Страны покупавшие ту 154

Самолет Ту-154. История и конструкция

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 октября 2020 года единственный из оставшихся в гражданской авиации РФ самолетов Ту-154 (авиакомпании «Алроса») выполнил по маршруту Мирный (Якутия) — Новосибирск свой последний регулярный рейс с пассажирами. Завершилась регулярная пассажирская эксплуатация этого типа самолетов на гражданских авиалиниях России. Ту-154 использовались таким образом в СССР/РФ на протяжении 48 лет и восьми месяцев.

ТАСС подготовил материал об этом типе самолетов.

Ту-154 — советский, позднее российский реактивный среднемагистральный пассажирский самолет, самый массовый реактивный авиалайнер в СССР. Вплоть до конца 2000-х годов — один из основных самолетов на маршрутах средней дальности в РФ.

История

Самолет был разработан в 1960-х годах в конструкторском бюро авиационного завода №156 (с 1966 года — Московский машиностроительный завод, ММЗ «Опыт», с 1989 года — Авиационный научно-технический комплекс имени А. Н. Туполева, ныне ПАО «Туполев» в составе «Объединенной авиастроительной корпорации», ОАК). Руководил разработкой Андрей Туполев, главные конструкторы в разные годы — Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Шенгардт, Андрей Гришин. Новый самолет создавался на замену первому советскому реактивному среднемагистральному авиалайнеру Ту-104. Первый полет был выполнен 3 октября 1968 года. В серию пошла модификация Ту-154А. Первый регулярный рейс самолет этого типа выполнил 9 февраля 1972 года по маршруту «Аэрофлота» Москва — Минеральные Воды. Последний в гражданской авиации РФ Ту-154 с регистрационным номером RA-85757 совершил свой заключительный рейс с пассажирами 28 октября 2020 года: машина авиакомпании «Алроса» перевезла 140 человек из города Мирный (Якутия) в новосибирский аэропорт Толмачево.

Читайте также:  Страны имеющие только сухопутные границы список

Крупносерийное производство Ту-154 велось с 1970 года по 2013 год на Куйбышевском авиационном заводе (с 1996 года — ОАО, затем АО «Авиакор — авиационный завод», Самара). По данным ПАО «Туполев», всего построено не менее 930 единиц разных модификаций. 166 из них были поставлены за рубеж.

Конструкция

Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т-образным килевым оперением. Имеет три турбовентиляторных двигателя: два — по бокам в хвостовой части фюзеляжа на пилонах и один — внутри хвостовой части, с воздухозаборником в форкиле. Первоначально на серийных машинах устанавливали двухконтурные турбовентиляторные двигатели НК-8-2У Куйбышевского моторного завода (ныне ПАО «Кузнецов», Самара), позднее — Д-30КУ-154 разработки ОКБ-19 Павла Соловьёва (ныне АО «ОДК-Авиадвигатель», Пермь). Шасси трехосное, с передней стойкой. Крылья — с высокой степенью механизации, снабженные предкрылками, трехзвеньевыми закрылками и интерцепторами. Ту-154 стал первым самолетом туполевского КБ, на котором устанавливалась вспомогательная силовая установка, обеспечивающая автономность лайнера на земле. Также впервые в практике бюро был применен реверс тяги двигателей, значительно улучшивший посадочные характеристики самолета.

Модификация

Всего существует более десяти модификаций Ту-154. В конце 1975 года был разработан вариант Ту-154Б с максимальным взлетным весом 98 т. 16 июля 1984 года совершила первый полет его усовершенствованная версия Ту-154М с более экономичными двигателями Д-30КУ (запущена в серию в 1986 году). На базе Ту-154 строились летающие лаборатории Ту-154ЛЛ для испытаний космического корабля «Буран», самолет для программы «Открытое небо» Ту-154М-ЛК-1, экспериментальные варианты для работы на водородном и метановом топливе Ту-155 и Ту-156 и др. Несколько пассажирских Ту-154 были переоборудованы в грузовые (Ту-154Т, Ту-154С). Последним серийным пассажирским вариантом был Ту-154М-100 со взлетным весом 104 т.

