Страны с суверенным дефолтом

История суверенных дефолтов
Экономика и бизнес

Сегодня по крайней мере две европейских страны находятся на грани суверенного дефолта. Это Греция и Украина. Трудно поверить, что обострение долговой ситуации в указанных странах происходило стихийно. Долговые кризисы в Греции и на Украине – рукотворные. Запад (конкретно – «хозяева денег») загонял обе страны в долговой капкан методично, на «научной основе». Так, в случае с Грецией в этом участвовал банк Голдман Сакс, выдававший этому члену еврозоны «забалансовые» кредиты, долг по которым не учитывался в официальной статистике страны. Сегодня об этом довольно часто вспоминают, однако все списывают на алчность и нечистоплотность указанного банка. Есть веские основания полагать, что это была спецоперация «хозяев денег» (акционеров Федерального резерва США), закладывавших «мину замедленного действия» под всю Европу. Между прочим, Голдман Сакс сам принадлежит «хозяевам денег» (конкретно – контролируется кланом Ротшильдов) и является одним из акционеров Федерального резерва.

В новейшей истории суверенных дефолтов было множество.

Наиболее крупные суверенные дефолты последних десятилетий

Страна Время дефолта Сумма долга на момент дефолта, млрд. долл.
Мексика Август 1982 80
Югославия Январь 1983 20
Бразилия Февраль 1987 67
Россия Август 1998 около 40
Аргентина Декабрь 2001 132
Эквадор Декабрь 2008 3,2

Дадим краткие пояснения к зафиксированным в таблице дефолтам.

Мексика. 12 августа Минфин Мексики объявил трехмесячный мораторий на выплату внешнего долга. В декабре 1982 года МВФ одобрил трехлетнюю программу помощи Мексике на 3,8 млрд. долл. До 1993 года было предоставлено еще два трехлетних пакета, которые вместе составили 5,2% ВВП Мексики.

Югославия. 19 января федеральное правительство объявило дефолт по погашению основной суммы долгов центра, союзных республик и государственных предприятий (проценты продолжали выплачиваться). Летом 1983 г. Белград успешно оплатил долги с процентами на 1,9 млрд. долл. частным иностранным кредиторам (около 600 западных банков). В начале сентября того же года с кредиторами был подписан договор о реструктуризации задолженности и предоставлении нового кредита на сумму 600 млн. долл.

Читайте также:  Марки каких стран ценятся больше всего

Бразилия. Уже к концу 1987 г. Минфин Бразилии договорился с банками о возобновлении процентных выплат. В следующем году Бразилия подписала с банками-кредиторами комплексное соглашение о переносе сроков выплат по долгам.

Россия. 17 августа 1998 года правительство России объявило о замораживании выплат по рублевым бумагам (государственные краткосрочные обязательства, ГКО), значительная их доля принадлежала иностранным инвесторам. С 17 августа 1998 года был также объявлен мораторий сроком на 90 дней на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, полученных коммерческими банками от нерезидентов. Фактически это означало дефолт по внешним долгам банковского сектора. В результате переговоров с держателями ГКО была проведена реструктуризация: обмен старых бумаг на деньги (в размере 10% долга для нерезидентов) и на новые государственные облигации со сроком погашения до пяти лет.

Аргентина. Дефолту, объявленному правительством 24 декабря, предшествовали массовые набеги вкладчиков на банки страны. В 2005-м и в 2010 году Аргентина провела две реструктуризации долга. Обмен замороженных облигаций на новые прошел со списаниями, достигавшими 75%. Малая часть инвесторов (около 7%), представленная т. н. фондами-стервятниками, не согласилась на условия реструктуризации и решила добиваться в судах полной выплаты первоначальных сумм. В 2012 году суд Нью-Йорка обязал Буэнос-Айрес рассчитаться по старым долгам. Аргентина отказалась выполнять требования суда. В июле 2014 года рейтинговые агентства и назначенный американским судом посредник на переговорах провозгласили официальный дефолт.

