Страны с социальным государством уроки развитых стран

19. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества — необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия.

Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существование каждого человека.

Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.

Читайте также:  Сотовая связь другой страны

В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы — на социальном принципе.

20.Экономическая демократия: сущность и основные формы

То, что каждый может открывать свой бизнес, свободная предпринимательская деятельность, антимонопольная деятельность

Термин «экономическая свобода» есть производным от понятия «экономическая демократия».

Экономическая демократия — собственность максимально возможного количества людей на разнообразные объекты собственности (прежде всего на средства производства) и на участие в управлении производством и собственностью на равные как отдельного предприятия, так и государства.

Формами проявления экономической демократии есть:

а) участие работников в процессе создания материальных и духовных благ;

б) контроль за качеством товаров, услуг и выполняемых работ;

в) участие в распределении созданных экономических благ;

г) экономическая свобода субъектов экономической деятельности, в том числе производителя и потребителя;

д) участие в процессах инвестирования и управление ими, в изготовлении экономической политики государства, в контроле за процессами формирования доходов государственного бюджета и их расходами и т.п..

Экономическая свобода — свобода экономических субъектов (субъектов хозяйствования) присваивать разные объекты собственности, выбирать сферы прикладывания своих знаний, способностей в пределах разных типов собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, а также способов приобретения ресурсов, распределения доходов, потребление благ.

Основными экономическими субъектами являются домашние хозяйства, предприятия и государство (органы государственного управления, государственные учреждения). В пределах домашнего хозяйства осуществляется воспроизведение человеческих ресурсов, самостоятельно принимаются решение относительно потребления материальных и духовных благ. Поэтому экономическая свобода таких хозяйств конкретизируется в свободе выбора потребителей, преобладающую часть которых за капитализма представляют нанимаемые работники.

Источник

15. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества — необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия.

Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существование каждого человека.

Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.

В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы — на социальном принципе.

16. Характерные черты социального правового государства

Социальное правовое государство — это политическая организация общества, в которой право связывает и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.

Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, социальное правовое государство, как высшая форма политического бытия, которую выработало человечество, имеет ряд специфических признаков (черт):

1. Связанность государственной власти правом и его господство во всех сферах общественной жизни: свобода может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается (преодолевается) правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права; в Конституции Украины 1996 г. (ст. 8) записано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права»;

2. Соответствие закона праву (правовой закон) и его верховенство, т.е. право как мера свободы и справедливости получает отработанное в законе содержание; конституционный закон имеет прямое действие.

3. Связанность законом в равной мере как граждан и их объединений (коммерческих и некоммерческих), так и государственных органов, должностных лиц. В отношении граждан и их объединений действует общедозволительный принцип: «дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»;

В отношении властных государственных органов и должностных лиц действует специально-дозволительный принцип: «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом». Еще древнегреческий мыслитель

4. Законодательное закрепление и реальное обеспечение основных прав человека — наличие отлаженного правового механизма их охраны и защиты (включая уровень прямой конституционной защиты);

5. Построение отношений личности и государства на основе взаимной ответственности: как личность ответственна перед государством, так и государство несет ответственность перед личностью за неисполнение обязанностей;

6. Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, их независимость и единство; недопустимость подмены функций друг друга; действенность механизма «сдержек и противовесов»;

7. Законный (легальный) путь принятия законов и их изменения — путь выявления воли народа непосредственно (референдум) либо опосредованно (через представительный орган). Вся полнота законодательной власти в представительном органе осуществляется представителями народа, избранными из его среды;

8. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и иных нормативно-правовых актов — отлаженная работа прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации и других правоохранительных и контрольно-надзорных органов;

9. Возможность личности притязать на конкретный минимум социальных благ благодаря гарантированию государством её социальной безопасности — минимальный (достаточный) уровень жизни каждому гражданину и его повышение;

10. Возможность граждан притязать на обеспечение государством их социальной защиты, поднятие уровня социально-экономических прав до уровня основных прав — формирование социальной среды, создающей условия для благоприятного индивидуального

развития личности, равенства стартовых возможностей (а не материального равенства) с помощью государственной системы просвещения и образования, налоговой политики, регулирования рынка труда и контроля условий труда и др.;

11. Осуществление государством социальной помощи гражданам, не способным (не по своей вине) нести ответственность за свое благосостояние — речь идёт об обеспечении гарантированного жизненного уровня социально ранимых слоев населения — старых, нетрудоспособных (больных), безработных по не зависящим от них причинам. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием;

12. Обеспечение государством социальной функции собственности — собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу: наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли (ст.13, 41 Конституции Украины);

13. Проведение государством политики социального компромисса — решения всех вопросов на путях согласия и взаимопонимания различных социальных групп, глубокого уважения к личности независимо от ее социального положения, защиты от всякого посягательства на ее жизнь, здоровье и личное достоинство.

Таким образом, будучи ограниченным правом, социальное государство проявляет активность в регулировании социально-экономических процессов, социального аспекта основных прав граждан, их социальной защищенности в соответствии с законом.

Характерная черта правового государства — последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и других обстоятельств.

Источник

Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества — необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия.

Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существование каждого человека.

Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.

В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы — на социальном принципе.

