Страны с преобладанием мужественной культуры характеризуется следующим

Ответы на тест

Инкультурация – это процесс:

b) усвоения человеком в форме коммуникации норм и ценностей культуры;

2. Важнейшей личностной особенностью, определяющей, успешность межкультурной коммуникации является:

b) толерантность и способность к эмпатии;

3. Согласны ли вы с утверждением, что невербальное общение – это общение неречевых знаковых систем:

4. Первые центры по изучению межкультурной коммуникации в Европе были открыты в:

5. Общение – это форма взаимодействия:

c) между субъектом и субъектом;

6. Приоритет в современных теориях управления выражается в использовании:

d) человеческих ресурсов.

7. Правила поведения в культуре:

d) усваиваются в процессе обучения.

8. Средства коммуникации в индивидуалистических западных культурах отличаются:

b) акцентом на содержании сообщения;

9. Управление межкультурными коммуникациями осуществляется, прежде всего, на основе:

a) знания содержания и закономерностей межкультурного взаимодействия;

10. Этнические предрассудки отличаются от этнических стереотипов тем, что это:

a) всегда предвзятое, враждебное отношение к другому этносу;

11. Управление межкультурными коммуникациями осуществляется через формирование навыков коммуникации и:

d) компетенций в области межкультурной коммуникации.

12. Вербальные средства общения:

b) использование речи, языка и слов

13. Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, изучающая роль прикосновений при общении — это:

14. Культурные но

c) законы и стандарты социального бытия людей

15. Уровни корпоративной культуры, по Дилу и Кеннеди включают в себя:

a) ценности, герои, обряды и ритуалы, структура общения

16. Классификацию национальных организационных культур в мно-гонациональных корпорациях на инкубатор, семью, управляемую ракету и Эйфелеву башню предложил:

c) Ф. Тромпенаарс

17. Уровни корпоративной культуры по Г. Трансу и Дж. Бейеру:

b) установившиеся порядки в компании, организационная коммуникация, материальное проявление культуры, язык общения

18. К организационным коммуникациям по Г. Трансу и Дж. Бейеру относятся:

a) мифы, легенды, саги, сказки, лозунги и символы

19. Монохронные культуры (по Э. Холлу) характеризуются тем, что:

a) время в них распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности, одно событие идет за другим;

20. Страны с преобладанием мужественной культуры характеризуются следующим:

a) приверженность общества таким ценностям, как рекорды, достижения, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех

Источник

Тесты по теме 4.Социально-психологические аспекты межкультурной коммуникации

Артефакты, которые используются в производстве: орудия материального и духовного производства: -это:

А) вторичные артефакты

Б) синтетические артефакты

В) первичные артефакты

Г) третичные артефакты

2. По определению Д.Н. Овсянико-Куликовского, в национальных характерах им различались два типа:

А) пассивный и активный

Б) синтетический и аналитический

Б) первичный и вторичный

Г) активный и поликультурный

3. Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, обозначающая поведение в пространстве, значение дистанции между собеседниками — это:

4. Психический склад этноса состоит из следующих элементов:

А) пассивность, активность, первичность, вторичность

Б) характер, темперамент, обычаи и традиции, этническое сознание

В) адаптация, интеграция, безопасность, условности

Г) поликультурность, артефакты, условности, приличия

5. Выберите верные типы реакций на другую культуру:

А) отрицание культурных значений, защита собственного превосходства, минимизация культурных различий, адаптация к новой культуре, интеграция

Б) инокультурное, аномальное, родное, зловещее, интеграция, адаптация, политическое влияние

В) все ответы верны

Г) нет правильного ответа

6. Этнокультурное общение-это:

А) разделение социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обобщённой идеальной модели или типа

Б) результат взаимного влияния взаимодействующих культур, при котором представители одной культуры принимают ценности, нормы, обычаи и традиции другой культуры

В) совокупность специфических духовных и физических качеств, норм поведения, типов общения и деятельности, типичных для представителей одной нации.

