- Типы политических систем
- Административно-командная система
- Содержание
- Краткое содержание и значимость статей Г.Х. Попова
- Особенности
- Критика концепции
- Типология политических систем (Чиркин)
- Разновидности политических систем
- Что такое политическая система
- Функции
- Виды политических систем современности
- Характеристика, примеры
- Какие виды политических систем еще бывают
- На основе общественно-экономических решений
- На основе степени демократичности власти
- На основе роли и места государства
- На основе способов управления обществом
Типы политических систем
В политической науке существуют различные типы политических систем.
1.Типы определённые Робертом Далем это:
2. Габриэль Алмонд определил типы политических систем исходя из
анализа политической культуры, следующим образом:
3.В.Е. Чиркин положил в основу своей концепции анализ способа
управления обществом и определил типы политических систем так:
· Командная политическая система
· Соревновательная политическая система;
· Социопримирлива политическая система.
1. Командная политическая система характеризуется следующими признаками:
— объединение всех структур не путем отношений борьбы и сотрудничества, состоящие естественно, постепенно, а на основе бюрократической централизации «сверху» вокруг одного центра;
— Ликвидация автономии центров в принятии решений на местах;
— Противостояния политическому плюрализму;
— Командный стиль управления всеми сферами общественной жизни;
— Внешняя и внутренняя бесконтрольность политических институтов, отсутствие разделения властей; сдерживания способов саморегуляции общественного организма; ставка преимущественно на силовые, принудительные методы;
— Открытое насилие, принимает форму открытых тиранических режимов.
2. Соревновательная политическая система имеет следующие признаки:
— Политический плюрализм;
— Наличие механизма влияния на государственную власть различных центров принятия политических решений через «группы давления», институционально отделены и соревнуются между собой;
— Наличие многих центров принятия политических решений;
— Признание равенства и гарантий прав человека и объединений граждан;
— Принуждение не исключается, но не является прямым, основным методом в управлении;
— Связь политической системы и саморегуляции общества в сфере экономики, социальных отношений, духовной жизни и др..;
— Защита конституционного строя, его правовых основ;
2. Социопримирлива политическая система имеет следующие признаки:
— Выдвижение на первый план социальных проблем в борьбе за утверждение политических целей и задач;
— Рассмотрение командных методов противоборства как больших затрат экономических, духовных и человеческих ресурсов;
— Профессионализм политического управления;
— Утверждение политического плюрализма,
— Высокий уровень политической культуры;
— Стремление к утверждению социального мира, социальной справедливости, служение им;
— Постепенное и постоянное осуществление социальных программ;
— Высокий уровень защиты прав человека, политическая бесконфликтность; саморегульованисть и др..
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник
Административно-командная система
Административно-командная (или командно-административная) система — термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.
Термин появился в период перестройки для обозначения сущности советской системы управления и быстро стал популярным. Впервые он упоминается в статье Г. Х. Попова «С точки зрения экономиста» («Наука и жизнь» № 4 / 1987). В ней он исследовал состояние и развитие плановой экономики СССР на основе анализа романа Александра Бека «Новое назначение» [1] .
Содержание
Краткое содержание и значимость статей Г.Х. Попова
В статье используется развернутая отсылка к «Новому Назначению» как к произведению, хорошо иллюстрирующему сталинистские способы руководства экономикой. «Административная» система противопоставляется «рыночной». Если в первой решения принимаются путем приказов сверху в бюрократической пирамиде, то во второй — игроками «среднего уровня» (уровня директоров заводов), над которыми уже почти нет приказного управления. Делается утверждение, что административная система слишком централизована и потому не способна в разумные сроки ответить на ряд вызовов. Она способна ко многому, но имеет свои типичные слабые места (показаны на разборе «Нового Назначения» и главного героя данного текста сталинского наркома Онисимова — прототипом являтся Тевосян). Переход к рыночной системе понимается как благо, ибо улучшает управление экономикой и соответствие экономической инфраструктуры нации — реальным потребностям людей.
Значимость статьи, помимо всего прочего, в том, что впервые во время перестройки был явно провозглашен лозунг если и не восстановления частной собственности (т.е. 100% сворачивания коммунистической идеологии), то хотя бы ее «десатанизации» по принципу «а в этом что-то есть».
Статья предвосхитила деятельность «младореформаторов» и приватизацию 90х годов. какие основы этой системы?
