Страны с наилучшей налоговой системой

Лучшая налоговая система: несбыточная мечта или реальность

У каждого плательщика свои представления об оптимальной схеме налогообложения, преимуществах и особенностях. Эксперты в этом вопросе более единодушны: идеальной налоговой системы просто нет. Чтобы соответствовать такому определению, система должна полностью удовлетворять запросы многочисленных участников и не меняться со временем.

Аналитика показывает: любая система налогообложения в стране работает с ощутимым дисбалансом: государственный регулятор заинтересован в увеличении объема сборов, а представителям бизнеса и частным плательщикам хочется платить меньше. Выходит, лучшая налоговая система с точки зрения правительства никак не может быть таковой на взгляд участников рыночного процесса. И наоборот.

Также нужно учитывать, что в государственной системе налогообложения в той или иной степени присутствует дисбаланс в отношении разных уровней дохода, типов налогообложения. Льготы для приоритетных видов бизнеса, региональные и социальные послабления — все это надо брать в расчет. Отличные правила и размеры налоговых ставок в зависимости от уровня доходов приводят еще к одному перекосу: действующая система может быть выгодна плательщикам с доходом выше среднего и невыгодна малоимущим, или наоборот. Для оценки налоговой системы страны в целом, а также определения степени ее конкурентоспособности нужно понимать, соответствуют ли ее параметры стандартам и ожиданиям, имеющимся в обществе.

В числе требований, которым должна соответствовать хорошо отлаженная налоговая система, эксперты, проводящие глобальные исследования, отмечают:

  1. Эффективность.
  2. Предсказуемость.
  3. Стабильность.
  4. Понятность.
  5. Конкурентоспособность.
Читайте также:  Все крупные страны австралии

Система должна работать так, чтобы генерировать финансовый поток, достаточный для обеспечения государственных нужд (пополнение бюджета, покрытие обязательств). При этом уровень налогов ни в коем случае не должен наносить ущерб бизнесу и конкурентоспособности государства на мировом рынке.

С учетом этих требований можно сформулировать список характеристик сбалансированной налоговой системы:

  • Минимальный размер налогов для частных лиц и компаний.
  • Стабильное пополнение бюджета страны.
  • Соблюдение принципа справедливости для участников налогового процесса.
  • Конкурентоспособность в сравнении с другими странами.
  • Понятный, справедливый НК.

Как определить оптимальную для участников процесса налоговую систему с учетом перечисленных факторов? Эта задача практически не решаема. Поэтому настоящий обзор сфокусируется на оценке систем налогообложения с точки зрения удобства и выгодности для налогоплательщика.

Анализ мировых налоговых систем: какими их видят граждане?

Каждая система предполагает наличие видов налогообложения с различной общей суммой, которые условно можно поделить на личные и корпоративные. Сочетание этих двух групп — и есть государственная налоговая система. Кроме того, системы налогообложения в зависимости от структуры делят на три вида:

  1. Пропорциональная. Предполагает равные объемы налогообложения для всех, вне зависимости от уровня доходов.
  2. Прогрессивная. Предполагает рост налоговых ставок с ростом дохода.
  3. Регрессивная. Работает по обратному принципу: с ростом дохода налоговые ставки падают.

Жителям развитых стран привычны строгие многоуровневые принципы налогообложения. Суммарные ставки могут быть больше 50 %. Высокие государственные расходы диктуют условия: страны вынуждены ужесточать системы налогообложения, делая их некомфортными для плательщиков. Такой вариант нельзя назвать оптимальным с точки зрения граждан. Учитывая, что у каждого участника экономического процесса могут быть собственные стандарты и ожидания, такого понятия, как «идеальная налоговая система», равно отвечающая требованиям граждан и государства, быть просто не может. Но есть международные стандарты, которые позволяют условно поделить налоговые системы на привлекательные и непривлекательные.

В числе стран, чьи налоговые системы можно назвать оптимальными для компаний и частных лиц, можно отметить княжество Монако. Здесь вообще не существует налога на доходы физических лиц, что крайне выгодно для состоятельных людей. При этом в стране высокие цены и уровень жизни. Но для таких мягких условий нужен подтвержденный статус резидента. Для этого большую часть года нужно находиться в Монако (условие часто становится неприемлемым для тех, кто много путешествует). Кроме того, стоит понимать, что местная мягкая налоговая система применима только к личным доходам. Если у резидента Монако есть международный бизнес, его налогообложение происходит по другим правилам.

