Как власти стран раздают деньги населению в эпидемию
Борьба с коронавирусом методом изоляции, ограничений в передвижениях и работе весьма существенно бьёт по мировой экономике, а следовательно, и по достатку людей. Это понимают и государственные власти разных стран, поэтому вводят определенные экономические меры для поддержания населения на период карантина.
В том числе и меры по непосредственному финансированию и поддержке граждан, оказавшихся в тяжелой финансовой ситуации.
К примеру, во Франции правительство выплатит 84% заработной платы всем, кто вынужденно оказался безработным. Одновременно с этим вводится отсрочка на три месяца по выплатам за электричество и коммунальные услуги.
В Австрии выделено 4 миллиарда евро на поддержку малого бизнеса и сотрудников, которые вынужденно были уволены в связи с кризисом. Таким гражданам, кстати, правительство Австрии дало гарантию возвращения на ранее занимаемые должности по окончании текущего кризиса и карантина. Также для семей с детьми до 14 лет в этой стране предусмотрен трёхнедельный оплачиваемый отпуск.
В Греции правительство решило выплатить населению разовое пособие в 800 евро. При этом на каждого ребенка дополнительно выплачивается по 90 евро на еду вместо школьного питания в период с 11 марта по 4 мая. Введена отсрочка по кредитным выплатам на три месяца. Медстраховка на период карантина также будет оплачиваться государством. Помимо этого, государство оплатит 60% цены аренды жилья, если это единственное жильё человека.
В Германии на помощь самозанятым выделено 50 миллиардов евро. Для малых предприятий на ближайшие три месяца были введены разовые субсидии до 15 тысяч евро. Средний бизнес получит субсидии в размере до 50 тысяч евро. Гражданам с зарегистрированными счетами правительство Германии выдаст по пять тысяч евро.
В Польше правительство оценило антикризисный пакет в 46,2 миллиарда евро. Эти деньги будут распределены между малыми предприятиями для создания кредитных гарантий, формирования государственных микрокредитов, а также для поддержки транспортных предприятий. Помимо этого, польское правительство будет покрывать 40% фонда заработной платы предприятиям, которые стараются избежать увольнения сотрудников. Более полутора миллиардов евро Польша направит в систему здравоохранения.
Япония сформировала кредитный фонд в 4,5 миллиардов долларов под кредиты с нулевой процентной ставкой для малых и средних предприятий. При этом всего на помощь малому и среднему бизнесу в той или иной форме правительство Японии выделяет порядка 14 миллиардов долларов.
В Южной Корее на борьбу с кризисом выделено 17 миллиардов долларов. Деньги пойдут на компенсацию налоговых послаблений арендодателей и покрытие издержек по освобождению от уплаты НДС для «предприятий с низкой выручкой».
Новая Зеландия, кстати, спасает туристическую отрасль, что, в общем, не удивительно. На помощь этому виду бизнеса правительство страны выделило 11 миллионов долларов.
В Бразилии правительство предоставило 30 миллиардов долларов на борьбу с кризисом. Из них 16,7 миллиардов пойдут на социальные выплаты наименее защищенным слоям населения. Еще 12 миллиардов адресованы в качестве помощи малому и среднему бизнесу. И 4,5 миллиарда уйдут непосредственно на противодействие эпидемии коронавируса в стране.
Индия потратит 2 миллиарда долларов на развитие медицинской инфраструктуры и обеспечение жителей индивидуальными средствами защиты (маски, перчатки и прочее). Еще 13 миллиардов долларов будут введены с апреля в оборот в качестве дополнительных наличных денег. Это 1 триллион рупий.
В Британии решили всё же не продолжать политику «стадного иммунитета» и естественного отбора и в экономике, а потому малому бизнесу там будут предоставлены гранты до 10 тысяч фунтов, населению — отсрочка по ипотечным кредитам на три месяца и гарантии не увольнения через гранты работодателям.
На Кипре правительство также приняло ряд социальных мер: это выплата пособий по безработице сотрудникам частных компаний, которых уволили в силу кризиса и карантина, оплачиваемые отпуска сотрудникам, у которых есть дети, студентам страны будет выплачиваться пособие в 750 евро в месяц.
