Страны с преобладающими видами транспорта

Транспорт — анализ статистических данных

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, которая обеспечивает связи между производителями и потребителями, составляет материальную основу географического разделения труда. В зависимости от уровня развития различных видов транспорта выделяют четыре основных типа транспортных систем. Первых два типа — североамериканский (США, Канада, Австралия) и западноевропейский — характерны для высокоразвитых стран. Здесь пропорционально развиты все виды транспорта, но в первом в пассажирских перевозках преобладают воздушный и автомобильный, а во втором преобладает железнодорожный, в грузовых — автомобильный транспорт.

Страны, где преобладает железнодорожный транспорт, — Индия, Пакистан, Алжир, Тунис, Марокко, Замбия, Уругвай, Аргентина и т.д. относят к третьему типу. К четвертому засчитывают страны, в которых преобладает автомобильный транспорт (Афганистан, Йемен, Эфиопия, Саудовская Аравия и др.). Или речной (Судан, Конго, Парагвай и др.).
Густота транспортной сети в развитых странах 50 км/100км2, в развивающихся странах, — около 9 км/100 км2.
Основной вид сухопутного транспорта — железнодорожный, но роль его в эпоху НТР все снижается. Общая протяженность железнодорожных путей составляет И 80 тыс. км, которыми провозится 5 млрд. т грузов. По протяженности железных дорог на первом месте стоят США, по густоте железнодорожной сети — Бельгия и ФРГ. Уровень электрификации железных дорог в странах разное. Так, в Швейцарии железной электрифицированы почти полностью, в Италии — на половину, во Франции, Бельгии, Испании, России — на треть. Создаются скоростные линии в Японии, Франции, ФРГ, Италии, Великобритании, США, где скорость поездов доведена до 160-200 км / ч и более Железными перевозят главным образом массовые грузы (зерно, уголь, сталь, железную руду и т.д.).

На автодороги приходится 2 / 3 общей протяженности мировых путей сообщения. Мировой автопарк в начале XXI в. насчитывает 141 700 000 грузовых машин и 462 100 000 легковых машин и автобусов, из них 3 / 4 приходится на страны Западной Европы и Северной Америки. В мировом пассажирообороте доля автотранспорта составляет 4 / 5. Наивысшего уровня развития этот вид транспорта приобрел в развитых странах (США, Франция, ФРГ, Великобритания и др.).. Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров и грузов на короткие расстояния. Построены отдельные трансконтинентальные магистрали, в том числе от Тихого до Атлантического океана в США и Канаде, через Сахару в Африке, трансамазонська магистраль подобное.

Читайте также:  Индексы фондовых рынков стран

Быстрыми темпами развивается трубопроводный транспорт (основные районы — Северная Америка, Европа, Юго-Западная Азия). Общая протяженность магистральных нефтепроводов превышает 440 тыс. км. Через них ежегодно прокачивается 2 млрд. т нефти и нефтепродуктов. Самыми крупными собственниками трубопроводов являются США и Россия.

Морской транспорт играет значительную роль в мировом грузообороте, обслуживая международную торговлю. Около 1 / 2 всего тоннажа приходится на нефть и нефтепродукты. Растет доля перевозок сухогрузами — железной руды, угля, зерна, леса. Основные судоходные пути проходят через Атлантический океан. На его побережье расположены крупнейшие порты мира: Роттердам, Антверпен, Нью-Йорк, Филадельфия, Марсель, Гамбург, Лондон. Основная часть тоннажа судов принадлежит Японии, Великобритании, Греции, Норвегии, США, Франции, Италии.

Речной транспорт особенно большое значение имеет в США, России, Канаде, ФРГ, Нидерландах, Китае. Значительными водными артериями служат Миссисипи с Миссури, Рейн, Дунай, Парана, Меконг подобное.

Ведущая роль в межконтинентальных перевозках пассажиров (ежегодно до 800 млн) принадлежит воздушному транспорту. Крупнейшие пассажирооборота имеют США, ФРГ, Япония, Великобритания, Канада, Австралия. Крупнейшие аэропорты мира — Чикаго, Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Сингапур.

Международные экономические связи. К числу важнейших форм международных экономических связей относятся внешняя торговля, кредитно-финансовые отношения, обмен научно-технической информацией, оказание различных услуг, международный туризм.