Г) способ социального взаимодействия народов в целях трансляции социокультурного опыта и организации совместной деятельности

7. Одна из наук, занимающаяся невербальной коммуникацией, изучающая роль прикосновений при общении — это:

8.Выберите правильное определение значения слова Аккультурация-это:

А) разделение социокультурных систем и объектов, их группировка с помощью обобщённой идеальной модели или типа

Б) результат взаимного влияния взаимодействующих культур, при котором представители одной культуры принимают ценности, нормы, обычаи и традиции другой культуры

В) совокупность специфических духовных и физических качеств, норм поведения, типов общения и деятельности, типичных для представителей одной нации.

Г) способ социального взаимодействия народов в целях трансляции социокультурного опыта и организации совместной деятельности

9. Артефакты, к которым относится автономный мир игровой деятельности — это:

А) вторичные артефакты

Б) синтетические артефакты

В) первичные артефакты

Г) третичные артефакты

10. Страны с преобладанием мужественной культуры характеризуются следующим:

А) приверженность общества таким ценностям, как рекорды, достижения, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех

Б) приверженность таким ценностям как выстраивание ровных отношений, склонность к компромиссам, скромность, забота о ближнем, уют, качество жизни

В) все ответы верны

Г) нет правильного ответа

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Наиболее «мужественными» культурами являются США, Япония, Австрия, Швейцария, Англия, Ирландия, Германия и Италия. К «мужественным» культурам тяготеют Россия и страны СНГ.

В России существуют различия в особенностях культуры и порегионам страны. Исследования показали, что «шведская модель экономики» более приемлема для Северо-Западного региона России и, в первую очередь, для Санкт-Петербурга, Новгорода и Пскова, а также для отдельных регионов Западной Сибири. Приоритет в такой культуре отдается качеству жизни и заботе о слабом, что свидетельствует о «женском» ее начале. «Американская модель» свойственна экономико-организационной культуре таких регионов России, как Москва и Московская область, Центральный регион, Среднее Поволжье, Кавказ, центр Урала, Забайкалье. Следовательно, модель хозяйствования, приемлемая для Северо-Западного региона, может быть несостоятельной и недейственной в Центральном регионе или на Кавказе из-за различий в проявлении фактора культуры.

«Мужественность» доминирует в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в значительной мере разнятся. «Мужественность» не сопровождается юридическим неравенством полов. Скорее речь идет о стремлении женщин в «мужественных» деловых культурах усвоить многие стереотипы мужского поведения. В СССР это явно проявлялось в 30-е годы ХХ века, когда женщины соревновались с мужчинами в так называемых «мужских профессиях» (летчики, шахтеры, трактористы и т.п.). Именно с этой точки зрения США, Швейцария или Англия относятся к более «мужским» (или «мужественным») странам, чем Япония, хотя в Японии неравенство полов выражено намного ярче.

В системе ценностей таких деловых культур будут преобладать «мужские» материальные ориентиры: стремление выделиться, сделать карьеру, проявить себя, заработать и т.п. Работа обычно считается важнее домашних функций. В руководителе обычно уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.

Напротив, в обществах, где преобладает «женственность», социальные роли мужчин и женщин в большинстве своем совпадают. А в системе ценностей доминируют качество жизни, поддержание хороших отношений с окружающими, моральные и этические аспекты и т.п. Ум и благородство ценятся выше силы и скорости. «Большому» предпочитают «уютное».Дом и семейные ценности считаются важнее успехов на работе. В руководителе уважают умение организовать бесконфликтную групповую работу, добиться консенсуса (согласия), разработать справедливую мотивацию и т.д.

Важно отметить, что параметры деловой культуры Гирта Хофстеда (как и параметры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. В любой культуре будут, например, проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным (табл.16, табл.17).