Летно-технические характеристики для модификации Ту-154М-100

  • Длина самолета — 47,90 м;
  • размах крыла — 37,55 м;
  • площадь крыла — 202 кв. м;
  • высота — 11,40 м;
  • диаметр фюзеляжа — 3,8 м;
  • вес (пустого самолета) — 55 тыс. кг, максимальный взлетный — 104 тыс. кг;
  • максимальный вес топлива — 39 тыс. 750 кг;
  • три двигателя Д-30КУ-154;
  • крейсерская скорость — 935 км/ч;
  • практическая дальность — 3 тыс. 900 км с нагрузкой 18 т, 5 тыс. 200 км с нагрузкой 12 т;
  • дальность полета с максимальным запасом топлива — 6 тыс. 500 км;
  • максимальный вес коммерческой нагрузки: 18 тыс. кг;
  • практический потолок — 12 тыс. 100 м;
  • пассажировместимость — 152-158 человек в трехклассовой кабине или 180 человек в одноклассовой кабине;
  • вес максимальной коммерческой нагрузки — 18 тыс. кг.
  • экипаж — три человека.

Эксплуатанты

В разные годы самолеты этого типа эксплуатировал «Аэрофлот», а также гражданские перевозчики и различные ведомства Азербайджана, Албании, Армении, Афганистана, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Кубы, Ливии, Молдавии, Монголии, Пакистана, Польши, Румынии, Сирии, Туркмении, Турции, Украины, Узбекистана, Чехословакии и др. стран мира — всего почти 300 авиапредприятий.

По состоянию на октябрь 2020 года в эксплуатации остаются несколько десятков Ту-154, большинство из них используются военными ведомствами России и Китая. Регулярная пассажирская эксплуатация практически прекращена: два экземпляра продолжают выполнять полеты под флагом северокорейской авиакомпании Air Koryo.

Аварии и катастрофы

Согласно данным из открытых источников, всего за годы эксплуатации Ту-154 было потеряно не менее 73 самолетов этого типа, в катастрофах погибли в общей сложности 3 тыс. 65 человек. Также зафиксированы 30 попыток угона Ту-154, в результате которых погибли еще 13 человек.

Источник

Самолеты-убийцы пассажиров: Ту-154

Что чаще всего является причиной их аварий? Люди или машины? Конструкторы говорят, что чаще всего причиной катастроф являются ошибки пилотов. Пилоты ссылаются на сложность управления. Эксперты, однако, указывают на многочисленные врожденные дефекты «тушек» и их сильный износ. Это одна из наиболее часто используемых машин до недавнего в пассажирской авиации в России, и до сих пор эксплуатируемой в других слаборазвитых странах.

До появления Ту-154 советские пассажиры летали в довольно спартанских условиях. Предшественники “тушки” не отличались особенным комфортом и другими потребительскими свойствами. Хотя в это время гражданская авиация уже переходила с поршневой на турбореактивную тягу, а на Западе уже несколько лет летали самолеты с немыслимыми для СССР удобствами. Поэтому основное внимание при разработке уделялось потребительским свойствам с приближением к западным образцам. Хотя в остальном это был обычный советский самолет со всеми вытекающими — низкой экономичностью, надежностью, сложностью в обслуживании и эксплуатации.

Первый опытный образец поднялся в воздух в 1968. Через несколько лет эти самолеты поступили в эксплуатацию. Практически сразу стали поступать жалобы от пилотов на сложность пилотирования и частые поломки. Но главный конструктор самолета, пользующийся поддержкой коммунистической власти, яростно отрицал существование каких-либо недостатков, обвиняя пилотов в том, что они не умеют управлять машиной.

Как результат – 70 авиакатастроф, 3000 жертв на 1000 выпущенных бортов. Этот показатель меньше, чем у другого “самолета-убийцы” – Ил-62, но все таки остается высоким по сравнению с аналогичными машинами западного производства. Справедливости ради стоит отметить, что часть трагических катастроф произошла из-за плохой погоды, ошибок диспетчеров и пилотов, но в последнем случае ошибки пилотов были следствием неисправностей, а не причиной катастроф.

Один из таких случаев произошел, когда во время полета Ту-154Б-2 из Красноярска в Иркутск загорелся двигатель № 3. Это стало результатом обычного для СССР производственного брака в турбине низкого давления. Бортовой механик в стрессовой ситуации, однако, по ошибке выключил двигатель №2.

Экипаж понял это через некоторое время. Но огнетушители….не работали, двигатель № 2 удалось перезапустить, но было невозможно контролировать скорость вращения турбин. После выключения двигателя подача топлива не прекращалась, так как в результате пожара были повреждены электронные системы и гидравлика. Пилотам удалось повернуть обратно в аэропорт, но Ту-154, летевший на одном рабочем двигателе, оказался совершенно неуправляемым. Он разбился на взлетно-посадочной полосе, разбившись на несколько частей. Из 111 находившихся на борту выжил только один человек. Стоит добавить, что это была одна из нескольких катастроф Ту-154, которые произошли у Аэрофлота буквально за несколько месяцев.

