Страны по типам избирательных систем примеры

Избирательные системы стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:36, контрольная работа

Краткое описание

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Содержание

Особенности избирательной системы в Германии

Особенности избирательной системы в Бельгии

Особенности избирательной системы в Чехии

Особенности избирательной системы в Испании

Общие черты избирательных системм Германии, Бельгии, Испании и Чехии

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательные системы.doc

Введение

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Актуальность темы вызвана тем, что выбор избирательной системы – это не техническое решение, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияние на всю политическую систему.

Задачами данной работы являются рассмотрение избирательных систем ведущих стран мира, их сравнительный анализ.

В процессе теоретического исследования мы пользовались нормативными актами, специальной литературой по конституционному праву зарубежных стран, а также специальными работами по этой теме, опубликованными в периодических изданиях и на Интернет-сайтах.

Особенности избирательной системы в Германии

Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту.

Верхняя палата — Бундесрат (Союзный совет), нижняя — Бундестаг. Бундесрат — это узкая коллегия, состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Бундесрат, является представительством земель, но не избираемым, а назначаемым.

Бундестаг избирается всем народом Германии. Правом голоса обладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным избирательным правом обладает человек, который как минимум один год является гражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста.

в ФРГ формирование верхней палаты происходит посредством назначения, то есть не имеет выборного управления. Нижняя палата парламента – Бундестаг избирается по смешанной избирательной системе (328 депутатов избраны по одномандатным округам, остальные – по партийным спискам земель). Пропорциональная система с земельными списками преследует цель, чтобы все партии были распределены пропорционально поданным за них голосам. Опыт показывает, что наименьшее несоответствие между волеизлиянием электората и распределением мандатов в парламенте проявляется в государствах, использующих модифицированную пропорциональную систему с «национальным округом», к которым относится Германия. С другой стороны, прямой выбор кандидата от избирательного округа дает гражданину шанс, выбрать определенного политика.

Как такого понятия «сессия парламента» в германском праве нет. Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии.

ФРГ используется заградительный 5%-ый порог.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты — он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции, то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Особенности немецкой избирательной системы

Президент выбирается на 5 лет косвенными выборами, как и положено в парламентской республике. Президент республики представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. На деле всеми этими полномочиями без контрасигнатуры федерального канцлера, президент может воспользоваться лишь в случаи вакантности поста канцлера. Правительство несет ответственность только перед парламентом, как индивидуальную, так и коллективную. В Германии действует так называемый конструктивный вотум недоверия. Одним блоком голосуется и против федерального канцлера, и за его преемника. Так как в случае выражения недоверия возможно или назначение нового канцлера или роспуск парламента.

Можем сделать вывод, что Германия имеет смешанную избирательную систему.

Особенности избирательной системы в Бельгии

Избирательная система Бельгии складывалась на протяжении всего периода существования бельгийского государства со времени революции 1830 года.

Право тайного голосования действует в Бельгии с 1877 года.

По избирательному закону от 30 декабря 1899 года Бельгия стала первой в мире страной, в которой была введена пропорциональная избирательная система по методу д’Ондта. Эта система была подтверждена избирательным законом от 9 мая 1919 года, который ввёл равное избирательное право для мужчин и части женщин, достигшие 18-летнего возраста.

По закону от 27 марта 1948 года всеобщее избирательное право было распространено на всех женщин-избирателей. Кроме того с 1988 года каждое полугодие происходит обязательная регистрация избирателей. Ценз пассивного избирательного права для избрания в нижнюю палату бельгийского парламента — 21 год, в верхнюю — 35 лет.

С 2006 года в выборах может принять участие (но не быть избранным) любой иностранный гражданин при условии 5-летнего проживания на территории Бельгии, регистрации в избирательном списке и после подписания обязательства соблюдать Конституцию и законы Бельгии, а также европейскую Конвенцию прав человека.

Основные положения современной избирательной системы Бельгии

•Прямые, всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.

•Голосование носит обязательный характер при обязательной регистрации избирателей (2 раза в год).

•Возрастной ценз для активного избирательного права — 18 лет.

•Результаты голосования определяются согласно пропорциональной избирательной системе по методу д’Ондта.

Особенности избирательной системы в Чехии

Чехия (чеш. Cesko), официальное название Чешская Республика – согласно Конституции, принятой 16 декабря 1992 года, является парламентской республикой.

Глава государства – Президент. Президент избирается каждые пять лет Парламентом. Президенту предоставлены полномочия: предлагать судей Конституционного Суда, распускать парламент при определённых условиях, накладывать вето на законы. Он назначает премьер-министра, а также других членов правительственного кабинета.