В Китае правительство выплатит единоразовую субсидию в 1200 долларов каждому гражданину страны, плюс дополнительные выплаты тем, кто ранее получал пособие по безработице. При этом еще в начале февраля правительство Китая выделило 170 миллиардов долларов на обеспечение дополнительной ликвидности китайского рынка.
В Гонконге власти также решили выплатить каждому гражданину по 1300 долларов США в качестве «антикризисного пособия».
В Саудовской Аравии в конце марта руководство страны заявило о выделении 32 миллиардов долларов на поддержку малого и среднего бизнеса с отсрочкой налоговых выплат и освобождением от государственных сборов.
В США государство на период кризиса берет на себя оплату медицинских страховок, а также разовые выплаты в 1200 долларов для тех, у кого годовой доход ниже 75 000 долларов. Помимо этого, для семей с таким доходом предусмотрены выплаты разовых детских пособий по 500 долларов.
А что для своего народа делается в России?
Что касается России, то меры, сформулированные Владимиром Путиным, известны сейчас, наверное, каждому. Но всё же, кажется, не лишним будет их повторить.
Глава государства, в частности, заявил о том, что в стране вводятся налоговые каникулы по потребительским и ипотечным кредитам для граждан, доходы которых упали на 30% и более.
Отдельные меры будут предприняты в адрес предприятий, наиболее затронутых нынешним кризисом. Список таких мер и отраслей будет опубликован в ближайшее время.
- Предусматривается отсрочка по налогам, кроме НДС, для малого и среднего бизнеса сроком на 6 месяцев.
- Для микропредприятий — отсрочка по платежам в социальные фонды.
- Мораторий на банкротство в течение 6 месяцев, дабы избежать «рейдерских захватов» бизнеса.
- Реальный сектор экономики получает дополнительные субсидии и госгарантии в виде устойчивого кредитования и иных мер государственной поддержки.
- Для малых и средних предприятий снизят размер страховых взносов с 30% до 15% на сумму зарплат, превышающую МРОТ.
- Помимо этого, все социальные пособия и льготы граждан в ближайшие полгода будут продлеваться автоматически, без справок
- Выплаты к 75-летию Победы ветеранам и труженикам тыла должны быть осуществлены до майских праздников.
- С апреля государство будет выплачивать всем семьям, имеющим право на материнский капитал, по 5 тыс. рублей в месяц.
- Больничный будет рассчитываться из суммы не менее одного МРОТ.
- Пособие по безработице увеличивается с 8 до 12 тысяч рублей.
Достаточны ли эти меры экономической поддержки — пока не ясно, хотя многие российские граждане, а также представители малого и среднего бизнеса открыто говорят об их недостаточности и неэффективности, а также угрозе тотального закрытия многих предприятий. Простые же граждане требуют разовых прямых выплат, однако ЦБ РФ пока отказывается от подобных радикальных мер.
Понятно, что независимый бизнес будет принесен частично в жертву, так как помочь всем точно не получится. Ведь для этого придется либо существенно увеличить дефицит бюджета, либо отказаться от планов сохранить резервы на длительный срок.
Разумеется, это все даже отдаленно не напоминает комплексный план поддержки экономики, который анонсировался на прошедшей неделе. На данный момент известно, что 10 апреля будет утвержден окончательный список системообразующих российских предприятий.
По сведениям, в него войдут 650 компаний, пригодных к льготному кредитованию и госгарантиям по инвестиционным проектам, рефинансированию долгов и т. д. Правда, даже предварительный его вариант, включающий зарубежные гиганты, интернет-магазины и «ставки», уже вызвал колоссальный скандал.
Вопрос, кто поддержит предприятия, которым президент продлил нерабочие дни до конца апреля с сохранением зарплаты, остается открытыми.
Предприятиям малого и среднего бизнеса обещают сократить количество проверок, предоставить беспроцентные кредиты на зарплаты, дать отсрочку по налогам на полгода и мораторий на банкротства. Как при этом платить зарплату при отсутствии выручки, никто не объяснил.
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что власти РФ выполнят в полном объеме все социальные обязательства и при текущих ценах на нефть. Только вряд ли сюда войдет поддержка миллионов работников, которые отправлены в неоплачиваемые отпуска.