Особенности
Для административно-командной системы характерно директивное планирование из Центра, все предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями. [источник не указан 497 дней] Основная роль отводится распределительным, командным методам, а вся полнота власти сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. [источник не указан 497 дней]
Либерально настроенные исследователи обычно подчёркивают, что административно-командная система опирается не на демократическую политическую систему, а на тоталитарные или авторитарные режимы, противоречит демократическим принципам управления, не приемлет свободный рынок, конкуренцию, предпринимательство. [источник не указан 497 дней] Но, строго говоря, ни один из вышеперечисленных пунктов не является обязательным. [источник не указан 497 дней] КАКИЕ ОСНОВЫ ЭТОЙ СИСТЕМЫ?
Критика концепции
Важнейшими причинами наших бед [интеллигенция] считала «засилье бюрократов», «уравниловку», «некомпетентность начальства», «наследие сталинизма» — причины, для массового сознания не так уж существенные. И вот, опираясь на эти стереотипы, Г. Х. Попов запустил в обиход, как нечто сущее, туманный термин «административно-командная система». Если вдуматься, смысла в этом никакого, но словечко было подхвачено прессой, духовными авторитетами, даже получило аббревиатуру — АКС. И стали его употреблять, как будто оно что-то объясняет в советском строе. Как будто это нечто уникальное, созданное в СССР и предопределяющее жизнь именно советского человека. На деле любая общественная система имеет свой административно-командный «срез», и иначе просто быть не может. И армия, и церковь, и хор имени Свешникова — все имеет свою административно-командную ипостась, наряду с другими. Антисоветские идеологи, глубокомысленно вещавшие: АКС, АКС… — намекали, что в «цивилизованных» странах, конечно, никакой АКС быть не может, там действуют только экономические рычаги. Но ведь это попросту глупо — любой банк, любая корпорация, не говоря уж о государственных ведомствах, действуют внутри себя как иерархически построенная «административно-командная система», причем с контролем несравненно более жестким, чем был в СССР. Но так людей очаровали этой АКС, что даже историки, прекрасно знавшие, что системы управления и в государстве, и в хозяйстве складываются исторически, а не логически, не исходя из какой-то доктрины, стеснялись прямо сказать, что пресловутая АКС — плод самого примитивного гипостазирования. [2]
Дальнейшее развитие идеи С.Г. Кара-Мурзы, приведенной выше, приводит к гипотезе, что под «отменой административной системы» понималось не более чем отмена ее самого высокого эшелона, цепочки «Политбюро-директор предприятия». Более низкие ее уровни, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, будут существовать в любой экономической системе.
Таким образом, идеи Г.Х. Попова, по мнению Кара-Мурзы, логически приводили к а) повышению роли руководителей предприятий в обществе б) ослабление — а то и отмену — единого правительственного управления ими в) повышение роли денег как инструмента расчетов между предприятиями.
Все это, по мнению некоторых, логически приводило (и привело) к появлению олигархов, богатых магнатов, владеющих целыми отраслями и комплексами промышленности, управляющих ими как заблагорассудится и перенаправляющих почти неограниченные средства из своих предприятий на личное потребление.
Критика этой ситуации в обществе (прямо вытекшей из статьи Г.Х. Попова, по мнению Кара-мурзы) составляет значимую часть критики перестройки.
Источник
Типология политических систем (Чиркин)
1. Командные политические системы. Присуща всем государствам не демократически устроенным, где государство воздействует на общество с помощью властного приказа, повеления, диктата без обратной связи (восточные деспотии, советское государство, все государства социалистического лагеря).
2. Соревновательные политические системы. Основана на признании свободы, индивидуальности, неповторимости личности и автономии каждого субъекта политической системы. Свободное преследование достижения своих целей на основе конкуренции (побеждает сильнейший, талантливейший, удачливый). (США).
3. Социопримирительная политическая система. Действует путём выработки соглашений для погашения конфликтов и обеспечение равных стартовых возможностей всем субъектам политической жизни (Швеция, Норвегия, Россия тоже тяготеет к этой системе).
Принципы политической системы.
(принцип — это фундаментальная основа, лежащая в основе)
Принципы политической системы зависят от типа политической системы общества.
1.Плюрализм и равноправие идеологий.
2.Многопартийность.
3.Самодеятельность.
4.Законность (однако! Нелегальные организации или политические институты политической системы также входят в её структуру, например, мафиозное объединение).
5.Государственный контроль.
6.Социальное и политическое партнёрство.
Источник
Разновидности политических систем
Политическая система — это залог существования государства, основа общественно-политических отношений в любой стране.
Что такое политическая система
Политическая система — это структура государственных и негосударственных организаций, которые при тесном взаимодействии осуществляют управление обществом и страной.
