Страны расширения таможенного союза

Список стран-участников Таможенного союза на 2021 год

Таможенный союз представляет объединение государств с целью поддержания их экономического развития путем отмены таможенных пошлин. Результатами образования союза являются увеличение национального дохода и рост занятости.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Кто входит в Евразийский экономический союз: перечень стран

В настоящий момент действующими участниками ТС являются:

  • Россия (с 2010 года);
  • Казахстан (с 2010 года);
  • Белоруссия (с 2010 года);
  • Армения (с 2015 года);
  • Киргизия (с 2015 года).

Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.

Читайте также:  Основные угрозы экологической безопасности страны

С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.

О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

Высший совет

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

Направления деятельности и условия вступления

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

Цели и перспективы

Все меры таможенного регулирования направлены на достижение устойчивости экономического развития государств-членов ТС, диверсификации экономики, инновационному прогрессу, улучшению структуры торговли и инвестиций.

Положительные результаты, достигнутые в рамках соглашений, придаются огласке реже, чем новости о подписанных вновь договорах или о разногласиях. Но нельзя не заметить, что в пределах таможенной территории достигнуто упрощение оборота продукции, оказана реальная поддержка экономическим субъектам Союза.

Анализ деятельности

ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.

Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.

В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.

Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.

Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.

Флаг Таможенного союза

Символика не изменилась со времен Евразийского экономического сообщества, Высшим советом ЕАЭС принято решение о сохранении желто-синего флага с изображением Евразии:

При этом активисты Евразийского движения РФ предлагают новую версию флага и эмблемы – «Пурпурное знамя» с восьмиконечной звездой в левом вернем углу:

Фиолетовый цвет, по их мнению, очень популярен, носит диалектический характер. Звезда – возрождение, общность судеб, веру.

Преимущества участия

Союз призван наладить и упростить экономическое взаимодействие стран-участников:

  • ослабление процедур таможенного контроля;
  • координация политики в областях экономики, транспортного сообщения, энергетического снабжения и миграции;
  • унификация законодательных норм в отношении ведения деятельности на единой территории.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.

Источник

Страны ЕАЭС

Евразийский экономический союз

Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.

Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.

Организация ВЭД

Таможенный союз ЕАЭС

Идея создания на постсоветском пространстве единого таможенного пространства декларировалась ещё в 1995 году. Ещё до образования ЕврАзЭС, в 2007 году официально появился Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана.

Сегодня все страны — участники ЕАЭС обязательно входят в новый Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС). В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО).

Все страны-участники Таможенного союза ЕАЭС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Именно это правило в значительной степени тормозит расширение ЕАЭС за счёт вступления новых государств.

Государства — члены и партнёры ЕАЭС

К началу 2020 года полноценными членами ЕАЭС являются 5 государств:

Источник

Расширение Таможенного союза: куда и зачем?

По материалам доклада на Белорусском международном медиафоруме (Минск, 29 мая)

Еще недавно было трудно себе представить, что первым международным визитом президента РФ после инаугурации будет поездка в Беларусь.

Преобладало стремление выглядеть частью клуба западных держав и западных элит. Сегодня это стремление к глобальному престижу никуда не делось, но возникло понимание того, что роль России как мировой державы определяется ее игрой на региональных сценах.

И, возможно, понимание того, что престиж державы во многом определяется ее отношениями с ближайшими союзниками. Должен действовать простой принцип: нашим другом быть выгодно, а врагом опасно. Здесь обе части формулы одинаково важны.

Важно также изменение горизонта стратегии. Наша внешняя политика эпохи т.н. «прагматизма» отличалась коротким расчетом выгод и приобретений. Интересы государства на постсоветском пространстве выглядели проекцией интересов энергетических компаний. Сейчас есть признаки более долгосрочного и комплексного расчета интересов, более длинной стратегии.

Главным образом, потому, что для этой длинной стратегии возникла институциональная платформа. Я имею в виду Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Институты, собственно, и важны тем, что создают возможность для долгосрочной политики интересов.

Проект ТС и ЕЭП сегодня воспринимается как вполне состоявшийся, много говорится о его успехах. Основания для этого есть. Но я буду говорить о рисках. Сегодня мы находимся на той стадии, когда сама успешность проекта может стать источником новых вызовов и дилемм.

Одной из них является проблема расширения Таможенного Союза.

