- Герб византийской империи: описание символов и фото
- Византийская геральдика
- Одноглавый орел
- Появление двуглавого орла
- Описание
- Символ Палеологов
- Другие заимствования
- Российские гербы
- Появление двуглавого орла в России
- Российские видоизменения
- Современное использование
- Почему Иван III выбрал именно двуглавого орла?
- Тайны мира и человека
- Двуглавый Орел — наследство Византии
Герб византийской империи: описание символов и фото
Мы традиционно связываем двуглавого орла с российской государственной геральдикой. Но всегда ли это было так? Как это мифологическое существо стало гербом России? Когда это случилось? Как связаны гербы Византийской империи и России? На эти и другие интересные вопросы мы ответим в статье.
Византийская геральдика
Существовали ли флаг и герб Византийской империи? В первую очередь отметим, что история византийской геральдики охватывает сравнительно небольшой период существования этого могущественного государства. Связано с тем, что геральдика появилась только в XII в.
На официальных государственных мероприятиях нередко использовали некоторые эмблемы и символы. Также их изображали на знаменах и щитах. Самыми распространенными такими символами были лабарум (государственное знамя великого императорского Рима) и крест.
Историкам также известно, что некоторые символы отображались и на печатях. Чаще всего это крест, изображение Богородицы и Иисуса Христа, различных святых. Однако по большей части это была более личная, нежели фамильная символика.
Одноглавый орел
Обратимся к истории герба Византийской империи. Как преемница Римской империи, она продолжала использовать своим символом одноглавого орла, но достаточно редко.
Существовала даже такая должность, как «орлоносцы». Эти воины исполняли ту же миссию, что и римские аквилиферы. Это знаменоносцы, которые несли в своих руках легионных орлов. В частности, «орлоносцы» упоминаются в военном трактате «Стратегикон Маврикия». Но неизвестно, насколько их штандарты походили на римские аквилы.
На монетах герб Византийской империи, одноглавый орел, стали изображать с VII века. Иногда его можно было встретить на рельефах и печатях. Известно, что в последние века существования империи такой герб вышивали и на дворцовых тканях. Так, в иллюминированных рукописях можно увидеть изображения расшитых императорских подушек именно с одноглавыми орлами.
Появление двуглавого орла
Гербом Византийской империи считается и двуглавый орел. Он здесь более распространенный символ. Но это геральдическое изображение не было создано византийцами. Оно было заимствовано у народов с более древней культурой.
Сегодня историкам известно, что мотив геральдического двуглавого орла принадлежал еще анатолийской традиции и своими истоками восходил к хеттской культуре. Византийцы же стали использовать его в качестве герба Византийской империи в последние годы существования государства.
Некоторые историки датируют появление таковой эмблемы в Византии серединой XI века. Объясняется, что именно тогда Комнины (императорская византийская династия) могли перенять этот символ с рисунков на камнях хеттских времен в своей родной местности Пафлагонии.
Но такая точка зрения все же в широких кругах считается ошибочной. Да, в декоративном искусстве Византии первые изображения двуглавого орла действительно начали появляться только в XI веке. Императорским символом, гербом Византийской империи он стал только при Палеологах (последняя и самая долговечная императорская династия в Византии), уже в XIII веке.
Также известно, что в XII веке этот символ использовала не только Византия. Как элемент дворцового декора, как собственную эмблему двуглавого орла перенял и ряд азиатских правителей. Например, султаны Кей-Кубад, Салах-ад-Дин, династии Зангидов и Артукидов.
Описание
Представим описание герба Византийской империи. Это гербовая фигура в виде мифического орла, имеющего две головы. Одна из них строго смотрит вправо, другая — влево. Встречались и такие вариации: в гербе было два орла, расположенные друг за другом. От того, что изображен на заднем плане, видна была только голова.
Две головы тут изображены не случайно. Они не просто смотрят строго вправо и влево. Она из них будто обращена на запад империи, а другая — на восток.
