- ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
- Смотреть что такое «ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА» в других словарях:
- Полупрезидентская республика
- Полупрезидентская республика.
- Полупрезидентская республика
- Содержание
- Характеристика смешанной республиканской формы правления
- Смешанные республики
- Российская Федерация как смешанная республика
ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое «ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА» в других словарях:
Республика — все действующие скидки Республика в категории Книги и журналы
ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — см. Республика смешанного типа … Юридический словарь
ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА … Юридическая энциклопедия
Полупрезидентская республика — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия Ди … Википедия
ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — (см. РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА) … Энциклопедический словарь экономики и права
ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — см. Республика смешанного типа … Энциклопедия юриста
полупрезидентская республика — см. республика смешанного типа … Большой юридический словарь
РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА) — разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и реально и юридически… … Юридическая энциклопедия
РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (полупрезидентская республика) — разновидность республиканской формы правления (см. Республика), при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен… … Юридический словарь
РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА — (полупрезидентская республика) разновидность республиканской формы правления (см. Республика), при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило … Юридический словарь
РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА — (полупрезидентская республика) разновидность республиканской формы правления (см. Республика, при которой элементы президентской республики, сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент глава государства) избирается, как правило,… … Энциклопедия юриста
Источник
Полупрезидентская республика
В практике государственного строительства были предприняты попытки соединить в одной форме правления отдельные черты парламентарной и президентской республики. Это привело к появлению смешанной, полупрезидентской республики, в которой власть президента (в сравнении с парламентской) возросла. Впервые такая республика возникла во Франции (1958). В дальнейшем эта форма правления привилась в странах, свергших режим тоталитаризма (Португалия, Польша, Болгария, Хорватия, Сербия и Россия). Государственный режим — дуалистический.
Полупрезидентская, или смешанная, республика является третьей основной разновидностью республики. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который в свою очередь вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.
Президент без согласования с парламентом, но с учетом расклада в нем политических сил назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство посредством утверждения ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.
Но возможен вариант, когда президент, избираемый гражданами, имеет ряд полномочий, позволяющих ему активно вторгаться в деятельность правительства, но на практике он «спящими полномочиями»не пользуется. В этих условиях складывается государственный режим, типичный для парламентской республики (парламентаризм, или министериализм). Примером может служить Австрия, Ирландия, Исландия.
Существуют и другие варианты.В Швейцарии конституция соединяет в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь, правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет — в противоположность президентской системе — формальную возможность законодательной инициативы.
В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:
· президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;
· вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте; премьер-министра он назначает также сам;
· правительство несет ответственность перед президентом, который может по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и отправить правительство в отставку;
· наряду с сильными элементами президенциализма в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них — ответственность правительства перед парламентом, что всегда затруднено; второй элемент парламентаризма — согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра.
Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной полупрезидентская республика имеет особенности, им не присущие. Основная из них — особый статус президента. По конституции президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции — в парламентарной.
7.3.1.2.4. Особенности республиканской формы правления
Несмотря на отличие этих систем, которые, в сущности, сводятся к отношениям между парламентом и правительством, все парламенты имеют сходные функции, а именно:
· законодательство, включая согласование бюджета;
· контроль над правительством;
· представительство и учет общественных интересов;
· «волеобразование», т.е. активное влияние на население путем открытого изложения аргументов, касающихся принимаемых решений.
Различия между парламентами состоят в типе избирательной системы и, естественно, в правилах отзыва правительства.
В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В данном случае нет династического престолонаследия. В отличие от монарха президент по общему правилу избирается только на определенный срок (обычно от 4 до 7 лет, в Латвии — на 3 года). Переизбрание на очередной срок в некоторых странах (Египет, Франция) допустимо без каких-либо ограничений, но чаще всего одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока (США, Россия). В отдельных странах второй срок президентства сокращенный (в Аргентине не 4, а только 2 года), в Мексике и некоторых других странах президент не может быть избран на следующий срок, а иногда на протяжении жизни не может быть повторно избран президентом. Способы избрания президента различны, но всегда в республике (кроме экстремальных ситуаций), в отличие от монархии, глава государства выборный, им может быть избран любой гражданин, отвечающий установленным в законе цензам. Президент в отличие от монарха — лицо ответственное, хотя его ответственность осуществляется в особых формах.
