Страны под влиянием спроса
Международная торговля – это процесс товарно-денежного обмена между странами.
Она состоит из торговых отношений, складывающихся между всеми государствами мира. Ее отличительными особенностями являются:
- Более низкая мобильность ресурсов.
- Разные валюты расчетов.
- Политический контроль.
Структура международной торговли состоит из экспорта и импорта. Под экспортом понимается вывоз товаров национального производства, которые реализуются на внешнем рынке. При импорте происходит ввоз товаров и услуг из иностранных государств. Специализация стран складывается под влиянием международного разделения труда. Государствам выгодно производить и реализовывать те товары и услуги, себестоимость которых будет ниже мировых рыночных цен. Если цена производства высока, то выгоднее импортировать товары и услуги, в которых заинтересовано общество. Совокупность экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот.
Готовые работы на аналогичную тему
Международная торговля характеризуется активностью стран-участниц. Вовлеченность в мировую торговлю характеризуется рядом показателей, среди которых квоты, потенциал и структура экспортно-импортных потоков. Так же исследование участия в международной торговле оценивается по доле производства страны в мировом ВВП. Для более детальных расчетов может использоваться показатель объема экспорта в расчете на душу населения, который оценивает степень открытости национальной экономики.
На первый план в мировой торговле выходит невидимый экспорт или международная торговля услугами. Сюда относят услуги транзитного транспорта, иностранный туризм, телекоммуникации, банковское и страховое дело, программное обеспечение вычислительной техники. Так же к сфере услуг относятся здравоохранение и образование.
Соотношение предложения и спроса на мировом рынке
На более ранних исторических этапах мировая торговля являлась средством развития отношений. В ее основе лежала необходимость реализации излишков товаров. Развитие производства и промышленности привело к тому, что страны стали специализироваться на создании определенных товаров и услуг, руководствуясь принципами международного разделения труда. Рост производства влиял на потребность в ресурсах и сырье. Так же становлению мировой торговли способствовала интернационализация производства.
Спрос в международных торговых отношениях выражает потребность в благах, которых нет у страны. Это обусловлено количеством или набором необходимых ресурсов. Факторов производства недостаточно и их объем ограничен, поэтому восполнять нехватку приходится за счет вступления в экономические отношения с другими странами. Мировая экономическая система, как и любая другая, стремится к равновесию.
Совокупный мировой спрос представляет собой объем всех произведенных в мире товаров и услуг, которые могут быть потреблены при существующем уровне цен. В его состав входят:
- Закупки товаров фирмами (потребление производственного характера).
- Закупки домашними хозяйствами.
- Государственное потребление.
- Инвестиции, направленные на потребление
Совокупное мировое предложение представляет собой объем продукции, который производители могут предложить на мировом рынке при текущем уровне цен. Количество товаров и услуг обеспечивается внутренним производством, а также импортными поставками. Чтобы обеспечить равновесие на международном торговом рынке необходимо достижение равенства между спросом и предложением. В реальности такое равновесие достигается достаточно редко. Как правило, происходит отклонение от баланса в пользу стран, имеющих геополитические преимущества.
Регулирование международной торговли
Рыночный механизм не всегда справляется с задачей регулирования соотношения спроса и предложения. Для целей поддержания баланса была создана Всемирная торговая организация. Но несмотря на наличие рыночного механизма и международного регулирующего органа, многие страны пользуются своим геополитическим положением для достижения собственных экономических интересов.
Воздействие на мировое предложение и спрос осуществляется через:
- Установление правил торговли.
- Косвенные методы, например, введение поощрений или отягощений.
- Формирование интеграционных образований.
- Двусторонние договорные отношения.
Роль ВТО ограничена действующими внутренними мерами. Многие страны перешли к политике протекционизма, введению таможенных барьеров. Причинами дисбаланса выступают политические цели государства, часто напрямую не связанные с экономикой. Влияние отдельных стран больше всего чувствуется на рынке энергоресурсов и мировом финансовом рынке. Использование в расчетах общепринятых резервных валют дает преимущество странам, где они являются национальными денежными знаками.
Нестабильность мировой экономики, ее тесная связь с финансовым сектором вносят дисбаланс в мировую торговлю. Существует несколько стран, которые определяют стратегию экономического развития на мировом уровне. Остальным государствам приходится подстраиваться под выбранный курс.
Государство может повлиять на долю участия в международной торговле через изменение таможенных пошлин, а также через введение нетарифных ограничений. К последней группе относят административные запреты, введение стандартов. Власть использует различные инструменты для регулирования баланса экспорта и импорта. На мировом уровне действует та же система ограничений и стимулов, способствующая установлению относительного равновесия между сбытом и потреблением. Регулирование осуществляется в соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле, Положениями ВТО, Генеральным соглашением по торговле услугами и Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, помимо рыночного механизма, приводящего объем мирового спроса и предложения к некоторому равновесию, используются внешние методы воздействия на международные торговые отношения.
Источник
Страны под влиянием спроса
Учебный портал
Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 4 Макроэкономическое равновесие » 4.2 Совокупный спрос и совокупное предложение
4.2 Совокупный спрос и совокупное предложение
Для того чтобы лучше разобраться в проблеме макроэкономического равновесия, рассмотрим совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD—AS).