Для бизнеса оптимально подходят безналоговые корпоративные системы, которые действуют во многих офшорных юрисдикциях: в Панаме, Белизе, на Сейшельских островах и т. д. Любое предприятие, зарегистрированное в этих странах, не облагается налогами на корпоративный доход, от бизнесменов не требуют подачи деклараций, ограничиваясь поверхностным ежегодным аудитом. Но стоит учитывать, что такой режим применим только в отношении бизнеса, который ведется за пределами офшорной юрисдикции. Кроме того, для зарегистрированных в них компаний существует ряд ограничений. Офшорные системы привлекательны и часто выгодны, но назвать их лучшими в мире — нельзя.

Есть и конкретные показатели, которые используют для оценки эффективности налоговых систем. Один из них — ITCI (Индекс глобальной конкурентоспособности). Он составляется на основе более 40 параметров: простоты налоговой системы и ее структуры, размеров налоговых ставок, возможности облагать налогом прибыль, полученную за границей и т. д. Индекс считается отличным критерием при выборе налоговой гавани представителями международного бизнеса.

Крупные компании давно взяли за правило регулярно отслеживать изменения в действующих налоговых системах юрисдикций. Если какие-то обновленные параметры окажутся намного привлекательнее прежних, предприятие может быть быстро перерегистрировано. С развитием технологий и возможностей для коммуникации осуществить такого рода переход между юрисдикциями становится все проще.

Еще один источник информации об эффективности налоговых систем — ежегодный аналитический отчет PricewaterhouseCoopers (PWC). Он публикуется в открытом доступе, поэтому представителю бизнеса или просто налогоплательщику не составит труда найти последнюю версию этого документа в Сети.

В рейтинге лучших мировых налоговых систем лидирующие позиции занимают ОАЭ и Катар. За ними в списке:

Почему эти страны? Обратимся к цифрам: в среднем в мире для подачи налоговой декларации и необходимых отчетов нужно 240 часов. При этом придется совершить больше 20 обязательных платежей. В некоторых странах потребуется 500 часов и больше 50 платежей. В ОАЭ на сдачу налоговой декларации нужно не больше 12 часов в год. Количество обязательных платежей при этом — 4. Налоговая система ОАЭ — четкая, простая, понятная. Здесь не облагаемый налогами доход может быть у юридических лиц, ведущих свои дела в стране и за ее пределами, а также — у частных налогоплательщиков, имеющих статус резидентов. В целом характеристики налоговой системы Объединенных Арабских Эмиратов — уникальны. Поэтому она входит в число самых привлекательных в мире.

Подбираем налоговую систему под конкретные запросы

Универсального решения этой задачи нет и быть не может. Возможность просто «платить меньше налогов» в определенной стране — не всегда решающий фактор при выборе. При выборе такого рода нужно учитывать ряд факторов:

Текущий статус плательщика: структуру доходов, связи в нынешней стране, готовность к переезду или переводу бизнеса.

  • Наличие финансовых элементов, которые можно реструктурировать.
  • Список преимуществ, в которых заинтересован плательщик.
  • Усилия и затраты, необходимые для организации изменений.
  • Юридические, финансовые и другие последствия личной или корпоративной реструктуризации.

Дубай: 5 причин выбрать эмират в качестве налоговой гавани

  1. У всех, кто хочет пользоваться преимуществами регрессивной налоговой системы, принятой в ОАЭ, есть возможность достичь желаемого через создание бизнеса или покупку недвижимости в эмирате.
  2. Нулевые ставки корпоративного налога. Дивиденды и репатриация прибыли также не облагаются.
  3. Личные доходы — свободны от налогообложения. Исключение — налог на доходы от аренды имущества в эмиратах (ставка — 5 %).
  4. Наследование или дарение активов в ОАЭ и за их пределами не облагается налогом.
  5. В эмиратах нет налога на глобальный доход от бизнеса, роялти, сдачи недвижимости, процентов по вкладам, дивидендов и т. д.

Единственный налог, который с 2018 года стал обязательным в ОАЭ, — НДС к товарам и услугам (5 %). И даже в этом случае есть исключения и варианты, как законно избежать необходимости платить НДС. Остальные показатели, а также оценка ITCI и PWC, явно говорят в пользу Объединенных Арабских Эмиратов как страны с одной из лучших налоговых систем мира.

