- Самые крупные кредиты в истории
- Покупка Соединёнными штатами Америки Луизианы
- Правительственные займы Великобритании и Франции
- Кредит России от МВФ
- Кредит для ВТБ
- Чем отличаются международные кредиты
- Долги стран перед Россией
- Содержание
- 2019: Страны с крупнейшими долгами перед Россией
- 2017: Задолженность стран перед РФ $27 млрд
- В каких странах население живет в таких же долгах, как в России? Показываю наш уровень в мире по займам
- Лидеры планеты по долгам
- А что в России?
- Какие страны на том же уровне, что и мы?
- Внешний долг стран мира на 2021 год: таблица
- Внешний долг
- Показатели внешнего долга
- Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира
- Рейтинг стран мира по внешнему долгу
Самые крупные кредиты в истории
Как подобрать идеальный кредит не потратив на это и 10 минут?
В нашем представлении кредит – деньги, которые банк выдаёт человеку или организации. Но страны и финансовые учреждения тоже дают друг другу в долг. В статье мы собрали примеры крупнейших международных займов в истории.
Покупка Соединёнными штатами Америки Луизианы
Когда Луизиана была колонией Испании, граждане США могли вести экспортную торговлю через Новый Орлеан, имели право на навигацию по всей реке Миссисипи. Они использовали территорию как перевалочный пункт при перевозке важных продуктов между западными и восточными штатами. Однако в 1798 году договор расторгли. Позже Луизиану передали под контроль Франции.
Американцы отправились в Париж для переговоров о покупке восточной части Луизианы – именно она нужна была для торговли. Однако Наполеон дал добро на продажу всей территории. Изначально США были готовы заплатить за территорию Нового Орлеана 10 млн долларов. Французы заявили, что могут продать всю Луизиану за 15 млн долларов. 2 мая 1803 года договор был подписан. Купленная американцами территория в два раза превосходила тогдашний размер США.
Для оплаты Луизианы Штаты использовали облигации. Поэтому сделку считают облигационным кредитом. Поскольку Франция не хотела покупать или обменивать американские облигации, американские дипломаты подсказали выход, который устроил всех. Облигации удалось обменять на наличные через два банка – банкирский дом Баринга в Лондоне и банк Хоупа в Амстердаме.
В банке Баринга облигации хранились вплоть до банкротства в 1995 году. Сейчас их судьба неизвестна.
Правительственные займы Великобритании и Франции
До середины 50-х годов прошлого века США были монопольным кредитором по межправительственным займам. Только с 1946 по 1950 годы страна выдала кредитов на 30,4 млрд долларов. 2/3 из них пришлись на страны Западной Европы.
Самым крупным считается заём 3750 млн долларов. Эту сумму взяла в кредит Великобритания.
Страна должна была рассчитаться за 50 лет. Ставка составила 2% годовых. Выдача займа сопровождалась требованиями. Великобритания должна была отменить валютные ограничения и другие преграды, чтобы американский капитал свободнее проникал в стерлинговую зону.
В мае 1946 г. США дали 650 млн долларов в кредит Франции сроком на 35 лет. По договору половину предоставленной суммы государство должно было пустить на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции.
Кредит России от МВФ
Один из крупнейших в истории кредитов предоставили нашей стране. Это было в марте 1996 года. Заём выдал Международный валютный фонд. Россия получила 10,1 млрд долларов через механизм расширенного финансирования. Деньги нужно было использовать в течение трёх лет. Первый год средства перечисляли ежемесячными траншами, далее – раз в квартал.
Конечно, не обошлось без условий. Россия должна была сократить дефицит государственной казны до 2% ВВП к 1998 году и снизить инфляцию до 6,9% в год. Кроме того, снизились таможенные пошлины на импорт, сняли ограничения на ввоз алкоголя, ликвидировались экспортные пошлины на газ и нефть.
Из всей суммы кредита Россия использовала лишь 5,8 млрд долларов. Эти деньги позволили достичь в 1996 г. соглашения с государствами-кредиторами в рамках Парижского и Лондонского клубов. Страны договорились о досрочном реструктурировании внешнего долга бывшего СССР.
