Страны с геометрической границей

Исследование политических границ

Одним из самых развитых направлений политической географии является исследование границ, которое также называется лимологией (от латинского limes — граница). Границы являются необходимым атрибутом территориального государства, без которого его существование попросту невозможно. Такие особенности политических границ, как протяженность, возраст, происхождение, история, стабильность, проницаемость, спорность давно уже стали объектом политико-географических исследований (Foucher, 1988). Выше говорилось о тенденции в западной политической географии к отказу от лимологических исследований, поскольку, как считают некоторые авторы, дело идет к “стиранию” государственных границ. Однако говорить об исчезновении границ явно преждевременно. Более того, государственные границы выполняют важную функцию, они нужны в качестве фильтров, мембран, регулирующих отношения между соседями, поскольку глубокие политико-культурные различия между странами мира не позволяют отказаться от границ из-за рисков потери национальной идентичности, экономического упадка, роста преступности и пр. Мир слишком неоднороден, чтобы отказаться от таких фильтров. Поэтому политические границы сохраняют свое значение, а значит, лимология остается одной из важнейших политико-географических дисциплин. Предметом ее исследований служат не только государственные границы, но и административные границы в пределах государств.

Политическая граница создается с помощью двух операций — делимитации и демаркации. Делимитация представляет собой договор о прохождении границы, описание границы в документах. Затем на месте производится установка пограничных знаков, т.е. демаркация. В прошлое уходят площадные границы, представлявшие собой вытянутые переходные зоны без определенных демаркации и делимитации (что было характерно для азиатских государств). Все современные границы являются линейными, хотя еще остаются границы, которые практически не демаркированы на местности.

Морфология государственных границ включает их основные свойства и геометрическую конфигурацию. Основные свойства границ связаны с их природными и этнокультурными особенностями. Любая государственная граница, как правило, представляет собой комбинацию, во-первых, линий, проведенных вдоль природных объектов, и во-вторых, прямых линий, соединяющих какие-либо легко идентифицируемые на местности объекты, обычно также природные.

Читайте также:  Атрибуты нового года разных стран

Известно несколько свойств границ. Это, во-первых, природные свойства (многие границы совпадают с природными объектами). Во-вторых, это геометрические свойства. Границы могут проводится по прямой линии или быть извилистыми. В-четвертых, это исторические свойства. Границы с исторической точки зрения могут быть более или менее зрелыми, имеют различный возраст.

Существует множество классификаций политических границ. Прежде всего границы следует разделить на две большие группы — морские и сухопутные. В данном разделе речь пойдет о сухопутных границах, морским границам и морской политической географии посвящен специальный раздел к конце данной главы. Основная классификация границ делит их на три типа — природные, этнографические (этнокультурные) и геометрические.

Природные границы по определению совпадают с физико-географическими объектами. Они делятся на гидрографические, проходящие по рекам, и орографические, проходящие по водоразделам, горным хребтам. Некоторые природные границы также привязаны к природным объектам, но в отличие от описанных выше не следуют их протяжению, а рассекают их (на суше это озерные границы).

В прошлом природные границы считались наиболее удобными и признавались “естественными”. К достижению природных границ стремились многие государства (Франция). Хорошо выраженная на местности граница как бы подчеркивала мощь и стабильность государства и кроме того играла оборонительную роль.

Существуют особые правила делимитации и демаркации гидрографических границ. Провести границу по реке не так просто, как кажется. Речное русло имеет ширину, которая к тому же не одинакова на протяжении реки, река может менять свое русло, меандрировать и пересыхать. Поэтому речная граница не обязательно хорошо выражена на местности и “надежна”. Есть разные варианты проведения границы по реке. Во-первых, граница может проводиться по одному из берегов, но этот вариант непопулярен, поскольку все русло реки оказывается у одной стороны, которая монополизирует судоходство и рыбную ловлю. Чаще граница проводится по медиане (средней линии между двумя берегами) или тальвегу (фарватеру) -линии, которая соединяет самые глубокие места речного русла.

Читайте также:  Союз стран побережья индийского океана

Геометрические границы проводятся по прямой линии. Такого рода границы распространены в слабозаселенных районах с однообразной природой, где трудно провести природную или этническую границу.

Существует также генетическая, или историческая, классификация границ. Согласно этой классификации, границы делятся на антецедентные и наложенные. Первый тип границ встречается редко. Это — границы, проведенные до заселения территории по договору между сторонами.