Действующая Конституция РФ, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституирует Российскую Федерацию в качестве демократического правового государства с федеративной формой государственного устройства. Тем самым был завершен процесс становления основ правового государства, начало которому было положено решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС, состоявшейся 28 июня — 1 июля 1988 г. Именно на этой конференции была поставлена задача формирования правового государства как дела принципиальной важности.
Программа КПСС, принятая на XXVIII съезде КПСС, состоявшемся 2—13 июля 1990 г., полно и всесторонне закрепила основные принципы правового государства как формы подлинного народовластия. В частности, в Программе КПСС говорилось, что партия выступает за:
— формирование гражданского общества, в котором не человек существует ради государства, а государство ради человека; все социальные группы и общности имеют гарантированное законом право и фактическую возможность выражать и отстаивать свои интересы; — упрочение правового государства, в котором исключается диктатура какого-либо класса, партии, группировки, управленческой бюрократии, обеспечивает всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах, к занятию любых должностей; государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве закона и равенстве всех перед законом;
— свободное соревнование общественно-политических организа
ций в конституционных рамках;
— воплощение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права.
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную создаст гарантии от узурпации неограниченных полномочий, злоупотреблений властью, позволит четко разграничить сферы компетенции и ответственности. Партия выступает за:
— демократичность и открытость законодательного процесса; пол
ноту нормотворческих и контрольных функций Советов всех уров
ней, формирование их надежной финансовой и материальной базы;
-ежегодные отчеты о деятельности исполнительно-распорядительных органов перед Советами; общественный контроль в рамках закона за деятельностью исполнительной власти;
независимость суда и прокуратуры, повышение их статуса в об
ществе, совершенствование процессуального законодательства, стро
гое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и пра
ва на защиту; действенность исправительно-трудовой системы; от
мену актов необоснованного лишения советского гражданства;
создание динамичного, современного государственного аппа
рата, формируемого на конкурсной основе, подконтрольного в рам
ках закона представительным органам и общественности.
Значительная часть мер по формированию правового государства, предусмотренных Программой КПСС, была проведена в Российской Федерации до принятия Конституции РФ 1993 г. В частности, в соответствие с нормами международного права были приведены права и свободы граждан, проведены всеобщие, прямые и равные выборы Съезда народных депутатов РСФСР и иных представительных органов, сняты все ограничения на создание политических партий, ежегодно проводились отчеты исполнительно-распорядительных органов перед Советами. Для обеспечения реального действия принципа верховенства Конституции РФ и законов был образован Конституционный Суд РФ.
Продолжая курс на формирование правового государства, Конституция РФ упразднила Советы. С учетом зарубежного опыта государственного строительства в РФ был последовательно проведен принцип разделения властей, исполнительная власть получила ббль-шую автономию и независимость от органов представительной власти, нежели в условиях советского государства. Качественно изменилась и роль Президента РФ. Конституция РФ 1993 г. наделила его
функциями главы государства, значительно расширив компетенцию и существенно усложнив порядок отрешения от должности.
Таким образом, Конституция РФ 1993 г. представляет собой правовую основу деятельности органов государственной власти и гражданского общества по формированию правового государства. В стране сохраняются демократический режим и его основные институты, закрепляется принцип верховенства Конституции и законов, последовательно проводится принцип разделения властей, а права и свободы граждан РФ формулируются в соответствии с нормами международного права.
Процесс формирования правового государства в Российской Федерации пока что сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В ежегодном Послании Федеральному Собранию (февраль 1995 г.) Президент РФ отмечал, что в прошедшем году «Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов, в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых. Законодательный процесс нередко подминается политической борьбой. Не сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать, что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью власти, по настоящему независимой и авторитетной. почти не реализуется принцип прямого действия Конституции». (Российская газета. 1995, 17 февраля.)
В Российской Федерации пока что не удалось реализовать в полной мере ни один из основных принципов правового государства. Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с Программой КПСС и ранее действовавшей Конституцией в части развития и упрочения принципа народовластия, демократии. Законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция не только заседаний Государственной Думы, но и развернутых отчетов о ее деятельности. Население лишилось права отзывать депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, не оправдавших их доверия, Президента РФ и глав исполнительных органов субъектов РФ. Деятельность исполнительной власти оказалась выведенной из-под общественного контроля.
Грубо нарушается принцип верховенства закона. Пример неуважительного отношения к федеральным законам подает сам Президент РФ, принимая нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти и внося существенные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев и ограничивающие конституционные права граждан. Так, одним из указов Президента РФ разрешалось компетентным государственным органам задерживать граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца, тогда как действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в конкретных отношениях, действует лишь формально.
Принцип разделения властей проведен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.
Провозглашенные Конституцией РФ экономические, социально-культурные права и свободы для значительной части населения действуют лишь формально. Эта часть населения лишена возможности иметь работу, получать достойное вознаграждение за свой труд, получать квалифицированную помощь от медицинских учреждений, пользоваться благами цивилизации в целях развития личности и применения ее способностей в практической или научной деятельности. Примерно треть населения имеет среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, т.е. находится за чертой бедности. При этом бедность значительно помолодела и переместилась в город.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода, затянувшийся экономический кризис негативно влияют на процессы реализации конституционных прав и свобод граждан. Правовое государство РФ оказывается неспособным не только развивать и приумножать права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, искусства, социального обеспечения, но и даже удерживать уровень, достигнутый авторитарным, «неправовым»советским государством. Кризис во многом осложняется непродуманной экономической политикой, активизацией организованной преступности и распространенностью коррупции среди работников государственной службы, в том числе и должностных лиц.
Таким образом, правовое государство в Российской Федерации может стать реальностью в той мере, в какой гражданское общество и органы государства смогут покончить с остатками правового нигилизма, неуважением действующих законов, грубейшим нарушением прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.
Проведению последовательной и целенаправленной деятельности по формированию правового государства с учетом современных политических, экономических и иных реалий и предпринимаемых мер по выводу страны из кризиса могла бы способствовать специальная комплексная программа. Ее разработка предусматривалась Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». К сожалению, и по настоящее время указ остается невыполненным. Ни концепции, ни правовой реформы пока что не имеется. Соответственно и процесс формирования правового государства до сих пор не составляет стратегически важной, магистральной и целенаправленной деятельности государства и гражданского общества.

Источник

Оцените статью