Символ, таким образом, олицетворяет собой единство Азии и Европы, Запада и Востока. Двуглавый византийский орел — символ величия власти и ее божественности.
Символ Палеологов
Фото герба Византийской империи вы можете рассмотреть в статье. Но это лишь символичное название двуглавого орла. Большинство историков считают его эмблемой последней византийской династии — Палеологов. Это был символ именно старших членов семьи. Известно, что его изображали на регалиях, вышивали на императорских одеждах. В частности, изображение мифической птицы можно было увидеть на сапогах последнего византийского императора Константина XI Палеолога.
Единожды орла можно было увидеть и на корабельном флаге — судна, на котором Иоанн VII Палеолог плыл к Ферраро-Флорентийскому собору. Свидетельство тому есть у Сфрандзи. Этот корабль изображен также на дверях Филарете, что в соборе Святого Петра.
Другие заимствования
История герба Византийской империи показывает, что Палеологи позаимствовали его у более древних народов и культур. Но череда заимствований не остановилась на Византии.
Этот герб также считался и эмблемой правителей на землях, подчиненных Византии. Например, на Лесбосе, в Морейском деспотате. Его изображали не только на императорских одеждах, но и на флагах Трапезундской империи.
Если обратиться к западноевропейским портуланам (морским картам) XIV-XV вв., мы увидим, что золотого или серебряного двуглавого орла чаще понимали, отмечали, как символ Трапезунда, а не Византийской империи.
Если рассмотреть уже историю герба, падения Византийской империи, то можно узнать, что одновременно с двуглавым орлом в те времена использовалось изображение и одноглавого. Притом как в символике Византии, так и в символике Трапезунда. Его также чеканили на монетах, изображали на флагах.
После падения великой империи византийский символ переняли другие государства — Болгария, Сербия, Албания. Также с 1472 года он стал гербом и Российского государства. Известно, что наряду с одноглавым орлом, двуглавого стала использовать и Священная Римская империя времен Фридриха Второго.
Российские гербы
Подробнее рассмотрим, как преемницей византийского герба стала Россия. До этого на Руси в XII–XIV вв. уже имелись городские, великокняжеские геральдические символы. Так, было известно, что древним московским гербом был всадник, копьем поражающий дракона.
Но со временем основную роль все же стал играть заимствованный византийский символ. Но как же он появился в России? На этот счет существует немало историй, легенд и мифов. Случилось это порядка 500 лет назад. Представим наиболее доказанную версию.
Появление двуглавого орла в России
Заимствование нашим государством византийского герба датируют 1472 г. Именно тогда состоялся брак Великого Московского князя Ивана Третьего и византийской царевны Софьи из рода Палеологов. При этом правителе окончательно завершилось объединение русских земель. Были и другие значительные положительные изменения: полностью сошла на нет зависимость от Золотой Орды, стали налаживаться торговые связи с Западной Европой. Был принят Судебник — единый свод законов всего Московского государства.
Что подвигло Великого князя принять новый герб для государства? Прежде всего, желание выступать на международной арене наравне с западноевропейскими правителями. Кроме того, в гербе он хотел запечатлеть и образовавшуюся родственную связь с императорской династией. Породниться с византийским царственным родом тогда считалось великой честью для правителей даже самых могущественных государств.
Кроме того, такой герб подчеркивал важную для тех времен отечественной истории идею: «Москва — третий Рим, а четвертому — не бывать!»
Российские видоизменения
Став символом уже Московского государства (а затем Российской империи, Российской Федерации), двуглавый орел претерпел некоторые изменения:
- Иван Третий совместил это изображение с московским гербом — Георгием Победоносцем, поражающим копьем змия.
- В XVII веке в лапах у гербовой птицы стали изображать державу и скипетр. Это были традиционные регалии монархических государств.
- Федором Иоанновичем между головами орла, увенчанного коронами, размещен православный крест. Это неслучайно — в 1589-м было учреждено патриаршество, что означало церковную независимость России.
