Страны по своему экономическому развитию отставала от стран европы

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Россия

Эксперты Европарламента: Экономика РФ отстала на 50 лет от западноевропейской

Россия отстает в экономическом развитии от стран Западной Европы на 50 лет, и маловероятно, что в ближайшие годы этот разрыв сократится. Такие выводы содержатся в докладе Исследовательской службы Европейского парламента (EPRS).

Россия несколько веков подряд отставала от остальной Европы по показателю ВВП на душу населения, и сегодня этот разрыв сохраняется, говорится в документе, опубликованном 16 марта. «Это подтверждает тезис о стабильном 50-летнем временном лаге между Россией и Западной Европой, выдвинутый бывшим премьер-министром Егором Гайдаром, — подчеркивают авторы доклада. — Без перспективы радикальных структурных реформ, необходимых России, чтобы наверстать упущенное, это отставание в развитии сохранится в обозримом будущем».

Наследие советской эпохи

Многие проблемы, сдерживающие экономическое развитие России, — это наследие советских и даже царских времен, говорится в докладе. Это, в частности, преобладание государственной собственности над частной, бюрократия и повсеместная коррупция.

В 2012 году наиболее значительная доля подконтрольных государству активов — 73 процента — приходилась на транспортный сектор, за которым следовали банковская и нефтяная отрасли с долей госучастия в 49 процентов и 40-45 процентов соответственно, говорилось в обнародованном тогда исследовании банка BNP Paribas. В газовом секторе монополистом неизменно остается «Газпром».

Такая концентрация бизнеса в руках государства препятствует здоровой конкуренции внутри страны и снижает конкурентоспособность России на международной арене, поскольку государственные или контролируемые государством компании, как правило, менее эффективны, чем частные, подчеркнули в EPRS в ответ на запрос DW.

Неинновационная экономика

Читайте также:  С какими странами граничит польша по суше

В EPRS признают, что в последние годы российские власти пытались бороться с этими проблемами, упростив ряд бюрократических процедур, развернув антикоррупционную кампанию и запустив масштабную программу приватизации, призванную сократить долю участия государства в бизнесе. Однако эти инициативы не принесли значительных результатов, отмечено в докладе, подготовленном для европейских парламентариев.

Низкая эффективность реформ привела к тому, что Россия на сегодняшний день серьезно отстает от стран Западной Европы во многих отраслях, за исключением нефтегазового сектора, делают вывод аналитики. Так, по данным Всемирного банка, доля промышленных товаров в российском экспорте в 2013 году составила лишь 17 процентов, в то время как в Германии этот показатель достиг 83 процентов, а в Польше — 77 процентов.

По сравнению с Германией, показатель ВВП на душу населения в России в три раза меньше, констатируют в EPRS. Кроме того, целый ряд других факторов, включая объем расходов на научные исследования, количество зарегистрированных патентов и объем экспорта высокотехнологичной продукции, свидетельствует о том, что экономика в России менее инновационна, чем в Германии и других западных странах, резюмируют эксперты.

«Проклятие и благословение России»

Для того чтобы переломить негативную тенденцию отставания российской экономики, власти должны стремиться к ее большей либерализации, рекомендуют в EPRS. Нужно, в частности, положить конец государственному контролю и протекционизму и нарастить расходы в таких важных для экономического развития сферах, как научно-исследовательская деятельность и образование.

Некоторые попытки экономической модернизации предпринял Дмитрий Медведев, занимавший пост президента с 2008 по 2012 год. Сделав ставку на снижение зависимости от нефтегазового сектора, он продвигал идею создания «умной экономики», основанной на развитии инновационных отраслей. Однако эти реформы оказались достаточно «вялыми», говорится в докладе.

Причина, по мнению EPRS, в том, что российские власти слабо заинтересованы в проведении реформ, поскольку прибыльный нефтегазовый сектор обеспечивает стабильные доходы бюджета.

«Богатые природные ресурсы — это такое же проклятие России, как и благословение, поскольку их наличие тормозит проведение экономических и политических реформ, — подчеркнули в EPRS. — С готовым потоком нефтяных денег России удавалось развивать инфраструктуру и сохранять высокий уровень жизни, но она не становилась при этом конкурентоспособной».

