Cтраны лидеры по судостроению
У каждой страны индивидуальный потенциал развития в конкретной отрасли. Говоря о судостроении, трудно понять его масштабы, если не уделить каждой стране немного внимания.
Германия: история судостроения
Судостроение в Германии заслуживает особого внимания, так как история развития этой отрасли в стране поражает уникальностью. Официально начало строительства судов датировано 1884 годом. В то время было организовано объединение судостроителей, которое взяло под начало крупнейшие судоверфи северной Германии. На зависть конкурентов отрасль развивалась очень быстро, и к началу XX века страна стала занимать лидирующие позиции на мировом рынке. К тому времени на производстве насчитывалось свыше сорока верфей, а в мастерстве немецких инженеров не было равных во всём мире.
Однако первая и вторая мировые войны снизили темпы в производстве судов, а к середине сороковых годов XX века отрасль пережила сильнейший экономический кризис.
Лишь в пятидесятые годы судостроение в Германии начало вновь подниматься, и к 1956-му году стала вновь передовой во всём мире. Немецкие специалисты получили крупнейшие заказы на производство контейнеровозов. К началу восьмидесятых немцы обеспечивали 50% мировых потребностей в этой продукции. Такая тенденция сохранялась до конца XX века. Однако в XXI веке в судостроении появились новые страны-лидеры.
Кто теперь главенствует на рынке морского судостроения?
Несомненно, основным лидером является Китай. Производство страны настолько востребовано, что 38% от общих заказов мирового рынка выполняется здесь. Ближайшим конкурентом поднебесной является Южная Корея. Здесь выполняется 33% мировых заказов.
Китай – монополист строительства малых и средних танкеров. Он превосходит Японию и Южную Корею почти в четыре раза по выпуску балкеров. Лидирующие позиции в судостроении Китай занимает благодаря выпуску именно этих судов. Около 70% от объёма всего производства.
Второй страной-лидером по судостроению является Южная Корея. Основное внимание специалисты уделяют качеству продукции. Благодаря регулярным инвестициям в производство, страна достигла колоссальных результатов, и к началу 90-х в несколько раз увеличила производительность труда.
Прочими лидерами в отрасли являются Япония и США. Их производство менее интенсивное, однако качество их продукции всегда ценилось в рамках мирового рынка.
Источник
Россия вошла в тройку лидеров мирового судостроения.
Условный патриот своей страны уверен, что именно его держава, именно его родина впереди планеты всей по любым показателям. Условный либерал считает наоборот. Его родина бездарна и ничего не умеет. Кстати вы замечали, что на западе в среде либералов не принято ругать свою страну? Это какая-то такая вот чисто русская фишка. Всегда находил это немного странным.
Ну да бог с ними с этими либералами. Они вечно всем недовольны. Так же как и бог с ними с патриотами. Мы попробуем с вами как обычно побыть над ситуацией. А ситуация сложилась в этом году крайне занятная.
Но прежде чем бросить взор на современность давайте глянем на рейтинг стран судостроителей, например за двухтысячный год.
2. Республика Корея
Как видите, России нет даже в десятке. Удивительно это? Нет. Мы действительно все 90-е годы ничего не производили и продолжали использовать ресурс, доставшийся нам в наследство от СССР. Ресурса хватило на целое десятилетие, а то и на два. Так-то до сих пор в строю десятки единиц, как боевых кораблей, так и рыболовецкого флота которые строили при СССР.
Как вы понимаете строительство судна это не демагогия по телевизору, а кропотливая работа. Требующая труда сотен человек. А если вдуматься то и, наверное, тысяч. Ведь судостроительная отрасль завязана на десятки заводов, которые расположены по всей стране. Болты, гайки, кабель, да та же элементарная сталь, всё это надо изготовить, прежде чем оно поступит на корабль. И география здесь обширна. От Челябинска с Уфой, до Череповца с Нижним Новгородом. Вы, наверное, обратили внимание, что в перечисленных городах нет моря? Но зато там есть промышленность, которая так или иначе связана с флотом и соответственно с морей. Не побоюсь сказать такую простую вещь как — флот это двигатель промышленности.