Понятие политической системы включает в себя несколько аспектов:
- институты власти и организации;
- законы и нормативные акты;
- коммуникация и взаимодействие;
- идеология и культура.
В институциональном аспекте политическая система рассматривается как тесное взаимодействие государства, политических партий, общественно-политических движений и других политических институтов. В нормативном аспекте политсистема — это конституция, законы, партийные программы и уставы. Коммуникативный аспект предполагает взаимодействие внутри политической системы, коммуникацию политсистемы с другими сферами общества и взаимодействие политических систем разных стран. Культурно-идеологический аспект рассматривает систему политических взглядов и норм политического поведения.
Функциональный аспект рассмотрим подробнее.
Функции
Политическая система выполняет следующие функции:
- формирование стратегии внутренней и внешней политики страны;
- государственное руководство и управление обществом;
- регулирование общественных отношений с помощью законов;
- обеспечение прав и свобод человека;
- усовершенствование системы законодательства;
- контроль деятельности государственных и негосударственных институтов.
Виды политических систем современности
В современном мире существует 4 типа политических систем:
- англо-американская;
- континентально-европейская;
- доиндустриальная;
- тоталитарная.
Эту классификацию предложил Габриэль Алмонд. Все государства на нашей планете используют какую-то одну из этих систем.
Характеристика, примеры
Англо-американская система строится на четком разделении политических функций между различными институтами власти. В таком типе политсистемы культивируются либеральные ценности (свобода личности, свобода слова, благосостояние и безопасность населения). Большинство граждан разделяют взгляды, ценности и методы управления государством. Такой вид политической системы характерен для США, Канады и Великобритании. Англо-американская система считается наиболее стабильной.
Континентально-европейская политсистема также четко структурирована и дифференцирована по институтам власти, но отличается большей раздробленностью общества, наличием нескольких субкультур, которые имеют разные представления о ценностях, идеалах и политической культуре. Такой тип системы характерен для европейских стран (Германия, Италия, Франция). На фоне разногласий в обществе для этих стран не редкими являются правительственные кризисы.
Доиндустриальная — характеризуется слабым и неэффективным разделением власти. Население разобщено, в политической жизни участвует мало. В таких системах большой авторитет у армии, в стране может применяться насилие (Мексика, Бразилия, большинство стран Азии и Африки).
Тоталитарная — отличается от других форм жесткой централизованной государственной системой. Вся власть сосредоточена в руках одной правящей партии, которая осуществляет полный контроль над обществом. У граждан единая, навязанная сверху, идеология и система ценностей. Примером тоталитарного политического режима выступает КНР и КНДР.
Какие виды политических систем еще бывают
В политической науке существуют и другие классификации политических систем.
На основе общественно-экономических решений
Основоположники и последователи марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) выделяли 4 вида систем, отличающихся друг от друга общественно-экономическими решениями. Это:
- рабовладельческая;
- феодальная;
- капиталистическая;
- социалистическая.
Рабовладельческая предполагает четкое разделение общества на господствующих хозяев и подчиняющихся рабов. В основе феодальной системы лежит деление общества на классы: феодалов и крестьян. Капиталистическая — предполагает деление общества на богатых и бедных, главную роль в социуме играет капитал. В социалистической системе отсутствует какое-либо деление между гражданами (классовое, возрастное, половое и т.п.), предполагается честное распределение ресурсов между членами общества.
На основе степени демократичности власти
По степени демократичности власти выделяют 3 вида политсистем:
- Тоталитарная. Строится на 3-х главных факторах: одна власть — одна партия — народ подчиняется власти.
- Авторитарная. Характеризуется жесткой, неограниченной властью одного лидера или группы лиц, народ подчиняется правящей верхушке.
- Демократическая. Предполагает несколько политических партий, власть народа, народные выборы органов государственной власти.
На основе роли и места государства
В зависимости от принадлежности власти народу или олигархии выделяют 2 вида политсистем:
В демократической — власть принадлежит народу, граждане участвуют в выборах, государство строится на либеральных принципах. В этакратической — власть принадлежит правящей элите, народ ей подчиняется.
На основе способов управления обществом
Существует классификация по способу управления обществом. В ней выделяют 3 типа:
- Административно-командная строится на власти одной партии, исключительно государственной собственности и отсутствии экономической свободы.
- Соревновательная характеризуется многопартийностью, политической борьбой и конкуренцией между партиями.
- Социопримирительная отличается сотрудничеством конкурирующих политических сил на благо государства. Такой вид системы наблюдается в цивилизованных странах.
Источник