Страны с авторитарным политическим режимом сегодня

Авторитарный режим

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В современной политологии принято выделять три политических режима - тоталитаризм (что это?), демократия (это как?) и авторитаризм.

Последний относится к категории недемократических, отличается силовым стилем управления и ограниченным количеством свобод граждан.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к этому режиму - одни ругают за наличие множества ограничений, другие хвалят за порядок.

Давайте подробнее рассмотрим его признаки и особенности, чтобы самостоятельно сделать выводы об авторитаризме.

Авторитаризм — это.

Авторитарный режим (лат. Fuctoritas «влияние, власть») — это один из видов политических режимов, при котором высшая государственная власть сосредотачивается в рамках одного правителя либо узкой группы политической элиты. Нередко сочетается с автократией, диктатурой личности и олигархией.

В общих чертах рассматривается как жесткое по стилю правление , основу которого составляют силовые методы, применяемые для регулирования общественных процессов.

Это создает условия для резкого увеличения роли силового аппарата - вооруженных сил, полиции, разведки, прокуратуры (что это за структура?).

В результате многие демократические институты вовсе исключены или носят откровенно формальный характер.

Авторитаризм не требует со стороны граждан демонстрации максимальной преданности, но при этом исключает любое незавуалированное противостояние власти.

Признаки авторитарного режима

В политологии выделяют следующие признаки авторитаризма:

  1. выраженная централизация управления;
  2. ограничение политических прав населения (свободы СМИ, существования оппозиции, некоторых форм политического участия и даже избирательных прав);
  3. активное использование политической властью силовых методов, опора на разведку, армию и другие органы силового аппарата;
  4. номинальное существование прав и свобод личности, закрепленных в Основном законе страны;
  5. система разделения властей работает неполноценно, например, суды контролирует государство, а парламент (что это?) лишен самостоятельности.

Авторитарный стиль управления не подконтролен гражданам, которые не могут изменить режим с помощью выборов. Он предполагает избирательное использование законов по усмотрению руководства.

Рекрутирование политической элиты осуществляется методом кооптации, предполагающим самостоятельный отбор правящими кругами новых кадров.

Во внешней политике нередко проявляются признаки агрессии, прослеживается стремление к вторжению в сферу интересов других государств и даже оккупации их территории.

Виды и примеры авторитарных режимов

Различные примеры авторитарного режима представил в своей классификации политолог из Германии Д.Берг-Шлоссер. Он выделил несколько видов авторитаризма:

    Военные и диктаторские режимы - Египет при Г.Насере, Ливия при М.Каддафи, Аргентина при Х.Пероне или Чили во времена А.Пиночета.

Могут существовать в трех видах: как строго однопартийные режимы, военные хунты и диктаторские системы с ярко выраженным персональным характером власти.

  • Традиционные режимы с олигархическими кланами (характерны для латиноамериканских государств).
  • Авторитаризм, облаченный в монархическую форму (Саудовская Аравия, Марокко, Непал до 2007 года).
  • Гегемонистский тип новых олигархических кругов (Тунис, Камерун).
  • Государства бывшей или нынешней «социалистической ориентации», обладающие собственными эгалитаристскими традициями (Мьянма, Казахстан, Беларусь, Венесуэла, Алжир и другие).
  • Берг-Шлоссер утверждает, что авторитарные государства сформировались в Китае и Мексике. Ученый их классифицирует как неоавторитарные режимы .

    Для них характерно присутствие оппозиционных сил, проведение выборов и наличие прав и свобод граждан. Однако эти псевдодемократические признаки имеют формальный характер, при этом в отношении граждан и СМИ действует жесткий контроль.

    В ряде среднеазиатских стран (Туркменистан, Кыргызстан) сформировался националистический авторитаризм .

    Он отличается доминирующим положением в правящей элите представителей одной этнической группы, которая монополизирует право на власть. Подобная ситуация приводит к созданию выраженной системы преференций (что это?) для одной национальности, что автоматически причисляет другие этносы (что это такое?) к оппозиции.

    В условиях корпоративного авторитарного режима властные позиции занимают олигархи, а также теневые или бюрократические силы, совмещающие политическую власть и собственность.

    Такая комбинация формирует ситуацию, при которой политические решения принимаются в интересах узкой правящей верхушки, использующей властные полномочия для достижения своих целей, далеких от чаяний общества.

    Примером теократического авторитаризма выступает Иран. Верховным руководителем страны является пожизненно избираемый духовный лидер.

