Day-Travel.ru
Меню сайта
К данному типу относятся те 12 стран, по которым оказался возможен анализ: Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин (с показателями менее 0,1100). Подавляющее их большинство — наиболее бедные страны мира. Среди них можно выделить две подгруппы. К первой относятся Китай и Индия. Они характеризуются высокими абсолютными показателями финансирования, занятых в научном производстве, но низкими относительными показателями. Ко второй подгруппе относятся все остальные страны группы. Для них характерно очень низкое финансирование, недостаточное количество тучного персонала, неразвитость научной инфраструктуры. Как правило, в них отсутствуют или созданы относительно недавно органы управления наукой, разрабатываются правительственные программы по научно-техническому развитию. Финансирование научных исследований осуществляется либо за счет государства, либо с помощью иностранных спонсоров. Небольшие инвестиции идут в основном на финансирование исследовательских программ в области сельского хозяйства, горнорудного дела. Преобладание однопрофильного характера научных исследований влияет на характер научных публикаций: в среднем более70% всех научных статей имеют
Представленная типология не может рассматриваться как нечто законченное и неизменное. Система науки стран мира очень динамична. Ей свойственны периоды прогресса и регресса, отряжающиеся на изменении научного статуса страны в мире. В странах Центральной и Восточной Европы, СНГ происходит свертывание некоторых научных направлений, сокращается научно-технический потенциал. В других странах наблюдаются противоположные процессы. Резкое повышение уровня развития науки в Республике Корея, Сингапуре, на о. Тайвань — яркое тому подтверждение.
Источник
Страны с низким уровнем развития науки
К данному типу относятся те 12 стран мира, по которым оказалось возможным провести анализ: Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин.
Подавляющее их большинство являются наиболее бедными государствами земного шара. Среди них явно можно выделить две подгруппы.
Подгруппа А. Объединяет занятыев научном производстве страны с высокими абсолютными показателями финансирования, но низкими относительными показателями. К этому типу государств относятся в настоящее время Китай и Индия.
Подгруппа В. Объединяет все остальные государства с очень низким финансированием науки, недостаточным количеством научно-технического персонала, неразвитостью научной инфраструктуры.
Как правило, в этих странах отсутствуют или созданы относительно недавно органы управления наукой, разрабатываются правительственные программы по научно-техническому развитию.
Финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок в этих странах осуществляется в основном либо за счет государственного бюджета, либо с помощью иностранных спонсоров.
Небольшие инвестиции идут в основном на финансирование исследовательских программ в области сельского хозяйства, горнорудного дела. Преобладание однопрофильного характера научных исследований влияет на характер научных публикаций, поскольку в среднем более 70% всех научных статей имеют сельскохозяйственное направление.
5. Основной состав ресурсных показателей науки
Рассматривая науку в этом ключе как систему с «входом» и «выходом», каждый из которых характеризуется своими количественными показателями, все существующие научные показатели можно разделить на две группы. Во-первых, показатели, отражающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое обеспечение, т.е. ресурсные, «входные», показатели науки. Они могут быть выражены и в абсолютных и в относительных величинах. К абсолютным показателям относят, например, общее число ученых и инженеров, занятых в НИОКР, совокупные финансовые затраты, их распределениепо областям знаний и видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.
Во-вторых, индикаторы, оценивающие основной «выход» научных исследований — производство некого научного знания (фундаментального и прикладного), т.е. позволяющие определить полученный вклад в науку, степень «приращения» нового знания в определенной научно-технической области. Все количественные меры научного «выхода» базируются на предположении, что «выход» науки соответственно отражен в абсолютных и относительных показателях научной продуктивности страны (общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно населения страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов и т.д.), а также на структуре технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.
