Что такое экономический и валютный союз?
Экономический и валютный союз (ЭВС) был создан для сближения экономик государств, валютного регулирования и гармонизации отношений между странами. ЭВС фактически стал основой единой глобальной Европы, где интересы разных стран выражаются единым мнением.
В то время как различные альянсы и союзы (почти всегда военные) известны с древности, союзы разных стран с объединением экономик и валют в истории до XX века еще не существовали — что фактически обозначило новый исторический эксперимент планетарного масштаба.
История создания ЭВС
Начало объединения Европы произошло почти сразу после второй мировой войны — ведь и первая, и вторая мировая война начались с внутриевропейских конфликтов. Первым звеном будущего союза стало создание BENILUX, т.е. сообщества стран Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в 1948 году. Спустя почти 10 лет — в 1957 году — возникло так называемое Европейское сообщество из шести стран и отменой таможенных пошлин (по факту отмена состоялась к 1968 году).
Параллельно появляется известное европейское объединение угля и стали. В 1969 году Европейская комиссия выступила с предложением решить проблему потребности в упрочнении отношений между странами Европы и регулирования экономики и валютного взаимодействия: главы правительств утвердили решение о создании экономического и валютного союза.
В конце 1970 года Пьер Вернер (министр финансов Люксембурга) озвучил согласованный проект создания ЭВС в 3 этапа (План Вернера). Реализация плана не удалась из-за череды неудач, связанных с кризисом золотого стандарта и повальным ростом цен на нефть.
В середине 1980-х снова заговорили об идее создания ЭВС. На этот раз план был разработан комитетом Делора, в состав которого входили главы Центральных банков 12 стран. ЭВС планировался к внедрению в три этапа и рекомендовал создание Европейской системы центральных банков, определяющих кредитно-денежную политику в Европе.
Этапы экономического и валютного союза ЕС:
1990-1993: отмена валютного контроля. Выявлены экономические критерии по уровню инфляции и процентных ставок.
1999 по наше время: евро становится основной валютой в Европе. Руководство ЕЦБ внедряет единую кредитно-денежную политику. Такие страны, как Греция, Словения, Кипр, Мальта, Словакия, Эстония, Латвия, Литва входят в заключительную (третью) стадию ЭВС.
Структура ЭВС и критерии для членства в Еврозоне
Экономический и валютный союз состоит из двух составляющих:
Экономический союз. Основу составляет единое регулирование экономики и финансовой политики. Основная задача ЭС заключается в установлении гармонии законодательств стран-членов Евросоюза. Благодаря жесткому контролю за размером бюджетного дефицита и платежного баланса стран-членов происходит сближение экономик.
Валютный союз. Основу составляет система центральных банков, возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ), проводящим единую валютную политику на территориях стран-членов Евросоюза (установление евро).
Критерии для принятия страны-члена Евросоюза в Еврозону:
инфляция не более 1,5 %;
сближение в экономике и финансовой политике, отсутствие противоречий со стороны законодательства.
В данный момент ЭВС включает в себя 19 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро, а также 9 государств, где евро не используется. Участниками союза могут быть территории с особенным статусом и третьи страны для которых евро является единой официальной валютой. Согласно данным Договора об учреждении ЕС евро преподносится как инструмент достижения целей ЭВС. Увеличение степени международной роли евро утверждено в Лиссабонском договоре.
♦ Участники Еврозоны
♦ У частник ERM II (с механизмом регулирования валютных курсов)
♦ Дания, участник ERM II с послаблениями в вопросе евро
♦ Великобритания, бывший член ЕС с послаблениями в вопросе евро
♦ Остальные члены ЕС
Однако признание евро единой официальной валютой третьими государствами не дает гарантии «институционального» участия данных стран в ЭВС. Такого рода применение евро в международно-финансовых расчетах говорит о трансформации евро в одну из главных мировых валют, и в «ведущий инструмент» расширения европейской интеграции. Но за пределами ЕС евро является лишь платежным средством и теряет функцию «сближения», установленную Договором. Евро становится инструментом включения таких стран в интеграционные процессы «де-факто».
