§ 46. Страны Востока материка. Бразилия
Бразилия — одна из крупнейших по площади и по населению стран мира. Огромная территория этой Федеративной Республики состоит из 22 штатов. (Определите по карте географическое положение Бразилии.)
Бразилия — одна из самых развитых и богатых стран Южной Америки. Большинство населения говорит на португальском языке, в котором немало африканских слов и выражений, а также слов индейского происхождения. (Объясните почему.)
Природа огромной территории Бразилии необыкновенно разнообразна, но все природные комплексы можно объединить в две области — Амазонию и Бразильское плоскогорье.
Амазония полностью обозрима только из космоса. Ее плоская поверхность изрезана густой сетью полноводных рек и покрыта чащей густых вечнозеленых дебрей. Наиболее ценные леса растут на возвышенных местах.
Амазония богата не только лесами. В осадочных породах обнаружены запасы железной руды, цветных металлов, нефти, природного газа. В реках много видов рыб — третья часть видов пресноводных рыб Земли.
Рельеф Бразильского плоскогорья неоднороден. Наряду с плоскими возвышенными равнинами встречаются невысокие горы. Приподнятые участки плоскогорья круто обрываются в сторону Атлантического океана. Кристаллические породы содержат большие запасы руд железа, марганца, цветных металлов. Внедрение магмы по трещинам земной коры способствовало образованию алмазов, руд редких металлов (например, урановых).
Разнообразие климата Бразильского плоскогорья (в чем его особенности?) отражается на характере растительности. Постоянно влажные тропические леса с удалением от океана сменяются саваннами. Вдоль рек здесь протянулись галерейные тропические леса, в которых преобладают восковые пальмы. На юге растут вечнозеленые и смешанные леса из хвойной бразильской араукарии с вечнозеленым подлеском из парагвайского чая (мате). На реках плоскогорья много порогов и водопадов, здесь построены электростанции.
Население Бразилии отличается сложным составом, включает индейцев, негров, представителей европеоидной расы и лиц смешанного происхождения. Индейцы и метисы живут на севере и западе страны. Большинство индейских племен сохраняют такой же образ жизни, что и их далекие предки. Охота и рыболовство, примитивное земледелие и собирательство — их основные занятия. Охотники до сих пор пользуются луками и стрелами, женщины взрыхляют поля заостренными палками.
Строительство автомобильной дороги через Амазонию привело к переселению сюда безземельных крестьян метисов. На месте вырубленных лесов они распахивают землю, разводят скот.
На востоке и юге страны живут потомки европейцев и африканских народов, но во всех штатах страны преобладает смешанное население.
В быте населения Бразилии находят отражение традиции и обычаи португальцев, индейцев и негров. Португальцы принесли на новую родину свой язык и архитектуру, у индейцев заимствованы традиции плетения домашней утвари — ковриков, гамаков, сумок, мебели, а также крыш и стен домов в сельской местности. Любимое развлечение бразильцев — праздники-карнавалы, в которых проявляется влияние африканского искусства. Традиция карнавалов связана с тем, что в прошлом после уборки урожая африканским рабам давали несколько дней отдыха.
Большая часть населения страны живет в городах, расположенных на побережье или близ него. На берегу удобной бухты лежит один из самых красивых городов Южной Америки, символ страны — Рио-де-Жанейро. Столица — город Бразилиа — расположена в центре страны. Она построена недавно и своей планировкой и архитектурой по замыслу ее создателей похожа на город будущего.
Хозяйственная деятельность населения. Бразилия — страна с хорошо развитой промышленностью. Она занимает одно из первых мест в мире по запасам железных, марганцевых руд, бокситов и других ископаемых. Часть населения работает в шахтах, рудниках и карьерах, на нефтяных промыслах. На заводах, расположенных у побережья, выплавляют металл, делают автомобили, тракторы, самолеты, речные и морские суда. Бурное развитие промышленности ухудшает экологическое состояние природы. Увеличиваются выбросы загрязняющих веществ в воздух, в реки и океан. В стране принимаются меры по охране природы, созданы национальные парки с уникальными природными объектами.
Значительная часть населения страны занята сельским хозяйством. Лучшие земли принадлежат крупным помещикам и капиталистам, в том числе иностранным. На полях и плантациях выращивают сельскохозяйственные культуры, которые вывозятся за границу. Это кофе, какао-бобы, хлопчатник, сахарный тростник, рис, соя.