Чешский парламент двухпалатный, состоит из Палаты депутатов (Poslanecka snemovna) и Сената (Senat). 200 делегатов Палаты депутатов избираются на 4-летний срок, на базе пропорционального представительства. 81 член Сената имеет мандат на шесть лет. Переизбрание трети состава Сената производится каждые два года на основе мажоритарных выборов, которые проводятся в два тура.

Право голосовать на выборах в Палату депутатов и в Сенат имеет каждый гражданин Чешской Республики, достигший 18 лет. В Палату депутатов может быть избран гражданин Чешской Республики, имеющий право участвовать в выборах и достигший 21 года.

Депутаты избираются по спискам политических партий. После избрания представители партий создают в Палате депутатов депутатские клубы. В Сенат может быть избран гражданин Чешской Республики, имеющий право голоса и достигший 40 лет. 14 избирательных округов совпадают с 14 регионами страны.

Политические партии должны преодолеть 5-процентный порог для вхождения в Парламент, в то время как коалиции двух партий необходимо собрать 10 процентов голосов, а коалиции трех партий 15 процентов.

Количество депутатских мандатов для каждого региона не является фиксированным и определяется только после выборов, по формуле, предусмотренной законом о выборах, исходя из общего числа голосов, отданных за те партии, которые преодолели 5-процентный порог на национальном уровне.

Закон о выборах не содержит положения о национальном или международном наблюдении за порядком проведения выборов. Положение о международных наблюдателях содержится в постановлении Государственной избирательной комиссии Чешской Республики, которое также определяет, что Министерство внутренних дел является органом, который будет аккредитовать наблюдателей.

Особенности избирательной системы в Испании

Избирательная система Испании, будучи по сути своей инструментом, гарантирующим демократическое голосование, а также преобразование голосов в политическое представительство, оказалась действительно эффективной моделью, настолько эффективной, что она оставалась жизненно устойчивой и неизменной на протяжении двадцати лет после того, как ее принципиальные положения были одобрены на основе консенсуса на первом этапе переходного периода.

К тому, что было уже сказано, следует добавить еще, что ценность избирательной системы Испании заключается в ее политической функциональности и легитимности, которые она постепенно приобретала в ходе многочисленных избирательных процессов,

избирательная система Испании, которая теоретически может рассматриваться как самая лучшая в мире, на практике может оказаться бесполезной.

Во избежание риска подобного рода, и в Конституции, и первом варианте Закона о Выборах (L.O.R.E.G.) был установлен правовой подход, Поэтому в Испании правительство или администрация не имела законного права регулировать или вводить положения, которые бы сказывались на избирательном законодательстве.

Операции по подготовке и пересмотру Переписи избирателей: Испанские граждане получают право избирать и возможность быть избранными на выборах по достижению 18-ти летнего возраста, и они автоматически включаются в список избирателей.

Испанцы, постоянно проживающие за рубежом, также включаются в специальный список избирателей. Иностранцы из стран членов Европейского союза и Норвегии, постоянно проживающие в Испании, также вносятся в список избирателей.

В настоящее время при проведении выборов, за месяц до назначенной даты, в качестве первого шага проводится перепись избирателей, и ежемесячные списки электората вывешиваются для всеобщего обозрения на избирательных участках неделю спустя после объявления о проведении выборов.

Общие черты избирательных систем Германии, Бельгии, Испании и Чехии

Несмотря на существенные отличия в политике и экономике стран они имеют общие черты избирательного права и избирательных систем, применяемых при формировании верхних палат парламента. А именно:

  • Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту
  • Прямые, всеобщие и равные выборы при тайном голосовании
  • Возрастной ценз для активного избирательного права — 18 лет
  • равное избирательное право для мужчин и части женщин
  • Используется заградительный 5%-ый порог
  • Президент выбирается на 5 лет и др.

Заключение

Избирательная система существенно влияет на всю деятельность представительных и законодательных органов власти. В странах, где традиционно применяется мажоритарная избирательная система, тем не менее, наблюдается тенденция к её объединению с пропорциональной.

Из приведенных выше данных мы видим, что объединение избирательных систем в разных странах, и особенно в Европе, предопределяет сложившуюся там демократию, как партийную, создавая наиболее благоприятные условия для того, чтобы во власти были представлены интересы если не всех, то большинства социальных групп, этнических и религиозных меньшинств и чтобы представляющие их партии и объединения были способны обеспечить отлаженный и эффективный механизм управления государством в целом, смягчая тем самым недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Источник

Типы избирательных систем

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная де­мократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного само­управления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Рассматривая данные системы, обратим осо­бое внимание на то, что они отличаются не столько формаль­ными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

· Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кан­дидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Большинство бывает разным. Су­ществуют избирательные системы, требующие абсолютного боль­шинства (это 50% + 1 голос и более). Такая избирательная сис­тема существует, например, в Австралии.

