Страны с разными моделями социально экономического развития

Основные социально- экономические модели развитых стран

Для группы развитых стран характерно сосуществование трех различных соц-эконом моделей, т.е. вариантов экономических и социальных отношений.

Западноевропейская социально-экономическая модель (точнее, ее континентальный вариант, т.к. существуют различия с британской моделью, тяготеющей к США) :

Факторы, сформировавшие единство:

1) человек — мера всех вещей

2) свобода — важнейшая общечеловеческая ценность

3) приверженности идеи прогресса

4) рационализация челов деятельности

5) Европа — пример открытой цивилизации

Суть модели — это конкурентная рыночная основа, которая базируется на:

1) Частная собственность

2) Гос регулирование

3) Корпоративисткие обязательства

Черты модели:

— уровень гос регулирования играет большую роль чем в др странах

— сильная соц ориентация

— относительный баланс между индивидуализмом м солидарностью при ведущей роли первого

— наибольшая степень открытости мир хоз-ва и интернационализация хоз жизни

В этой модели интересы частного бизнеса нередко ограничиваются в пользу остальных участников общества, но соц гарантии высоки, и имущественное расслоение невелико. Так, модель ориентирована на соц обеспеченность человека. Гос регулирование в налоговой сфере выглядит так : механизм налогов значительно опережает США, налоги распространяются по очень сложной системе, которая зависит от уровня жизни населения, удаленности населенного пункта от центра, климатических условий, плодородия почвы.

Американская социально-экономическая модель:

1) Поощрение предпринимательской активности, благоприятный предприним климат, установка на успех

2) Доля гос бюджета = 30 % ВВП

3) Низкий удельный вес гос-ва в производимом ВВП (12 % ВВП) атом энергетика, производственная инфраструктура, образование, здравоохранение

4) Ограниченное, но эффективное гос вмешательство в экономику

5) Высокая трудовая мораль

6) Богатый опыт управленческой деятельности

7) Трудосберегающие методы производства

8) Высокий уровень наукоемкости экономики

9) Мобильность рынка труда

Присущ неолиберализм, выражающийся в поощрении предпринимательской деятельности, стремлении к обогащению, имущественном и социальном расслоении ( несмотря на пособия и льготы). В плане экономики модель характеризуется высоким уровнем концентрации производства и централизации капитала, мощью крупных корпораций, высокой ролью рыночно-конкурентного механизма в сфере сбыта, инвестирования и производства

Социально-экономическая модель Японии:

Превалирование коллективных интересов над индивидуальными, более социальна, чем американская, и более либеральна, чем европейская. В этой модели соц расслоение невелико и соц обязанности во многом несут общины, а не государство. Приверженность консенсусу в коллективе снижает социальное напряжение в обществе

1) Иерархический дух

2) Рыночные принципы (многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование, ограниченное вмешательство гос-ва в хоз-ую деят-ть)

3) «Киге судан» — корпоративные группы, в центре основной банк, вместе с торговой компанией

4) Фирма — наш дом

5) Слабые профсоюзы

6) Особое положение женщин

7) Кейданрэн — федеральная экономическая организация, образуемая из общенациональных союзов предпринимателей

Основные тенденции в платежных балансах трех центров развитого капитализма.

Платежный баланс – соотношение платежей и поступлений между субъектами международных расчетных отношений государства и аналогичными субъектами других стран за определенный период времени. В платежном балансе отражаются платежи, связанные с движением между странами товаров, услуг, капитала, рабочей силы, содержанием представительств, туризмом, культурными связями.

Ситуация с текущим платежным балансом в различных центрах триады складывается в последние десятилетия по-разному. Из-за несбалансированности внешней торговли товарами текущий платежный баланс США с середины 70-х гг. складывается с отрицательным саль-до, причем в отдельные годы его размеры достигают очень больших величин (6,5% по отношению к ВВП в 2005 г), а в результате усиливается зависимость США от притока капитала извне для балансирова-ния всего платежного баланса.

Противоположна картина в остальных центрах триады и новых ин-дустриальных азиатских стран: здесь сальдо текущего платежного ба-ланса из-за превышения экспорта над импортом стабильно положи-тельно (особенно оно велико у Японии — 3,6% по отношению к ВВП в 2005 г.), а в результате образуется ощутимый избыток капитала для его экспорта, который направляется преимущественно в США. Схожая картина и в новых индустриальных азиатских экономиках (у Южной Кореи — 2,1%, Гонконга — 10,7, Тайваня — 4,7, Сингапура — 28,5%).