Есть смысл исследовать не только ныне существующие границы, но и реликтовые, т.е. границы, которых уже нет. Исследования в области культурной или экономической географии часто вскрывают эти границы, которые до сих пор существуют на местности как незримые разделительные линии.

Классификация границ возможна по их фактическому правовому статусу.

Функциональная классификация границ делит границы на несколько типов в соответствии с их основными функциями. В отечественной литературе принято рассматривать три основные функции границ — барьерную, контактную и фильтрующую (Географические границы, 1982). Первая функция отделяет одну страну от другой с помощью границы. Вторая служит сближению двух стран в районе границы, через которую эти страны поддерживают связи. С помощью третьей функции страна производит отбор товаров, людей, культурных ценностей и пр., регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир. Различные границы могут быть в большей или меньшей степени ориентированы на те или иные функции. В одних случаях граница видится как барьер и является закрытой, в других способствует интеграции двух стран и является скорее контактной. Граница-фильтр представляет собой нечто среднее между двумя другими типами.

Особым признаком границы является ее освоенность. Есть “глухие” границы, поблизости которых практически нет следов человеческой деятельности. И есть границы, которые буквально по живому режут густонаселенную территорию. В качестве показателей для оценки освоенности границ можно использовать число населенных пунктов в приграничной полосе на 1 км границы или численность населения в приграничной полосе на 1 км границы. Немаловажно и другое: рассекает ли граница сложившиеся социально-экономические комплексы, или трансграничные связи исторически слабы. Анализировать можно густоту транспортной сети, пересекающей границу, число автомобильных и железных дорог разного ранга, проходящих через границу. В некоторых случаях граница разделяет “сросшиеся” населенные пункты: наличие трансграничных агломераций также является индикатором освоенности границы (ситуация, характерная для российско-украинской границы). Возможно исследование интенсивности работы границы через анализ числа контрольно-пропускных пунктов, таможен, грузо- и пассажиропотоков.

В целом тип границы во многом зависит от типа политической культуры. Отчуждающие границы с ярко выраженной барьерной функцией именуются также фронтальными. Страны с либеральной политической культурой стремятся к интеграционным границам.

С основными свойствами границ связаны типы их легитимации. Природная легитимация является очень распространенным типом. Во многих концепциях государственного строительства природные границы считались «естественными», выход на которые был главной целью внешней экспансии. На макроуровне речь, как правило, идет о крупных природных объектах — значительных реках и горных хребтах, но таких границ немного. На микроуровне природные свойства государственых границ вскрываются намного лучше, поскольку границы при их демаркации на местности обычно привязываются к мелким природным объектам — небольшим рекам, ручьям, водоразделам, высотам, впадинам и пр.

Одним из основных параметров, используемых при анализе границы, являются природные свойства границ, совокупность которых можно также обозначить как природную контрастность. Государственные границы с точки зрения их природных свойств могут быть более или менее контрастными в зависимости от того, насколько граница выражена на местности, т.е. совпадает ли она с природным объектом типа реки, озера (в этом случае существуют разные способы раздела водной поверхности, как и в случае с большими реками) или водораздела, и насколько выражен этот объект (идет ли речь о мощной реке или маленьком ручье и т.п.). Границы с меньшей природной контрастностью чаще являются предметом приграничных споров, поэтому оценка природной контрастности государственных границ имеет огромное прикладное значение.

При исследованиях границ важно также учитывать их геометрическую конфигурацию. На макроуровне границы обычно представляются весьма изрезанными, но при ближайшем рассмотрении они оказываются комбинациями коротких прямых линий, проведенных по линейке, и извилистых линий, привязанных к природным объектам. Исследование конфигурации границ включает анализ их извилистости и наличия эксклавов. Можно говорить о геометрических свойствах границ как об их третьем параметре. При этом извилистые границы зачастую обладают меньшей легитимностью, и одна из сторон выступает за их спрямление: граница, проведенная по прямой линии, иногда считается более «правильной». В целом проведение геометрических, т.е. прямых границ характерно для пустынных местностей, где мало подходящих природных объектов.