Греческий и кипрский кризис
Главными принципами действия ЭВС определены:
- стабильные платежный баланс стран-участниц
- устойчивость цен по отношению к инфляции
- здоровая атмосфера в финансах и валюте стран
Работа ЭВС никогда не была безоблачной, и особенно — в последние годы. Толчком для устранения недоработок со стороны союза стал «греческий кризис», начавшийся еще в 2010 году и набравший силу впоследствии. Причинами образования долговой ямы у греков обычно называется их нелюбовь к уплате налогов (что иногда даже сравнивают с национальным видом спорта), раздутый аппарат чиновников с великолепными льготами, а также заметную ориентацию страны на туризм после вхождения в ЕС.
В результате к 2015 году долг Греции превысил 300 млрд. евро (около 175% от ВВП) и график его выплат расписан вплоть до 2054 года — в среднем страна должна будет выплачивать около 7 млрд. евро ежегодно.
Как следствие от ЭВС поступило предложение о введении санкций против стран-членов Евросоюза, не отдающих себе отчет в корректном соблюдении норм бюджетного регулирования. Была организована комиссия, состав которой включал в себя европейских лидеров (министров финансов).
В результате было принято решение о досрочных финансовых проверках (ревизий) годовых бюджетов до момента их принятия на официальном уровне, а финансовый контроль в виде ревизий должен был способствовать предотвращению несанкционированных растрат. Лидеры европейских государств призывали к осуществлению сплошных ревизий с целью удержания стран от возможных «долговых ям».
Однако после истории с Грецией количество проблем не убавилось. Более того — они приняли нарастающий характер и в 2013 году назрел пик «Кипрского кризиса».
Кризис на Кипре
В результате кипрского кризиса были введены ограничения на движения финансовых активов. Частные клиенты кипрских банков могли снять не более 300 евро в день и вывезти за границу не более 3 000 €, в то время как владельцы депозитов от 100 000 евро вернули лишь часть вложенных средств. Предпосылками образования финансового пузыря явилось ухудшение экономических показателей в греческой части острова.
Проценты по вкладам на Кипре (4,45%) в разы превышали процентные ставки, например, в Германии (1,5%). Большая часть депозитов «переваливала» за 100 000 евро. Столь высокий процент выплачивался за счет привлечения новых вкладчиков (преимущественно из РФ). То есть были заметны контуры финансовой пирамиды. Страна постепенно начала прибегать к помощи международных кредитов.
16 марта 2013 года был вменен единовременный налог на банковские депозиты в стране в качестве ведущего условия на получение помощи. Доля капиталов, находящихся в банковском секторе Кипра, составила 835 % от кипрского ВВП. 1/3 депозитов принадлежала гражданам РФ. Банками была приостановлена деятельность: операции по переводам средств не осуществлялись, наличные средства не выдавались. Банкоматы опустели — финансовый кризис на Кипре пребывал на своем пике.
Самый известный и крупнейший игрок банковского сектора — Bank of Cyprus был рекапитализирован, а банк Cyprus Popular Bank (торговая марка Laiki Bank) — ликвидирован. Официальные данные о потерях вкладчиков в разных источниках несколько отличаются. Убытки вкладчиков, не застраховавших свои депозиты, составили около 40 %, при этом в банке Cyprus Popular Bank — потери достигли 80 %. Держатели вкладов Bank of Cyprus получили пакеты акций банка, часть депозитов была «разблокирована».
Кипру были переданы 10 млрд евро от Евросоюза и МВФ в обмен на ликвидацию Cyprus Popular Bank, осуществлено списание кредиторской задолженности в частном секторе и изъяты вклады на сумму свыше 100 000 евро.
Таким образом, процесс оказания влияния ЭВС на страны-члены Евросоюза продолжается до сих пор. Необходимо достижение критериев сближения и гармонизации экономики и финансовой политики стран для вступления в Еврозону. Время и практика могут выявить новые недостатки ЭВС, главная задача для европейских лидеров — своевременное устранение различий в законодательствах валютных институтов стран-участниц ЕС и нормализация общей экономической атмосферы. Последней значимой новостью стало решение Великобритании о выходе из Евросоюза, что обвалило курс фунта.
Западноафриканский экономический и валютный союз
Кроме европейского ЭВС существует Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЕМОА). Членами данного Союза являются: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Гвинея-Бисау. ЮЕМОА ориентируется на действия Евросоюза и также предполагает устранение различий в законодательствах стран-участниц, интеграции экономики и финансовой политики. Основная задача — жесткий финансовый контроль за исполнением решений со стороны государств-участников.