    Он имеет более высокий статус, чем президент и стоит над всеми ветвями власти. В соответствии с принципом «велаят-е факих», выдвинутым основателем исламской республики Р.Хомейни, последнее слово при принятии политических решений всегда должно оставаться за духовенством.

    Подробнее о разнообразных формах современного авторитаризма можно посмотреть здесь:

    Авторитаризм и тоталитаризм

    Авторитарный и тоталитарный режимы относятся к недемократическим, однако между ними есть существенные различия , прежде всего, связанные с характером и степенью контроля над обществом.

    Авторитаризм представляет собой форму диктатуры руководителя или группы, а тоталитаризм выступает диктатурой государства.

    Если тоталитарный режим устанавливает полное господство, то авторитарный допускает послабления во многих сферах, устанавливая особую опеку только над политикой.

    Яркий пример Китай . Монопольное право на власть со стороны КПК не оспаривается никем, однако это никак не препятствует развитию рыночных отношений и наличию определенных свобод в социальной сфере.

    Авторитаризм — это режим, который допускает то, что при тоталитаризме не может существовать.

    Наличие нескольких идеологий, СМИ, свободы совести, частного предпринимательства и других признаков демократии здесь вполне допустимо. Хотя об их полноценном развитии говорить не приходится.

    Этот режим допускает определенную автономию личности . Он не претендует на порабощение ее духовного мира или установление тотального контроля над сознанием. При этом в политических вопросах зачастую не приемлет многообразие мнений.

    Авторитаризм и тоталитаризм формируются недемократическими методами и позволяют концентрировать власть у ограниченного круга лиц, исключая или сильно ограничивая контроль над ними со стороны общества.

    Сильные и слабые признаки авторитаризма

    Одна из сильных сторон авторитарных режимов - умение задавать экономические стимулы и создавать условия для повышения благосостояния граждан, что отчетливо демонстрируют ближневосточные государства.

    Среди других преимуществ авторитаризма:

    1. поддержание политической стабильности;
    2. возможность обеспечить технологический прорыв (Сингапур, Тайвань);
    3. способность к мобилизации граждан (это что?);
    4. эффективный контроль стратегических ресурсов;

    Примеры стран с авторитарным режимом ярко показывают зависимость политической жизни от главы государства и высшего руководства. Их ошибки в условиях отсутствия полноценной оппозиции могут дорого обойтись обществу.

    В стране по многим вопросам действует «генеральная линия», отклонение от которой карается. При этом свободы граждан сильно скованы, так как фактически отсутствует механизм их реализации.

    Авторитарный — это режим, который нередко выдает себя за демократический . В результате формируется иллюзия демократии, которая поддерживается пропагандой и манипулированием общественным мнением, что создает атмосферу лжи и недоверия.

    Источник

    Что такое Авторитарный режим

    Авторитарный режим (или авторитаризм) — один из видов политического режима.

    Политический режим — это способ управления государством. То есть комплекс мер, инструментариев и учреждений, которые власть использует, чтобы управлять обществом.

    Слово пришло из латинского языка, где auctoritas означает «власть».

    Авторитарный режим противопоставляется демократическому. По своим характеристикам он относится к недемократическому.

    Примеры авторитарного режима

    • Иран (с его теократическим режимом);
    • Мексика с её бюрократическим авторитаризмом. То есть в этой стране власть находится в руках бюрократов;
    • Аргентина, где в 60 и 70-х годах 20 века тоже был бюрократический авторитаризм;
    • Доминиканская Республика в начале 20 века (при диктатуре Рафаэля Трухильо с 1930 по 1961 год);
    • Саудовская Аравия (с её абсолютной монархией);
    • Ирак (диктатура Садама Хусейна с 1979 по 2003 год);
    • Португалия при диктаторе Антониу Салазаре (1932–1968);
    • СССР после 1953 года (после тоталитаризма Иосифа Сталина);
    • Военная диктатура в Бразилии с 1964 по 1985 год.

