Страны с переходной экономикой учебник

Россия и страны с переходной экономикой: география внешнеэкономических связей*

Е.Л. ПЛИСЕЦКИЙ

Согласно принятой международной классификации к этой группе относят страны, осуществляющие переход от командно-административной (социалистической) экономики к рыночной. Помимо стран СНГ в нее включают 12 государств Центральной и Восточной Европы, к которым относят все европейские страны, входившие ранее в социалистический лагерь, а также страны Прибалтики (Литву, Латвию, Эстонию) и Монголию. На долю этих государств (без СНГ) приходится 2—3% мирового ВВП и 15% внешнеторгового оборота России.

Почти полвека — с конца 40-х и до начала 90-х годов ХХ в. страны Центральной и Восточной Европы были главными торговыми партнерами бывшего Советского Союза (в 1990 г. их доля во внешней торговле СССР превышала 2/5). Экономическая интеграция СССР и государств Центральной и Восточной Европы в рамках созданного тогда Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) осуществлялась главным образом на основе обмена отечественного сырья и топлива на машины и потребительские товары, поступающие из этих стран. Производственная кооперация была развита довольно слабо.

После крушения тоталитарных режимов в странах Центральной и Восточной Европы и СССР, упразднения СЭВ в 1991 г. произошел резкий спад в торгово-экономических отношениях бывших партнеров по социалистическому лагерю и переориентация их внешнеэкономических связей на более тесное сотрудничество с промышленно развитыми государствами Запада.

Читайте также:  Территория каждой страны мира

Деловые партнерские отношения России со странами Центральной и Восточной Европы постепенно восстанавливаются. Этому в немалой степени способствуют нормализация политических отношений Российской Федерации с государствами региона, сохранение основ сложившегося за годы существования СЭВ международного разделения труда в форме обмена российских энергоносителей и сырьевых товаров на машинно-техническую продукцию и потребительские товары восточноевропейских стран, а также созданная транспортная инфраструктура — трубопроводы, линии электропередачи, железные и шоссейные дороги.

Внешнеэкономические связи России со странами Центральной и Восточной Европы строятся на двусторонней основе. Заключены соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве России с Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией.

Основными торговыми партнерами России в регионе выступают Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и страны Прибалтики. На их долю приходится 9/10 российского экспорта в страны с переходной экономикой и 4/5 импорта. Товарная структура российского экспорта в эти страны во многом схожа — в ней доминируют топливные ресурсы (нефть, газ). Например, в экспортных поставках в Польшу их доля достигает 80%, в Чехию — 75%, в Венгрию — свыше 60%. Венгрия практически полностью покрывает свои потребности в топливе завозом его из России.

Сегодня в странах Центральной и Восточной Европы реализуется почти треть всей экспортируемой Россией нефти и примерно столько же природного газа, свыше 1/5 каменного угля. Через их территорию проходят транзитные нефте- и газопроводы, по которым российские энергоносители поступают в Западную Европу.

Наряду с топливом и сырьевыми товарами Россия поставляет на рынки стран Центральной и Восточной Европы и готовую продукцию. Венгрия, например, закупает в России легковые и грузовые автомобили, станки, оборудование, алюминий, продукцию тяжелого машиностроения.

В свою очередь, эти страны продолжают оставаться поставщиками многих необходимых России товаров — продовольствия, медикаментов, химических изделий, отдельных видов машин и оборудования, запасных частей и постепенно расширяют свое присутствие на российском рынке. Так, удельный вес продовольственных товаров и продукции машиностроения в структуре российского импорта из Польши достигает 2/3, еще примерно 1/5 приходится на долю химической продукции и потребительских товаров. Российский импорт из Венгрии на 3/5 состоит из поставок машин и других готовых изделий и на 1/3 — продовольствия.

Одновременно с торговлей все шире используются такие формы внешнеэкономических связей, как совместное предпринимательство, инвестиционная деятельность, научно-техническое сотрудничество. Так, Россия совместно с Польшей реализует проект строительства газопровода Ямал—Западная Европа, который проходит по ее территории. Его первая нитка должна войти в строй в 2003 г. Ведутся переговоры о сооружении второй очереди газопровода.

Примером реализации крупных совместных проектов, осуществляемых в последние годы на территории России с участием польских компаний, является реконструкция Магнитогорского металлургического комбината и возведение производственных и социальных объектов в газовой промышленности. Подписано соглашение между калининградским предприятием «Автотор» и группой польских компаний о начале производства в Калининграде автобусов большой вместимости.

