- Почему национальные богатства России на самом деле не принадлежат народу
- Пора вырвать природные богатства России из лап олигархов
- Сергей Удальцов: Вопрос о национализации недр нужно выносить на общенациональное обсуждение
- Мировая тенденция: национализация крупных месторождений полезных ископаемых
- Индонезийцы смутили Ричарда Адкерсона
- От Монголии до Замбии
- Технологии усилили правительства
Почему национальные богатства России на самом деле не принадлежат народу
По статистике, 10% россиян имеют в своем распоряжении 90% национального благосостояния. Около 25% россиян при этом относятся к числу 20% наиболее бедных жителей планеты.
Исходя из самой формулировки термина «национальные богатства», логично предположить, что богатства эти принадлежат всей нации — то есть буквально каждому гражданину Российской Федерации. Однако далеко не все граждане могут похвастаться тем, что действительно владеют запасами нефти или газа, лесными массивами или собственными озерами. В чем же дело? В терминологической неточности, в откровенном обмане населения со стороны властей или в том, что обыватели неверно трактуют свое право обладать национальными богатствами? Сейчас мы попробуем разобраться в этом вопросе.
Конституция ничего не гарантирует
О статусе национальных богатств говорит ст.9 п.2 в гл.1 Конституции: «природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Далее эту мысль развивает ст.36 п.1-3 гл.2, где говорится о том, что владение, пользование и распоряжение ресурсами осуществляют их собственники.
Иными словами, основополагающий закон государства вовсе не утверждает, что все граждане имеют равные права на пользование природными богатствами. Такого права собственности, как «национальная» или «народная», не существует. Однако любой желающий может предпринять действия для того, чтобы зарегистрировать частную форму собственности на тот или иной ресурс и стать его законным владельцем.
Иллюзия о том, что «все кругом народное, все кругом мое», сохранилась в общественном сознании с советских времен. Так, во времена Брежнева Конституция даровала гражданам право обладать и распоряжаться не только неживой, но и живой природой. Однако положения советского законодательства остались далеко в истории и больше не соответствуют реальности.
В то же время, нельзя утверждать, что население России не получает никаких благ от природных ресурсов, залегающих в недрах страны. С полезных ископаемых можно получать доход — например, перерабатывать и продавать нефть. Такой вид деятельности облагается налогом на доход с полезных ископаемых, сокращенно НДПИ. Именно на НДПИ — а если конкретно, то на нефтегазовую деятельность — приходится треть доходов в государственный бюджет Российской Федерации.
На данный момент в России добывается ежегодно:
нефти — 547 млн тонн;
газа — 640 млрд куб. м;
алюминия — 3.58 млн тонн;
алмазов — 40 млн карат;
золота — 297 тонн.
Полученные с этих природных ресурсов налоги тратятся на повышение уровня жизни населения, на образование, здравоохранение, пенсии и тому подобное. Таким образом, пусть и опосредованно, каждый гражданин действительно получает некий доход с того, что национальные богатства страны принадлежат в том числе и ему.
Нюанс в том, что большинство граждан не участвуют непосредственно в процессах эксплуатации природных ресурсов, извлечения из них прибыли и распределения этой прибыли. Однако это и не столь важно, если отдача от обладания национальными богатствами все равно ощутима.
Неэффективное распоряжение ресурсами.
Если присмотреться к цифрам, то выяснится, что около 20 миллионов россиян проживают за чертой бедности. Те блага, которые государство якобы обязано им обеспечивать, до них не доходят полностью либо частично.
Иными словами, эти 20 миллионов как бы выпадают из числа тех граждан, которым «принадлежат» национальные богатства.
В некоторых других государствах, богатых природными ресурсами, дела обстоят совершенно по-другому. Кувейт, чья экономика также основана на добыче и экспорте нефти, обеспечивает своим гражданам пенсию, которая в пересчете на российскую валюту составляет 168 000 руб. Те уроженцы Кувейта, что решили получить образование за границей, получают от своей страны не только финансирование обучения, но и оплату перелета к месту учебы.
В 2011 году независимому Кувейту исполнилось 50 лет, в честь чего все его граждане получили подарок в размере 196 000 руб.
Аналогично поступают в ОАЭ, где нефть тоже является крупнейшей доходной статьей государственного бюджета. Гражданам государства оплачивают учебу в любом вузе планеты, на свадьбу дарят более 1 млн руб., а после появления в семье третьего ребенка прощают все долги.