    Признаки и основные черты авторитарного режима

    1. При авторитаризме власть находится в руках одного человека или небольшой группы людей (такая ситуация называется автократией).
    2. Граждане не имеют возможности контролировать тех, кому принадлежит власть. У народа нет никаких инструментов и средств, чтобы сдержать их власть или, наоборот, предоставить больше полномочий.
    3. Присутствует монополия на власть. Это значит, что в государстве нет политической оппозиции. То есть нет группы людей, которая противостоит власти в политической борьбе.
    4. Власть использует вооружённые силы, полицию, армию, чтобы поддерживать своё главенствующее положение.
    5. Граждане ограничены в правах: им не дают участвовать в политической жизни страны. Их право на митинги и собрания сильно ограничено. Население лишено права на информацию и права обращаться в государственные органы.
    6. Контролируются средства массовой информации.
    7. Власть заинтересована в основном только в внешней политике, обороне государства и военных делах. В жизни общества и экономических вопросах практически не участвует.
    8. Власть не разделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Парламент и суды не имеют никаких реальных полномочий и подчиняются одному лидеру/правящей группе.

    Отличие авторитаризма от тоталитаризма

    Авторитаризм

    Тоталитаризм Власть заинтересована только в политической жизни и в обороне страны.

    Власть контролирует не только политику, но ещё и экономику, и общественную и частную жизнь.

    Власть не осуществляет особый контроль над политическим мировоззрением граждан. Власть попросту лишает их политических прав, а следовательно, и возможности участвовать в жизни государства.

    Всегда есть политическая идеология. Это попытка власти влиять на то, о чём и как люди думают.

    При тоталитаризме идёт пропаганда какой-то политической идеи. В СССР такой идеей был коммунизм, в Германии при Гитлере — нацизм.

    У власти может не быть особого мнения о господствующей нации или расе в стране. Упор делается на политику. Люди или целые нации могут объявляться неугодными. Их преследуют, они подвергаются политическим репрессиям. То есть наказанию, совершение которого осуществляется по приказу лидера страны. Культ личности лидера государства не играет особой роли. Лидер может не обладать выдающейся харизмой. Его не восславляют и не превозносят. Партия, которая стоит у власти, становится не просто основной силой, но и самим государством.
    Она заменяет собой все ветви власти, а из её лидера делают культ личности.

    Читайте подробнее про Тоталитарный режим.

    Виды авторитарного режима

    К видам авторитарного режима относят:

    • теократию (характеризуется тем, что у власти находится церковь, духовенство или один священнослужитель (жрец);
    • тиранию (характеризуется несправедливостью и насилием);
    • абсолютную монархию (вся власть принадлежит одному человеку — монарху);
    • военную диктатуру (или милитократию, при которой военные обладают большой властью);
    • фашизм (идеология фашизма — авторитаризм).

    Источник

    Авторитарные режимы в современном мире.

    Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

    В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

    За последние годы очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к свободе и ответственности, уважению закона и прав человека, демократия действительно дает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

    Среди множества авторитарных по­рядков можно выделить следующие их основные типы: партийные, кор­поративные, военные, национальные и режимы личной власти.

    Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группи­ровкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отне­сены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государ­ства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия). Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате револю­ций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных ус­ловиях в странах Восточной Европы, где были установлены комму­нистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных случаях ре­жимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима.

    Достаточно массовой разновидностью авторитарных режи­мов являются военные режимы. Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Военные оказыва­лись в традиционных обществах наиболее сплоченной и про­свещенной социальной группой, способной объединить обще­ство на основе идеи национального самоопределения. Поведение военных после захвата власти было различным. В одних странах они отстраняли от власти коррумпированную гражданскую политическую элиту и проводили политику в интересах национального государства (как, например, в Индо­незии, на Тайване). В других случаях сами военные оказыва­лись исполнителями воли более могущественных финансовых групп и государств (так, большинство военных режимов в Ла­тинской Америке финансировалось США).

    В современное время военные режимы, как правило, возникают в результате перево­ротов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установле­ния военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические порядки от­личаются подавлением значительной части политических и граждан­ских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Государственные ресурсы используются в основ­ном для подавления сопротивления, снижения социальной активно­сти граждан. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и при­нуждением, не исключающим использование физического насилия.

    Модели национального авторитаризма возникают в результате до­минирования в элитарной группировке национальной или этничес­кой группы. В настоящее время такие системы характерны для ряда стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонст­рируют стремление создать социальные и политические преимуще­ства представителям одной группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию. В этих странах прово­дится негласная политика вытеснения инонациональных групп. В то же время в ряде стран отдельные круги оппозиции (в основном кон­куренты в этнически господствующей среде) скатываются к приме­нению методов политического террора. Отсутствие многих механиз­мов, способствующих либо ужесточению власти правящего режима, либо, напротив, сохранению баланса политических сил, вызывает особую нестабильность, чреватую возможностью обвального разви­тия событий.

    Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократи­ческих, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становит­ся прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации пред­приятий, отсутствие контроля за деятельностью государственных слу­жащих.

    Наиболее распространенной экономической предпосылкой кор­поративного авторитаризма является госпредпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Го­сударственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие ре­шений и девальвирующим значение легитимных каналов участия населения во власти. Корпоративное перераспределение ресурсов, как правило, исключает политические партии и другие специализиро­ванные группы интересов из процесса принятия решений.

    В 1990-х гг. в российском обществе сложился олигар­хически-корпоративный тип политической системы, при которой вли­яние на рычаги власти имели представители наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию вла­стей, теневые, криминальные структуры контролировали более половины государственной экономики и частного сектора. Корпоратив­ные принципы отношений элитарных групп качественно снизили влияние на власть идеологически ориентированных ассоциаций (партий), представляющих интересы различных широких слоев насе­ления.

    Режимы личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Фран­ко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Это может привести к граждан­ской диктатуре, для которой характерна единоличная власть гражданского лица. Обычно такой личностью становится национальный лидер или лидер «группы по интересам», при­шедший к власти с помощью государственного переворота. Он может либо проводить относительно самостоятельный поли­тический курс, опираясь на собственную харизму, либо обслу­живать интересы своих сторонников. Жесткий характер прав­ления в сочетании с определенными традициями некритического вос­приятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со сторо­ны оппозиции.

    Еще одну разновидность авторитаризма представляют теократи­ческие режимы, подобные режиму аятоллы Хомейни в Иране.

    Авторитарные режимы не сле­дует рассматривать как орудие выражения интересов мень­шинства. Современные авторитарные режимы используют достаточно широкую палитру ресурсов, а не только средства принуждения и политические репрессии. Их особенностью является заметное сокращение удельного веса методов идео­логической обработки и политического принуждения. Автори­таризм чаще использует экономические стимулы: создание возможностей роста благосостояния для широких слоев обще­ства, проведение эффективной социальной политики. Прак­тическая эффективность ряда авторитарных режимов (напри­мер, в Южной Корее, Сингапуре, Тайване) позволила им не только решить задачи технологической модернизации, заметно повысить уровень жизни населения, но и привлечь на свою сторону широкие слои общества.

    В связи с этим можно отметить, что авторитарные режимы обладают значительными мобилизационными и ориентационными возможностями благодаря способности концентрировать ресурсы на стратегических направлениях развития. Достигая экономической и социальной эффективности, авторитарные режимы формируют демократическую систему ценностей, за­интересованность граждан в политических и гражданских пра­вах и свободах, потребность в свободе информации, независи­мости мышления, нетерпимости к произволу и насилию.

    В конце 1980-х — начале 1990-х гг. научный и политический интерес к авторитаризму значительно возрос в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем в Советском Союзе и ряде стран Восточной Европы. Попытки многих из них, в том числе и России, быстро, в духе большевистских «кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходимых для нее общественных предпосылок, не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.

    Стало очевидным, что для проведения радикальных общественных реформ необходима власть, обладающая высокой способностью обеспечи­вать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы, преодолевать сопротивление политических против­ников.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

    За последние годы очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к свободе и ответственности, уважению закона и прав человека, демократия действительно дает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

    Список литературы

    1. Цыганков А. Современные политические режимы: структура, типология, динамика», курс «Теория политики», разработанный в 2002 г., читался студентам Балтийского государственного технического университета «Военмех», обучающимся по специальности «Политология», до 2008 г.(http://nicbar.narod.ru/theoria_politiki_lekcii.htm)

    2. Теория политики: Методические рекомендации / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб: Изд-во БГТУ, 2002. 2,5 п.л. (www.fictionbook.ru)

    3. Теория политики: Учебное пособие / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003. (www.fictionbook.ru)

    4. Авторитаризм и власть // Социально-политический журнал. 1997. №3.

    5. Баранов Н.А. Эволюция взглядов на популизм в современной политической науке. – СПб., 2001.

    6. Баранов Н.А. Популизм как политическая деятельность. – СПб., 2002.

    7. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

    8. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

    9. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.

    10. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

    11. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.

    12. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.

    13. Политология. Энциклопедический словарь. — М., 1993.

    14. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

    Сумбатян Ю. Г. Политические режимы в современном мире: срав­нительный анализ. Учебно-методическое пособие. — М., 1999.

    [1] Свободная электронная энциклопедия «Википедия».

    Источник

    Читайте также:  Может ли быть мир без стран
    Оцените статью