Страны с религией даосизм

Даосизм

ДАОСИЗМ, сложное явление традиционной духовной культуры китайцев, сочетающее в себе многочисленные древние народные мифологические представления и философские учения, в основе которых лежит концепция «дао» («пути»). Китайское название даосизма даоцзяо, что переводится как даосская религия или даосское учение (учение о «дао»).

Вместе с конфуцианством и буддизмом даосизм образовал в Китае систему так называемого «сань цзяо» (3 религии,3 учения). В научной литературе рассматривают даосизм как специфически китайскую (ханьскую) религию, сравнивая его по степени влияния с конфуцианством. Китайский писатель и учёный Сюй Дишань писал в 1927: «Если посмотреть с точки зрения повседневной жизни и религиозных верований китайцев, то удельный вес даосизма окажется значительно превосходящим удельный вес конфуцианства. Если бы могли проанализировать жизнь и идеалы какого бы то ни было китайца, то мы прежде всего увидели бы даосские идеи. ».

Причиной глубоких корней даосизма в китайском (ханьском) обществе является его тесная связь с традиционными народными верованиями. Некоторые учёные связывают сам термин «дао» с встречающимся в древних сочинениях наименованием шаманских практик — «гуй дао» («путь духов», «путь демонов»). Считается даже, что «гуй дао» является одним из первых названий даосизма. Это свидетельствует о древнем глубоком единстве шаманизма и раннего философского даосизма.

Читайте также:  Уровень развития стран мира по образовательных услуг

Даосизм как религиозная система оформился в период правления династии Восточная Хань, при одном из императоров которой — Шуньди (125—144) даосы пользовались большим покровительством. Особенно выделялся среди них проповедник Чжан Лин, он же Чжан Даолин (34—156), основавший секту «Удоуми дао», что в переводе означает «Путь — пяти мер риса» (сторонники Чжан Даолина платили ему пять мер риса). Приверженцы секты стали почитать древнекитайского философа Лаоцзы как великого учителя, главу учения, а его сочинение «Даодэцзин» признали своим главным каноном. При императоре династии Восточная Хань Линди (167—189) Чжан Цзяо основал новую даосскую секту «Тайпин дао» («Путь великого спокойствия»), священным каноном которой стало сочинение «Тайпин цинлиншу». В 184 Чжан Цзяо возглавил крестьянское восстание «жёлтых повязок», названное так по цвету головных уборов, которые носили его участники. В этом выступлении приняли участие и сторонники секты «Удоуми дао».

В период Южных и Северных династий (IV—VI вв.) продолжалось формирование новых даосских сект. В это время в даосизме произошло деление на две основные ветви: «Путь северных небесных наставников» и «Путь южных небесных наставников», что не в последнюю очередь было связано с регионализмом культурной, экономической и политической жизни Китая и частыми нарушениями государственного единства страны. В эпоху династии Тан (618—906) даосская религия пользовалась большим покровительством. При императоре Сюаньцзуне (712—756) даосские сочинения «Лаоцзы», «Чжуанцзы», «Лецзы» стали именовать «истинными канонами». В каждом округе обязательно должен был быть построен даосский храм. Подобное наблюдалось и в последующее время. Император династии Сун — Чжэньцзун (998—1022) приказал собрать и отредактировать даосские сочинения, составить и переиздать новый «Дао цзан» («Даосский канон») и каталог к нему. Всё это способствовало слиянию различных даосских сект, в том числе южной и северной ветвей даосизма. Императоры монгольской династии Юань (1279—1367) относились к даосам неуважительно. Один из них приказал сжечь все даосские сочинения, кроме «Даодэцзина». При китайской национальной династии Мин (1368—1644) к даосской религии вновь было проявлено внимание, однако в эпоху сменившей её маньчжурской династии Цин (1644—1911) даосизм постепенно перестал играть в духовной жизни китайцев особо важную роль. Понятие «дао» является универсальным в истории китайской традиционной мысли и признавалось представителями самых разных философских школ и направлений. Как рассказывает Сыма Цянь в своих «Исторических записках», при встрече Конфуция и основателя философского даосизма Лаоцзы первый проявил большой интерес к учению последнего, восхитился его глубокой мудростью и познаниями и выразил ему своё уважение.

