Страны с деспотической властью

Деспотизм

ДЕСПОТИЗМ (политическое право) — это тираническое, произвольное и абсолютное правление одного человека. Таково правление в Турции, Монголии, Японии, Персии и почти во всей Азии. Мы покажем его причину и свойства, как они изложены у знаменитых писателей, и возблагодарим небо за то, что рождены и живем при другом правительстве и с радостью повинуемся монарху, которого нам дано любить.

Принципом деспотических государств является то, что государь там управляет всем по своей воле при полном отсутствии иного управляющего им закона, нежели его прихоть. Сама природа этой власти приводит к тому, что она бывает целиком сосредоточена в руках человека, которому она передоверена. Это лицо — визирь — само становится деспотом, а каждый отдельный чиновник — визирем. [. ]

Известно, что принципом таких государств не являются ни естественное право 1 , ни права людей, ни тем более честь. Поскольку все люди там равны, никому невозможно дать преимущество и поскольку там все — рабы, то невозможно и какое бы то ни было преимущество. [. ]

Деспотическое правительство властвует над народами, робкими и уни-женными: все там основано на малом числе идей, и воспитание ограничено насаждением страха в сердце и рабства в жизни. Знание опасно, соревнование гибельно; там нельзя рассуждать ни хорошо, ни плохо — любое рассуждение оскорбляет правительство такого рода. Следовательно, образования там нет никакого, ибо стремление воспитать хорошего раба может привести лишь к воспитанию плохого подданного. [. ]

При деспотическом строе совсем отсутствуют гражданские законы о собственности на землю, поскольку вся она принадлежит деспоту. Тем более нет законов о наследовании, ибо только государь имеет право наследовать.

Читайте также:  История создания страны россии

Его исключительное право торговать с некоторыми странами делает бесполезными любые законы о торговле. Поскольку крайнее рабство увеличить уже невозможно, то в деспотических странах Востока совсем не издают во время войны законов о новых налогах, наподобие того как делается в республиках и монархиях, где умелое правительство может при необходимости увеличить свои богатства. [. ]

Деспоты не только не могут быть уверены в сохранении за собой трона, они очень близки к его утрате; не будучи уверены даже в своей жизни, они находятся под угрозой, что она кончится такой же жестокой трагедией, как и их царствование. Нередко тело султана рвут на куски с меньшими церемониями, чем тело преступника из черни. Если бы власть деспотов была меньшей, возросла бы их безопасность. Калигула, Домициан, Коммод, которые правили деспотически, были убиты теми, кого они приговаривали к смерти.

Следовательно, деспотизм всегда и везде равно вреден и государям, и народам, ибо его принцип и последствия одинаковы повсюду. Различия коренятся лишь в особых обстоятельствах, в религиозных взглядах, предрассудках, заимствованных примерах, укоренившихся обычаях, вкусах, нравах. Но каковы бы ни были эти различия, человеческая натура всегда возмущается против такого рода правления, делающего несчастными и государя, и подданных. И если еще существует большое число языческих и варварских народов, покорных такому правлению, то лишь потому, что их связывают суеверия, воспитание, привычки и климат.

Напротив, в христианском мире невозможна столь неограниченная власть, ибо, сколь бы ее ни считали абсолютной, она не включает в себя произвольную и деспотическую власть, не знающую другого правила и мотива, кроме воли христианского монарха. Но каким образом человек — творение божье — мог бы присвоить себе такую власть, если ее не имеет само верховное существо? Его абсолютное владычество не основано на слепой воле, а его верховная воля всегда определена непреложными правилами мудрости, справедливости и доброты.

Поэтому следует сказать вместе с Лабрюйером: «Считая христианского государя владыкой жизни людей, мы говорим лишь, что люди вследствие своей преступности, естественно, должны подчиняться законам и правосудию, хранителем которых является государь. Добавлять без оговорок и обсуждений, что он абсолютный господин всего имущества своих подданных, значит говорить языком лести. Это мнение фаворита, который в смертный час от него отречется. Можно, однако, допустить, что король — господин жизни и имущества своих подданных, потому что, любя их отеческой любовью, он охраняет их и заботится об их богатствах, как о собственных. При этом он поступает так, как если бы все принадлежало ему, принимая абсолютную власть над всеми своими владениями с целью защиты и охраны. Только таким способом, владея сердцами своих народов, а через это всем, что они имеют, он может объявить себя господином, хотя он никогда не лишает их собственности, кроме как по велению закона». [. ]

Так, Людовик XIV всегда признавал, что он никак не может противодействовать законам природы, правам людей и основным законам государства. В трактате «О правах королевы Франции»,3 изданном в 1667 г. по приказу этого августейшего монарха для подтверждения его притязаний на часть католических Нидерландов, содержатся такие прекрасные слова: «Короли имеют счастливую невозможность совершить что-либо вопреки законам своей страны. Это подчинение, — добавляет автор, — закону своих обещаний или правосудию своих законов не является несовершенством или слабостью высшей власти. Необходимость вершить добро и невозможность впасть в заблуждение служат высшими степенями всякого совершенства. По мысли иудея Филона 4 , сам бог не может большего, а государи, как воплощение бога на земле, должны в особенности подражать в своих государствах такому божественному бессилию».