«Входные» показатели, их абсолютные величины, показывающие масштабность задействованных в НИОКР ресурсов, по нашему мнению, служат предопределяющими факторами для научных открытий, свершений и технических достижений. Это подтверждает соотношение между уровнем затрачиваемых ресурсов и научной продуктивностью стран мира. По абсолютным показателям втянутых в НИОКР ресурсам ведущие государства мира (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания) являются и главными производителями научных знаний, «мотором» научно-технического прогресса. Высокие абсолютные показатели финансирования и занятого персонала в научно-технической деятельности Китая и Индии позволили им достичь прекрасных результатов в области ядерных исследований, освоения космоса и других областях знаний.
Однако оценка общего уровня развития науки, степени «наукофикации» общества, от которой в значительной мере зависят основные параметры его социального и экономического развития, уровень благосостояния населения возможны лишь на основе относительных показателей, характеризующих научную деятельность. Использование относительных показателей дает возможность географического сопоставления больших и малых стран мира, выявления их типов по уровню развития науки.
В нашей типологии мы использовали показатели, которые, как уже было сказано выше, относятся к двум группам:
1. Ресурсные показатели науки:
а) число ученых, конструкторов и инженеров на 1 тыс. чел. населения;
б) расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (долл. США);
в) расходы на НИОКР в расчете на одного национального исследователя (долл. США);
г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП государства (%).
6. Основные показатели эффективности науки
Научно-информационный критерий – единственный универсальный критерий эффективности науки, ибо он отражает то существенное, что присуще каждому действительно научному результату, независимо от того, получен ли он в сфере фундаментальных или прикладных исследований, найдет ли он практическое применение или только пополнит сокровищницу человеческих знаний.
2. Показатели эффективности науки:
а) количество научных публикаций на 1 тыс. жителей государства;
б) количество научных публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;
в) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. чел. населения;
г) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. ученых и инженеров;
д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;
е) число компьютеров на 1 тыс. чел. населения.
Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другой важный показатель — число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. Немалую роль для оценки достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.
7. Оценка уровня развития и основные направления научных исследований в различных странах мира
Во-первых, показатели, отражающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое обеспечение, т.е. ресурсные, «входные», показатели науки. Они могут быть выражены и в абсолютных и в относительных величинах. К абсолютным показателям относят, например, общее число ученых и инженеров, занятых в НИОКР, совокупные финансовые затраты, их распределение по областям знаний и видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.
Во-вторых, индикаторы, оценивающие основной «выход» научных исследований — производство некого научного знания (фундаментального и прикладного), т.е. позволяющие определить полученный вклад в науку, степень «приращения» нового знания в определенной научно-технической области. Все количественные меры научного «выхода» базируются на предположении, что «выход» науки соответственно отражен в абсолютных и относительных показателях научной продуктивности страны (общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно населения страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных патентов и т.д.), а также на структуре технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.
Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира
Источник
Опубликованные материалы
2019-05-07 21:25:10:Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира
Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира.
Аннотация: В данной статье приведена классификация стран по уровню развития. Выделены методики оценки уровня развития в них науки, которые определяются системой показателей. Раскрываются основные направления научных исследований в таких странах как: США, Россия, Китай и Индия с примерами настоящего времени.
Ключевые слова: наука, уровень развития, научная деятельность, НИОКР, научные исследования.
В настоящее время очень актуален вопрос изучения направлений научных исследований в различных странах мира и уровня их развития. Потому как уровень развития науки и техники влияет на экономическое и социально – политическое развитие как отдельной страны, так и всего мирового сообщества.
Каждая страна имеет свой уровень развития. Данная разница объясняется особенностями исторического и социально-экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов страны. Различия проявляются в основном в особенностях организации научной деятельности, структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований. Если изучать каждое отличие, то их фактически столько же, сколько стран, которые участвуют в мировой научной деятельности. В этом отношении каждое государство уникально. Тем не менее имеются страны со сходными чертами, которые возможно объединить в группы по определенным типам. Принадлежность страны к тому или иному типу является важнейшей характеристикой научной отрасли государства, что в свою очередь, способствует оценить место страны в мировой научной системе.
Для того, чтобы определить тип страны необходима определенная система показателей. Все имеющиеся научные показатели делятся на две группы. Первая группа: это показатели, отражающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое обеспечение (например, общее число ученых и инженеров, занятых в НИОКР, совокупные финансовые затраты и т.д.).