Читайте также:  Почему скандинавские страны малонаселенные

Согласно традиции, Лаоцзы родился в конце VII в. до н. э. Своё миропонимание он изложил в книге «Даодэцзин», хотя относительно авторства и датировки этой книги ведутся споры. Лаоцзы и его последователи считали «дао» первоосновой природы и общества, великим и всеобщим законом природы. «Дао» существует вне времени и пространства. В китайской традиции «дао» не имеет единственного толкования: оно и путь природы, и смысл жизненного пути, и путь следования этическим нормам. Лаоцзы оказал огромное влияние на развитие китайской философской мысли. Среди самых известных, реально существовавших его последователей Лецзы (V — начало IV вв. до н. э.), Чжуанцзы (около 369—286 до н. э.) — авторы сочинений, названных их именами. Сочинения Лаоцзы, Лецзы, Чжуанцзы и других мудрецов способствовали связи философского даосизма с традиционными верованиями.

На формирование даосизма как религиозной системы большое влияние оказал буддизм, начавший проникать в Китай из Индии в первые века нашей эры и достигший там своего наивысшего развития в VI—X вв. В этот период происходит формирование института даосского монашества, впитавшего также традиции местного отшельничества.

Церковная организация даосов возглавляется патриархом, причём первым патриархом считался Чжан Даолин. Сначала резиденция патриарха находилась в провинции Сычуань, затем в горах Лунхушань в провинции Цзянси, а после победы коммунистов в Китае была перенесена на Тайвань. Патриархи имеют титул «тяньши» (Небесный наставник) и по наследству передают свою власть в роде Чжан.

Важным положением даосизма наряду с учением о «дао» является концепция «увэй» («недеяние»). В соответствии с ней всё само собой образуется, следуя предрешённому судьбой ходу событий.

Краеугольным в даосизме является основанное на мифологических образах, подробно разработанное учение о бессмертии, культ бессмертных. Если Лаоцзы и Чжуанцзы смотрели на смерть как на проявление природного цикла перемен, то уже в эпохи Цинь (221—207 до н. э.) и Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) даосизм начал проповедовать идею бессмертия. Стремление обрести бессмертие привлекало всех — от крестьянина до императора. Поэтому занятия медициной, гаданиями, магией, алхимией в целях поисков путей к достижению бессмертия стали одной из основных обязанностей служителей даосского культа. Даосские трактаты содержат подробнейшие описания способов изготовления пилюль и эликсира бессмертия, начиная от исходных материалов, посуды, печи до приёма приготовленного продукта. Считается, что достижению бессмертия способствуют также талисманы, амулеты, магические тексты с заклинаниями.

Помимо праздников в честь бесчисленных святых, бессмертных, героев даосская религия обращает большое внимание на отправление основных обрядов жизненного цикла (рождение детей, и в первую очередь сыновей, свадьба, похороны), а также соблюдение постов: «тутаньчжай» («пост грязи и угля»), «хуанлучжай» («пост жёлтого талисмана»). Важная роль отводится празднованию традиционного Нового года (по лунному календарю). Тайно отмечается праздник «Хэ ци» («Слияние духа»), во время которого верующие даосы считают себя свободными от каких бы то ни было половых ограничений и тем более запретов. Даосизм обращает особое внимание на поддержание и сохранение мужской и женской энергий.

Хотя влияние даосизма постепенно уменьшалось (особенно в XX в.), он по-прежнему имеет своих посвящённых, интересующихся или сочувствующих в Китае, а также во Вьетнаме, однако точное число их установить невозможно. По очень приблизительной оценке, в середине 1990-х гг. наиболее ревностных даосов насчитывалось около 20 млн. человек.

В КНР в 1957 была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным даосским монастырём (даосские монастыри называются «гуань», в отличие от буддийских «сы») является пекинский монастырь Белых облаков (Байюнь гуань). Большой известностью и популярностью пользуются также даосские монастыри в Ханчжоу, Сиани и других городах страны.