Эквадор. Правительственная комиссия по аудиту государственного долга выявила в 2008 году многочисленные факты нарушений и коррупции при размещении облигационных займов на международных финансовых рынках. В конце 2008 г. правительство объявило мораторий на обслуживание глобальных облигаций с погашением в 2012-м и 2030 году номинальной суммой $3,2 млрд. В 2009 году Эквадор, отказавшись от каких-либо переговоров с инвесторами, выкупил эти облигации с огромным дисконтом за 35% от номинальной стоимости.

Все перечисленные выше дефолты представляли собой заявления правительств стран-должников о введении моратория, т.е. отсрочек в выплатах по долгам. Исключение составила Аргентина. Летом 2014 года о дефолте этой страны объявили не власти данной страны, а международные рейтинговые агентства. Если исходить из стандартов предыдущих десятилетий, то принятие Верховной радой Украины в мае нынешнего года закона, который предоставлял президенту страны право вводить мораторий на выплаты по внешнему долгу, уже можно было бы квалифицировать как дефолт де-факто. Про Грецию и говорить нечего. Ею был пропущен очередной долговой платеж МВФ, что раньше квалифицировалось не просто как дефолт, а дефолт «в квадрате». Все устоявшиеся нормы и обычаи уходят в прошлое, долговые проблемы теперь решаются «по понятиям», исходя из политической целесообразности.

По сути, в новейшей истории использовалось два основных способа выхода (вывода) страны из дефолта: а) предоставление новых кредитов; б) реструктуризация долга на основе переговоров с кредиторами. Но и здесь мы видим одну нестандартную ситуацию. Речь идет об Эквадоре, который осуществил принудительный выкуп своих бумаг с дисконтом. Назовем этот вариант «односторонней реструктуризацией долга». Правительство Греции, насколько мне известно, такой вариант вообще не обсуждало. Эквадорский «прецедент» замалчивается как неприемлемый для «хозяев денег». Более того, некоторые инвесторы не согласились с односторонней реструктуризацией. В частности, в конце 2014 года бостонская инвестиционная компания GMO Trust подала иск в суд Нью-Йорка, пытаясь взыскать с Эквадора первоначальную сумму задолженности.

Если копнуть глубже в историю ХХ века, мы найдем в ней еще более масштабные дефолты. Речь идет, прежде всего, о дефолте 1971 года, который объявили США. Вашингтон не любит об этом вспоминать. Тогда 15 августа президент Р. Никсон выступил по телевидению и заявил, что США временно прекращают обмен долларов на золото, как это было предусмотрено решениями Бреттон-Вудской конференции 1944 года. Однако это был весьма специфический дефолт. Считается, что на указанной конференции Вашингтон взял на себя обязательства поддержания свободной конвертируемости доллара в драгоценный металл. Во-первых, это было не долговое обязательство. Во-вторых, это было обязательство, которое не было зафиксировано каким-то специальным документом. По сути это было обещанием Вашингтона. 15 августа 1971 года – лишь один из примеров того, как дядя Сэм легко забирает свои обещания назад. Можно не сомневаться, что если дядя Сэм объявит дефолт по сегодняшнему государственному долгу, то он сделает это также изящно и «цивилизованно», как и в 1971 году.