Наибольшее количество погибших было зарегистрировано 10 июля 1985 года, когда “Туполев” авиакомпании Аэрофлот потерпел крушение в районе города Учкудук в центральной части Узбекистана. Тогда погибло 200 человек.

Как показало расследование, после достижения крейсерской высоты (более 11 км) самолет, выполняющий рейса №7425 начал вибрировать, возможно, из-за несоответствия скорости потолку и текущей массе машины. Пилоты подумали, что это очередная проблема с двигателями, поэтому они совершили еще одну трагическую ошибку: вместо набора скорости они снизили мощность силовой установки.

Ту-154 потерял подъемную силу — дошло до ситуации сваливания и вследствие этого явления самолет неизбежно впал в штопор. До самых последних мгновений пилоты пытались увеличить тягу и восстановить контроль над машиной. Безрезультатно: он разбился недалеко от города Учкудук. В ходе расследования было установлено, что обычная физическая усталость пилотов.

Менее чем годом ранее произошли две катастрофы с участием Аэрофлота Ту-154: в октябре 1984 года погибло 178 человек, а в декабре 110 человек.

Одна из самых, если не самая загадочная катастрофа с участием Ту-154 произошла в сентябре 1975 года. Это время, когда авиакомпании отказываются от рейсов в Бейрут по соображениям безопасности — ситуация на Ближнем Востоке нестабильна, Ливан охвачен гражданской войной. Достаточно сказать, что сам аэропорт в Бейруте время от времени подвергался артиллерийскому обстрелу.

Ту-154 венгерской авиакомпании Malév, который летит по регулярному маршруту между Будапештом и Бейрутом, приближается к посадке в ливанской столице. Он просит разрешения и … исчезает с экранов радаров.

Несколько свидетелей заявили в последствии, что видели огненный шар в небе в тот момент, когда диспетчеры потеряли связь с самолетом. Высказывались предположения, что машина была сбита ракетой, запущенной израильским истребителем, кто-то говорил, что он был сбит сирийцами. Ходили слухи, что на борту могло быть оружие для арабских террористов, поддерживаемых тогда странами-сателлитами Советского союза.

Официального объявления по этому вопросу не было. Точно известно, что машина упала в море у побережья Ливана и что все 60 человек из находившихся на борту погибли. Причина так и не была установлена, а самолет и его черные ящики не были найдены. Вполне возможно, что причиной была очередная, банальная техническая неисправность.

Несмотря на столь неудачную конструкцию, самолеты Туполева оставались популярны на советских авиалиниях. 25 декабря 2016 года еще одна катастрофа Ту-154 произошла под Сочи. В этот раз погибло 92 человека, в основном участники хора им. Александрова. Только после этой катастрофы было принято решение вывести в России данную модель из эксплуатации, но она до сих пор является популярным авиационным транспортом средней дальности в других слаборазвитых странах.

Самолет ATR 72-50 новой авиакомпании Andorra Airlines совершил первый рейс

Новая мутация коронавируса в Индии может подорвать восстановление авиаперевозок в регионе

В 2020 году по количеству обслуженных пассажиров аэропорт Гуанчжоу опередил Атланту

Источник

Самолет Ту-154. История и конструкция

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 октября 2020 года единственный из оставшихся в гражданской авиации РФ самолетов Ту-154 (авиакомпании «Алроса») выполнил по маршруту Мирный (Якутия) — Новосибирск свой последний регулярный рейс с пассажирами. Завершилась регулярная пассажирская эксплуатация этого типа самолетов на гражданских авиалиниях России. Ту-154 использовались таким образом в СССР/РФ на протяжении 48 лет и восьми месяцев.

ТАСС подготовил материал об этом типе самолетов.

Ту-154 — советский, позднее российский реактивный среднемагистральный пассажирский самолет, самый массовый реактивный авиалайнер в СССР. Вплоть до конца 2000-х годов — один из основных самолетов на маршрутах средней дальности в РФ.

История

Самолет был разработан в 1960-х годах в конструкторском бюро авиационного завода №156 (с 1966 года — Московский машиностроительный завод, ММЗ «Опыт», с 1989 года — Авиационный научно-технический комплекс имени А. Н. Туполева, ныне ПАО «Туполев» в составе «Объединенной авиастроительной корпорации», ОАК). Руководил разработкой Андрей Туполев, главные конструкторы в разные годы — Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Шенгардт, Андрей Гришин. Новый самолет создавался на замену первому советскому реактивному среднемагистральному авиалайнеру Ту-104. Первый полет был выполнен 3 октября 1968 года. В серию пошла модификация Ту-154А. Первый регулярный рейс самолет этого типа выполнил 9 февраля 1972 года по маршруту «Аэрофлота» Москва — Минеральные Воды. Последний в гражданской авиации РФ Ту-154 с регистрационным номером RA-85757 совершил свой заключительный рейс с пассажирами 28 октября 2020 года: машина авиакомпании «Алроса» перевезла 140 человек из города Мирный (Якутия) в новосибирский аэропорт Толмачево.