Косвенные налоги и их влияние на выбор оптимальной системы

Почти в каждой стране есть этот вид сборов. Например, косвенные налоги включены в стоимость топлива, размер дорожных сборов, визовые и лицензионные платежи. В ОАЭ есть обязательные платежи при регистрации компаний, платные визы для сотрудников, а также — ощутимо дорогая связь, в стоимость которой включен и размер косвенных налогов. Так как в стране действует регрессивная шкала налогообложения, компании с большими доходами несут меньшие затраты на лицензии и подобные сборы в процентном соотношении.

О чем еще следует помнить при выборе налоговой системы

Стабильность и четкость регулирования — факторы, отличающие выгодные для плательщика условия. С этой точки зрения налоговая система ОАЭ также выигрывает: она проста и понятна для участника процесса. Налоговые декларации подают только компании, работающие с НДС. Остальные предприятия в конце года подают аудиторские отчеты, которые не несут за собой никаких финансовых обязательств. Стабильность налоговой системы эмиратов также на высоте. После введения пятипроцентного НДС изменений и обновлений не предвидится.

Личные и корпоративные налоги как часть единой системы

При выборе юрисдикции очень важно учитывать не только выгоды с точки зрения подходов к налогообложению предприятий и компаний. Сборы с личных доходов — не менее важный фактор. Налогоплательщики, живущие в Объединенных Арабских Эмиратах, не предоставляют декларации о доходах вообще. Личное налогообложение в Эмиратах — регрессивное и предполагает только косвенные затраты: оформление виз и т. д. Такие условия предлагают своим жителям немногие страны мира. При этом для ОАЭ действует множество соглашений об избежании двойного налогообложения, что делает положение резидентов эмиратов выгодным.

Информация обо всех действующих в ОАЭ налогах:

  1. Корпоративный. Ставка 0 % для всех предприятий (кроме банков и компаний нефтегазовой отрасли, работающих внутри страны).
  2. НДС. Ставка 5 % на доставку товаров и услуг на территории эмиратов. Для экспортирующих и импортирующих компаний НДС нет.
  3. Налог на наследство. Отсутствует.
  4. Налог на дарение. Отсутствует.
  5. Налог на имущество. Отсутствует.
  6. Подоходный налог. Отсутствует.
  7. Налог на дивиденды. Отсутствует.
  8. Налог на проценты по вкладам. Отсутствует.
  9. Налог на заработную плату. Отсутствует.
  10. Налог на доходы от аренды имущества (он же НДС) — 5 %.

Еще один фактор — взаимная удовлетворенность правительства и жителей страны. Регрессивная шкала выгодна для налогоплательщиков, и при этом положение дел устраивает госрегулятора. Бюджет страны тщательно сбалансирован и поддерживается за счет целого ряда альтернативных источников дохода. Примерно 30 % ВВП страны — нефть и газ. Также казну пополняет туризм. При этом экономика ОАЭ остается второй по величине после Саудовской Аравии среди стран Персидского залива.

В марте 2018 года правительство ОАЭ официально объявило, что в ближайшие три года в стране не будут повышаться косвенные налоги. Это позволит еще повысить экономическую конкурентоспособность эмиратов и их привлекательность как юрисдикции.

Налоговая система ОАЭ — уникальна. В ней сочетаются привлекательные для бизнеса условия и характеристики безналоговой зоны для частных лиц. Резидентство быстро оформляется с помощью инвестиций: покупки недвижимости или регистрации компании в ОАЭ.

Хотите зарегистрировать бизнес в ОАЭ? Планируете получить статус налогового резидента? Ищете способ действий? Свяжитесь с юридической компанией URVISTA и получите подробную консультацию.

Источник

Самые удобные налоговые системы мира

Наталья Дубцова

Систему налогообложения в нашей стране не назовешь простой — ставки высокие, налогов много, и на их оформление требуется в среднем 448 часов в год. Такие данные опубликованы в отчете «Paying taxes 2009», подготовленном компанией Price-waterhouseCoopers (PWC), Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Исследователи ставили перед собой задачу оценить уровень удобства налоговых систем различных стран мира.

Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC использовали экономическую модель некоей абстрактной компании, производящей и продающей цветочные горшки.

