КНИГИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Мировая экономика: Учебно-методическое пособие
РАЗДЕЛ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК
В экономической теории и мировой практике используется множество классификаций стран, составляющих МЭ. Тип классификации определяется, прежде всего, задачами, которые преследует классификатор, а также субъективными факторами, главным образом, профессиональными особенностями исследователя. Это связано с тем, что любая классификация носит искусственный характер, а потому неизбежно зависит от личности классификатора.
В системе ООН принято делить все страны на 3 группы: развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Данная классификация с одной стороны, является следствием доминирования в мировой науке подходов, выработанных учеными Запада (деление на Запад и не-Запад), а также практическими нуждами, т.к. развитые страны являются источником средств для выполнения различных программ ООН, а подавляющее большинство остальных стран – адресатами этих программ, прежде всего, программ помощи. Однако для целей исследования такая классификация неприемлема, т.к. «не-Запад» крайне разнороден.
Мы будем параллельно рассматривать два способа группирования стран: по типу экономической системы и по комплексу показателей экономического развития.
Первая классификация – по типу экономической системы – является более локальной, т.к. рассматривает разновидности экономик рыночного типа, а значит, не включает в себя большинство стран Африки, а также многие страны с переходной экономикой. В основе ее лежит сходство целого ряда черт национальных экономик стран, принадлежащих к одним и тем же социально-культурно-историческим образованиям, называемым цивилизациями. Мы будем рассматривать следующие экономические системы:
— социально-ориентированную скандинавского типа;
— социально-ориентированную западноевропейского типа;
— арабскую сырьевую традиционную;
Вторая классификация основывается как на различии уровней достигнутых экономикой успехов, так и на уровне экономического потенциала стран. При этом во внимание будут приниматься достижения экономики на макроуровне (в качестве количественного показателя выбрана величина ВВП), уровень материального благополучия граждан (для характеристики используется величина ВВП на душу населения), уровень социального развития (для характеристики используются следующие показатели: величина младенческой смертности, рейтинг страны по индексу человеческого развития и доля пользователей интернета), уровень промышленного развития (потребление электроэнергии на душу населения). Также будут учтены и некоторые дополнительные формальные и неформальные характеристики. В качестве иллюстративного маркера мы будем использовать показатель младенческой смертности — максимальный и минимальный – для каждой группы. Учитывая весь комплекс показателей, страны мира можно разбить на 12 групп.
1. Развитые страны (З и Ц Европа, США и Канада, Япония, Австралия, НЗ) – преимущественно страны европейской цивилизации.
3. НИС Азии первой волны(4 «малых дракона»).
4. Нефтеперерабатывающие исламские монархии.
5. Страны островной модели.
6. Страны с модернизированной экономикой:
a) европейские страны с переходной экономикой;
c) часть НИС Азии второй волны (Малайзия, Таиланд).
7. Супергиганты – Китая и Индия.
8. Индустриальные и индустриально-аграрные страны:
a) страны с переходной экономикой;
b) часть НИС Азии второй волны (Индонезия, Филиппины);
d) исламские республики;
e) стабильные страны Африки и Океании с развитой добывающей промышленностью.
9. Страны с административно-командной экономикой (КНДР и Куба).
10. Беднейшие страны.
12. Страны, не принадлежащие ни к одной из вышеназванных групп (как правило, с экономикой смешанного типа).
Глава 3. Модели рыночной экономики
3.1 Либеральная экономика
Основной, как бы базовой современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики.
Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может. Вмешательство в экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего финансовыми методами. Так, большинство квазиобщественных и даже часть общественных благ в этой системе производится частными фирмами по заказу или при поддержке государства.
Число естественных монополий крайне мало, государственная собственность (в сфере производства и распределения) составляет несколько процентов от общего объема производственных фондов, функционирует огромное число мелких фирм, процедуры открытия и ликвидации предприятия крайне просты.
Основным финансовым результатом, отслеживаемым фирмами, является, как правило, норма или объем прибыли.