В сухих саваннах и степных районах на юге страны разводят крупный рогатый скот и овец. В лесах Амазонии собирают сок дикорастущих каучуконосов, воск, орехи, заготавливают ароматические и лекарственные растения. Но огромные лесные богатства используются еще слабо. Годы «каучуковой лихорадки» в начале XX в. способствовали росту городов на реке Амазонке. Среди них Манаус — столица крупнейшего штата Амазонас. Доходы от сбора каучука позволили бразильцам построить в городе великолепный памятник культуры — оперный театр. На его сцене выступали лучшие артисты многих стран мира. С окончанием «каучуковой лихорадки» Манаус был почти заброшен, а здание театра стало зарастать лианами и другими растениями экваториального леса. В наше время город снова ожил, стал центром электронной промышленности. Теперь здесь делают телевизоры, микрокалькуляторы и другие приборы.
Республика Аргентина — вторая по площади страна Южной Америки. Основное население ее — потомки переселенцев из Европы, говорящие на испанском языке. Индейцы составляют очень небольшую долю. Аргентина — одна из развитых в хозяйственном отношении стран материка.
Природа Аргентины богата и разнообразна. На севере палят жаркие лучи тропического солнца, а на юге подступают льды Антарктиды. На западе поднимаются снежные вершины Анд, а на востоке раскинулись бескрайние степные равнины пампы. Страна богата полезными ископаемыми (см. карту). Разнообразие климатов обусловлено положением страны в трех климатических поясах. (Каких?) На равнинных пространствах часты неожиданные смены погодных условий. Причина их — вторжение с юга холодного воздуха и встреча его с тропическим воздухом, приходящим с севера. Сильные похолодания, сухие пыльные бури, ливни и снегопады — обычные погодные явления в стране. Реки, стекающие с Анд, полноводны и богаты энергией, а река Парана — главный водный путь страны. Богатство Аргентины — разнообразие ее почвенного покрова. Наибольшим плодородием отличаются черноземовидные и луговые почвы пампы. Разнообразны и природные зоны страны: от тропических лесов на севере до полупустынь на юге. На севере по долинам рек растут вечнозеленые леса и рощи из восковой пальмы, ближе к Андам — сухие леса, где главную ценность представляет дерево кебрачо (в переводе с испанского «сломай топор»). Огромные пространства страны заняты влажными и сухими степями, полупустынями, покрытыми травянистой растительностью. Это кормовая база для животноводства.
Население. До начала XVI в. территорию Аргентины населяли племена индейцев. Некоторые из них вели оседлый образ жизни, строили оросительные сооружения, мосты, дороги, знали ремесла. Другие кочевали, занимались охотой и рыболовством, третьи торговали шкурами и тканями с соседними племенами. В настоящее время индейцы живут только в 12 из 22 провинций страны. Они занимают самые неблагоприятные для жизни засушливые районы.
Основу населения страны составили потомки испанских колонизаторов. В конце XIX и в первой половине XX в. в страну переехало много представителей других народов Европы: итальянцев, французов, англичан, немцев, поляков, русских, украинцев.
Бескрайние просторы пампы когда-то были населены очень редко. Сельских жителей этих мест называли «гау-чо». Смелые наездники и пастухи, покорители диких животных большую часть жизни проводили под открытым небом. Сейчас гаучо называют как наездников-пастухов, так и владельцев скота, живущих в небольших усадьбах-хуторах (ранчо). Большая часть населения Аргентины живет в крупных городах, расположенных на побережье. В столице — Буэнос-Айресе проживает почти половина населения всей страны. Отдельные кварталы городов сохраняют традиции, язык и культуру той страны, откуда приехали переселенцы.
Источник
Страны равнинного Востока материка.
Бразилия–
Аргентина–
Венесуэла –
Группа Андских стран.
Колумбия–
Эквадор–
Перу–
Боливия–
Чили –
Задание:По атласам найти эти страны и в тетрадях записать их столицы.
Все страны Южной Америки являются независимыми государствами. Они находятся на разном уровне экономического развития. Наиболее развитыми странами материка являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Уругвай. Экономика таких государств, как Парагвай, Гайана, Суринам, находятся на более низком уровне развития. Сильные позиции в экономике южноамериканских стран занимает иностранный капитал. Большие внешние долги иностранным компаниям и государствам, прежде всего США, сдерживает экономическое развитие стран Ю.Америки. В последние годы страны континента объединяют свои усилия для решения этой важнейшей для них проблемы.
Россия поддерживает политические и экономические отношения с большинством стран Южной Америки. Эти отношения строятся на взаимовыгодной основе. Расширяются культурные обмены между нашей страной и странами Южной Америки. Это способствует лучшему взаимопониманию и укреплению мира на планете.
Итог.