В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134-е место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: годом ранее мы находились на 130-й строчке. Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за минувший год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники опроса, изменившие свои методики пополнения казны. Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133-е место, за год перебрался на 35 строчек вверх. Единственное, в чем российская система уступает китайской — это в количестве налогов. В Китае их всего 9, однако суммарная ставка составляет 79,9%. Надо сказать, что налоговые поступления — основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46-м месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. Кстати, за год в рейтинге «Paying taxes» США поднялись на 30 строчек вверх. Эксперты отмечают, что заметных изменений в американской системе налогообложения не произошло, просто население начало активно использовать информационные технологии.

Аутсайдерами рейтинга являются наши соседи — Украина и Белоруссия. Налогов там много, полная ставка высокая, а время, необходимое на оформление соответствующей документации, весьма велико. Тем не менее, с прошлого года суммарный объем выплат в Белоруссии снизился на 26,5%, а на Украине период подготовки к выплате сократился с 2085 часов до 848. Системы этих стран напоминают скорее запутанные налоговые клубки, и главной заботой для тамошних чиновников остается сам процесс сбора средств с предприятий. Поэтому украинские и белорусские власти основной своей задачей ставят оптимизацию этого процесса. Например, на Украине фискалы стали рассылать на электронные адреса налогоплательщиков информацию об изменениях в налоговом законодательстве. Белорусы пошли другим путем — до 2010 года они решили отменить 20 налоговых платежей, оставив всего 27. По словам замминистра финансов Белоруссии Владимира Амарина, основных налогов будет 8 (сейчас их 10), а остальные будут взиматься в зависимости от специфики деятельности предприятия. Нельзя исключать, что в следующем году Украина и Белоруссия поднимутся с последних строчек в рейтинге «Paying taxes 2010».

Тор 10

Отдельного внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга — страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку в Тор 10 занимает Гонконг с 3-мя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.

Как показало исследование Price-waterhouseCoopers, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%.

Заметим, что в ходе исследования не принималась во внимание зависимость между уровнем экономического развития страны и удобством налоговой системы. Лидером рейтинга оказалось государство, экономику которого при всем желании высокоразвитой не назовешь. А, к примеру, благополучная Швейцария находится только на 19-м месте. Также в середине рейтинга оказались, к примеру, Бельгия (64 место) и Франция (66 место). Тем не менее, тот факт, что наша страна занимает позицию лишь во второй сотне, конечно, не характеризует ее с лучшей стороны. Свидетельствует это в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения нуждается в совершенствовании. Даже не вникая в другие подробности процесса оценки, согласитесь, 56 рабочих дней для заполнения документации — многовато будет.

Обобщаем

«По сравнению с прошлым годом 36 стран облегчили свои системы налогообложения, — сообщает представительство компании Pricewaterhouse-Coopers в Москве. — В 21-ой стране снизился подоходный налог, а в 12-ти повысилась эффективность платежных систем. 8 государств сократили количество налогов для бизнеса». Исследование, проводимое компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и МФК с 2006 года, нацелено в первую очередь на информирование представителей власти о системах налогообложения различных стран и передачу передового опыта в сфере реформирования налоговых систем.

10 самых удобных налоговых систем мира
Страна Общее
число
налогов
Время,
затрачи-
ваемое
на уплату налогов,
(часов в год)
Полная
налоговая
ставка, (%)
1 Мальдивы 1 0 9,1
2 Катар 1 36 11,3
3 Гонконг (КНР) 4 80 24,2
4 ОАЭ 14 12 14,4
5 Сингапур 5 84 27,9
6 Ирландия 9 76 28,8
7 Саудовская Аравия 14 79 14,5
8 Оман 14 62 21,6
9 Кувейт 14 118 14,4
10 Кирибати 7 120 31,8
10 самых сложных налоговых систем мира
Страна Общее
число
налогов
Время,
затрачи-
ваемое
на уплату налогов,
(часов в год)
Полная
налоговая
ставка, (%)
172 Панама 59 482 50,6
173 Ямайка 72 414 51,3
174 Мавритания 38 696 98.7
175 Гамбия 50 376 292.4
176 Боливия 41 1080 78.1
177 Венесуэла 70 864 56.6
178 Центрально-
Африканская
Республика
54 504 203,8
179 Республика Конго 61 606 65.5
180 Украина 99 848 58.4
181 Беларусь 112 1188 117.5

О налогах с экспертами

О том, с чем связаны расхождения в налоговых системах различных стран и как это их характеризует, нам рассказали партнеры юридической фирмы Amond & Smith Ltd Михаил Зимянин и Павел Романенко.