- При Михаиле Романове на грудь орла вновь добавили изображение святого Георгия Победоносца.
- Павел Первый добавил на российский герб мальтийскую символику — корону и крест. При Александре Первом она была убрана.
- После Отечественной войны орла стали изображать с расправленными опущенными крыльями. В лапах он стал держать венок, факел и молнии вместо державы и скипетра.
- При Александре Втором геральдического символа коснулись самые серьезные изменения. Правитель для этого создал специальное Гербовое отделение. Изменили изображение как орла, так и Георгия Победоносца. Новый герб был утвержден в 1857 году. В таком виде он просуществовал вплоть до падения Российской империи в 1917-м.
Ее преемник, СССР, отменил царский геральдический знак. Вместо него стал использоваться совершенно иной герб — серп и молот.
Современное использование
Что касается современных государств, многие из них являются преемниками византийского символа:
- РФ. Символом государства с 1993-го является двуглавый золотой орел со скипетром, державой и распростертыми крыльями. Он увенчан тремя коронами.
- Албания. Символ представлен на флаге, гербе, леке.
- Армения. Орел изображен в правом верхнем углу щита на гербе.
- Сербия. Изображается не только на флаге, гербе, но и на почтовых марках и прочей государственной документации.
- Черногория. Изображение используется на гербе и флаге.
Также двуглавого орла изобразили на флаге и и иных символах непризнанного государства Донецкая Народная Республика.
Византийским гербом считался как одноглавый, так и двуглавый орел. Однако история этого символа уходит вглубь веков — к хеттским временам. Орел был заимствован у Византии и иными государствами, в числе которых и Россия.
Источник
Почему Иван III выбрал именно двуглавого орла?
В наше время всем известно, что гербом России является двуглавый орел. Однако знаете ли вы, что этот герб существует уже очень давно, и очень много раз видоизменялся, прежде чем принял современный вид? Я решила разобраться, почему же именно двуглавый орел издавна изображен на российских гербах, печатях и другой символике.
Что бы ответить на вопрос, почему же именно орел, мне пришлось обратиться к истории уникального в своем роде государства — Византии.
В 395 году произошел раскол Римской империи: она разделилась на Восточную и Западную. Восточная часть, ставшая впоследствии Византией, взбурлила резким подъемом культуры: развивалась торговля, процветала правовая сторона жизни, церковь и государство органично сосуществовали друг с другом. Византия, а в особенности Константинополь, занял чрезвычайно выгодное географическое положение, что позволяло вести торговлю практически со всеми соседями. Однако, воевать византийцам тоже приходилось достаточно.
Пика своего развития Византия достигла к концу XII, и после этого звезда государства начала потихоньку клониться к закату. В то время византийцы упорно боролись с турками. Постепенно Турция захватывала шаг за шагом все новые территории государства. Им удалось захватить множество городов Византии, а в 1453 году была захвачена столица — Константинополь.
Силу государства также довольно сильно ослабили походы крестоносцев – они захватили город в 1204 году. После падения империи остались несколько ближайших родственников последнего императора, которые формально числились наследниками былого византийского величия. Среди них была и Зоя Палеолог, которая спустя некоторое время стала женой Ивана III.
Гербом Византии множество столетий был двуглавый орел. Примечательно, что это был герб исключительно династии Палеологов, которые правили с 1261 по 1453 год. Иван стремился показать Россию как наследницу Византии во всех смыслах, именно поэтому он принял решеней позаимствовать орла. В первую очередь, после падения Константинополя именно Москва стала главным центром православия, во-вторых, великий князь женился на последней из Палеологов.
Существует еще одна теория появления двуглавого орла в числе российских гербов. Она гласит, что Иван III, желая приблизиться к европейским дворам, выбрал герб, очень схожий на гербы некоторых европейских стран. В частности, в Европе двуглавые орлы были других цветов и с коронами на головах.
