Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.
Во многих сферах жизни присутствуют такие понятия как централизация и децентрализация.
Эти понятия вошли в письменный английский в начале XIX века, когда политический деятель Франции впервые описал в своей статье существующую централизацию бюрократической власти и усилия граждан на пути к децентрализации государственных функций. В течение XIX и XX вв. идеи свободы и децентрализации достигли своего апогея благодаря политическим движениям анархистов.
В начале XX в. в ответ на централизацию экономических сил и политической власти появилось децентралистическое движение. Основной его идеей было обвинение промышленного производства в уничтожении относящихся к среднему классу владельцев магазинов и небольших производств (мануфактур) и продвигало идеи увеличения возможностей владения собственностью и возврата к жизни в небольших, локальных масштабах.
Описание децентрализации простыми словами
В условиях децентрализации происходит расширение и укрепление прав, полномочий, возможностей мест, отделов, областей, автономий, республик. То есть если все решения принимались в одном месте руководителем, главой, начальником, директором либо управляющим, то при децентрализации некоторой властью наделяются и подчинённые, освободив от некоторых функций своё руководство.
А еще проще – власть, принадлежавшая одному человеку, в условиях децентрализации начинает принадлежать многим людям.
Децентрализация — информация из Википедии
Децентрализация в производстве
На предприятии децентрализация характеризуется степенью власти, которой обладает руководитель организации. Сильная централизация на предприятии – это ярко выраженное единоначалие. В таких организациях, как правило, основным фактором успеха является высокая дисциплина, а принятие решений происходит все время одинаково, по стандартному сценарию.
Однако, современные рыночные отношения требуют гибкости и оперативности принятия решений, связанных с вопросами реализации продукции, обслуживания клиентов, разработки тактики фирмы. Нынешние условия ведения бизнеса показывают, что наиболее жизнеспособными и конкурентоспособными являются организации с большей степенью децентрализации. В условиях подобной структуры распределения власти сотрудники, занимающиеся продажей товаров и услуг наделены полномочиями, позволяющими самостоятельно принимать необходимые управленческие решения.
Обычно менеджер на децентрализованном предприятии без согласования с высшим руководством оперативно решает возникающие вопросы, тем самым обеспечивая увеличение скорости производственных процессов и осуществление реакций на внешние факторы. Это оказывает благотворное влияние на конечный результат производства.
На децентрализованных предприятиях весомую роль играют коллективные решения. Часто бывает так, что для решения сложившейся ситуации требуются мнения специалистов разных профессиональных областей и при комплексном подходе к проблеме находится разумный выход из сложившейся ситуации. Эффективным инструментом в борьбе с возникшими проблемами может стать именно взвешенное коллективное решение.
Предприятия с описываемой структурой управления обладают следующими характеристиками:
решения, принимаемые низшими иерархическими структурами, являются более значимыми;
выполнение организационных функций происходит в соответствии с принятыми решениями подразделений;
контроль из центрального управления за действиями низших иерархических структур достаточно низок.
Большая степень децентрализации на предприятии способствует:
увеличению управленческих навыков руководителей;
увеличению навыков по конкурентоспособности в современных рыночных условиях, способствующих экономическому подъёму и улучшению производительности труда;
самостоятельности руководства, начиная со среднего управленческого звена, при решении возникающих проблем, что тянет к осознанию и оценке их собственного вклада в получение результата и является существенной дополнительной мотивацией их труду.
Децентрализация в экономике
Рыночная экономика обязана быть частично децентрализованной, так как она характеризуется свободным не зависящим от предписаний и указаний сверху режимом хозяйственной деятельности граждан и их объединений.
Децентрализованная экономика в рыночных условиях не должна быть обременена установленным центром государственным планом, который безоговорочно подлежит выполнению. Вместо обязательного существует рекомендательный план-прогноз, который министерство предлагает регионам. Происходит не только ограничение прав центрального государственного или иного руководящего аппарата, но и делегирование планово-управленческих полномочий хозяйственным единицам, предоставление самостоятельности в принятии решений, а также в тактике и стратегии своих действий.
Однако, чтобы избежать хаоса и полнейшего разногласия рыночная экономика должна быть контролируемой и направляемой, поэтому полная децентрализация экономики невозможна и нежелательна. Экономика страны должна обладать системой правил экономического поведения, имеющей общий характер для всех участников экономического процесса.
Децентрализация в управлении государством
Этот механизм приносит пользу в случае гармоничного взаимоотношения между центром и регионами. Децентрализация в управлении государством – это передача ответственности за планирование, менеджмент и использование ресурсов от центрального аппарата управления на более низшие уровни.
Децентрализация тесно связана с распределением функций (или задач) между самыми низкими уровнями социального порядка, которые способны их выполнять.
Принцип субсидиарности – один из главнейших принципов распределения социальной помощи по мере необходимости между подразделениями. Именно данный принцип положен в основу Европейской хартии Местного самоуправления. Немаловажным является тот факт, что не все функции управления стоит переводить на места.
Исходя из принципа субсидиарности, совершать децентрализацию стоит, если это крайне важно для достижения поставленных целей и есть гарантии эффективного их выполнения и повышения качества управления.
Отличия децентрализации от федерации
Децентрализованное государство, где полномочия центрального аппарата власти в значительной мере переданы его составным частям занимает промежуточное место между унитарным и федеративным государствами. Оно в некоторой степени имеет сходство с федеративным устройством государства, которое заключается в наделении правом административно-территориальной единицы издавать законы, быть финансово независимой, а также возможным наличием автономии в своем составе.
Но между этими двумя системами управления существуют значительные различия.
Федерализм – это система правления, при которой властью обладает и общенациональное правление и региональное. Здесь присутствует конституционное признание автономии областей с защитой от посягательств на их суверенитет со стороны центральной власти.
Децентрализация может быть частью политики как унитарного, так и федеративного государства. Децентрализация предусматривает автономию областей согласно принятым законам, верховная власть может решать, когда и какие полномочия передать регионам, а может их забрать в любой момент обратно. В этом случае большая часть налогов, собранных в административно-территориальных единицах передается в центральное управление, полномочия регионов небольшие, а все необходимо выпрашивать у главного руководства.
Плюсы и минусы децентрализации
Достоинства
Укрепление демократии на местах. Менеджеры подразделений владеют значительным объёмом информации о местных условиях для принятия решений. Затраты на её передачу из центрального управления не нужны, все происходит на местном уровне.
Улучшение социально-экономического развития, учитываются социально-территориальные интересы, более точно корректируется политика с учётом возникающих условий.
Управленцы на местах принимают более своевременные решения, что для заказчиков наиболее привлекательно. Деятельность менеджеров наиболее эффективна благодаря тому, что они могут проявить инициативу, приобретают методом проб и ошибок ценный опыт, развивают управленческий талант. Появляется почва для взращивания новых администраторов, талантливых государственных служащих. Снижаются издержки на управление.
Обеспечение свободы и прав человека за счет противодействия сторон.
Сосредоточение знаний и умений высшего руководства на вопросах стратегического планирования благодаря передачи бремени ежедневных решений проблем управленцам на местах.
Позволяет установить более гибкую систему регулирования без бюрократии, характерной централизованному управлению.