Что приоритетно: углубление интеграции, отладка регулирующих механизмов на наднациональном уровне или расширение и взаимная адаптация возникших структур с интересами и потребностями новых членов?

Ответ на этот вопрос зависит от ситуации. Например, поспешное расширение ЕС оказалось, в целом, не самым удачным примером для подражания. А вот не менее поспешное, экономически неподготовленное объединение Германии себя полностью оправдало. Просто у ФРГ были достаточно сильные исторические мотивы для того, чтобы идти на риски экономической разбалансировки, разбалансировки институтов и т.д.

В нашем случае – я имею в виду, у России и Белоруссии – такие сильные мотивы есть только в отношении Украины.

Ее присоединение к ТС действительно придало бы проекту новое, более высокое качество – благодаря масштабу рынка, сопоставимому уровню развития, потенциалу кооперации во многих отраслях и, конечно, культурно-этнической близости населения наших стран.

Но на Украине нет ни одной влиятельной политической силы, которая ставила бы цель присоединения к проекту, несмотря на все экономические выгоды, которые он несет.

Эта ситуация может измениться, но только после

— окончательного разочарования в перспективах евроинтеграции,

— появления серьезной экономической истории успеха на платформе ТС-ЕЭП.

Это значит, для того, чтобы в перспективе мы вышли на оптимальный сценарий расширения проекта – расширения в сторону Украины, – на данном этапе необходимо как раз его развитие в нынешнем формате. Т.е. интенсивное, а не экстенсивное развитие.

Но, к сожалению, может получиться иначе.

В прошлом году официальную заявку на вступление в ТС подала Киргизия. На политическом уровне в рамках ЕврАзЭС эта заявка была поддержана, создана рабочая группа, которая занимается подготовкой и реализацией этого решения. Видимо, она будет работать довольно долго, учитывая большое количество проблем, как для структур ТС, так и для самой Киргизии, возникающих при ее присоединении к союзу. Но политическое решение заявлено.

Точно так же, оно заявлено, хотя и не оформлено официально, в отношении Таджикистана. Недавно руководство МИД РФ высказалось по этому поводу вполне определенно. Т.е. в случае успешного присоединения Киргизии процесс пойдет дальше.

Хотя предполагаемые сроки вступления Киргизии и Таджикистана в Таможенный союз разные, проблемы, возникающие в этой связи, практически идентичны. Поэтому я буду рассматривать их совокупно.

1. Самое очевидное – это большой перепад в уровне развития между странами ТС и его потенциальными членами.

А) Экономического развития: подушевой ВВП Киргизии – порядка $1000. Но дело не только в формальных показателях, а в структурных. В экономике абсолютно доминирует теневой и даже прямо криминальный сектор, замешанный на контрафакте и наркотрафике. В корне изменить эту ситуацию возможно, наверное, только в режиме прямого внешнего управления. Т.е. фактически невозможно (поскольку чревато неприемлемыми рисками и издержками для Москвы. Не говоря уже о «суверенитете» самих республик).

Б) Социального развития: системы образования, социализации в этих странах либо не работают должным образом, либо, если и работают, все больше отдаляются от России, от наших общих цивилизационных стандартов. Особенно это касается Таджикистана и юга Киргизии, где дерусификация шагнула очень далеко.

2. В совокупности эти два взаимосвязанных процесса – экономическая и социальная архаизация стран региона – порождают ту проблему, которая сегодня очень болезненна для России. Приток мигрантов – в большом количестве и в очень низком качестве.

Необходимые нам меры протекционизма на рынке труда будут крайне затруднены участием стран-доноров миграции в Таможенном союзе. Понятно, что единый рынок труда оформляется только на уровне ЕЭП. Но требования более продвинутого этапа интеграции будут неизбежно учитываться уже на старте. Соответственно, системные, долгосрочные ограничительные меры будут невозможны.

3. Следующая проблема, о которой вскользь уже упомянуто – полупрозрачность границ. Киргизии – с КНР, Таджикистана – с КНР и Афганистаном. Интеграция Киргизии и Таджикистана в Таможенный союз – это интеграция китайской контрабанды и афганского наркотрафика.

Искренне надеюсь, что внутрироссийский лоббизм в пользу их вступления никак не связан с возникающими на этой почве интересами.

