Страны подписавшие бернскую конвенцию

Содержание
  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.)
  2. ГАРАНТ:
  3. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года: страны-участницы, итоги
  4. Зарождение авторского права
  5. Историческая справка
  6. Создание
  7. Страны-участники
  8. Внесение изменений
  9. Этапы нововведений
  10. Структура конвенции
  11. Основные положения
  12. Принцип национального режима
  13. Принцип автоматической защиты
  14. Принцип независимости охраны
  15. Презумпция автора
  16. Итоги
  17. Бернская конвенция — Berne Convention
  18. СОДЕРЖАНИЕ
  19. Содержание
  20. Применимость
  21. Страна происхождения
  22. Срок авторского права
  23. Минимальные стандарты защиты относятся к произведениям и правам, подлежащим защите.
  24. Исключения и ограничения авторского права
  25. История
  26. Принятие и реализация
  27. Перспективы будущей реформы
  28. Список стран и регионов, не подписавших Бернскую конвенцию

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.)

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений
от 9 сентября 1886 г.
(дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 28 сентября 1979 г.)

Читайте также:  Стадии экономического роста страны

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

Страны Союза, воодушевленные единым стремлением обеспечить охрану прав авторов на их литературные и художественные произведения наиболее эффективными и единообразными способами,

признавая значение работы Конференции по пересмотру Конвенции, состоявшейся в Стокгольме в 1967 году,

решили пересмотреть Акт, принятый Конференцией в Стокгольме, оставив без изменений статьи с 1 по 20 и с 22 по 26 этого Акта.

В соответствии с этим нижеподписавшиеся Полномочные представители, по представлении своих полномочий, найденных в надлежащем порядке и должной форме, согласились с нижеследующим:

* Каждой статье и Дополнительному разделу были присвоены заголовки для удобства пользования текстом. В подписанном тексте заголовков нет.

** Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 года.

*** Официальный русский текст подготовлен в соответствии с данной статьей, его соответствие оригиналу подтверждено Генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности К.Идрисом 18 марта 2003 года.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.)

Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 13 марта 1995 г.

О присоединении Российской Федерации к настоящей Конвенции см. постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224

Текст Конвенции опубликован в Бюллетене международных договоров, сентябрь 2003 г., N 9, с. 3; в Своде нормативных актов ЮНЕСКО, М., 1993 г., с. 500

Источник

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года: страны-участницы, итоги

После распространения Интернета по всему свету проблема авторского права стала одной из самых насущных в области юриспруденции. В частности, это можно объяснить тем, что наиболее важным правовым источником в области интеллектуальной собственности является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Принятая еще в XIX веке и повсеместно используемая в судебной практике международного авторского права, она попросту не способна во многом следовать нынешнему техническому прогрессу. Однако наравне с этим нельзя не признать, что Бернская конвенция об авторском праве все же помогла решить множество проблем в данной области.

Зарождение авторского права

Само по себе книгопечатание появилось уже в XV веке, и именно тогда люди впервые задумались о появления авторского права. Однако оформилось оно только к середине XIX века и распространялось исключительно на конкретные предметы искусства, вроде скульптур и картин, но практически не применялось к книгам.

Почему? Потому, что именно в области книгопечатания автор становился на задний план. Поскольку творческий труд здесь полностью подавлялся издателями, которые обладали рыночной монополией. Жесткая цензура издателей полностью угнетала самих писателей. Свет могли увидеть исключительно те книги, что были одобрены монополистами, а вознаграждения для автора, которые ими выплачивались, были настолько малы, что никакой прибыли не приносили.

По мере того как популярность книг начала расти, позиции авторов стали упрочняться. Особенно сильно это движение проявилось во Франции, где писатели получили настолько большой успех, что смогли начать борьбу за монополизирование своих произведений. Именно это и явилось причиной создания Бернской конвенции в 1886 году.

Историческая справка

XIX век породил начало промышленной революции во всем мире. Затронула она и область книгопечатания: впервые книги стали доступны для всех слоев населения. А развитая международная торговля позволяла распространить книги по всему миру, так что теперь они могли продаваться в совершенно разных странах. Началось активное копирование художественной литературы, что привело к главной проблеме: авторы попросту начали терять практически весь свой гонорар. Стало понятно, что внутреннее законодательство каждой из стран попросту не может решить эту проблему, а потому требовалось образование эффективной системы охраны авторского права на международном уровне. Это привело к необходимости создания международного договора, которым впоследствии и стала Бернская конвенция.