Другое российское предприятие «Тушино-Авто» и венгерская компания АО «ИкарусБус» уже активно сотрудничают в выпуске автобусов известной марки «Икарус». За годы работы этого совместного предприятия собрано более 2000 автобусов этой марки. Еще одна венгерская компания «Глобус» — крупнейший в стране производитель консервов и других продуктов питания — планирует расширить свое присутствие на российском рынке путем инвестирования капиталов в предприятия агропромышленного комплекса России.

Крупным производителем автомобильных шин стало совместное российско-словацкое предприятие «Матадор-Омскшина». Оно образовано известными производителями автопокрышек АО «Матадор» (Словакия) и ОАО «Омскшина» в 1995 г. Сегодня это один из основных поставщиков шин для «АвтоВАЗа», выпускающий свыше одного миллиона автопокрышек в год. Продукция предприятия отличается широким ассортиментом и высоким качеством.

На базе Ярославского электровозоремонтного завода создано совместное российско-чешское предприятие по выпуску новых локомотивов, предназначенных для российских железных дорог. Первый электровоз намечено выпустить в 2004 г. СП будет заниматься также ремонтом действующего подвижного состава. Еще одно СП в транспортном машиностроении создано с участием чешской фирмы «Шкода» и Вологодского механического завода (ВМЗ). На его базе развернуто производство современных троллейбусов. Ведутся переговоры об организации выпуска чешских автобусов «Кароса» в Елабуге.

В Воронеже на российско-чешском СП «Воронеж-Пласт» введена в строй действующих первая в России линия по выпуску защитных полиэтиленовых труб. Они используются при прокладке линий связи, водопроводных и канализационных коммуникаций и значительно увеличивают срок их эксплуатации. Планируется дальнейшее расширение этого производства.

Все большее развитие получают международные торгово-экономические связи на региональном уровне. Интересы венгерских компаний обращены к территориям России, где проживают финно-угорские народы: Республика Мордовия, Карелия, Коми, Марий-Эл, Удмуртия, Ханты-Мансийский округ. Польские воеводства установили различные формы связей с 15 регионами России. Особенно интенсивно развиваются пограничные контакты Польши с Калининградской областью.

Словакия налаживает торгово-экономические связи со Свердловской областью, где уже действуют совместные российско-словацкие предприятия и разрабатываются новые проекты сотрудничества. Чехия, стремясь расширить возможности продвижения своей продукции на российский рынок, получить доступ к сырьевой и производственной базе российских регионов, установила прямые связи более чем с 20 российскими территориями. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Свердловская, Тюменская области, республики Коми, Татарстан и др.

Не меньшую заинтересованность в освоении рынков европейских стран проявляют и российские предприниматели. Так, крупнейшие нефтегазовые компании России принимают участие в приватизации предприятий ТЭК в Чехии. Российское АО «Стройтрансгаз» и чешское АО «Трансгаз» разрабатывают проект по созданию здесь совместной газораспределительной компании. Усиливается российско-чешское сотрудничество в военно-технической сфере.

Экономические связи с государствами Прибалтики обусловлены особенностями их географического положения и строятся главным образом на основе транзита российских грузов через порты этих стран, поставок в них энергоносителей. Сегодня около 2/3 грузов, экспортируемых из России через Северо-Западный регион, проходят через зарубежные порты (Рига, Вентспилс, Лиепая, Таллин и др.). За счет морского транзита из России Литва, Латвия и Эстония формируют почти третью часть своих национальных бюджетов. Тем самым Россия фактически поддерживает экономику стран Прибалтики.

Однако для российских компаний эта ситуация крайне невыгодна, поскольку перемещение грузов через территорию и порты иностранных государств требует дополнительных затрат. Создавая новые портовые комплексы на своем балтийском побережье (в Приморске и Усть-Луге под Санкт-Петербургом)**, Россия прежде всего защищает национальные экономические интересы. Конкуренция со стороны новых российских портов может вынудить наших зарубежных соседей снизить тарифы на провоз грузов через их территорию и порты.

Значительный интерес для россиян представляют путешествия и отдых в странах Центральной и Восточной Европы. Мягкий климат, красивые природные ландшафты, многочисленные исторические и архитектурные памятники в сочетании с европейским уровнем обслуживания и относительно недорогим сервисом привлекают сюда много туристов.

