Страны с переходной экономикой мировая торговля

Страны с переходной экономикой и их особенности

Государства, которые находятся в процессе перехода от централизованного командно-административного управления к рыночной экономике называются странами с переходной экономикой.

В результате распада социалистической системы в конце 80-х годов XX века образовалась группа стран, которым предстояло совершить переход к основам рыночных отношений. Причем, государства постсоветского пространства должны были создать несуществующие ранее хозяйственно-политические институты рыночной экономики.

Классификация стран с переходной экономикой

Страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория;

Страны Балтии: Латвия, Литва, Эстония;

Страны СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан;

Страны бывших советских республик, не входящие в состав СНГ: Грузия, Украина;

Страны Азии: Вьетнам, Камбоджа, Китай, Монголия, Лаос.

Характеристика экономики переходного периода

Суть состояния переходной экономики заключается в преобразовании политической и экономической основы действующей системы, развитии новых форм и создании базиса для перехода к рыночной экономике. Этот переходный процесс характеризуется инерционностью из-за давления существующих отношений и форм собственности.

Переходная экономика имеет ряд ключевых особенностей. Рассмотрим каждое по отдельности.

Переплетение старых и новых экономических форм, и отношений

Переходная экономика характеризуется смешением как старых, так и новых форм хозяйственных связей, типов собственности, типов взаимодействия между физическими и юридическими лицами, участвующими в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Элементы предыдущей системы: государственные предприятия, совхозы и колхозы, производственные кооперативы, личные подсобные хозяйства, функционирующие в новых условиях, изменяют свои функции и содержание. Вместе с этим появляются новые элементы, не существующие в старой экономической системе: биржи, коммерческие банки, фермерские хозяйства, негосударственные фонды, частные предприятия.

Многоукладность

Для переходного периода характерно наличие различных форм осуществления хозяйственной деятельности, организации хозяйства, форм собственности.

Например, в России на данный момент существует государственная и частная собственность. Развитие частного производства объединило труд и капитал. Это привело к появлению двух направлений в отношении частной собственности:

  1. На основе наемного труда – это предприятия, собственниками которых не являются наемные работники;
  2. На основе коллективных форм собственности – это акционерные общества, коллективные предприятия, коллектив арендаторов.

Неустойчивость развития

Экономика переходного периода характеризуется поиском новых форм экономических отношений на существующем старом базисе. Так как не созданы новые экономические институты и правила, происходит конфликт интересов, допускаются ошибки и просчеты.

Альтернативность развития

Развитие событий имеет фактор многовариантности. Существует возможность выбора наиболее благоприятного исхода. Однако не всегда экономические реформы дают ожидаемый эффект. В результате могут сформироваться различные варианты хозяйственного уклада.

Преобразования в аграрной сфере России привели к формированию многоукладной экономики сельского хозяйства, основанной на разных способах экономической деятельности:

  • коллективный сектор (приемники колхозов и совхозов – крупные сельхозпредприятия, на долю которых приходится 52% производимой продукции);
  • личные подсобные хозяйства (доля производимой продукции составляет 45%);
  • фермерские хозяйства (доля в общем объеме производимой продукции – 3%).

Таким образом, для российского села характерно сосуществование различных хозяйственных укладов.

Противоречивость

Возникающие противоречия между субъектами хозяйственной деятельности могут привести к конфликту интересов между слоями общества и социальным катаклизмам.

Особенности переходного периода в странах СНГ

Сложность переходного периода в странах, бывших в составе СССР, обусловлена рядом сложившихся негативных факторов:

  • разрыв хозяйственных связей после развала СССР;
  • неконтролируемая приватизация ключевых государственных предприятий;
  • закрепление валюты – доллара США;
  • резкое падение темпов производства;
  • дефицит товаров и услуг;
  • резкое падение национальной валюты;
  • дефицит госбюджета;
  • на фоне гиперинфляции и снижения ВВП расслоение и обнищание населения.

Бюджетные ограничения привели к безработице и демографическому кризису. Одним из выходов в создавшейся ситуации оказалась «шоковая терапия». Классический пример – Польша. Однако, введение «шоковой терапии» не дало ожидаемого эффекта. Высокая инфляция привела к падению уровня жизни большей части населения и, как следствие, к усилению социального неравенства.

Особенности переходного периода в странах Азии

Экономические реформы в странах азиатского региона происходили при более благоприятных условиях, чем в европейских странах: устойчивая политическая ситуация, развитый сельскохозяйственный сектор.

Начальный этап переходного периода в странах Индокитая охарактеризовался тяжелой инфляцией, но жесткая экономическая политика позволила снизить ее до приемлемого уровня. В отличие от европейских стран, рост производства стран азиатского региона оставался положительным. Эта ситуация сложилась благодаря тесной взаимосвязи с сельскохозяйственным сектором и реформам в использовании земли.

  • Реформы в Китае стимулировали сельское население, предоставляя среднесрочную аренду сельхозугодий и свободу в использовании излишков.
  • Во Вьетнаме пересмотрели условия владения землей и разрешили реализовывать излишки по рыночным ценам через собственные торговые точки.