Недостатки
Принятие управляющими подразделений некомпетентных решений в связи с недостатком информации, отсутствия согласованности целей между отделами и др.
Дублирование исполняемых функций.
Уменьшение лояльности по отношению к другим подразделениям общего целого.
Обособленность частей, что приводит конфликтам, ослаблению контроля.
Присутствие тенденции к втягиванию управляемого процесса в анархию и беспорядок.
Следовательно, децентрализация наглядно отражает характер отношений между руководителями различного уровня в системе управления будь то какая-либо сфера хозяйственной деятельности, предприятие, экономика или государство. Это новое качество управления, позволяющее максимально приблизиться к положительному результату.
Значение децентрализации заключается в невозможности решения из единого центра всех вопросов, возникающих у подразделений. Для этого полномочия распределяются по структурным единицам, обладающим достаточными возможностями для решения собственных проблем.
Источник
Децентрализация — Decentralization
Часть серии по
Либертарианство
Децентрализация или децентрализация — это процесс, с помощью которого деятельность организации, особенно в отношении планирования и принятия решений, распределяется или делегируется из центрального, авторитетного местоположения или группы.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Слово « централизация » вошло в употребление в Франции в 1794 году , как пост- революция французская Директория руководство создало новую структуру правительства. Слово « децентрализация » вошло в употребление в 1820-х годах. «Централизация» вошла в письменный английский в первой трети 1800-х годов; Упоминания о децентрализации также впервые появляются в те годы. В середине 1800-х годов Токвиль писал, что Французская революция началась с «толчка к децентрализации . [но стала,] в конце концов, продолжением централизации». В 1863 году отставной французский бюрократ Морис Блок написал для французского журнала статью под названием «Децентрализация», в которой рассматривал динамику правительства и бюрократической централизации, а также недавние усилия Франции по децентрализации государственных функций.
Идеи свободы и децентрализации были доведены до своих логических выводов в 19 и 20 веках антигосударственными политическими активистами, называвшими себя « анархистами », « либертарианцами » и даже децентрализованными. Токвиль был сторонником и писал: «Децентрализация имеет не только административную ценность, но и гражданское измерение, поскольку она увеличивает возможности граждан интересоваться государственными делами; она заставляет их привыкать к использованию свободы. местные, активные и непостоянные свободы являются наиболее эффективным противовесом претензиям центрального правительства, даже если они были поддержаны безличной коллективной волей ». Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865), влиятельный теоретик-анархист писал: «Все мои экономические идеи, разработанные в течение двадцати пяти лет, можно резюмировать словами: аграрно-промышленная федерация. Все мои политические идеи сводятся к аналогичной формуле. : политическая федерация или децентрализация «.
В начале 20 века ответ Америки на централизацию экономического богатства и политической власти был децентрализованным движением. Он обвинил крупномасштабное промышленное производство в уничтожении владельцев магазинов среднего класса и мелких производителей и способствовал увеличению владения недвижимостью и возвращению к мелкой жизни. Децентрализованное движение привлекло южных аграриев, таких как Роберт Пенн Уоррен , а также журналиста Герберта Агара . Новые левые и либертарианцы, которые в последующие годы отождествляли себя с социальным, экономическим и часто политическим децентрализмом, включали Ральфа Борсоди , Венделла Берри , Пола Гудмана , Карла Оглесби , Карла Хесса , Дональда Ливингстона , Киркпатрика Сейла (автора книги « Масштаб человека» ), Мюррея Букчина. , Дороти Дэй , сенатор Марк О. Хэтфилд , Милдред Дж. Лумис и Билл Кауфман .
Леопольд Кор , автор книги 1957 года «Распад наций», известной своим заявлением «Когда что-то не так, что-то становится слишком большим», оказал большое влияние на Э. Ф. Шумахера , автора бестселлера 1973 года « Маленькое — это прекрасно: исследование экономики». Как будто люди имеют значение . В следующие несколько лет ряд бестселлеров способствовал децентрализации.
В книге Дэниела Белла « Пришествие постиндустриального общества» обсуждается необходимость децентрализации и «всесторонней перестройки структуры правительства для определения подходящего размера и объема подразделений», а также необходимость отделения функций от границ текущего государства, создавая регионы. на основе таких функций, как вода, транспорт, образование и экономика, которые могут иметь «разные« наложения »на карту». Элвин Тоффлер опубликовал « Шок будущего» (1970) и «Третья волна» (1980). Обсуждая книги в более позднем интервью, Тоффлер сказал, что централизованное сверху вниз бюрократическое планирование в индустриальном стиле будет заменено более открытым, демократическим, децентрализованным стилем, который он назвал «упреждающей демократией». Книга футуриста Джона Нейсбитта «Megatrends» 1982 года была в списке бестселлеров New York Times более двух лет и была продана тиражом 14 миллионов экземпляров. В книге Нейсбитта описаны 10 «мегатенденций», пятая из которых — от централизации к децентрализации. В 1996 году Дэвид Осборн и Тед Геблер был бестселлера Обновленное правительства , предлагающее decentralist теории государственного управления , которые стали меченные на « New Public Management ».
Стивен Каммингс писал, что децентрализация стала «революционной мегатенденцией» 1980-х годов. В 1983 году Дайана Коньерс спросила, является ли децентрализация «последней модой» в управлении развитием. В проекте Корнельского университета по реструктуризации местного самоуправления говорится, что под децентрализацией понимается «глобальная тенденция» передачи ответственности региональным или местным органам власти. В книге Роберта Дж. Беннета « Децентрализация, межправительственные отношения и рынки: на пути к программе пост-благосостояния» описывается, как после Второй мировой войны правительства проводили централизованную «политику благосостояния», которая теперь превратилась в межправительственную и рыночную политику «пост-благосостояния». децентрализация.
В 1983 году «децентрализация» была определена как одна из « десяти ключевых ценностей » зеленого движения в Соединенных Штатах.
Системный подход
Те, кто изучает цели и процессы реализации децентрализации, часто используют подход теории систем , который, согласно отчету Программы развития Организации Объединенных Наций, применяется к теме децентрализации «всей системной перспективы, включая уровни, сферы, секторы и функции, а также видение уровня сообщества». в качестве отправной точки, в которой целостные определения целей развития исходят от самих людей и где их наиболее практично поддерживать. Это предполагает рассмотрение многоуровневых структур и непрерывных синергетических процессов взаимодействия и повторения циклов как критических для достижения целостности в децентрализованные системы и поддержания ее развития «.
Однако это рассматривалось как часть системного подхода. Норман Джонсон из Лос-Аламосской национальной лаборатории написал в 1999 году: «Децентрализованная система — это когда некоторые решения агенты принимаются без централизованного контроля или обработки. Важным свойством агентских систем является степень взаимосвязанности или взаимосвязанности между агентами, т.е. измерять глобальный поток информации или влияния. Если каждый агент связан (обменивается состояниями или влиянием) со всеми другими агентами, то система сильно связана ».
