- Публичная власть
- Содержание
- Виды публичного управления
- Органы публичной власти
- Публичная власть и государственная власть
- См. также
- Смотреть что такое «Публичная власть» в других словарях:
- Орган публичной власти
- Содержание
- Понятие органа публичной власти
- Признаки органа публичной власти
- Органы государственной власти
- Органы местного самоуправления
- Органы публичной власти в Российской Федерации
- Система органов государственной власти в России
- Система органов местного самоуправления в России
- Территориальная организация публичной власти на примере зарубежных стран
Публичная власть
Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
Содержание
Виды публичного управления
- международное публичное управление.
Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями
- публичное государственное управление.
Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).
- особая разновидность публичного управления существует в субъектах федерации и автономиях
- публичное управление существует в муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив.
Органы публичной власти
Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:
- органы государства, в том числе:
- государственные органы Российской Федерации;
- государственные органы субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления.
Публичная власть и государственная власть
Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Публичная власть» в других словарях:
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей … Юридическая энциклопедия
Публичная власть — один из важнейших признаков государства (См. Государство). Марксистско ленинская теория государства рассматривает П. в. как специфическая разновидность общественной принудительной власти, возникшую с расколом общества на антагонистические … Большая советская энциклопедия
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — см.: На родовластие. Политическая власть … Энциклопедический словарь конституционного права
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — (public power, от лат. publicus общественный) власть (в присутствии публики) открытая народу и его суждениям, общественная по характеру, не частная, вовлекающая в управление широкие круги населения … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей … Энциклопедический словарь экономики и права
ВЛАСТЬ ПУБЛИЧНАЯ — ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ … Юридическая энциклопедия
Власть (государство) — Политическая власть способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Содержание 1 Концепции и трактовки 2 Основные черты политической власти … Википедия
ВЛАСТЬ ПУБЛИЧНАЯ — (см. ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Власть публичная — волевое отношение между людьми по организации их совместной деятельности, выработке и осуществлении общей для данного социального коллектива воли. Власть публичная имеет место там, где необходима разнообразная нормативно регламентированная… … Теория государства и права в схемах и определениях
Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора
Источник
Орган публичной власти
О́рганы публичной вла́сти — органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве). Органы публичной власти предназначены для управления обществом(государством) на разных уровнях. Их принято делить на органы государственной власти (центральные, региональные) и местные (органы местного самоуправления). В современном российском законодательстве отсутствует понятие «органа публичной власти», которое является собирательным для правовых понятий «органа государственной власти» и «органа местного самоуправления», осуществляющие и олицетворяющие публичную власть на территории государства.
Система и структура органов публичной власти в отдельном государстве определяется ведущей политической силой и закрепляется в высших нормативно-правовых актах. В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.
На региональном и местных уровнях количество различных органов публичной власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.
Содержание
Понятие органа публичной власти
Понятие органа публичной власти можно определить через понятие публичной власти. Публичная власть в соотнесении с понятием государственной власти является более широким и, соответственно, включает в себя последнее. Аналогично и с понятием орган публичной власти: оно включает в себя понятие органа государственной власти, является более широким. Органы публичной власти принято делить следующим образом:
- Органы государственной власти. В свою очередь делятся на:
- центральные органы государственной власти
- региональные органы государственной власти
- органы местного самоуправления
Признаки органа публичной власти
Независимо от правовой природы (государственные или негосударственные) органы публичной власти обладают рядом специфических признаков [1] :
- Их деятельность направлена на удовлетворение общественных (публичных) интересов, в силу чего они выступают от имени государства или его части (субъекта федерации, населения муниципальной территории).
- Порядок их формирования и деятельности строго регламентирован нормативно-правовыми актами (конституцией, законами, подзаконными актами, актами местного самоуправления). Они могут действовать по принципу: можно только то, что предписано соответствующим нормативно-правовым актом (в отличие от граждан, которые в большинстве случаев действуют по принципу: можно все, что не запрещено законом).
