Три беды: что грозит экономике стран Балтии в этом году
В 2020 году экономике стран Балтии будут угрожать сразу несколько неблагоприятных факторов. Какие именно – рассказывает Baltnews.
Литве, Латвии и Эстонии в текущем году необходимо учитывать как минимум три значимых фактора, которые могут негативно отразиться на экономическом развитии, считает политический аналитик Александр Носович.
«Для Латвии и других балтийских стран сойдутся воедино сразу несколько неблагоприятных факторов в развитии экономики. Во-первых, переориентация транзита России из прибалтийских портов на отечественные… По нынешним заявлениям, полный перевод транзита завершится к 2023 году. Тем не менее в 2020 году должна произойти резкая активизация этого процесса», – заявил Носович Sputnik Литва.
Еще одним важным фактором, который необходимо учитывать, является принятие нового семилетнего бюджета Евросоюза, а также выход Великобритании из ЕС.
«Выход Великобритании означает сокращение европейского бюджета на одну шестую. При этом бюджет ЕС в части дотаций для стран Восточной Европы уже сокращают, и Латвия уже сталкивается с неблагоприятными последствиями, что проявляется в том числе в пробуксовке проекта Rail Baltica. Я думаю, что первые годы действия семилетней финансовой перспективы этот проект похоронят окончательно. Тем более что из участия в нем уже вышла Финляндия, латвийские железнодорожные чиновники открыто говорят о проблемах, которые возникли при реализации этого проекта», – считает Носович.
Третьим негативным моментом для балтийских экономик станут проблемы в сфере экономики всего Евросоюза.
«Тут главным негативным фактором будет все тот же выход Великобритании из Евросоюза, который будет иметь шоковый эффект для европейской экономики хотя бы потому, что ее придется перенастраивать. После Brexit Лондон утратит статус одного из главных эмиссионных центров ЕС, и понадобится время, чтобы перевести функцию Лондона во Франкфурт-на-Майне или другие крупные финансовые центры стран, которые в ЕС остаются. Я напомню, что предыдущий мировой финансовый кризис 2008 года задел балтийские страны сильнее всего. При том, что родился этот кризис не в Прибалтике, он пришел туда из США», – сказал эксперт.
Ранее министр сообщения Латвии Талис Линкайтс выделил три основных направления в работе его ведомства на 2020 год – проект Rail Baltica, ситуация в «Латвийской железной дороге» и в транзите, а также обеспечение пассажирских перевозок внутри страны.
Однако для Латвии и Прибалтики в целом существует ряд более глобальных экономических угроз.
Например, в 2021–2027 годах Евросоюз сократит размер выделения дотаций Литве, Латвии и Эстонии. Так, Брюссель планирует урезать дотации странам Балтии на 25-27%, а это в первую очередь ударит по фермерам. Литовская сторона не поддерживает внесенные Финляндией предложения по бюджету.
Уменьшение дотаций, в том числе, связано и с выходом Великобритании из Евросоюза, которая была одной из стран, делающих наибольшие взносы в европейский бюджет.
Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook
Источник
«Это ваши проблемы»: как Прибалтика превратилась в задворки Европы в 2020 году
Печальный итог ушедшего года показал, что Европейский союз не оправдал надежд Литвы, Латвии и Эстонии в самых разных отраслях, где им требовалась помощь.
Заставляя балтийские страны переходить на «зеленую энергетику», ЕС не сделал для них электричество дешевле. Одобряя русофобскую политику Прибалтики, «Старый Свет» ничем не компенсировал ее действия в экономическом поле. А в 2021 году ее может ждать неприятный сюрприз – новые мигранты, которых ЕС заставит принять.
У ЕС и до этого года были проблемы с единством из-за мигрантов и отношений с другими странами (например, далеко не все согласны с санкциями против России). Однако пандемия коронавируса и последующие за ней экономические проблемы, по сути, обнажили все самые худшие стороны Европы, которая, как оказалось, не особо спешит на помощь своим.
Помощь минимальная, а требования все жестче
Конечно, Евросоюз оказывал некоторую поддержку Прибалтике по некоторым направлениям, например, он помог Эстонии и Латвии подключиться к железнодорожному грузовому коридору «Северное море – Балтийское море» (RFC NS-B). Еврокомиссия, пусть и не в таком объеме, как этого ожидали Эстония, Латвия и Литва, все же выделила очередную сумму для проекта Rail Baltica.