Проект «PACE» Калифорнийского университета, Ирвинского института исследований программного обеспечения создает «архитектурный стиль для доверительного управления в децентрализованных приложениях». Он принял определение децентрализации, данное Рохитом Кхаре : «Децентрализованная система — это система, которая требует, чтобы несколько сторон принимали свои собственные независимые решения», и применяет его к созданию программного обеспечения в одноранговой сети , написав:
. В такой децентрализованной системе нет единого централизованного органа, который принимает решения от имени всех сторон. Вместо этого каждая сторона, также называемая партнером, принимает локальные автономные решения для достижения своих индивидуальных целей, которые могут вступать в противоречие с целями других партнеров. Одноранговые узлы напрямую взаимодействуют друг с другом и обмениваются информацией или предоставляют услуги другим одноранговым узлам. Открытая децентрализованная система — это система, в которой вход пиров не регулируется. Любой партнер может войти в систему или выйти из нее в любое время .
Децентрализация в любой сфере — это ответ на проблемы централизованных систем. Децентрализация в правительстве, тема, которая наиболее изучается, рассматривалась как решение таких проблем, как экономический спад, неспособность правительства финансировать услуги и их общее снижение производительности перегруженных услуг, требования меньшинств к большему влиянию на местное управление, общее ослабление легитимности государственного сектора и глобальное и международное давление на страны с неэффективными, недемократическими, чрезмерно централизованными системами. Следующие четыре цели или задачи часто указываются в различных анализах децентрализации.
При децентрализации часто применяется принцип субсидиарности . Он считает, что это должен делать самый низший или наименее централизованный орган, способный эффективно решать проблему. Согласно одному определению: «Децентрализация или децентрализация управления означает реструктуризацию или реорганизацию власти таким образом, чтобы существовала система совместной ответственности между институтами управления на центральном, региональном и местном уровнях в соответствии с принципом субсидиарности, таким образом, повышение общего качества и эффективности системы управления при одновременном повышении авторитета и потенциала субнациональных уровней «.
Децентрализация часто связана с концепциями участия в принятии решений, демократии, равенства и свободы от вышестоящей власти. Децентрализация усиливает голос демократии. Теоретики считают , что местные представительные органы с фактическими дискреционных полномочий являются основой децентрализации , которая может привести к локальной эффективности, справедливости и развития «. Колумбийский университет «s Институт Земли определил один из трех основных тенденций , касающихся децентрализации: «расширение участия местных юрисдикций и гражданское общество в управлении своими делами с новыми формами участия, консультаций и партнерства ».
Децентрализация описывается как «противовес глобализации, [которая] переносит решения с местного и национального уровня в глобальную сферу многонациональных или ненациональных интересов. Децентрализация возвращает принятие решений на субнациональные уровни». Стратегии децентрализации должны учитывать взаимосвязь на глобальном, региональном, национальном, субнациональном и местном уровнях.
Норман Л. Джонсон пишет, что разнообразие играет важную роль в децентрализованных системах, таких как экосистемы , социальные группы , крупные организации, политические системы . «Разнообразие определяется как уникальные свойства сущностей, агентов или индивидов, которые не разделяются большей группой, популяцией, структурой. Децентрализованность определяется как свойство системы, в которой агенты имеют некоторую способность действовать« локально ». И то, и другое. децентрализация и разнообразие — необходимые атрибуты для достижения интересующих самоорганизующихся свойств «.
Сторонники политической децентрализации считают, что более широкое участие более информированных разнообразных интересов в обществе приведет к более значимым решениям, чем те, которые принимаются только властями на национальном уровне. Децентрализация была описана как ответ на требования разнообразия.
В бизнесе децентрализация приводит к философии управления по результатам, которая фокусируется на определенных целях, которые должны быть достигнуты с помощью результатов подразделения. Считается, что децентрализация государственных программ повышает эффективность — и результативность — за счет уменьшения перегрузок в коммуникациях, более быстрого реагирования на непредвиденные проблемы, улучшения способности предоставлять услуги, улучшения информации о местных условиях и большей поддержки со стороны бенефициаров программ.
Фирмы могут предпочесть децентрализацию, потому что она обеспечивает эффективность, гарантируя, что менеджеры, наиболее близкие к местной информации, принимают решения более своевременно; что принятие ими на себя ответственности освобождает высшее руководство для долгосрочной стратегии, а не для повседневного принятия решений; что менеджеры проходят практическую подготовку, чтобы подготовить их к продвижению по иерархии управления; что менеджеры мотивированы свободой проявлять инициативу и творческий подход; что менеджеров и подразделения поощряют доказывать, что они прибыльны, вместо того, чтобы позволять маскировать свои неудачи общей прибыльностью компании.
Те же принципы можно применить и к правительству. Децентрализация обещает повысить эффективность как за счет межправительственной конкуренции с рыночными особенностями, так и за счет фискальной дисциплины, которая возлагает налоговые и расходные полномочия на самый низкий из возможных уровней правительства. Лучше всего он работает там, где члены субнационального правительства имеют сильные традиции демократии, ответственности и профессионализма.
Экономическая и / или политическая децентрализация может помочь предотвратить или уменьшить конфликт, поскольку она уменьшает фактическое или предполагаемое неравенство между различными регионами или между регионом и центральным правительством. Доун Бранкати считает, что политическая децентрализация уменьшает внутригосударственные конфликты, если политики не создают политические партии, которые мобилизуют меньшинства и даже экстремистские группы, чтобы требовать больше ресурсов и власти внутри национальных правительств. Однако вероятность того, что это будет сделано, зависит от таких факторов, как то, как происходит переход к демократии, и таких особенностей, как доля региональных партий в законодательных органах, количество региональных законодательных собраний страны, порядок проведения выборов и порядок проведения национальных и региональных выборов. Бранкати считает, что децентрализация может способствовать миру, если она побуждает партии штата учитывать региональные требования и ограничивать власть региональных партий.
Процессы
Процессы, с помощью которых объекты переходят из более централизованного состояния в менее централизованное, различаются. Они могут быть инициированы из центров власти (« сверху вниз ») или от отдельных лиц, населенных пунктов или регионов (« снизу вверх ») или из «взаимно желаемого» сочетания органов власти и местностей, работающих вместе. Восходящая децентрализация обычно делает упор на политических ценностях, таких как местная реакция и расширение участия, и имеет тенденцию к повышению политической стабильности. Децентрализация сверху вниз может быть мотивирована желанием «сместить дефицит вниз» и найти больше ресурсов для оплаты услуг или погашения государственного долга. Некоторые считают, что децентрализацию следует проводить не навязывая, а уважительно.
Определение подходящего размера или масштаба децентрализованных подразделений было изучено в зависимости от размера подразделений больниц и школ, дорожных сетей, административных подразделений в бизнесе и государственном управлении, и особенно в городских и городских правительственных районах и органах, принимающих решения.
При создании запланированных сообществ («новых городов») важно определить соответствующее население и географический размер. В то время как раньше небольшие города считались подходящими, к 1960-м годам 60 000 жителей считалось размером, необходимым для поддержки диверсифицированного рынка труда и адекватного торгового центра, а также множества услуг и развлечений. Следует также учитывать соответствующий размер государственных органов для получения доходов.
Даже в биорегионализме , который стремится переупорядочить многие функции и даже границы правительств в соответствии с физическими и экологическими особенностями, включая границы водоразделов и характеристики почвы и местности , необходимо учитывать соответствующий размер. Единица может быть больше, чем предпочитают многие децентрализованные биорегионологи.