Целями создания ЮЕМОА являются:
объединение рынка для свободного перемещения товаров и капитала;
установление связи (сближение) при согласовании годовых бюджетных смет с денежно-кредитной политикой Союза.
Основу формирования бюджета ЮЕМОА составляют отчисления от таможенных пошлин за товары, отгруженные из третьих стран (0,5 % от цены), но главная часть расходов финансируется из бюджета ЕС за счет подписанных конвенций.
В 2002 году США и ЮЕМОА подписали соглашение о развитии торговых отношений и инвестиций. Плюсом соглашения было оказание помощи развитию стран-участниц ЮЕМОА посредством выхода африканских товаров на американский рынок. Кроме того, предполагалось получение инвестиций для разработки неиспользуемых ресурсов стран (полезные ископаемые, энергетика).
ЮЕМОА также заключил ряд соглашений с Марокко, Египтом и Тунисом и получил достаточно крупные страны в партнеры по торговле. Однако, реализация программ по свободному передвижению товаров в рамках экономического пространства союза до сих пор затруднена. Главным партнером ЮЕМОА остается Франция. Заключены соглашения о сотрудничестве с ЕС.
Это интересно! В Европе были выпущены памятные монеты серии «10 лет экономическому и валютному союзу 1999-2009» номиналом 2 евро. Монеты выполнены из мельхиора, никеля и бронзы. В центре монеты изображена человеческая фигура с вытянутой рукой, которая заканчивается символом евро. Данная монета является одной из любимых среди нумизматов и ценителей истории.
Источник
ВАЛЮ́ТНЫЙ СОЮ́З
В книжной версии
Том 4. Москва, 2006, стр. 567-568
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЛЮ́ТНЫЙ СОЮ́З, высшая форма валютной интеграции в виде региональной валютной системы, основанной на единой валюте, одном эмиссионном центре, обеспечивающем проведение единой денежно-кредитной и валютной политики. Этому определению полностью соответствует валютная система, созданная в рамках Европейского союза на основе новой региональной междунар. валюты евро. В. с. в Зап. Европе – неотъемлемая часть экономич. союза. Экономич. сближение стран ЕС до того как В. с. начал функционировать в 1999, продолжалось более 50 лет. В этом процессе определяющую роль играли и играют наднациональные органы, координирующие экономич. и валютную конвергенцию стран – участниц этого интеграционного объединения. Созданию В. с. предшествовали постоянное тесное взаимодействие нац. центр. банков и др. органов, осуществляющих экономич. и финансовую политику, создание общих правовых норм, введение единых стандартов в производств. и социальной сферах, отработка элементов валютной «модели» от жёстко фиксированных курсов валют между странами-участницами до введения единой валюты.
Источник
ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ
ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ, объединение ряда стран, договорившихся использовать единые методы валютного регулирования, установивших согласованные параметры колебания валютных паритетов участников союза, принявших на себя обязательства по поддержанию таких паритетов, а также использующих общую условную денежную единицу в рамках международных отношений стран союза.
Во время и после 2-й мировой войны 1939-45 гг. валютные блоки были преобразованы в валютные зоны, состав которых был несколько уже, чем блоков, и в них входили, как правило, метрополии, их колонии и пр. зависимые от них страны. Как и в валютных блоках, страны — участницы зон поддерживали твёрдый курс своих валют к основной валюте, хранили золотовалютные резервы в странах-гегемонах; кроме того, в валютных зонах устанавливались единый режим валютного регулирования, включая систему валютных ограничений, и льготный режим валютных расчётов внутри зоны.
Членами стерлинговой зоны, сформированной в начале 2-й мировой войны, стали только страны Британского Содружества, исключая Канаду. Основными чертами стерлинговой зоны были поддержание определённого курса валют стран-участниц к фунту стерлингов, относительная свобода валютных операций внутри зоны, осуществление единой системы валютного контроля по отношению к остальным странам, хранение значительной части валютных резервов стран зоны в фунтах стерлингов в английских банках и объединение других золотовалютных резервов стран зоны в долларовый пул, представляющий собой централизованный резерв долларов в Лондоне. Стерлинговая зона была крупнейшей валютной зоной, на которую приходилось около 1/6 мирового товарооборота. Существование зоны давало значительные преимущества Великобритании, которая могла распоряжаться резервами долларового пула, да и другие страны зоны могли прибегать в случае необходимости к услугам долларового пула для получения долларов.