Государственная социальная поддержка оказывается только лицам, опустившимся за черту бедности, большинство социальных услуг для экономически благополучного населения реализуется на индивидуальной частной платной основе через системы добровольного страхования.
Целями экономической политики внутри страны являются поддержание справедливой конкуренции и высокого уровня производства, во внешнеэкономических связях практикуется умеренный протекционизм, выражающийся в требовании свободы торговли в тех отраслях, в которых национальные фирмы занимают сильные позиции, и отстаивании права на защиту национальных интересов в тех отраслях, где конкуренты сильнее. Налоговая система чаще всего носит фискальный характер, то есть, ориентированна не столько на функцию регулирования экономических процессов, сколько на функцию сбора средств для нужд правительства. Кроме того, она ориентируется на поддержку малого и инновационного предпринимательства.
Финансирование науки и образования носит смешанный характер, прикладные исследования и элитные учебные заведения финансируются из частных фондов. Государство нередко проявляет себя не в качестве организатора, а в качестве заказчика научных разработок.
В целом государство и бизнес выступают как равноправные партнеры с четко очерченным кругом прав и обязанностей. Данная система на сегодняшний день наиболее полно реализована в США.
Источник
Экономики развитых стран как ориентиры и модели развития стран с «догоняющими» экономиками
Экономики развитых стран служат ориентирами и моделями для стран с «догоняющими» экономиками. Можно выделить три основные модели экономика
— социально ориентированная экономика;
Между этими тремя моделями существует целый спектр промежуточных экономик.
Анализ развития стран мира показывает, что темпы роста душевого ВВП в значительной степени определяются типом экономической системы и степенью экономической свободы.
Число лет, за которые ВВП страны удвоится, равно:
Число лет2 — 70/темп прироста ВВП,
где темп прироста ВВП в %.
При ежегодном темпе прироста 5%, который планируется правительственной программой, ВВП удвоится через 14 лет. При темпе прироста 10% — за 7 лет.
Таким образом, легко просчитать, что если страна с «догоняющей» экономикой ставит перед собой задачу приблизиться по ВВП на душу населения кразвитым странам мира, то темпы прироста должны быть очень высокими — в пределах 8—15% в год. Чего и достигали состоявшиеся «азиатские тигры»: Япония, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Южная Корея.
Либеральная экономика
Двумя крайними теоретическими моделями экономических систем в современной экономической теории служат модель чистого (или классического) капитализма и модель командной экономики, в которой все производства и экономические ресурсы принадлежат государству.
Либеральная экономика наиболее близка к чистому капитализму, который характеризуется значительной долей частной собственности на ресурсы производства, свободной конкуренцией на рынках товаров и услуг, саморегулированием рынков цен и объемов производства товаров и услуг. Принцип классиков либерализма в экономике: laissez faire — пусть все идет, как идет.
Классический капитализм является идеализированной экономической моделью, которая в чистом виде на практике не существует в современном мире. Любое государство вынуждено в той или иной степени регулировать экономику. К тому же, в рамках модели идеального конкурентного рынка отсутствуют механизмы обеспечения социальной защиты населения, обеспечения экологической чистоты производства, финансирования фундаментальной науки, медицины, культуры и искусства и некоторых других сфер жизни общества. Поэтому любое государство (в разной мере) занимается решением этих проблем. В то же время модель чистого капитализма помогает выявить фундаментальные условия создания эффективного производства и оптимального распределения и использования экономических ресурсов.
Под эффективным производством здесь и далее понимается оптимальное использование ограниченных ресурсов для выпуска конкурентоспособной продукции для свободных конкурентных рынков.
