Страны с дуальным обучением

Что такое дуальное обучение и как оно реализовано в России

Активное развитие экономики приводит к необходимости готовить специалистов, которые не только в теории, но и на практике разбираются в своей работе. Именно поэтому дуальное обучение набирает популярность в последние годы. В статье мы разберём понятие дуального обучения и рассмотрим, как оно реализовано на практике.

Что собой представляет дуальное обучение

Дуальная система обучения — это вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — в организации на рабочем месте.

Дуальная модель обучения используется в средне-специальных и высших учебных заведениях, а финансируется совместно коммерческими организациями, которые заинтересованы в профессионалах, и органами государственной власти.

Самой популярной и показавшей лучшие результаты считается немецкая дуальная система образования. В Германии в ней участвуют 25% предприятий. Благодаря дуальной форме обучения студент не только получает диплом о профессиональном образовании, но и проходит длительную оплачиваемую практику на предприятии. После окончания вуза студенты получают гарантированные рабочие места.

Организация дуального обучения

Чтобы реализовать дуальные процессы обучения на практике, предприятие, которому нужны специалисты, заключает договор с образовательной организацией. Также заключается договор между студентом и работодателем и трёхсторонний договор между студентом, работодателем и образовательной организацией. В договорах прописываются обязанности всех сторон и финансовые условия.

Отбор студентов для практики при дуальном образовании проходит, как правило, на первом курсе (иногда позже) по итогам собеседований или практических заданий. Критерии отбора утверждаются заранее предприятием и образовательной организацией и озвучиваются студентам и их родителям.

Читайте также:  Почему япония называется страной восходящего солнца

Для качественной организации дуального обучения необходимо, чтобы:

  • теоретическая база была привязана к примерам реальной практики и практическим задачам,
  • было обеспечено погружение студентов в профессиональную деятельность в период прохождения практики на производстве,
  • количество времени на освоение теоретических знаний и практических навыков не превышало 40 часов в неделю,
  • процентное соотношение теоретического и практического обучения при дуальной подготовке было таким: 20-25% — теория, 80-75% — практика.

Приоритет дуального обучения заключается в том, чтобы выпускник обладал всеми необходимыми компетенциями для качественной и успешной работы.

Дуальное обучение в школе в России реализуется за счёт УПК (учебно-производственных комбинатов) и дополнительного образования в колледжах. УПК берут начало в 70-х годах, когда советские школьники на базе таких комбинатов получали дополнительное профессиональное образование. У школьников была возможность выбрать специальность, по которой они хотят получить дополнительное образование, и оценка по ней вносилась в аттестат. Сегодня в ряде школ остались УПК, благодаря которым школьники могут освоить дополнительную профессию, а также получить дополнительную профессиональную квалификацию на базе колледжей. Количество занятий и форму дуального обучения школьников определяет образовательная организация.

Как реализовано дуальное образование в России

Взаимосвязь предприятий и образовательных организаций была актуальна ещё в советское время, существовало шефство производственных предприятий над организациями в сфере образования, а также система наставничества на производстве, которая помогала молодым специалистам быстро адаптироваться.

90-е годы внесли в эту систему коррективы, и на некоторое время взаимодействие организаций и учебных заведений было практически разрушено. Понадобились новые механизмы, которые могли бы наладить взаимосвязь предприятий и образовательных организаций, и с декабря 2013 года на государственном уровне был запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». В этом проекте приняли участие 13 регионов России, 150 учебных заведений и 1 100 предприятий. В регионах, которые приняли участие в программе дуального профессионального образования, были созданы коллегиальные органы по управлению проектом.

Реализация проекта прошла успешно, в 2016 году независимый немецкий аудитор провёл оценку его эффективности и отметил положительную динамику развития дуального обучения в России.

В процессе реализации программы дуального обучения были разработаны требования к квалификации выпускников, усовершенствованы образовательные программы, обучены педагоги и разработаны необходимые документы.