Дело в политической воле

У нынешних властей РФ приверженность начатому курсу на модернизацию сохраняется только на словах, полагают в EPRS. Сразу после начала его третьего президентского срока в 2012 году Владимир Путин поручил правительству провести масштабную приватизацию с выходом государства из капитала компаний несырьевого сектора к 2016 году. Однако реализация этих планов продвигается медленно. У российских властей «слова расходятся с делом», говорится в комментариях EPRS, отправленных в ответ на запрос DW.

Дело в том, что сегодняшняя власть представлена главным образом выходцами из силовых структур, такими, как сам Путин, объясняют в EPRS. Для них экономическое развитие страны вторично по сравнению с контролем над разными сферами жизни, включая экономику, СМИ и гражданское общество. Более того, экономическое развитие, отмечают эксперты, «приносится в жертву все более агрессивной внешней политике».

Таким образом, «при нынешнем руководстве осуществление структурных реформ кажется маловероятным», а значит в обозримом будущем России, скорее всего, не удастся преодолеть разрыв с Западом, прогнозируют аналитики EPRS. Рост цен на нефть и снятие экономических санкций могли бы улучшить экономические перспективы России, но это также означало бы, что у властей будет еще меньше политической воли проводить сложные экономические реформы, отмечают они.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Уровень экономического развития стран мира

Мировая экономика представляет собой сложную систему из различных национальных хозяйств, которые связаны между собой. Эти национальные хозяйства участвуют в общемировом разделении труда. Мировую экономику отличают такие характеристики, как: цельность – специалисты подчеркивают, что только целостная структура экономических взаимосвязей (если она стабильна) сможет обеспечить постоянное развитие, динамику и, что важно, регуляцию системы.

Другими словами, если общемировые страны-лидеры в вопросах макроэкономики придут к консенсусу и объединят собственные усилия, экономическая система во всем мире будет развиваться самостоятельно.

Следующий аспект, присущий мировой экономической системе – иерархия. Она есть между различными государствами, формируется с учетом политических веяний и социального, экономического и человеческого развития. Высокоразвитые страны обладают более весомым влиянием на структуру мировой экономики и поэтому занимают доминантные позиции в общемировой рыночной системе.

Саморегуляция – последний аспект, который необходимо подчеркнуть в свойствах мировой экономики. Дело в том, что адаптация экономической системы к переменным значениям происходит при помощи рыночных механизмов (задействующих предложение и спрос), а также при участии государственного и международного регулирования. Главная тенденция, которая ведет к адаптивной форме работы экономической системы – глобализация общемировых национально-хозяйственных связей.

Составляющие мировой экономики – национальные экономические модели, и для того, чтоб изучить особенности социально-экономического развития стран, потребуется вникнуть в модели экономического развития стран Европы, Азии и всего мира.

Экономические модели организации

Каждая страна, каждая экономическая система обладает собственной моделью организации экономики и хозяйства. Это связано в первую очередь с тем, что страны отличаются по различным признакам:

  • географическое положение (островной менталитет не позволяет жителям островных государств выстраивать те же экономические модели, что и гражданам континентальных стран);
  • историческое и культурное развитие – этапы исторического развития наложили особые отпечатки не только на модели развития, но и на способы мышления, а также на производственные мощности и экономический потенциал разных государств;
  • национальные особенности.

Современная рыночная структура рассматривает различные модели – западноевропейскую, американскую, японскую. Однако, существуют и другие.

Американская модель развития экономики строится на масштабном поощрении активности малого и среднего предпринимательства, что позволяет обогатить большую часть взрослого дееспособного населения. Малообеспеченные люди есть, но при этом им доступен адекватный уровень жизни благодаря различным пособиям, льготам, налоговым послаблениям.


В американской модели 2021 года нет как такового социального равенства, ориентир – на социальном обеспечении. Данная модель базируется на высокоэффективном производстве, а также мотивации широких масс на личное развитие и предпринимательство. В целом данная экономическая система регулируется государством, что позволяет поддерживать уверенную конъюнктуру в равновесии.