Вторая группа: это индикаторы, которые позволяют определить полученный вклад в науку (например, общее количество научных публикаций и их удельный вес относительно населения страны, количество поданных заявок на выдачу патента на изобретение, а также на структуре технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.).
По уровню развития науки все страны делятся на три группы. К первой группе относятся страны с высоким уровнем развития науки. Наиболее крупные из них — США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция. Для этих стран характерным являются: высокие абсолютные и относительные расходы на НИОКР (около 80% мировых), большое количество занятого персонала, высокая доля частного капитала и соответственно низкая доля государства в финансировании и проведении исследований, лидерство в научно-технических достижениях и открытиях. Несмотря на сходные черты НИОКР, в данной группе можно выделить три подгруппы:
Подгруппа А: страны с высокими ресурсными затратами и высокой эффективностью науки имеют и самые высокие показатели, оценивающие уровень развития науки. Это Швеция, Швейцария, Япония, США, при этом США и Япония являются известными мировыми лидерами в проведении научных исследований и ведущими в развитии новейших технологий.
Благодаря широте изучаемых проблем, технической оснащенности, а также статусу науки в обществе, их научные системы — самые опережающие в мире. Высокая эффективность науки достигается путем финансирования частными средствами и государством фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских разработок.
Швеция и Швейцария — мировые лидеры по относительным показателям развития науки. Например, по количеству Нобелевских лауреатов они в 2—4 раза превышают США и более чем в 100 раз Японию. Однако в целом вклад этих государств в развитие мировой науки намного скромнее.
Подгруппа В: страны, имеющие высокие ресурсные затраты, но с более низкой эффективностью исследований. К ним относятся ФРГ, Франция, Израиль. Наука этих государств более устойчивее, чем многих других высокоразвитых стран. Затраты на теоретические исследования в ФРГ и Франции превышают 20% всех расходов на НИОКР. Во многих научных центрах и лабораториях проводят дорогостоящие эксперименты. В связи с чем происходит отставание в развитии технологий и др.
Подгруппа С: страны с высокой эффективностью исследований, но с относительно невысокими ресурсными показателями. К этому типу относятся преимущественно небольшие развитые страны Европы, а именно Нидерланды, Дания, Финляндия, Бельгия, Ирландия, Норвегия, также Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и Сингапур. Для них характерно преобладание частного капитала в структуре финансирования и выполнения исследований и разработок (в Республике Корея его доля самая большая в мире — 82%), концентрация научного поиска в конечных областях НИОКР, специализация на отдельных областях знаний. Как следствие, относительно высокий уровень эффективности исследований.
Ко второй группе относятся страны со средним уровнем развития науки, при этом они составляют подавляющее большинство стран мира. Это развитые страны как Западной (Италия, Испания, Португалия, Греция), так и Восточной Европы, большинство государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Южной и Центральной Америки. Большинство из них имеют относительно молодую систему организации научных исследований, находящихся в стадии формирования национальных научных школ. Недостаток финансовых средств ограничивает возможности научного поиска, сдерживает развитие науки. Финансирование со стороны государства полностью превалирует над частным. Основные органы выполнения НИОКР — государственные научные центры и лаборатории, университеты.
В подгруппу А включаются страны приблизительно с одинаковыми показателями затрат и эффективности, а именно Чехия, Греция, Испания, Словения, ЮАР, Румыния Болгария, Беларусь, Мексика, Аргентина, Чили, Турция. Их состояние науки отличается относительно высокой специализацией, сильной территориальной концентрацией в столицах и крупнейших городах. В структуре НИОКР большинства этих стран преобладают исследования в областях так называемой «классической науки» (природно-ориентированные исследования, не требующие больших финансовых затрат). К ним относятся ботаника, зоология, фармакология, геонауки и т.д.
Подгруппу В составляют страны со средними затратами, но относительно низкой эффективностью науки. К данному типу государств относятся Россия, Польша, Хорватия. В настоящий момент они переживают не лучшее время для развития науки, связанное с низким уровнем финансирования, сокращением научно-технического потенциала.