Источник

Даосизм и Лаоцзы-Философия,Формы,Идея

Что такое Даосизм?-история,Идея,Формы проявления Даосизма

Что такое Даосизм?Даосизм это Китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.На этой статье будем подробно расскажем о даосизме философиясе ,основатели даосизма Лаоцзы, Книга «Дао Дэ цзин», ещё разницы между Даосизмом и Буддизмом или Конфуцианством.

История Даосизма- В какой стране возник даосизм? Кто Основатель даосизма?

Даосизм в Китае существует на протяжении 2000 лет. Считается, что его корни восходят к шаманским традициям династии Ся (2205-1765гг до н.э.)

Когда мы говорим о даосизме, мы определенно говорим о Лао-цзы. Это как христианский Иисус.

Древнекитайский мудрец Лао-цзы считается основатель Даосизма. (IV—III вв. до н.э.) Он приписал книгу «Дао Дэ Цзин» — считается ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.

Даосизм философиясы:Суть и идеи Даосизма

Мировоззрение даосов:

Мировоззрение даосов тесно связано с наблюдением и единением с природой. Сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого, будь то человеческое тело или реки и горы. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Что такое «ци»? Ци – это энергия, которая дает жизнь всему на Земле. В других школах она зовется прана, ки или шакти.

Даосизм о смерти-«Дао» и бессмертие:

В центре доктрины — учение о великом Дао. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Таким образом можно добиться бессмертия, получив высшее благословение («дэ»).

Даосизм о любви:

В основе Даосизма романтизм. Любовь – это действительно красивое слово и романт для даоса. Когда даос любит кого-то, это означает просто принятие чьих-то достоинств и недостатков на всю жизнь, не возможно изменить.

Формы проявления даосизма

Одни последователи даосизма выбирают «храмовый» или «монастырский» путь, т. е. основанный на институциональных аспектах даосской традиции. Другие выбирают отшельнический путь одиночного развития. Остальные – принимая даосское мировоззрение и стиль жизни, также остаются приверженцами других религий.

На сегодняшний день существует четыре главных школы даосизма: Цюаньчжэнь (Школа Совершенной Истины / Подлинности) — монастырский даосизм; Линбао (Школа Духовной Драгоценности); Шанцин (Школа Высшей Чистоты); Тяньши (Школа Небесных Наставников)

Лао-цзы и «Дао Дэ цзин»:

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н.э.). Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец», так что его имя можно переводить как «Старый мудрец») и о его уходе из Китая.

Отрывок из Дао Дэ цзина

Путь, о котором можно поведать, не постоянный Путь.

Имя, которое можно назвать, не постоянное Имя.

Где имени нет – там начало всех вещей,

Где имя есть – там мать всех вещей.

Посему, постоянно не имея желания, видишь его исток,

А постоянно имея желание, видишь его исход.

То и другое является совместно,

Они имеют разные имена, но одинаково сказываются.

В сокровенном есть еще сокровенность:

Вот откуда исходит все утонченное.

Понимание даосизма через метафоричный и парадоксальный язык Дао Дэ Цзина:

Чтобы понять «Дао дэ цзин», надо его прочитать. Занятие, приобретающее особый смысл и особую значимость, когда мы имеем дело с собранием разрозненных изречений, часто нарочито темных и парадоксальных. Афористическая речь – это язык безмолвия. Она созидается паузой, разделяющей и обступающей слова, и всегда сообщает о чем-то «другом» – неназванном, сокровенном и все же интимно внятном. Таким образом главный трактат даосов содержит много того, что нельзя сказать, а можно только прочувствовать.

Цигун и внутренняя алхимия

Необходимые составляющие даосской практики, заключающиеся в тренировке духа и правильном распределении энергии. Даосы верят, что при соблюдении всех нужных составляющих с помощью внутренней алхимии можно достичь бессмертия.

Ритуалы, медицина, учения:

Помимо различных институциональных вещей, таких как ритуалы и церемонии в храмах и монастырях, даосских праздников, внутренней алхимии и упражнений йоги, даосизм тесно связан с фэн-шуем, астрологией. Также даосы уделяют много внимания поэзии, изобразительному искусству, каллиграфии и музыке. Также даосизм тесно связан с традиционной китайской медициной. Неудивительно, что говорят: есть десять тысяч путей, чтобы быть даосом. Во многих жизненных взглядах можно найти черты даосской религии.