Норвегия, которая стабильно остается мировым лидером по уровню благополучия населения, тратит нефтяные доходы на пенсии гражданам в размере 152 000 руб. ежемесячно.
Россию же в плане эффективности управления доходами от полезных ископаемых можно сравнить с Нигерией. Африканское государство принадлежит к числу мировых лидеров по добыче нефти — и в то же время уровень жизни там один из самых низких на планете.
Таким образом, право российских граждан получать блага от якобы «принадлежащих» им природных ресурсов хоть и реализуется в некоторой мере, но остается в значительной степени формальным. При более ответственном подходе это право могло бы быть реализовано с гораздо большей материальной пользой для населения.
Несправедливо и неравномерно
Куда же тогда направляются те доходы от полезных ископаемых, которые не доходят до населения? Они оседают на счетах в зарубежных банках и тратятся на абсолютно произвольные цели: от приобретения элитной жилой недвижимости до спонсирования футбольных команд.
Дело в том, что те корпорации, которые получают прибыль от эксплуатации природных ресурсов и имеют в своем названии приставку «гос», на самом деле ничем населению не обязаны. Это частный бизнес, у которого есть конкретные владельцы с конкретными интересами. Они получают доход от имеющихся в их распоряжении ресурсов, платят налоги в бюджет — а основной массой прибыли распоряжаются по собственному усмотрению.
По статистике, 10% россиян имеют в своем распоряжении 90% национального благосостояния. Около 25% россиян при этом относятся к числу 20% наиболее бедных жителей планеты. Доля бедняков в российском обществе сопоставима с аналогичными показателями в Индии и в ряде африканских стран — но никак не развитых западных государств.
В этом и кроется суть несправедливого распределения благ от добычи и использования национальных богатств России. Та польза и привилегии, которые можно было бы из этих богатств извлечь, оказываются сконцентрированными в руках весьма немногочисленного круга лиц. Никакой закон не обязывает этих лиц делиться привилегиями со своими соотечественниками.
В ближайшие годы ситуация вряд ли изменится к лучшему. К сожалению, наша экономика остается сырьевой: добытые ресурсы отправляются на экспорт в первозданном, непереработанном виде. Низкие темпы научно-технического прогресса не позволяют надеяться на то, что в ближайшие годы собственники национальных богатств постараются максимизировать извлекаемую из них прибыль.
Итоги и реальность
Увы, называть природные ресурсы России «национальными богатствами» можно только метафорически. На территории нашего государство находятся более 20.000 месторождений различных полезных ископаемых. По количеству запасов природного газа Россия занимает 1 место в мире, по количеству угля — 3 место, по количеству нефти — 6 место. Однако ту отдачу, которую от этих богатств получает население, нельзя назвать иначе как минимально.
Источник
Пора вырвать природные богатства России из лап олигархов
Сергей Удальцов: Вопрос о национализации недр нужно выносить на общенациональное обсуждение
На днях глава комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов предложил вернуть жителям Дальневосточного федерального округа прежний пенсионный возраст. По его словам, федеральный округ является территорией с суровым климатом и для того, чтобы люди туда приезжали и оставались жить, им необходима дополнительная мотивация. Цена вопроса — 16,2 млрд руб. ежегодно, что, по мнению депутата, небольшая сумма в масштабах страны. Хорошая и правильная инициатива, хотя, конечно, нельзя забывать о том, что наше комплексное требование — полная отмена повышения пенсионного возраста.
Тем не менее, даже на эту частичную корректировку скандальной пенсионной реформы наши власти явно не нацелены. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тут же прокомментировал предложение депутата-коммуниста, заявив, что «в Кремле не рассматривают идею пересмотра параметров пенсионной системы на Дальнем Востоке». Как говорится, денег нет, и не просите.
Если честно, когда наши власти в очередной раз заявляют, что у государства нет денег на реализацию того или иного социального проекта, на увеличение зарплат и пенсий — то во мне закипает самая настоящая классовая злость. На память сразу же приходит содержание статьи 9 Конституции РФ, где говорится, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
И после этого вспоминаешь свежий список богатейших россиян, где среди лидеров расположились такие господа, как Леонид Михельсон («Новатэк») — состояние 24 млрд. долларов, Вагит Алекперов («Лукойл») — 20,7 млрд. долларов, Геннадий Тимченко («Новатэк», «Сибур») — 20,1 млрд. долларов, Леонид Федун («Лукойл») — 8,7 млрд. долларов и так далее. То есть, только за счет четырех вышеуказанных господ можно было отменить повышение пенсионного возраста для всех граждан России, да еще и осталось бы!