Таблица для 13 стран по 4 индексам Хофстеда

Страна Индивидуа лизм / Коллекти визм Дистанция власти Устранение неопределен ности Мужествен ность
Россия и страны СНГ Коллекти визм Большая Высокое Высокая
Австралия Индивидуа лизм Малая Среднее Высокая
Канада Индивидуа лизм Умеренная Низкое Умеренная
Англия Индивидуа лизм Малая Среднее Высокая
Франция Индивидуа лизм Большая Высокое Слабая
Греция Коллекти визм Большая Высокое Умеренная
Италия Индивидуа лизм Средняя Высокое Высокая
Япония Коллекти визм Средняя Высокое Высокая
Мексика Коллекти визм Большая Высокое Высокая
Сингапур Коллекти визм Большая Низкое Средняя
Швеция Индивидуа лизм Малая Низкое Слабая
США Индивидуа лизм Малая Низкое Высокая
Венесуэла Коллекти визм Большая Высокое Высокая

Таблица для 16 стран по 4 индексам Хофстеда в баллах

Источник

Тема 4 социально психологические основы межкультурной коммуникации

В наиболее непосредственной для человека форме межкультурные контакты выступают на психологическом уровне. С данной точки зрения можно выделить, по крайней мере, два аспекта. Во-первых, речь идет о часто неосознаваемой индивидами представленности культуры в психике, которая (представленность) обусловливает специфику многих психических функций. А во-вторых, встреча и взаимодействие представителей различных культур связаны с преодолением сторонами своих культурных границ, что обусловливает не только переживание и осознание собственной культуры как некоей целостности, но и многие проблемные ситуации, связанные с взаимопониманием и эффективным взаимодействием сторон.

Межкультурная коммуникация в собственном смысле возникает тогда, когда партнеры по коммуникации взаимно осознают (переживают) друг друга как «чужих», «других» в смысле культурной принадлежности. При этом межкультурная коммуникация возникает и происходит постоянно, поскольку люди различных культур живут в одном государстве, в одном городе, составляют одну нацию.

В психологических исследованиях существует и интенсивно развивается направление, ориентирующееся на выявление форм представленности культуры в психике и соответствующих этой представленности модификаций различных психических функций и форм поведения, жизнедеятельности. Исследованиями проникновения культуры в психику занимался еще в XIX — начале XX в. известный немецкий психолог и философ В. Вундт. В XX в. эти исследования значительно расширились. Сложность, с которой столкнулась психологическая наука, состояла в том, чтобы выяснить, являются ли (или в какой мере являются) те или иные психические процессы универсальными, или же они специфичны для определенных культурных условий. Известный представитель современной культурно-исторической психологии М. Коул подчеркивает, что «. сложившееся в XIX в. разделение наук на социальные и гуманитарные… исчерпало себя», что в XX в. возникают «. все новые дисциплинарные сочетания социальных и гуманитарных наук. Общим для этих разнообразных попыток было представление о том, что культура, язык и история играют выдающуюся роль в формировании человеческой мысли и действия. Вневременные позитивистские соци­альные дисциплины «скрещивались» с культурно-историческими».

Итак, в чем же состоит социокультурный подход в психике? Прежде всего, считается слишком абстрактным представление о том, что существует некая социокультурная среда сама по себе, а человек с его психикой, способами мышления — сам по себе. Подчеркивается то обстоятельство, что социокультурная среда, с одной стороны, и способы извлечения из нее смыслов, орудий деятельности, с другой, — представляют собой две взаимообусловленные стороны процесса человеческой жизнедеятельности. Именно в этом процессе возникает и существует психика, которая, с одной стороны является активной, а с другой, — определяется, т.е. опосредуется контекстом социокультурной среды. Причем речь идет о знаково-символическом опосредовании жизнедеятельности, исключающем полную свободу выбора и действий субъекта в той или иной конкретной социокультурной среде. На наиболее глубинном, генетическом уровне социокультурное опосредование психических функций означает то, что в их основе, в основе их специфических форм лежат реальные повседневные отношения людей. Таким образом, культурно-историческая психология усматривает специфику человеческой деятельности (в том числе того или иного человеческого действия) в её опосредовании артефактами. Артефакты имеют не только материальную, не только идеальную, но и материально-идеальную природу. Артефакт существует материально — в пространстве, времени, воспринимается органами чувств. Но он также и идеален. Об этом писали Маркс, Гегель, российский философ XX в. Э. Ильенков. Аристотель полагал, что в каждом предмете есть нечто идеальное, конструктивное, несводимое к его материально-физическим параметрам. Это, по Аристотелю, цель — то, ради чего существует (сделано) нечто. Речь идет о том, что во всех артефактах, как предметах культуры и орудиях культурной деятельности, воплощены те или иные цели, что проявляется в определенной форме в определенном способе использования того или иного артефакта. Эта форма, включающая в себя способ использования является значением (идеей, смыслом), т.е. идеальной (концептуальной) составляющей артефакта. С точки зрения культурно-исторического подхода к психике, то или иное действие человека опосредовано артефактами (формами культуры), хотя это и не отменяет естественно-природной составляющей человеческой деятельности. В результате, речь идет о двойственной, природно-культурной сущности человека. М. Коул, ссылаясь на идеи М. Вартофского, выделяет три уровня артефактов. «Первичные артефакты — те, которые непосредственно используются в производстве: орудия материального и духовного производства, в том числе слова, телекоммуникационные сети, мифические обра­зы культуры. Вторичные артефакты включают и сами первичные артефакты, и способы действия с их использованием. Вторичные артефакты играют центральную роль в сохранении и трансляции представлений и способов действия. Они включают предписания, обычаи, нор­мы, конституции и тому подобное» Артефакты второго уровня называют также культурными схемами и сценариями. К третичным артефактам относится автономный мир игровой деятельности. Это, прежде всего, художественные образы и произведения, включая и феномены массовой культуры. Значимость артефактов третьего уровня состоит в том, что они «могут окрашивать наше видение «реального» мира, предоставляя средства для изменения текущей практики. Говоря современным психологическим языком, способы поведения, приобретенные во взаимодействии с третичными артефактами, могут распространяться за пределы непос­редственного контекста их использования»

