Страны ради гради весели средство выразительности

А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Литота. Г. Метафора

А. Ирония. Б. Аллегория. В. Перифраза. Г. Эпитет.

Г. Перифраза.

А. Аллегория. Б. Метафора В. Эпитет.

Б. Метафора. Г. Гипербола.

А. Эпитет. В. Синекдоха.

Б. Перифраза. Г. Эпитет.

А. Гипербола. В. Метонимия.

Б. Асиндетон, Г. Эпифора.

А. Эллипсис. В. Градация.

А. Инверсия. В.Градация.

Б. Риторический вопрос. Г. Анафора.

А. Инверсия. В. Антитеза.

А. Параллелизм. Б. Антитеза. В. Инверсия.

А. Градация. Б. Антитеза. В. Асиндетон.

Б. Антитеза. Г. Эллипсис.

А. Умолчание. В. Параллелизм-

Б. Асиндетон. Г. Эллипсис

А. Анафора. В. Инверсия.

Выразительные средства языка

Вариант 1

I. Выберите правильное определение.

А. Стили — это художественно-изобразительные сред­ства языка.

Б. Стили — использование языковых средств в различных условиях речевой практики.

В. Стили — это единицы текста.

П.. Определите, в каком столбике перечислены только тропы:

а) гипербола; б) перифраза; в) умолчание;
эпитет; олицетворение; метонимия;

параллелизм; оксюморон; синекдоха;

антитеза; эпитет; градация;

инверсия; метафора эллипсис .

Ш. Определите фигуры речи.

Игорь мыслию поля мерит. («Слово о полку Игореве»)

2. Страны ради, гради весели.

(«Слово о полку Игореве»)

3. Дети бесови кликом поля прегородиша, а храбрии
русици преградиша черлеными щиты («Слово о пол­ку Игореве»)

4. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.

5. И какой русский не любит быстрой езды?

6. И день за днём

Меня вот это стало. (В.Маяковский).

Б. Эпифора. Г. Эллипсис.

7. Мы села — в пепел; грады — в прах;

В мечи — серпы и плуги.

VI. Назовите тропы.

1. Страна восходящего солнца.

2. В сто сорок солнц закат пылал.

3. Спит земля в сиянье голубом.

4. Смотри, каков Самсон!

(О слабом человеке).

5. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

А. Гипербола. Б. Эпитет. В. Литота. Г. Синекдоха.

6. А в двери — бушлаты, шинели, тулупы.

А. Метонимия. Б. Эпитет. В. Литота. Г. Перифраза

7. Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи.

VII. Укажите неверное утверждение.

А. Перифраза — троп, состоящий в употреблении вме­сто слова или имени описательного сочетания.

Б. Омонимы — слова, имеющие противоположное зна­чение.

В. Градация — стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослаб­ления их смыслового и эмоционального значения.

Г. Подтекст — это словесно не выраженный, подразу­меваемый смысл высказывания.

Д. Анафора — стилистическая фигура, заключающая­ся в повторении одних и тех же элементов в нача­ле каждого параллельного ряда.

Е. Оксюморон — замена множественного числа един­ственным, употребление названия целого вместо ча­сти или части вместо целого.

VIII. Назовите синонимы, различающиеся сферой стилистического
употребления.

А. Умер, скончался, преставился, дал дуба, сыграл в ящик.
Б. Безграничный, бескрайний, бесконечный, необозри­мый
необъятный.

В. Лицо, лик, физиономия.

Г. Блестеть, сверкать, сиять, светиться, искриться.

Д. Лаять, брехать, тявкать, гавкать.

Вариант 2

I. Выберите правильное определение.

А. Фигуры речи _ это противоположные по значению

Б. Фигуры речи — это близкие по значению слова.

В. Фигуры речи — это особые синтаксические построения.

II. Определите, в каком столбике перечислены только тропы:

а) перифраза; б) ирония; в) гипербола;
ирония; литота; олицетворение;

анафора; аллегория; эпифора;

инверсия; эпитет; градация;

эпитет; оксюморон; сравнение.

III. Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи:

а) антитеза; б) инверсия; в) эллипсис;
олицетворение; перифраза; умолчание;
параллелизм; анафора; асиндетон;

ирония; асиндетон; градация;

эпифора; умолчание; параллелизм.