1. Государство в северной части материка. (Суринам)
2. Потомок от брака европейца и негра. (Мулат)
3. Столица Венесуэлы. (Каракас)
4. Столица одного из государств. (Лима)
5. Государство со столицей Кайенна. (Гвиана)
6. Одно из крупнейших по площади государств. (Аргентина)
7. Столица Эквадора. (Кито)
Домашнее задание.
Из материалов конкурса профессионального мастерства педагогов «45 минут славы»
| Свищев Борис Викторович учитель географии ДОШ № 144 Высшая категория Лауреат конкурса «45 минут славы» — 2014 год |
Тема : Руды черных и цветных металлов Донецкой области.
Цель : 1. Повторить и систематизировать знания учащихся о полезных ископаемых на территории Донецкой области.
2. Сформировать понятие учащихся о рудных и нерудных полезных ископаемых, акцентировать внимание на месторождениях рудных (руды черных и цветных металлов) полезных ископаемых; продолжить формирование навыков работы с контурной картой.
3. Воспитывать должное отношение к изучению географии родного края.
Тип урока : комбинированный
Оборудование : физическая карта Донецкой области, атлас Донецкой области, контурные карты.
Опорные и базовые понятия : полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые, условные обозначения полезных ископаемых.
Географическая номенклатура : железорудные месторождения Донецкой области (Мариупольское – Приазовский железорудный район); месторождения руд цветных металлов Донецкой области (ртутные руды — Никитское, Дружковско – Константиновское, Калинино — Шевченковское – алюминиевые руды (нефелиновые сиениты)
Ход урока.
І. Организационный момент.
(учитель проверяет наличие у учеников школьных принадлежностей, раздает контурные карты Донецкой области).
Со словами «Добрый день, ребята! Сегодня у меня есть для вас приятная новость. Вас ожидает встреча с очень интересным человеком — со мной. И для меня есть не менее интересная новость. Меня ожидает встреча с не менее интересными людьми — это с вами».
Перед началом урока каждый учащийся получает индивидуальную оценочную карточку
Дата | Ф. И . учащегося | Класс |
Итого заработано баллов : Подпись учителя |
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Что такое полезные ископаемые? (это природные минеральные образования органического и неорганического происхождения в недрах земли)
2. Что является основным богатством Донецкой области из полезных ископаемых? (уголь).
3. Чем обусловлено разнообразие полезных ископаемых? (тектоническим строением и историей геологического развития территории)
4. Какие вы знаете виды полезных ископаемых? (топливные, энергетические, металлические, неметаллические и строительные)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учеников.
«Территория Донецкой области богата различными полезными ископаемыми. В их месторождениях обнаружено более половины всей периодической системы Менделеева. В настоящее время разрабатывается и используется более 50 видов полезных ископаемых. Здесь расположены значительные запасы каменного угля, сурьмяно – ртутных, железных, алюминиевых руд и еще много других полезных ископаемых. Но мы с вами сегодня остановимся на рудных полезных ископаемых, а точнее на рудах черных и цветных металлов, их месторождениях, которые находятся на территории Донецкой области».
ІV. Формирование проблемной ситуации.
— Где на территории донецкой области расположены месторождения руд черных и цветных металлов?
— Какие существуют предприятия по переработке руд черных и цветных металлов в Донецкой области?
— Каков процесс добычи этих полезных ископаемых?
Источник
План-конспект по географии «Страны востока материка.Бразилия».
Тема: Страны востока материка. Бразилия
Цель: формирование страноведческих знаний об особенностях природы, населения и хозяйственной деятельности Бразилии на основе применения всех тех общеземлеведческих понятий, знаний о связях и закономерностях, которыми учащиеся овладели ранее.
с пособствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Бразилии; о знакомить с населением и его хозяйственной деятельностью; о рганизовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения, очертании берегов Бразилии;
Оборудование: учебник для 7 класса «География материков и океанов» под редакцией Коринской В,А атлас, физическая карта полушарий, политическая карта Бразилии, презентация.
Тип урока: комбинированный, урок-путешествие.
Оргмомент. Здравствуйте, садитесь. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. На парте должны быть: учебник, атлас,тетрадь, ручка, контурная карта
Проверка домашнего задания. (8 мин.) Возьмите листочки (листы подпишите) и ответьте на вопросы, выбирая правильный ответ(т.е. Обведите букву правильного ответа) на ваше усмотрение. Листочки сдать.
Учитель: Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий. Уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия.
Решите ребус и Вы узнаете куда будет совершено наше сегодняшнее путешествие(слайд).
Цель нашего путешествия? Узнать об особенностях страны.
Учитель: Как вы думаете, что мы должны узнать о Бразилии? ( предложения обсуждаются).
