Особенности развития стран с переходной экономикой
1.1. Основные черты переходной экономики
Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие «безвозвратный» характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе.
Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества.
В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами.
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики
Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными.. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.
Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:
— утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами; — бюджетный кризис; — трансформационный спад. Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.
Главная закономерность переходного периода — утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами.
Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в экономике. Оно имеет три основных аспекта.
Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям — подобно частным компаниям и гражданам.
Например, при нарушении условий поставки товара потребителю государственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.
Включенность государства наряду с гражданами и организациями в правовую систему, регулирующую жизнь всего общества — одно из величайших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым — полноценное функционирование рыночного механизма.
Вторым аспектом изменения положения государства является формирование нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной экономике, государство не должно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управление
осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораздо более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.
Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка.
Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кризиса, то логично допустить и существование общих направлений в преобразовании экономических систем, которые можно было бы назвать закономерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, такие закономерности
есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) стабилизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.
В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-
Второй неотъемлемый элемент трансформации — приватизация. Возможен ли рынок без частной собственности? Некоторые ученые дают утвердительный ответ. Они ссылаются на размывание границ между формами собственности в современной рыночной экономике. Не приходится спорить, например, с тем, что ведущей организационно-правовой формой в развитых странах выступают акционерные общества, в которых объединены десятки, сотни, а то и тысячи владельцев. В их число могут входить и государственные компании, и партнерства, и кооперативы, и другие экономические организации. Не вдаваясь в тонкости этой научной дискуссии, отметим, что без частной собственности рынок всё же невозможен. Конечно, в последние десятилетия получили большое распространение компании со смешанным капиталом. Но в основе рыночных отношений лежит именно частная собственность. Ведь по своей природе рынок требует децентрализованного принятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действующие в конкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли.
Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации – это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции.
Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики. Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.
1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых других государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной роли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке произошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капиталистической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие целой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, рыночная система не может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная экономика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача — создание рыночной системы как основы экономики.
2. Объективная потребность в сознательном регулированиивсего народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и ранее, а о новом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все общественное хозяйство.
Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть реализована и в переходной экономике.
3. Экономика современных государств — это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рынках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики все более и более обогащается
интеграционными процессами, что создает новые возможности для переплетения внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ними. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства.
Источник
Тенденции развития стран с переходной экономикой
3. Тенденции развития стран с переходной экономикой
Наш мир, который никогда еще раньше не был так взаимосвязан и взаимозависим, переживает тяжелый финансовый кризис беспрецедентных масштабов, имеющий глобальные последствия. Ситуация нестабильна. Текущий финансовый кризис быстро принимает форму экономического кризиса и угрожает вылиться в социальный кризис во многих странах.
Этот кризис произошел во время беспрецедентно высокой приверженности делу охраны здоровья в мире. Он разразился в ходе проведения самой грандиозной инициативы в истории по уменьшению масштабов нищеты и более равномерному и справедливому распределению в мире преимуществ нашего современного общества, в том числе преимуществ, связанных со здоровьем, — инициативы по достижению Целей тысячелетия в области развития.
До сих пор еще не ясно, что текущий финансовый кризис будет означать для стран с низким уровнем дохода и переходной экономикой, но многие прогнозы крайне пессимистичны. Перед лицом глобального экономического спада финансовое напряжение в богатых странах может привести к сокращению официальной помощи в целях развития. А еще хуже перспективы сокращения расходов на социальные нужды, такие как здравоохранение, образование и социальную защиту, — на эту меру могут быть вынуждены пойти многие страны, особенно страны с низким уровнем доходов. Обе эти ответные меры принимались в прошлом. И обе эти меры могут иметь столь же разрушительные последствия для здоровья, развития, безопасности и благополучия, как в прошлом.
Поэтому, крайне важно извлечь уроки из прошлых ошибок и противопоставить этому периоду экономического спада расширение инвестиций в здравоохранение и социальный сектор. Имеется целый ряд веских причин в поддержку такой линии действий.
Во-первых, защита неимущих. Рост цен на продовольствие и топливо наряду с отсутствием безопасности в области занятости входят в число факторов, усиливающих неравенства во время экономического спада. В этом контексте, по всей вероятности, значительно возрастут разорительные расходы на здравоохранение, из-за которых в «лучшие» времена более 100 миллионов человек ежегодно скатывались в нищету. Самыми уязвимыми неизбежно становятся те, кто страдает больше всех: неимущие, социально изолированные, дети, женщины, инвалиды, престарелые и люди с хроническими болезнями. Для защиты самых уязвимых в богатых и бедных странах срочно необходимы более прочные сети безопасности.