Случайно или тихо
В идеале децентрализация происходит как осторожный, рациональный и упорядоченный процесс, но он часто имеет место во времена экономического и политического кризиса, падения режима и связанной с этим борьбы за власть. Даже когда это происходит медленно, необходимо экспериментировать, тестировать, корректировать и воспроизводить успешные эксперименты в других контекстах. Не существует единой схемы децентрализации, поскольку она зависит от исходного состояния страны, силы и взглядов политических интересов, а также от того, поддерживают ли они децентрализацию или выступают против нее.
Децентрализация обычно — это сознательный процесс, основанный на четкой политике. Однако это может происходить как «тихая децентрализация» в отсутствие реформ, поскольку изменения в сетях, акценте на политике и доступности ресурсов неизбежно приводят к более децентрализованной системе.
Децентрализация может быть неравномерной и «асимметричной» с учетом численности населения любой страны, политического, этнического и других форм разнообразия. Во многих странах политическая, экономическая и административная ответственность может быть децентрализована на более крупные городские районы, в то время как сельские районы находятся в ведении центрального правительства. Децентрализация ответственности провинциям может быть ограничена только теми провинциями или штатами, которые хотят или могут взять на себя ответственность. Некоторая приватизация может быть более подходящей для городской, чем для сельской местности; некоторые типы приватизации могут быть более подходящими для одних штатов и провинций, но не для других.
Измерение степени децентрализации, особенно с политической точки зрения, затруднено, поскольку в различных ее исследованиях используются разные определения и измерения. В исследовании ОЭСР цитируется заявление Чанчала Кумара Шармы : «истинная оценка степени децентрализации в стране может быть сделана только в том случае, если будет принят комплексный подход и вместо того, чтобы пытаться упростить синдром характеристик до единого измерения автономии, взаимосвязей. учитываются различные аспекты децентрализации «.
Детерминанты
В академической литературе в качестве детерминант децентрализации часто упоминаются следующие факторы:
«Количество основных этносов»
«Степень территориальной концентрации этих групп»
«Существование этнических сетей и сообществ за границей государства»
«Зависимость страны от природных ресурсов и степень их концентрации на территории региона»
«Доход на душу населения в стране по сравнению с другими регионами»
Наличие движений за самоопределение
Государственная децентрализация
Историки описали историю правительств и империй с точки зрения централизации и децентрализации. В своей «Истории народов» 1910 года Генри Кэбот Лодж писал, что персидский царь Дарий I (550–486 до н.э.) был мастером организации и «впервые в истории централизация стала политическим фактом». Он также отметил, что это контрастирует с децентрализацией Древней Греции . С 1980-х годов ряд ученых писали о циклах централизации и децентрализации. Стивен К. Сандерсон писал, что за последние 4000 лет вождества и фактические государства прошли через последовательность централизации и децентрализации экономической, политической и социальной власти. Йылдыз Атасой пишет, что этот процесс продолжается «с каменного века» не только через вождества и государства, но и через империи и сегодняшние «гегемонистские основные государства». Кристофер К. Чейз-Данн и Томас Д. Холл рассматривают другие работы, подробно описывающие эти циклы, включая работы, в которых анализируется концепция основных элит, которые конкурируют с государственным накоплением богатства, и то, как их «конкуренция внутри правящего класса объясняет рост и падение государств »и их фазы централизации и децентрализации.
Рост государственных расходов, низкие экономические показатели и рост идей, влияющих на свободный рынок , убедили правительства децентрализовать свои операции, стимулировать конкуренцию в рамках своих услуг, заключить контракты с частными фирмами, работающими на рынке, и полностью приватизировать некоторые функции и услуги. .
Децентрализация правительства имеет как политические, так и административные аспекты. Его децентрализация может быть территориальной, передавая власть из центрального города в другие населенные пункты, и она может быть функциональной, передавая принятие решений от высшего администратора любой ветви власти должностным лицам более низкого уровня, или полностью отказываясь от функции через приватизацию. Это было названо « новым государственным управлением », которое описывалось как децентрализация, управление по целям, заключение контрактов, конкуренция внутри правительства и ориентация на потребителя.
Политическая
Политическая децентрализация означает уменьшение власти национальных правительств над выработкой политики. Этот процесс осуществляется путем проведения реформ, которые либо делегируют определенную степень значимой автономии принятия решений субнациональным уровням правительства, либо предоставляют гражданам право избирать должностных лиц более низкого уровня, таких как местные или региональные представители. В зависимости от страны для этого могут потребоваться конституционные или законодательные реформы, создание новых политических партий , усиление полномочий законодательных органов , создание местных политических единиц и поощрение групп защиты интересов .
Национальное правительство может принять решение о децентрализации своих полномочий и обязанностей по целому ряду причин. Реформы децентрализации могут проводиться по административным причинам, когда правительственные чиновники решают, что определенные обязанности и решения лучше всего выполнять на региональном или местном уровне. В демократических странах традиционно консервативные партии включают политическую децентрализацию в качестве директивы в свои платформы, потому что правые партии склонны выступать за уменьшение роли центрального правительства. Есть также веские доказательства в поддержку идеи о том, что стабильность правительства увеличивает вероятность политической децентрализации, поскольку нестабильность, вызванная тупиком между противоборствующими сторонами в законодательных органах, часто препятствует общей способности правительства проводить радикальные реформы.
Возникновение региональных этнических партий в национальной политике парламентских демократий также во многом связано с проведением реформ по децентрализации. Этнические партии могут стремиться к передаче большей автономии своим регионам, и в качестве партизанской стратегии правящие партии в центральном правительстве могут сотрудничать, создавая региональные ассамблеи, чтобы сдерживать рост этнических партий на национальных выборах. Этот феномен широко известен в 1999 году, когда Лейбористская партия Соединенного Королевства обратилась к шотландским избирателям, создав полуавтономный шотландский парламент , чтобы нейтрализовать угрозу со стороны все более популярной Шотландской национальной партии на национальном уровне.
Помимо повышения административной эффективности правительства и наделения граждан большей властью, политическая децентрализация имеет множество прогнозируемых преимуществ. Было показано, что лица, пользующиеся своим правом избирать местные и региональные органы власти, имеют более позитивное отношение к политике, а расширенные возможности для принятия гражданских решений за счет механизмов партисипативной демократии , таких как общественные консультации и составление бюджета с участием общественности, как полагают, помогают легитимизировать государственные институты в глазами маргинализированных групп. Более того, политическая децентрализация воспринимается как действенное средство защиты маргинализированных сообществ на местном уровне от пагубных аспектов развития и глобализации, движимых государством, таких как деградация местных обычаев, кодексов и верований. В своей книге 2013 года , демократия и политическое Невежестве , Университет Джорджа Мейсона профессор права Илья Сомин утверждал , что политическую децентрализацию в течение федеральных сталкивают демократии широкого эмиссионными политического невежества, позволяя гражданин участвовать в ножном голосовании , или перемещения в другие страны с более благоприятными законами . Он ссылается на массовую миграцию более миллиона афроамериканцев южного происхождения на Север или Запад, чтобы избежать дискриминационных законов Джима Кроу в конце 19-го и начале 20-го веков.