Подгруппа С: это государства со средними и низкими затратами на исследования и относительно высокой эффективностью НИОКР. К среднему типу относят Венгрию и Словакию. По степени развития науки они наиболее близко стоят к высокоразвитым. К странам с низкими затратами и относительно высокой эффективностью, относят Таиланд, Филиппины. Особенность здесь заключается в крайне низких показателях ресурсного обеспечения науки, способного поддержать только научные исследования описательного типа. Как правило, они не требуют больших финансовых затрат, а эффективность, выраженная в публикациях, может быть весьма высокой .
Наконец третью группу составляют страны с низким уровнем развития науки. К данному типу относятся: Индия, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин. Подавляющее их большинство — наиболее бедные страны мира. Среди них можно выделить две подгруппы. К первой относятся Индия, которая характеризуется высокими абсолютными показателями финансирования, занятых в научном производстве, но низкими относительными показателями. Ко второй подгруппе относятся все остальные страны группы. Для них характерно очень низкое финансирование, недостаточное количество персонала, неразвитость научной инфраструктуры. Как правило, в них финансирование научных исследований осуществляется либо за счет государства, либо с помощью иностранных спонсоров. Небольшие инвестиции идут в основном на финансирование исследовательских программ в области сельского хозяйства, горнорудного дела. Преобладание однопрофильного характера научных исследований влияет на характер научных публикаций: в среднем более 70% всех научных статей имеют сельскохозяйственное направление.
Представленная типология не может рассматриваться как нечто законченное и неизменное. Система науки стран мира очень динамична. Ей свойственны периоды прогресса и регресса, отражающиеся на изменении научного статуса страны в мире. В странах Центральной и Восточной Европы, СНГ происходит свертывание некоторых научных направлений, сокращается научно-технический потенциал. В других странах наблюдаются противоположные процессы. Резкое повышение уровня развития науки в Республике Корея, Сингапуре, на о. Тайвань — яркое тому подтверждение .
Что касается основных направлений научных исследований, то, рассмотрим по одной стране из каждой группы. К примеру, из первой группы стран (с высоким уровнем развития науки) основу научно-технической политики США – составляет обоснованный выбор приоритетов государственной поддержки и выбор адекватных форм финансового стимулирования. Основными приоритетами деятельности в сфере научно-технического развития на ближайшую перспективу выдвинуто пять основных целей:
1) борьба с международным терроризмом, укрепление основ внутренней безопасности и национальной безопасности США в широком смысле этого слова;
2) обеспечение устойчивых темпов экономического роста страны на основе ускоренного научно-технического прогресса;
3) повышение качества жизни американцев, главным образом, путем совершенствования системы здравоохранения и медицинского обслуживания;
4) всемерное развитие энергетики и энергетического сектора;
5) сохранение качества окружающей среды.
США — одна из первых стран, в которой информационные технологии стали стратегическим ресурсом, широко развитым и используемым в экономике, политике, военной сфере и многих других областях.
Одно из важных изобретений в области медицины в США открыла компания Humacyte Inc., которая демонстрирует успехи в выращивании тканей человека в лабораториях. Эти ткани можно будет имплантировать в организм без малейшего вреда. Основной продукт лаборатории — кровеносный сосуд, предназначенный для пациентов, которые находятся на диализе почек.
Астрономы Константин Батыгин и Майк Браун из Калифорнийского технологического института США обнаружили Девятую планету, которая делает один оборот вокруг Солнца за 15 тысяч лет. Планета имеет атмосферу из водорода и гелия и на ней очень холодно, -226 по Цельсию. Существование планеты Х свидетельствует об уникальных условиях формирования Солнечной системы .
Из второй группы стран (со средним уровнем развития науки) выделим Россию и Китай. В России основными направлениями фундаментальных исследований являются 8 конкретных наук: физико-математические, технические, общественные и историко-филологические, биологические, химические науки и науки о материалах, о Земле, информатика.