Даосизм инь и янь:

В даосизме все состоит из двух противоположных сил, известных как Инь и Ян. Две силы находятся в постоянной борьбе во всем. Когда они достигают гармонии, создается энергия жизни.

Инь — женщина, влажная, холодная, луна, осень и зима, тени и вода. Ян — мужчина, сухой, жаркий, солнце, весна и лето, яркость и земля. Из непрекращающегося стремления Инь и Ян возникает Три — Небо, Земля и Человечество. Человечество должно попытаться уравновесить противоположности Неба и Земли.Главным постулатом даосизма является балансом мужского «ян» и женского «инь». Даосизм предлагает путь, пройдя по которому можно достичь гармонии между «инь» и «ян».

Даосизм и буддизм

Даосизм зародился в Китае, буддизм возник в Индии. И даосизм, и буддизм — великие философские традиции и религии, которые имеют долгую историю и сильно повлияли и сформировали китайскую культуру и ценности.

Даосизм и буддизм имеют некоторое сходство, например, обо они верят в реинкарнацию, что означает жизнь после смерти имеет схожие конечные цели.

Однако у даосизма и буддизма очень разные убеждения, практики и взгляды на индивидуальную жизнь, общество, ценности, культуру, окружающую среду и даже Вселенную. Даосизм и буддизм имеют разные объективные принципы, разные взгляды и убеждения о жизни после смерти, которая широко известна как реинкарнация. Они имеют разные способы для решения вопросов, а также разные точки зрения и практики в отношении брака.

Даосизм и конфуцианство

VI век до н. Э. было удивительным временем философского роста древнего Китая. Считается, что именно в это время жили и учили два самых влиятельных духовных лидера Китая, Конфуций и Лао-цзы. Философия, которую они практиковали, даосизм и конфуцианство, существовали одновременно в династическом Китае, привлекая бесчисленное количество последователей за последние 2500 лет.

Даосизм и конфуцианство разделяют общие взгляды на человечество, общество и Вселенную, хотя эти представления существовали задолго до появления любой из философий. Оба начинались как философии, впоследствии каждая из которых приобрела религиозный оттенок.А какие разницы между дасизмом и конфуцианством?

Конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм занимается поиском смысла. Вообще говоря, даосизм охватывает природу и естественные и спонтанные вещи в человеческом опыте, но отказа от значительной части передовой культуры, обучения и морали Китая. конфуцианство рассматривает человеческие социальные институты, включая семью, школу, сообщество, и государство — как необходимые для человеческого процветания и нравственного совершенства, потому что они — единственная область, в которой эти достижения, как их понимал Конфуций.

Современный даосизм-Даосизм в настоящее время

Существуют различные виды даосизма. Даосизм основан на изучении и вере к древним писаниям, как Дао Те Цин. Большинство «даосы» в Китае, которые, вероятно, не называют себя даосами (Дао цащ ту, 道教徒) практики родной народной религии, которая варьируется от места к месту. Эта народная религия является более распространенной в стране среди крестьян. Это включает в себя поклонение предкам и хиромантия или Фэн-шуй (геомантия, 风水).

Многие современные китайцы практиковали тайцзи цигун, что является самым даосизмом. Это упражнение особенно популярно среди пожилых женщин. Их можно увидеть, практикующих в группах после восхода солнца в общественных местах по всему Китаю. Некоторые даосы верят в продлении жизни или достижении бессмертия через внутренние и внешние методы. Некоторые поклоняются родным или личным богам.

В даосских храмах, люди могут поклоняться даосским идолам, которые представляют историческую фигуру, бессмертного, или народных богов. И деистический тип даосизма является более распространенным среди китайцев в таких местах, как Гонконг или Тайвань, находящийся за пределами бывшего официально атеистического и материалистического материковогоКитая, и некоторые из храмов в Гонконге и на Тайване пользуются большой и хорошо организованнойпопулярностью.

Источник

Оцените статью