Нейтральные государства Европы: какова их роль в системе международных отношений?
В контексте торжеств по поводу 75-летия разгрома фашизма не теряет актуальности вопрос о роли и месте нейтральных государств Европы в системе международных отношений.
Исторический экскурс
В мировой политике под нейтралитетом понимают неучастие государства в войне в военное время и отказ от участия в военных блоках в мирное время. Исторически нейтральные государства не предоставляют собственные вооруженные силы воюющим странам, а свою территорию — для использования другим (для базирования и транзита вооруженных сил, перелета военных самолетов), отказываются от дискриминации какой-либо стороны в вопросах поставки оружия и товаров военного назначения.
В Европе XXI века в условиях постоянного расширения Организации Североатлантического договора (НАТО) число нейтральных государств все время сокращается, но они по-прежнему существуют, что делает современные международные отношения более комплексными. Следует сказать, что нейтралитет — исторически измеряемое понятие. В свое время его придерживались ныне ведущие державы. К примеру, инициированный Россией в конце XVIII века «вооруженный нейтралитет» объективно помог рождению нового государства — Соединенных Штатов. А США в 1792 году, когда разразилась война революционной Франции с европейскими монархиями, объявили о своем нейтралитете. В истории международных отношений бывали случаи, когда нейтральными объявляли водные пространства. Так, после поражения России в Крымской (Восточной) войне режиму «нейтрализации» подверглось Черное море.
В сегодняшней Европе нейтральные государства расположены в разных географических районах — на севере, западе, в центре континента, на Балканах и в Средиземноморье. Классический нейтралитет представлен государствами, многие поколения жителей которых не знали войны. В данном случае речь идет, в частности, о Швейцарии (о международных гарантиях ее нейтралитета было объявлено еще во время Венского конгресса 1815 года!) и Швеции. Результаты Второй мировой войны привели в 1955 году к тому, что четыре державы-победительницы подписали с Австрией государственный договор, закрепивший и гарантировавший ее нейтралитет. Также после войны наш сосед Финляндия заявила о своем нейтралитете, что было подтверждено в советско-финском договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Ирландская Республика, покидая Соединенное Королевство, предупредила другие страны о том, что новое государство будет проводить миролюбивую и нейтральную политику. В 1981 году правительство Мальты утвердило декларацию, в которой утверждалось, что «страна является нейтральным государством и отказывается от участия в военных блоках». Аналогичное решение приняло и еще одно средиземноморское государство — Кипр. Уже в наше время, в 2007 году, скупщина Сербии объявила вооруженный нейтралитет.
Дистанцирование от альянса
Конечно, когда мы рассуждаем о нейтралитете отдельных европейских стран, нужно понимать, что во многих случаях он носит все-таки относительный характер. Тот факт, что почти все ныне нейтральные государства являются членами ЕС, предполагает, в частности, их вовлеченность в европейскую политику безопасности и обороны. Пожалуй, только Швейцария может претендовать на стопроцентный нейтральный статус.
Но все-таки в современных геополитических условиях для стран Старого Света приверженность нейтралитету означает прежде всего дистанцирование от НАТО. И сейчас есть страны, где между ведущими политическими силами существует национальный консенсус по модальностям сохранения традиционной нейтральной политики. К такого рода государствам кроме Швейцарии относятся Ирландия и Кипр. В других же странах в политических кругах ведутся серьезные дискуссии на тему сохранения нейтралитета или его ревизии.
Как правило, в данном отношении существенным фактором является идеологическая ориентация тех или иных партий. К примеру, левые, левоцентристские партии и ориентированные на них социальные организации, в частности профсоюзы, привержены сохранению нейтрального статуса своих стран. Социал-демократия Финляндии, Швеции и Австрии, как и в эпоху холодной войны, исходит из того, что национальным интересам этих государств невыгодно вступление в какой-либо военно-политический блок. Как считает лидер левосоциалистической партии «Шинн Фейн» (после недавних выборов ставшей самой популярной партией в Ирландии) Мэри Лу Макдональд, «было бы глупо сегодня даже размышлять о возможном присоединении Ирландии к НАТО». «Зеленые» партии нейтральных стран, настаивая на более глубоком внешнеполитическом сотрудничестве внутри ЕС, тоже возражают против «североатлантической» опции.
Наоборот, правоцентристы и либералы в нейтральных североевропейских странах, Австрии и на Мальте полагают, что нужен широкий национальный диалог по поводу взаимоотношений этих государств с НАТО. Поскольку многие политики из такого лагеря (прежде всего страны Северной Европы) находятся на достаточно четких антироссийских позициях и не скрывают, что опасаются «угрозы из Москвы», эта пронатовская ориентация правых сил нейтральных стран вполне логична. С другой стороны, именно силы правого центра в нейтральных странах (в отличие от левого фланга) выступают за рост военных расходов и укрепление военно-политических отношений с США. Если в годы холодной войны первенство в пронатовских настроениях в нейтральных странах Европы принадлежало крайне правым партиям, то сегодня эти политические силы стали занимать более взвешенную позицию. Они не против расширения военно-политического измерения в отношении западноевропейских стран, но при этом теперь вполне лояльно относятся к нейтральному статусу своей страны.