- Деятельность этих органов носит публично-властный характер и оформляется в подавляющем большинстве случаев в виде формально-правовых решений, подлежащих обнародованию. Отсюда принцип: не опубликованный акт юридической силы не имеет. Эти органы лишь в незначительной мере используют устные решения и приказы.
Органы государственной власти
Органы местного самоуправления
Органы публичной власти в Российской Федерации
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ органы власти разделяются на:
- федеральные органы государственной власти,
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации (региональные)
- органы местного самоуправления (местные).
Первые два уровня относятся к государственной власти и, соответственно, являются государственными органами, третий (местные органы) относится к особой категории публичной власти — местному самоуправлению, и закреплен главой 8 Конституции РФ. Органы публичной власти России разделяются как по вертикали (по уровням власти: федеральный, региональный, местный), так и по горизонтали в соответствии с принципом разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти). Высшим должностным лицом, не относимым ни к одной из ветвей власти, в соответствии с Конституцией является Президент РФ.
Система органов публичной власти в РФ | |||
---|---|---|---|
Ветвь власти | Законодательная | Исполнительная | Судебная |
Федеральный уровень (Президент) | Президент России не относится ни к одной ветви власти, возвышается над ними, без прямого руководства, обеспечивая их согласованное функционирование | ||
Федеральный уровень | Федеральное Собрание РФ (ГД РФ; Совет Федерации) | Правительство РФ и ФОИВ | Суды высшей инстанции |
Уровень субъекта РФ | Законодательные (представительные) органы субъектов РФ | Органы исполнительной власти субъектов РФ | Суды II инстанции (не относятся к органам субъекта РФ) |
Местное самоуправление | Законодательные (представительные) органы местного самоуправления | Органы исполнительной власти местного самоуправления | Суды I инстанции (не относятся к органам местного самоуправления) |
Система органов государственной власти в России
Система органов местного самоуправления в России
На уровне местного самоуправления существуют органы исполнительной и законодательной власти, действующие на территории муниципального образования.
Источник
Территориальная организация публичной власти на примере зарубежных стран
Аннотация. В статье рассматриваются виды государственного устройства, отдельно – особенности каждого из них, в частности, организация публичной власти. Автор приводит примеры стран с различным устройством, детально раскрывая особенности каждого из них, а также уделяя внимание различиям. Кроме того, в статье присутствует описание новых, нестандартных видов государственного устройства, являющихся переходными.
Прежде чем речь пойдет о территориальной организации публичной власти, необходимо определиться с понятием территориального устройства – системой возникающих между государством и его частями, населением в них и органами публичной власти, взаимоотношений.
Географической основой данного вида устройства выступает деление государства на территории, которые являются его составными единицами. Наиболее распространенными формами территориального и политического устройства являются федеративная и унитарная, но за последние несколько лет в литературе появилась новая форма – региональное государство. Также некоторыми исследователями в отдельную форму выделяется конфедерация, однако, это – не столько форма, сколько объединение нескольких государств, либо международно-правовая организация.[1]
Рассмотрим особенности, характерные для каждой из вышеназванных форм. Так, в унитарном государстве входящие в его состав единицы не имеют статуса государственного образования. В таком государстве наблюдается единство органов всех ветвей власти, руководящими местными органами. Характерные признаки унитарного государства – единая конституция и законодательная система в целом, а также единое гражданство, отсутствие суверенитета у субъектов государства. [2] Кроме того, в субъектах отсутствуют собственные представительные органы, а в международных вопросах страну представляют органы центра.