Платежный баланс всех этих стран во многом отражает их дисба-ланс сбережений и инвестиций. США не хватает сбережений для финансирования инвестиций, что происходит из-за сильного акцента на потреблении (отсюда экспорт товаров меньше их импорта). Подобная ситуация стимулирует спрос и, соответственно, экономический рост, однако требует постоянного большого притока капитала извне (большего, чем его отток) для финансирования нехватающих США средств для инвестиций.

Большая норма валового сбережения в Японии, стимулируемая притоком средств от положительного сальдо текущего платежного баланса, оказывается чрезмерной для страны, темпы экономического роста которой сильно снизились и которой поэтому не нужна прежняя высокая норма валового накопления. В результате избыток сбережений над инвестициями уходит за границу в виде чистого вывоза капитала (превышения вывоза над ввозом капитала). Выходом могло бы быть резкое расширение внутреннего потребления в Японии, уменьшило бы сальдо текущего платежного баланса, а главное — по-высило бы спрос в Японии на инвестиции. Однако для этого нужно сильно перестроить всю японскую социально-экономическую модель. Ситуация с платежным балансом, сбережениями и инвестициями в новых индустриальных азиатских экономиках и ЕС во многом схожа с Японией.

Европейский Союз в мировом хозяйстве. Динамика трех центов развитого капитализма.

Предпосылки и история Европейской интеграции:

Пьер дю Буа «О возвращении Святой Земли» (1305 – 1307): создание «христианской республики» федерации европейских монархий под главенством короля Франции.

Цели – а) расширение христианского мира на Восток;

б) вытеснение ислама из бывших имперских провинций Рима

19 в. Пьер Жозеф Прудон — идея создания общеевропейской конфедерации

1923 г. – Рихард Куденхове-Калерги «Пан-Европа»:

— констатировал крах экономики и ослабление государственности стран Европы

— демократические страны должны объединиться, чтобы противостоять внешнему противнику (Советской России, Великобритании и США)

— создать общий европейский рынок и снабдить его наднациональными институтами для эффективной конкуренции с этими странами

— создание общего военного союза для обороны восточной границы Европы от России

1948создание таможенного союза БеНиксЛюкс

1948 «План Маршалла» (16 стран на 4 года)

1951 — ЕОУС и Евратом

1957 — подписали Римский договор

Моменты, послужившие полит. толчком к объединение Европы:

— память о 2 разрушительных войнах

— желание эконом выздоровления

— отсутствие чувства безопасности, порожденные совет угрозой

Этапы интеграции:

2) Таможенный союз (1968)

3) Общий рынок (1 января 1993)

4) ЭВС (1 января 1999) 2002 евро в наличку вошел

Состав интеграционной группировки:

1957 БеНиЛюкс, Франция, ФРГ, Италия

1973 Великобритания, Дания, Ирландия

1986 Испания, Португалия

1995 Австрия, Финляндия, Швеция

2004 Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Эстония

2007 Болгария, Румыния

Еврозона: 17 стран: БеНиЛюкс, ФРГ, Франция, Италия, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Кипр, Мальта, Словения, Словакия, Эстония

Население = 499, 4 млн чел (7,5 % мирового)

Источник

Основные модели развития стран в мировой экономике.

Американская модель «либеральная модель капитализма»

1) Малый удельный вес государственной собственности

2) Минимальная регулирующая роль государства в экономике. Вмешательство государства инициируется как правило экономическими кризисами или высокими темпами роста экономики

3) Всемирное поощрение предпринимательства

4) Резкая дифференциация на богатых и бедных

5) Большое различие в з/п, составляющее стократный разрыв между главой фирмы и служащими

6) Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Положительные черты американской модели:

ü Гибкий рынок труда

ü Свободный рынок товаров и услуг

ü Низкий уровень налогов

ü Беспощадная конкуренция

ü Акционерный капитализм (народный капитализм), акции реализуются достоинством в 1 доллар

Отрицательные черты американской модели:

ü Неравенство в распределении доходов

ü Невысокое качество товаров и услуг

ü Низкий уровень инвестиций и сбережений

Японская модель

Условия (специфические) формирования:

1) Япония была вынуждена отказаться от военных расходов (поражение во 2 мировой войне)

2) Большую роль сыграло приобретение американских патентов и лицензий (незначительные средства на развитие науки)

3) Низкие мировые цены на рынках сырья и топлива

4) Относительная дешевизна японской рабочей силы (в тот момент)

Основные черты Японской модели:

1) Высокий уровень государственного воздействия на основные направления развития национальной экономики.

