Страны рассчитавшиеся с мвф

Международный валютный фонд (МВФ)

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Читайте также:  Показатели уровня развития стран привести примеры

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Источник

Россия и МВФ: от крупнейшего должника до влиятельного кредитора

Уже 25 лет Российская Федерация является членом Международного валютного фонда (МВФ). Первого июня 1992 года Россия вошла в состав одной из крупнейшей финансовых организация мира.

За это время Россия прошла путь от заемщика, получившего от МВФ примерно $22 млрд, до кредитора. История взаимоотношений России и МВФ — в материале ТАСС.

Что такое Международный валютный фонд? Когда он появился и кто в него входит?

Официальной датой создания МВФ считается 27 декабря 1945 года. В этот день первые 29 государств подписали Хартию МВФ — главный документ фонда. На сайте организации указана главная цель ее существования: обеспечение стабильности международной валютной системы, то есть системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом.

Сегодня в МВФ входят 189 государств.

По каким принципам работает МВФ?

Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны, входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.

Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество «голосов» при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.

Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.

Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR («специальные права заимствования»). Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по «безналу» — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 1 июня 1 SDR был равен $1,38, или 78,4 рубля.

Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою «резервную долю» (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Россия расплатилась с МВФ. Конец кредитной истории. Год сильного рубля

Россия досрочно выплатила все свои долги Международному валютному фонду. Последний транш в размере $3.3 млрд. был отправлен в МВФ в понедельник вечером. Объявив об этом во вторник, министр финансов Алексей Кудрин подвел черту под целым этапом российской истории, считают Известия. Кредиты, которые в конце 1990-х российская власть с огромным трудом выбивала из МВФ, нам больше не нужны.

В начале 90-х годов Международный валютный фонд называли «злым гением» российского правительства. Недоброжелатели даже утверждали, что вся экономическая политика правительства Гайдара была составлена «под диктовку» МВФ. В условиях беспрецедентного экономического кризиса Россия не могла привлекать кредиты на свободном финансовом рынке, и поэтому для нее жизненно необходимым становились кредиты межгосударственных организаций, таких, как МВФ и Всемирный банк. Ради соответствия их требованиям составлялись декларации об экономической политике и происходила демонстративная борьба с инфляцией.

Первый кредит от МВФ в размере одного миллиарда долларов правительство Гайдара получило в августе 1992 года. Всего же фонд послал в адрес России 9 «денежных переводов», в результате чего долг России перед МВФ к 1999 году достиг $15.3 млрд. С тех пор Россия больше не занимала, а только отдавала этот долг. А в конце прошлого года начала переговоры о досрочном погашении.

По первоначальному графику долг МВФ Россия должна была погашать до 2008 года. В этом году было бы достаточно вернуть около $1.39 млрд. Но, заплатив сейчас все, страна сохранила $204 млн. на процентах. России просто повезло, что МВФ согласился не получать проценты будущих лет. Совершенно иная ситуация складывается с Парижским клубом кредиторов, задолженность перед которым достигает $45 млрд. Деньги на досрочное погашение части долгов Парижскому клубу у России есть, но кредиторы не хотят брать деньги — они требуют сразу выплатить проценты будущих лет. Минфин сейчас активно торгуется, пытаясь получить скидку по этим процентам.

Чтобы расплатиться с Международным валютным фондом, Минфин позаимствовал 93.5 млрд. рублей из Стабилизационного фонда. В связи с этим Алексею Кудрину вчера еще раз пришлось разъяснять будущее этой копилки государства, на которую сейчас появилось множество претендентов. По его мнению, деньги Стабфонда можно тратить, но только на повышение пенсий и на досрочное погашение внешних долгов.

О будущем Стабилизационного фонда Алексей Кудрин заговорил не случайно. Недавно стало известно о предложениях по использованию «резерва Минфина», подготовленных группой сотрудников аппарата правительства во главе с заместителем руководителя аппарата Михаилом Копейкиным. Поскольку величина Стабилизационного фонда может к концу 2005 года вдвое превысить нормативный уровень в 500 млрд. рублей, то чиновники предлагают как минимум 400 млрд. потратить на радикальное снижение налога на добавленную стоимость и расширение ипотечных программ. Премьер-министр Михаил Фрадков уже поручил Минфину внимательно рассмотреть эти предложения. Вчера Алексей Кудрин подтвердил, что получил от Михаила Фрадкова документы на этот счет. Однако глава Минфина относится к ним крайне скептически. «Такие предложения поступали и будут поступать до тех пор, пока существует Стабилизационный фонд. Конечно, мы рассмотрим и эти предложения», — заметил министр. По словам министра финансов, очередное предложение потратить деньги Стабфонда составлено несколькими сотрудниками аппарата, они не содержат выводов об экономических последствиях такой массовой траты денег. Было ясно, что заключение Минфина на предложения аппаратчиков скорее всего будет отрицательным.