По мере распада британской колониальной системы, становления национальных экономик и переориентации внешних связей бывших колоний усилились центробежные тенденции в зоне. Несмотря на введение обратимости фунта стерлингов, его роль как резервной (ключевой) валюты стала снижаться. Вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество и всё большая ориентация её внешних связей на Западную Европу ускорили процесс распада зоны. В 1972 г. Великобритания отменила льготный валютный режим в отношении стран зоны (кроме Ирландии и Гибралтара), которые с начала 1970-х гг. уже не поддерживали связь своих валют с фунтом стерлингов и не использовали его в качестве основного валютного резерва; таким образом, стерлинговая зона фактически перестала существовать.
Другая валютная группировка — долларовая зона, в которую входили страны, экономически связанные с США и ориентировавшие свои валюты на американский доллар (Канада, ряд стран Латинской Америки, а также Либерия и Филиппины). Они поддерживали фиксированный курс своих валют к доллару, изменяя курс только с согласия США, хранили свои валютные резервы в американских банках, производя через них международные расчёты, поддерживали единообразную систему валютного контроля и регулирования.
Важная валютная группировка, продолжающая функционировать, — зона франка, была создана Францией в конце 1930-х гг. после распада золотого блока. В послевоенные годы 10 стран — бывших французских колоний вышли из зоны франка (страны Северной Африки, Индокитая, Гвинея). По состоянию на 2000 г. в зону франка, кроме Франции, входят её заморские департаменты и территории, Монако, территориальные объединения Сен-Пьер, Микелон и Майот, а также 14 африканских государств (Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Коморские Острова, Камерун, Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея). Для заморских департаментов и территорий, находящихся под французской юрисдикцией и не имеющих независимого казначейства, эмиссия денег осуществляется Французским эмиссионным банком заморских департаментов и Эмиссионным институтом заморских территорий.
В рамках зоны франка функционировали два валютных союза — Западноафриканский валютный союз (1973-1994 гг.) и Зона эмиссии Банка государств Центральной Африки (Валютный союз Центральной Африки). Денежная единица этих группировок — франк КФА, выпускаемый двумя региональными эмиссионными банками — Центральным банком государств Западной Африки и Банком государств Центральной Африки. Банкноты и монеты в обеих эмиссионных зонах одинаковы, только на их лицевой стороне отпечатано или выбито название государства, для которого они вылущены. Денежные знаки любой из стран зоны имеют силу законного платёжного средства в остальных государствах зоны, франк КФА находится в твёрдом соотношении с французским франком. Франция, имея представителей в органах управления валютных группировок, контролирует размеры эмиссии франка КФА.
С начала 1960-х гг. формирование валютных союзов обусловлено интеграционными процессами и составляет существенную часть экономического механизма соответствующих группировок.
Наиболее ярким примером формирования валютного союза в интеграционной группировке служит Европейский союз (ЕС), в рамках которого была создана Европейская валютная система, чьей целью было поддержание устойчивых соотношений между курсами валют стран-участниц, затем был осуществлён переход к европейскому экономическому и валютному союзу и введена единая валюта — евро. Из 15 членов ЕС 11 входят в зону евро, которая уже используется в расчётах, а с 1 января 2002 г. планируется выпуск банкнот и монет евро, которые заменят национальные деньги входящих в зону стран ЕС.
Валютные союзы создаются также и развивающимися странами. Так, преемником упоминавшегося Западноафриканского валютного союза стал в 1994 г. Западноафриканский экономический и валютный союз, который наряду с валютным сотрудничеством на базе единой валюты ставит своей целью интеграцию экономики стран-участниц.
В 1994 г. было также принято решение о создании Экономического и валютного сообщества Центральной Африки, направленного на развитие сотрудничества путём укрепления общей валюты, координации макроэкономической политики, создания на практике общего рынка и др.
Валютное сотрудничество, направленное на стабилизацию соотношений валютных курсов стран-участниц, расширяется и в других интеграционных экономических группировках развивающихся стран.
Источник