Реализации дуального обучения в школе сегодня помогает программа «Профессиональное обучение без границ», благодаря которой школьник может бесплатно получить дополнительное образование и свидетельство о присвоении квалификации, посещая занятия в колледже или специализированных кружках. Список специальностей для получения дополнительной профессиональной квалификации достаточно широк: портной, парикмахер, мастер маникюра, слесарь, водитель, кассир, воспитатель, няня, вожатый, банковский агент, кассир и другие. Зарегистрироваться на обучение школьник может как через свою школу, так и в колледже или кружке, который он выбрал.

Дуальное обучение — это форма получения образования, которая помогает школьникам получить дополнительную квалификацию, а студентам отработать теоретические навыки на практике. Она выгодна и ученикам, так как позволяет им освоить профессию и получить практические навыки ещё в школе, и работодателям, которые обучают и берут в штат обученных специалистов.

Источник

Дуальное обучение

Нестерова И.А. Дуальное обучение // Энциклопедия Нестеровых

Дуальное обучение существует в педагогике достаточно давно и хорошо себя зарекомендовало. Основой сферой применения дуального обучения являются вузы и колледжи.

Понятие дуального обучения

Дуальное обучение появилось в России сравнительно недавно, однако уже является очень востребованным подходом к обучению новых профессиональных кадров. Особенностью дуального обучения является сочетание практического опыта и теоретического обучения. Отсюда и трактовка термина «дуальное обучение»:

Дуальное обучение являет собой сочетание обучения теоретическим основам в учебном заведении и практики в профильной организации.

Дуальное обучение появилось в Европе. Если говорить точнее, то родиной дуального обучения являются Германия и Австрия. Именно там появилась практика сочетания академического образования с практическим обучением на потенциальном рабочем месте. Особенно следует подчеркнуть успехи Германии на поприще дуального обучения: развивая и совершенствуя дуальную модель, страна добилась общепризнанных успехов в подготовке рабочих кадров. В Германии высоко развит институт наставничества, который является основой дуального обучения.

Дуальное обучение предполагает вовлечение предприятий и крупных организаций в процесс подготовки высококвалифицированных молодых кадров. Советское образование в свое время успешно использовало элементы дуального обучения и в школах и в СПО и в вузах. Однако развал СССР привел к упадку отечественного образования и отходу от дуального обучения. В начале двухтысячных дуальное обучение стали продвигать как инновационный метод в образовании. Однако, с этим можно поспорить.

Успешные примеры использования дуального обучения в России были зафиксированы лишь в 2010 году, когда в сентябре ООО «Фольксваген Груп Рус» запустило программу дуального обучения в области мехатроники. Она была нацелена на подготовку рабочих и технологов для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода [1].

Сравнение традиционного обучения и дуального обучения

Предпочтение отдаётся теоретическим основам (60% всего времени)

Предпочтение отдаётся практическим основам (60% всего времени)

Производственная практика до 40%

Производственная практика занимает до 75% всего времени обучения

Образовательная программа и учебный план составлены в соответствии с ФГОС.

Образовательная программа, составлена в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами и потребностями реального работодателя-партнера.

Производственная практика либо полностью формальность, либо не отвечает реальным требованиям потенциальных работодателей.

Производственная практика проходит в реальных рабочих условиях.

Кратковременность практики не позволяет понять корпоративную культуру организации.

Дуальное обучение позволяет ознакомиться с реальной корпоративной культурой на предприятии.

Обучение коммерческое или бюджетное

Обучение спонсируется предприятием

Курсовые и дипломные зачастую не представляют никакой практической ценности и являют собой формальность. Они обычно не отражает специфику производства.

Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, индивидуальных проектов ориентирована на потенциальные нужды предприятия-партнера.

Наставничество зачастую очень

Деятельность наставника рассматривается как взаимовыгодное партнерство и регламентируется обеими сторонами.

Итак, дуальное обучение подразумевает участие крупного бизнеса в воспитании квалифицированных кадров на базе современного российского образования. Участие предприятий в дуальном образовании является элементом социальной ответственности предпринимательства. Именно профессиональные кадры смогут развивать отечественную промышленность, здравоохранение и культуру.