В рамках мирового хозяйства сформировалось несколько основных центров внешнеторговых связей. Почти 3 / 4 оборота внешней торговли мира приходится на развитые страны, в том числе 1 / 3 — на США, ФРГ и Японию. НТР существенно повлияла на товарную структуру внешней торговли. Финансовая деятельность заняла главенствующую позицию — более 4 / 5. Особо важное место заняла продукция машиностроения. Структура экспорта развивающихся стран, тоже изменилась. Уменьшилась зависимость стран от вывоза одного-двух видов сырья, за исключением стран — экспортеров нефти. Однако развивающиеся страны, до сих пор остаются основными поставщиками нефти, меди, хлопка, натурального каучука, а также продовольственных товаров — кофе, какао, сахара, бананов и т.п.. Наибольшие изменения во внешней торговле произошли в новых индустриальных странах — Республике Корея, Бразилии, Мексике, Аргентине, Тайване, Сингапуре, которые до недавнего времени были главными экспортерами сырья, потребительских товаров, а сейчас значительно увеличили в своем экспорте долю промышленных товаров.

Ускоренными темпами развиваются обмен информацией, строительно-монтажными услугами, обслуживанием приобретенных машин, автомобилей и тому подобное. Кредитно-финансовые отношения проявляются в предоставлении займов и кредитов, а в развитых странах — также в вывозе капитала. По существующим оценкам, годовой объем международных финансовых операций в 10-20 раз превышает масштабы мировой торговли, достигая 150 трлн. долларов США. Почти 30% этой суммы приходится на США, по 15% — на Японию и Великобританию. Мощными инвесторами является также ФРГ, Франция, Италия. В 70-е годы наметилась новая тенденция — значительные инвестирования стран-экспортеров нефти (Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ) в экономику европейских стран и США. В последнее время к ним присоединились Республика Корея, Тайвань.

В наше время все большую роль в связях между странами играет международный туризм. Главным его регионом была и остается Европа. Доходы от туризма довольно весомые для развития экономики ряда европейских стран (Испания, Италия, Швейцария и др.). Еще большей степени это касается некоторых стран, для которых туризм стал главной отраслью международной специализации.

За последние 25 лет процесс субурбанизации привел к уменьшению количества поездок в крупные города из пригородных зон США от 35% до 10%. В среднем в странах ЕС 50% перемещений людей в городах осуществляется автомобилями, 20% — автобусами, трамваями, метрополитеном, 15% — велосипедами и мопедами, 3% — городской железной дороге, 12% — пешком.

Источник

Глава 7. География мирового транспорта

Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства. Транспорт составляет основу географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков — размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Масштабы ее очень велики.

Во-первых, это относится к мировой транспортной сети, общая протяженность которой приближается к 50 млн км (рис. 47). Во-вторых, это относится к транспортным средствам. Достаточно сказать, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляют 200 тыс. локомотивов и миллионы железнодорожных вагонов, по автодорогам — свыше 800 млн автомобилей, по морским трассам — более 80 тыс. судов, а по воздушным трассам — более 20 тыс. рейсовых самолетов. Общая грузоподъемность всех перевозочных средств мирового транспорта уже превысила 1,5 млрд тонн. В-третьих, это относится к работе транспорта, который ежегодно перевозит свыше 100 млрд т грузов и более триллиона пассажиров. Да и на самом транспорте занято не менее 100 млн человек (что можно сравнить со всем населением Мексики).

Научно-техническая революция оказала большое воздействие на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место (около 4/5) теперь принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте — морскому транспорту (почти 2/3). Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении существуют большие различия.

В мировой транспортной системе можно выделить две главные подсистемы — развитых и развивающихся стран.

Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще выше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4Д мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота. Для этой транспортной подсистемы характерен также высокий технический уровень.

Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие количественные и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % длины мировой транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено около 1/5 мирового парка автомобилей. От колониальной эпохи они унаследовали также более низкий технический уровень транспортной сети (паровозная тяга, узкая колея на железных дорогах, грунтовое покрытие на автодорогах). И в целом транспорт в этих странах относится к отстающему сектору экономики.

Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют несколько региональных транспортных систем. Наиболее высокого уровня развития среди них достигли транспортные системы Северной Америки и зарубежной Европы. В зарубежной Азии единая транспортная система находится еще на стадии формирования. Основу ее образуют системы Японии, Китая и Индии.

В странах СНГ также сложилась особая региональная транспортная система, основу которой составили единая транспортная система СССР. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по общим размерам грузооборота эта система занимает более видное место прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. В качестве основного ядра этой региональной транспортной системы выступает транспортная система России — одна из самых больших в мире. Достаточно сказать, что по размерам грузооборота (4,9 трлн т* км) она уступает только системам США и Китая.

Сухопутный транспорт включает три вида транспорта: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный.

Автомобильный транспорт по праву можно назватьтранспортом XX в. Он зародился в начале прошлого века, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлемых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог постоянно растет и уже превысила 32 млн км; около половины ее приходится на пять стран: США, Индию, Бразилию, Китай и Японию; Россия же занимает только 11-е место.