Основной товар (спрос) – нефть, сырье, следствие производство танкеров, поддерж. производства малолитражных автомобилей. С 70-х годов государство поддерживает производство электроники, компьютеров.

Такой подход позволил Японии долгое время избегать экономического кризиса и поддерживать динамическое развитие.

2) Составление 5-летних планов развития экономики (и обороны Японии).

В реализации планов принимают участие фирмы и государство – прямые инвестиции, налоговая политика, ценовая политика, политика заработной платы, инвестиции.

3) Широкое распространение пожизненного найма рабочих. Привлечение рабочих к управлению и принятию решений.

4) Социальная направленность модели государства ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан.

5) Незначительные различия в уровнях з/п между рабочими и главой (17-кратный размер).

Немецкая модель

Основателем немецкой рыночной экономики и немецкой модели был Людвиг Эрхард.

Основные принципы немецкой модели:

1) Сильное государственное воздействие на экономику, особенно при решении социальных проблем (задач)

Традиционно существуют обязательства государства по:

2) Германия в начале 70-х годов ввела принцип «таргетирование» основных макроэкономических показателей (таргетирование=планирование). 5-летнее планирование.

Характерен принцип социального партнерства, т.е. участие работников предприятия в его собственности в управлении и обладанием права решающего голоса.

3) Решающая роль отводится банкам, причем ЦБ является полностью автономным.

4) Различие в уровне з/п незначительное, составляет 23-кратный разрыв между главой фирмы и служащими.

Основой модели по Эрхарду должно быть сильное государство как конструирующая, управляющая и регулирующая сила.

Государство вмешивается в экономический процесс целенаправленно. Формирование либеральной рыночной экономики основано на частной собственности.

Основные рычаги воздействия на формирование рынка:

ü Свободные цены

ü Антитрестовские и антикартельные указы

ü Льготы для свободного частного инвестирования

ü Защита внутреннего рынка от внешней конкуренции

ü Отличный уровень образования, переподготовки кадров.

Немецкая система «государство благоденствия и соц

ü Излишне сильные профсоюзы

ü Слишком щедрые пособия по безработице

Законодательные ограничения ведут к устойчивому высокому уровню безработицы.

4. Шведская модель(симбиоз элементов социализма и капитализма)

ü социальная направленность

ü сокращение имущественного неравенства

ü забота о малообеспеченных слоях населения («2ая модель социализма»)

ü высокий уровень жизни

ü высокий уровень обеспечения гражданских прав

ü государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов.

ü Средний уровень безр-ти (около 2%)

ü Весьма высокий уровень государственного сектора

ü Общая сумма гос расходов составляет более 60% от общего объема ВВП (дотации предприятиям и частным домашним хозяйствам)

ü Большая часть услуг в Швеции предоставляется бесплатно гос сектором (образование, медицина,…)

ü Государство вмешивается в систему ценообразования (фиксированные цены)

ü Основной механизм перераспределения доходов – налоги

Формы налогообложения: подоходный (растет доход, растет налог) – система прогрессивного налогообложения (перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения)

Французская модель

Не имеет ярких особенностей, среднее между американской и

Характерными чертами являются:

1) Регулирующая роль государства (во Франции с 1947 г. Составляют 5-летние планы)

Индикативное планирование (рекомендательный характер)

Характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности и широкое вмешательство в процесс накопления капитала.

Авто: рено, пежо, ситроен

Южнокорейская модель

Позволила стране в кратчайший период превратиться в индустриальную страну.

1) Сильное регулирующее воздействие на развитие экономики

· Планирование экономического развития (развивается не стихийно). Планированием занимается государственный плановый орган Совет экономического планирования. Он с 1962 года разрабатывает 5-летние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты и принимает решения о выделении бюджетных средств на их финансирование. До 70х годов планирование носило директивный характер, затем произошел переход к индикативному планированию (по мере развития частного бизнеса).