Развитие внешнеэкономических связей России и стран с переходной экономикой имеет хорошие перспективы. Высокая конкуренция на рынках Западной Европы, с одной стороны, и значительный потенциал российского рынка, с другой стороны, побуждают предпринимателей этих государств расширять свою деятельность в России. Государства Центральной и Восточной Европы и в перспективе останутся крупными импортерами российских энергоносителей. Одновременно перечень экспортируемых из России товаров будет расширяться за счет продукции обрабатывающей промышленности. Для этого должны быть, в частности, решены имеющиеся еще политические и экономические проблемы в отношениях между Россией и странами региона.

*Раздел главы «География внешнеэкономических связей России» в новом учебнике «Коммерческая география. Россия и мировой рынок». 11 класс. Часть II. Учебник подготавливается к печати в издательстве «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА».
** См.: М.Л. Петров. Новые порты России на Балтике//География, № 9/2002, с. 9—11. — Прим. ред.

Источник

«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»

АННОТАЦИЯ

Настоящее пособие призвано сформировать у студентов представление об экономических процессах, происходящих в России, а так же о механизмах реформирования в период перехода к новой экономической модели.

Учебно-методическое пособие является электронной версией книги:
Переходная экономика: учебное пособие по переходной экономике для студентов технического вуза машиностроительных, дорожно- строительных и транспортных специальностей / сост. Л. В. Барт, В. В. Егоров, Э. Н. Разнодежина. — Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 107 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Содержание переходной экономики: общее и особенное
Глава 2. Плановая система – исходное состояние для переходной
экономики
Глава 3. Содержание современной переходной российской экономики
Глава 4. Приватизация в переходной экономике
Глава 5. Распределительные отношения в переходной экономике
Глава 6. Занятость и инфляция в переходной экономике
Глава 7. Социальная ориентация переходной экономики: объективная необходимость или благопожелание

Проблема переходной экономики в экономической науке возникает неоднократно. В конце XX столетия мировое сообщество столкнулось с принципиально новым классом проблем, связанных с переходными процессами в бывших социалистических странах, вставших на путь формирования рыночной экономики. Можно выделить три группы социально-экономических проблем, которые стали актуальны в период перехода к рыночной экономики и вокруг которых разворачиваются соответствующие дискуссии. Во-первых, проблемы либерализации и макроэкономической стабилизации, поскольку кризис экономической системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом. Во-вторых, институциональные проблемы, то есть формирование развитой системы отношений частной собственности. Это поистине невиданная до настоящего времени задача. Ответ на вопрос о той или иной модели развития, о правильном или оптимальном пути приватизации могла дать только практика посткоммунистической трансформации. Уникальность советского общества, полностью отрицающего частную собственность и легальное обладание богатством, вызывало серьезные вопросы о применимости стандартных макроэкономических закономерностей при трансформации этой системы. Наконец, в-третьих, самостоятельной проблемой оставались возможности и перспективы экономического роста, важность которой придавала необходимость трансформации хозяйственной структуры посткоммунистических обществ и принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны. В своей работе составители учебного пособия опирались на исследования Л. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Бузгалина, Д. Васильева, М. Войекова, Е. Гайдара, А. Калганова, В. Мау, В. Радаева, А. Улюкаева, С. Шаталова, Е. Ясина и др. Авторский коллектив представляет свое теоретическое видение переходной экономики.

Электронная версия книги: Скачать.

Источник

Страны с переходной экономикой и их особенности

Государства, которые находятся в процессе перехода от централизованного командно-административного управления к рыночной экономике называются странами с переходной экономикой.

В результате распада социалистической системы в конце 80-х годов XX века образовалась группа стран, которым предстояло совершить переход к основам рыночных отношений. Причем, государства постсоветского пространства должны были создать несуществующие ранее хозяйственно-политические институты рыночной экономики.

Классификация стран с переходной экономикой

Страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория;

Страны Балтии: Латвия, Литва, Эстония;

Страны СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан;

Страны бывших советских республик, не входящие в состав СНГ: Грузия, Украина;

Страны Азии: Вьетнам, Камбоджа, Китай, Монголия, Лаос.

Характеристика экономики переходного периода

Суть состояния переходной экономики заключается в преобразовании политической и экономической основы действующей системы, развитии новых форм и создании базиса для перехода к рыночной экономике. Этот переходный процесс характеризуется инерционностью из-за давления существующих отношений и форм собственности.

Переходная экономика имеет ряд ключевых особенностей. Рассмотрим каждое по отдельности.

Переплетение старых и новых экономических форм, и отношений

Переходная экономика характеризуется смешением как старых, так и новых форм хозяйственных связей, типов собственности, типов взаимодействия между физическими и юридическими лицами, участвующими в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Элементы предыдущей системы: государственные предприятия, совхозы и колхозы, производственные кооперативы, личные подсобные хозяйства, функционирующие в новых условиях, изменяют свои функции и содержание. Вместе с этим появляются новые элементы, не существующие в старой экономической системе: биржи, коммерческие банки, фермерские хозяйства, негосударственные фонды, частные предприятия.