Напомним, что режим самоизоляции пока продлен до 30 апреля. Если ситуация с распространением инфекции в стране нормализуется раньше, «карантинные выходные» будут пересмотрены в сторону их уменьшения.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник
Помощь наоборот: как бедные страны обогащают богатые страны
Новое исследование показывает, что развивающиеся страны направляют триллионы долларов на запад, а не наоборот. Почему?
Доклад о глобальных денежных потоках показал, что торговля с использованием поддельных документов и налоговых убежищ означает, что в современной экономике дающие больше похожи на берущих.
История отношений между богатыми и бедными странами гласит, что богатые страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) щедро отдают свои богатства бедным странам глобального юга, чтобы помочь им ликвидировать нищету и подтолкнуть их вверх по лестнице развития.
Да, во время колониализма западные державы, обогащались путем выделения ресурсов и рабского труда в своих колониях — но всё это в прошлом. В наши дни, они дают более $ 125 млрд. (£ 102 млрд.) в качестве помощи каждый год — весомые доказательства их доброжелательной деловой репутации.
Эта история настолько широко распространяется отраслью экономической помощи и правительствами богатых стран мира, что мы стали воспринимать это как должное. Но всё не так просто, как кажется.
Американская некоммерческая организация Global Financial Integrity (GFI) и Центр прикладных исследований Норвежской школы экономики (Norwegian School of Economics) недавно опубликовали некоторые интересные данные.
Они подвели итоги всех финансовых ресурсов, которые перемещаются между богатыми и бедными странами каждый год: не только помощи, иностранных инвестиций и торговых потоков, но и нефинансовые переводов, таких как списание задолженности, безвозмездные трансферты, денежные переводы рабочих и незарегистрированное бегство капитала. Это, вероятно, наиболее комплексная оценка передачи ресурсов из когда-либо предпринятых.
Они обнаружили, что поток денег из богатых стран в бедные страны, меркнет по сравнению с потоком, который работает в обратном направлении.
В 2012 году развивающиеся страны получили в общей сложности $ 1.3 трлн., включая финансовую помощь, инвестиции и доходы из-за рубежа. Но в том же году около $ 3.3 трлн. вытекло из них. Другими словами, развивающиеся страны направили на $ 2 трлн. больше в остальные части мира, чем они получили.
Если мы посмотрим на все годы, начиная с 1980 года, эти чистые оттоки складываются в сногсшибательную сумму, которая в общей сложности составляет $ 16.3 трлн. — вот сколько денег утекло из глобального юга на протяжении последних нескольких десятилетий. Чтобы осмыслить масштаб этого процесса, достаточно взглянуть на ВВП Соединенных Штатов, который составляет примерно $ 16.3 трлн.
Это означает, что текущее экономическое развитие идёт в обратном направлении. Экономическая помощь также эффективно движется в обратном направлении. Богатые страны не развивают бедные страны; бедные страны развивают богатые государства.
Из чего состоят эти большие оттоки дежных средств?
Некоторые из них — погашение задолженности. Развивающиеся страны раскошелились на более чем $ 4.2 трлн. одних только процентных платежей с 1980 года — прямых переводов денежных средств в крупные банки Нью-Йорка и Лондона. Этот масштаб затмевает всю финансовую помощь, которую они получили за тот же период.
Другим большим вкладом в отток денег является доход, который иностранцы получают от своих инвестиций в развивающихся странах, чтобы затем репатриировать его обратно домой. Подумайте, например, обо всех прибылях, которые ВР извлекает из запасов нефти в Нигерии или о прибылях, которые англо-американские компании извлекают из золотых рудников в Южной Африке.
Но на сегодняшний день самая большая часть оттоков связана с неучтённым — и, как правило, незаконным — бегством капитала. GFI рассчитала, что развивающиеся страны потеряли в общей сложности $ 13.4 трлн. через неучтенный отток капитала с 1980 года.
Большинство из этих неучтенных оттоков проходят через систему международной торговли. В основном, корпорации — зарубежные и отечественные, сообщают о ложных ценах на своих торговых счетах, чтобы выкачать деньги из развивающихся стран непосредственно в налоговые гавани и секретные юрисдикции, практика, известная как «trade misinvoicing».
