Особенности функционирования и развития современных политических партий
Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .
Беспартийные системы в мире встречаются редко. Это немногие сохранившиеся режимы и диктатуры, налагающие запрет на деятельность любых политических партий. В качестве примеров можно назвать своеобразные политические устройства Ирана (после самороспуска Исламской республиканской партии) и Ливии. Существует три вида государств без партий:
1. Государства без развитых политических традиций и пол
итических структур, население которых не нуждается в организациях, выражающих политические стремления граждан. Такие государства именуются чаще всего предбуржуазными автократиями (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бутан и т.д.)
2. Государства с тоталитарными режимами, которые чаще всего после военных переворотов насильственно прекращают легальную деятельность политических партий (современная Нигерия, Чили в период правления президента Пиночета в 1970-1980 годы и т.д.)
3. Исламские страны, где считается, что наличие партий нарушает единство мусульман, объединенных единой религией, единой верой [ПП и Беларусь, 11].
Однопартийные системы свойственны в основном эгалитарным, авторитарным и популистским режимам. Примеры однопартийных систем в прошлом – СССР, фашистские Германия и Италия, где существовала и руководила государством на всех уровнях государственного аппарата только одна легальная партия. В современном мире – Куба, Китай, Северная Корея. И однопартийной системе партия-монополист постепенно срастается с государством, берет на себя роль единственного стратега, представителя народа, идеолога и воспитателя. Последствиями такого положения являются: отчуждение народа от власти и политики вообще; отсутствие обратной связи между властью и народом; субъективизм и волюнтаризм в политике; развращенность носителей власти полной бесконтрольностью [сувалова, 13].
Возникновение подобной системы связано с кризисом демократических форм правления. В свою очередь, такие режимы рано или поздно также попадают в полосу кризиса и вынуждены идти на политические перемены, которые приводят и к изменению партийной системы.
Странам с демократическим режимом присущи два типа партийных систем: двухпартийная (например, Великобритания, США) и многопартийная (большинство стран мира).
Классическим образцом двухпартийной системы считается Великобритания, но при этом в стране существует около сотни так: называемых «третьих» партий, которые набирают на выборах до 10% голосов. Однако реальные возможности воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны имеют лишь две крупные партии. Аналогичная ситуация наблюдается и в США.
Двухпартийная система имеет целый ряд достоинств. Например, она способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу на более умеренные позиции, что делает более устойчивой политическую систему в целом. При двухпартийности в странах с парламентарной республикой (монархией) правительство, создаваемое победившей на выборах партией, практически не подвержено кризисам, так как эта партия имеет абсолютное большинство мест в парламенте, в государствах же с президентской республикой стабильность правительства связана с тем, что вынести вотум недоверия ее лидеру – премьер-министру – невозможно. Кроме того, двухпартийная система позволяет приблизиться к так называемому идеалу ответственного правления: одна из партий находится у власти, другая – в оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют выборы для того, чтобы отправить его в отставку.
В условиях многопартийности политическое руководство носит, как правило, коалиционный характер. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции.
Двухпартийные системы действительно демонстрируют довольно высокий уровень стабильности и эффективности. Однако в таких системах тоже имеются свои недостатки и неудобства, например ограниченность в выборе партии (при двухпартийной системе избирателя может не устраивать ни первая, ни вторая из действующих партий) или политическая негибкость правительства (этого можно избежать при коалиционном правительстве, когда из множества вариантов политических решений в ходе дискуссий выбирается наиболее приемлемый).
В целом наличие в стране двух- или многопартийной системы является одним из условий существования в ней демократического общества, в котором имеющиеся противоречия между различными социальными группами удерживаются в парламентских рамках [сувалова, 14].
Глава 2. Политические партии современных государств
2.1 Правовой статус политических партий в европейских странах
Усложнение форм и методов деятельности политических партий, возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Если конституции XIX века ни одной буквой не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда играли весьма заметную роль в политической и государственной жизни, то ныне они образуют полноценный конституционно-правовой институт.
Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов их статуса, и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально.
Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:
1. понятия политической партии, определения места и роли партий в политической системе и государственном механизме;
2. условий и порядка создания и прекращения политических партий;
3. требований к идеологии и программным положениям партий;
4. требований к их организационному строению и порядку деятельности;
5. финансово-экономической базы партий;
6. взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.
В условиях коммунистических однопартийных систем и, соответственно, авторитарных и тоталитарных политических режимов правящие круги, всячески подчеркивая ведущую роль единственной государственной партии в обществе, часто избегают регламентировать ее статус. Выраженно или молчаливо они исходят из того, что партия выше всякого закона, а, следовательно, никаких законодательных границ ее власти устанавливать не следует.
Почти все принятые после второй мировой войны демократические конституции содержат в том или ином объеме положения о политических партиях. Конституционные принципы получают свою конкретизацию и развитие в текущем законодательстве – специальных актах о политических партиях (например, в Германии), в избирательных законах и др.
Такое законодательство развивается и в тех странах, где конституционализация политических партий места не имеет. Иногда законы регулируют лишь какую-то одну сторону статуса партий, например, их финансирование, как это сделано, в частности, в соответствующих законах Швеции 1965 года, Финляндии 1969 года, США 1974 года.
