- Страны с переходной экономикой и их особенности
- Классификация стран с переходной экономикой
- Характеристика экономики переходного периода
- Переплетение старых и новых экономических форм, и отношений
- Многоукладность
- Неустойчивость развития
- Альтернативность развития
- Противоречивость
- Особенности переходного периода в странах СНГ
- Особенности переходного периода в странах Азии
- Проблемы экономики переходного периода
- Основные черты стран с переходной экономикой
- Страны с переходной экономикой: описание и отличительные черты
Страны с переходной экономикой и их особенности
Государства, которые находятся в процессе перехода от централизованного командно-административного управления к рыночной экономике называются странами с переходной экономикой.
В результате распада социалистической системы в конце 80-х годов XX века образовалась группа стран, которым предстояло совершить переход к основам рыночных отношений. Причем, государства постсоветского пространства должны были создать несуществующие ранее хозяйственно-политические институты рыночной экономики.
Классификация стран с переходной экономикой
Страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория;
Страны Балтии: Латвия, Литва, Эстония;
Страны СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан;
Страны бывших советских республик, не входящие в состав СНГ: Грузия, Украина;
Страны Азии: Вьетнам, Камбоджа, Китай, Монголия, Лаос.
Характеристика экономики переходного периода
Суть состояния переходной экономики заключается в преобразовании политической и экономической основы действующей системы, развитии новых форм и создании базиса для перехода к рыночной экономике. Этот переходный процесс характеризуется инерционностью из-за давления существующих отношений и форм собственности.
Переходная экономика имеет ряд ключевых особенностей. Рассмотрим каждое по отдельности.
Переплетение старых и новых экономических форм, и отношений
Переходная экономика характеризуется смешением как старых, так и новых форм хозяйственных связей, типов собственности, типов взаимодействия между физическими и юридическими лицами, участвующими в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.
Элементы предыдущей системы: государственные предприятия, совхозы и колхозы, производственные кооперативы, личные подсобные хозяйства, функционирующие в новых условиях, изменяют свои функции и содержание. Вместе с этим появляются новые элементы, не существующие в старой экономической системе: биржи, коммерческие банки, фермерские хозяйства, негосударственные фонды, частные предприятия.
Многоукладность
Для переходного периода характерно наличие различных форм осуществления хозяйственной деятельности, организации хозяйства, форм собственности.
Например, в России на данный момент существует государственная и частная собственность. Развитие частного производства объединило труд и капитал. Это привело к появлению двух направлений в отношении частной собственности:
- На основе наемного труда – это предприятия, собственниками которых не являются наемные работники;
- На основе коллективных форм собственности – это акционерные общества, коллективные предприятия, коллектив арендаторов.
Неустойчивость развития
Экономика переходного периода характеризуется поиском новых форм экономических отношений на существующем старом базисе. Так как не созданы новые экономические институты и правила, происходит конфликт интересов, допускаются ошибки и просчеты.
Альтернативность развития
Развитие событий имеет фактор многовариантности. Существует возможность выбора наиболее благоприятного исхода. Однако не всегда экономические реформы дают ожидаемый эффект. В результате могут сформироваться различные варианты хозяйственного уклада.
Преобразования в аграрной сфере России привели к формированию многоукладной экономики сельского хозяйства, основанной на разных способах экономической деятельности:
- коллективный сектор (приемники колхозов и совхозов – крупные сельхозпредприятия, на долю которых приходится 52% производимой продукции);
- личные подсобные хозяйства (доля производимой продукции составляет 45%);
- фермерские хозяйства (доля в общем объеме производимой продукции – 3%).
Таким образом, для российского села характерно сосуществование различных хозяйственных укладов.
Противоречивость
Возникающие противоречия между субъектами хозяйственной деятельности могут привести к конфликту интересов между слоями общества и социальным катаклизмам.
Особенности переходного периода в странах СНГ
Сложность переходного периода в странах, бывших в составе СССР, обусловлена рядом сложившихся негативных факторов:
- разрыв хозяйственных связей после развала СССР;
- неконтролируемая приватизация ключевых государственных предприятий;
- закрепление валюты – доллара США;
- резкое падение темпов производства;
- дефицит товаров и услуг;
- резкое падение национальной валюты;
- дефицит госбюджета;
- на фоне гиперинфляции и снижения ВВП расслоение и обнищание населения.
Бюджетные ограничения привели к безработице и демографическому кризису. Одним из выходов в создавшейся ситуации оказалась «шоковая терапия». Классический пример – Польша. Однако, введение «шоковой терапии» не дало ожидаемого эффекта. Высокая инфляция привела к падению уровня жизни большей части населения и, как следствие, к усилению социального неравенства.
Особенности переходного периода в странах Азии
Экономические реформы в странах азиатского региона происходили при более благоприятных условиях, чем в европейских странах: устойчивая политическая ситуация, развитый сельскохозяйственный сектор.