Суть развитой либеральной экономической системы проста: сильное и богатое государство — это государство обеспеченных и богатых граждан. Либеральная экономика — это экономика, в которой относительно ВВП сравнительно невелика доля государственных расходов и сравнительно низки налоги. Государство оставляет своему гражданину основную часть его доходов, осознавая, что тот лучше сумеет использовать эти доходы для приумножения собственного богатства и, соответственно, экономической мощи государства. Либерализм — это идеология и ценности, идущие изначально снизу, созданные «по заказу» среднего класса, то есть основной массы деятельной и созидательной части населения. Либеральная экономика базируется на вере в способности и возможности человека, раскрывает его творческий, предпринимательский и прочий потенциалы и оценивает труд человека по его реальной стоимости. Либеральная экономика — это не что иное, как естественный конкурентный отбор на все ключевые позиции в обществе и экономике, естественный отбор в условиях конкуренции на всех уровнях и во всех сферах жизни.
Государство и его органы в либеральной экономике не должны быть равноправными участниками конкурентных рынков в роли «предпринимателей», ставящих своей целью получение прибыли. Их задача иная — выполнение тех функций, которые, в принципе, не способна выполнять рыночная среда. Это — обеспечение законности и правопорядка; разработка и осуществление геополитической и экономической стратегий; совершенствование системы управления; совершенствование государственных институтов, законодательства; создание твердых и равных для всех экономических агентов правил экономической деятельности; осуществление грамотной денежно-кредитной политики, направленной на рост ВВП и благосостояние населения; социальная сфера; вложение инвестиций в человеческий капитал; реструктуризация реального сектора экономики и банковской системы; фундаментальные науки, экология, новейшие технологии; лоббирование национальных и региональных экономических интересов.
Имея властные рычаги и прочие преимущества, государственные структуры при их функционировании в качестве «предпринимателей» на конкурентных рынках неминуемо принимают субъективные решения в свою пользу, а чаще — в пользу конкретных чиновников и их протеже. Отсюда — коррупция и неравные условия для предпринимательской деятельности на рынках.
Мировой опыт показывает, что при ускоренном развитии экономики страны с неразвитым гражданским обществом демократия с некоторым временным лагом неизменно следует вслед за созданием либеральной экономики (но не наоборот) и ростом благосостояния граждан. Либеральная система экономики может быть внедрена «насильственно» при наличии достаточного уровня человеческого капитала, но до ценностей демократии и политических свобод в полном объеме общество должно дорасти под влиянием экономической свободы, под влиянием собственного материального благополучия и торжества закона.
В Японии, Южной Корее и в послевоенных Германии и Италии становлению либеральных экономик, а затем и демократий способствовали американские войска. На Тайване одна из самых развитых либеральных экономик в мире была создана в условиях политической диктатуры одной партии — Гоминьдана. Чили на путь стабильного экономического роста вывел генерал-диктатор А. Пиночет. И вслед за становлением экономик перечисленных стран неизменно торжествовали принципы демократии. И это естественно — голодный человек не может насытиться политической свободой. И бедная страна не может быть демократической по определению.
Хотя экономика стран с либеральной экономикой наиболее близка к модели чистого капитализма, но в то же время отличается от нее достаточно существенным влиянием государства на экономические процессы, прежде всего с помощью экономических инструментов. Примерами стран с либеральной экономикой являются США, Великобритания, Канада, Ирландия, Тайвань, Сингапур, Гонконг и др.
Для стран с либеральной экономикой характерны минимальное участие государства в производстве товаров (в качестве предпринимателя и инвестора), низкие государственные расходы и низкие в долях ВВП налоги. Признаками либеральности экономики являются именно низкие государственные расходы и налоги, экономическая свобода, а также торжество закона.
Страны с либеральными экономиками, такие как Сингапур, Тайвань, Гонконг, Ирландия, США, занимают первые места по темпам роста ВВП и по индексу экономической свободы.