Европейский Союз придерживается принципа субсидиарности , который считает , что принятие решений должно быть принято большинством местного компетентного органа. ЕС должен решать только перечисленные вопросы, которые местный орган власти или орган государства-члена не может решить самостоятельно. Более того, обеспечение соблюдения является исключительно прерогативой государств-членов. В Финляндии Центристская партия открыто поддерживает децентрализацию. Например, правительственные ведомства были переведены из столицы Хельсинки в провинцию. Центр поддерживает значительные субсидии, которые ограничивают потенциальную экономическую и политическую централизацию Хельсинки.
Политическая децентрализация не лишена недостатков. В исследовании Fan сделан вывод о том, что коррупция и погоня за рентой возрастают, когда в правительстве появляется больше вертикальных ярусов, а также когда наблюдается более высокий уровень занятости в субнациональном правительстве. Другие исследования предупреждают о политиках высокого уровня, которые могут намеренно лишить региональные и местные власти власти и ресурсов при возникновении конфликтов. Эксперты считают, что для борьбы с этими негативными силами политическая децентрализация должна быть дополнена другими механизмами управления конфликтами, такими как разделение власти , особенно в регионах с межэтнической напряженностью.
Административный
Были описаны четыре основные формы административной децентрализации.
Деконцентрация, самая слабая форма децентрализации, перекладывает ответственность за принятие решений, финансирование и выполнение определенных государственных функций от должностных лиц центрального правительства на должностных лиц в существующих округах или, при необходимости, на новых, находящихся под прямым контролем центрального правительства.
Делегирование перекладывает ответственность за принятие решений, финансирование и реализацию. Он предполагает создание государственно-частных предприятий или корпораций, или «органов власти», специальных проектов или районов обслуживания. Все они будут иметь большую свободу действий при принятии решений, и они могут быть освобождены от требований государственной службы и им может быть разрешено взимать с пользователей плату за услуги.
Передача полномочий передает ответственность за принятие решений, финансирование и выполнение определенных государственных функций на субнациональный уровень, например, на региональное, местное или государственное правительство.
Продажа , также называемая приватизацией , может означать простую передачу услуг частным компаниям. Или это может означать полный отказ от ответственности за принятие решений, финансирование и выполнение определенных общественных функций. Помещения будут проданы, рабочие будут переведены или уволены, а частным компаниям или некоммерческим организациям будет разрешено предоставлять услуги. Многие из этих функций первоначально выполнялись частными лицами, компаниями или ассоциациями, а затем перешли к правительству либо напрямую, либо путем регулирования коммерческих структур, которые конкурировали с недавно созданными государственными программами.
Фискальный
Фискальная децентрализация означает децентрализацию сбора доходов и / или расходования денежных средств на более низкий уровень правительства при сохранении финансовой ответственности. Хотя этот процесс обычно называют фискальным федерализмом, он может иметь отношение к унитарным, федеральным и конфедеративным правительствам. Фискальный федерализм также касается «вертикального дисбаланса», когда центральное правительство отдает слишком много или слишком мало денег нижним уровням. Фактически это может быть способом усиления контроля со стороны центрального правительства над более низкими уровнями власти, если это не связано с другими видами ответственности и полномочий.
Фискальная децентрализация может быть достигнута за счет сборов с пользователей, участия пользователей за счет денежных или трудовых взносов, расширения местных налогов на недвижимость или с продаж, межбюджетных переводов налоговых средств центрального правительства местным органам власти через трансфертные платежи или гранты , а также разрешения муниципальных заимствований с помощью ссуд национального правительства. гарантии. Денежные переводы могут осуществляться условно с инструкциями или безусловно без них.
Рынок
Децентрализация рынка может быть осуществлена путем приватизации государственных функций и предприятий, как вкратце описано выше. Но это также делается посредством дерегулирования , отмены ограничений для предприятий, конкурирующих с государственными службами, например, почтовые службы, школы, вывоз мусора. Даже когда частные компании и корпорации работали над тем, чтобы такие услуги были переданы или приватизированы ими, другие работали над тем, чтобы передать их некоммерческим организациям или ассоциациям.
С 1970-х годов произошло дерегулирование некоторых отраслей, таких как банковское дело, грузоперевозки, авиалинии и телекоммуникации, что в целом привело к усилению конкуренции и снижению цен. Согласно Cato Institute , американскому либертарианскому аналитическому центру, дерегулирование в некоторых отраслях промышленности было компенсировано более амбициозными правилами в других областях, которые наносили ущерб потребителям, например, электроэнергетика. Например, в банковской сфере, по мнению Cato Institute, некоторое дерегулирование позволило банкам конкурировать на разных уровнях штата, увеличивая выбор потребителей, в то время как фактическое усиление регулирующих и регулирующих органов вынудило банки вести бизнес так, как приказывали регулирующие органы центрального правительства, в том числе предоставлять ссуды лицам, неспособным к погашая их, что в конечном итоге привело к финансовому кризису 2007–2008 годов .
Одним из примеров экономической децентрализации, основанной на либертарианской социалистической модели, является децентрализованное экономическое планирование . Децентрализованное планирование — это тип экономической системы, в которой принятие решений распределяется между различными экономическими агентами или локализовано внутри производственных агентов. Примером этого метода на практике является Керала , Индия, который начался в 1996 году как The People’s Planning в Керале .
Некоторые утверждают , что государственная стандартизация в областях с товарного рынка , инспекции и тестирования торгов по закупкам , Строительные нормы , профессионального и профессионального образования , сертификации торговли , безопасности и т.д. необходимы. Эммануэль Ориоль и Мишель Бенаим пишут о «сравнительных преимуществах» децентрализации по сравнению с государственным регулированием при установлении стандартов. Они обнаруживают, что, хотя может возникнуть необходимость в государственном регулировании, если на карту поставлена общественная безопасность, частное создание стандартов обычно лучше, потому что «регулирующие органы или« эксперты »могут искажать вкусы и потребности потребителей». Пока компании не хотят применять несовместимые стандарты, будут создаваться стандарты, удовлетворяющие потребности современной экономики.
Относящийся к окружающей среде
Сами центральные правительства могут владеть большими участками земли и контролировать леса, воду, полезные ископаемые, дикую природу и другие ресурсы, которые они содержат. Они могут управлять ими через государственные операции или сдавая их в аренду частным предприятиям; или они могут пренебрегать их эксплуатацией отдельными лицами или группами, которые игнорируют непринужденные законы против эксплуатации. Он также может контролировать большую часть частных земель посредством землепользования, зонирования, экологических и других норм. Продажа или аренда земель может быть выгодной для правительств, желающих отказаться от контроля, но такие программы могут столкнуться с пристальным вниманием общественности из-за опасений потери наследия или нанесения ущерба окружающей среде. Передача контроля региональным или местным органам власти оказалась эффективным способом решения этих проблем. Такая децентрализация произошла в Индии и других странах третьего мира.