Более того, Минфин намерен по своему усмотрению закрепить расходование Стабфонда на ближайшие 3 года, написав проект бюджета страны на несколько лет вперед. Этот документ будет готов через два месяца. На вопрос корреспондента «Известий», будет ли этот трехлетний бюджет иметь какое-либо реальное значение, Алексей Кудрин ответил, что его структура будет окончательной на 90-95%. Ежегодно его нужно будет только уточнить. При этом Алексей Кудрин пообещал, что в будущем наш бюджет не будет таким либерально-монетаристским, как до сих пор. Курс на снижение налогового бремени продолжится, но одновременно министр обещает повышение пенсий, зарплат бюджетников и финансирования науки.

Конец кредитной истории. Россия досрочно расплатилась с МВФ

Вчера министр финансов Алексей Кудрин официально объявил, что Россия больше ничего не должна МВФ, потому что досрочно выплатила остающиеся $3,3 млрд долга, потратив деньги из стабилизационного фонда, но сэкономив на этой операции $204 млн процентов. Закончилась более чем 13-летняя история займов и выплат, сопровождающаяся дискуссиями России и МВФ, а также давлением G7, считает Коммерсант. И только главной цели – сокращения инфляции в России до 10% годовых – фонду добиться так и не удалось, подчеркивает газета.

История началась в ноябре 1991 года, когда российские реформаторы во главе с Егором Гайдаром провели первую консультацию с МВФ и рассказали, что они собираются делать. Представители фонда предложили по мере сил помогать советами. МВФ всегда отрицал, что являлся инициатором или разработчиком российских рыночных реформ, указывая, что это была местная инициатива. 1 июня 1991 года Россия стала членом МВФ, а в августе ей был выдан первый кредит stand-by – $1 млрд. Как вспоминает в своей аналитической работе, посвященной отношениям МВФ и России, бывший глава второго европейского департамента МВФ Джон Одлинг-Сми, дали бы и больше, но Россия явно не контролировала свою денежную политику, потому что не могла договориться с другими странами рублевой зоны (она вообще хотела эту зону ликвидировать, но МВФ был против). Как ни странно, уже в 1992 году в России иногда наблюдались некоторые признаки бюджетной стабилизации, которую всегда так рекомендовал МВФ своим членам: в отдельные месяцы бюджетный дефицит был явно меньше рекомендованных 5% ВВП. Более того, временами наблюдалось даже некоторое снижение инфляции: к октябрю 1992 года инфляция, до того превышавшая 90%, упала до 40%, но в ноябре снова взлетела до 66%.

В 1993 году МВФ убеждал Россию как можно решительнее бороться с инфляцией и даже подписал с ней в мае некий «антиинфляционный договор», обязывающий снизить инфляцию с 17% до 10% в месяц и сократить субсидирование госпредприятий Центральным банком России. Инфляцию сократить не удалось, но Россия получила первый транш так называемого кредита системной трансформации в $1,5 млрд (этот кредит был для МВФ относительно новым, и он, собственно, не особенно знал, какие требования предъявлять к его получателям). В 1994 году МВФ предъявлял России большие претензии за чрезмерно мягкую денежную политику (которая кончилась обвалом курса рубля в «черный вторник» 11 октября) и не хотел давать вообще ничего.

Однако, по признанию господина Одлинга-Сми, вмешались страны G7 и особенно США, которые прямо указали выдать кредит,– пришлось выделить второй транш «кредита системной трансформации» в $1,5 млрд. В 1995 году Россия получила $5,5 млрд кредита stand-by c условием к июлю снизить инфляцию до 1% в месяц и так держать в дальнейшем, а бюджетный дефицит уменьшить до 6,5%. Инфляцию до плановой величины снизить не удалось, но ужесточение денежной политики дало свои результаты, курс рубля начал расти и в июле был введен валютный коридор (который МВФ воспринял как попытку удержать рубль от чрезмерного роста с опасностью в дальнейшем обвального падения и повторения «черного вторника»). МВФ очень понравилось то, что в 1996 году дефицит снизился до 4%, в 1997 году – до 3% и в 1998 году – до 2%. Он отныне Россию хвалил и каждый год кредитовал (например, в 1996 году дал $3,8 млрд так называемого расширенного кредита). Россия, в свою очередь, в 1996 году впервые начала выплачивать долги фонду – тогда она заплатила $0,5 млрд. В те годы эксперты фонда не возражали и против финансирования бюджетных расходов за счет ГКО, продаваемых нерезидентам,– во всяком случае, в официальных документах фонда в октябре 1997 года с похвалой указывалось, что нерезиденты с начала 1996 года, когда они получили возможность покупать ГКО, накупили их уже на $10 млрд.