Орел на печати Ивана был серым, имел немного другие очертания и на головах не было никаких головных уборов, поэтому эта теория, вероятнее всего, далека от правды, хотя и вполне имеет право на существование.
История – наука неточная, и многие исторические факты очень часто подвергаются сомнениям. Приходится достаточно много искать в различных источниках, чтобы докопаться до правды. Вопрос о двуглавом орле в качестве российского герба – как раз один из таких.
Источник
Тайны мира и человека
Двуглавый Орел — наследство Византии
Герб — двуглавый орел достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Отчего греческая царевна предпочла московского князя остальным претендентам на ее руку? А претенденты из знатнейших европейских фамилий были, и всем Софья отказала. Может быть, она хотела выйти замуж за человека одного с ней православного вероисповедания? Возможно, но вряд ли непреодолимым препятствием был бы для нее брак с женихом, например, католической веры. Ведь не помешала православная вера перейти в подданство исламскому султану ее дяде Димитрию Палеологу, а позже и брату Мануилу. Основным мотивом был, бесспорно, политический расчет папы римского, у которого воспитывалась Софья. Но решение это пришло не вдруг и не просто.
Люди средневековья… От некоторых из них сохранились лишь имена и скудные сведения на страницах летописей, другие были участниками бурных событий, в хитросплетениях которых пытаются сегодня разобраться ученые. Жизнь Софьи (Зои) Палеолог пришлась на удивительное и сложное время правления в России одного из самых интересных ее государей — великого князя Ивана III, среди прозвищ которого фигурирует и такое — Грозный. Можно долго спорить о роли Софьи во внутригосударственной жизни страны, в борьбе за престол между детьми Ивана III. Но сейчас речь о другом. В конце ХХ века у нас появилась возможность заглянуть в лицо этой женщины: наука возрождения облика людей по костным останкам ныне развивается в России очень успешно. Ведущий специалист в этой области С. А. Никитин (Москва) воссоздал среди других и скульптурный портрет Софьи Палеолог. Перед нами лицо несомненно умной и сильной женщины, пережившей многое, в том числе сложные дворцовые интриги, и добившейся того, что именно ее старший сын Василий занял великокняжеский стол. Высокий уровень методик позволяет сегодня даже сравнивать черепа Софьи Палеолог и ее внука царя Ивана Грозного. Метод теневого фотоналожения (оригинальная разработка С. А. Никитина) четко показал, что это черепа близких родственников. Еще М. М. Герасимов, известный российский антрополог, отмечал в облике царя Ивана Васильевича черты средиземноморского типа, доставшиеся Грозному от его бабки, византийской принцессы Зои Палеолог. Крышку саркофага второй жены Ивана III украшает краткая эпитафия — «Софья», что, конечно же, не отражает события российской истории второй половины XV — начала XVI века, активной участницей которых была Софья Палеолог.
Сначала обратимся к истории Византии. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую) и западную. Византия считала себя преемницей Рима и — по праву. Запад вступил в период упадка культуры, духовной жизни, а в Константинополе общественная жизнь по-прежнему бурлила, процветали торговля, ремесла, был введен правовой кодекс Юстиниана. Сильная государственная власть ограничива ла влияние церкви на интеллектуальную жизнь, что благотворно сказывалось на образовании, науке и искусстве. Византия, являясь мостом между Европой и Азией, занимала важнейшее стратегическое положение. Но и воевать она была вынуждена на все четыре стороны — с персами, готами, аварами, гуннами, славянами, печенегами, половцами, норманнами, арабами, турками, крестоносцами.
С конца XII века звезда Византии постепенно клонится к упадку. То было время отчаянной, полной драматизма борьбы с могущественным соперником — турками, энергичным, воинственным и многочисленным народом. (Напор его не ослабевал и держал в ужасе Европу вплоть до XVIII века.) Постепенно, по частям турки захватывали земли империи. В конце XIV века им покоряются балканские славянские страны, и положение Византии становится критическим. Кульминация борьбы пришлась на XV век. Византия сражалась упорно, мужественно, изобретательно. Знаменитая византийская дипломатия проявляла чудеса находчивости. В значительной мере именно ее стараниями в свое время были совершены знаменитые крестовые походы рыцарей, существенно ослабившие турецкий султанат и отсрочившие крах империи.