После Первой мировой войны также была уйма суверенных дефолтов. Число их возросло после октября 1929 года, когда начался мировой экономический кризис. Но самая интересная и зловещая история дефолтов того времени связана с Германией. Мало того, что после войны на ней висели довоенные долги. К ним добавились астрономические обязательства по репарациям. На Парижской мирной конференции 1919 года победителями была установлена неподъемная сумма репараций, которая в золотом эквиваленте была равна примерно 100 тысячам тонн драгоценного металла. Такого количества золота не было в сейфах всех центробанков и казначейств мира. Член английской делегации известный экономист Джон М. Кейнс был возмущен алчностью стран Антанты и даже в знак протеста покинул конференцию. По его оценкам, репарационные требования победителей как минимум в 3 раза превышали экономические возможности Германии. На протяжении 20-х гг. прошлого века между странами-победительницами и Веймарской республикой (так тогда было принято называть Германию) постоянно возникали острые конфликты. Франция даже оккупировала Рур, для того чтобы обеспечить выполнение Берлином своих репарационных обязательств. Однако не помогало даже силовое давление. Отчасти Германия не могла выполнять свои обязательства (восстановления экономики не происходило), отчасти не желала (искала возможности уклоняться от выплат и репарационных поставок товаров). Поэтому можно сказать, что Германия находилась в состоянии перманентного дефолта. Периодически проводились реструктуризации репарационных обязательств Веймарской республики. Как по величине репараций, так и по графикам их выплат (поставок). То, что происходило в отношениях стран-победительниц и Веймарской республики очень напоминает то, что происходит сегодня в отношениях между Афинами и «Большой тройкой» кредиторов. Тогда был унижен и экономически раздавлен немецкий народ, теперь «Большая тройка» унижает и экономически уничтожает Грецию.

Напомню, что в начале 1930-х годов отношение «союзников» к Германии стало неожиданно резко меняться. Во-первых, в Веймарскую республику потекли инвестиции и кредиты. Для этого в 1930 году был создан Банк международных расчетов (БМР) в Базеле. Формально БМР был предназначен для перечисления немецких репараций, однако фактически он стал каналом финансовой «накачки» Германии. Чем можно объяснить такой разворот в политике Запада по отношению к Германии? Думается, тем, что на востоке началось мощное возрождение России, которая тогда имела название «СССР». Уже после первой пятилетки СССР вышел на второе место по промышленному производству, стал укрепляться военный потенциал Советского Союза. Вот тогда и было принято решение об укреплении военно-экономического потенциала Германии и развороте ее вооруженных сил на восток. С 1931 года Берлин уже без больших трудов добивался подписания с бывшими победителями соглашений, которые облегчали долговое бремя Германии. Даже непримиримая Франция, которая в 20-е годы чуть ли не начала новую войну с Германией, для того чтобы «принудить» Берлин к выполнению своих репарационных обязательств, в начале тридцатых годов сильно присмирела. В июне-июле 1932 года в Лозанне проходила конференция, на которой была поставлена жирная точка на репарационных требованиях «союзников» к Германии. 90% этих требований были аннулированы, а остальные конвертированы в долговые бумаги.

Окончательную точку во всех долговых разборках стран-победительниц и Германии поставил пришедший к власти в 1933 году Адольф Гитлер. Период двухсторонних урегулирований долговых вопросов завершился. Начался период односторонних решений. Решения принимал глава Третьего рейха А. Гитлер. Например, 14 июня 1934 года Рейхсбанк (Центральный банк тогдашней Германии) объявил о прекращении выплат по иностранным долгам, включая проценты. Вместо этого кредиторы получили сертификаты, которые они должны были превратить в облигации 3-процентного займа со сроком погашения 10 лет. В течение 1934 года германский долг (без репараций) был сокращен на 97%, что только в указанном году сэкономило Германии более 1 млрд. марок (Катасонов В. Генуэзская конференция в контексте мировой и российской истории. – М.: Кислород, 2015 // Часть 6. Судьба германских репараций после Генуи). И что самое удивительное. «Союзники» совершенно не возмутились подобными односторонними решениями Берлина. Более того, США, Великобритания и другие страны Запада продолжали оказывать экономическую поддержку Третьему рейху.