«Пусть же не считают, — продолжает тот же автор, который говорит от имени и с согласия Людовика XIV, — что государь не подчиняется законам своего государства, ибо противоположное утверждение есть истина гражданского права; ее подчас оспаривали льстецы, но добрые государи защищали ее всегда как божественную покровительницу своих государств. Насколько законнее говорить вместе с мудрым Платоном, что высшее благоденствие королевства в том, что государю подвластны его подданные, а сам он подвластен законам и что закон справедлив и всегда направлен к общественному благу». Монарх, который так думает и действует, вполне достоин имени «Великого», а тот, кто приумножает свою славу, сохраняя милосердие в своем правлении, несомненно заслуживает имени «Возлюбленного» 5 .

Деспотизм (Despotisme), т. 4, 1754.

Автор — Л. де Жокур.

1 См. прим. 7 к ст. «Общество».

2 Жан де Лабрюйер (Jean de La Bruyere, 1645-1696) — французский писатель-моралист, прославившийся своим произведением «Характеры» (Les caracteres de Theophraste traduite du grec avec les caracteres ou les moeurs de ce siecle. Paris, 1688). См.: Лабрюйер Ж. де. Характеры, или нравы нынешнего века. Пер. с франц. Э. Линецкой и Ю. Корнеева, Вступ. статья и прим. Т. Хатисовой. М.-Л., 1964.

3 См. прим. 13 к ст, «Политическая власть».

4 Филон Александрийский (ок. 20 до н.э.-54 н.э.) — иудейско-греческий философ, оказавший сильное влияние на раннехристианскую философию.

5 Имеются в виду французские короли Людовик XIV «Великий» и Людовик XV «Возлюбленный».

Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д’Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой.

Источник

Деспотизм

Деспоти́зм (от др.-греч. δεσποτία ) — неограниченная власть.

Де́спот (от др.-греч. δεσπότης — господин) — полновластный правитель (не путать с жестоким правителем — тираном).(Хотя во многом -это синонимы, оба слова имеют негативный характер) Славянский аналог термина «деспот» — термин «господар».

Не следует путать с византийским придворным титулом «деспот», не подразумевающим какой-либо абсолютной власти, — византийские деспоты были вассалами императора, а территория, управляемая византийским деспотом, называлась «деспотат».

Деспотия

Форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Т. е. в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Действительно многие деспотии были тоталитарными государствами. В то же время не каждая деспотия и не всегда является тоталитарным государством

Аристотель писал в своём сочинении «Политика», что власть государя схожа с властью хозяина над рабами.

Классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийских государствах, Китайских империях, Персия Ахеменидов и Персия Сасанидов. Кроме того классическими деспотиями были греческие тирания, государство Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Литература

  • Деспотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Политика и государство
Научные дисциплины и теории Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора
Общие принципы и понятия Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет
государства по политической
силе и влиянию
Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава
Виды политики Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика
Форма государственного устройства Конфедерация • Унитарное государство • Федерация
Социально-политические
институты и ветви власти
Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть
Государственный аппарат
и органы власти
Глава государства • Парламент • Правительство
Политический режим Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм
Форма государственного правления
и политическая система
Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие •
Политическая философия,
идеология и доктрина
Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм
Избирательная система Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная
Политологи и
политические мыслители
Платон • Аристотель • Макиавелли • Монтескье • Руссо • Бенито Муссолини • Гоббс • Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер
Учебники и известные
труды о политике
«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги»
См. также Основные понятия политики
Категория ПорталПроект

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Деспотизм» в других словарях:

ДЕСПОТИЗМ — (despotism) Самодержавное правление одного человека. Греки называли деспотом владыку или правителя несвободного государства. Так же обычно называли византийского императора и христианских властелинов в провинциях турецкой империи. Аристотель… … Политология. Словарь.

деспотизм — а, м. despotisme m. Не ограниченная законами, абсолютная власть. Сл. 18. Насильственное правительство (despotisme). Юсти 1770 84. Деспотизм равно вреден Государям и народам. Туманский 1770 132. [Остромыслов:] Морея под Турецкою державою.. оное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДЕСПОТИЗМ — (греч., этим. см. деспот) самовластное правление, не ограниченное никакими законами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕСПОТИЗМ 1) неограниченный произвол, опирающийся на насилие и не стесняющийся… … Словарь иностранных слов русского языка

деспотизм — См. самовольство … Словарь синонимов

Деспотизм — Деспотизм ♦ Despotisme Безграничная власть одного человека. Деспотизм может быть просвещенным и даже законным (этим он отличается от тирании), но при этом всегда остается несправедливым. Если бы деспот подчинялся закону, его власть утратила… … Философский словарь Спонвиля

ДЕСПОТИЗМ — ДЕСПОТИЗМ одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства (деспота, вождя, царя и т. п.) и приближенной к нему… … Философская энциклопедия

ДЕСПОТИЗМ — 1) см. Деспотия. .2) Произвол; жестокое подавление прав, свобод, самостоятельности … Большой Энциклопедический словарь

ДЕСПОТИЗМ — ДЕСПОТИЗМ, деспотизма, мн. нет, муж. (книжн.). отвлеч. сущ. к деспотический. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДЕСПОТИЗМ — ДЕСПОТИЗМ, а, муж. 1. Самовластное правление. Монархический д. 2. Поведение деспота (во 2 знач.). Д. самодура. | прил. деспотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

деспотизм — • безграничный деспотизм • беспримерный деспотизм … Словарь русской идиоматики

Источник

Оцените статью