Создание

Идею создания единого документа, который бы позволил защитить авторское право по всему свету, подал один из самых знаменитых писателей XIX века – Виктор Гюго. К сожалению, известнейший французский писатель того времени умер прежде, чем в городе Берне в Швейцарии была провозглашена конвенция. Однако именно он провел всю подготовительную работу, поскольку хорошо разбирался как во французской, так и в англосаксонской правовой системе в данной области. Он смог объединить их положения, вобрав все лучшее, и написал предварительный текст.

Помимо этого, Гюго смог создать Международный союз писателей, сплотив их всех в одну команду. Он начал активную пропаганду против пиратства, а также выступил единым фронтом в борьбе за расширение авторских прав. Именно этот союз окончил работу умершего в 1885 году Гюго и помог создать конвенцию.

Страны-участники

Участие в конвенции в городе Берне в Швейцарии приняли десять стран. Именно они подписали международный договор, который стал на долгие годы основополагающим для авторского права. В число стран-участниц Бернской конвенции принято относить Францию, Великобританию, Бельгию, Германию, Италию, Испанию, Тунис, Либерию, Гаити и, соответственно саму Швейцарию. Но общепризнанным считается и весомый вклад известных писателей и крупных издательств стран, не принимавших прямого участия, но поддержавших создание единого документа.

В 1997 году Бернская конвенция об охране художественных и литературных произведений была принята и ратифицирована, а потому вступила в силу в самых могущественных европейских странах.

Внесение изменений

На начальном этапе были утверждены только основные положения Бернской конвенции, которые попросту не могли полностью отрегулировать всю широту имеющихся авторских прав в различных странах. Прописанный минимум требовал постоянного усовершенствования, поэтому на протяжении следующих лет в документ постоянно вносились изменения и дополнения. Помимо этого, все больше стран становились членами Бернской конвенции, а самые нерешительные присутствовали на собраниях в качестве наблюдателей.

Этапы нововведений

Все нововведения в конвенцию вносились постепенно. Именно поэтому обновление этого документа принято делить на этапы.

  1. На собрании в 1896 году были впервые внесены понятия публикаций, а также тот факт, что авторские права в подписавших документ странах распространялись даже на авторов тех стран, которые непосредственно не ратифицировали Бернскую конвенцию.
  2. В 1908 году Россия впервые стала делегатом на новом пересмотре конвенции, хотя документ еще не подписала. Итогом данного этапа стал пересмотр практически всего документа. В итоге были принципиально изменены все четыре основных принципа Бернской конвенции, которые существовали до этого. В документ добавилось статей. Их стало 30 и они существенно расширили круг объектов охраны. Защите теперь подлежало искусство фотографии, архитектура, кинематограф и многое иное. Также права на перевод начали защищаться на одном уровне с авторским правом.
  3. Римская конференция 1928 года еще больше расширила круг объектов охраны. К ним начали причисляться даже проповеди и лекции. Однако наиболее важным нововведением стало признание личных прав авторов при отчуждении имущественных прав вроде публикаций, изданий и постановок.
  4. Конференция в 1948 году не столько пересматривала саму конвенцию, сколько утверждала ее главенствующее положение над внутренним законодательством.
  5. Стокгольмская конференция в 1967 году была направлена на снижение уровня защиты авторских прав, поскольку он был настолько высок, что добиться доступа к научным и культурным произведениям было практически невозможно. По результатам проведенной работы впервые было введено разрешение на получение лицензий на произведения или их перевод.
  6. Последние изменения были внесены в 1971 году. Они устраняли все имеющиеся различия между Бернской конвенцией и Всемирной конвенцией об авторском праве. С тех пор документ неизменен.

Структура конвенции

В полностью пересмотренной версии конвенции, которая была подписана в 1971 году, содержится 53 статьи. Помимо этого, в ней есть особый раздел, в котором размещены специальные положения, применяющиеся к развивающимся странам. Он состоит из 6 статей, которые нумеруются римскими цифрами, хотя основная часть имеет арабскую нумерацию.