Естественно я не могу взять и безапелляционно заявить, что дела сегодня в судостроительной отрасли идут гладко. Не повернется у меня язык такое озвучивать. Тем более на ряде заводов мне доводилось бывать. Там всё ещё пользуются советским наследием. Обновления идут, но крайне медленно, однако и корабли начали строить. То вот ледокол какой-нибудь на воду спустят.
То создадут какую-то плавучую АЭС. Помните же наверняка, как её по новостям недавно показывали? Нашумевший проект и очень интересный. Она такая единственная во всём мире. Нет, мы не впереди планеты всей, но кое-что таки делается и на наших заводах. Мне вообще не нравится вот эта горячность заявлять, что мы кого-то где-то опережаем. Но ещё больше меня не радуют унылые настроения на тему, что мы вообще неспособны что-то строить.
Если немного копнуть информацию, то откроются удивительные вещи. И подводные лодки, оказывается, регулярно спускают на воду и боевые корабли. Пока все носились с историей о Мистралях, наши судостроители медленно, но верно двигались вперед. Просто работа такая – не любит шума. Да и не делается она быстро. Корабли могут строить годами. Это собственно нормальная практика, что первый корабль серии строят лет пять. Зато последующие суда клепают по отработанной технологии за год-два.
В общем, тут можно сказать, что много я говорю, а это всё популизм. Да и вообще русскоязычные источники не всегда достоверны. Хорошо, посмотрим не на русскоязычные источники. Английским аналитикам доверяете? Так вот в Англии есть такое агентство как Clarkson Research и оно недавно опубликовало данные за третий квартал этого года. Россия внезапно там оказалась на второй строчке.
Мы умудрились потеснить Китай. Просто вдумайтесь в это. Россия потеснила Китай. Тот самый, который считают локомотивом всей планеты. Он сейчас на третьем месте. Ну а первое место всё так же прочно сидит за Южной Кореей. Удивительно? Нет. Потому что как я и написал выше работа медленно, но верно двигается вперед. Просто шума она не любит. Так что не слушайте никого и верьте цифрам. Для понимания объясню. Подобные рейтинги считают в CGT. Это мера объема такая и для удобства по всему миру именно так и считают объём созданных кораблей. Итак, циферки.
Южная Корея – 1,42 млн. CGT
Россия – 860 тысяч CGT
Китай – 830 тысяч CGT
Довольно любопытно это всё. Конечно, Китай отыграет свои позиции, тут у меня сомнений нет, больно уж он огромен. Всё-таки миллиард населения это не шутки. Но примечателен сам факт, что наша страна, которой вообще не было в первой десятке ещё 20 лет назад сегодня вновь теснит крупных игроков.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.
Источник
Россия вышла на второе место в мире по объёмам судостроения за третий квартал 2020г
Обычно тройка лидеров была неизменна — Южная Корея, Китай и Япония, но в третьем квартале 2020 года Россия заняла вторую строчку рейтинга, подвинув КНР.
Английское аналитическое агентство Clarkson Research опубликовало рейтинг, в котором Россия заняла второе место в мире по судостроению. Это довольно неожиданный результат, поскольку раньше тройка лидеров была практически неизменна – Южная Корея, Китай, Япония, — об этом сообщает Smart-Lab.
Британское агентство предоставило рейтинги отдельно за отдельно за сентябрь и отдельно за третий квартал 2020 года. Россия вырвалась на вторую строчку рейтинга за третий квартал.
Первое место традиционно досталось Южной Корее, в третьем квартале на её долю пришлось 45% всего мирового судостроения. Если говорить об абсолютных показателях, это 1,42 млн CGT (CGT — это регистровая тонна, единица объёма, равная 100 кубическим футам, то есть 2,83 м³ и тоннаж всех судов пересчитывается в регистровые тонны, чтобы удобно было сравнивать их между собой, а в рейтинге учитывается именно тоннаж).