Организация дуального обучения

Дуальное образование предполагает построенное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов определенного профиля в рамках взаимодействия, которое базируется на трех основополагающих методах:

  • аксиологический метод, подразумевающий паритетность образовательных и производственных ценностей и целей;
  • онтологический метод или, другими словами, компетентностный подход;
  • технологический метод, на котором и строиться организация деятельности.

Цели дуального обучения

Если внимательно рассмотреть представленные на рисунке выше цели, то можно выделить важный аспект: в организации дуального обучения в России необходимо участие государства.

Организация дуального обучения в современных российских условиях предполагает сотрудничество и как его следствие, большую совместную работу образовательных организаций и предприятий. Подготовка выпускников должна и в учебном заведении проходить на высоком уровне в соответствии с потребностями предприятия. Для этого преподаватели должны проходить подготовку на базе предприятия. Реализация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке педагогического персонала требует тесного взаимодействия специалистов предприятия и преподавателей образовательного учреждения по совместно разработанному плану, а также повышения их квалификации и стажировки на производственных участках завода [2].

Схема дуального обучения

Организация дуального обучения требует заключение договора между студентом и организацией, на базе которой будет реализовано дуальное обучение.

Договор о дуальном обучении представляет собой письменное соглашение между обучающимся, организацией, предоставляющей рабочее место для прохождения практического обучения, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения дуального обучения.

Организация дуального обучения предполагает наличия следующих компонентов:

  • Адекватная нормативная правовая база;
  • Проектирование содержания обучения;
  • Формирование корпоративной культуры;
  • Актуализация средств обучения;
  • Синхронизация теоретических и практических компонентов обучения;
  • Создание структур для обеспечения условий для дуального обучения;
  • Подготовка преподавателей и наставников [3].

Дуальное обучение в образовательных учреждениях

В настоящее время многие учебные заведения готовы к организации дуального обучения. Несмотря на это, процесс его реализации затруднен выбором предприятий, готовых сотрудничать с заведением СПО или вузом. Для вузов и заведений СПО лучшим вариантом считаются инновационные, экономически развитые предприятия. Но такие предприятия зачастую не готовы брать к себе на практику студентов.

Шаги реализации дуального обучения

Теперь следует рассмотреть основные критерии, на которые опираются образовательные учреждения при выборе предприятий для участия программах дуального обучения:

  • профиль предприятия, соответствующий направлениям подготовки в образовательной организации;
  • инновационная активность предприятия;
  • технологическое перевооружение производства;
  • использование новых технологий организации производства;
  • наличие условий для внедрения элементов дуального обучения;
  • наличие кадров, готовых выполнять функцию наставников в процессе дуального обучения;
  • готовность заключить с образовательной организацией профессионального образования и студентом договор о сотрудничестве по дуальному обучению при подготовке рабочих кадров и специалистов;
  • готовность выплачивать стипендию или заработную плату обучающимся согласно договору о сотрудничестве по дуальному обучению при подготовке рабочих кадров и специалистов;
  • опыт работы по разработке и внедрению образовательных программ и профессиональных модулей подготовки рабочих кадров и специалистов совместно с образовательными организациями.

В процедуре организации дуального обучения в вузе или в заведении СПО есть проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Это, прежде всего это то, что потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая, что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. Другой проблемой является то, что студенты не видят себя в профессии. Многие поступали не по призванию, а «куда проще и дешевле». Как результат – острая нехватка квалифицированных кадров.

Для решения заявленных проблем необходимо вмешательство государство. Нужно организовать занятия по профориентации в старших классах школ и гимназий, чтобы ребенок уже мог понимать, что ждет его на той или иной работе.

  1. Дудырев Ф. Ф. , Романова О. А. , Шабалин А. И. дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 2. С. 117-138
  2. Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций: Сборник организационно-методических материалов. – Кострома: ред.-изд. отд. Костромского областного института развития образования, 2015.
  3. Серкова Г. Г. Дуальное обучение: проблемы, перспективы // Журнал Инновационное развитие профессионального образования, 2016. С. 72-76

Источник

Оцените статью