Основные положения

Как уже упоминалось ранее, в основу Бернской конвенции положено 4 основных принципа, которые применяются по отношению ко всем произведениям культуры, подпадающим под авторское право. Условно их принято называть:

  • принцип национального режима;
  • принцип автоматической защиты;
  • принцип независимости охраны;
  • принцип авторской презумпции.

Принцип национального режима

Основа принципа заключается в том, что любая из стран-участниц обязана оказывать произведению авторов из других стран такой же правовой объем, что и собственным. Все разбирательства и защита произведения производятся по законодательству той страны, где оно непосредственно распространяется и используется, при этом не берут в расчет то, из какой страны был автор изначально.

Принцип автоматической защиты

Согласно данному принципу, авторское право возникает автоматически после того, как произведение создается. Сам автор не должен осуществлять каких-либо действий для этого, вроде регистрации или любых иных.

Принцип независимости охраны

Охрана произведения, которое распространяется по стране, ни в коем случае не должна опираться на законодательство иных стран, даже тех, что были местом происхождения книги.

Для этого принципа существует только единственное исключение: если в стране происхождения срок охраны, равный 50 годам после смерти автора, истек. В этом случае прекращение защиты может применяться и в стране распространения.

Презумпция автора

Если не существует весомых доказательств для определения автора, то им признается человек, который был указан в качестве него на обложке книги. Следует признать факт того, что само понятие авторства в Бернской конвенции не указано, а потому это определяется внутренним законодательством каждой из стран. То есть авторство определяется непосредственно по законам страны, в которой оно было создано.

Итоги

Нельзя не признавать того факта, что применение Бернской конвенции судами было широко распространено весь XX век. Даже в наше время она оказывает огромное влияние на то, в какую именно сторону идет формирование международного права. Причем проследить ее влияние можно не только в тех странах, что ратифицировали документ, но и в законодательстве тех, что его не подписывали. Ярким примером здесь может быть признана Россия, которая в 1970-х годах полностью подвела законодательство об авторском праве под каноны Бернской конвенции, хотя сама подписала его только в 1995 году. На данный момент подписали и ратифицировали документ 167 стран по всему миру.

Создание конвенции помогло определить порядок охраны прав авторов, а после их смерти и прав наследников. В числе основных авторских прав стало требование на признание авторства, защита чести и достоинства писателя, а также противодействие в искажении произведения. Помимо этого, обговорена контрафакция в данной области, то есть совершенно незаконное распространение произведения, которое стало наказуемо даже в тех случаях, когда оно распространяется в странах, не ратифицировавших документ.

На данный момент Бернский союз, который осуществляет защиту авторского права, действует на постоянной основе и имеет свои управленческие органы. Альянс имеет право изменять нормы конвенции, а также решает иные вопросы, связанные с этой сферой. Невозможно не признавать огромное влияние Бернской конвенции на внутреннее и международное законодательство, которое существует на современном этапе в области авторского права.

Источник

Бернская конвенция — Berne Convention

Бернская конвенция

Подписано 9 сентября 1886 г.
Расположение Берн , Швейцария
Эффективный 5 декабря 1887 г.
Условие 3 месяца после обмена ратификационными грамотами
Стороны 179
Депозитарий Генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности
Языки Французский (преобладает в случае различий в интерпретации) и английский, официально переведены на арабский, немецкий, итальянский, португальский и испанский языки.
Конвенция об охране литературных и художественных произведений в Wikisource

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведениях , как правило , известная как Бернская конвенция , является международным соглашением , регулирующим авторское правом , которое было первым принятым в Берне , Швейцария , в 1886 году.

Бернская конвенция официально закрепила ряд аспектов современного законодательства об авторском праве; он ввел концепцию, согласно которой авторское право существует в тот момент, когда произведение «зафиксировано», а не требует регистрации . Он также требует, чтобы страны признали авторские права, принадлежащие гражданам всех других участников конвенции.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Бернская конвенция требует, чтобы ее стороны относились к авторским правам на произведения авторов других сторон конвенции (известных как члены Бернского союза ), по крайней мере, так же, как и права своих собственных граждан. Например, французский закон об авторском праве применяется ко всему, что публикуется, распространяется, исполняется или иным образом доступно во Франции, независимо от того, где оно было изначально создано, если страна происхождения этого произведения находится в Бернском союзе.