Идеологическая децентрализация
Либертарианский социализм
Либертарианский социализм — это политическая философия, которая продвигает неиерархическое, небюрократическое общество без частной собственности на средства производства . Либертарианские социалисты верят в превращение современной частной производственной собственности в общие или общественные блага . Либертарианский социализм противостоит принудительным формам социальной организации. Он продвигает свободную ассоциацию вместо правительства и противостоит общественным отношениям капитализма, таким как наемный труд . Термин « либертарианский социализм» используется некоторыми социалистами, чтобы отличить свою философию от государственного социализма , а некоторыми — как синоним левого анархизма .
Соответственно, либертарианские социалисты считают, что «осуществление власти в любой институциональной форме — экономической, политической, религиозной или сексуальной — жестоко обращается как с обладателем власти, так и с тем, над кем она осуществляется». Либертарианские социалисты обычно возлагают свои надежды на децентрализованные средства прямой демократии, такие как либертарианский муниципализм , собрания граждан или рабочие советы . Либертарианские социалисты резко критикуют институты принуждения, что часто приводит их к отказу от легитимности государства в пользу анархизма. Сторонники предлагают достичь этого за счет децентрализации политической и экономической власти, обычно включающей социализацию наиболее крупной частной собственности и предприятий (при сохранении уважения к личной собственности ). Либертарианский социализм склонен отрицать легитимность большинства форм экономически значимой частной собственности, рассматривая капиталистические отношения собственности как формы господства, антагонистические индивидуальной свободе.
Политические философии обычно описываются как либертарианский социалист включают большинство сортов анархизма (особенно анархо-коммунизм , анархист коллективизм , анархо-синдикализм , социальный анархизм и взаимовыгодный симбиоз ), а также автономизации , общинности , participism , либертарианцы марксистские философий , таких как совет коммунизма и люксембургианства , и некоторые версии утопического социализма и индивидуалистического анархизма . Для Мюррея Букчина «В современном мире анархизм впервые появился как движение крестьянства и йоменов против упадка феодальных институтов. В Германии его главным представителем во время Крестьянских войн был Томас Мюнцер ; в Англии — Джеррард Уинстенли, ведущий участник« Диггера ». Идеи Мюнцера и Уинстенли были прекрасно адаптированы к потребностям своего времени — исторического периода, когда большинство населения проживало в сельской местности и когда наиболее воинственные революционные силы исходили из аграрного мира. Это было бы болезненно академично. спорить о том, смогли ли Мюнцер и Уинстенли достичь своих идеалов. Что действительно важно, так это то, что они говорили со своим временем; их анархические концепции естественным образом вытекали из сельского общества, которое составляло банды крестьянских армий в Германии и Новой Модели в Англии. . » Термин «анархист» впервые вошел в английский язык в 1642 году, во время гражданской войны в Англии , как оскорбительный термин , который роялисты использовали против своих оппонентов Круглоголовых . Ко времени Французской революции некоторые, такие как Enragés , начали использовать этот термин положительно, в противовес якобинской централизации власти, считая «революционное правительство» оксюмороническим . К началу XIX века английское слово «анархизм» утратило первоначальный негативный оттенок.
Для Прудон , мютюэлизм включало создание «промышленной демократии», система , в которой рабочие места будут «сдавал демократически организованных рабочих ассоциаций. Мы хотим , чтобы эти ассоциации быть моделями для сельского хозяйства, промышленности и торговли, пионерской ядро эта обширная федерация компаний и обществ, вплетенная в общую ткань демократической социальной республики ». Он призвал «рабочих объединиться в демократические общества с равными условиями для всех членов, опасаясь рецидива феодализма». Это привело бы к «капиталистической и частной эксплуатации, остановленной повсюду, упраздненной системе заработной платы, гарантированному равенству и справедливому обмену». Рабочие больше не будут продавать свой труд капиталисту, а будут работать на себя в кооперативах. Анархо-коммунизм требует конфедеративной формы в отношениях взаимопомощи и свободной ассоциации между коммунами в качестве альтернативы централизма в нации-государстве . Петр Кропоткин, таким образом, предположил, что «представительное правительство выполнило свою историческую миссию; оно нанесло смертельный удар суду; своими дебатами оно пробудило общественный интерес к общественным вопросам. Но увидеть в нем правительство будущего социалистического общества. означает совершить грубую ошибку. Каждая экономическая фаза жизни подразумевает свою собственную политическую фазу, и невозможно прикоснуться к самой основе нынешней экономической жизни — частной собственности — без соответствующего изменения самой основы политической организации. уже показывает, в каком направлении будут сделаны изменения. Не в увеличении полномочий государства, а в обращении к свободной организации и свободной федерации во всех тех отраслях, которые теперь рассматриваются как атрибуты государства ». Когда Первая Испанская республика была основана в 1873 году после отречения короля Амадео, первый президент Эстанислао Фигерас назначил Франческа Пи-и-Маргалла министром внутренних дел. Его знакомство с Прудоном позволило Пи укрепить отношения между республиканцами и социалистами в Испании. Пи-и-Маргалл стал главным переводчиком произведений Прудона на испанский язык, а затем ненадолго стал президентом Испании в 1873 году, будучи лидером Демократической республиканской федеральной партии. По словам Джорджа Вудкока, «эти переводы должны были оказать глубокое и продолжительное влияние на развитие испанского анархизма после 1870 года, но до этого времени идеи прудона в интерпретации Пи уже во многом вдохновляли федералистское движение, возникшее в России. начало 1860-х годов «. Согласно Британской энциклопедии, «во время испанской революции 1873 года Пи-и-Маргалл пытался установить децентрализованную кантоналистскую политическую систему по прудонианскому образцу».
На сегодняшний день наиболее известными примерами анархистского коммунистического общества (то есть, основанного на идеях в том виде, в каком они существуют сегодня и достигли всемирного внимания и знаний в историческом каноне), являются анархистские территории во время Испанской революции и Свободные территории во время Русская революция . Благодаря усилиям и влиянию испанских анархистов во время испанской революции в ходе гражданской войны в Испании , начиная с 1936 года, анархический коммунизм существовал на большей части Арагона, в частях Леванте и Андалусии, а также в оплоте анархической Каталонии, прежде чем был подавлен. объединенные силы режима, выигравшего войну , репрессии Гитлера , Муссолини , Коммунистической партии Испании (при поддержке СССР), а также экономическая и военная блокада со стороны капиталистических стран и самой Второй Испанской республики . Во время русской революции анархисты, такие как Нестор Махно, работали над созданием и защитой — с помощью Революционной повстанческой армии Украины — анархистского коммунизма на Свободной территории Украины с 1919 года до того, как был завоеван большевиками в 1921 году. Несколько либертарианских социалистов, в частности Ноам Хомский среди прочих, считают, что анархизм имеет много общего с некоторыми вариантами марксизма (см. либертарианский марксизм ), такими как коммунизм совета марксиста Антона Паннекука . В « Записках об анархизме» Хомского он предполагает возможность, «что некоторая форма коммунизма советов является естественной формой революционного социализма в индустриальном обществе. Это отражает веру в то, что демократия сильно ограничена, когда индустриальная система контролируется любой формой автократической элиты. , будь то собственники, менеджеры и технократы, партия « авангард» или государственная бюрократия ».