Мажоритарная систе­ма относительного большинства означает, что побеждает на вы­борах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников.

Мажоритарную избирательную систему называют «системой первого пришедшего к финишу».О ней также гово­рят — «победитель получает все».

В настоящее время такая систе­ма действует в четырех странах — США, Канаде, Великобрита­нии, Новой Зеландии.

Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного.

При мажоритарной системе, как правило, возникают и уп­рочиваются непосредетвенные связи между кандидатом (в даль­нейшем депутатом) и избирателями.

Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы изби­рателей, лично знакомы с их наиболее активными представите­лями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.

Очевидно, что при мажоритарной системе на выборах побежда­ют представители более сильного политического течения в стране. В свою очередь, это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по сво­ему значению партий.

Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в стра­нах, где она используется, двух- или трехпартийных систем.

· Пропорциональная избирательная система означает, что манда­ты распределяются четко пропорционально числу поданных го­лосов.

Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной си­стеме.

При использовании пропорциональной избирательной си­стемы преследуется цель обеспечения широкого и пропорцио­нального представительства в органах власти политических пар­тий, а также социальных и национальных групп.

Данная система способствует развитию многопартийности. Она используется в Австралия, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разно­видности. Существуют два ее вида:

· пропорциональная избирательная система на общего­сударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избира­тельные округа не выделяются;

· пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские ман­даты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки. Остановимся на них под­робнее.

К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного прави­тельства.

Дело в том, что она позволяет крупным, хорошо орга­низованным политическим партиям легко побеждать на выбо­рах и создавать однопартийные правительства.

Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государствен­ную политику. Примеры США, Англии и других стран достаточ­но убедительно об этом свидетельствуют.

Однако мажоритарная система имеет ряд существенных недостатков. При мажоритарной системе для распределения пар­ламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и в этом смыс­ле пропадают.

Заинтересованные силы могут при мажоритарной системе манипулировать волей избирателей. В частности, значительные возможности заключает в себе «география» избирательных окру­гов.

Как показывает опыт, сельское население голосует более тра­диционно в сравнении с городским. Заинтересованные политические силы учитывают это обстоятельство при формировании избирательных округов. Выделяется по возможности больше избирательных округов с преобладанием сельского населения.

Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы весьма существенные. Главным из них является, что значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остает­ся не представленной в органах власти.

К достоинствам пропорциональной избирательной системы от­носится то, что в сформированных с ее помощью органах влас­ти представлена реальная картина политической жизни обще­ства, расстановки политических сил.

Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Однако рассматриваемая система имеет весьма существен­ные недостатки. (Пример Италии, использующей данную систе­му: с 1945 г. здесь сменилось 52 правительства).

Основные недостатки данной системы можно свести к следующему.

Во-первых, при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства. Причи­ны: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, создан­ные на такой основе, отличаются нестабильностью.

Во-вторых, пропорциональная избирательная система при­водит к тому, что политические силы, не пользующиеся под­держкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.

В-третьих, при пропорциональной избирательной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкрет­ных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депу­татами и избирателями весьма слабая.

В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зави­симости депутатов от этих партий. Такая несвобода парламента­риев может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.

Недостатки пропорциональной системы очевидны и сущест­венны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропор­циональные избирательные системы.

Мировая практика показывает, что если мажоритарные сис­темы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны.

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвер­дившейся политической системы и других обстоятельств.

Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение про­порционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере.

В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем.

1. Систе­мы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма;

2. Избирательные системы с недостаточным пропорционализмом;

3. Системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако пре­дусматривают различные заградительные барьеры проникнове­нию представителям некоторых политических сил в парламент.

Пример — избирательная система ФРГ. Здесь кандидаты от поли­тической партий, не набравшей 5% голосов избирателей в грани­цах всей страны, в парламент не попадают. Такой «избиратель­ный метр» используется и в ряде других государств.

Как уже подчёркивалось, избирательные системы в своем раз­витии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной из­бирательной системы, то есть системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропор­циональной избирательных систем.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутат­ских мандатов распределяется в соответствий с принципами ма­жоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Страны богаты ресурсами разнообразного минерального сырья юар заир гвинея
Оцените статью