А ведь эти господа не создают какой-то уникальный инновационный продукт, а владеют частными нефтегазовыми компаниями и обогащаются именно за счет наших природных ресурсов, которые даже по действующей буржуазной Конституции являются основой жизни и деятельности народов России. Но по факту наши нефть, газ, алмазы, уголь и другие природные богатства составляют основу обогащения узкой группы лиц, хотя по справедливости — ВСЕ доходы от этих природных ресурсов должны идти в бюджет и работать на рост благосостояния ВСЕХ граждан страны! Кроме частных компаний, не будем забывать и про госкорпорации типа «Роснефти» или «Газпрома», где ведущие менеджеры зарабатывают колоссальные деньги, хотя основная часть населения России с трудом сводит концы с концами.
Тут хотелось бы напомнить, что сегодня в России в топливно-сырьевой сфере почти 60% структур являются частными и контролируются олигархами. При этом государственные сырьевые компании по факту работают по своим законам, выведены из-под парламентского и правительственного контроля и зачастую просто разбазаривают народное богатство.
Отсюда все эти космические зарплаты, бонусы, показная роскошь топ-менеджеров за счет государства. Характерно, что российские власти упорно не хотят заниматься планированием деятельности государственных корпораций, поэтому последние и чувствуют себя так вольготно и безответственно.
Таким образом, уже просто перезрел вопрос о поэтапной национализации топливно-сырьевого сектора российской экономики и других стратегических отраслей, а также о наведении порядка в работе госкомпаний. Об этом постоянно говорят представители лево-патриотической оппозиции. Однако власти упорно игнорируют эти инициативы. Напротив, план приватизации на 2020−2022 годы предусматривает снижение доли государства в «РусГидро», «Совкомфлоте», «Транснефти», «Ростелекоме», «Россетях», ОЗК и ряде других госкомпаний. То есть, неолиберальная команда, засевшая во власти, вместо национализации стремится запустить новый виток разграбления государственных активов.
А это уже просто-напросто угроза безопасности страны! Поэтому сейчас лево-патриотическим силам пора разворачивать мощную информационную и протестную кампанию под лозунгом «Нефть, газ, уголь, алмазы и другие природные богатства — народу!», добиваться проведения общенациональной дискуссии по этому вопросу, который является жизненно важным. После этого вопрос о национализации можно вынести на референдум, чтобы граждане приняли решение по вопросу, кому должны принадлежать наши недра. Если этого не сделать — так и будем прозябать на грани или за гранью бедности, что для богатейшей страны, каковой является Россия, просто позорно
Источник
Мировая тенденция: национализация крупных месторождений полезных ископаемых
Страны с богатыми полезными ископаемыми национализируют самые ценные рудники, принадлежащие не кому-нибудь, а транснациональным горнодобывающим компаниям.
Причины: укрепление национального государства вопреки планам архитекторов глобализации, всплеск цен на ископаемое сырье в начале десятилетия, и трансфер технологий.
Индонезийцы смутили Ричарда Адкерсона
В развивающихся странах растет количество случаев национализаций крупных месторождений полезных ископаемых. Самый последний пример – решение одной из крупнейших на планете горнодобывающих компаний – американской Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc. продать почти половину своих акций в крупнейшем руднике «Грасберг» местным инвесторам. «Грасберг» – крупнейший золотой рудник и третий по объемам добычи меди. В прошлом году на этом карьере-руднике было добыто почти полмиллиона тонн меди и миллион унций золота.
Еще каких-то два-три месяца назад исполнительный директор американского гиганта Ричард Адкерсон категорически отрицал возможность продажи акций, однако на прошлой неделе заявил на пресс-конференции в Джакарте, что изменил решение. Индонезийские газеты вышли на следующий день примерно с одинаковыми заголовками: «Freeport не устоял перед напором правительства». Министерство энергетики и природных ресурсов Индонезии радостно прокомментировало слова Адкерсона: «Freeport сдался. Индонезия – суверенное государство!»