IV. Определите фигуры речи.

1. Я царь, я раб, я червь, я Бог.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Изобразительно — выразительные средства языка Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят : « Прощай !» Олицетворение Что ищет он в стране далекой, что. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемsv-mishenina.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Изобразительно — выразительные средства языка Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят : « Прощай !» Олицетворение Что ищет он в стране далекой, что.» — Транскрипт:

1 Изобразительно — выразительные средства языка Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят : « Прощай !» Олицетворение Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном ? Антитеза

2 Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе. Градация Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Инверсия В сто сорок солнц закат пылал. Гипербола

3 Зачем, Когда придет пора, Мы гоним детство со двора ? Зачем стараемся скорей Перешагнуть ступени дней ? Риторический вопрос С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. Инверсия

4 Ступеньки вверх, Ступеньки вниз – Кружится голова. Антитеза и анафора. Уж вечер … облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает ; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. Анафора

5 Мальчик с пальчик. Литота Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. Эпитет Невольник чести. Перифраза

6 Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. Олицетворение Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет … Метонимия Редкая птица долетит до середины Днепра. Гипербола

7 Орлу подобно он летает И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона, избирает Кумир для сердца своего. Сравнение Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцвели ; Ох, как бы на меня не кручина, Ни о чем — то бы я не тужила. Синтаксический параллелизм

8 Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит. Дети бесови кликом поля прегородиша, а храбрии русици преградиша черлеными щиты Антитеза Анафора

9 Страны ради, гради весели. Синтаксический параллелизм И какой русский не любит быстрой езды ? Риторический вопрос И день за днем ужасно злить меня вот это стало. Инверсия

10 Страна восходящего солнца. Перифраза Спит земля в сиянье голубом. Метафора В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут. Синтаксический параллелизм

11 Мы села – в пепел ; грады – в прах ; В мечи – серпы и плуги. Эллипсис Смотри, каков Самсон ! Ирония ( о слабом человеке ) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Литота

12 А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. Метонимия Внизу, как зеркало стальное, Синеют озера струи. Сравнение Я царь, я раб, я червь, я Бог. Антитеза

13 Но не хочу я верить в то, Что смерть придет ко мне. Что не увижу никогда Я снега в январе. Не было души более откровенной, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного. Градация Анафора

14 На братских могилах не ставят крестов ; Но разве от этого легче ? Риторический вопрос У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве. Синтаксический параллелизм Прошла головка. Метонимия

15 Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? О милый мой ! не утаю, Что я тебя люблю, Люблю, как вольную струю, Люблю, как жизнь мою. Сравнение Эпифора

16 Но мне ли, мне ль, любимцу государя … Но смерть … но власть … но бедствия народны. И на русского солдата Брат — француз, британец — брат, Брат — поляк и все подряд С дружбой будто виноватой, Но сердечною глядит. Синекдоха Умолчание

17 Спит черемуха в белой накидке. Метафора Сатиры смелый властелин. Перифраза Люблю я пышное природы увяданье. Оксюморон

18 Гаснут розовые краски В бледном отблеске луны. Эпитет Как град посыпалась картечь. Сравнение Вы должны были, братья, устоять, как стена. Риторическое обращение

19 Были это веселые, сильные и смелые люди. Ряд однородных членов У Анны беда стряслась. Большая ; Случилось это давно. Очень давно. « Там видно будет », — отвечает Корней. И молча лезет на козлы. Парцелляция

20 В саду горит костер рябины красной. Метафора Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Ирония

21 Вся деревня над ним смеялась. Метонимия Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум ; Ты ликуешь, на миг не смолкая, Как дитя без заботы и дум … Эпитет

22 Он громко, рыдающе засмеялся. Оксюморон Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор. Инверсия

23 Он громко, рыдающе засмеялся. Оксюморон И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. Лексический повтор

24 Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе. В поисках пути. В сердечной смуте. Парцелляция Первый день прошел хорошо, второй – еще лучше. Эллипсис

25 Два года тому назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало — помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева. Развернутое сравнение

26 — Представьте, — ответил Джинс, — исполинскую гору, хотя бы Эльбрус, на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. Контекстуальные синонимы Контекстуальные антонимы Его нечеловеческое вдохновение ровно, неуклонно, уверенно.

Источник

Тест по литературе «Художественно-изобразительные средства языка» (8 класс)

Тест проверяет знания учащихся определений художественно-изобразительных средств языка. Даны примеры из художественных текстов.Тест в двух вариантах.

Просмотр содержимого документа
«Тест по литературе «Художественно-изобразительные средства языка» (8 класс)»

Тест «Художественно-изобразительные средства языка»

1. Выберите правильное определение:

а) Троп – это образное выражение, содержащее преувеличение.

б) Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в

в) Троп – это образное выражение, содержащее преуменьшение.