Следом за Южной Кореей традиционно всегда шёл Китай. Но в этот раз вторую строчку рейтинга заняла Россия. За минувшие три месяца объем российского тоннажа в судостроении составил 860 тысяч CGT. Это на 30 тыс. регистровых тонн больше, чем у Китая, который занял в этот раз третью строчку рейтинга.
Согласно рейтингу за сентябрь, мировой объём судостроения составил 480 тыс. CGT, или 20 судов. В прошлом месяце объём судостроения Южной Кореи составил 230 тыс. CGT, или шесть судов, а Китая — 240 тыс. CGT (13 судов).
В период с января по сентябрь текущего года общий мировой объём судостроения составил 9,75 млн CGT. В этом году строительство судов ниже, чем в прошлом, из-за пандемии коронавируса. Однако это явно не помешало России вырваться на второе место.
В гражданском сегменте отечественного судостроения по итогам 2020 г. ожидается ввод около 60 крупных судов тоннажем более 50 тонн (в том числе около 10 крупных несамоходных судов).
Ключевым серийным проектом 2020 г. должны стать сухогрузы RSD 59, которые строятся на ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», АО «Окская судоверфь» и ПАО «Завод Красное Сормово»: в 2020 г. должны быть сданы 16 таких судов. Также, в соответствии с плановыми сроками в 2020 г. должны быть сданы в эксплуатацию 11 рыболовных и краболовных судов в рамках инвестиционных квот, однако, по оценкам INFOLine, в 2020 г. будут сданы не более 3-5 таких судов. Причиной переноса сроков по этим проектам являются трудности в адаптации зарубежной проектной документации, отсутствие реального опыта строительства таких судов на отечественных верфях, а также временная приостановка деятельности верфей в период карантинных ограничений в апреле-мае 2020 г.
При этом почти двукратный рост совокупной стоимости сдаваемых в 2020 г. гражданских судов будет обеспечен за счет ввода крупных долгостроев, таких как атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 стоимостью более 40 млрд руб., который строится с 2013 года и сейчас находится на завершающих этапах приемки, а также ледокола «Виктор Черномырдин» проекта 22600 стоимостью около 12 млрд руб. (строится с 2012 года). Кроме того, на 2020 г. запланирована сдача первого танкера типа Афрамакс проекта 114К на ССК «Звезда», стоимость которого оценивается суммой более 31 млрд руб.
Важным событием 2020 года с точки зрения развития гражданского судостроения стало завершение строительства круизного теплохода PV300.
Данный проект представляет собой четырёхпалубный теплоход, смешанного «река-море» класса плавания, предназначенный для перевозки пассажиров на круизных линиях на водных путях Европейской части России (Волга, Нева, Дон, Ладожское и Онежское озера, Волго-Балтийский канал, Канал имени Москвы, Волго-Донской канал), с возможностью выхода в Черное, Азовское и Каспийские моря. Головной теплоход проекта PV300 под именем «Мустай Карим» строился с 2017 г. на ПАО «Завод Красное Сормово» и является первым судном подобного класса, построенным на отечественной верфи, за последние 60 лет. Однако с учетом тех убытков, которые понесли круизный и туристический сектора в 2020 г. из-за пандемии нового коронавируса, перспективы выхода этого проекта «в серию» без дополнительной государственной поддержки невелики (без учета теплохода проекта PV300D «Петр Великий», который может быть сдан в 2021 году), даже несмотря на очевидную востребованность и эффективность проекта.
Несмотря на острую потребность в обновлении гражданского флота (особенно сухогрузного) и развитием компетенций отечественных верфей в серийном строительстве современных судов, отрасль испытывает дефицит платежеспособного спроса, который усилился в условиях экономического кризиса. Доля гражданского судостроения в структуре выручки верфей в 2020 году не превысит 40% и перспективы ее роста связаны в первую очередь со сдачей крупнотоннажных судов на ССК «Звезда», а также серийных рыболовных и краболовных судов — фактически уже с 2021 года. Ключевым фактором развития гражданского сегмента в ближайшей перспективе является реализация мер господдержки, причем масштабным вызовом для российских верфей и заказчиков являются ужесточившиеся требования по локализации, которые российские производители комплектующих в ряде случаев не способны обеспечить.