Отметим, что Россия является членом МВФ с 1992 года. За это время она получила займы на сумму более 22 млрд долларов.
Кредит для ВТБ
Банки тоже берут кредиты, в том числе международные. В 2011 году банк ВТБ привлёк рекордный трёхлетний синдицированный кредит – 3,13 млрд долларов под годовую ставку LIBOR плюс 130 базисных пунктов. Особенность синдицированного займа в том, что одному заёмщику кредит выдают сразу несколько кредиторов. Каждый участвует в сделке в определённой доле. При этом заключается лишь одно кредитное соглашение. До ВТБ рекорд поставил Внешэкономбанк, который привлёк таким же образом 2,45 млрд долларов.
В сделке с ВТБ участвовали сразу 30 банков из 16 стран Северной Америки, Европы и Азии.
Среди них The Bank of Tokyo-Mitsubishi, BNP Paribas, Deutsche Bank, Goldman Sachs, Mizuho Corporate Bank, Morgan Stanley, The Royal Bank of Scotland и другие.
Привлечённые деньги банк направил на корпоративные цели (в том числе рефинансировал имеющуюся задолженность по синдкредиту), а также на кредитование заёмщиков.
В банке подчеркнули, что кредит стал рекордным не только по объёму, но и по ставке.
Чем отличаются международные кредиты
Об особенностях международных кредитов рассказал Сурен Айрапетян, управляющий партнер Rebridge Capital: «Ошибочно полагать, что эти кредиты во всём похожи на маленьких собратьев. Огромные суммы, сравнимые с ВВП страны, не под силу дать в кредит даже самому большому банку. В одиночку осилить не сможет ни один из существующих игроков. В зависимости от того, какие организации и по какой схеме выдают деньги, суперкредиты делятся на три вида. Первый – синдицированные кредиты. Для выдачи такого займа банки образуют консорциум. Если говорить простым языком, то объединяются в группу, чтобы стать сильнее. Обычно в консорциуме присутствуют банки разных стран. Так рисков «команда» несет меньше. Ещё одна любопытная особенность синдицированного кредита – это его интересность для финансовых организаций. Верно говорится в анекдоте: «Когда ты должен банку 100 долларов – это твои проблемы, а когда ты должен 100 миллионов долларов – это проблемы банка». В реальной жизни всё именно так. Банки сами помогают собирать документы и оформлять бесчисленное число бумаг, которые нужны для того, чтобы появилась возможность выдать кредит. Суперзаёмщики в глазах банков куда привлекательнее, чем обычные.
Второй вид – оплата государственными облигациями. Этот вид сделки является кредитом лишь отчасти. И применяемся только в том случае, если одна из сторон – это государство. Государственная облигация – это долговая ценная бумага, владелец которой имеет право в оговорённый срок получить от выпустившего её лица заранее оговорённую сумму денег или получать купоны, оставляя саму облигацию себе. Суть таких сделок выглядит следующим образом: государство покупает что-либо, вместо денег заплатив облигациями. Покупатель получит спустя время оговорённую сумму плюс проценты.
Третий вид – кредиты МВФ. Международный валютный фонд представляет собой нечто наподобие огромного интернационального кооператива. Каждая страна при вступлении уплачивает денежный взнос. Совокупность таких взносов составляет «банк» МВФ. Решение о том, кому и на какие цели предоставлять кредиты, принимают 24 члена исполнительного совета: министры, чиновники и политики тех стран, что входят в организацию. Один раз в год устраивают собрание, во время которого принимается план действий на год. Заёмное финансирование МВФ получают страны, попавшие в беду. Детали этих кредитов очень индивидуальны. Лимиты, требования и прочие мелочи часто пересматриваются».
Источник
Долги стран перед Россией
Содержание
2019: Страны с крупнейшими долгами перед Россией
В марте 2021 года Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад, посвященный двусторонней задолженности развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Россией.
По данным ВБ, к концу 2019 года по двусторонним займам около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд. Речь идет как о долгах государств, так и о долгах юрлиц, гарантированных государствами.
Самым крупным должником РФ на конец 2019 года оказалась Белоруссия ($8,1 млрд). Затем идут Бангладеш, Венесуэла, Вьетнам, Йемен и Индия. Каждая из этих стран должна России более $1 млрд. Часть из этих долгов остается еще с начала 1990-х годов.
Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, сказано в статистике Всемирного банка.
В целом Россия занимает пятое место среди крупнейших стран — кредиторов развивающихся стран. Лидером здесь является Китай, предоставивший средства в размере $149 млрд. За ним следуют Япония, Германия и Франция.
Министерство финансов РФ, отвечающее за кредиты другим странам, не публикует информацию о должниках России: каждый год программу государственных кредитов описывают в секретных приложениях к федеральному бюджету, отмечает РБК.
Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам. [1]
Среди стран членов «большой восьмерки» к 2019 году Россия стала лидером по количеству списанных долгов.
Самые большие должники:
- Куба ($31,7 млрд.). В 2014 года российское правительство списало 90% из суммы долга в 35,2 млрд. долларов.
- Ирак ($21,5 млрд.) Россия списывала долги этой стране дважды – в 2004 году $9,5 млрд. из $10,5 млрд. и в 2008 $12 млрд. из $12,9 млрд. Второе списание произведено уже по новому долгу современной России, в надежде, что будут учтены интересы российских компаний в Ираке.
2017: Задолженность стран перед РФ $27 млрд
Всего на сентябрь 2019 года 17 стран мира являются должниками России с общей суммой долга в почти 27 млрд долларов.
На первом месте Белоруссия с 7.6 млрд долларов, Украина и Венесуэла с 3.7 и 3.5 млрд, Куба 3.2 а так же Бангладеш 2 млрд.
Согласно данным Федерального казначейства по исполнению бюджета, заемщики выплатили в 2019 году 250 миллиардов рублей, в то время как Москва дала в долг 215 миллиардов рублей. В последний раз положительная разница отмечалась в 2010 году, когда России вернули 53 миллиарда рублей, а она предоставила в долг 14 миллиардов рублей. Кроме того, в 2019 году сумма погашенных долгов стала рекордной за десятилетие. Предыдущий рекорд отмечался в 2018 году, тогда в бюджет было возвращено 133 миллиарда рублей.
Всего с 2010 года Россия выдала займы другим странам на 1,3 триллиона рублей, из которых вернула 800 миллиардов рублей.
Источник
В каких странах население живет в таких же долгах, как в России? Показываю наш уровень в мире по займам
Кредиты – зло. Но зло неизбежное: население развитых стран бодро занимает на автомобили и путешествия, квартиры и дома. Студенты учатся в кредит. Мелкие предприниматели занимают на стартапы. Вариантов, куда потратить заемные средства – масса! В тех же Штатах к человеку, живущему без долгов и не имеющему кредитной истории, относятся с подозрением. Таких избегают брать на нормальную работу.
По закредитованности населения редко судят о социальной успешности государства. Есть мнение, что раз люди набирают много долгов – значит, уверены в завтрашнем дне. Могут планировать семейный бюджет на длительный срок. Я придерживаюсь другой точки зрения.
На мой взгляд, кредит – инструмент порабощения. Человеком в долгах легко управлять. К примеру, заставить молчать. Сам я ни одного кредита не имею и вам не советую влезать в эту трясину.
Было бы глупо сравнивать долги жителей разных стран в абсолютных цифрах. Понятно, что норвежец при средней зарплате в 47290 крон (398,3 тыс. руб.) может занять больше среднего россиянина, зарабатывающего 49 тысяч (по Росстату).
Но есть достаточно объективный показатель – долги домохозяйств в процентах от ВВП страны. Учитывается разница и в уровне жизни, и в экономическом развитии стран.
Лидеры планеты по долгам
Данные о закредитованности населения публикуют центробанки и схожие с ними структуры. Увы, не во всех странах такая статистика ведется. Я взял цифры по 2020 году. Если честно, я не ожидал, что стран, где народ набрал долгов больше, чем годовой ВВП, будет так мало.
Как и предполагалось, в топе самые богатые и благополучные страны. На первом месте Швейцария с показателем 134%. По уровню жизни эта страна сейчас занимает четвертое место в мире. Сопоставив два показателя, легко понять, что знаменитое швейцарское благополучие раздается в долг.