Можно вести речь еще об одном важном параметре государственных границ — исторической зрелости. Анализируются время первого проявления данной границы или ее приблизительных исторических аналогов на территории, продолжительность прохождения государственной границы (возраст границы) и внутригосударственных административных границ. Исторический тип легитимности государственных границ является крайне важным: менее зрелые границы чаще оспариваются соседями.

Выделяются четыре основных типа легитимации границ — природный, этнокультурный, геометрический и исторический. Главным типом легитимации границ в прошлом был природный: границы старались проводить по рекам и горным хребтам, и они были очень хорошо выражены на местности, что подчеркивало их устойчивость. В современном мире чаще используется этнокультурный тип легитимации границ, а территориальные претензии обосновываются причинами этнического и исторического характера.

Источник

Государственные границы. Их характеристика

Государственные границы представляют собой политическую и экономическую границу, лимитированную государственным строем, национальной обособленностью, таможенным контролем, правилами внешней торговли и т. д.

В отличие от многих других социальных границ, которые отличаются значительной подвижностью, государственная граница является устойчивой и жестко фиксированной. Древняя Греция дала нам первый пример фиксации границ, когда была поставлена пограничная колонна между Пелопоннесом и Аттикой. Но даже в XIX в. в Европе государственные границы нередко отсутствовали. Изучение устойчивости государственных границ связано с анализом исторического развития государства. На Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и Латинской Америке существует много неурегулированных территориальных вопросов, которые зачастую выливаются в кровопролитные военные конфликты.

Основываясь на происхождении и длительности существования государственных границ, их можно разделить на две категории: антецедентные и субсеквентные. Границы предшествуют окончательному заселению и развитию тех регионов, которые они окружают. Примером такого типа границы является граница между Канадой и США, которая проводилась по 49-й параллели в период 1782-1846 гг. и которая разделяла очень редко заселенные территории.

Субсеквентные границы противоположны антецедентным в том смысле, что они проводятся после заселения территории. Здесь примером являются границы между европейскими странами.

Существуют два основных этапа установления государственной границы — делимитация и демаркация. Делимитация— это определение (по соглашению между правительствами соседних государств) общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Демаркация — это проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. Работа по демаркации представляет собой перенос на местность результатов делимитации государственной границы.

В международных отношениях в XIX в. различались естественные и искусственные границы. Естественные границы связаны с природными рубежами, которые создают благоприятные условия для развития государства и его обороны (горы, реки и т. д.). Искусственные границы связаны с созданием линий военно-инженерных укреплений, которые разделяют государственные территории. Ярким примером искусственных границ является Великая китайская стена.

Другая концепция границ в XIX в. — это теория этнических или языковых границ. Здесь предлагалось проведение границ относительно линии преобладания того или иного языка. При проведении современных государственных границ этнический признак сыграл очень важную роль. Так, на Версальской мирной конференции при решении спорных пограничных вопросов широко использовался принцип установления государственных границ в соответствии с этническими границами. Этим же принципом руководствовались в 1948 г., когда проводилась граница между Пакистаном и Индией.

Границы проводятся двумя способами:

1) пограничную линию проводят между двумя точками, при этом внимание на естественные и исторические рубежи не обращают. Примером этого являются границы между штатами США, между Канадой и США. Данная граница называется геометрической;

2) пограничную линию проводят по меридианам или параллелям. Примером здесь может служить граница между Северной и Южной Кореей, установленная по 38-градусной параллели. Данная граница называется астрономической.

Необходимо отметить, что помимо внешних государственных границ у каждой страны имеются так называемые внутренние границы. Они подразделяются на физические и социальные. К физическим границам относятся различного рода природные рубежи: орографические, ландшафтные и другие. Они определяют степень разнообразия (мозаичность) среды, в которой развивается общественная деятельность.

Что же касается социальных границ, то сюда относятся границы экономических регионов, а также административные.

Они устанавливаются государством для решения определенных социально-экономических задач. Это могут быть границы приоритетных зон, например для капитальных вложений, границы поясов цен, границы депрессивных районов и т. д.

Конфигурация— форма территории страны, которая определяется ее границами. Изучение параметров территории имеет определенное теоретико-методологическое значение, позволяет формировать пространственное представление о стране. Практическое значение конфигурации довольно важно. Особенности конфигурации влияют на: внешние и внутренние связи; параметры инфраструктуры; расположение политико-административных и промышленных центров; размещение производительных сил; туристские ресурсы, а в целом — на всю отрасль туризма.

Источник

Оцените статью