Западноевропейская модель экономического развития образца нынешнего 2021 года, по сути, выросла из послевоенного периода, когда власть заполучили демократы. Основные характеристики западноевропейской модели – существенное влияние государственной сферы на экономическое и социальное развитие, в том числе и в социальных инфраструктурах, и в промышленности.

Административное регулирование различных ветвей экономики в Западной Европе подразумевает также и реализацию общегосударственных развивающих программ. Что это значит на практике? Экономический сектор управляется централизованно, ответственность лежит на государственных властях. Государственные власти продумывают развитие тех или иных секторов экономики на ближайший и долгосрочный период, и передают их на реализацию.

Западноевропейская модель особое внимание выделяет финансированию социальных нужд, если американская модель ориентирована на то, чтоб каждый гражданин стремился к финансовой независимости и самостоятельно решал свои трудности, западноевропейская модель подразумевает изначальную защиту своих граждан от социальных нужд. Современная западноевропейская модель условно разделяется на шведскую, западногерманскую и прочие.

Существовала экономическая модель ФРГ – так называемое рыночное социальное хозяйство. Данная модель была весьма высокоэффективной, но политически изжила себя к концу двадцатого века.

Шведская модель социального и экономического развития базируется на мощной социальной политике. Приверженцы данной модели ориентируются на постепенное сокращение различных имущественных споров и неравенств за счет относительного перераспределения общенациональных доходов в пользу тех социальных слоев, которые менее обеспечены и защищены. Что примечательно, данная модель не оказывает существенного государственного давления – государству принадлежит менее 5% основного фонда, но при этом статистика 2000 годов демонстрирует, что государственные расходы составляют более половины ВВП.

Таким образом, большая часть финансов покрывает социальные нужды. Это реализуется путем высоких налоговых сборов и вычетов – в частности, для физических лиц. Действующая власть распределила обязанности следующим образом – основное производство практически всех сфер отдано в руки частных предприятий, которые работают на базе традиционной рыночной конкуренции, в то время как государство занимает фактическим обеспечением социальных функций общества – страховка, медицина, образование, жилье, занятость и многое другое.

Принятая в Японии модель экономического развития отличается замедленным темпом соответствия между производительностью и уровнем жизни. Таким образом, производительность и эффективность растет, в то время как уровень жизни остается на прежнем уровне вот уже несколько десятилетий. Эта модель реализуется лишь в том случае, когда есть высокий уровень национально осознания, когда общество способно поставить во главу угла интересы нации, а не интересы отдельных граждан. Другая характерная для японской экономической модели черта – модернизация экономики.

Классификация стран мира по социально-экономическому развитию


Страны мира можно условно разделить на три группы:

  • Страны с высоким уровнем развития и рыночной экономикой – к ним относятся практически все государства Западной Европы и Соединенных Штатов Америки, а также Израиль, Австралия, Канада, Новая Зеландия и Япония. Эти государства обладают высоким уровнем развития как в социальной среде, так и в экономической.
  • Переходная экономика свойственная Российской Федерации и странам Восточной Европы, также это некоторые государства Азии – например, Китай, Вьетнам, Монголия и бывшие страны, входящие в СССР.
  • Развивающиеся страны отличаются от развитых государств тем, что их общий размер ВВП не достигает четверти ВВП, который привычен для развитых государств. Это Азия, Африка, Латинская Америка, страны бывшей Югославии, а также государства Океании.
  • Развитые страны занимают постиндустриальную стадию производства, а это значит, что в них доминантной средой является сфера услуг. Если оценивать ВВП в расчете на одного человека, то по ППП размер ВВП не менее 12 000 американских долларов.

Области высоких технологий развиваются стремительно, наука и исследовательские организации поддерживаются государством и частными бизнес-структурами, также процветает софт-отрасль – область услуг, которая приближена к высокотехнологичной. Это может быть консалтинг, обслуживание и разработка программного обеспечения. Такая экономическая модель позволяет говорить о новых контурах экономики для развитых стран.