Свободный рынок
Идеи свободного рынка, популярные в XIX веке, такие как идеи Адама Смита, вернули себе известность в 1970-х и 1980-х годах. Экономист Австрийской школы Фридрих фон Хайек утверждал, что свободные рынки сами по себе являются децентрализованными системами, в которых результаты достигаются без явного согласия или координации со стороны людей, которые используют цены в качестве ориентира. Элеонора Дойл пишет, что «принятие экономических решений на свободных рынках децентрализовано между всеми людьми, рассредоточенными на каждом рынке, и синхронизируется или координируется системой цен», и считает, что индивидуальное право на собственность является частью этой децентрализованной системы. . Критикуя контроль центрального правительства, Хайек писал в книге «Дорога к рабству» :
Не было бы никаких трудностей с эффективным контролем или планированием, если бы условия были настолько простыми, что один человек или правление могли эффективно изучить все относящиеся к делу факты. Децентрализация становится необходимой только по мере того, как факторы, которые необходимо учитывать, становятся настолько многочисленными, что становится невозможным получить общее представление о них.
По словам Брюса М. Оуэна , это не означает, что все фирмы должны быть в равной степени децентрализованы. Он пишет: «рынки распределяют ресурсы посредством независимых сделок между децентрализованными участниками. Большую часть времени рынки работают очень эффективно, но существует множество условий, при которых фирмы работают лучше. Следовательно, товары и услуги производятся и продаются фирмами. с различной степенью горизонтальной и вертикальной интеграции ». Кроме того, он пишет, что «экономический стимул к расширению по горизонтали или вертикали обычно, но не всегда, совместим с общественным интересом в максимальном долгосрочном благосостоянии потребителей». Когда этого не происходит, он пишет, что может потребоваться регулирование.
Часто утверждается, что свободные рынки и частная собственность порождают централизованные монополии и другие беды; Сторонники свободного рынка возражают, утверждая, что государство является источником монополии. Историк Габриэль Колко в своей книге «Триумф консерватизма» утверждал, что в первое десятилетие 20-го века предприятия были сильно децентрализованы и конкурентоспособны, а новые предприятия постоянно входили в существующие отрасли. По его мнению, не было тенденции к концентрации и монополизации. Несмотря на то, что была волна слияний компаний, пытающихся захватить рынки, они обнаружили, что для этого существует слишком большая конкуренция. По словам Колко, это также верно в отношении банковского дела и финансов, которые рассматривали децентрализацию как ведущую к нестабильности, поскольку государственные и местные банки конкурировали с крупными фирмами Нью-Йорка . Он утверждает, что в результате крупнейшие фирмы обратились к власти государства и работали с такими лидерами, как президенты США Теодор Рузвельт , Уильям Х. Тафт и Вудро Вильсон, чтобы принять их в качестве централизующих законов о «прогрессивных реформах», таких как Закон о Федеральной резервной системе. 1913 года, который передал контроль над денежной системой самым богатым банкирам; образование монополии «коммунальные услуги», сделавшее конкуренцию с этими монополиями незаконной; предвзятое отношение к мелким компаниям федеральной инспекции мясоперерабатывающих предприятий; расширение Комиссии по торговле между штатами на регулирование телефонных компаний и сохранение высоких ставок в интересах AT&T ; и использование Антимонопольного закона Шермана против компаний, которые могут объединиться, чтобы угрожать более крупным или монопольным компаниям. Д. Т. Арментано, пишущий для Института Катона , утверждает, что когда государственное лицензирование, франшизы и другие правовые ограничения создают монополию и защищают компании от открытой конкуренции, дерегулирование является решением.
В влиятельной книге 1961 года автора и активиста Джейн Джейкобс « Смерть и жизнь американских городов» критиковались крупномасштабные проекты реконструкции, которые были частью запланированной правительством децентрализации населения и бизнеса в пригороды. Она считала, что это разрушило экономику городов и обнищало оставшихся жителей. Ее книга 1980 года «Вопрос сепаратизма: Квебек и борьба за суверенитет» поддержала отделение Квебека от Канады . В ее книге 1984 года « Города и богатство народов» было предложено решение проблем, с которыми сталкиваются города, экономика которых была разрушена централизованными национальными правительствами: децентрализация через «умножение суверенитетов», что означает признание права городов на отделение от более крупных. национальные государства, которые сильно ограничивали свою способность производить богатство.
Технологическая децентрализация
Технологическую децентрализацию можно определить как переход от концентрированных к распределенным способам производства и потребления товаров и услуг. Как правило, такие сдвиги сопровождаются преобразованиями в технологиях, и для каждой системы применяются разные технологии. Технология включает в себя инструменты, материалы, навыки, методы и процессы, с помощью которых достигаются цели в общественной и частной сферах. Концепции децентрализации технологий используются во всех типах технологий , включая особенно информационные технологии и соответствующие технологии .
Технологии, которые часто упоминаются как наиболее эффективные децентрализованные, включают: очистку воды, доставку и удаление сточных вод, сельскохозяйственные технологии и энергетические технологии. Развитие технологий может позволить децентрализованные, приватизированные и свободные рыночные решения для того, что раньше было общественными услугами, такими как коммунальные предприятия, производящие и / или доставляющие электроэнергию, воду, почту, телекоммуникации и услуги, такие как безопасность потребительских товаров, деньги и банковское дело, медицинское лицензирование и технологии обнаружения и измерения. для автомагистралей, парковок и автомобильных выбросов. Однако с точки зрения технологии четкое различие между полностью централизованными и децентрализованными техническими решениями часто невозможно, и поэтому найти оптимальную степень централизации сложно с точки зрения планирования инфраструктуры .
Информационные технологии
Информационные технологии включают компьютеры и компьютерные сети, а также технологии распространения информации, такие как телевидение и телефоны. Вся компьютерная индустрия из компьютерного оборудования , программного обеспечения , электроники , интернета , телекоммуникационного оборудования , электронной коммерции и компьютерных услуг включены.
Руководители и менеджеры сталкиваются с постоянным напряжением между централизацией и децентрализацией информационных технологий в своих организациях. Они должны найти правильный баланс между централизацией, которая снижает затраты и дает больший контроль со стороны высшего руководства, и децентрализацией, которая дает больше контроля подразделениям и пользователям. Это будет зависеть от анализа конкретной ситуации. Децентрализация особенно применима к бизнесу или управленческим единицам, которые имеют высокий уровень независимости, сложные продукты и клиентов, а также технологии, менее значимые для других единиц.
Информационные технологии, применяемые для связи правительства с гражданами, часто называемые электронным правительством , призваны поддерживать децентрализацию и демократизацию. В большинстве стран мира были учреждены различные формы.
Интернет является примером чрезвычайно децентрализованной сети, не имеющие владельцев на всех (хотя некоторые утверждают , что это меньше , так в последние годы). «Никто не отвечает за Интернет, а все». Пока они следуют определенному минимальному количеству правил, любой может быть поставщиком услуг или пользователем. Добровольные советы устанавливают протоколы, но никому не могут помешать разработать новые. Другими примерами движений с открытым исходным кодом или децентрализованных движений являются вики-сайты, которые позволяют пользователям добавлять, изменять или удалять контент через Интернет. Википедию называют децентрализованной. Смартфоны значительно повысили роль децентрализованных социальных сетей в повседневной жизни во всем мире.