Начальный этап переходного периода в странах Индокитая охарактеризовался тяжелой инфляцией, но жесткая экономическая политика позволила снизить ее до приемлемого уровня. В отличие от европейских стран, рост производства стран азиатского региона оставался положительным. Эта ситуация сложилась благодаря тесной взаимосвязи с сельскохозяйственным сектором и реформам в использовании земли.
- Реформы в Китае стимулировали сельское население, предоставляя среднесрочную аренду сельхозугодий и свободу в использовании излишков.
- Во Вьетнаме пересмотрели условия владения землей и разрешили реализовывать излишки по рыночным ценам через собственные торговые точки.
Выбранная стратегия не может быть реализована в европейских странах, где существует крупный промышленный сектор с меньшей долей сельскохозяйственного производства.
Проблемы экономики переходного периода
Основной проблемой переходного периода является отсутствие институтов рыночной экономики. Новые экономические организации и субъекты хозяйствования только формируются, что вызывает трудности в функционировании рыночных отношений.
По мнению экономистов, переходный период должен длиться в среднем 15 лет. В наиболее развитых странах Центральной и Восточной Европы этот процесс завершится в ближайшее время.
В России преобразования идут медленнее. С одной стороны, это связано с политическим кризисом на Украине, который замедлил темпы роста стран с переходной экономикой. С другой стороны, тормозит отсутствие новых экономических форм и институтов рыночных отношений.
Условно, этап перехода завершится, когда будут достигнуты темпы роста объемов производства докризисного периода и улучшится уровень жизни большей части населения России.
Источник
Основные черты стран с переходной экономикой
К странам с переходной экономикой принадлежат большинство бывших социалистических стран, осуществляющих переход от социалистических методов хозяйствования к рыночным. Это — бывшие союзные республики СССР: Украина, Россия, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан; бывшие социалистические страны Центральной Европы: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Албания; азиатские страны — Китай, Монголия и Вьетнам. Социалистическую ориентацию в целях построения коммунизма сохранили Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Куба.
По географическому признаку и по особенностям социально-экономических преобразований страны с переходной экономикой можно разделить на три группы:
· страны Центральной Европы и страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония);
· страны Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии (СНГ);
· Китай, Монголия и Вьетнам.
Переходная экономика — понятие, обозначающее трансформацию централизованной нерыночной модели экономического развития с жесткими командно-административными методами управления в открытую экономику, в которой рыночный механизм функционирования соединяется с гибкими методами государственного регулирования.
Трансформационные процессы в странах с переходной экономикой происходили двумя путями: эволюционным и революционным (или «шоковая терапия»).
Так, например, в Китае экономические преобразования происходили эволюционным путем. Специфической чертой экономических реформ в Китае является то, что рыночная экономика строится под руководством коммунистической партии, с сохранением основных социальных и административных структур, с господством коммунистической идеологии как в правительственных кругах, так и среди широких масс населения. Это обусловило постепенность осуществления реформ, без кардинального разрушения действующей социальной системы. Экономические реформы в Китае дали впечатляющие последствия. Из страны, население которой балансировало на грани голода, Китай быстро продвигается к группе развитых стран. По данным за 2010 год Китай занимает второе место в мире после США по абсолютному размеру ВВП – 10,09 трлн. долл.
В отличие от Китая в странах Центральной Европы и СНГ (за исключением Беларуси) реформирование экономики осуществлялось по шоковому варианту, то есть было взято направление на экономические преобразования в кратчайшие сроки, с коренным преобразованием социалистических экономических структур.
Рассмотрим особенности реформ в странах ЦВЕ. Радикальные экономические реформы в странах ЦВЕ начались в 1989 — 1991 годах.
Основными направлениями экономических преобразований стали:
· макроэкономическая стабильность и контроль ситуации в экономике;
· реформа цен и внедрение рыночных механизмов;
· развитие частного сектора, приватизация, реформирование производственной структуры;
· пересмотр роли государства в экономике.
В странах СНГ осуществления реформ происходило в более сложных условиях; переход на рыночные методы хозяйствования столкнулся с серьезнейшим трудностями и завершился позже.
Относительно более глубокие и решительные экономические преобразования в странах СНГ произошли в России, Грузии, Армении, Казахстане и Киргизии, которые выбрали «шоковый» вариант. Реформы в Беларуси идут медленнее, «эволюционным» путем, с меньшими социальными потерями.
Что касаемо динамики экономического роста, то необходимо отметить, что из стран с переходной экономикой в 90-е годы ХХ века только Китай демонстрировал достаточно стабильные и высокие темпы экономического роста. Во всех остальных государствах наблюдался либо спад, либо крайне невысокие темпы прироста ВВП. В 2000-х годах ситуация стала изменяться. Практически все государства демонстрировали высокие темпы экономического прироста. Положительную тенденцию изменил мировой финансовый кризис 2008-2009 годов. Особенно тяжело кризис отразился на Украине (-15,9%), России (-7,9%), Молдова (-7,7%), Эстония (-14,1%), Армения (-14,4%). В этот период кризисные явления сумели преодолеть Китай (+9,1%), Азербайджан (+9,3%), Таджикистан (+3,4%). В 2010-2011 годах положительная тенденция экономического роста распространилась и на остальные государства с переходной экономикой.