В 1453 году османские войска осадили Константинополь — так изображает осаду старинная гравюра. Империя была обречена.
Своих сил справиться с турецкой опасностью Византии не хватало. Только объединенные усилия всей Европы могли бы остановить турецкую экспансию. Но к такому объединению европейским политикам прийти не удавалось: камнем преткновения оставалась религиозная рознь между православной Византией и католическим Западом (как известно, раскол христианской церкви произошел в IX-XI веках). И тогда император Иоанн VII Палеолог предпринимает в 1438 году поистине историческую попытку сблизить церкви. Византия в то время находилась в тяжелейшем положении: под ее властью оставались ближайшие пригороды Константинополя, несколько мелких островов да деспотат Морея, с которым не было сухопутно го сообщения. Тонкая нить действующего перемирия с турками вот-вот должна была порваться.
Иоанн III договаривается с папой римским Евгением IV о созыве Вселенского собора с целью осуществить наконец объединение церквей. Византийцы проводят максимально возможную в тех обстоятельствах подготовку к собору, который, по их плану, должен принять общие для всего христианского мира церковные догматы. В ходе этой подготовки (для нашего рассказа факт очень важен) митрополитом московским назначают известного церковного деятеля, дипломата, оратора и мыслителя Исидора, убежденного сторонника объединения церквей (именно он невольно сыграл большую роль в судьбе Софьи Палеолог и Ивана Васильевича).
Великий князь московский Иван III (слева) в сражении с татарским ханом. Гравюра XVII века так символически изображает конец монголо-татарского ига.
В 1438 году из Константинополя в Италию выехала делегация во главе с императором и патриархом. Митрополит Исидор с делегацией из России прибыл отдельно. Больше года в Ферраре, потом во Флоренции продолжались ожесточенные богословские споры. Они не привели к соглашению ни по одному пункту. К концу собора на греческую сторону было оказано сильное давление, и византийцы подписали итоговый документ, так называемую Флорентийскую унию, в которой согласились с католиками по всем позициям. Однако в самой Византии уния разделила народ на ее сторонников и противников.
Итак, слияния церквей не произошло, единственно правильный политический ход не состоялся. Византия осталась лицом к лицу с могущественным врагом. С легкой руки французских просветителей XVIII века, видевших в Византии оплот монархизма, о ней традиционно принято говорить как о стране загнивающей, застойной, дряхлеющей (такое отношение усиливалось неприязнью к православию). Наши мыслители Чаадаев и Герцен тоже ее не жаловали. У западных историков до сих пор в отношении к Византии сквозит легкое пренебрежение.
Иван III Васильевич правил на Московском престоле с 1462 по 1505 год.
А между тем она стояла в самом важном стратегическом пункте, на границе Востока и Запада, владела проливами и держалась 1100 лет! Византия, пусть ослабевшая, не только героически боролась с многочисленными нашествиями, но и хранила колоссальный культурный потенциал, накопленный древними греками и римлянами. Когда в Европе царили церковное мракобесие и нетерпимость к любому отклонению от библейских канонов, в Константинопольском университете преподавалось римское право, все граждане Византии юридически были равны перед законом, грамотные люди зачитывались античными авторами, а в школах же учили читать по Гомеру! И еще не известно, когда бы появилось итальянское Возрождение, повернувшее человека от бесплодной схоластики к блеску античной культуры, если бы не постоянные культурные контакты европейцев с восточным соседом.
Слева -государственная печать Ивана Грозного. Справа — государственная печать Российской империи конца XVII века.