Основная функция МВФ – предоставление кредитов развивающимся странам.

Проект о создании мощной сталелитейной промышленности (выплавка стали примерно равна выплавке в СССР в лучшие годы).

В Южной Корее долгое время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой среде. Частные кредитные институты появились лишь во второй половине 80х годов (много прибыли оседало в частных руках).

Такая политика позволила государству концентрировать в своих руках финансовые, валютные ресурсы и использовать их на развитие приоритетных отраслей (экспортоориентированных: судостроение (танкеры), автомобилестроение).

Регулирование государством внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта (стимулирование развития отечественного производства). Проблему экспорта контролировал президент (ежемесячно крупнейшие экспортеры отчитываются перед ним).

После реанимации экономики правительство приступило к реализации социальных программ. Были созданы фонды стабилизации цен, создавались новые рабочие места, безработица сокращалась, заработная плата росла на 29% в год.

Проблема: экономика не может развиваться, не учитываются основные экономические закономерности (зарплата, производительность труда) зарплата росла быстрее производительности труда, следовательно инфляция растет.

Централизованное исполнение среднесрочных и долгосрочных планов, целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами позволило Южной Корее в относительно короткие сроки преодолеть барьер отсталости, следовательно 1 из ведущих мест в мировой экономике.

Китайская модель

Китай в отличии от других стран переходит к рыночному социализму. Реформирование экономики Китай начал с преобразований в с/х. Здесь произошел переход от народных коммун к системе семейного подряда. Семейный подряд основан на ведении с/х силами семьи на земле, переданной в пользование (не в частную собственность) на срок 30 лет и более.

Созданная продукция распределяется следующим образом:

Крестьянские дворы часть произведенной продукции по договорам отдают часть государству, часть в счет налогов, часть в фонды местных органов власти, оставшуюся продукцию хозяйства по усмотрению могут сдать государству по повышенным закупочным ценам или реализовать на рынке.

Однако мелкое крестьянское хозяйство менее эффективно, т.к. имеет ограниченные возможности накопления капитала, использования техники, повышение товарности, поэтому в настоящее время происходят различные формы кооперирования крестьянских хозяйств (в сфере обращения, производства). Кроме того, имеют место и крупные крестьянские хозяйства с использованием наемного труда.

Реформа в городах.

При выборе моделей экономического развития китайские ученые разработали смешанную модель, варианты которой использовались в Венгрии и Югославии, частично Чехословакии, реформы Косыгина.

Рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования, т.е. на уровне микроэкономики (предприятия) проблемы рынка: что? сколько? в каком объеме? для кого? – решает рынок; на уровне макроэкономики – решает государство.

Китай обладает достаточно привлекательным инвестиционным климатом, следовательно, не имеют проблем с привлечением иностранных инвестиций.

Основные экономические закономерности развития мировой экономики (хозяйства):

1. Основным фактором (инструментом) взаимодействия между странами является рыночное хозяйство. Рынок определяет основные закономерности взаимодействия между странами.

Действуют все категории, связанные с рынком:

· Закон стоимости (объективные эк. зак. Их действия не зависит от воли и сознания людей (в основе цены лежат общественно-необходимые затраты труда) мировые цены

· Закон соответствия спроса и предложения

2. Противоречия, которые отражают с одной стороны – процветание интеграции государств, с другой стороны – процветание дезинтеграции (разъединения)

3. Усиление процветания в интеграции

4. Процветание глобализации

5. Усиление процесса открытости экономик

6. Обострение конкурентной борьбы

Особенности конкуренции в современных условиях:

1) Массовый характер борьбы

2) Агрессивный характер.

Массовый характер вытекает из процветания либерализации (на мировой рынок выходят не только государства, но и фирмы (крупные, средние, мелкие, мельчайшие)) торговых отношений, т.е. увеличивается количество субъектов на рынке внешней торговли.

3) Формы конкурентной борьбы на мировом рынке в современных условиях

4) Ценовая и неценовая конкурентная борьба

При ценовой конкуренции:

ü Установление демпинговых цен

ü Использование демпинга

Цель демпинга – завоевание сегмента рынка в стране-импортере.

Для защиты импортеры вводят антидемпинговые пошлины, которые резко повышают цену товара, снижается его конкурентная способность.

Источник

Читайте также:  Религия католицизм какие страны
Оцените статью