Во-вторых, стимулирование экономического подъема. Инвестиции в социальные сектора являются инвестициями в человеческий капитал. Здоровый человеческий капитал является основой экономической продуктивности и может ускорять процесс восстановления экономической устойчивости.
В-третьих, содействие социальной стабильности. Справедливое распределение услуг здравоохранения является одним из важнейших факторов, способствующих социальной сплоченности. Социальная сплоченность является наилучшей защитой от общественных волнений на национальном и международном уровне. Здоровое, продуктивное и стабильное население всегда является ценным вкладом, особенно, во время кризиса.
В-четвертых, повышение эффективности. Предварительная оплата на основе объединения ресурсов является самым эффективным путем финансирования расходов на здравоохранение. Расходы из своих собственных средств на местах оказания услуг являются наименее эффективными и самыми разорительными, из-за которых ежегодно миллионы людей оказываются за чертой бедности. Приверженность обеспечению всеобщего охвата не только способствует защите неимущих людей, но также является самым доступным по стоимости и эффективным способом использования ограниченных ресурсов.
В-пятых, обеспечение безопасности. Мир, в значительной степени выведенный из равновесия, не является ни стабильным, ни безопасным. Для поддержания потенциальных возможностей в области эпиднадзора и ответных мер перед лицом угроз возникновения пандемий необходимы прочные системы здравоохранения. Недостаточные инвестиции в системы здравоохранения в Африке к югу от Сахары в 1980-х гг. привели к тому, что в последующее десятилетие они оказались трагически неподготовленными к пандемии ВИЧ/СПИДа.
Переход к рыночной экономике увенчался заметным успехом. Хотя в этом кратком обзоре основное внимание уделялось экономическим изменениям, первым главным достижением является широкая, хотя еще далеко не всеобщая, приверженность демократии и созданию рыночной экономики. Переход к ней в большинстве стран ассоциировался с ростом политической свободы. Все страны, за исключением шести, отнесены к числу «свободных» или «частично свободных» организацией по правам человека «Фридом хауз»; благодаря регулярным выборам граждане этих стран получили возможность выражать свое мнение в процессе перехода. Политики, выступающие за отход с рыночного пути в экономике, так и не пришли к власти, хотя нереформированные коммунистические партии иногда получали до трети голосов на всеобщих выборах.
Поэтому, несмотря на экономические тяготы, связанные с перестройкой, граждане, как представляется, считали поворот часов вспять худшим вариантом.
Во-вторых, кажется, укрепился курс на макроэкономическую стабильность, при этом в большинстве случаев инфляция взята под контроль. Примером этого является решимость России предотвратить инфляционную спираль вслед за девальвацией рубля в 1998 году.
В-третьих, в большинстве стран под рыночную экономику, по крайней мере де-юре, были подведены базовые структурные основы. В их число входят процедуры банкротства, политика поощрения конкуренции и антимонопольные акты, улучшение стандартов бухгалтерского учета и законодательство для регулирования финансовых рынков.
В странах Центральной Европы и Балтии курс на макроэкономическую стабилизацию был принят раньше, и структурные реформы проводились более твердо. Эти страны снова причисляются к рангу стран со средними доходами и могут заявлять, что они перешли к рынку. Теперь перед ними стоят проблемы, связанные со вступлением в ЕС и, в более общем плане, с тем, чтобы догнать более богатые нации.
Список используемой литературы
1. Грибанич, В. М., Рыбалкин, В. Е., Щербанин, Ю. А. Мировая экономика.- 3-е изд. перераб. и доп./В. М. Грибанич, В. Е. Рыбалкин, Ю. А. щербанин.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009.- 447с.
2. Гурова, И. П. Мировая экономика: Учебник/И. П. Гурова – М.: Омега – Л, 2008.- 391с.
3. Кочергина, Т. Е. Мировая экономика: Учебник для вузов/Т. Е. Кочергина.- Ростов – на – Дону: «Феникс», 2009.- 267с.
4. Мировая экономика/под ред. Ю. А. Щербанина.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.- 318с.
5. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов/Под ред. проф. И. П. Николаевой.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Юнити — Дана, 2006.- 510с.
6. Писарева, М. П. Мировая экономика. Конспект лекций/М. П. Писарева.- М.: Эксмо, 2008.- 160с.
7. Суэтин, А. А., Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: Учебник для вузов/А. А. Суэтин.- М.: КноРус, 2008.- 320с.
8. Хмелев, И. Б., Логвинова, И. Л., Мировая экономика: Учебное пособие/И. Б. Хмелев, И. Л. Логвинова.- М.: ММИЭИФП, 2004.- 127с.
Источник