Не менее важный показатель — размеры мирового автомобильного парка, 70 % которого приходится на первую десятку стран (табл. 37).

Первые десять стран мира по размерам автомобильного парка, 2005 г.

Страна Автопарк, млн машин
Всего В т. ч. легковые
1. США 230 136
2. Япония 75 56
3. Германия 47 45
4. Италия 38 34
5. Франция 35 30
6. Великобритания 33 30
7. Россия 31 26
8. Бразилия 28 23
9. Испания 23 19
10. Канада 20 17

Страны мира с наиболее высоким уровнем автомобилизации

Страна Кол-во автомобилей на 1000 жителей Страна Кол-во автомобилей на 1000 жителей
1. США 675 11. Австралия 500
2. Люксембург 660 12. Испания 475
3. Новая Зеландия 630 13. Швеция 470
4. Исландия 590 14. Япония 470
5. Италия 570 15. Бельгия 465
6. Канада 570 16. Португалия 440
7. Германия 550 17. Норвегия 420
8. Швейцария 520 18. Финляндия 420
9. Австрия 510 19. Нидерланды 400
10. Франция 505

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в грузовых и в особенности в пассажирских перевозках, остается важным видом сухопутного транспорта. Железные дороги имеются в 140 странах мира, но более половины их общей длины приходится на «первую десятку» стран (табл. 39).

Таблица 39

Первые десять стран мира по длине железных дорог, 2006 г.

Страна Длина, в тыс. км Страна Длина, в тыс. км
1. США 230 6. Аргентина 36
2. Россия 85 7. ФРГ 34
3. Китай 63 8. Бразилия 30
4. Индия 63 9. Франция 30
5. Канада 58 10. Мексика 27

В первую пятерку стран по грузообороту железных дорог входят США, Китай, Россия, Индия и Канада, причем на эти страны приходится почти 9/10 всего мирового грузооборота этого вида транспорта. По пассажиро- обороту железных дорог к группе стран-лидеров относятся Индия, Китай, Япония, Россия, Франция.

Хотя строительство новых железных дорог продолжается лишь в немногих странах (Китай, Бразилия), их техническая модернизация происходит в большинстве развитых стран. Например, в зарубежной Европе и Японии уже фактически создана сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей, на которых пассажирские поезда развивают скорость до 300 км/ч и более. Первая такая магистраль Москва — Санкт-Петербург введена в эксплуатацию и в России. Большое значение имеют также новые железнодорожные тоннели под морскими проливами Ла-Манш (Евротоннель) и Эресунн в Западной Европе, под проливом Шугару в Японии.

В большинстве развивающихся стран железнодорожный транспорт развит значительно слабее. Для многих из них характерны построенные еще в колониальный период т. н. линии проникновения, соединившие крупные районы добычи полезных ископаемых с морскими портами вывоза. А во многих странах Африки, даже таких больших по территории, как Ливия, Нигер, Чад, ЦАР, Сомали, вообще нет железных дорог. В Азии к числу таких стран относится Афганистан.

Трубопроводный транспорт
также относится к числу сухопутных видов транспорта, но в отличие от автомобильного и железнодорожного он занимается транспортировкой только грузов — жидких и газообразных углеводородов. Он получил развитие во второй половине XX в. благодаря быстрому ростудобычи и транспортировки нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления.

Морской транспорт обеспечивает 4/5 всей международной торговли. Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров. Морские суда перевозят главным образом массовые грузы — наливные (нефть), навалочные и насыпные. Но «контейнерная революция» на морском транспорте привела к увеличению транспортировки так называемых генеральных грузов, т. е. готовых изделий и полуфабрикатов. Среди контейнерных линий, опоясывающих весь Земной шар, уже есть и регулярные кругосветные линии.

Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, тоннаж (валовая вместимость) которого превышает 600 млн т. До середины 1970-х гг. половину этого тоннажа составляли танкеры, но затем их доля заметно уменьшилась, тогда как доля сухогрузов возросла. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но примерно 70 % их общего тоннажа приходится на страны «первой десятки» (табл. 40).

Таблица 40

Первые десять стран мира по размерам тоннажа торгового флота, 2007 г.

Страна Тоннаж, в млн т Страна Тоннаж, в млн т
1. Панама 153 6. Сингапур 31
2. Либерия 67 7. Мальта 25
3. Багамские о-ва 39 8. Китай 22
4. Греция 32 9. Кипр 19
5. Маршалловы о-ва 32 10. Великобритания 19

Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тысячи. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, всего немногим более 60. В том числе 32 из них имеют грузооборот, превышающий 100 млн т в год; самые крупные из этих портов показаны в таблице 41. Более половины из них находятся в Китае.