Обычно цель состоит в том, чтобы уклониться от уплаты налогов, но иногда эта практика используется для отмывания денег или с целью обойти контроль над движением капитала. В 2012 году развивающиеся страны потеряли $ 700 млрд. за счёт недобросовестной торговли, который опережала поступления финансовой помощи в том же году в пять раз.
Мультинациональные корпорации также воруют деньги из развивающихся стран через подделку счетов-фактур — «same-invoice faking», — незаконно переводя прибыль между своими дочерними компаниями.
Например, филиал в Нигерии может уклоняться от местных налогов путем перевода денег своей дочерней компании в Британских Виргинских островах, где налоговая ставка фактически равна нулю и где украденные средства не могут быть прослежены.
GFI не включает «same-invoice faking» в свои расчёты, потому что эту финансовую махинацию очень трудно обнаружить, но они считают, что она составляет примерно $ 700 млрд. в год. И эти цифры охватывают только воровство через торговлю товарами. Если мы добавим кражу через продажу услугами, то общий отток капитала за вычетом ресурсов составит около $ 3 трлн. в год.
Это в 24 раза больше, чем бюджет помощи. Другими словами, за каждый $ 1 помощи, который получают развивающиеся страны, они теряют $ 24 чистого оттока капитала. Эти финансовые оттоки из развивающихся стран является важным источником доходов и финансирования, который необходим этим странам для развития.
В докладе GFI сделан вывод о том, что всё возрастающий чистый отток капитала привёл к снижению темпов экономического роста в развивающихся странах, и стал непосредственной причиной падения уровня жизни.
Кто виноват в этой катастрофе?
Так как незаконный отток капитала является только частью большой проблемы, это хорошая отправная точка для анализа. Компании, чьи обороты находятся на торговых счетах развивающихся стран, явно виноваты. Но почему им так легко выводить оттуда свои доходы?
В прошлом таможенники могли приостановить сделки, которые выглядели подозрительно, что делало обман практически невозможным.
Но Всемирная торговая организация утверждала, что это делало торговлю неэффективной, и с 1994 года таможенники были обязаны принимать сопроводительные документы в ценах по номинальной стоимости, за исключением очень подозрительных обстоятельств. Это значительно затруднило для них противодействие незаконным оттокам.
Тем не менее, незаконный отток капитала не был бы возможным без налоговых убежищ. А когда дело доходит до налоговых убежищ, виновников не трудно определить: их насчитывается более 60 в мире, и подавляющее большинство из них находятся под контролем горстки западных стран.
Есть европейские налоговые убежища, такие как Люксембург и Бельгия, а также налоговые убежища в США, такие как Делавэр и Манхэттен. Но на сегодняшний день самая большая сеть налоговых убежищ сосредоточена вокруг города Лондона, который контролирует секретные юрисдикции Британской Короны и её заморских территорий.
Другими словами, некоторые из стран, которые так любят рекламировать свои взносы иностранной помощи являются теми же странами, которые позволяют осуществлять массовую кражу из развивающихся стран.
Рассуждения о финансовой помощи начинают казаться немного наивными, если принять во внимание эти обратные финансовые потоки. Становится ясно, что практической помощи оказывается мало, но эта помощь позволяет замаскировать неравномерное распределение ресурсов по всему миру.
Благодаря финансовой помощи берущие выглядят дарителями, что даёт им своего рода моральное превосходство. Те же, кто действительно заботится о глобальной бедности, ограждены от понимания того, как действительно работает финансовая система.
Бедные страны не нуждаются в благотворительности. Им нужна справедливость. И справедливости не трудно достичь:
- Западные страны могли бы списать лишние долги бедных стран, позволив потратить свои деньги на развитие, а не выплату процентов по старым кредитам.
- Они могли бы закрыть секретные юрисдикции, и оштрафовать банкиров и бухгалтеров, которые облегчают незаконные оттоки.
- Они также могли бы ввести глобальный минимальный налог на прибыль корпораций, чтобы устранить стимулы для этих корпораций тайно переместить свои деньги по всему миру.
Мы знаем, как решить эту проблему. Эти решения будут работать против интересов мощных банков и корпораций, которые извлекают значительную материальную выгоду из существующей системы. Вопрос заключается в том, хватит ли у нас мужества?
Источник