-ди поручил китайскому военному командиру Чжан Цяню разведать пути и провести переговоры о возможности военного альянса с соседями на западе. В результате был открыт путь в Рим, называемый Ли-Цзянь в китайских документах того времени.
Торговля
Одним из важнейших китайских товаров был шелк, изготовлявшийся в Китае и чрезвычайно высоко ценившийся в европейских странах. Процесс производства шелка, основанный на разведении гусениц шелкопряда, питающихся листьями шелковицы, хранился в тайне от Запада. Лишь в VI веке нашей эры христианским монахам удалось вывезти яйца шелкопряда из Китая, после чего шелк начали производить в западных странах.
Шелк был лишь одним из многих товаров, доставлявшихся по сети дорог Шелкового пути. В числе товаров были драгоценности, изделия из слоновой кости и золота, продукты питания, такие, как гранаты, виноград и морковь отправились на Восток с Запада; с Востока везли меха, фарфор, кроме того, изделия из нефрита, бронзы и железа.
С Запада в Китай завозили лошадей, овец, павлинов и верблюдов. И самое главное, по обозначенному Великому Шелковому пути протекал взаимообмен сельскохозяйственными и промышленными технологиями, вместе с путешественниками распространялись информация и религиозные верования.
Археология
В последние десятилетия непосредственно археологические исследования проводились в ключевых местах вдоль Шелкового пути на древних объектах династии Хань в Чанъань, Шачжоу и Юньу. Найденные там артефакты говорят о том, что это были важные космополитические города.
Кладбища, датируемые первым веком нашей эры, содержали захоронения людей из Сибири, Индии, Афганистана и Средиземноморья. Исследования также указывают на то, что в период династии Хань по Шелковому пути действовала почтовая служба.
Археологические данные свидетельствуют о том, что Шелковый путь, возможно, использовался задолго до дипломатической миссии непосредственно Чжана Цяня. Шелк находили в древних египетских богатых захоронениях, датируемых примерно X веком, в германских могилах VII века и в греческих гробницах V века до нашей эры. Европейские, персидские и Центрально-Азиатские товары были найдены в древней японской столице Нара.
Видео
Еще до нашей эры все евразийское пространство было связано единой торговой сетью. Сегодня ее принято называть «Великий шелковый путь», потому что главным товаром, который поступал из Китая в страны Азии и Европы, был шелк. По нему также передавались представления о чужой религии, языке, традициях. Что подразумевают современные проекты возрождения Великого шелкового пути?
Источник
Великий Шёлковый путь
Более двух тысяч лет назад в Евразии появилась дорога, соединявшая абсолютно непохожие друг на друга европейскую и азиатскую цивилизации. Великий Шёлковый путь позволил множеству народов получше узнать своих соседей, наладить торговлю, познакомиться с новейшими религиозными и философскими учениями и завязать дипломатические отношения с самыми далёкими странами.
Происхождение названия
Само понятие «Великий Шёлковый путь» возникло в европейской историографии в XIX веке. Сначала было популярно название «Шёлковый путь». Одним из первых историков, использовавших этот термин применительно к торговому пути, связывавшему Европу и Азию, был немецкий учёный — Фердинанд фон Рихтгофен. Чуть позже дорогу стали называть Великим Шёлковым путём. Такое название не случайно — шёлк был одной из главных драгоценностей, которую восточные купцы перевозили в Европу. Производство шёлка впервые началось в Китае в III тысячелетии до н. э., при этом секрет получения шёлковых нитей держался в глубочайшем секрете. Считается, что именно продажа и покупка шёлка были главным фактором сближения Европы и Азии. С веками тайна шёлка постепенно становилась известна и в других странах. Постепенное распространение шелководства шло именно по древней дороге, проложенной европейскими и восточными купцами.
Однако было бы неверно рассматривать Великий Шёлковый путь, как исключительно торговую артерию древности и Средневековья. Благодаря ему, происходил также культурный обмен между разными нациями. Религиозные учения, философские идеи, научные постепенно распространялись вместе с многочисленными путешественниками, бродячими философами и монахами.
Географическое положение
Фактически, Великий Шёлковый путь был целой сетью сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В отдельные периоды времени те или иные участки пути могли находиться в упадке, а остальные, наоборот, процветать. Обычно, описывая этот маршрут, учёные выделяют две основные трассы:
- южную, шедшую из Китая на Ближний восток и в Индию через Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию и т. д.);
- северную, которая шла из Китая к Чёрному морю через Памир, мимо Аральского моря. Из Чёрного моря можно было легко попасть в Средиземное и доставить товар в Рим и Грецию.
Максимальная протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван должен был проходить около 25 километров. В общей сложности, дорога проходила по десяткам разных стран.
За счёт функционирования Великого Шёлкового пути и посреднической торговли произошёл расцвет множества городов: Дербента, Бухары, Самарканда, Ургенча, Херсонеса, Ольвии и т. д.
История Великого Шёлкового пути
С давних времён европейская и восточная цивилизации стремились наладить взаимную связь и выстроить некий конструктивный диалог. В древности это было сделать весьма сложно из-за элементарного отсутствия проторённой дороги, связывавшей две стороны света. Одним из первых европейцев, глубоко внедрившихся на восток, был Александр Македонский. В IV веке до н. э. его войска проложили путь из Южной Европы в страны Средней Азии, по которому позже часто путешествовали жители Греции и Рима.