Впрочем, сейчас чиновники фонда вспоминают, что на самом деле им не нравилось то, что происходило в те годы: особо они отмечают залоговые аукционы с непрозрачными условиями проведения, а также возможность близких к власти предпринимателей экономить на налогах. Кончилось это валютно-финансовым кризисом 1998 года, перед которым России было выдано кредитов на $6,2 млрд (заметим, что в том году она, в свою очередь, выплатила фонду $0,9 млрд). Как вспоминает теперь Джон Одлинг-Сми, тогдашнее решение дать деньги России можно считать правильным, потому что правительство Сергея Кириенко проводило жесткую финансовую политику и вполне могло предотвратить кризис – просто не получилось.

1999 год проходил в переговорах МВФ и России о путях преодоления последствий кризиса. России удалось получить первый транш ($640 млн) нового кредита stand-by и выплатить фонду $4,2 млрд старых долгов. И тут, как рассказывает господин Одлинг-Сми, G7 приказала больше денег России не давать, так как была недовольна сообщениями в прессе о якобы имевших место злоупотреблениях с кредитами 1998 года, а также началом второй чеченской войны (несмотря на то, что особых претензий у МВФ к проводимой в России финансовой политике не было). И с 2000 года Россия от МВФ больше ничего не получала – только ударно погашала долги; за это она постоянно удостаивалась похвал фонда, потому что обеспечивала ему деньги для помощи нуждающимся странам.

Теперь Россия расплатилась сполна. От фонда она больше ничего не просит – и больше ничего не даст. История закончена. Рубль пока крепок, золотовалютные резервы России, как формулируют западные наблюдатели, «самые большие в мире среди неазиатских стран». Но МВФ давал деньги на финансовую стабилизацию – прежде всего на то, чтобы инфляция в России наконец упала ниже границы в 10% годовых. В прошлом году, непосредственно перед окончательным расчетом, попытка российскими властями была сделана – но провалилась, получилось 11,7%. МВФ пришлось довольствоваться $3,3 млрд.

Год сильного рубля

Ради победы над инфляцией российские власти могут отпустить рубль в свободное плавание, считают Ведомости. В результате такой политики к концу года доллар может подешеветь до 26 руб., прогнозируют экономисты. Российских производителей это не пугает — высокая инфляция для их бизнеса опасней, чем конкуренция с импортерами.

Начало года преподнесло российским денежным властям неприятный сюрприз — резкий рост потребительских цен. Но правительство не хочет пасовать перед инфляцией. Добиться ее снижения до 8,5% можно за счет более значительного, чем год назад, укрепления рубля, заявил вчера агентству Reuters Кудрин. “Нам придется использовать дополнительные инструменты денежно-кредитной политики, в том числе укрепление рубля”, — подчеркнул министр.

Но в этом году борьба с инфляцией выходит на первый план. Начальник аналитического отдела Внешторгбанка Николай Кащеев объясняет это политическими соображениями: финансовое положение беднейшей части населения, по которой рост цен бьет больнее всего, и без того пострадало из-за монетизации льгот.

Экономисты Drezdner Kleinwort Wasserstein тоже полагают, что власти сделают акцент на подавлении инфляции и в этом случае реальный курс рубля может укрепиться за год на 8-10%. При условии что к концу декабря курс доллара снизится до $1,40/евро, к концу года в России за доллар будут давать 25,4-25,9 руб., прогнозируют экономисты DrKW. Чтобы инфляция удержалась в пределах 8,5%, рубль должен укрепиться в 2005 г. на 11,3%, а курс доллара — снизиться до 26 руб./$, отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа Олег Солнцев.

Пока согласованная курсовая политика не разработана, а Кудрин лишь озвучил свои “макроэкономические соображения”, замечает чиновник правительства. “Существенное обострение конкуренции с импортом станет главным вызовом 2005 г.”, — прогнозирует Клепач. По его мнению, это “не поможет ускорить рост в пищепроме, машиностроении и легкой промышленности”. Лучше обойтись без избыточного укрепления рубля, соглашается руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, по мнению которого 8%-ное “утяжеление” рубля допустимо лишь в экстраординарных обстоятельствах.

Источник

Оцените статью