В дополнение к созданию системы равного обращения, которая гармонизирует авторское право между сторонами, соглашение также требует, чтобы государства-члены установили строгие минимальные стандарты для законодательства об авторском праве.

Авторское право согласно Бернской конвенции должно быть автоматическим; Запрещается требовать формальную регистрацию. Однако, когда Соединенные Штаты присоединились к Конвенции 1 марта 1989 г., они продолжали возмещать установленный законом ущерб и гонорары адвокатов только для зарегистрированных произведений.

Однако в деле Moberg v Leygues (решение Федерального окружного суда штата Делавэр в 2009 году) было указано, что защита Бернской конвенции должна быть по существу «беспроблемной», что означает, что никакие требования к регистрации не могут быть наложены на произведение из другой страны-члена Берна. Это означает, что страны-члены Берна могут требовать регистрации и / или депонирования произведений, происходящих из их собственной страны, но не могут требовать выполнения этих формальностей в отношении произведений из других стран-членов Берна.

Применимость

В соответствии со статьей 3 охрана Конвенции распространяется на граждан и жителей стран, которые являются участниками конвенции, а также на произведения, впервые опубликованные или одновременно опубликованные (в соответствии со статьей 3 (4) «одновременно» определяется как «в течение 30 дней» ) в стране-участнице конвенции. В соответствии со статьей 4 это также применяется к кинематографическим произведениям лиц, которые имеют свою штаб-квартиру или обычное место жительства в стране-участнице, а также к архитектурным произведениям, расположенным в стране-участнике.

Страна происхождения

Конвенция опирается на понятие «страна происхождения». Часто страну происхождения определить просто: когда произведение публикуется в стране-участнике и нигде больше, это страна происхождения. Однако в соответствии со статьей 5 (4), когда произведение публикуется одновременно в нескольких странах-участницах (в соответствии со статьей 3 (4) «одновременно» определяется как «в течение 30 дней»), определяется страна с самым коротким сроком охраны. как страна происхождения.

Для произведений, одновременно опубликованных в стране-участнике и в одном или нескольких государствах, не являющихся участниками, страной происхождения является страна-участник. Для неопубликованных работ или произведений, впервые опубликованных в стране, не являющейся участником партии (без публикации в течение 30 дней в стране-участнице), гражданство автора обычно указывает страну происхождения, если он гражданин страны-участницы. (Есть исключения для кинематографических и архитектурных работ.)

В эпоху Интернета неограниченная публикация в Интернете может считаться публикацией в любой юрисдикции, имеющей достаточное подключение к Интернету. Непонятно, что это может означать для определения «страны происхождения». В деле Kernel v. Mosley (2011 г.) суд США «пришел к выводу, что произведение, созданное за пределами Соединенных Штатов, загруженное в Австралии и принадлежащее компании, зарегистрированной в Финляндии, тем не менее, является произведением в США в силу того, что оно опубликовано в Интернете». Однако другие суды США в аналогичных ситуациях пришли к другим выводам, например, Håkan Moberg v. 33T LLC (2009). Вопрос определения страны происхождения цифровой публикации остается предметом разногласий и среди ученых-юристов.

Срок авторского права

Бернская конвенция гласит, что все произведения, за исключением фотографических и кинематографических, охраняются авторским правом в течение не менее 50 лет после смерти автора, но стороны могут предоставить более длительные сроки , как это сделал Европейский Союз с Директивой 1993 года о согласовании сроков защиты авторских прав . Для фотографии Бернская конвенция устанавливает минимальный срок в 25 лет с года создания фотографии, а для кинематографии минимальный срок составляет 50 лет после первого показа или 50 лет после создания, если фотография не была показана в течение 50 лет после создание. Страны, в которых действует более ранняя редакция договора, могут выбрать собственные условия защиты, а для определенных типов произведений (таких как фонограммы и кинофильмы) могут быть предоставлены более короткие сроки.