История того, как решались долговые проблемы Германии в период между двумя мировыми войнами, весьма поучительна. Она лишний раз напоминает нам, что долговые проблемы государств могут использоваться для достижения «хозяевами денег» целей геополитического характера. Можно не сомневаться, что современные долговые проблемы Греции и Украины будут решаться (и уже решаются) с учетом «российского фактора», который хозяева и в ХХ веке, и в настоящее время рассматривают в качестве главной угрозы своим планам мирового господства.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

Вы также можете:

  • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
  • Добавить статью в заметки на:

Источник

Дефолты в странах мира. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 лет назад, 17 августа 1998 года, в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств, приведший к острому кризису финансовой системы страны.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об аналогичных дефолтах в разных странах мира.

Дефолт (англ. default — невыполнение обязательств) — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Дефолт может объявляться как компаниями и частными лицами, так и государствами (суверенный дефолт), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств.

Суверенный дефолт наступает в том случае, если государство не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними частными кредиторами (как правило, коммерческими банками). При этом международные рейтинговые агентства не считают дефолтом объявление государства о невозможности расплачиваться по обязательствам перед международными кредитными организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский центробанк (ЕЦБ) или Всемирный банк.

За последние 40 лет в мире произошло несколько десятков суверенных дефолтов по обязательствам перед иностранными кредиторами. Среди них наиболее крупные (более $1 млрд) происходили в Мексике (1982), Бразилии (1987), России (1998), Эквадоре (1999), Аргентине (2001), Греции (2012, 2015) и на Украине (2016).

20 августа 1982 года Мексика объявила, что приостанавливает обслуживание внешнего долга на сумму $80 млрд. Кризис был спровоцирован падением мировых цен на нефть, ростом процентных ставок и выводом капиталов. Дефолт в Мексике стал первым в цепочке последовавших финансовых потрясений более чем в 40 странах мира. В 1989 г. при посредничестве МВФ и Всемирного банка была запущена программа поддержки пострадавших от кризиса государств. Она известна как «план Брейди» (Brady Plan; назван по имени Николаса Брейди, министра финансов США, который предложил программу).

В ее рамках долг Мексики был конвертирован в специальные долгосрочные ценные бумаги, гарантированные казначейскими облигациями США. Благодаря этой программе в феврале 1990 года Мексике вновь был открыт доступ к внешним займам. Ввиду того, что в период кризиса существенно пострадало большинство стран Латинской Америки, 1980-е годы в этом регионе называют «потерянным десятилетием».

19 февраля 1987 года Бразилия объявила о приостановке выплат по внешним долгам на сумму $68 млрд. В сентябре 1988 года правительство при поддержке МВФ договорилось о реструктуризации задолженности. Однако в 1989 году МВФ приостановил оказание помощи, сославшись на несоблюдение бразильским правительством условий займа. Вслед за Мексикой Бразилия была вынуждена присоединиться к «плану Брейди», и в июле 1992 года ей удалось заключить с кредиторами соглашение о реструктуризации долгов.

26 сентября 1999 года президент Эквадора Хамиль Мауад объявил о неспособности страны обслуживать в полном объеме облигации, выпущенные в рамках «плана Брейди». Эти затруднения были вызваны азиатским кризисом, разразившимся в 1997 году, ростом процентных ставок в странах-кредиторах, падением экспорта и выводом капиталов. Мораторий на выплаты коснулся облигаций на сумму $6,5 млрд.

В целях сдерживания гиперинфляции в январе 2000 году Хамиль Мауад подписал декрет о замене национальной валюты сукре на американский доллар. В июле 2000 года правительство предложило программу по реструктуризации долга. В следующем месяце были выпущены новые облигации двух типов, рассчитанные на 12 и 30 лет.

23 декабря 2001 года временный президент Аргентины Адольфо Родригес Саа объявил самый крупный в мировой истории дефолт. Его причиной стала экономическая политика, проводимая в период правления президента Карлоса Сауля Менема (1989-1999), которая не смогла обеспечить условия для устойчивого роста. Новые кредиты, полученные от МВФ при президенте Фернандо де ла Руа (1999-2001), не способствовали исправлению ситуации. В итоге правительство ввело мораторий на платежи по обслуживанию $82 млрд госдолга.