1. Познакомиться с географическим положением Бразилии.
2. Узнать о населении Бразилии и её достопримечательностях.
3. Познакомиться с особенностями природы Бразилии.
III .Изучение нового материала
Учитель: Откуда же пошло слово «Бразилия», что оно означает и почему так называется страна? (Сообщение ученика.опережающее задание)
Название страны » Бразилия » происходит от португальского слова «ПАУЛ БРАЗИЛ», что означает «красная древесина». Это дерево было еще раньше обнаружено в лесах Азии .Деревья достигали высоты 30 м.Его древесина содержит вещество красного цвета, из которого получали ярко-красную краску. И это сделало ее очень ценным и прибыльным торговым товаром.(слайд)
Учитель: « Обратимся к политической карте . Площадь составляет 8,5 миллионов кв. км. На территории Южной Америки вместе с Бразилией 13 государств. Что можно сказать о ГП Бразилии?
На севере Бразилия граничит с Венесуэлой, Гайаной, Суринамом, Французской Гвианой,
на юге – с Уругваем,
на западе – с Аргентиной, Парагваем, Боливией и Перу,
на юго-западе – с Колумбией. На севере и востоке эту страну омывают воды Атлантического океана.
Бразилия граничит со всеми странами в Южной Америке, кроме Чили и Эквадора.
Покажите на карте.
— Докажите при помощи карты, что Бразилия — это морская страна»
Учитель: После полученных ответов делаем вывод: «Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны
Назовите основные формы рельефа, расположенные на территории страны. ( Уч-ся определяют по карте: Амазонская низменность и Бразильское плоскогорье).
Работаем в парах: 1-группа описывает Амазонскую низменность; 2-группа Бразильское плоскогорье
Какую часть Бразилии занимает
В каком климатическом поясе находится
В какой природной зоне
Что производят, выращивают,разводят
Вывод : Амазония- северная часть Бразилии.Расположена в экваториальном поясе. Природная зон-влажных экваториальных лесов -сельва).Сельва играет важную роль в формировании климата деревья поставляют в атмосферу кислород,, Амазония занимает обширную территорию, находится в экваториальном климате, богатство растительного и животного мира, протекает самая полноводная река мира- Амазонка
Вывод : Бразильское полоскогорье- занимает центральную и южную часть Бразилии. Расположена в субэкваториальном,тропическом поясах. Природной зоне переменно-влажных лесов, саванн и редколесей.Поэтому четко выражен влажный и сухой сезоны года.Склоны Бразильского плоскогорья используют как пастбища. На плантациях выращивают сахарный тросник, хлопок, кофе. Крупнейшая река –Парана.
Учитель: «Население Бразилии отличается сложным составом. Кто живет в Бразилии? Какие народы?
( Работаем с учебником ,с. 191 выписываем) индейцы, негры, мулаты, метисы, креолы (потомки европейцев). Бразильцы.
Ответить на вопросы
а) представители, какой расы относятся к коренному населению?
б) представители, каких рас относятся к пришлому населению?
в) как называют потомков от браков европейцев и негров?
г) как называют потомков от браков европейцев и индейцев?
д) как называют потомков от браков индейцев и негров?
Сообщение ученика )Бразильцы.
«Бразильцы старая португальская знать. Она придерживается, прежде всего, традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Бразильское общество держится на железной дисциплине: люди переходят улицу только на зеленый свет, пассажиры входят в автобус только в заднюю дверь.
В Бразилии большое стремление получить высшее образование.
Улицы украшены национальными флагами и флагами штатов, имеются рисунки и надписи патриотического содержания. В Бразилии, первой среди стран Южной Америки, мужчины и женщины были уравнены в правах. Бразильцы – люди, богатые душой, они эмоциональны и общительны. Может быть, поэтому в Бразилии популярны такие активные групповые виды спорта, как футбол и волейбол.
На телевидении значительная часть времени отводится развлекательным передачам и сериалам».
Учитель: «Внимание на карту: определяем районы проживания различных групп населения Бразилии. Индейцы и метисы живут на севере и западе страны. Европейцы и мулаты – на востоке и юге. Бразильцы относятся к одному из самых многочисленных народов мира.
«Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»
Три столицы Бразилии .
Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам.
12ºю.ш. и 38ºз.д.(Салвадор)
22ºю.ш. и 43ºз.д.(Рио-де –Жанейро)
16ºю.ш. и 48ºз.д.(Бразилия)
Проверка задания.
Учитель: «Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии, поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с 1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу бухты Гуанабара.
Чем известна Бразилия.
Футбол — вид спорта номер один в Бразилии.