Вот только на поддержку и модернизацию балтийских портов ЕС решил не тратить ни одного евро. «Европа двух скоростей», в которой «центр» решает сугубо свои проблемы, а мнение «периферии» уже никого не волнует, стала реальностью.
Благополучные страны Западной и Северной Европы в 2020 году активно продвигали идею перехода на «зеленую энергетику». Разумеется, балтийским странам, у которых, кстати, нет технической возможности обеспечивать себя нужным количеством электричества, переход на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) обходится крайне дорого. Но «центр» это не волнует. Есть план – к 2030 году сократить выбросы СО2 на 55%. Его надо выполнять.
Пострадает ли от этого экономика Эстонии, которая должна закрывать производство горючих сланцев – важнейшей составляющей энергетики страны? Конечно. Выгодно ли Литве строить ветряки и устанавливать солнечные батареи, вместо использования закрытой Ингалинской АЭС? Нет.
Стало ли электричество для простых граждан Латвии дешевле, когда доля ВИЭ в энергобалансе страны в 2020 году достигла 53%? Увы, но это не так.
По данным независимого поставщика Elektrum Lietuva за ноябрь 2020 года, в Литве цена за электричество составила 65,35 евро за мегаватт-час, в Латвии и Эстонии – 65,06 евро, что в целом можно рассматривать как рост цен на электричество.
Для сравнения: в марте 2020 года цена на электричество в Литве составляла около 29,4 евро за мегаватт-час, а в Латвии и Эстонии – 29,4 и 29,4 евро за мегаватт-час соответственно (данные литовского оператора Litgrid).
Как отметил в беседе с Baltnews политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, ЕС переживает, пожалуй, самый серьезный кризис за все время своего существования.
Брексит в 2015 году был предвестником и наглядным показателем того, что Евросоюз не в состоянии соблюдать условия, которые обещал членам при их вступлении.
«С одной стороны, есть локомотивы Евросоюза – Германия, Франция и несколько других экономически сильных западноевропейских стран, а с другой стороны, есть те, кого надо «тянуть». Проблема в том, что такая модель в нынешних условиях работать нормально уже не может. Простые люди из благополучных стран Западной Европы не понимают, почему их деньги должны уходить не в местный бюджет города, деревни, а куда-то в другую страну», – говорит политолог.
Также Олег Иванов подчеркнул, что страны Балтии интересны Евросоюзу исключительно в геополитическом плане – как плацдарм для давления на Россию. При этом серьезной заинтересованности в экономическом плане Эстония, Литва и Латвия для ЕС не представляют.
Прибалтика, по мнению руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов, в этом плане может только надеяться на «монетизацию» антироссийской истерии, в том числе и по линии НАТО. Никаких других перспектив от сотрудничества с Западной Европой у Эстонии, Литвы и Латвии нет и в обозримом будущем не будет.
Вот только 2020 год показал, что Балтии так и не позволили превратить русофобию в какие-либо дотации. В декабре эксперты из разных стран НАТО, объединившиеся в творческую группу под председательством бывшего министра обороны Германии Томаса де Мезьера и бывшего заместителя госсекретаря США Уэсса Митчелла выпустили доклад, где говорится о том, что «Россия все еще опасна, и блок НАТО должен решительно противостоять ей».
Казалось бы, это отличный шанс для стран Балтии, позиционируя себя как «форпост на востоке», выпрашивать у Евросоюза дополнительные средства на усиление транспортной инфраструктуры.
Однако в докладе фокус внимания перевели на вопросы энергетической безопасности членов альянса, которые должны «избавиться от зависимости к энергоносителям из недружественных стран».
Переводя с дипломатического языка – «прекращайте покупать газ и электричество у врага – России – и ищите срочно альтернативу, даже если это ударит по вашему кошельку».
Выходит, ради соблюдения идеологических установок русофобской внешней политики Прибалтике нужно тратить деньги на ВИЭ-проекты, покупку более дорогого, чем трубопроводный газ, СПГ, а также отсоединяться от энергокольца (России и Белоруссии) БРЭЛЛ.