– Россия по уровню простоты налоговой системы сегодня находится на 134-м месте. Кроме того, за минувший год наша страна в этом рейтинге опустилась на 4 строчки вниз. Как вы считаете, с чем это связано? Михаил Зимянин: — Простота налоговой системы зависит прежде всего от организационной составляющей процедуры сбора налогов. Данная составляющая во многом определяется издержками, которые вынуждено тратить государство на этот процесс. В нашей стране до сих пор сохраняется архаичный порядок оформления налоговой документации, современные технологии, призванные значительно упростить и ускорить процедуру сбора налогов, внедряются медленно, да и большинство малых и средних предприятий не стремится использовать подобные системы. – А в чем, на ваш взгляд, заключается основная проблема отечественной системы налогообложения? Павел Романенко: — Налоговая система РФ находится на этапе формирования. По этой причине неизбежно возникновение различных перекосов. К примеру, зачастую предприниматели и налоговые органы по-разному трактуют действующее налоговое законодательство и применяют его положения каждый в своих интересах. А все потому, что комментарии и разъяснения специалистов по спорным вопросам законодательства довольно размыты. Схемы налогообложения не дифференцированы — устраняя одни проблемы, они зачастую порождают другие. Например, с упрощенной системы налогообложения (УСН), которая призвана облегчить жизнь налогоплательщикам, очень сложно перейти на обычную. Кроме того, у населения вызывает значительные трудности процесс заполнения налоговых документов. И это лишь несколько примеров. – Первое место в рейтинге самых удобных налоговых систем мира занимают Мальдивы. Неужели действительно эта страна является налоговым раем? Павел Романенко: — По имеющейся у нас информации на Мальдивах взимается всего лишь один вид налога. Там очень слабо развито частное предпринимательство, поэтому государство сократило виды налогов и, соответственно, максимально упростило налоговую систему. Очевидно, что намного проще взимать один вид налога, чем двадцать с лишним, как, например, в России или как на Украине, где их число приближается к сотне.

– Кстати, за счет чего украинским властям удалось сократить время, затраченное на уплату налогов, с 2085 часов до 848? Михаил Зимянин: — По мнению экспертов украинского офиса фирмы Amond & Smith Ltd, это достигнуто благодаря тому, что в последнее время на Украине улучшилось администрирование налогов, повысился уровень налоговой отдачи плательщиков. Также расширился перечень бесплатных услуг, предоставляемых Информационно-справочным департаментом государственной налоговой службы Украины. В частности, этим ведомством организована бесплатная рассылка по указанному налогоплательщиком электронному адресу информации о последних новостях налогового законодательства. Понятно, что проще платить налоги, зная, сколько, когда и куда платить. Кроме того, в последнее время налоговые органы начали проводить более масштабную разъяснительную работу с налогоплательщиками.

Павел Романенко: — Также в настоящее время на Украине реализуется план «Модернизация государственной налоговой службы Украины — 1», название которого говорит само за себя. Помимо прочего там начала действовать электронная система подачи налоговой отчетности. Все это, безусловно, способствует снижению временных затрат налогоплательщиков, связанных с уплатой средств в пользу бюджета. – А как за этот год изменилось налогообложение США, которые поднялись с 76-го на 46-е место в рейтинге? Михаил Зимянин: — На самом деле налоговая система США достаточно сложна. Налоговый кодекс насчитывает около шести тысяч страниц. Большому числу американцев приходится обращаться к специалистам, чтобы корректно заполнить сведения о своих доходах и рассчитать налоги. Более того, в Соединенных Штатах не редкой является ситуация, когда налоговые органы по ошибке взимают с граждан суммы налогов большие, нежели предписано законодательством, и незадачливым американцам приходится самостоятельно сверять эти данные. Только так они смогут получить возмещение из бюджета. По нашему мнению, глобальных изменений в налогообложении США не произошло — возможно, население стало более активно использовать информационные технологии, что значительно упрощает систему. Тем не менее, система налогообложения США, по оценкам ряда экспертов, нуждается в реформировании.

Источник

Оцените статью