Всего стран с закредитованностью населения выше ста процентов от ВВП оказалось 6:
- Дания – 111%
- Австралия – 119%
- Канада, Норвегия – 106%
- Нидерланды – 101%
Средний показатель долгов домохозяйств в процентах к ВВП по еврозоне – 58,2%. В США – 75,2%. В Китае – 57,2%.
А что в России?
В России постоянно слышны возгласы: «А-я-яй! Льготную ипотеку разбирают, как горячие пирожки! Надуется пузырь и нас ждет кредитный кризис!» То же самое от экономистов самого разного уровня слышу про все займы – от автокредитов до магазинного пос-кредитования.
Но на деле кредитная нагрузка российского населения ничтожно мала – всего 20,1% от ВВП РФ (по первому кварталу 2020 года). Это почти в 3 раза меньше, чем в Китае, и почти в 5 раз меньше, чем в Новой Зеландии (94,8%) или Южной Корее (95,9%).
Какие страны на том же уровне, что и мы?
Разброс достаточно большой, так что я выбрал страны с долгами домохозяйств в % к ВВП от 15 до 25%.
Их набралось всего 5:
- Литва – 23,06%
- Венгрия – 19%
- Индонезия – 17%
- Мексика – 16,4%
- Турция – 15,1%
Выводы делайте сами. Впрочем, может быть — это у нас не долги маленькие, а ВВП слишком большой.
Источник
Внешний долг стран мира на 2021 год: таблица
В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.
Внешний долг
Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.
В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:
- международным банкам;
- правительствам других стран мира;
- частным банкам, которые принадлежат иностранцам.
Внешний долг различают двух типов:
- Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2021).
- Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).
Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.
Показатели внешнего долга
Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:
- Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
- зависимость от экспортных товаров;
- отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
- погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
- Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
- срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
- достаточности международных резервов;
- мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
- Показателями по госсектору, а именно:
- влияния налоговых поступлений на государственный долг;
- изменения курса иностранной валюты к домашней.
Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).
В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.
Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:
- соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
- степень открытости внешнего рынка капитала;
- режим реального валютного курса;
- вероятность возникновения экономического кризиса.
Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.
Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира
Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:
- любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
- приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
- восстанавливается общий бюджет государства.
Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.
Рейтинг стран мира по внешнему долгу
Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2021 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:
Название страны | Внешний долг (млн. долларов) | Внешний долг к ВВП (%) |
Бруней | 0 | 0 |
Макао | 0 | 0 |
Республика Палау | 0 | 0 |
Экваториальная Гвинея | 174 | 1 |
Алжир | 3 389 | 2 |
Иран | 15 640 | 4 |
Нигерия | 15 730 | 5 |
Фиджи | 127 | 5 |
Гаити | 428 | 7 |
Азербайджан | 6 059 | 8,2 |
Такая же рейтинговая таблица есть и для стран с наибольшим внешним долгом, но составлена она по результатам 2017 года:
Название страны | Внешний долг (млн. долларов) | Внешний долг к ВВП (%) |
США | 16 893 000 | 101 |
Великобритания | 9 836 000 | 396 |
Германия | 5 624 000 | 159 |
Франция | 5 633 000 | 188 |
Нидерланды | 3 733 000 | 309 |
Япония | 2 719 000 | 46 |
Испания | 2 570 000 | 165 |
Италия | 2 684 000 | 101 |
Ирландия | 2 357 000 | 1060 |
Люксембург | 2 146 000 | 3411 |
В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.
Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.
США, лидирующая по величине внешнего долга другим странам мира, является должницей Китая, Японии, России, Великобритании, Швейцарии, Тайваню, Бразилии, то есть тем государствам, которые экспортируют нефть, держат облигации, имеют паевые инвестфонды. Но наибольшая задолженность у США перед ФРС – Федеральной резервной системой, которая выполняет функции центрального банка этой страны.
При достаточно подробном анализе рейтингов можно увидеть, что экономически оправданными являются не внешние займы, а внутреннее заимствование. Этот вариант хорош тем, что долги не увеличат денежную базу, а оборот финансовых средств будет осуществляться только в пределах одного государства.
Источник