Если автор неизвестен, потому что, например, автор был намеренно анонимным или работал под псевдонимом, Конвенция предусматривает срок в 50 лет после публикации («после того, как произведение было законно обнародовано»). Однако, если личность автора становится известна, применяется срок авторских прав для известных авторов (50 лет после смерти).

Хотя Бернская конвенция гласит, что должен применяться закон об авторском праве страны, в которой заявлено авторское право, статья 7 (8) гласит, что «если законодательством этой страны не предусмотрено иное, срок не должен превышать срока, установленного в стране происхождения. произведения », т. е. автор обычно не имеет права на более длительное авторское право за границей, чем у себя дома, даже если зарубежные законы предусматривают более длительный срок. Это широко известно как « правило более короткого срока ». Не все страны приняли это правило.

Минимальные стандарты защиты относятся к произведениям и правам, подлежащим защите.

Что касается произведений, охрана должна включать «любое произведение в литературной, научной и художественной сфере, независимо от способа или формы его выражения» (статья 2 (1) Конвенции).

С учетом определенных разрешенных оговорок, ограничений или исключений, следующие права должны быть признаны в качестве исключительных прав на разрешение:

  • право переводить ,
  • право вносить изменения и аранжировки произведения,
  • право выступать в публичных драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведениях,
  • право напубличноечтение литературных произведений ,
  • право доводить до всеобщего сведения исполнение таких произведений,
  • право на вещание (с возможностью того, что Договаривающееся государство может предусмотреть простое право на справедливое вознаграждение вместо права разрешения),
  • право на воспроизведение любым способом и в любой форме (с возможностью того, что Договаривающееся государство может разрешить, в определенных особых случаях, воспроизведение без разрешения, при условии, что воспроизведение не противоречит нормальному использованию произведения и не наносит необоснованного ущерба законные интересы автора и возможность того, что Договаривающееся государство может предоставить в случае звукозаписи музыкальных произведений право на справедливое вознаграждение),
  • право использовать произведение в качестве основы для аудиовизуального произведения , а также право воспроизводить, распространять, публично исполнять или сообщать публике это аудиовизуальное произведение.

Исключения и ограничения авторского права

Бернская конвенция включает ряд конкретных исключений из авторского права, разбросанных по нескольким положениям из-за исторической причины Бернских переговоров. Например, статья 10 (2) разрешает членам Берна предусматривать «исключение для преподавания» в своих статутах об авторском праве. Исключение составляет использование для иллюстрации изучаемого предмета, и оно должно быть связано с учебной деятельностью.

В дополнение к конкретным исключениям Бернская конвенция устанавливает « трехступенчатую проверку » в статье 9 (2), которая устанавливает рамки для стран-участниц для разработки своих собственных национальных исключений. Трехэтапный тест устанавливает три требования: ограничение законодательства определенными (1) особыми случаями; (2) исключение не противоречит нормальному использованию произведения и (3) исключение не наносит необоснованного ущерба законным интересам автора.

Бернская конвенция не содержит прямых ссылок на такие доктрины, как добросовестное использование или добросовестная сделка , что заставляет некоторых критиков добросовестного использования утверждать, что добросовестное использование нарушает Бернскую конвенцию. Однако Соединенные Штаты и другие страны добросовестного использования утверждают, что гибкие стандарты, такие как добросовестное использование, включают факторы трехступенчатого теста и, следовательно, соответствуют требованиям. Комиссия ВТО постановила, что стандарты не являются несовместимыми.

Бернская конвенция также не включает безопасных убежищ для Интернета, как это принято во многих странах. Однако в Согласованном заявлении сторон Договора ВОИС по авторскому праву от 1996 г. говорится, что: «Понятно, что простое предоставление физических возможностей для обеспечения возможности или передачи сообщений само по себе не равнозначно общению по смыслу настоящего Договора или Бернская конвенция ». Этот язык может означать, что поставщики интернет-услуг не несут ответственности за нарушение авторских прав в сообщениях своих пользователей.

Критики годами утверждали, что Бернская конвенция слаба в защите пользователей и потребителей от чрезмерно широких или резких претензий о нарушении прав, практически без каких-либо других исключений или ограничений. Фактически, Марракешский договор об исключениях из авторского права для слепых и лиц с ограниченными способностями воспринимать печатную информацию был первым международным соглашением, сосредоточенным на правах пользователей. Обсуждаются также договоры, предусматривающие исключения для библиотек и учебных заведений.