Но среди унитарных государств также выделяют несколько подтипов, исходя из того, каким образом организована в них публичная власть:
— децентрализованные. В таких государствах на конституционном уровне распределяются полномочия между центром и высшими территориальными органами. Данная модель во многом напоминает федеративное устройство, распространена в Италии;
— относительно децентрализованные. В таких государствах у территориальных единиц – исключительно административный характер, а самоуправление действует только в низших единицах. Примерами таких стран являются Великобритания и Болгария;
— централизованные. Для таких стран характерно полное отсутствие местного самоуправления, на местах управляют назначенные сверху лица. Например, такая система действует сейчас в Японии, Франции и Турции.[3]
По данным статистики, сейчас на планете всего 155 государств с унитарным устройством. Но в последние десятилетия некоторые страны просто перестали укладываться в обыденные представления об унитарности. Так, например, Китай, имея на своей территории 22 провинции, но при этом считает Тайвань также своей территорией, как 23-ю. Кроме того, территория КНР поделена на 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 особых административных района (Гонконг и Макао). [2]После того, как последние субъекты были присоединены к Китаю, в государстве образовались две различные экономико-политические системы.
Что касается особых административных районов, то их статус регламентирован множеством НПА, наиболее значимыми из которых являются Конституция КНР, принятая в 1982 году, Основной закон Гонконга, Совместные декларации: Китая с Великобританией и Северной Ирландией, с Португалией. Данные декларации были заключены между правительствами названных стран, по вопросам о Гонконге и Макао. [4]
Вполне закономерным будет вопрос: почему же Китай не относится к типичным унитарным государствам? Дело в том, что такая структура законодательства, при которой основные законы регулируют государственно-общественные отношения в особых административных единицах – никак не характерно для унитарных государств.
Унитарная КНР — наглядный пример абсолютно уникальной системы организации власти. Так, континентальная система Китая кардинально отличается от той, которая действует в Макао и Гонконге, основанная на принципе разделения властей. Если взять федеративные государства, то в них в системе государственной власти субъектов заложены те же принципы, что и в федеральную систему. Но в Китае основными законами Гонконга и Макао закреплена довольно существенная автономия всех трех ветвей власти. Согласно названным законам, центральное правительство КНР ведает обороной и дипломатическими отношениями. Данный вид системы управления – наглядное свидетельство четкого разграничения компетенций между континентальным Китаем и его особыми административными районами, что характерно для федеративных государств.[5] Одним из ярких признаков самостоятельности Гонконга и Макао является собственное законодательство, основанное на английском и португальском праве соответственно. В пределах своих полномочий указанные административные районы наделены правом установления взаимовыгодных экономических, культурных отношений и заключения соответствующих соглашений с другими государствами, международными организациями. Такие полномочия говорят об ограниченной международной правосубъектности, что является еще одним характерным признаком федеративных государств.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, мы можем заключить, что Китай – государство с особым уникальным устройством: унитарное государство с некоторыми признаками государства федеративного. Такое утверждение основано на том, что в Гонконге и Макао присутствует собственная система органов власти, а также их международная правосубъектность. [5]
В отличие от унитарного, федеративное государство имеет в своем составе части – государства или же государственные образования. Для таких государств характерно объединение по географическому признаку государственно-политических образований, сложившееся фактически. Кроме географического, территории в федеративном государстве могут быть объединены на основе их соседства, общих интересов в различных сферах — торговой, военной, таможенной. Также это может быть отсутствие права на выход из федерации; неравенство ее членов; субъекты в составе федерации (например, РФ). В федеративном государстве имеются общая конституция, государственная символика, а конституции субъектов обязаны соответствовать федеральной. Также это – разделение властей на три ветви, каждая из которых распространяет свои полномочия на территорию союзного государства. В субъектах федеративного государства присутствует собственная символика, законодательство, четкое разделение властей на три ветви, а также разграничение компетенции в области законотворчества и управления между союзным государством и субъектом Федерации. Парламент в федерации – двухпалатный, в отличие от унитарного государства, а гражданство – федеральное.