Выбранная стратегия не может быть реализована в европейских странах, где существует крупный промышленный сектор с меньшей долей сельскохозяйственного производства.

Проблемы экономики переходного периода

Основной проблемой переходного периода является отсутствие институтов рыночной экономики. Новые экономические организации и субъекты хозяйствования только формируются, что вызывает трудности в функционировании рыночных отношений.

По мнению экономистов, переходный период должен длиться в среднем 15 лет. В наиболее развитых странах Центральной и Восточной Европы этот процесс завершится в ближайшее время.

В России преобразования идут медленнее. С одной стороны, это связано с политическим кризисом на Украине, который замедлил темпы роста стран с переходной экономикой. С другой стороны, тормозит отсутствие новых экономических форм и институтов рыночных отношений.

Условно, этап перехода завершится, когда будут достигнуты темпы роста объемов производства докризисного периода и улучшится уровень жизни большей части населения России.

Источник

2.7.2. Место и роль стран с переходными экономиками в системе мирового хозяйства

Место переходных экономик в системе мирового хозяйства определяет целый ряд противоречивых факторов. С одной стороны, это стремление подавляющего большинства бывших социалистических государств войти в политические, военные и экономические структуры Запада. С другой стороны, объективная реальность современного этапа развития этих стран обусловливает необходимость активного взаимного сотрудничества стран между собой. Речь идет о существующей до сих пор зависимость большинства постсоциалистических экономик от российской топливно-сырьевой базы, низкую конкурентоспособность их национального производства, близкое географическое расположение стран. Очевидно, что вторая группа факторов в большей степени касается региона стран СНГ. В свою очередь, переориентация переходных экономик на западные (прежде всего западноевропейские структуры зависит от скорости продвижения этих стран путем рыночных преобразований и уровня демократизации общественной жизни. Понятно, что такие страны, как Польша, Венгрия, Чехия, Словения имеют реальный шанс стать составным подразделением европейской экономической интеграции в ближайшей перспективе. Значение здесь имеет и целенаправленная политика правительств стран Восточной и Центральной Европы в этом направлении. Одним из первых ее результатов стало заметное усиление внешнеэкономических связей этих стран с Европейским Союзом. В настоящее время не менее половины оборота внешней торговли стран Восточной и Центральной Европы приходится на ЕС. Ускорению процесса переориентации способствовало заключение Европейским Союзом соглашений об ассоциированном членстве с Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией в 1991, p. с Болгарией и Румынией — в 1993 г. В 1997 г. ЕС начал переговоры о полном членстве в Союзе с Польшей, Словенией, Венгрией и Чехией и подготовительную работу по принятию в ЕС Болгарии, Румынии и Словакии. Сегодня в этом процессе участвуют и республики Балтии. Эстония — среди первых кандидатов на вхождение в Европейский Союз. Латвия и Литва находятся на стадии проведения подготовительной работы.

Прогнозируется, что в первые десять лет XXI в. присоединение наиболее продвинутых постсоциалистических стран, в первую очередь стран Восточной и Центральной Европы, в ЕС повлечет ряд противоречивых последствий. Положительными среди них есть, во-первых, сам факт вхождения экономик этих стран в систему международного европейского разделения труда, формирования здесь новых отраслей специализации, ориентированных на мировые рынки. Во-вторых, значительным плюсом можно считать постепенный рост качества продукции стран восточно — и центральноевропейского региона к уровню западных стандартов, а следовательно, повышение уровня благосостояния населения этих стран. Важное значение в этом будут играть будущие дотации со стороны Европейского Союза новым государствам-участникам. Объем этих дотаций только в период до 2000 г. должен был составить 75 млрд. евро.

Однако вступление в ЕС стран Восточной и Центральной Европы означает для них полную отмену всех протекционистских мер для западных рынков. В то же время в значительной мере потерянными будут их сегодняшние позиции на рынках стран СНГ. Это потребует от государств Восточной и Центральной Европы дальнейшего углубления структурной перестройки их национальных экономик, которая уже сегодня является весьма болезненной. Например, по некоторым прогнозам, в Польше с 1,5 млн. крестьянских хозяйств по условий ЕС выжить сможет только 0,5 млн.

Если дальнейшие интеграционные перспективы развития стран Восточной и Центральной Европы и государств Балтии можно считать определенным, то будущие позиции стран СНГ по вхождению в Западные экономические структуры являются достаточно неопределенными. Только желание стран и провозглашение лозунгов об этом их правительствами мало. Без последующего реального целенаправленного рыночного реформирования экономик стран СНГ любые шаги в направлении европейской интеграции будут бесплодными.