«Культурные» («опосредованные») функции психики. «Естественные» («непосредственные») функции психики.

Американский этнопсихолог М. Спиро формулирует основную проблему современных этнопсихологических исследований как изучение психологических условий повышающих стабильность социальных и культурных этносистем. При этом он предлагает сделать акцент на изучении роли личности как в изменении, так и в сохранении целых культур и этнических общностей. Поэтому первостепенной задачей психологической антропологии становится описание индивидуального поведения как микрофеномена.

Теория волевых элементов («задерживающая воля» и «действующая воля»), образующих уклад воли, который проявляется в национальном характере, развита Овсянико-Куликовским. В национальных характерах им различались два типа — пассивный и активный. Каждый из них, по классификации, включает в себя два уклада.

1. Пассивный тип: а) задерживающая и действую­щая воли не отличаются силой и осложняются психологическим элементом волевой лени (пример — русский волевой уклад); б) обе воли — задерживающая и действующая — одинаково сильны и характеризуются отпечатком психологической дисциплины (пример — немецкий волевой уклад).

2. Активный тип: а) обе воли сильны, но действующая воля осложняется психологическим элементом спорта (пример — английский волевой уклад); б) сильная и импульсивная действующая воля при относительно слабой задерживающей воле, особый психологический элемент — героизм (пример — французский волевой уклад).

Д.Н. Овсянико-Куликовский считал, что нельзя отрицать влияния культурного развития и исторических условий на уклад воли, но, если этот уклад сложился, он становится принадлежностью национальной психо­логии, приобретает у каждого народа особую психологическую постановку. Разнообразие национального харак­тера проявляется в общественной жизни, в политичес­кой и социальной борьбе, в истории каждого народа. Следовательно, общественное развитие оказывается, со­гласно данному взгляду, подчиненным национальному характеру. Теория национальной психологии, которую развивал Овсянико-Куликовский, служила целям психологизации социально-исторической проблемы наций и национальностей, из нее делались практические выво­ды для национальной политики. Автор считал, что ос­новной вопрос национальной политики сводится к вопросу о языке. Трактуя язык как инструмент этнической идентификации, он видел в нем фактор национального самоопределения личности. Вслед за психологизацией социальных явлений Овсянико-Куликовский биологизировал их, введя понятие патологии национальности, «болезней» национальной психики, таких, как национализм, шовинизм. Согласно его взглядам, гипертрофия социальных межнациональных признаков в некоторых случаях вызывает атрофию национальных черт, явление «денационализации», но ее следствием может быть и повышение национального чувства, ведущее к национальному тщеславию и шовинизму. В предреволюционные годы а МГУ был введен курс этнической психологии, читал его философ Г.Г. Шпет. В 1917 году была опубликована его статья об этнической психологии в журнале «Психологическое обозрение», а в 1927 году вышла книга о предмете и задачах этой науки под названием «Введение в этническую психологию». «Дух народа», по мнению Г.Г. Шпета, символизирует смысл и идею «народа», которые раскрываются в типологических изображениях его состава и изменений во времени. Например, «дух аристократии», «дух данного времени», «дух рыцарства», «дух мещанства» — все это частные ингредиенты целого, не теряющего сути в конкретности. «Дух» в этом смысле есть собрание, «связка» характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективный характер узнается в его объективизации как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения и идеальные образования. Типическое и общее отношение к объективному существует как переживание коллектива, вкладываемое в определенный рёпрезентант народа — сословия, касты, группы. Отсюда выделение этнической психологии из социальной и определение для каждой из них собственного объекта.

Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосознание, эти авторы оказали, что этнические различия в психологии народа — неоспоримая реальность.

Этническая общность — это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обусловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в исторически первичной человеческой общности. Этнические особенности появляются только тогда, когда люди вступают в контакт, общаются друг с другом.

Этническое — явление социально-психологическое, а не просто социальное или природное. Природа только создала условия для многообразия этнических призна­ков, таких как коммуникативные, когнитивные и пове­денческие особенности, связанные с системой взаимоотношений между различными этническими общностями. Под этносом понимается большая социальная группа людей, объединенных общими установками и диспозициями, стереотипами поведения и взаимосогласованными экспектациями типичных реакций на различные события жизни. Этнос есть явление социально-психологическое, оно социально по основе своего возникновения и психологично по способам своего проявления.

Понимание сущности этнического в природе человека как базисной системы отношений позволяет разрешить многие социоэтнические проблемы. Этническое — это целостная система отношений личности к миру людей (общество), к миру идей (идеология и мораль), к миру вещей (природа).

В качестве этнической общности может выступать всякая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознающих себя отдельной самостоятельной группой. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке и живут на одной территории, но также чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности.

Антропологи обращают внимание на то, что особенности этнических общностей не следует смешивать с расовыми признаками, тем более что расовые и этнические границы совсем не совпадают, хотя часто внешний облик представителя той или иной этнической общности может быть показателем в оценке его этнической принадлежности.

Когда психологи говорят о психологии народа (этноса), то имеют в виду отражение множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный народ или его часть. Исследование этнических особенностей осуществляется при помощи таких понятий, как «основная» или «модальная» личность, описывающих наиболее существенные признаки иссле­дуемого народа, единые для всех его членов. На этом основании большинство этнокультурных феноменов рассматривается как бы через призму данных понятий. Несомненно, любая историческая общность (нация, этнос) несет в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, в определенной мере подчиняющее отдельных лиц, ее составляющих. Передаваемые из по­коления в поколение язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям, унаследо­ванные способы поведения как образцы для действий — все это факторы, определяющие «типические коллективные переживания» или особенности тех или иных этнических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ или стереотип как специфическая национальная норма поведения.

Психический склад этноса — это специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Он создается из поколения в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след. Психический склад этноса состоит из следующих элементов:

1. Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого. Этнический характер и специфичен и типичен одновременно, поскольку это специфическое отношение тесно взаимосвязанных психологических качеств, типичных для всего человечества. Во-первых, специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретной этнической общности. Во-вторых, специфические психологические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей этнической общности. Изучить этнический характер — значит, раскрыть его наиболее выраженные социально-психологические черты. Но, ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не может быть абсолютно уникальной. Уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими.

2. Этнический темперамент как бы внешнее выражение этнического характера, он не зависит от типа нервной системы. Это определенный стандарт реагирова­ния на конкретную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части.

3. Статическим элементом психического склада этноса являются также этнические обычаи и традиции. Они обусловлены не только объективными социальными отношениями, но и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. Субъективные представления о нормах и правилах поведения объекти­вируются в виде обычаев и традиций. Этнические обычаи — это те порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчи­вую форму. Этнические традиции же обращены к духов­ному миру человека, они играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений. Традиции влияют на психику человека прямо и опосредованно. В отличие от прямого, при опосредованном влиянии формирование черт человека происходит в соответствии с организацией порядка повседневных отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.