Источник
navy_korabel
Флот открытого океана: третья попытка
Блог Александра Шишкина
Примечания к таблице
1. К кораблям основных классов отнесены атомные и неатомные подводные лодки ( D надв ≥1000 тонн), авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы и десантные корабли ( D полн ≥2000 т), т.е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира;
2. Включены страны, ВМС которых уже имеют в своём составе корабли основных классов суммарным полным водоизмещением от 100 тыс. тонн. По этой причине, к примеру, в таблице нет Германии с тремя строящимися ФР типа 125 «Баден-Вюртемберг» (3х7200=21600 тонн).
3. К подклассу ПЛАРК отнесены ПЛА со значительным ракетным вооружением, к которым относятся 885М с 32 УВП в отличие от «Вирджиний» III — IV с 12 УВП ( V − 40 УВП).
4. В связи с противоречивостью разделения кораблей на классы в разных странах и разных источниках принята условная классификация многоцелевых БНК: от 2000 т полн. − корвет (КРВ), от 3500 − фрегат (ФР), от 7000 − эсминец (ЭМ), от 11000 − крейсер (КР).
5. Нулевой и даже отрицательный прирост строящихся кораблей в течение года хорош только при наличии заметного числа закладок и передач. Их отсутствие при нулевом приросте (в особенности − на протяжении нескольких лет подряд) − явный признак кораблестроительного застоя. О том же может свидетельствовать большой срок пребывания в постройке при малом годовом приросте.
Примечания по странам
На 01.01.2020 в постройке находились: 7 ПЛА типа «Вирджиния» (1/6 мод. III / IV ), 1 АВ типа «Джеральд Р. Форд», 1 ЭМ (КР) типа «Зумвальт», 6 ЭМ типа «Арли Бёрк» (5/1 мод. IIA / III ), 2 УДК типа «Америка», 2 ДВКД типа «Сан-Антонио», 5 ЛБК (КРВ) типа «Фридом» и 4 типа «Индепенденс». В 2019 г. переданы/заложены 1/2 «Вирджинии» III / IV , 1/0 «Зумвальт», 1/1 «Бёрк» IIA , 0/1 «Бёрк» III , 0/1 «Америка», 0/1 «Сан-Антонио», 3/2 «Фридома» и 3/1 «Индепенденса» (в 2020 г. переданы/заложены ещё 2/0 «Вирджинии» III / IV , 0/1 «Бёрк» IIA и 0/1 «Индепенденс»).
В постройке на 01.01.2020: 2 ПЛАРБ пр. 094 A , 1 АВ пр. 003, 8 ЭМ пр. 055, 13 ЭМ пр. 052 D , 2 УДК пр. 075 и 2 ДВКД пр. 071. В 2019 г. переданы 1 АВ 002, 3 ЭМ 052 D , 2 ФР 054 A , 1 ДВКД 071, закладок зафиксировано не было (2020: переданы 2 ПЛАРБ 094 A , 1 ЭМ 055, 1 ЭМ 052 D ).
Сведения о находящихся в постройке ПЛ отсутствуют (о двух новых ПЛАРБ пр. 094А стало известно только после их появления на публике в День ВМС НОАК − ссылка 2 ). При этом представляется маловероятным, что в Китае не строятся ПЛА пр. 093( B ) и ПЛ пр. 039( C ) на замену устаревшим лодкам пр. 035. Если подобные предположения верны, КНР можно считать мировым лидером в области военного кораблестроения.