В современной мировой экономике огромную роль играют процессы ее глобализации. Открытость экономик развитых стран мира, международное сотрудничество и разделение труда, возникновение транснациональных корпораций, эффективность которых повышается с ростом масштабов производств и объемов вложения капиталов, привели к возникновению технологий и корпораций, не подконтрольных отдельным странам. Технологии high-tech порождают новые отношения в мировом хозяйстве и мировой политике. Решающую роль в новой (или новейшей) мировой экономике играют США. Новая экономика требует и нового научного осмысления. Но вполне очевидно, что новую экономику создают первыми страны с либеральными экономиками. Краткая формула либеральной экономики:
Либеральная экономика = Низкие госрасходы + низкие налоги + экономическая свобода + торжество закона.
Социально ориентированная экономика
К странам с социально ориентированной экономикой относят страны со значительным перераспределением доходов населения, значительным государственным сектором в экономике, значительными суммарными государственными расходами и большими налогами.
Классическим примером страны с социально ориентированной экономикой является Швеция, а также Дания, Нидерланды, Норвегия, Австрия и некоторые другие развитые европейские страны. В Швеции около 90% хозяйственной деятельности в конце XX в. было сосредоточено в частном секторе. То есть экономика Швеции — рыночная, хотя в литературе ее часто называют смешанной по той причине, что государство производит очень значительное перераспределение доходов от богатых граждан в пользу более бедных. Тем самым государство заметно вмешивается в экономику, однако, как правило, не в производство товаров, а в распределение доходов. Осуществляется сильное государственное регулирование экономики, в том числе через высокие налоги на экономических агентов с высокими доходами, достигающие 80% в 1990-х гг. Это обстоятельство и отражено в названии «социально ориентированная экономика». В такой экономической системе любой человек защищен государством от нищеты и бедности. В то же время большая* часть того, что заработал предприниматель или иной предприимчивый человек, у него с помощью налогов-изымается, что снижает стимулы к экономической деятельности в данной стране.
Швеция — страна с долгим правлением социал-демократов. В 1960-70-х гг. она входила в тройку самых богатых стран мира по уровню дохода на душу населения, 5 однако социал-демократическое правительство ввело один из самых больших в мире налогов на богатых и относительно богатых людей (в первую очередь — предпринимателей) с целью перераспределения их доходов в пользуй людей, имеющих меньший доход. Получился почти уравнительный социализм, хотя и на основе развитого капиталистического общества. Правительство Швеции длительное время тратило более 50% ВВП на государственные нужды и, прежде всего, на социальные цели, однако огромные налоги на доходы предпринимателей (до 80%) понизили стимулы к предпринимательской активности, к вложению капитала в экономику страны. Богатые люди стремились разместить свои деньги за пределами Швеции в странах с меньшими налогами. В результате инвестиции в экономику страны снизились, темпы роста ВВП упали.
В итоге, Швеция временно утратила ведущие позиции среди развитых стран мира. Однако мобилизация внутренних сил и возможностей, диверсификация и либералкзация промышленности, снижение налогов, приоритетное развитие информационного и инновационного секторов экономики позволили ей вернуть передовые-позиции в высоких технологиях, науке и качестве жизни населения. В целом, экономики многих европейских стран ближе к модели социально ориентированной экономики, то же время экономики англосаксонских стран ближе модели либеральной экономики.
Эффективность той или иной модели развития полностью определяется уровнем и качеством национальной человеческого капитала, включая эффективность деятельности элиты страны. Именно грамотная и последовательная экономическая и государственная политика скандинавской элиты позволила этим небольшим северным странам не заболеть голландской болезнью и найти эффективные механизмы перетока доходов из добывающих отраслей в отрасли с высокими технологиями и высокой добавочной стоимостью, а также в развитие человеческого капитала.
Краткая формула социально ориентированной экономики:
Социально ориентированная экономика = Высокие налоги +
значительное перераспределение доходов (госрасходы) +
экономическая свобода + высокая социальная
защищенность + торжество закона.
Для развивающихся стран рассмотренные модели могут служить ориентирами, моделями для будущего. Для обеспечения стабильного и ускоренного роста ВВП развивающиеся страны с разумной экономической политикой вынуждены снижать все непроизводительные затраты.
Источник