Совокупный спрос (AD — aggregate demand) — это сумма всех видов спроса, или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. Совокупный спрос отражает зависимость между уровнем цен и объемом произведенного продукта, который потребители готовы купить при данном уровне цен. Графически совокупный спрос изображен на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса
Совокупный спрос включает в себя следующие основные составляющие:
• спрос на потребительские товары и услуги (С). При увеличении уровня цен потребительский спрос сокращается, т.е. снижается покупательская способность накопленных доходов;
• спрос на инвестиционные товары (I)—рост цен приводит к повышению процентной ставки, так как увеличивается спрос на деньги. Увеличение же процентных ставок сокращает объем реальных плановых инвестиций;
• спрос на товары и услуги со стороны государства (G), так называемые государственные закупки. Увеличение уровня цен в стране сокращает государственные закупки, так как выделение средств из бюджета на государственные закупки осуществляется в фиксированном стоимостном выражении;
• чистый экспорт — разница между экспортом и импортом (X). При увеличении уровня цен в данной стране объем ее экспортных операций уменьшается, а уровень импорта повышается, т.е. товары, произведенные в данной стране, становятся дороже иностранных.
Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:
Если посмотреть на формулу (4.1) более внимательно, то можно увидеть, что она соответствует формуле (2.1) расчета ВВП по расходам, которую мы рассматривали в главе 2.
Все основные составляющие находятся в обратной зависимости от уровня цен, что определяет отрицательный наклон кривой AD. Таким образом, спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:
Из формулы (4.2) следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.
Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана:
• с эффектом процентной ставки (эффект Кейнса) — с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;
• эффектом богатства (эффект Пигу) — рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос;
• эффектом импортных закупок — рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на им- . портные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.
Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.
К неценовым факторам совокупного спроса относятся:
• факторы, влияющие на потребительские расходы домохо-зяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания, так как оптимистические экономические ожидания потребителей и фирм увеличивают плановый объем потребляемого национального продукта;
• факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;
• изменения в государственной политике, определяющей государственные расходы; кроме того, на совокупный спрос влияет изменение объема денежной массы в экономике, производимое центральным банком, и увеличение или уменьшение уровня налогообложения;
• изменения в мировой экономике, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке, экономический рост в других странах, также оказывает влияние на совокупный спрос.
Изменения совокупного спроса отражены на рис. 4.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево — его уменьшение.
Совокупное предложение (AS — aggregate supply) — это вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведенная (предложенная) в обществе. Оно показывает взаимосвязь величины реального национального продукта и уровня цен, при котором производится продукт.
Графически взаимосвязь между уровнем цен и объемом выпуска изображается в виде кривой совокупного предложения.
На характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы. Как и в отношении кривой AD, ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения и обусловливают движение вдоль кривой AS. Неценовые факторы вызывают сдвиг кривой влево или вправо. К неценовым факторам предложения относят изменения в технологии, в ценах ресурсов и их объемах, в налогообложении фирм и структуре экономики. Так, повышение цен на энергоносители приведет к росту издержек и снижению объема предложения (кривая AS сдвигается влево). Высокий урожай означает увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо). Рост или снижение налогов соответственно вызывают уменьшение или увеличение совокупного предложения.
Форма кривой предложения трактуется по-разному в классической и кейнсианской экономических школах. В классической модели экономика рассматривается в долгосрочном периоде. Это период, в течение которого номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются достаточно сильно, являются «гибкими». Реальные величины (объем выпуска продукции, уровень занятости, реальная ставка процента) меняются медленно и принимаются за постоянные. Экономика функционирует на полную мощность при полной занятости средств производства и ресурсов труда. Кривая совокупного предложения AS выглядит как вертикальная линия, отражая тот факт, что в этих условиях невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства, даже если это стимулируется увеличением совокупного спроса. Его рост в данном случае вызывает инфляцию, но не рост ВНП или занятости. Классическая кривая AS характеризует естественный (потенциальный) объем производства (ВНП), т.е. уровень ВНП при естественном уровне безработицы, или максимально высокий уровень ВНП, который может быть создан при имеющихся в обществе технологиях, трудовых и природных ресурсах без роста темпов инфляции.
Кривая совокупного предложения может передвигаться влево и вправо в зависимости от развития производственного потенциала, производительности, технологии производства, т.е. тех факторов, которые влияют на движение естественного уровня ВНП.
Кейнсианская модель рассматривает экономику в краткосрочном периоде. Это такой период (длительностью от одного до трех лет), который необходим для выравнивания цен на конечную продукцию и факторы производства. В течение этого периода предприниматели могут получать прибыль в результате превышения цен на конечную продукцию при отставании цен на факторы производства, прежде всего на рабочую силу. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) рассматриваются как «жесткие». Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости) — как «гибкие». Эта модель исходит из неполной занятости экономики. В таких условиях кривая совокупного предложения AS либо горизонтальна, либо имеет восходящий характер. Горизонтальный отрезок прямой отражает глубокий спад в экономике, недоиспользование производственных и трудовых ресурсов. Расширение производства в такой ситуации не сопровождается повышением издержек производства и цен на ресурсы и готовую продукцию. Восходящий отрезок кривой совокупного предложения отражает ситуацию, когда рост объема национального производства сопровождается некоторым увеличением цен. Это может происходить из-за неравномерности развития отдельных отраслей, использования для расширения производства менее эффективных ресурсов, что повышает уровень издержек и цен на конечную продукцию в условиях ее роста.
Рис. 4.2. Кривая совокупного предложения
И классическая, и кейнсианская концепции описывают воспроизводственные ситуации, которые вполне возможны в реальной действительности. Поэтому три формы кривой предложения принято объединять в одну линию, имеющую три отрезка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (восходящий) и классический (вертикальный).
(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)
Источник