4. Этническое сознание имеет сложную структуру. Этническое самосознание есть осознание принадлежнос­ти к определенной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия. По критерию направлен­ности сознания представителей этнической общности на себя или на другие общности, его можно разделить на два вида:

1) этническое самосознание, включающее в себя вос­приятие, представление и понимание своей соб­ственной этнической общности;

2) осознание других этносов, т.е. восприятие, представление и понимание особенностей других этнических общностей. Этническое самосознание является наиболее устойчивым элементом этнопсихологии, поскольку формируется на основе общности происхождения, языка, культуры и быта еще при первобытнообщинном строе как самосознание рода, племени и существует до настоящего времени. В своем развитии этническое самосознание проходит несколько стадий.

1. Осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего этноса и дифференцирования его от других этнических общностей, про­тивопоставление «мы» и «они».

2. Осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентификации.

3. Осознание приверженности к определенным на­циональным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает формироваться этно­логическое самосознание. Эффективная кросс-культурная коммуникация тре­бует учета этнических чувств и этнических вкусов.

Этнические чувства тесно связаны с этническим сознанием, они дают толчок осознанию своей этнической принадлежности, своей культуры. Выражая эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам, этнические чувства всегда имеют конкретно-историческое содержание. Их формирование определяется двумя группами факторов:

1) современными экономическими и политическими условиями жизнедеятельности этноса. На степени выраженности этнических чувств, прежде все­го, сказываются межнациональные отношения, войны, национальная экспансия, экономические кризисы, идеи национального развития;

2) историческим прошлым народа. Этнический вкус — это оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного по­ведения, обусловленная спецификой явлений, происхо­дящих в этносе на протяжении длительного периода. Эти явления вырабатывают у этноса определенный способ оценки внешнего мира, четкие критерии, которые дают возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые от представителей других этносов. На основе таких критериев в этнической общности формируется национальная культура.

Этнические вкусы выполняют роль критерия восприятия и отношения человека к окружающей действительности. Они не противопоставляются общечеловеческим вкусам, а представляют собой сложный набор всех вку­сов человечества. В реальной жизни общечеловеческое проявляется в национальной форме, поэтому общечело­веческая культура не существует вне рамок национальной культуры. Говоря образно, вся культура человеческой цивилизации — это огромная художественная галерея, на стенах которой развешены уникальные картины национальных культур.

Представленность культуры в психике, опосредованость психических процессов культурными формами (артефактами) обусловливает специфическое переживание чужого при контакте с носителями другой культуры.

Многим из нас знакомо чувство отчужденности, да и некоторого «шока», когда мы вдруг неожиданно оказываемся в совершенно другой культуре или же просто в толпе иностранцев, пусть даже у себя на родине. Это чувство и есть результат спонтанно возникающей психической реакции в условиях межкультурного контакта Взятое в своем, так сказать, чистом виде, вне интерпретаций и рефлексий, это переживание сообщает нам, в общем-то, нелицеприятную истину о межкультурных контактах на их самом непосредственном уровне. С ней мы сталкиваемся довольно часто. Всем нам известны слова «нацмены», «лица кавказской национальности» и т.п. Эти названия отражают, конечно, не только собственно культурные отличия, но последние, так или иначе, всегда проецируются в такого рода негативные восприятия. Тенденции сепаратизма также выражают стремление остановить жесткие границы между культурами, огромное множество современных межэтнических противостояний, конфликтов.

На уровне первичного осмысления переживания чужого формулируются обычно в оппозиционных категориях «свое» — «чужое» («родное», «близкое» — «чужое»), В отношении различных ситуаций межкультурных контактов выделяют несколько значений слова « чужое»:

а) иностранное, инокультурное — то, что находится вне пространственно определенной границы — родины;

б) аномальное — странное, непривычное, необычное, своеобразное;

в) еще не узнанное, но, в принципе, доступное опы­ту, познанию;

г) не познаваемое до конца, принципиально закры­тое для познания как чисто внешнее (трансцендентное);

д) зловещее, жуткое.