Определение роли стран с переходными экономиками в мировом хозяйстве требует учета того факта, что для развитых западных стран и новых индустриальных государств достаточно привлекательными являются рынки, которые появляются в результате трансформации экономик стран второго мира с их относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силой, имеющейся ресурсной базой, большим внутренним рынком с ненасыщенным спросом. Это обусловливает достаточно большие объемы иностранных инвестиций, направленных в регион постсоциалистических стран. Очевидно, что более значительные инвестиционные потоки направлены в страны с более реформованими экономиками, или же туда, где имеются значительные запасы полезных ископаемых, прежде всего, топливно-энергетических. Так, общий объем только прямых иностранных инвестиций в страны Центральной Европы (Польша, Чехия, Венгрия) за 1989-1997 гг. составляет 40 млрд. долл. США. По этому поводу уже упоминалась Эстония, которая является одним из лидеров среди постсоветских государство по объему иностранных капиталовложений. На первое же место по объему прямых иностранных инвестиций среди республик бывшего СССР вышел Казахстан. Объем прямых иностранных инвестиций здесь в 1997 г. достиг суммы почти в 3 млрд. долл. США. Более 80% всей промышленности страны контролируют иностранные предприниматели. Основные средства здесь направлены в нефтегазовый комплекс, перспективы развития которого оцениваются специалистами этой отрасли очень высоко.

Значительные иностранные капиталовложения было сделано также в разработку нефтяных месторождений Азербайджана (в 1997 г. — 1,8 млрд. долл. США, а всего запланировано вложить 12 млрд. долл.). Перспективной является участие иностранных компаний в прокладке крупных магистральных газопроводов в Туркменистане, в строительстве предприятий в Кыргызстане и Узбекистане. В других странах — членах СНГ объемы прямых иностранных инвестиций значительно меньше. В Украине их сумма на 1 июля 2000 г. составляла примерно 3,6 млрд. долл. США. Объясняет недостаточной заинтересованности иностранных бизнесменов в предпринимательской деятельности в большинстве стран бывшего СССР ряд негативных факторов, а именно: политическая неопределенность, недостатки правовой системы, отсутствие гарантий безопасности для иностранных предпринимателей, коррумпированность государственных чиновников, подозрительное отношение к иностранным инвесторам, непредсказуемое поведение руководителей предприятий и др. Указанные факторы, а также низкий уровень жизни подавляющего большинства населения в странах с переходными экономиками, отсутствие надлежащей рыночной инфраструктуры — это те негативные составляющие, которые сдерживают процесс экономической экспансии рынков большинства постсоветских государств и без преодоления которых дальнейшее поступательное развитие этих государств существенно усложняется.

Особую актуальность этой проблеме придает тот факт, что приток иностранных инвестиций в экономику постсоциалистических стран обеспечивает им доступ к новым технологиям, а следовательно возможность модернизации экономики. Классическим примером, который это подтверждает, пример автомобильного альянса немецкого концерна «Фольксваген» и чешской компании «Шкода», в котором немецкая фирма имеет контролирующие позиции. Концерн «Фольксваген» пришел на «Вред» в 1993 г. и начал проводить обновление старой продукции. В результате чешская компания начала выпускать абсолютно новый легковой автомобиль — «Шкода-Октавиа», который теперь хорошо продается на Западе почти по западным ценам. Концерн «Фольксваген» заставил поставщиков фирмы «Шкода» выпускать комплектующие соответствующего качества. Уже в 1997 г. автомобили «Шкода» на 70% собирались из деталей и узлов, произведенных местными компаниями. их продукция и готовые автомобили «Шкода» составляют 16% всего чешского экспорта. Учитывая этот опыт правительство Чехии увеличивает количество льгот для иностранных инвесторов, планируя предоставления налоговых льгот на весь период, пока эти инвесторы будут приносить в страну новейшие технологии.

Прямые иностранные капиталовложения для переходных экономик — это также возможность овладения опытом современной коммерции и практикой современного менеджмента, то есть теми составляющими реформирования национальных экономик постоціалістичних стран, которые могут обеспечить им должное место в системе мирового хозяйства.

Одновременно с указанными выгодами и преимуществами, которые несет в себе процесс открытия национальных рынков международной экономике, нужно указать и на его проблемный аспект. Речь идет об уязвимости еще несостоявшихся национальных хозяйств большинстве постсоциалистических стран для общемировых кризисных явлений. Последствия, в частности, финансового кризиса 1998 г. достаточно ярко иллюстрируют этот процесс. После обострения кризиса в Азии начался отток средств иностранных инвесторов из всех развивающихся рынков, латиноамериканского в частности, а также с рынков стран Восточной и Центральной Европы и России. Это повлекло существенное обострение финансовых проблем в Чехии и Болгарии, привело к обвалу российского рубля, потянув за собой возникновение значительных проблем в первую очередь в финансово-денежной сфере Украины, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси. Очевидно, эти негативные последствия были бы значительно меньше, если бы экономическое положение упомянутых выше государств было бы более стабильным. Итак, еще раз следует подчеркнуть, что только последовательные рыночные реформы, экономический рост, базирующийся на факторах долгосрочной стабильности переходных экономик, могут стать основой дальнейшего поступательного развития любой из бывших социалистический стран. Только при таких условиях процесс мировой глобализации станет для стран с переходными экономиками стимулирующим фактором развития, а не фактором его торможения.

Источник

Читайте также:  Проект страны мира окружающий мир франция
Оцените статью