Крупносерийное производство Ту-154 велось с 1970 года по 2013 год на Куйбышевском авиационном заводе (с 1996 года — ОАО, затем АО «Авиакор — авиационный завод», Самара). По данным ПАО «Туполев», всего построено не менее 930 единиц разных модификаций. 166 из них были поставлены за рубеж.

Конструкция

Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т-образным килевым оперением. Имеет три турбовентиляторных двигателя: два — по бокам в хвостовой части фюзеляжа на пилонах и один — внутри хвостовой части, с воздухозаборником в форкиле. Первоначально на серийных машинах устанавливали двухконтурные турбовентиляторные двигатели НК-8-2У Куйбышевского моторного завода (ныне ПАО «Кузнецов», Самара), позднее — Д-30КУ-154 разработки ОКБ-19 Павла Соловьёва (ныне АО «ОДК-Авиадвигатель», Пермь). Шасси трехосное, с передней стойкой. Крылья — с высокой степенью механизации, снабженные предкрылками, трехзвеньевыми закрылками и интерцепторами. Ту-154 стал первым самолетом туполевского КБ, на котором устанавливалась вспомогательная силовая установка, обеспечивающая автономность лайнера на земле. Также впервые в практике бюро был применен реверс тяги двигателей, значительно улучшивший посадочные характеристики самолета.

Модификация

Всего существует более десяти модификаций Ту-154. В конце 1975 года был разработан вариант Ту-154Б с максимальным взлетным весом 98 т. 16 июля 1984 года совершила первый полет его усовершенствованная версия Ту-154М с более экономичными двигателями Д-30КУ (запущена в серию в 1986 году). На базе Ту-154 строились летающие лаборатории Ту-154ЛЛ для испытаний космического корабля «Буран», самолет для программы «Открытое небо» Ту-154М-ЛК-1, экспериментальные варианты для работы на водородном и метановом топливе Ту-155 и Ту-156 и др. Несколько пассажирских Ту-154 были переоборудованы в грузовые (Ту-154Т, Ту-154С). Последним серийным пассажирским вариантом был Ту-154М-100 со взлетным весом 104 т.

Летно-технические характеристики для модификации Ту-154М-100

  • Длина самолета — 47,90 м;
  • размах крыла — 37,55 м;
  • площадь крыла — 202 кв. м;
  • высота — 11,40 м;
  • диаметр фюзеляжа — 3,8 м;
  • вес (пустого самолета) — 55 тыс. кг, максимальный взлетный — 104 тыс. кг;
  • максимальный вес топлива — 39 тыс. 750 кг;
  • три двигателя Д-30КУ-154;
  • крейсерская скорость — 935 км/ч;
  • практическая дальность — 3 тыс. 900 км с нагрузкой 18 т, 5 тыс. 200 км с нагрузкой 12 т;
  • дальность полета с максимальным запасом топлива — 6 тыс. 500 км;
  • максимальный вес коммерческой нагрузки: 18 тыс. кг;
  • практический потолок — 12 тыс. 100 м;
  • пассажировместимость — 152-158 человек в трехклассовой кабине или 180 человек в одноклассовой кабине;
  • вес максимальной коммерческой нагрузки — 18 тыс. кг.
  • экипаж — три человека.

Эксплуатанты

В разные годы самолеты этого типа эксплуатировал «Аэрофлот», а также гражданские перевозчики и различные ведомства Азербайджана, Албании, Армении, Афганистана, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Кубы, Ливии, Молдавии, Монголии, Пакистана, Польши, Румынии, Сирии, Туркмении, Турции, Украины, Узбекистана, Чехословакии и др. стран мира — всего почти 300 авиапредприятий.

По состоянию на октябрь 2020 года в эксплуатации остаются несколько десятков Ту-154, большинство из них используются военными ведомствами России и Китая. Регулярная пассажирская эксплуатация практически прекращена: два экземпляра продолжают выполнять полеты под флагом северокорейской авиакомпании Air Koryo.

Аварии и катастрофы

Согласно данным из открытых источников, всего за годы эксплуатации Ту-154 было потеряно не менее 73 самолетов этого типа, в катастрофах погибли в общей сложности 3 тыс. 65 человек. Также зафиксированы 30 попыток угона Ту-154, в результате которых погибли еще 13 человек.

Источник

Оцените статью