В апреле 1453 года Константинополь был осажден войсками турецкого султана Мехмеда II численностью, по разным оценкам, от 200 до 300 тысяч воинов. Мощнейшая по тем временам артиллерия, огромное количество осадной техники, большой флот, прекрасные специалисты по проведению подкопов и взрывных работ — все было направлено против великого города. Осада велась непрерывно и упорно. Чтобы лишить греков относительной безопасности их морских стен, во внутреннюю гавань Золотой Рог, защищаемую цепями, турки уже в ходе боев перевезли волоком по многокилометровому деревянному настилу 70 тяжелых боевых кораблей.
Что всей этой силе могли противопоставить византийцы? Мощные старинные каменные стены и башни, глубокие рвы, ловушки и другие оборонительные сооружения, построенные в разные времена прекрасными фортифика ционными инженерами. Город был неприступен для доогнестрельного оружия. Но на стенах почти не было артиллерии, и осажденные использовали в бою лишь камнеметные машины. Император смог выставить на стены только 7 тысяч воинов, в гавани находилось всего 25 кораблей. В самом городе шли непрекращающиеся религиозные споры между православными и католиками, спровоцированные принятием Флорентийской унии. Религиозная рознь сильно ослабила оборонный потенциал Константинополя. И это тоже учитывал Мехмед.
Но, несмотря ни на что, боевой дух защитников оказался невероятно высоким. Героическая оборона Константи нополя вошла в легенды. Оборону возглавлял и вдохновлял последний император Византии Константин XI Палеолог, мужественный и опытный воин с сильным и решительным характером. Полтора месяца отражаются все штурмы, все нападения с моря, разгадываются и ликвидируются подкопы.
Но 29 мая 1453 года во время последнего штурма под ударами ядер обрушилась часть стены. В пролом ринулись отборные части янычар. Константин собирает вокруг себя оставшихся защитников и бросается в последнюю контратаку. Силы слишком неравны. Видя, что все кончено, он, потомок древних греков, ринулся с мечом в руках в гущу боя и геройски погиб. Великий город пал. Византия погибла, но погибла непобежденной. «Погибаю, но не сдаюсь!» — девиз ее героических защитников.
Государственное знамя с изображением герба.
Падение Константинополя произвело оглушительное впечатление во всем тогдашнем мире. Европейцы словно бы верили в чудо и ждали, что город вновь устоит, как бывало не раз в прошлом.
Три дня завоеватели убивают, грабят, насилуют, угоняют жителей в рабство. В огне гибнут книги, произведения искусства. Немногие могли спастись на кораблях. Начался исход в Европу из еще свободных византийских земель.
Из ближайших родственников Константина в живых остались два брата — Димитрий и Фома, которые правили каждый своей частью деспотата Морея на полуострове Пелопоннес. Турки планомерно присоединяли к султанату оставшиеся земли Византии. Очередь Мореи наступила в 1460 году. Димитрий остался на службе у султана. Фома уехал в Рим с семьей. После его смерти два его сына, Андрей и Мануил, и дочь Софья оказались на попечении папы римского.
Софья своим обаянием, красотой и умом заслужила всеобщую любовь и уважение в Риме. Но годы шли, ей пора замуж. Папа Павел II предлагает высокородных женихов, однако всех она отвергает (и даже короля Франции, и герцога миланского) под предлогом, что они не ее веры. Окончательное решение выдать Софью замуж за князя московского Ивана III Васильевича, овдовевшего несколько лет назад, папа принял под влиянием кардинала Виссариона. Виссарион Никейский, один из самых просвещенных людей своей эпохи, в прошлом православный митрополит — близкий друг и единомышленник Исидора московского в стремлении объединить церкви. Они вместе активно выступали на Флорентийском соборе, и, естественно, Виссарион много слышал и знал о России.
Великий князь московский был в ту пору единственным православным монархом, независимым от турок. Опытные политики в Риме видели, что усиливающаяся Россия имеет будущее. Римская дипломатия постоянно искала способы противодействия османской экспансии на Запад, понимая, что после Византии может наступить черед Италии. Поэтому в будущем можно было бы рассчитывать и на военную помощь России против турок. И тут такой удобный случай: браком вовлечь Ивана Васильевича в сферу римской политики и сделать попытку подчинить католическому влиянию огромную и богатую страну.