История

Бернская конвенция была разработана по инициативе Виктора Гюго из Международной ассоциации литературы и искусства . Таким образом, на него повлияло французское « право автора » ( droit d’auteur ), которое контрастирует с англосаксонской концепцией «авторского права», которая касается только экономических проблем. В соответствии с Конвенцией авторские права на творческие произведения автоматически вступают в силу с момента их создания, без утверждения или объявления. Автору не нужно «регистрировать» или «подавать заявку» на авторское право в странах, присоединившихся к Конвенции. Как только произведение «зафиксировано», то есть написано или записано на каком-либо физическом носителе, его автор автоматически получает право на все авторские права на произведение и любые производные работы , если и до тех пор, пока автор явно не откажется от них или пока авторское право истекает. Иностранным авторам предоставляются те же права и привилегии в отношении материалов, защищенных авторским правом, что и отечественным авторам в любой стране, ратифицировавшей Конвенцию.

До Бернской конвенции законодательство об авторском праве оставалось несогласованным на международном уровне. Так, например, произведение, опубликованное в Соединенном Королевстве гражданином Великобритании, будет защищено там авторским правом, но может быть скопировано и продано кем угодно во Франции. Голландский издатель Альбертус Виллем Зийтхофф , получивший известность в торговле переведенными книгами, написал королеве Нидерландов Вильгельмине в 1899 году в знак протеста против конвенции по поводу опасений, что ее международные ограничения задушат голландскую полиграфическую промышленность.

Бернская конвенция пошла по стопам Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года, которая таким же образом создала основу для международной интеграции других видов интеллектуальной собственности: патентов, товарных знаков и промышленных образцов .

Как и Парижская конвенция, Бернская конвенция учредила бюро для решения административных задач. В 1893 году эти два небольших бюро объединились и стали Объединенными международными бюро по защите интеллектуальной собственности (наиболее известным под французским аббревиатурой BIRPI), расположенным в Берне. В 1960 году BIRPI переехала в Женеву , чтобы быть ближе к ООН и другим международным организациям в этом городе. В 1967 году она стала Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), а в 1974 году стала организацией в рамках Организации Объединенных Наций.

Бернская конвенция была завершена в Париже в 1886 году, пересмотрена в Берлине в 1908 году, завершена в Берне в 1914 году, пересмотрена в Риме в 1928 году, в Брюсселе в 1948 году, в Стокгольме в 1967 году и в Париже в 1971 году, а в 1979 году в нее были внесены поправки.

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году для решения проблем, связанных с информационными технологиями и Интернетом, которые не были решены Бернской конвенцией.

Принятие и реализация

Первая версия договора Бернской конвенции была подписана 9 сентября 1886 года Бельгией, Францией, Германией, Гаити, Италией, Либерией, Испанией, Швейцарией, Тунисом и Соединенным Королевством. Они ратифицировали его 5 сентября 1887 года.

Хотя Великобритания ратифицировала конвенцию в 1887 году, она не реализовала значительную часть ее до 100 лет спустя, когда был принят Закон 1988 года об авторском праве, промышленных образцах и патентах .

Соединенные Штаты присоединились к конвенции 16 ноября 1988 года, и она вступила в силу для Соединенных Штатов 1 марта 1989 года. Соединенные Штаты первоначально отказались стать участником Конвенции, поскольку это потребовало бы серьезных изменений в их авторском праве. закона , особенно в отношении личных неимущественных прав , отмены общего требования о регистрации произведений, охраняемых авторским правом, и отмены обязательного уведомления об авторских правах. Это привело сначала к тому, что США ратифицировали Буэнос-Айресскую конвенцию (BAC) в 1910 году, а затем Всемирную конвенцию об авторском праве (UCC) в 1952 году, чтобы учесть пожелания других стран. После пересмотра ВОИС Бернской редакции Парижа 1971 г. к договору присоединились многие другие страны, как это определено в федеральном законе Бразилии 1975 г.