Нет сведений и о ТТХ строящегося авианосца пр. 003. Принято считать, что его полное водоизмещение будет порядка 85000 тонн. Однако склонные к заимствованию чужих технических решений китайцы вряд ли пойдут на риск в отсутствие доступного прототипа. Исходя из названных соображений, D полн пр. 003 не должно быть больше 75000 тонн − по аналогии с пр. 11437, документация по которому в известном объёме могла быть получена от Украины. Определиться с водоизмещением УДК пр. 075 оказалось гораздо проще. Согласно спутниковому снимку от 12.10.2019, стоящий на верфи Hudong-Zhonghua Shipbuilding в Шанхае корабль имеет размерения Lнб х Bнб = 230 х 40 м. Пересчёт с американского УДК «Уосп» (256 х 42,5 м, 41 000 т) даёт около 35 000 тонн полн.
В постройке на 01.01.2020: 5 РПКСН (ПЛАРБ) пр. 955А, 6 АПКР (ПЛАРК) пр. 885М, 2 ПЛБ (ПЛ) пр. 677.1, 3 ПЛБ пр. 636.3, 3 ФР пр. 22350, 2 ФР пр. 22350 мод. II , 1 КРВ пр. 20386, 2 КРВ пр. 20385, 4 КРВ пр. 20380 мод. III , 1 БДК (ТДК) пр. 11711, 2 БДК пр. 11711 мод. II . В 2019 г. переданы/заложены 1/2 ПЛБ пр. 636.3, 0/2 ФР пр. 22350 мод. II , 0/2 БДК пр. 11711 мод. II (в 2020 г. передач и закладок не было − ссылка 3 ).
Надводное водоизмещение АПКР пр. 885М принято равным 9200 тонн (против 9500 тонн в пр. 885) из-за уменьшения длины примерно на 4 метра (а вовсе не на 9-10, как сообщалось в некоторых СМИ − ссылка 4 ), что подтверждается теми спутниковыми снимками Google Earth (64.5755, 39.8023), на которых у набережной Севмаша видны «Казань» и «Северодвинск», и проработками igorkot, представленными на судомодельном форуме Авиабазы ( ссылка 5 ). С допустимой погрешностью (около 1,5%) 9200 и 9500 тонн соответствуют D надв, полученному пересчётом с ПЛАБ проекта 671РТМ(К) − наиболее близкому к пр. 885(М) по форме корпуса.
На основании имеющихся данных о том, что на ФР пр. 22350 мод. II задачу размещения третьего модуля УКСК удалось решить без изменения главных размерений корабля при незначительном приросте водоизмещения ( ссылка 6 , ссылка 7 ), его D полн по сравнению с базовым проектом увеличено на 50 тонн (5450 против 5400), которые с небольшим запасом складываются из массы УКСК с восемью ракетами 3М55 ПКРК «Оникс» (14,7 плюс 8х3,9). Полное водоизмещение БДК пр. 11711 мод. II принято таким же, как у экспортного «Каймана» (8000 тонн).
В постройке на 01.01.2020: 3 ПЛАРБ типа «Арихант» (1/2 мод. I / II , D надв. 6000/7000 т); 4 ПЛ типа «Калвари» («Скорпен»), 1 АВ пр. 71 «Викрант» (40000 т), 4 ЭМ пр. 15B «Вишакхапатнам» (7400 т); 3 ФР пр. 17 A «Нилгири» (6700 т); 2 ФР пр. 11356 «Талвар» мод. III (достраиваются в России, в графе «Срок» не учтены), 1 КРВ пр. 28 «Каморта» (3500 т). В 2019 г. передана 1 ПЛ типа «Калвари» («Скорпен»), заложен 1 ФР пр. 17А, начата достройка 2 ФР пр. 11356 на ПСЗ «Янтарь» (2020: передан 1 КРВ пр. 28, заложен 1 ФР пр. 17 A ).
В постройке на 01.01.2020: 2 ПЛАРБ типа «Дредноут» (резка стали 10.2016/10.2019; D надв принято из расчёта D подв = 17200 метрических тонн, запас плавучести 14% − как на «Астьют» согласно Jane ‘ s Fighting Ships ), 4 ПЛА типа «Астьют», 2 ФР типа 26 «Сити». В 2019 г. передан 1 АВ типа «Куин Элизабет», заложены 1 ПЛАРБ типа «Дредноут» (резка стали) и 1 ФР типа 26 (2020: передана 1 ПЛА типа «Астьют»).