Фактор НАТО
Опыт последних лет показывает, что натовский пакт настроен не только на расширение альянса на восток за счет бывших социалистических государств. Одной из задач программы «Партнерство во имя мира», запущенной еще в 1994 году, было и сближение НАТО с традиционными нейтральными странами Старого Света. Почти все они стали участниками этой программы, а затем вступили в Совет евроатлантического партнерства. Не забудем и о том, что, участвуя в ЕС, нейтральные государства разделяют и курс Евросоюза на стратегическое партнерство с НАТО.
Наиболее успешным сегодня представляется демарш альянса на северном направлении. Финляндия и Швеция присоединились к силам быстрого реагирования НАТО, продолжают работу над стандартизацией национальных вооружений с натовскими образцами. На территории двух североевропейских государств время от времени проводятся военные учения с участием военнослужащих альянса. Посол Швеции в НАТО в своих статьях рассуждает о том, что «неприсоединение к военным союзам не означает нейтралитет», хотя такая точка зрения не принимается единодушно в шведской политической элите. Но, так или иначе, в 2016 году был принят правительственный меморандум, направленный на оказание эффективной поддержки военным мероприятиям НАТО на территории королевства. Очевидно, что такой вот «нейтралитет XXI века» в исполнении Финляндии и Швеции весьма трудно назвать дружественным по отношению к России.
Еще одно стратегически важное для Брюсселя направление — Балканы. Большая часть экс-югославских республик уже интегрирована в НАТО. Единственная республика бывшей Югославии, которая до конца отстаивает свой нейтралитет, — это Сербия, находящаяся в окружении государств — членов НАТО. Несмотря на то что США и западноевропейские страны продолжают оказывать давление на Белград, склоняют его к политическим уступкам (хотя бы в том, чтобы натовским военнослужащим на территории Сербии был дарован иммунитет), министр обороны Александр Вулин утверждает: в краткосрочной перспективе вступление Сербии в НАТО исключено. Все-таки натовские бомбардировки 1999 года еще в памяти сербов.
Активен Североатлантический альянс и в отношении других нейтральных стран. Однако Ирландия, Австрия, равно как и средиземноморские островные нейтральные страны, совсем не рвутся сегодня в НАТО. Во многом потому, что их руководители трезво оценивают геополитические реалии и критично смотрят на действия Соединенных Штатов на мировой арене. Как отметил, к примеру, канцлер Австрии Себастьян Курц, «США по-прежнему являются сильнейшим военным и экономическим государством в мире, но для нас они стали более непредсказуемым партнером».
Актив для России?
Естественно, в нынешней достаточно конфронтационной обстановке в Европе будущее взаимоотношений России с рассматриваемыми в статье государствами во многом зависит от того, настроены ли они сохранять реальный нейтралитет в перспективе. Не так давно председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев в этой связи заявил: «Я бы подумал над тем, чтобы нам официально провозгласить в нашей военной доктрине, что страны, которые придерживаются нейтралитета, не входят в военное планирование России».
Мысль вполне здравая, если иметь в виду, что в последние годы отношения по линии РФ — ЕС заметно осложнились, а все страны — члены Евросоюза, включая «нейтралов», присоединились к санкциям по отношению к России, что нанесло ущерб как политическим, так и экономическим аспектам наших взаимоотношений. Более того, на фоне украинского кризиса разговоры о «российской угрозе» стали весьма актуальными в общественном мнении североевропейских стран.
Отрадно, конечно, что в 2018 году внешнеторговый оборот России с большинством нейтральных стран вырос (с Финляндией он достиг почти 15 млрд евро, с Австрией увеличился более чем на 40%). Но внешнеполитические разногласия между РФ и Евросоюзом просто не могут не сказаться на развитии взаимоотношений и с нейтральными государствами. Да, лидеры тех же североевропейских стран предпочитают не обострять ситуацию. Так, президент Финляндии Саули Нийнисте повторяет, что вопрос о вступлении в НАТО для его страны не является сегодня актуальным. Как говорит глава Суоми, «у нас настолько хорошие отношения с Россией, насколько это возможно. учитывая ситуацию с Крымом, Украиной, а также санкции». К слову, одним из «протагонистов» политики санкций внутри ЕС является Швеция. После присоединения Крыма к РФ Стокгольм принял решение отказаться от регулярных контактов с
Москвой по линии различных министерств, а посол России в Швеции заявил о беспрецедентном уровне русофобии в этой стране.