1 марта 1989 г. был принят Закон США об имплементации Бернской конвенции 1988 г. , и Сенат США посоветовал и дал согласие на ратификацию договора, в результате чего Соединенные Штаты стали участником Бернской конвенции, а Всемирная конвенция об авторском праве почти устарела. За исключением чрезвычайно технических моментов, не относящихся к делу, с присоединением Никарагуа в 2000 году каждая страна, которая является участником Буэнос-Айресской конвенции, также является членом Берна, поэтому BAC также почти устарел и, по сути, устарел .

Поскольку почти все страны являются членами Всемирной торговой организации , Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности требует, чтобы страны, не являющиеся ее членами, приняли почти все условия Бернской конвенции.

По состоянию на сентябрь 2020 года участниками Бернской конвенции являются 179 государств. Сюда входят 176 государств-членов ООН, а также Острова Кука , Святой Престол и Ниуэ .

Перспективы будущей реформы

Предполагалось, что Бернская конвенция будет регулярно пересматриваться, чтобы идти в ногу с социальным и технологическим развитием. Он пересматривался семь раз между его первой итерацией (в 1886 г.) и 1971 г., но с тех пор не претерпел существенных изменений. Это означает, что его правила были определены до широкого распространения цифровых технологий и Интернета. В значительной степени эта длительная засуха между изменениями происходит потому, что Договор дает каждому государству-члену право наложить вето на любое существенное изменение. Огромное количество стран, подписавших Конвенцию, а также их очень разные уровни развития чрезвычайно затрудняют обновление Конвенции, чтобы она лучше отражала реалии цифрового мира. В 2018 году профессор Сэм Рикетсон утверждал, что «вы мечтаете», если думаете, что дальнейший пересмотр когда-либо будет реалистичным.

Члены Бернской конвенции также не могут легко создавать новые договоры об авторском праве, учитывающие реалии цифрового мира, потому что Бернская конвенция также запрещает договоры, несовместимые с ее предписаниями. «Отказ» от договора или отказ от него также нереалистичный вариант для большинства стран, потому что членство Берна является предварительным условием для членства во Всемирной торговой организации.

Академик-юрист доктор Ребекка Гиблин утверждала, что один путь реформ, оставленный бернским членам, — это «выйти наружу». Бернская конвенция требует, чтобы государства-члены соблюдали ее правила только в отношении произведений, опубликованных в других государствах-членах, но не произведений, опубликованных в их собственных границах. Таким образом, страны-члены могут на законных основаниях вводить внутренние законы об авторском праве, содержащие элементы, запрещенные Берном (например, регистрационные формальности), при условии, что они применяются только к их собственным авторам. Гиблин также утверждает, что их следует рассматривать только в том случае, если чистая выгода принесет пользу авторам.

Список стран и регионов, не подписавших Бернскую конвенцию

  • Ангола (но присоединилась к Соглашению ТРИПС )
  • Камбоджа (но присоединилась к Соглашению ТРИПС и Всемирной конвенции об авторском праве (Женева))
  • Эритрея
  • Эфиопия (но присоединилась к Соглашению ТРИПС в качестве наблюдателя)
  • Иран (но присоединился к Соглашению ТРИПС в качестве наблюдателя)
  • Ирак (но присоединился к Соглашению ТРИПС в качестве наблюдателя)
  • Косово
  • Мальдивы (но присоединились к Соглашению ТРИПС )
  • Маршалловы острова
  • Мьянма (но присоединилась к Соглашению ТРИПС )
  • Палау
  • Палестина
  • Папуа-Новая Гвинея (но присоединилась к Соглашению ТРИПС )
  • Сейшельские Острова (но присоединились к Соглашению ТРИПС )
  • Сьерра-Леоне (но присоединилась к Соглашению ТРИПС )
  • Сомали (но присоединилась к Соглашению ТРИПС в качестве наблюдателя)
  • Южный Судан (но присоединился к Соглашению ТРИПС в качестве наблюдателя)
  • Тайвань (но присоединился к Соглашению ТРИПС как Китайский Тайбэй )
  • Тимор-Лешти (но присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве (Париж) в качестве наблюдателя)
  • Уганда (но присоединилась к Соглашению ТРИПС )

Источник

Оцените статью