Страны с либеральной экономической системой

КНИГИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Мировая экономика: Учебно-методическое пособие

РАЗДЕЛ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК

В экономической теории и мировой практике используется множество классификаций стран, составляющих МЭ. Тип классификации определяется, прежде всего, задачами, которые преследует классификатор, а также субъективными факторами, главным образом, профессиональными особенностями исследователя. Это связано с тем, что любая классификация носит искусственный характер, а потому неизбежно зависит от личности классификатора.

В системе ООН принято делить все страны на 3 группы: развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Данная классификация с одной стороны, является следствием доминирования в мировой науке подходов, выработанных учеными Запада (деление на Запад и не-Запад), а также практическими нуждами, т.к. развитые страны являются источником средств для выполнения различных программ ООН, а подавляющее большинство остальных стран – адресатами этих программ, прежде всего, программ помощи. Однако для целей исследования такая классификация неприемлема, т.к. «не-Запад» крайне разнороден.

Мы будем параллельно рассматривать два способа группирования стран: по типу экономической системы и по комплексу показателей экономического развития.

Первая классификация – по типу экономической системы – является более локальной, т.к. рассматривает разновидности экономик рыночного типа, а значит, не включает в себя большинство стран Африки, а также многие страны с переходной экономикой. В основе ее лежит сходство целого ряда черт национальных экономик стран, принадлежащих к одним и тем же социально-культурно-историческим образованиям, называемым цивилизациями. Мы будем рассматривать следующие экономические системы:

— социально-ориентированную скандинавского типа;

Читайте также:  Страны лидеры по перевозке грузов автомобильным транспортом

— социально-ориентированную западноевропейского типа;

— арабскую сырьевую традиционную;

Вторая классификация основывается как на различии уровней достигнутых экономикой успехов, так и на уровне экономического потенциала стран. При этом во внимание будут приниматься достижения экономики на макроуровне (в качестве количественного показателя выбрана величина ВВП), уровень материального благополучия граждан (для характеристики используется величина ВВП на душу населения), уровень социального развития (для характеристики используются следующие показатели: величина младенческой смертности, рейтинг страны по индексу человеческого развития и доля пользователей интернета), уровень промышленного развития (потребление электроэнергии на душу населения). Также будут учтены и некоторые дополнительные формальные и неформальные характеристики. В качестве иллюстративного маркера мы будем использовать показатель младенческой смертности — максимальный и минимальный – для каждой группы. Учитывая весь комплекс показателей, страны мира можно разбить на 12 групп.

1. Развитые страны (З и Ц Европа, США и Канада, Япония, Австралия, НЗ) – преимущественно страны европейской цивилизации.

3. НИС Азии первой волны(4 «малых дракона»).

4. Нефтеперерабатывающие исламские монархии.

5. Страны островной модели.

6. Страны с модернизированной экономикой:

a) европейские страны с переходной экономикой;

c) часть НИС Азии второй волны (Малайзия, Таиланд).

7. Супергиганты – Китая и Индия.

8. Индустриальные и индустриально-аграрные страны:

a) страны с переходной экономикой;

b) часть НИС Азии второй волны (Индонезия, Филиппины);

d) исламские республики;

e) стабильные страны Африки и Океании с развитой добывающей промышленностью.

9. Страны с административно-командной экономикой (КНДР и Куба).

10. Беднейшие страны.

12. Страны, не принадлежащие ни к одной из вышеназванных групп (как правило, с экономикой смешанного типа).

Глава 3. Модели рыночной экономики

3.1 Либеральная экономика

Основной, как бы базовой современной экономической системой является либеральная экономика. Стержневым принципом данной системы служит идея минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь, принцип экономической свободы индивидуума и независимости фирмы. Предполагается, что основная масса экономических проблем может быть решена самими субъектами хозяйственной деятельности при широком использовании возможностей свободной рыночной экономики.

Государство берет на себя минимум проблем, в основном те, которые рынок в принципе решить не может. Вмешательство в экономику осуществляется косвенными, в настоящее время чаще всего финансовыми методами. Так, большинство квазиобщественных и даже часть общественных благ в этой системе производится частными фирмами по заказу или при поддержке государства.