Снимок смущенного и хмурого Адкерсона наверняка будет теперь преследовать его коллег из других транснациональных добывающих компаний. Резкое обесценивание жемчужины короны Freeport наглядно иллюстрирует то, что сейчас происходит в горнодобывающей отрасли. В последнее время происходит всплеск экономического национализма, результатом которого является усиление давления правительств развивающихся стран на западные горнодобывающие компании.
«Мы повсюду видим рост националистически настроенных правительств, — приводит Bloomberg слова Пола Митчелла, главного аналитика консалтинговой компании Ernst & Young.- Они хотят сами владеть активами и ресурсами в своих странах и заставлять их работать на себя. Думаю, эта тенденция будет расти и усиливаться…»
От Монголии до Замбии
Примеров, подобных приведенному выше, немало. В прошлом году южноафриканские регуляторы заблокировали слияние Harmony Gold Mining Co. и AngloGold Ashanti Ltd. В качестве объяснения они привели закон, требующий увеличения числа местных владельцев активов в добывающем секторе ЮАР.
На недавних выборах в Монголии одной из главных тем предвыборной кампании были призывы усилить контроль над природными ресурсами. Власти попытались заставить иностранные добывающие компании проводить выручку и доходы через монгольские банки, поставив в сложное положение Rio Tinto Group и другие добывающие компании из-за границы. Правда, Улан-Батор пошел на попятный после того, как МВФ пригрозил отказать Монголии в кредитах. Показав, кстати, на чьей стороне он играет.
В прошлом году Freeport попытался продать свою долю в медно-кобальтовом руднике в Демократической республике Конго. Правительство почти год не выдавало разрешение на сделку. Оно было получено лишь после того, как американская компания выплатила властям 33 млн долларов откупных.
В Замбии Glencore Plc и швейцарская добывающая компания Baar пригрозили уволить 4700 рабочих, работающих на их рудниках, после того, как правительство повысило цены на электроэнергию. Однако после того, как власти отключили рудники от сети, западные компании согласились на повышение тарифов.
Налоговое управление Танзании выписало Acacia Mining Plc, специализирующейся на добыче золота, счет на сумму, которая в четыре раза превышает ВВП страны.
Технологии усилили правительства
«Правительства стран на разных континентах увидели, что доходы добывающих компаний существенно выросли, и требуют увеличить выплаты»,- прокомментировал Адкерсон ситуацию, сложившуюся в последнее время в горнодобывающей отрасли.
Некоторые развивающиеся страны продолжают встречать зарубежные добывающие компании с распростертыми объятиями. В Аргентине и Эквадоре, например, недавно приняты законы, улучшающие условия работы иностранных компаний. Однако в целом бум цен на сырье, пик которого пришелся на 2011 год, вынудил власти развивающихся стран повысить свое участие в добыче полезных ископаемых. Затем цены обвалились, достигнув минимума в начале 2016 года, но после этого частично восстановились. Медь, например, во вторник на Лондонской бирже металлов подорожала на 0,2% и достигла 6937.50 за тонну.
Что касается Грасберга, то его значение для Freeport переоценить трудно, потому что этот рудник принес ему в прошлом году приблизительно пятую часть прибыли, составившей 14,8 млрд долларов. Американская компания с самого начала сотрудничества с Индонезией, еще во времена президента Сухарто, часто подвергалась нападениям сепаратистов и местных племен. Ее также нещадно критиковали организаций по защите окружающей среды и прав человека. От забастовок и бунтов Freeport защищали военные. В 2011 г. местные силовики начали стрелять по бастующим рабочим и убили одного человека.
Забастовка проходит на Grasberg и сегодня. Причем, она длится уже без малого пять месяцев. Впрочем, в Freeport считают, это вовсе не забастовка. 4 тыс. рабочих, по словам представителя компании, «добровольно уволились» после того, как их попросили чаще ходить на работу. Не удивительно, что канадский Fraser Institute поставил Индонезию на 99-е из 104 мест в рейтинге по отношению властей к инвесторам.
После решения Freeport о продаже акций должны начаться переговоры с правительством Индонезии по дивестиции, т.е. изъятию капитала, в ходе которых будет определена цена дивестиции. После проведения сделки доля Freeport в руднике Грасберг понизится с 81 до 49%.
Источник