Децентрализация продолжается во всей отрасли, например, когда децентрализованная архитектура беспроводных маршрутизаторов, установленных в домах и офисах, дополняет и даже заменяет относительно централизованные вышки сотовой связи дальнего действия телефонных компаний.
Вдохновленный теоретиками системы и кибернетики, такими как Норберт Винер , Маршалл Маклюэн и Бакминстер Фуллер , в 1960-х Стюарт Брэнд основал Whole Earth Catalog, а затем и усилия по созданию компьютерных сетей, чтобы объединить компьютерных технологов и предпринимателей Кремниевой долины с контркультурными идеями. Это привело к появлению таких идей, как персональные компьютеры , виртуальные сообщества и видение «электронной границы», которая была бы более децентрализованным, эгалитарным и либертарианским обществом со свободным рынком. Связанные с этим идеи, исходящие из Кремниевой долины, включали движения за бесплатное программное обеспечение и творческие сообщества, которые породили видение «сетевой информационной экономики ».
Поскольку взаимодействие людей в киберпространстве выходит за рамки физической географии, существует необходимость в новых теориях в правовых и других системах нормотворчества, чтобы иметь дело с децентрализованными процессами принятия решений в таких системах. Например, какие правила должны применяться к поведению в глобальной цифровой сети и кто должен их устанавливать? Законы каких стран регулируют вопросы интернет-транзакций (например, требования о раскрытии информации продавцом или определения «мошенничества»), авторского права и товарных знаков?
Централизация и редецентрализация Интернета
The New Yorker сообщает, что, хотя Интернет изначально был децентрализован, в последние годы он стал менее децентрализованным: «ошеломляющий процент коммуникаций проходит через небольшую группу корпораций — и, таким образом, под глубоким влиянием этих компаний и других учреждений [. ..] Одно из решений, которое поддерживают некоторые программисты, — это сделать Интернет более похожим на прежний — менее централизованным и более распределенным ».
Примеры проектов, которые пытаются внести свой вклад в рецентрализацию Интернета, включают ArkOS , Diaspora , FreedomBox , IndieWeb , Namecoin , SAFE Network, twtxt и ZeroNet, а также группу поддержки Redecentralize.org, которая обеспечивает поддержку проектов, направленных на создание Интернета. менее централизованный.
В интервью BBC Radio 5 Live один из соучредителей Redecentralize.org объяснил, что:
«По мере того, как мы продолжаем, все больше и больше интернет-трафика направляется через определенные узлы, такие как Google или Facebook. [. ] Централизованные службы, которые хранят все пользовательские данные и сами размещают их, становятся все более популярными, потому что эта бизнес-модель Поскольку Интернет становится все более массовым, люди не обязательно хотят или осведомлены о том, чтобы размещать его самостоятельно, поэтому там, где этот хостинг передается на аутсорсинг, он становится стандартом по умолчанию, что позволяет централизовать власть и централизовать данные, что, как мне кажется, вызывает беспокойство. . «
Соответствующая технология
«Соответствующая технология», первоначально описанная как «промежуточная технология» экономистом Э. Ф. Шумахером в книге « Маленькое — это прекрасно: исследование экономики, как если бы люди имели значение» , обычно признается как охватывающие маломасштабные, децентрализованные, трудоемкие , энергоемкие технологии. эффективные, экологически безопасные и контролируемые на местном уровне. Это чаще всего обсуждается как альтернатива передаче капиталоемких технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. Даже развитые страны разработали соответствующие технологии, как это сделали Соединенные Штаты в 1977 году, когда они создали Национальный центр соответствующих технологий (NCAT), хотя финансирование позже прекратилось. Смежная концепция — «дизайн для остальных 90 процентов» — недорогие решения для подавляющего большинства людей с низкими доходами в мире.
Технология блокчейн
Сети на основе блокчейнов предназначены для поддержки децентрализации посредством криптографической распределенной бухгалтерской книги с тройной записью , обычно со «уровнями», где каждый уровень определяется взаимодействующим открытым протоколом, поверх которого участники сети могут совершать сделки и создавать продукты или услуги без необходимости разрешение центральных властей.
Биткойн и Биткойн Кэш являются оригинальными реализациями блокчейна, где доказательство работы используется как средство достижения децентрализованного консенсуса (также известного как консенсус Накамото), тем самым обеспечивая уникальность его внутреннего цифрового актива и полезности как дефицитной криптовалюты . Поскольку в остальном блокчейн представляет собой произвольную структуру данных без присущих децентрализованных свойств, в настоящее время существуют ограниченные варианты использования, хотя во многих отраслях ведутся активные эксперименты с различными методами достижения консенсуса.
Государствам может быть труднее контролировать, подвергать цензуре или регулированию децентрализованные протоколы, приложения и реестры, как это было с BitTorrent .
Критика
Факторы, препятствующие децентрализации, включают слабый местный административный или технический потенциал, что может привести к неэффективным или неэффективным услугам; недостаточные финансовые ресурсы для выполнения новых местных обязанностей, особенно на начальном этапе, когда они больше всего необходимы; или несправедливое распределение ресурсов. Децентрализация может сделать координацию национальной политики слишком сложной; это может позволить местным элитам захватывать функции; местное сотрудничество может быть подорвано недоверием между частным и государственным секторами; децентрализация может привести к более высоким издержкам правоприменения и конфликту из-за ресурсов, если нет более высокого уровня полномочий. Кроме того, децентрализация может быть не столь эффективной для стандартных, рутинных сетевых сервисов, в отличие от тех, которые требуют более сложных входных данных. Если наблюдается потеря эффекта масштаба при закупке рабочей силы или ресурсов, расходы на децентрализацию могут возрасти, даже если центральное правительство теряет контроль над финансовыми ресурсами.
Другие проблемы и даже опасности включают возможность того, что коррумпированные местные элиты могут захватить региональные или местные центры власти, в то время как избиратели потеряют представительство; политика патронажа станет безудержной, и государственные служащие почувствуют себя скомпрометированными; дальнейшая необходимая децентрализация может быть заблокирована; неполная информация и скрытое принятие решений могут происходить вверх и вниз по иерархии; централизованные центры власти могут найти причины сорвать децентрализацию и вернуть себе власть.
Было отмечено, что, хотя децентрализация может повысить «производственную эффективность», она может подорвать «эффективность распределения», затрудняя перераспределение богатства. Децентрализация вызовет большее неравенство между богатыми и бедными регионами, особенно во время кризиса, когда национальное правительство может быть не в состоянии помочь регионам, которые в этом нуждаются.
Решения
В литературе определены следующие восемь основных предварительных условий, которые необходимо обеспечить при реализации децентрализации, чтобы предотвратить «опасности децентрализации»:
Социальная готовность и механизмы предотвращения захвата элиты
Сильный административный и технический потенциал на высшем уровне
Твердая политическая приверженность на высшем уровне
Устойчивые инициативы по наращиванию потенциала на местном уровне
Надежная правовая база для прозрачности и подотчетности
Преобразование органов местного самоуправления в высокоэффективные организации
Соответствующие причины для децентрализации: намерения имеют значение
Эффективная судебная система, гражданский надзор и антикоррупционные органы для предотвращения децентрализации коррупции