Ваши проблемы нам не интересны
Во время коронавирусного 2020 года мировая торговля многие месяцы демонстрировала серьезный спад. Объем перевозок морским путем весной 2020 года, когда COVID-19 спровоцировал локдаун по всему миру, демонстрировали отрицательный рост.
Однако если взять отдельно Евразию, то мы увидим, как грузопоток по железной дороге, идущий из Китая в Европу и обратно, показал неплохой рост.
Как сообщили летом 2020 года в компании «Китайские железные дороги» (China Railway), в первом полугодии, когда COVID-19 нанес сильнейший удар по всем экономикам мира, грузовые поезда совершили 5122 рейса по маршруту Китай – Европа. Это на 36% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года.
Увы, но страны Балтии к этим магистралям так никто и не «подключил». Евросоюз, успешно развивая транспортную инфраструктуру и коммуникации с Россией – главным транзитером товаров, идущих с востока, – решил, что Прибалтика пусть занимается ж/д магистралями, которые не соприкасаются с товаропотоком из Китая.
А ведь именно это могло бы спасти транспортную отрасль Литвы, Латвии и Эстонии от проблем, которые в 2020 году стали критическими.
К сожалению, присоединение Латвии и Эстонии к RFC NS-B не решит проблему простаивания перевалочных мощностей балтийских портов. Железнодорожный коридор «Северное море – Балтийское море», конечно, соединит Прибалтику с морскими гаванями Северной и Западной Европы.
Возможно, есть небольшой шанс на транзит финских товаров в центральную и западную часть ЕС. Но это точно не заменит того грузопотока, который спешно ускользает от Прибалтики и переходит к российским портам в Ленинградской области.
Напомним, за первые 9 месяцев 2020 года российские порты Ленинградской и Калининградской областей перевалили 200,5 млн тонн. Все это в период пандемии. Морские гавани Литвы, Латвии и Эстонии, разумеется, о таких объемах в коронакризисный год могли только мечтать. Даже если мы посмотрим на 2019 год, то общий объем перевалки грузов Балтии – это лишь 145,9 тонн.
Помог ли Евросоюз Прибалтике с решением этой проблемы в 2020 году? Нет. Более того, представители Еврокомиссии прямым текстом осенью заявили, что ЕС не будет выделять денег на модернизацию портов в Эстонии, Литве и Латвии.
В отдельных моментах, если говорить о транспортной отрасли, Брюссель даже нанес ущерб Прибалтике. Речь идет о «пакете мобильности», который де-факто вытолкнет автоперевозчиков Эстонии, Латвии и Литвы из Западной, Центральной и Южной Европы. Такое нововведение заработает в полную силу в 2022 году, однако некоторые его пункты начали действовать уже сейчас.
Напомним, «пакет мобильности» – это требования для транспортных компаний Евросоюза, согласно которым водители должны через каждые четыре недели возвращаться домой или в страну, где зарегистрирована их компания. Когда в силу вступят абсолютно все положения этого закона, раз в восемь недель к месту приписки надо будет возвращать еще и сам грузовой транспорт.
Очевидно, что для дальнобойщиков Франции, Германии, Бельгии или Италии это не такие уж и большие расходы времени и денег. А вот как быть балтийским автоперевозчикам, работающим в Центральной и Западной Европе? Каждый месяц «вхолостую» ездить домой – в Прибалтику, а затем обратно – в западноевропейские государства?»Транспортный коллапс»: почему Эстония хочет подать в суд на Евросоюз
Нулевая солидарность
Подводя итог, можно сказать, что в 2020 году Евросоюз, в первую очередь, занимался вопросами, которые интересовали наиболее развитые в экономическом плане страны. Удел «периферии» становится все более незавидным. Проблемы Прибалтики, ее запросы к Брюсселю и даже попытки «монетизировать» антироссийскую повестку оставили ЕС равнодушным.
При этом никто в Еврокомиссии или других ведомствах Евросоюза и не думает помогать Эстонии, Латвии и Литве с их традиционными проблемами: отсутствием промышленности и производственных предприятий, оттоком населения, а также дорогой (учитывая размер реальных доходов населения) энергетики.