Например, в 2016 году российские физики из Института ядерной физики им. Г. И. Будкера Сибирского отделения РАН впервые в России добились устойчивого нагрева плазмы до 10 млн градусов. Россия имеет наибольший опыт в разработке и эксплуатации токамаков — устройств для получения высокотемпературной плазмы в магнитном поле.
В области археологии были сделаны следующие открытия: в 2015 г. российским археологам удалось обнаружить останки первой столицы Египта — легендарные белые стены Мемфиса. В 2016 году в Денисовой пещере на Алтае была обнаружена древнейшая в мире игла возрастом 50 тысяч лет .
В Китае текущая политика научно-технологической области определяется в соответствии с национальным планом развития науки и технологий в средне- и долгосрочной перспективе на 2006-2020 годы. Наибольший интерес вызывает декларируемое в этом документе намерение усилить «независимые» (локальные) инновации.
Так, в сентябре 2016 года Китай ввел в эксплуатацию FAST — самый большой в мире радиотелескоп с заполненной апертурой. Диаметр телескопа составляет 500 метров, и он позволяет ученым изучать формирование и эволюцию галактик, тёмную материю, исследовать другие космические объекты.
В августе 2016 года КНР запустил на орбиту первый в мире спутник квантовой связи Micius, который предназначен для создания «взломоустойчивых» квантовых коммуникаций. Спутник передает зашифрованные ключи из космоса на землю, демонстрируя самый сложный аспект квантовой физики — квантовую запутанность .
Наконец, из третьей группы стран (с низким уровнем развития науки) рассмотрим Индию, которая считается одной из самых привлекательных стран для инвестирования в инновационную сферу.
В последние годы отмечаются серьезные достижения в некоторых инновационных и высокотехнологичных сферах экономики Индии. Тенденцией последних лет стало возникновение предпринимательского сектора, способного выдержать международную конкуренцию благодаря применяемым инновациям. Эти предприятия работают в таких отраслях как автомобилестроение, разработка программного обеспечения, телекоммуникации и биотехнологии.
Другим сектором, показавшим мощный рост, стала отрасль телекоммуникаций. Рынок телекоммуникационных услуг Индии один из самых быстрорастущих рынков в мире (после Китая). Индия активно внедряет инновации в сферу телекома. Так, в стране получили широкое распространение протоколы 3G и Internet Protocol Television Services (IPTV) .
Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена, особенностями исторического и социально-экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов. Различия лежат в основном в особенностях организации научной деятельности, структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований. Для определения уровня развития науки в стране необходима особая методика оценки, определенная система показателей.
В науке США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в ближайшие годы, бросить им вызов. Но в области развития технологий и применения их результатов Соединенные Штаты — лишь один из лидеров, наряду с другими странами.
К числу самых приоритетных направлений развития науки Российской Федерации отнесены несколько направлений, в целом соответствующих мировым тенденциям: информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.
Индия сделала ставку на развитие высоких технологий и образования. Поэтому на фоне Китая ее успехи пока не слишком заметны. Однако реализация этой стратегии позволит в ближайшие десятилетия стать не только развитой страной, но и мозговым центром мира.
Список использованной литературы:
1. Варшавский А. Социально-экономические проблемы российской науки: долгосрочные аспекты развития//Экономика и математические методы. 2014. — №10. – с28-34.
2. Гаврилова И.С., Новиков С.В. К вопросу формирования научно — технологических приоритетов исследований и разработок в России//Успехи современной науки. 2016. с. 99-101.
3. Иди У. Наука о коммуникации в США: история развития и современное состояние//Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. с. 91-105.
4. Ковалев Ю.Ю. Типы стран по уровню развития// Вестник московского университета. 2014. — №2. — с27-31.
5. Никифорова Т. В. Научно – исследовательская деятельность в Индии: особенности государственного регулирования//Вестник Российского университета дружбы народов. 2019. с. 58 – 67.
6. Салицкая Е. А. Научно-технологический комплекс КНР: опыт развития //Наука. Инновации. Образование. 2014. с. 7 – 21.
Источник