Приведенным значениям слова «чужое», очевидно, соответствуют следующие оппозиционные значения слова «свое»:

а) внутреннее, родное;

б) привычное, «нормальное»;

г) до глубин знакомое, познанное, внутреннее (имманентное);

д) безопасное, вызывающее чувство защищенности.

Человек, попадающий в другую культуру, в особенности впервые, попадает тем самым в другой мир, испытывая самые различные модусы переживания чужого. Однако переживание чужого дополняется также и пере­живанием своего как контрастно противостоящего чужому. Ситуация межкультурного контакта и есть в дан­ном случае динамичное взаимодействие своего и чужого. При этом границы между этими оппозиционными категориями становятся подвижными. Так, влияние дру­гих культур человек испытывает еще в детском возрасте, в особенности благодаря интенсивному развитию средств коммуникации: ребенок слушает, смотрит сказ­ки различных народов, сейчас немало детей бывают за рубежом. Изучение иностранного языка — это также определенный аспект контакта с другой культурой. Та­ким образом, в психологическом смысле, чужое может быть признано как свое, и, наоборот, может возникнуть отчуждение от своего в силу того, что чужое становится более ценным, а тем самым — своим. Все это говорит о том, что эти оппозиционные категории — в их психологическом аспекте — функциональны и взаимозаменяемы.

Таким образом, чужое может выступать и как нечто необычное, привлекательное, экзотическое, что возбуждает интерес человека. Этому посвящены многие страницы мировой литературы, авторы которых описывают захватывающие приключения путешественников в дальние страны. Социальные группы, которые открыты чужому, встречают его дружественно, принято называть ксенофилами. Те же социальные группы, которые враждебно встречают чужое, называют ксенофобами. Ксенофилами считают, например, латиноамериканцов, нидерландцев, эскимосов. Ксенофобами — албанцев (после второй мировой войны), японцев (до середины XIX в.), арабов. Так, основой социальной солидарности у арабов является именно противостояние другим группам — как внутри этноса, нации, так и вовне. Что же касается русских, то, если считать идеи Ф. Достоевского репрезентативными для самопредставления русской нации, они являются всечеловеками, т.е. максимально открыты для других народов и самой своей культурой, самим своим существованием способны объединить человечество. Выделяют несколько типов реакций на другую культуру и ее представителей.

1) отрицание культурных различий;

2) защита собственного культурного превосходства;

3) минимизация различий;

4) принятие существования культурных различий;

5) адаптация к новой культуре;

Все эти шесть типов реакций располагаются соответственно совершенствованию навыков поведения челове­ка в ситуациях межкультурных контактов.

Минимизация или даже отрицание культурных различий основаны на наивной уверенности представите­лей определенной культуры в том, что все люди в мире должны разделять одни и те же убеждения, нормы, ценности. Защитная реакция основана на одновременном осознании факта существования других культур и непринятии этих культур. При этом считается, что ценности мировоззрение, образ жизни в других культурах представляют собой угрозу для сложившегося мировоззрения и образа жизни. Эту реакцию могут вызвать непривычные манеры, одежда. Так, представителям русских патриотических движений свойственна демонстрация своей «инаковости» по отношению к западным ценностям, образу жизни, стилю одежды. Иногда защитная реакция может приобретать агрессивные черты. Защитная реакция возникает в условиях сосуществования в рамках одного государства различных этносов, наций, коренного населения и групп эмигрантов в случае сложностей адаптации людей к другой культуре, а также вследствие резких физических отличий людей — по расовым, этническим признакам. В различного рода идеологических системах часто можно встретить ту же самую защитную позицию, которая, опосредована рационализированными стереотипами, так или иначе принижающими другие культуры, народы, страны (идеология нацизма, Ку-Клукс-Клана, сталинизма, некоторые аспекты советской, также американской идеологии). В более мягкой форме, противопоставление стереотипных черт одной культуры другой присуще практически любой идеологии. Итак, отрицание, защита и минимизация — варианты отрицательного отношения к культурным раз­личиям; принятие, адаптация и интеграция — варианты позитивного отношения, направленные не на оттор­жение, а на то или иное вхождение в другую культуру. Если адаптация носит прагматически-инструментальный характер, т.е. человек, не изменяя своей изначальной культурной идентичности, просто приспосабливается к условиям новой культуры, то интеграция подразумевает глубинное понимание другой культуры, проникновение в нее, обусловленное самой структурой жизнедеятельности индивида в новых культурных условиях (длительное проживание в инокультурной среде, создание семьи, профессиональная деятельность, органическое усвоение языка другой страны — в самых различных контекстах, ситуациях жизнедеятельности (любовные, дружеские, семейные отношения, профессиональная деятельность). Типичным примером интеграции является так называемое русское зарубежье — ученые, философы, писатели, поэты, для которых язык другой страны становился фактически родным (И. Бродский, В. Набоков и др.). 1