Многоукладность

Для переходного периода характерно наличие различных форм осуществления хозяйственной деятельности, организации хозяйства, форм собственности.

Например, в России на данный момент существует государственная и частная собственность. Развитие частного производства объединило труд и капитал. Это привело к появлению двух направлений в отношении частной собственности:

  1. На основе наемного труда – это предприятия, собственниками которых не являются наемные работники;
  2. На основе коллективных форм собственности – это акционерные общества, коллективные предприятия, коллектив арендаторов.

Неустойчивость развития

Экономика переходного периода характеризуется поиском новых форм экономических отношений на существующем старом базисе. Так как не созданы новые экономические институты и правила, происходит конфликт интересов, допускаются ошибки и просчеты.

Альтернативность развития

Развитие событий имеет фактор многовариантности. Существует возможность выбора наиболее благоприятного исхода. Однако не всегда экономические реформы дают ожидаемый эффект. В результате могут сформироваться различные варианты хозяйственного уклада.

Преобразования в аграрной сфере России привели к формированию многоукладной экономики сельского хозяйства, основанной на разных способах экономической деятельности:

  • коллективный сектор (приемники колхозов и совхозов – крупные сельхозпредприятия, на долю которых приходится 52% производимой продукции);
  • личные подсобные хозяйства (доля производимой продукции составляет 45%);
  • фермерские хозяйства (доля в общем объеме производимой продукции – 3%).

Таким образом, для российского села характерно сосуществование различных хозяйственных укладов.

Противоречивость

Возникающие противоречия между субъектами хозяйственной деятельности могут привести к конфликту интересов между слоями общества и социальным катаклизмам.

Особенности переходного периода в странах СНГ

Сложность переходного периода в странах, бывших в составе СССР, обусловлена рядом сложившихся негативных факторов:

  • разрыв хозяйственных связей после развала СССР;
  • неконтролируемая приватизация ключевых государственных предприятий;
  • закрепление валюты – доллара США;
  • резкое падение темпов производства;
  • дефицит товаров и услуг;
  • резкое падение национальной валюты;
  • дефицит госбюджета;
  • на фоне гиперинфляции и снижения ВВП расслоение и обнищание населения.

Бюджетные ограничения привели к безработице и демографическому кризису. Одним из выходов в создавшейся ситуации оказалась «шоковая терапия». Классический пример – Польша. Однако, введение «шоковой терапии» не дало ожидаемого эффекта. Высокая инфляция привела к падению уровня жизни большей части населения и, как следствие, к усилению социального неравенства.

Особенности переходного периода в странах Азии

Экономические реформы в странах азиатского региона происходили при более благоприятных условиях, чем в европейских странах: устойчивая политическая ситуация, развитый сельскохозяйственный сектор.

Начальный этап переходного периода в странах Индокитая охарактеризовался тяжелой инфляцией, но жесткая экономическая политика позволила снизить ее до приемлемого уровня. В отличие от европейских стран, рост производства стран азиатского региона оставался положительным. Эта ситуация сложилась благодаря тесной взаимосвязи с сельскохозяйственным сектором и реформам в использовании земли.

  • Реформы в Китае стимулировали сельское население, предоставляя среднесрочную аренду сельхозугодий и свободу в использовании излишков.
  • Во Вьетнаме пересмотрели условия владения землей и разрешили реализовывать излишки по рыночным ценам через собственные торговые точки.

Выбранная стратегия не может быть реализована в европейских странах, где существует крупный промышленный сектор с меньшей долей сельскохозяйственного производства.

Проблемы экономики переходного периода

Основной проблемой переходного периода является отсутствие институтов рыночной экономики. Новые экономические организации и субъекты хозяйствования только формируются, что вызывает трудности в функционировании рыночных отношений.

По мнению экономистов, переходный период должен длиться в среднем 15 лет. В наиболее развитых странах Центральной и Восточной Европы этот процесс завершится в ближайшее время.

В России преобразования идут медленнее. С одной стороны, это связано с политическим кризисом на Украине, который замедлил темпы роста стран с переходной экономикой. С другой стороны, тормозит отсутствие новых экономических форм и институтов рыночных отношений.

Условно, этап перехода завершится, когда будут достигнуты темпы роста объемов производства докризисного периода и улучшится уровень жизни большей части населения России.

Источник

Оцените статью