По экономическому потенциалу, характером реформирования и относительным уровнем развития зарубежные страны с переходной экономикой можно разделить на следующие группы:
1. Китай, Россия — государства с огромными природными и человеческими ресурсами, со значительным производственным потенциалом и большими абсолютными размерами ВВП;
2. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения — страны Центральной Европы, которые продвинулись дальше всего путем реформирования; имеют относительно высокий уровень ВВП на душу населения (18 — 31 тыс. долл.)
3. Эстония, Латвия, Литва — постсоветские республики, уже входящих в ЕС; среди бывших республик СССР имеют наиболее положительные результаты реформирования и средний уровень ВВП на душу населения (18 — 22 тыс. долл.)
4. Румыния, Болгария, Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания — страны Юго-Восточной Европы с менее развитой экономикой и низким душевым уровнем ВВП (от 6,5 тыс. долл. в Боснии и Албании до 17 тыс. долл. в Хорватии);
5. Беларусь, Азербайджан и Казахстан — страны СНГ со средним экономическим потенциалом и уровнем ВВП на душу населения близким к среднемировому уровню (9,5 — 12,0 тыс. долл.)
6. Грузия, Армения, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова — страны СНГ с невысоким уровнем экономического развития и низким душевым показателем ВВП (1,8 — 6,6 тыс. долл.)
7. Вьетнам и Монголия — азиатские страны со значительными природными ресурсами, но с очень низким душевым показателем ВВП (2,9 — 3,3 тыс. долл.).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Страны с переходной экономикой: описание и отличительные черты
Как известно, есть две основные модели экономики: командная и рыночная. Командная (плановая) экономика характеризуется прямым государственным регулированием всех экономических процессов, для рыночной же характерна минимизация вмешательства регулирующих органов в экономическую деятельность резидентов. Промежуточное место занимают страны с переходной экономикой. О них мы поговорим в данной статье.
Страны с переходной экономикой – это те, которые в данный момент находятся на пути от планового режима ведения хозяйства к рыночному. По сути, это государства бывшего Советского Союза, которые после его распада избрали рыночную модель. Поэтому все страны бывшего СССР, кроме, пожалуй, Беларуси – это страны переходной экономики. Для них характерно ускорение экономического развития после периода кризисных явлений плановой системы (по сути, именно из-за неспособности правительства планировать всю экономическую жизнь государства и произошел распад Союза), создание и развитие новых предприятий, повышение уровня жизни населения, уровня заработной платы, ликвидация товарного дефицита и прочее. Экономика становится более открытой как изнутри, так и снаружи – это значит, что как предприниматели-резиденты получают большую степень свободы в создании и развитии собственного бизнеса, так и иностранцы получают возможность инвестировать имеющиеся у них свободные денежные средства в объекты и предприятия, находящиеся в стране.
Как правило, страны с переходной экономикой привлекают повышенное внимание со стороны иностранных субъектов, желающих совершать так называемые прямые инвестиции в экономику этих государств. Причиной такого повышенного интереса является возможность более выгодного вложения капиталов, которую можно объяснить через действие законов спроса и предложения. Капитал – это такой же ресурс, как и сырье и рабочая сила, а значит, существует его рынок, а ценой его является процент доходности инвестиций. Естественно, на рынках капитала развитых стран уже существует некоторый его избыток, а значит, его доходность является очень низкой (примером могут послужить процентные ставки в зарубежных банках, редко превышающие 3-4 процента годовых). В то же время, в государствах переходной экономики наблюдается существенный недостаток капитала, а значит, норма прибыльности инвестиционных проектах там будет существенно выше.
Характеристика стран с переходной экономикой включает и некоторые отрицательные черты: быстрое социальное расслоение, в результате которого разница между доходами богатых и бедных составляет десятки и сотни раз. Более того, присутствует политическая и социальная нестабильность, высокая вероятность возникновения конфликтов, повышение уровня преступности и другие. Также стоит отметить, что страны с переходной экономикой могут характеризоваться несовершенной и нестабильной системой национального законодательства, что могут плохо воспринимать иностранные инвесторы, которые отдают предпочтение более стабильным странам с меньшей нормой доходности.
Основными заданиями правительства страны с переходной экономикой должны стать:
В социальной сфере – обеспечение равенства и стабильности, сведение к минимуму вероятности возникновения конфликтов на социальной почве, забота о незащищенных слоях населения (выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице);
В экономической сфере – повышение инвестиционной привлекательности государства, приведение системы законодательства (в том числе и в сфере налогообложения) в соответствие с мировыми стандартами, обеспечение защиты иностранных инвесторов от изменений законодательства и налоговой системы на длительный период.
Источник