Общий объем госдолга на тот момент достигал $144,5 млрд. В 2005 и 2010 годах Аргентине удалось договориться о реструктуризации 92,4% задолженности на сумму около $100 млрд. В 2006 году Буэнос-Айрес досрочно погасил долг перед МВФ в размере $9,8 млрд. Окончательно суверенный долг Аргентины был реструктуризован в ноябре 2016 года.

В 2012 году в Греции международные рейтинговые агентства дважды определяли финансово-экономическую ситуацию как дефолт. К 2009 году в стране начали проявляться признаки экономического кризиса, причиной которого, в частности, стало массовое уклонение от налогов. В 2010 году госдолг составил €330 млрд (свыше 110% от ВВП). С 2010 года Евросоюз и МВФ выделили Греции кредиты на €240 млрд в рамках двух программ международной финансовой помощи. Составной частью второй программы стал план PSI, предполагающий участие частного сектора в обмене старых греческих облигаций на новые.

В конце февраля — начале марта 2012 года международные рейтинговые агентства Standard&Poors и Moody’s, а также Международная ассоциация свопов и деривативов признали, что проведенная правительством Греции реструктуризация госдолга представляет собой дефолт. 12 марта Греция завершила обмен облигаций на €177 млрд, из-за чего частные инвесторы потеряли до 75% средств, вложенных в старые ценные бумаги. В этот же день Еврогруппа приняла принципиальное решение по запуску второй программы помощи Греции.

6 декабря агентство S&P понизило кредитный уровень Греции до выборочного дефолта в связи с начавшейся в стране операцией по обратному выкупу греческим правительством своих облигаций со скидкой в 60-70% к номинальной цене с целью сокращения задолженности страны на €20 млрд. На этой процедуре настаивали международные кредиторы Греции, в частности МВФ. В третий раз дефолт Греция объявила 1 июля 2015 года, не погасив вовремя задолженность перед МВФ в размере €1,54 млрд. Это произошло из-за срыва переговоров по ранее утвержденной программе реструктуризации задолженности между новым премьер-министром Алексисом Ципрасом и кредиторами.

Договоренности о ее реализации удалось достичь только 13 июля 2015 года. В июне 2018 года еврокомиссар по экономическим и финансовым вопросам Пьер Московиси объявил, что финансовый кризис в Греции закончился, экономика страны перешла к росту. Ожидается, что 21 августа завершится программа ЕС по оказанию Греции финансовой помощи.

3 августа 2015 года Пуэрто-Рико (свободно ассоциированное государство с США) впервые в своей истории объявило дефолт. Выплатив всего $628 тыс. из необходимых $58 млн, остров оказался более не способен обслуживать кредитные обязательства перед Public Finance Corporation, дочерней корпорацией Государственного банка развития. Основные потери понесли рядовые пуэрториканцы, так как именно они являлись держателями большинства просроченных облигаций.

На этом проблемы островного государства не закончились, страна объявила дефолт по десяткам других внешних и внутренних обязательств. По состоянию на август 2018 года число невыплаченных обязательств Пуэрто-Рико достигло $125 млрд, в том числе $50 млрд — своим пенсионерам.

1 января 2016 года Украина допустила суверенный дефолт, не выплатив очередной транш по возврату российского кредита в $3 млрд, предоставленного в декабре 2013 года. При этом ранее власти Украины отказались признавать эту задолженность — 18 декабря 2015 года мораторий на выплату по нему наложила Верховная рада.

В феврале 2016 года Россия подала иск против Украины в Высокий суд Лондона. 29 марта 2017 года суд удовлетворил иск России, признав, что Украина обязана выплатить задолженность в $3 млрд, а также $75 млн купонного дохода, штрафные проценты и возместить судебные расходы. Украинская сторона выплатила только судебные издержки и подала апелляцию на это решение в Апелляционный суд Англии и Уэльса. Она еще не рассмотрена.

Источник

Оцените статью