Число естественных монополий крайне мало, государственная собственность (в сфере производства и распределения) составляет несколько процентов от общего объема производственных фондов, функционирует огромное число мелких фирм, процедуры открытия и ликвидации предприятия крайне просты.

Основным финансовым результатом, отслеживаемым фирмами, является, как правило, норма или объем прибыли.

Государственная социальная поддержка оказывается только лицам, опустившимся за черту бедности, большинство социальных услуг для экономически благополучного населения реализуется на индивидуальной частной платной основе через системы добровольного страхования.

Целями экономической политики внутри страны являются поддержание справедливой конкуренции и высокого уровня производства, во внешнеэкономических связях практикуется умеренный протекционизм, выражающийся в требовании свободы торговли в тех отраслях, в которых национальные фирмы занимают сильные позиции, и отстаивании права на защиту национальных интересов в тех отраслях, где конкуренты сильнее. Налоговая система чаще всего носит фискальный характер, то есть, ориентированна не столько на функцию регулирования экономических процессов, сколько на функцию сбора средств для нужд правительства. Кроме того, она ориентируется на поддержку малого и инновационного предпринимательства.

Финансирование науки и образования носит смешанный характер, прикладные исследования и элитные учебные заведения финансируются из частных фондов. Государство нередко проявляет себя не в качестве организатора, а в качестве заказчика научных разработок.

В целом государство и бизнес выступают как равноправные партнеры с четко очерченным кругом прав и обязанностей. Данная система на сегодняшний день наиболее полно реализована в США.

Источник

Экономики развитых стран как ориентиры и модели развития стран с «догоняющими» экономиками

Экономики развитых стран служат ориентирами и мо­делями для стран с «догоняющими» экономиками. Мож­но выделить три основные модели экономика

— социально ориентированная экономика;

Между этими тремя моделями существует целый спектр промежуточных экономик.

Анализ развития стран мира показывает, что темпы роста душевого ВВП в значительной степени определя­ются типом экономической системы и степенью эконо­мической свободы.

Число лет, за которые ВВП страны удвоится, равно:

Число лет2 — 70/темп прироста ВВП,

где темп прироста ВВП в %.

При ежегодном темпе прироста 5%, который пла­нируется правительственной программой, ВВП удвоит­ся через 14 лет. При темпе прироста 10% — за 7 лет.

Таким образом, легко просчитать, что если страна с «догоняющей» экономикой ставит перед собой задачу приблизиться по ВВП на душу населения кразвитым странам мира, то темпы прироста должны быть очень высокими — в пределах 8—15% в год. Чего и достигали состоявшиеся «азиатские тигры»: Япония, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Южная Корея.

Либеральная экономика

Двумя крайними теоретическими моделями эконо­мических систем в современной экономической теории служат модель чистого (или классического) капитализ­ма и модель командной экономики, в которой все произ­водства и экономические ресурсы принадлежат государ­ству.

Либеральная экономика наиболее близка к чистому капитализму, который характеризуется значительной долей частной собственности на ресурсы производства, свободной конкуренцией на рынках товаров и услуг, са­морегулированием рынков цен и объемов производства товаров и услуг. Принцип классиков либерализма в эко­номике: laissez faire — пусть все идет, как идет.

Классический капитализм является идеализирован­ной экономической моделью, которая в чистом виде на практике не существует в современном мире. Любое го­сударство вынуждено в той или иной степени регули­ровать экономику. К тому же, в рамках модели идеаль­ного конкурентного рынка отсутствуют механизмы обе­спечения социальной защиты населения, обеспечения экологической чистоты производства, финансирования фундаментальной науки, медицины, культуры и ис­кусства и некоторых других сфер жизни общества. По­этому любое государство (в разной мере) занимается ре­шением этих проблем. В то же время модель чистого капитализма помогает выявить фундаментальные усло­вия создания эффективного производства и оптимально­го распределения и использования экономических ре­сурсов.

Под эффективным производством здесь и далее пони­мается оптимальное использование ограниченных ресур­сов для выпуска конкурентоспособной продукции для свободных конкурентных рынков.