Классификационная группа Страны/республики
Республики с переходной экономикой Болгарская
Венгерская
Польская
Румынская
Хорватская
Латвийская
Эстонская
Азербайджанская
Белорусская
Грузинская
Молдавская
Республики с самыми развитыми экономиками в мире США
КНР
Япония
ФРГ
Франция
Бразилия
Соединённое Королевство
Италия
Российская Федерация
Индия
Развивающиеся республики В мире более 150 развивающихся стран, то есть государств, которые постепенно достигают социально-экономического развития и увеличивают свой ВВП. К этим странам относят Пакистан, Монголию, Тунис, Египет, Сирию, Албанию, Иран, Кувейт, Бахрейн, Гвиану и другие.

Доля развитых государств в мировом валовом внутреннем продукте:

  • ФРГ– 3.45%.
  • РФ– 3.29%.
  • Федеративная Республика Бразилия – 3.01%.
  • Индонезия – 2.47%.
  • Французская Республика – 2.38%.
  • Соединенное Королевство– 2.36%.
  • Мексиканские Соединённые Штаты – 1.98%.
  • Итальянская Республика – 1.96%.
  • Южная Корея – 1.64%.
  • Саудовская Аравия – 1.48%.
  • Канада – 1.47%.
  • Остальные государства– 30.75%.

Наиболее влиятельные высокоразвитые страны входят в Большую семерку – Канада, Япония, США, Франция, Германия, Англия и Италия.

Страны большой восьмерки

Страны, которые развиваются по модели переходной экономики, постепенно переходят от административно-командной работы к рыночным отношениям. Этот процесс начался более 30 лет назад, в ходе разрушения социалистической системы.

Развивающиеся страны (также их часто называют странами третьего мира) имеют низко социальный и экономический уровень развития. Этих стран – больше всего, их население – 4/5 от всего населения земного шара, и на их долю приходится менее 1/3 от мирового валового продукта. Впрочем, выделить развивающиеся страны можно и по другим признакам.

Чаще всего в прошлом такого государства есть какие-либо проблемы с колонизацией. Экономика направлена в сырьевое и аграрное русло, что позволяет говорить о сезонности и отсутствии регулирования прибыли. Структура социума неоднородна, есть катастрофические разрывы между социальными слоями – например, кто-то может приобретать многомиллионные виллы, а кто-то умирать от жажды, как во времена апартеида. Качество работы откровенно низкое, не хватает моральной и материальной мотивации для трудящихся. В основном такая ситуация в странах Африки, Азии и ЛА.

Основные тренды мировой экономики

Каждый год в мире появляются новые экономические тенденции и тренды – одни представляют собой принципиально новые направления, другие ассимилируют данные из прошлого. Как будет развиваться экономическая ситуация в 2021 году – этот вопрос интересует и экономистов, и обычных людей.

Лидером по глобализации будут США – как и прежде. Американская экономика развивается стремительно и вместе с тем стабильно, есть уверенный быстрый рост. В других странах все несколько иначе – либо экономическая ситуация не развивается вовсе, либо – развивается не так хорошо, как американская. Самое главное – Америка обладает крупнейшим торговым дефицитом по сравнению с другими странами.

Китайская экономика сбавляла обороты в последние годы, и 2021 год не станет исключением. Небольшой рост ВВП наблюдается (власти Китая говорят о 6%, но профессионалы оценивают на уровне 3%). Впрочем, рост этот обусловлен систематическими капитальными инвестициями, и многочисленным экспортом. Экономики Китая финансовый кризис практически не коснулся – это заслуга правительства, которое придало усиление инвестиционному росту.

Китаю предстоит трудная работа – необходимо внедрение некоторых аспектов швейцарской финансовой модели распределения, это поможет вывести деньги от должностных и просто богатых людей и ввести их в обычные семьи, что повысит их покупательские возможности.

Товарные рынки не испытывали такого обвала более 5 лет – сырье страшно дешевеет, а правительства разных стран удержат уровень цен в стабильном положении.

Евросоюз окажется на краю финансовой пропасти – виной тому кризис и долговые обязательства. Безработица в странах ЕС в 2021 году оставалась на прежнем уровне – чуть более 10,7%.

МВФ прогнозирует расцвет индийской экономики – увеличение планируется на 7-7,3%. В Индии были проблемы задолго до кризиса, но сейчас экономисты говорят об уверенность росте.

Источник

Оцените статью