Наверное, остроту проблемы мог бы снять всеобъемлющий внешний контроль над границами этих республик. Это вообще условие-минимум для обсуждения вопроса об их участии в ТС.

Способны ли обеспечить такой контроль Москва, Минск или Астана – этот вопрос я оставлю риторическим. Но вот то, что сами республики на такой контроль ни в коей мере не согласятся, сомнений не вызывает – слишком велика зависимость от криминального уклада.

4. В легальной плоскости, если брать торговлю республик с КНР, тоже нет готовности что-то менять, сужать коридор для китайского ширпотреба. Хотя сама Киргизия выступает инициатором присоединения к ТС и выражает в нем крайнюю заинтересованность, она требует уступок и преференций. В том числе – возможности сохранения низких барьеров для импорта и реэкспорта китайских товаров. Дополнительная экспансия китайских товаров на отдельных рынках уже стала одной из издержек создания ТС. Соответственно, эта проблема будет усугубляться.

5. И последнее, по порядку, но не по важности. В ТС и ЕЭП действует консенсусный механизм принятия решений. Точнее, коллегия Евразийской экономической комиссии голосует двумя третями, но на уровне Совета комиссии, где принимаются принципиальные решения, должен быть консенсус. Это значит, что принятие в структуру даже самого незначительного в смысле объема экономики и проблемного партнера открывает ему полный доступ к блокированию решений.

Мы помним, как иногда пользовались правом вето новые члены ЕС, когда маленькая страна из соображений торга по частным вопросам могла блокировать масштабные, системные процессы. Думаю, потенциальные новые члены ТС будут использовать эту технологию куда более активно. В том числе, по объективным причинам: их нужды, приоритеты и проблемы действительно очень специфичны. Но именно поэтому подстраивать, адаптировать под них приоритеты структуры в целом – что, еще раз повторю, будет неизбежно в силу действующего механизма принятия решений – значит поставить крест на амбициях проекта. По сути, дальнейшая интеграция будет заблокирована. Мы будем заняты бесконечной адаптацией отстающих, а не движением вперед.

Чем сбалансированы эти очевидные минусы? Что на другой чаше весов?

Часто говорится о находящихся на территории республик привлекательных активах. Это гидроэнергетика, некоторые остатки военной промышленности, минеральные ресурсы. Но все эти активы могут быть освоены российским или казахстанским капиталом и вне рамок Таможенного союза. И отчасти уже осваиваются. У Москвы и без ТС достаточно рычагов влияния на ситуацию, чтобы в той же энергетической сфере разговаривать с сильных позиций.

Поэтому реальные аргументы лежат где-то в другой плоскости, и они выражаются в двух словах: география и пропаганда.

Географический аргумент состоит в том, что горы, проходящие по территории Киргизии и Таджикистана, являются естественными границами региона. Они были обустроены в советское время, их легче контролировать и защищать. Но легче, увы, только в техническом смысле, а не в политическом – реального контроля союзников над своими границами республики не допустят. А если есть политическая воля для того, чтобы добиваться такого контроля – прекрасно, давайте это делать в рамках ОДКБ. Организации, которая является донором безопасности для региона. Она должна наполняться реальным содержанием, противодействуя трансграничным угрозам, в т.ч. связанным с наркотрафиком.

Что же касается пропагандистской стороны дела, то, здесь, конечно, преобладает стремление продемонстрировать наглядные, зримые успехи интеграционного проекта. И одним из свидетельств успеха видится расширение.

Стоит ли во имя большого политического пиара жертвовать реальными жизненными интересами общества – вопрос, который «имперская» власть далеко не всегда решает в пользу общества. Так что этот аргумент приходится учитывать всерьез.

Понятно, что включить в Таможенный союз Киргизию проще, чем привлечь в него Украину. Проще, чем перейти на новый уровень интеграции – я имею в виду создание валютного союза. Но проще – не всегда лучше.

В данном случае, пиар может оказаться крайне сомнительным. Если словосочетание «Евразийский союз» будет ассоциироваться у жителей России с наркотрафиком, контрабандой и миграционным беспределом, то вкус к любым интеграционным начинаниям будет утрачен надолго.

Думаю, оставшееся до принятия окончательных решений время мы должны использовать для того, чтобы это стало ясно всем — даже тем, кто их принимает.

Источник

Оцените статью