В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Туркменистан и др.; подавляющее большинство стран Латинской Америки — президентские республики). В Африке до 1990-х гг. не было ни одной парламентарной республики.
Источник
Полупрезидентская республика.
При полупрезидентской модели (Франция, Финляндия, Португалия, Азербайджан, Армения, Молдова, Россия, Казахстан, Киргизия), президент, как и в первом случае, является главой государства, однако не является главой правительства и не занимает пост премьер-министра. Президент располагает важнейшими полномочиями, позволяющими ему воздействовать на правительство. Суть полупрезидентской модели сводится к достаточно сильной президентской власти, при несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентских республиках:
президент может председательствовать на заседаниях правительства;
президент обладает прерогативой утверждения декретов и постановлений, принятых правительством;
президент обладает правом вето на принятые парламентом законы;
президент распускает парламент;
президент является верховным главнокомандующим;
президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;
президент обладает правом введения в стране чрезвычайного положения.
Реальный объем полномочий главы государства — президента — при такой форме правления зависит от расстановки партийных сил внутри государства.
Классическим примером полупрезидентской республики является Франция. Так, например, совпадение партийной принадлежности президента и парламентского большинства обеспечивает главе государства фактическое руководство правительством. Как следствие этого премьер-министр Франции реализует решения, принятые президентом, и тем самым подчиняется ему. Если же на парламентских выборах побеждает партия, оппозиционная президенту, то влияние последнего на исполнительную власть резко сокращается. В таком случае появляется жесткий дуализм, приводящий к противостоянию президента и премьер-министра. Ведь при данной форме правления важным ограничителем президентской власти служит ответственность правительства перед парламентом, что, в свою очередь, обеспечивает парламенту возможность противостоять как исполнительной власти, так и президенту в целом.
В полупрезидентской республике правительство обладает большей независимостью от президента, чем в президентской. Однако, как уже отмечалось выше, при данной форме правления во взаимоотношениях президента и правительства изначально заложен конфликт.
Существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы парламентарной и президентской республик. Типичным примером смешанной республиканской формы правления является V Республика Франции. В настоящее время смешанными полупрезидентскими республиками обычно называют Финляндию и Португалию. Функционирующие в основном как парламентарные республики, Исландия и Ирландия имеют отдельные элементы, характерные для президентской республики.
В этих странах президент, совмещая в своих руках полномочия главы государства и главы правительства, имеет более широкие возможности воздействия на исполнительную и судебную власти. Это дало основание некоторым ученым называть их «суперпрезидентские республики«.
Почти во всех африканских президентских республиках президент избирается посредством прямых выборов. Подобная система избрания ставит президента в независимое положение по отношению к парламенту. В подавляющем большинстве африканских президентских республик президент является источником законодательной инициативы и обладает правом вето, которое, как правило, преодолевается квалифицированным большинством голосов. В ряде стран президент пользуется правом роспуска парламента, что совершенно не свойственно традиционным президентским республикам.
Президенты африканских республик обладают обширным указным правом (т.е. правом издавать указы, ордонансы и т.д.); в некоторых странах президенты могут законодательствовать непосредственно, минуя парламент.
Правовое положение правительства в африканских президентских республиках свидетельствует об отходе от традиционных парламентарных систем. Это находит свое выражение в сочетании элементов парламентарной и президентской республик. Далеко не везде введен институт несовместимости министерского портфеля с депутатским мандатом.
Специфической чертой африканской разновидности президентских республик является полное или частичное введение института ответственности правительства за свою деятельность перед парламентом.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
Полупрезидентская республика
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.
Содержание
Характеристика смешанной республиканской формы правления
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.
Смешанные республики
Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.
Российская Федерация как смешанная республика
Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.
Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).
Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2] . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Источник