Бразильский карнавал — главный праздник страны.
Рио-де-Жанейро («январская река») — один из красивейших городов мира на побережье Атлантического океана. Особое величие городу придаёт грандиозная статуя Христа Спасителя.
Водопады Игуасу — комплекс из 275 водопадов на реке Игуасу, расположенный на границе Бразилии и Аргентины.
1.Какое место в мире Бразилия занимает по численности населения и площади
2. Коренные жители Бразилии:
3.Как называются потомки от смешанных браков индейцев и африканцев?
4.Какой официальный язык в Бразилии?
5. Столица Бразилии
В заключение я бы хотела вас попросить оценить нашу работу путем выбора красного или желтого квадрата ( красный –хорошо, желтый – удовлетворительно). Большое спасибо. Урок закончен.
Параграф 38.Письменно определить черты сходства и различия Бразилии и Аргентины по типовому плану
Дополнительная информация (если останется время) »Эндемики Бразилии»
Энде́мики , или энде́мы (произносится [дэ́]; от греч. ἔνδημος — местный)
Эндемиками называют виды растений или животных, которые встречаются на очень ограниченной территории. Строго говоря, эндемиком может быть не только вид, но и целое семейство или отряд. Например, если определенное животное обитает на площади в несколько сотен километров и нигде больше на Земле его встретить нельзя – это эндемик.
ОПОССУМ СУМЧАТЫЙ .! Испуганный или пораженный зверек может симулировать смерть. Свернувшись калачиком на земле с открытым ртом и высунутым языком, он притворяется мертвым. Он даже может выпустить дурно пахнущие фекалии. Дыхание замедляется на несколько минут или часов. Во время этого представления его можно тыкать, пинать, он не подаст признаков жизни. Так зверь избегает хищников, потому как большинство из них не едят падаль. Ученые до сих пор не знают, является ли симуляция преднамеренной или это непроизвольная реакция.
Растет в этих краях орхидея Каттлея и удивительное дерево психотрия, цветы которого похожи на полные губы ярко-красного цвета.
Бурогорлый ленивец На каждой ноге по три пальца, заканчивающихся острыми изогнутыми когтями, которые составляют в длину от 7 до 8 см на передних лапах, и от 5 до 5,5 см на задних. Бурогорлый ленивец ежедневно спит по 15-18 часов. Активен он может быть как в дневные часы, так и ночью. Большую часть времени ленивец проводит на деревьях, однако, он может передвигаться и по земле и даже плавать. На землю ленивец спускается почти каждые 8 дней для дефекации. Он ведет одиночный образ жизни и питается молодыми листьями различных видов деревьев.
Капибара является самым крупным грызуном в мире. Длина тела Капибары чуть более метраЧаще всего взрослая особь весит около 50-60 кг. Капибары склонны привыкать к человеку, поэтому в Бразилии не редкость, когда эти грызуны живут близко к людям
Лесная мышь, Крохотный житель леса внешне почти не отличается от полевых мышей, только слегка превосходят их в размерах. Перевод бразильского названия – лесная ржавая мышь. Такое необычное название она называется благодаря немного желтоватому окрасу шерсти.
БРАЗИЛЬСКАЯ ОБЕЗЬЯНА _ЧЕРНЫЙ ЛЕВ Такое необычное имя обезьяна получила благодаря своей внешности, так как она имеет своеобразную гриву темного окраса. Данный вид обитает в Атлантических лесах и в основном только семействами. Черный лев это мелкие обезьяны, их вес всего лишь пару килограмм.
БРАЗИЛЬСКИЙ ПАУК-ПУТЕШЕСТВЕННИК
Этот «коллега» многочисленных туристов, посещающих Бразилию, удостоен редкой для животного чести быть занесенным в книгу рекордов Гинеса. Как рекордсмен среди пауков по количеству смертельных для людей укусов. Длина лап паука-путешественника 13 см, туловища — 3-5 см. Эти пауки очень агрессивны, перед нападением обнажают клыки. Их укус не только смертелен, но для мужчин ещё и мучителен – у них наступает длительная и очень болезненная эрекция. Действие содержащегося в яде паука нейролицина полностью ещё не изучено, в частности, неизвестно, как он действует на женский организм. Но смертельные случаи среди женщин после укуса паука-путешественника зарегистрированы.
ЯДОВИТАЯ КВАКША В горах на юге Бразилии найдены семь новых видов миниатюрных красочных лягушек Каждая из лягушек не превышает сантиметра в длину. Они все живут на разных горах с уникальным микроклиматом. Способна сознательно вводить яд в организм своих врагов, с помощью специальных шипов в верхней губе,
Источник