Встречное движение шло и с восточной стороны. Во II веке до н. э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь занимался поиском пути в страны Средней Азии из Китая. Проложенный им путь как бы соединился с дорогой, пройденноё Александром Македонским. В результате возникла огромная единая дорога, проходившая через всю Азию.
В целом, можно сказать, что в конце II века до н. э. множество отдельных сегментов наконец стали единой разветвлённой сетью дорог. Помимо дорог, проложенных Александром Македонским и Чжан Цзянем, в состав Великого Шёлкового пути входили:
- Великий Лазуритовый путь, по которому лазурит, добываемый на территории современного Таджикистана, перевозили в Индию и Междуречье;
- Нефритовый путь, соединявший отдалённые регионы Китая;
- Частично сухопутный и частично морской путь, проходивший через Чёрное и Каспийское моря, и связывавший страны Южной Европы и Индию.
Долгое время Великий Шёлковый путь был одной из самых удобных и безопасных дорог. Крупные и сильные государства, по территории которых он проходил, были заинтересованы в защите правопорядка на своих отрезках дороги. Одними из главных держав, контролировавших движение по Великому Шёлковому пути были Парфянская и Кушанская империи. Вместе эти державы занимали области современных Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана, Северной Индии и Таджикистана. Однако в III веке н. э. обе эти империи пали и огромные территории, на которых правили парфянские и кушанские цари, оказались разбитыми на множество мелких царств и княжеств. Правители этих новых небольших государств не обладали достаточной силой и авторитетом, чтобы навести порядок на Великом Шёлковом пути. В итоге, на мирных жителей, обитавших вокруг редких оазисов, и путешествующих купцов стали постоянно нападать кочевники — кидани, аланы и гунны. Вторжение этих племён в Среднюю Азию было одним из важных событий такого процесса как Великое переселение народов. С каждым годом число воинственных кочевников увеличивалось. Очевидно, в этот период наблюдался сильный спад торговли на всём протяжении Великого Шёлкового пути.
Обстановка несколько стабилизировалась после возникновения в V веке в Средней Азии мощного Эфталитского государства, правители которого взяли под свой контроль большой отрезок Великого Шёлкового пути. В этот период началось возрождение многих торгово-ремесленных центров и торговли. Несмотря на то, что через какое-то время эфталиты были разбиты Тюркским каганатом, оживлённая торговля продолжалась, хотя уже и под контролем другого народа.
Но вскоре стабильность на протяжении всего Великого Шёлкового пути снова оказалась под угрозой из-за столкновения интересов Византии и Сасанидского Ирана, стремившихся установить своё влияние в Средней Азии. Противостояние двух держав вылилось в целую череду византийско-иранских войн, шедших в период с 420 по 628 год. В ходе этих конфликтов ни одна из сторон так и не смогла взять верх. Из-за того, что обе империи были предельно истощены, они не смогли справиться с новой могущественной силой, появившейся в этом регионе, — Арабским халифатом. Арабы быстро установили свой контроль над Великим Шёлковым путём и к VIII веку вытеснили отсюда все прочие державы, претендовавшие на введение своих порядков в регионе.
В целом, арабское влияние благотворно сказалось на функционировании Великого Шёлкового пути. Была налажена регулярная торговля между Индией, славянскими народами, Европой, Китаем и Византией. Во все уголки Европы и Азии стали проникать мусульманские купцы со своими товарами. Активная деятельность арабов способствовала росту Хорезма как одного из экономических и культурных центров евразийского континента в VIII-XII веках.
Однако в XIII веке и арабы потеряли контроль над главной торговой артерией материка. В результате монгольских завоеваний почти весь Великий Шёлковый путь оказался под контролем Чингисхана. Несмотря на то, что чингисиды не сумели сохранить единую монгольскую империю, и после смерти Чингисхана она распалась на несколько отдельных кочевых государств, монгольское владычество на всём протяжении Великого Шёлкового пути продолжалось почти полтора века. Поскольку монгольские правители очень внимательно относились к торговым отношениям, купцы всех национальностей и вероисповеданий могли путешествовать без опаски.
Но и монголы, в конце концов, столкнулись с сильным и могущественным противником. Во второй половине XIV века удар по монгольским государствам нанёс Тамерлан. Он практически уничтожил города и торговые центры на северном отрезке Великого Шёлкового пути. Однако южная дорога продолжала бесперебойно функционировать. Поскольку потомки Тамерлана не сумели сохранить его империю, южный путь постепенно стал бесконтрольным и также стал приходить в упадок. Возможно, со временем караванная торговля, связывавшая Китай и Европу, возродилась бы снова, но к XV-XVI векам на Средиземном море возникли полноценные европейские торговые флотилии. Транспортировка товаров по морю оказалась менее затратной, более быстрой, безопасной и удобной. Поэтому Великий Шёлковый путь стал стремительно терять своё былое экономическое значение. Уже к середине XVI века функционировать продолжали только отдельные отрезки пути.
Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути
Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги. К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.
Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги. В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.
Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.
Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:
- получили развитие дипломатические отношения между европейскими и азиатскими странами;
- возникло международное разделение труда;
- происходил обмен ресурсами и капиталами;
- укреплялись культурные связи;
- возникло множество богатых городов;
- развивалось международное торговое законодательство;
- возникла сложная инфраструктура, функционировавшая столетиями.
Источник