Источник
Партийные системы: однопартийная, двухпартийная, многопартийная система
Партийная система — это совокупность политических партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти (парламента и правительства).
В зависимости от числа крупных партий бывают однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы. Если партий в стране нет совсем, говорят о беспартийной системе.
Простыми словами, если парламент и правительство формирует одна партия — это однопартийная система. Например, так было в СССР, где монополия на власть принадлежала Коммунистической партии.
Если за лидерство в парламенте и места в правительстве борются две крупные партии — это двухпартийная система. Она существует в современных США или Великобритании.
Если места в парламенте делит множество партий, а правительство образует коалиция партий — это многопартийная система. Примеры стран с многопартийной системой: Нидерланды, Израиль, Франция.
Партийная система — политический институт, который характеризует политическую организацию общества.
Беспартийная система
При беспартийной системе в стране либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон прямо запрещает создавать партии.
В современном мире беспартийные государства — это чаще всего абсолютные монархии: Иордания, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия.
Султан Омана Кабус бен Саид. В Омане политические партии запрещены законом. Фото: Reuters https://img.anews.com/media/gallery/113849715/920025181.jpg
Однопартийная система
Однопартийная система означает, что в стране функционирует одна партия, которая выводит из политической жизни всех конкурентов. Однопартийная система формируется при авторитарных и тоталитарных режимах.
Примеры: КПСС в Советском Союзе, Коммунистическая партия в современном Китае.
При однопартийной системе власть правяющей партии закреплена законодательно. Так, в Конституции СССР 1977 года присутствовала 6-я статья о «руководящей и направляющей» роли КПСС:
Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Конституция СССР 1977 года
Нередко при однопартийной системе создается искусственная многопартийность, но лишь одна партия играет реальную роль в идеологической жизни. Например, в Северной Корее (КНДР) помимо Трудовой партии Кореи существуют марионеточные Социал-демократическая партия Кореи и Партия молодых друзей религии небесного пути — обе признают руководящую роль ТПК.
Северокорейский вождь Ким Чен Ын — председатель Трудовой партии Кореи — на пленуме ЦК партии. Фото: ЦТАК https://img.anews.com/media/gallery/113849715/285596072.jpg
Двухпартийная система
При двухпартийной системе действуют две сильные партии, которые периодически сменяют друг друга у власти по итогам выборов. Другие партии также существуют, но не имеют достаточной популярности, чтобы прийти к власти.
Двухпартийная система характерна для экономически развитых стран, часто с мажоритарной избирательной системой. Там складываются условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Со временем может усилиться третья партия, которая сменит одну из двух доминирующих сил в борьбе за власть.
Примеры стран с двухпартийной системой: США, где действуют Демократическая и Республиканская партия; Великобритания, где основная борьба за власть идет между Консервативной и Лейбористской партией.
Кандидаты в президенты США от республиканцев и демократов — Дональд Трамп и Хиллари Клинтон — во время дебатов. 2016 год. Фото: Reuters https://img.anews.com/media/gallery/113849715/982972902.jpg
Многопартийная система
При многопартийной системе конкурирует множество партий, ни одна из которых не имеет подавляющего преимущества. Из-за такой раздробленности партиям приходится искать компромисс — создавать коалиции и партийные блоки.
Данная система характерна для развитых демократических стран с высоким уровнем жизни. Многопартийная система обычно складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы.
Примеры стран с многопартийной системой: Бельгия, Германия, Израиль, Италия, Нидерланды, Франция, Чехия.
При многопартийной системе в парламент проходит множество партий, ни одна из которых не обладает большинством. Партии вынуждены договариваться о коалиции, которая принимает на себя управление государством и формирует правительство.
Минус подобной системы — нестабильность коалиций ведет к частым роспускам парламента и назначению внеочередных выборов.
Нижняя палата парламента Италии принимает государственный бюджет. Фото: Reuters https://img.anews.com/media/gallery/113849715/151627133.jpg
Многопартийная система с правящей партией
В ряде стран с многопартийной системой доминирует одна партия. Несмотря на присутствие оппозиции, правящая партия неизменно побеждает на выборах, набирая 30-50% голосов.
Пример демократической страны с одной правящей партией — Япония. Там Либерально-демократическая партия сохраняла власть 54 года подряд, пока в 2009 год победу на выборах не одержала Демократическая партия (левые сменили правых у власти). Либерал-демократы ненадолго перешли в оппозицию, но уже в 2012 году сумели вновь победить на выборах.
Синдзо Абэ — премьер-министр Японии и председатель Либерально-демократической партии — вместе с соратниками кричит «Банзай!» на ежегодном съезде партии. Фото: Reuters https://img.anews.com/media/gallery/113849715/947739862.jpg
Партийная система России
Конституция РФ провозглашает многопартийность. В стране зарегистрировано более 60 политических партий. Четыре из них имеют фракции в Госдуме — это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
При этом начиная с 2003 года парламентские выборы со значительным перевесом выигрывает партия власти — «Единая Россия». Представители «Единой России» контролируют исполнительную и законодательную власть на федеральном уровне и почти во всех регионах.
Таким образом, в России существует многопартийная система с одной доминирующей партией.
Президент РФ Владимир Путин голосует на выборах в Госдуму. Фото: Reuters https://img.anews.com/media/gallery/113849715/49533826.jpg
Источник