«ЕС сейчас откровенно не до Прибалтики, которая, по сути, превратилась в задворки Евросоюза. Страны «Старого Света» сейчас заняты борьбой с COVID-19. В связи с этим глав западноевропейских государств сейчас заботит вопрос, как восстановить экономику хотя бы «ядра» ЕС, а до Прибалтики нет никому дела», – рассказал Baltnews политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев.
2021 год, считает эксперт, может принести Прибалтике весьма неприятный сюрприз в виде нового потока мигрантов. В богатых странах ЕС их уже более чем достаточно.
Венгрия, Польша и Чехия делают и будут делать все, чтобы не пустить, несмотря на приказы Брюсселя, к себе новые волны беженцев. А вот балтийские страны в этом вопросе хранят молчание. Неудивительно, что западноевропейские страны, пользуясь случаем, направят именно в Литву, Латвию и Эстонию.
«Отвертеться Прибалтике от такого предложения вряд ли удастся. Проблема в том, что никакого другого применения для Евросоюза в ближайшее время она не несет. Конечно, она могла бы послужить мостом между Евросоюзом и Россией. Но отношения между Европой и РФ сейчас на стадии замерзания. Использовать Балтию для различных экономических проектов с Китаем, США или странами Ближнего Востока? В этом тоже нет никакого смысла», – рассуждает Трухачев.
«Максимум, на что можно рассчитывать балтийским странам, – это возможная организация производства комплектующих для европейских корпораций. На большее Прибалтике уповать не стоит», – подвел итог политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook
Источник
Экономика стран Балтии: чего ожидать в 2021 году
Банк Luminor обновил прогноз экономического развития стран Балтии после кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
В первой половине 2020 года экономический рост замедлился на основных экспортных рынках стран Балтии, в том числе в зоне евро и в странах Северной Европы. Однако пандемия затронула Латвию, Литву и Эстонию «в гораздо меньшей степени», чем другие страны, говорится в новом обзоре банка Luminor.
«Учитывая структурные изменения последнего десятилетия, экономики стран Балтии стали значительно более устойчивыми, сохранив при этом динамизм. Значительным достижением является то, что из-за введенного локдауна реальный годовой ВВП Эстонии снизился на 5,4%, Латвии – на 8,6%, Литвы – на 4,7% по сравнению со средним снижением в 14,7% в зоне евро», – говорится в обзоре.
«Стоит указать, что экономика начнет расти во второй половине года, а рост ВВП стран Балтии в следующем году превысит обычную тенденцию, что подтверждается мерами по стимулированию потребления и напряженным рынком труда», – отмечается там.
Латвия
В обзоре Luminor сказано, что банк с осторожностью относится к перспективам Латвии в 2020 году из-за кризиса в сфере борьбы с пандемией, в том числе торможения процесса вакцинации и растущего несоблюдения правил безопасности.
В 2021 году рост ВВП составит 2,1%. Гораздо оптимистичнее прогнозы на 2022 год, когда, как считают эксперты банка, ослабятся ограничения, увеличится потребление, а также будут выделены средства из Фонда восстановления ЕС.
Литва
Путь к восстановлению экономики в 2021 году во многом будет зависеть от того, насколько быстро будут сняты ограничения в Литве и других странах ЕС, а также сохранится ли неопределенность, связанная с пандемией, после весны.
В целом эксперты Luminor отмечают, что восстановление экономики страны во втором квартале 2021 года замедлится, в связи с чем ускорение роста произойдет только в третьем квартале 2021 года, а в 2022 год ВВП увеличится на 5,5%.
Эстония
Эксперты прогнозируют «долгий путь к полному и всестороннему восстановлению». В 2021 году рост ВВП составил 2,5%, а в 2022 – 5%.
С другой стороны, страна еще находится на пути к полному выздоровлению, и этот процесс будет идти неравномерно в свете третьей волны COVID-19, которая в ближайшее время снизит экономическую активность населения и увеличит безработицу.
Тем не менее специалисты считают, что со второй половины 2021 года экономика Эстонии будет готова к прорыву, поскольку основным драйвером восстановления станет улучшение внешнего спроса, который также будет поддерживаться увеличением количества вакцинаций в ЕС и финансовой поддержкой.
Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook
Источник