Суть развитой либеральной экономической системы проста: сильное и богатое государство — это государство обеспеченных и богатых граждан. Либеральная эконо­мика — это экономика, в которой относительно ВВП сравнительно невелика доля государственных расходов и сравнительно низки налоги. Государство оставляет сво­ему гражданину основную часть его доходов, осознавая, что тот лучше сумеет использовать эти доходы для при­умножения собственного богатства и, соответственно, экономической мощи государства. Либерализм — это идеология и ценности, идущие изначально снизу, создан­ные «по заказу» среднего класса, то есть основной мас­сы деятельной и созидательной части населения. Либе­ральная экономика базируется на вере в способности и возможности человека, раскрывает его творческий, пред­принимательский и прочий потенциалы и оценивает труд человека по его реальной стоимости. Либеральная эко­номика — это не что иное, как естественный конкурентный отбор на все ключевые позиции в обществе и эконо­мике, естественный отбор в условиях конкуренции на всех уровнях и во всех сферах жизни.

Государство и его органы в либеральной экономике не должны быть равноправными участниками конкурент­ных рынков в роли «предпринимателей», ставящих сво­ей целью получение прибыли. Их задача иная — выпол­нение тех функций, которые, в принципе, не способна выполнять рыночная среда. Это — обеспечение законно­сти и правопорядка; разработка и осуществление геопо­литической и экономической стратегий; совершенство­вание системы управления; совершенствование государ­ственных институтов, законодательства; создание твер­дых и равных для всех экономических агентов правил экономической деятельности; осуществление грамотной денежно-кредитной политики, направленной на рост ВВП и благосостояние населения; социальная сфера; вложе­ние инвестиций в человеческий капитал; реструктури­зация реального сектора экономики и банковской систе­мы; фундаментальные науки, экология, новейшие тех­нологии; лоббирование национальных и региональных экономических интересов.

Имея властные рычаги и прочие преимущества, го­сударственные структуры при их функционировании в качестве «предпринимателей» на конкурентных рынках неминуемо принимают субъективные решения в свою пользу, а чаще — в пользу конкретных чиновников и их протеже. Отсюда — коррупция и неравные условия для предпринимательской деятельности на рынках.

Мировой опыт показывает, что при ускоренном раз­витии экономики страны с неразвитым гражданским обществом демократия с некоторым временным лагом неизменно следует вслед за созданием либеральной эко­номики (но не наоборот) и ростом благосостояния граж­дан. Либеральная система экономики может быть вне­дрена «насильственно» при наличии достаточного уров­ня человеческого капитала, но до ценностей демократии и политических свобод в полном объеме общество должно дорасти под влиянием экономической свободы, под влиянием собственного материального благополучия и торжества закона.

В Японии, Южной Корее и в послевоенных Германии и Италии становлению либеральных экономик, а затем и демократий способствовали американские войска. На Тайване одна из самых развитых либеральных эконо­мик в мире была создана в условиях политической дик­татуры одной партии — Гоминьдана. Чили на путь ста­бильного экономического роста вывел генерал-диктатор А. Пиночет. И вслед за становлением экономик пере­численных стран неизменно торжествовали принципы демократии. И это естественно — голодный человек не может насытиться политической свободой. И бедная стра­на не может быть демократической по определению.

Хотя экономика стран с либеральной экономикой наи­более близка к модели чистого капитализма, но в то же время отличается от нее достаточно существенным вли­янием государства на экономические процессы, прежде всего с помощью экономических инструментов. Приме­рами стран с либеральной экономикой являются США, Великобритания, Канада, Ирландия, Тайвань, Сингапур, Гонконг и др.

Для стран с либеральной экономикой характерны ми­нимальное участие государства в производстве товаров (в качестве предпринимателя и инвестора), низкие госу­дарственные расходы и низкие в долях ВВП налоги. Признаками либеральности экономики являются имен­но низкие государственные расходы и налоги, экономи­ческая свобода, а также торжество закона.

Страны с либеральными экономиками, такие как Син­гапур, Тайвань, Гонконг, Ирландия, США, занимают первые места по темпам роста ВВП и по индексу эконо­мической свободы.