Среди нейтральных государств современной Европы есть страны (Ирландия и Швейцария), уровень политических и экономических отношений с которыми у России, мягко говоря, невысокий. Впрочем, эти республики совсем не стремятся в Североатлантический альянс.
Наоборот, есть и те государства, которые можно было бы занести в актив. Частные инвестиции российского происхождения очень важны для экономического развития Мальты и особенно Кипра. Увеличивается число россиян, владеющих недвижимостью в этих странах. Кипр в разгар глобального финансово-экономического кризиса получил серьезную помощь из Москвы. Как и с Кипром, существуют сильные культурные и духовные связи между нашей страной и Сербией. Недавняя гуманитарная помощь сербам в преодолении проблем, связанных с пандемией коронавируса, подтверждает дружественный характер наших взаимоотношений. Очевидно, что руководство этих государств понимает все риски, с которыми могут столкнуться названные страны в случае «натовского» выбора.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6689) от 29.05.2020 под заголовком «Нейтралитет ХХI века».
Источник
Какие государства являются вечно нейтральными на сегодняшний день?
1902 г. — Италия заключила с Францией соглашение, обязавшись соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию.
1937 г. — Ирландия проводит политику нейтралитета с конца 30-х годов, что стало возможным лишь после того, как Великобритания ликвидировала свои военно-морские базы на ее территории. Основой такой политики стала ирландская Конституция 1937 года, которая покончила со статусом доминиона. В статье 28 основного закона зафиксировано, что “война не должна объявляться и государство не должно участвовать в какой-либо войне без согласия Палаты представителей”. Согласно Конституции страны лишь “в случае вторжения на ее территорию правительство может предпринимать действия, которые сочтет необходимыми для защиты”. В заявлениях правительства Ирландии сущность ее нейтралитета определяется как “военный нейтралитет”, подразумевающий “неучастие в военных союзах” и прежде всего в НАТО. Тем не менее ирландская концепция нейтралитета является довольно “размытой” и была всегда прагматически ориентирована на Великобританию. Ирландия, к примеру, не входила в группу нейтральных и неприсоединившихся (Н+Н) СБСЕ и стала первым нейтральным государством — членом “Общего рынка” (1973 г. )
1955 г. был принят федеральный закон о постоянном нейтралитете Австрии (26 октября 1955 г.) . Этому предшествовали переговоры между СССР и Австрией о прекращении оккупации Австрии и будущем статусе этой страны. 15 апреля 1955 года австрийская и советская правительственные делегации подписали в Кремле так называемый «Московский меморандум». В части I этого документа отмечалось, что «в духе уже сделанного Австрией на совещании в Берлине в 1954 году заявления о неприсоединении к военным союзам и недопущении военных баз на своей территории австрийское федеральное правительство сделает заявление в форме, накладывающей на Австрию международное обязательство о том, что Австрия будет постоянно придерживаться нейтралитета такого рода, которого придерживается Швейцария». Далее говорилось, что австрийское правительство предпримет все соответствующие шаги для того, чтобы эта подтвержденная австрийским парламентом декларация получила международное признание, и что оно будет приветствовать предоставление четырьмя великими державами гарантии целостности и неприкосновенности австрийской государственной территории. Советское правительство во второй части меморандума выразило согласие с тем, чтобы все оккупационные войска четырех держав были выведены из Австрии после вступления в силу Государственного договора не позднее 31 декабря 1955 года, и заявило, что оно готово признать Декларацию о нейтралитете Австрии и принять участие в предоставлении четырьмя великими державами гарантии целостности и неприкосновенности австрийской государственной территории по образцу Швейцарии.
Нейтралитет расширил внешнеполитические возможности Австрии и пространство для дипломатического маневра. В период холодной войны нейтральная Австрия продемонстрировала свою полезность как для Запада, так и для Востока.
Хотя нейтралитет Австрии задумывался по образцу швейцарского, на практике он получил собственное своеобразное развитие. В период канцлера Б. Крайского он был основой почти «пацифистского» внешнеполитического курса Вены. После победы Запада в холодной войне нейтралитет адаптировали к новым международным условиям, и в 1995 году Австрия стала членом Европейского союза. Ее внешняя политика стала все чаще «растворяться» в общем курсе Брюсселя.
В конце 1990-х годов многие австрийские политики, в том числе на высших государственных должностях, всерьез ставили вопрос об отмене нейтралитета и целесообразности членства страны в НАТО. Однако население страны и оппозиционные партии предпочли не торопиться. Уже в начале 2000-х годов в руководящие политические круги этой страны начало возвращаться понимание, что нейтралитет является важным фактором международной и национальной безопасности.
1995 г. — Туркменистан провозгласил постоянный нейтралитет.
Источник