Среди федераций также существует собственная классификация на подтипы. Так, по юридическим основаниям выделяют договорные и конституционные федерации. Примером договорной является США, а конституционной – Бельгия. Если классифицировать федерации по целям их создания, то выделяют федерации, созданные по территориальному принципу (Австрия, Мексика), и по национально-территориальному – Индия. По структуре выделяют симметричные и ассиметричные федерации. [6]
Для федерации характерно строгое разграничение компетенции между ней и ее субъектами. Компетенции бывают: исключительная, совместная и остаточная. Так, исключительная компетенция предполагает решение тех или иных вопросов только федерацией, либо только субъектами. Если компетенция совместная, то круг вопросов может быть решен как федерацией, так и ее субъектами. И, наконец, остаточная компетенция, которая не закреплена в Конституции как перечень вопросов, однако определена при помощи презумпции.
Для федерации характерно наличие территорий: федеральные, зависимые и территориальные автономии. Федеральными являются те территории, которые подчиняются центру, но при этом не являются субъектами федерации. Данный вид территорий имеется в большинстве федераций, однако есть страны, где они отсутствуют, например, в Германии. Если мы говорим о зависимых территориях, то они находятся в подчинении у государства-метрополии, т.е. по сути – это колонии. Однако в 1960 году колонии были отменены. И, наконец, территориальной автономией, является такая единица, которая самостоятельна в отношении власти центра в рамках закона.
Как в науке, так и в практике конституционного права известны различные виды автономий. Так, если автономия является политической, то она обладает всеми внешними признаками государства – собственным парламентом, правительством, местным законодательством и др. Если автономия основана на особом географическом положении той или иной единицы, то она считается административно-территориальной, или местной. Также существуют национально-культурные, персональные и национально-территориальные автономии. В первом виде автономий определенная этническая группа вправе развивать собственную культуру, иметь социальные и досуговые учреждения на родном языке. В персональной автономии существует возможность учета мнения национальных меньшинств, представители которых могут присутствовать в правительстве и иных специальных органах. Если же меньшинства проживают компактно, то автономия будет национально-территориальной.
Ряд исследователей выделяют также корпоративную автономию: в ней часть мест в государственных органах зарезервирована для местных жителей.
И наконец, рассмотрим нестандартную модель – региональные (регионалистские) государства. Регионалистское государство — это государство, вся территория которого, а не отдельные его части, состоит из автономных образований (Италия, Испания, ЮАР). [7] Обычно эти государства рассматривают как унитарные, но на деле они имеют особенности, которые отличают их от сложных унитарных государств. Данный тип государств рассматривают в литературе как государства переходного типа от унитарных государств к федеративным.
Особенности регионалистского государства в том, что автономные образования своих конституций не имеют (исключение — ЮАР), но в конституциях государств за ними закреплены определенные полномочия, для осуществления которых они издают местные законы. Автономные образования имеют также особые документы — статуты (уставы) об автономии, которые утверждаются общегосударственным парламентом. В этих уставах перечислены полномочия автономных образований. Автономные образования имеют местные представительные и исполнительные органы власти.
Таким образом, рассмотрев различные формы государственного устройства и организацию публичной власти в каждой из них, мы можем отметить, что в современном мире многообразие государств по типу их устройства довольно широко. Помимо привычных всем федераций и унитарных государств, существуют еще как бы «смешанные типы», где признаки одной формы сочетаются с другой. Также переходной формой следует считать регионалистские государства. Каждая из рассмотренных нами форм имеет свои особенности, свой уклад общества и власти, который сформировался исторически под влиянием многих объективных и субъективных факторов.
Список литературы
1. Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А., Световцева М. Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб, пособие., 2011. 540 с.
2. Ермолаева В. А. Экономическая география и регионалистика: учеб, пособие / Тюменский гос. ун-т. М.: Флинта: Наука, 2010. 416 с.
3. Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.: Норма, 2018. — 304 с.
4. Маклаков В. В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 896 с.
5. Шестакова К. Д. Конституционное право зарубежных стран. М.: РИОР, Инфра-М, 2010. 192 с.
6. Нечкин А. В. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие для СПО. М.: Юстицинформ, 2019. 180 с.
7. Севастьянов, А. В. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах / А.В. Севастьянов. — М.: РГ-Пресс, 2015. — 144 c.
Источник