В большинстве своем крупнейшие порты мира принадлежат к числу универсальных. Но наряду с ними имеются и специализированные порты: нефтяные (Мина-эль- Ахмади, Рас-Таннура, Харк, Тампико, Валдиз), угольные (Ричарде-Бей), железорудные (Тубаран).

География мирового морского судоходства — это в первую очередь география главных морских судоходных линий, которая в свою очередь зависит от расположения морских портов, морских проливов и каналов. Устойчивое географическое разделение труда привело к тому, что направления большинства морских трасс сохраняются на протяжении многих десятилетий и даже столетий.

Таблица 41

Первые десять универсальных портов мира по размерам грузооборота, 2006 г.

Название порта Страна Грузооборот, млн т/год
1. Шанхай Китай 537
2. Сингапур Сингапур 448
3. Роттердам Нидерланды 378
4. Нинбо Китай 310
5. Гуанчжоу Китай 303
6. Тяньцзинь Китай 258
7. Сянган Китай 238
8. Новый Орлеан США 238
9. Циндоо Китай 224
10. Пусан Республика Корея 218

Второе место по объему морских перевозок занимает Тихий океан, но он быстро догоняет Атлантический. К этому океану выходят примерно 30 государств, в болыиинстве своем быстро развивающихся, с населением, которое приближается к 3 млрд человек. На берегах Тихого океана, особенно в его азиатской части, находятся многие крупнейшие порты мира. Здесь зарождаются потоки многих массовых, а в последнее время и генеральных грузов.

Третье место по объему морских перевозок принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходит 30 государств с населением более 1,5 млрд человек. Индийский океан выделяется по своим нефтяным грузопотокам, которые зарождаются в Персидском заливе и следуют оттуда в Европу и Восточную Азию.

Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы, особенно Суэцкий и Панамский. Через Суэцкий канал перевозится до 650 млн т грузов в год, он сокращает путь между портами Европы и Азии в два-три раза. Через Панамский канал ежегодно провозится до 250 млн т различных грузов.

Внутренний водный транспорт играет в мировом транспорте значительно меньшую роль. По грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Канада, Россия, ФРГ, Нидерланды, Китай. В этих же странах находится большинство важнейших каналов, связывающих речные системы (Береговой канал в США, Великий канал в Китае, канал имени Москвы в России). Главный район озерного судоходства в мире — Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по реке Св. Лаврентия.

Воздушный (авиационный) транспорт, как иавтомобильный, появился на рубеже XIX и XX вв. и с тех пор развивается быстрыми темпами. Если в 1950 г воздушным транспортом во всем мире было перевезено около 30 млн пассажиров, то в 2000 г — 2,2 млрд. По размерам авиаперевозок первое место занимает Северная Америка, второе — Западная Европа, третье — Восточная Азия. Среди отдельных стран по количеству перевезенных авиапассажиров внеконкурентное первое место в мире занимает США, за которыми следуют Япония, Великобритания, Китай и Франция.

Крупнейшие аэропорты мира, 2006 г.

Местоположение (город) Название Страна Прием и отправление пассажиров в год, млн чел.
1. Атланта Хэртфилд США 86
2. Чикаго О’Хэйр США 77
3. Лондон Хитроу Великобритания 68
4. Токио Ханеда Япония 66
5. Лос-Анджелес Лос-Анджелес США 61
6. Даллас Форт Уэрт США 60
7. Париж Ш. де Голль Франция 57
8. Франкфурт Рейн-Майн Германия 52
9. Пекин Пекин Китай 49
10. Лас-Вегас Маккарран США 47
11. Денвер Денвер США 46
12. Амстердам Схипхол Нидерланды 46

География мирового воздушного транспорта определяется, прежде всего, сетью аэропортов. Самые крупные аэропорты мира находятся в США, Западной Европе и в Японии. Из таблицы 42 следует, что в мире существует 12 аэропортов, пропускающих в год свыше 40 млн авиапассажиров, при этом 6 из них находятся в США.

Воздушный транспорт России перевозит примерно 50 млн пассажиров в год. По размерам аэропортов наша страна пока заметно отстает, например все четыре московских аэропорта обслуживают за год примерно 25 млн пассажиров.

Вопросы и задания для подготовки к экзамену

1. Охарактеризуйте мировую транспортную систему и дайте ее количественную оценку.
2. Дайте сравнительную характеристику транспортных подсистем экономически развитых и развивающихся стран.
3. Охарактеризуйте автомобильный парк мира и различия в уровнях автомобилизации.
4. Назовите крупнейшие морские порты мира и главные судоходные линии.
5. Назовите крупнейшие по пассажирообороту аэропорты мира.

Источник

Оцените статью