Итак, выбор сделан. Инициатива исходила от папы Павла II. В Москве обо всех тонких хитросплетениях в папском дворце и не подозревали, когда нагрянуло посольство из Италии с предложением династического брака. Иван, по своему обыкновению, советовался с боярами, с митрополитом, с матерью. Все дружно говорили ему одно, и он согласился. Последовал обмен посольствами. Затем были триумфальное путешествие невесты из Рима в Москву, торжественный въезд Софьи в Кремль, первое свидание молодых, знакомство невесты с матерью жениха и, наконец, свадьба.
А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран — Византии и России, — имеющие отношение к двуглавому орлу.
В 987 году великий князь киевский Владимир I заключил договор с византийским императором Василием II, по которому он помог императору подавить мятеж в Малой Азии, а взамен тот должен был отдать Владимиру в жены свою сестру Анну и прислать священников для крещения языческого населения. В 988 году на Руси официально вводится православие по византийским обрядам. Этот шаг определил дальнейшую судьбу и культуру России. Но принцесса не приехала. И тогда в 989 году великий князь захватывает византийскую колонию Херсонес в Тавриде. В последовавших переговорах пришли к соглашению: Владимир вернет город грекам, как только Анна приедет к жениху. Так все и получилось. Этот династический брак стал исключительным событием в то время: Анна — сестра Василия II и дочь предыдущего императора Романа II. До этого момента ни одна порфирородная принцесса или царевна византийская не выходила замуж за иностранца.
Порфирородными считались дети императоров, рожденные в особом помещении женской половины император ского дворца в Константинополе — Порфире. Императорами в Византии могли стать даже случайные люди, что, кстати, часто и происходило. Но порфирородными могли быть только дети правящих императоров. Вообще в раннем средневековье авторитет и престиж византийского двора в глазах европейцев были огромны. Королевские дома Европы почитали для себя за высшую честь иметь хоть какой-нибудь знак внимания от императора, не говоря уж о родственных связях. Поэтому женитьба Владимира на Анне имела большой резонанс в том мире и увеличила международный вес новой христианской державы в самом начале ее христианского пути.
И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи — двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией.
Несколько слов о самых первых следствиях для России приезда Софьи с гербом ее предков. Высокообразо ванная по тем временам, она сама и ее греческие приближенные явно положительно повлияли на культурный уровень при дворе великого князя, на становление иностранного ведомства, на увеличение престижа великокня жеской власти. Новая жена поддерживала Ивана III в его стремлении наладить отношения при дворе, упразднить уделы и установить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Софья с ее ореолом императорского величия Византии была для русского царя идеальной женой.
Это было великое княжение. Фигура Ивана III Васильевича, в основном завершившего объединение русских земель в единое государство, была для своего времени по масштабности деяний сравнима разве что с Петром I. Одно из самых славных дел Ивана III — бескровная победа России над татарами в 1480 году после знаменитого «стояния на реке Угре». Полное юридическое освобождение от остатков ордынской зависимости ознаменова лось появлением на Спасской башне Кремля византийского, а теперь русского двуглавого орла.
Двуглавые орлы в гербах не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской империи, а после ее распада в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.
Как он появился в Византии? Известно, что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел — государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии.
В появлении двуглавого орла как символа еще много непонятного. Известно, например, что он изображал ся в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, двуглавый орел прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.
В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества — всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной — двуглавый орел. Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях двуглавый орел просуществовал до 1918 года. С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. И вот 30 ноября 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.
Византийская империя была евроазиатской державой. В ней жили греки, армяне, турки, славяне и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство этих двух начал. Как нельзя более подходит это и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России — не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он — символ исторической преемственности культурных традиций — от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел — символ объединения и единства земель российских.
Источник