В постройке на 01.01.2020: 3 ПЛ типа 29 SS (две из них − предположительно), 2 ПЛ типа «Сорю», 2 ЭМ типа «Майя» (по 10400 т), 2 ФР типа 30 FFM (предп.). В 2019 г. переданы 1 «Сорю» и 1 ЭМ (ФР) типа «Асахи», заложены (предп.) 1 ПЛ 29 SS и 2 ФР 30 FFM (2020: переданы 1 ПЛ типа «Сорю» и 1 ЭМ типа «Майя»).
В постройке на 01.01.2020: 2 ФР типа «Бергамини» и УДК «Триест» (33000 т, за счёт чего при трёх строящихся кораблях ВМС Италии заняли 7 место в таблице и первое − по среднему водоизмещению). В 2019 г. передан 1 «Бергамини» (в 2020 г. передач и закладок не было).
В постройке на 01.01.2020: 5 ПЛ типа 214 «Реис», 3 ФР типа TF -100 «Истанбул» (два из них − предположительно) и УДК «Анадолу» типа «Хуан Карлос I» (27500 т, благодаря чему ВМС Турции переместились с последнего (12-го) места в основной таблице по ссылке 1 на восьмое). В 2019 г. передан 1 КРВ типа «Ада», заложены 2 ПЛ 214 (одна из которых − предположительно) и 1 TF -100 (предп.) (в 2020 г. передач и закладок не было).
В постройке на 01.01.2020: 3 ПЛ типа KSS-III мод. I , 1 ПЛ типа 214 ( KSS — II мод. II ), 3 ФР типа FFX-II «Тэгу», УДК «Марадо» типа «Токто» (19300 т). В 2019 г. передана 1 ПЛ 214, заложена 1 ПЛ KSS-III мод. I (в 2020 г. передач и закладок не было). Для страны со столь развитой экономикой и судостроительной промышленностью результаты довольно скромные (в планах, впрочем, 30000-тонный УДК/АВЛ с F -35 B ).
В постройке на 01.01.2020: 5 ПЛА типа «Сюффрен» («Барракуда», 4650 т надв) (4-я и 5-я считаются заложенными в 2015 и 2019 гг. согл. fr.wikipedia), 2 ФР типа «Аквитания», 1 ФР типа FDI . В 2019 г. передана 1 ФР типа «Аквитания», заложены 1 «Барракуда» и 1 FDI (в 2020 г. передач и закладок не было)
В постройке на 01.01.2020: 4 ПЛ типа S-80 «Исаак Пераль». Время пребывания на стапеле 10-14,5 лет. В 2019-2020 гг. передач и закладок не было. Ярко выраженный застой.
В постройке на 01.01.2020: 1 ЭМ типа «Хобарт» (передан 18.05). В 2019 году передач и закладок не было. Получив два «Хуана Карлоса» и три «Хобарта», австралийцы взяли паузу перед новым витком развития своего флота. С конца 2020-х − начала 2030-х планируется замена «Коллинзов» на гигантские НАПЛ типа «Аттак» и «Анзаков» на вдвое большие ФР типа «Хантер» − аналоги британских «Сити», что должно привести к полуторакратному приросту суммарного водоизмещения кораблей основных классов ВМС Австралии.
Выводы в отношении ВМФ России
Проведённое статистическое исследование в совокупности с предыдущим ( ссылка 1 ) неопровержимо подтверждает фактический статус России как одной из трёх ведущих морских держав (при том, что отечественное кораблестроение ещё только набирает обороты перед выходом на номинальную мощность). Кроме того, в таблице отсутствуют шесть кораблей (около 80 тыс. тонн), планирующихся к закладке в самое ближайшее время. Даже с учётом сдаточной программы к началу следующего года портфель военных заказов судпрома должен ощутимо прибавить в весе. ■
Источник