2. Определите фигуры речи.

а) антитеза в) анафора

б) эпифора г) риторическое восклицание

2. С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

а) антитеза в) синекдоха

б) инверсия г) анафора

3. Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные,

душные, скучные комнаты.

а) антитеза в) умолчание

б) градация г) эпифора

4. Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

а) эпифора в) эллипсис

б) антитеза г) анафора

5. Эх, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцвели;

Ах, как бы на меня не кручина,

Ни о чём бы я не тужила.

а) эпифора в) инверсия

б) анафора г) параллелизм

3. Назовите тропы.

1. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.

а) метонимия в) эпитет

б) олицетворение г) перифраза

2. Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет.

а) метонимия в) литота

б) гипербола г) эпитет

3. Редкая птица долетит до середины Днепра.

а) литота в) гипербола

б) перифраза г) метонимия

4. Невольник чести.

а) олицетворение в) аллегория

б) перифраза г) эпитет

5. Орлу подобно он летает

И, не спросясь ни у кого,

Как Дездемона, выбирает

Кумир для сердца своего.

а) антитеза в) литота

б) метонимия г) сравнение

6. Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

а) олицетворение в) аллегория

в) метонимия г) эпитет

7. Мальчик с пальчик.

а) гипербола в) сравнение

б) литота г) олицетворение

4. Укажите неверные утверждения:

а) Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном

б) Аллегория – иносказание, намёк, выражение отвлечённого понятия или

идеи в конкретном художественном образе.

в) Олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного

названия какого-то предмета описательным выражением.

г) Метонимия – троп, состоящий в том, что вместо названия одного

предмета даётся название другого.

д) Синекдоха – троп, состоящий в употреблении собственного имени в

е) Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания

художественного описания первого.

5. Назовите синонимы, различающиеся сферой стилистического употребления:

а) Буря, ураган, тайфун, смерч.

б) Бить, колотить, лупить, дубасить, тузить, дуть.

в) Бранить, ругать, хулить, журить, распекать, разносить.

г) Писатель, автор, прозаик, литератор.

д) Радоваться, восхищаться, восторгаться.

6. Какое средство выразительности используется в предложении:

Не менее удивительны и «электрические» пожары.

а) метафора в) гипербола

б) метонимия г) антитеза

Тест «Художественно-изобразительные средства языка»

Выберите правильное определение:

а) Стили – это художественно – изобразительные средства языка.

б) Стили – это богатство и существенные закономерности языка.

в) Стили – это единицы языка.

2. Определите фигуры речи.

1.Страны ради, гради весели.

а) умолчание в) параллелизм

б) антитеза г) эллипсис

2. В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут.

а) параллелизм б) антитеза в) инверсия

3. И какой русский не любит быстрой езды?

а) инверсия в) антитеза

б) риторический вопрос г) анафора

4. И день за днём

меня вот это стало.

а) инверсия в) градация

б) эпифора г) эллипсис

5. Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почёт.

а) градация в) параллелизм

б) эпифора г) метафора

3. Назовите тропы.

1. Страна восходящего солнца.

а) гипербола в) метонимия

б) перифраза г) эпитет

2. В сто сорок солц закат пылал.

а) эпитет в) синекдоха

б) метафора г) гипербола

3. Спит земля в сиянье голубом.

а) аллегория в) эпитет

б) метафора г) перифраза

4. Смотри, каков Самсон! (О слабом человеке).

а) ирония в) перифраза

б) аллегория г) эпитет

5. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

а) гипербола в) литота

б) эпитет г) синекдоха

6. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы.

а) метонимия в) литота

б) эпитет г) перифраза

7. Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи.

а) сравнение в) литота

б) эпитет г) метафора

4. Укажите неверные утверждения:

а) Перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени

б) Омонимы – слова, имеющие противоположное значение.

в) Градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов

в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального

г) Подтекст – это словесно не выраженный подразумеваемый смысл

д) Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и

тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

е) Оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление

названия целого вместо части или части вместо целого.

5. Назовите синонимы, различающиеся сферой стилистического употребления:

а) Умер, скончался, преставился, дал дуба, сыграл в ящик.

б) Безграничный, бескрайний, бесконечный, необозримый, необъятный.

в) Лицо, лик, физиономия.

г) Блестеть, сверкать, сиять, светиться, искриться.

д) Лаять, брехать, тявкать, гавкать.

6. Какое средство выразительности используется в предложении:

Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Источник

Читайте также:  Переводы по территории нашей страны
Оцените статью