В современной мировой экономике огромную роль иг­рают процессы ее глобализации. Открытость экономик развитых стран мира, международное сотрудничество и разделение труда, возникновение транснациональных корпораций, эффективность которых повышается с рос­том масштабов производств и объемов вложения капи­талов, привели к возникновению технологий и корпора­ций, не подконтрольных отдельным странам. Техноло­гии high-tech порождают новые отношения в мировом хозяйстве и мировой политике. Решающую роль в новой (или новейшей) мировой экономике играют США. Но­вая экономика требует и нового научного осмысления. Но вполне очевидно, что новую экономику создают пер­выми страны с либеральными экономиками. Краткая формула либеральной экономики:

Либеральная экономика = Низкие госрасходы + низкие налоги + экономическая свобода + торжество закона.

Социально ориентированная экономика

К странам с социально ориентированной экономикой относят страны со значительным перераспределением до­ходов населения, значительным государственным секто­ром в экономике, значительными суммарными государ­ственными расходами и большими налогами.

Классическим примером страны с социально ориен­тированной экономикой является Швеция, а также Да­ния, Нидерланды, Норвегия, Австрия и некоторые дру­гие развитые европейские страны. В Швеции около 90% хозяйственной деятельности в конце XX в. было сосре­доточено в частном секторе. То есть экономика Швеции — рыночная, хотя в литературе ее часто называют смешан­ной по той причине, что государство производит очень значительное перераспределение доходов от богатых граждан в пользу более бедных. Тем самым государство заметно вмешивается в экономику, однако, как правило, не в производство товаров, а в распределение доходов. Осуществляется сильное государственное регулирование экономики, в том числе через высокие налоги на эко­номических агентов с высокими доходами, достигающие 80% в 1990-х гг. Это обстоятельство и отражено в назва­нии «социально ориентированная экономика». В такой экономической системе любой человек защищен государством от нищеты и бедности. В то же время большая* часть того, что заработал предприниматель или иной предприимчивый человек, у него с помощью налогов-изымается, что снижает стимулы к экономической дея­тельности в данной стране.

Швеция — страна с долгим правлением социал-демок­ратов. В 1960-70-х гг. она входила в тройку самых бо­гатых стран мира по уровню дохода на душу населения, 5 однако социал-демократическое правительство ввело один из самых больших в мире налогов на богатых и относи­тельно богатых людей (в первую очередь — предприни­мателей) с целью перераспределения их доходов в пользуй людей, имеющих меньший доход. Получился почти урав­нительный социализм, хотя и на основе развитого капиталистического общества. Правительство Швеции дли­тельное время тратило более 50% ВВП на государствен­ные нужды и, прежде всего, на социальные цели, одна­ко огромные налоги на доходы предпринимателей (до 80%) понизили стимулы к предпринимательской актив­ности, к вложению капитала в экономику страны. Бога­тые люди стремились разместить свои деньги за преде­лами Швеции в странах с меньшими налогами. В результате инвестиции в экономику страны снизились, темпы роста ВВП упали.

В итоге, Швеция временно утратила ведущие позиции среди развитых стран мира. Однако мобилизация внутренних сил и возможностей, диверсификация и либералкзация промышленности, снижение налогов, приоритетное развитие информационного и инновационно­го секторов экономики позволили ей вернуть передовые-позиции в высоких технологиях, науке и качестве жизни населения. В целом, экономики многих европейских стран ближе к модели социально ориентированной экономики, то же время экономики англосаксонских стран ближе модели либеральной экономики.

Эффективность той или иной модели развития полностью определяется уровнем и качеством национальной человеческого капитала, включая эффективность деятель­ности элиты страны. Именно грамотная и последователь­ная экономическая и государственная политика сканди­навской элиты позволила этим небольшим северным стра­нам не заболеть голландской болезнью и найти эффек­тивные механизмы перетока доходов из добывающих отраслей в отрасли с высокими технологиями и высокой добавочной стоимостью, а также в развитие человече­ского капитала.

Краткая формула социально ориентированной эконо­мики:

Социально ориентированная экономика = Высокие налоги +

значительное перераспределение доходов (госрасходы) +

экономическая свобода + высокая социальная

защищенность + торжество закона.

Для развивающихся стран рассмотренные модели могут служить ориентирами, моделями для будущего. Для обеспечения стабильного и ускоренного роста ВВП развивающиеся страны с разумной экономической по­литикой вынуждены снижать все непроизводительные затраты.

Источник

Оцените статью