Американскими исследователями выделены фазы ситуации межкультурного контакта («U-кривая»), которая показывает волнообразное изменение поведения в ситуации контакта с другой культурой в соответствии с различными этапами этого контакта. Эти фазы:

2) «медовый месяц»;

3) «культурный шок»;

4) адаптация, интеграция или бегство.

«Нулевой этап» — это самое начальное знакомство с другой культурой, формирование первых представлений о ней. Здесь — внешнее знакомство с формами другой культуры: впечатления туриста, путешественника, общее знакомство с архитектурой, другими видами искусства, фольклором, обычаями, историей. В данной фазе межкультурный контакт происходит лишь на поверхностном уровне.

«Медовый месяц» характеризуется преувеличенно позитивным отношением к другой культуре. Весьма характерный пример в данном случае — отношение к западной культуре в постсоветском обществе в конце 80-х и в начале 90-х годов. Фаза «культурного шока» — разочарование в ценностях другой культуры, неприятие ее традиций стиля жизни, социальной дифференциации и т.д. Наступает реалистическая оценка ситуации, открывающая возможности адаптации, интеграции или бегства. При этом бегство может быть как в прямом, так и в переносном смысле — как «уход в себя», в мир своей изначаль­ной культуры и ее ценностей. В результате этого часть населения становится маргинальным. Правда, маргинализация — вовсе не единственно возможный результат обращения к ценностям своей культуры в условиях проживания в другой культуре. Так, в крупнейших городах мира существуют целые кварталы, в которых проживают в основном представители той или иной национальности, культуры, которые образуют своеобразные культурные островки. Эти люди могут также и не концентрироваться на той или иной территории города, однако их стиль жизни, постоянное общение друг с другом, совместное проведение досуга позволяют им постоянно поддерживать и воспроизводить свою культурную идентичность в условиях других культур. Такое «бегство» в условиях западного мира характерно для представителей китайской, африканской и ряда других культур. В Москве также весьма отчетливо выделяются некоторые инокультурные группы: чеченцы, азербайджанцы, армяне и другие.

Переживание чужой культуры сопровождается тем или иным ее пониманием, без которого невозможны нормальная адаптация и тем более интеграция. Понимание — предмет гуманитарных наук («наук о духе»). Это очень сложная проблема, которой занимаются психология, философия и ряд других дисциплин. Сложность понимания в том, что понять следует душевную жизнь других людей, не приспособить ее к своей ментальности, к своим привычным представлениям, а именно понять. Другое как другое. Однако этот процесс может быть осуществлен только посредством помещения нового в сферу. Уже известного и привычного, но это новое не перестает оттого быть другим и восприниматься как другое, оказывая то или иное влияние на само изначальное мировосприятие.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы:

1. Изложите содержание социокультурного подхода к психике.

2. Расскажите об основных направлениях психологических исследований в области культуры кросс-культурной коммуникации.

3. Что такое артефакт и какова его роль в межкультурной коммуникации с точки зрения культурно-исторического подхода к исследованию психики человека?

4. Перечислите психологические проблемы межкультурной коммуникации.

5. Раскройте понятие этнической общности.

6. Охарактеризуйте существующие группы артефактов: первичные, вторичные артефакты и артефакты третьего уровня.

7. Определите составляющие психического склада этноса.

8. Раскройте содержание процессов инкультураций и аккультурации.

9. Какие существуют типы реакции на другую культуру и ее представителей?

Источник

Читайте также:  Литература романтизма по странам
Оцените статью