Страны с высокой долей трудовых ресурсов

Рейтинг стран мира по количеству трудовых ресурсов

(по состоянию на начало 2011 г.).

Место в рейтинге Страна Трудовые ресурсы
Весь Мир 3,131,000,000
Китай 803,300,000
Индия 516,400,000
Европейский Союз 222,500,000
США 153,100,000
Индонезия 109,900,000
Бразилия 99,470,000
Россия 75,100,000
Бангладеш 69,400,000
Япония 66,690,000
Нигерия 50,130,000
Пакистан 49,180,000
Вьетнам 46,420,000
Мексика 44,710,000
Германия 43,510,000
Таиланд 36,900,000
Филиппины 36,220,000
Соединенное Королевство 30,870,000
Бирма 29,260,000
Иран 28,700,000

Уровень образования трудовых ресурсов

Одним из главных элементов качественных характеристик рабочей силы выступает уровень общего развития и специального образования, т.к. люди, а не машины являются движущей силой экономического роста (К. Маркс). Например, последние 40-50 лет ВВП США увеличивался ежегодно в среднем на 3,2%, 16% этого роста были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% — в результате технических нововведений и «ноу-хау» (что тоже связано с образованием) и только 12% определялись ростом затрат на оборудование. Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Как показали исследования увеличение обучения рабочей силы на 1 год может привести к 3%-ному увеличению ВВП.

Хотя развитые и с переходной экономикой страны уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы − общеобразовательному уровню. Уровень образования трудоспособного населения России высокий: в основных рабочих возрастах (от 25 до 50 лет) в середине 1990-х гг. более 50% имели высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов определяется не столько наличием высшего или среднего образования, сколько уровнем грамотности (умение писать, читать, считать). В этих странах высока доля неграмотных. Низкий уровень образования населения во многих развивающихся странах определяет низкую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.

Читайте также:  Каких стран больше по географическому положению

Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. В начале 90-х годов в мире насчитывалось 948 млн. неграмотных (1970 − 90 млн.). 917 млн. приходится на страны «третьего мира», что составляет 1/3 всего взрослого населения. Более 55% неграмотных приходится на Индию (50% населения) и Китай (21% населения). По уровню неграмотности выделяются Южная Азия (63% женщин и 37% мужчин) и Тропическая Африка (53% женщин и 33% мужчин), а также арабские страны (56% и 32%). В Джибути и Буркина Фасо 80% населения неграмотно.

В промышленно развитых странах уровень грамотности высокий, но и здесь 31,5 млн. неграмотных взрослых, в основном в Южной Европе.

Эффективность использования рабочей силы в стране определяется показателями: уровень открытой безработицы; количество часов работы одного занятого в год и объемом производства на одного занятого. Уровень безработицы определяется как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного населения. Второй показатель определяется отношением суммы часов отработанных всеми занятыми к числу занятых. Этот показатель в Южной Корее − 2447 часов, в Японии – 1815 ч., в США – 1845 ч., Великобритании − 1715, России − 1736ч. Сравнительно низкое значение этого показателя в России объясняется высокой скрытой безработицей (люди числятся занятыми, но работы нет). В 2010 году число безработных на планете достигло 186 млн. человек, или 7,8% всей мировой рабочей силы. В составе резервной армии труда – 108 млн. мужчин и 78 млн. женщин. Среди молодежи показатель безработицы более чем в два раза выше среднего – 14,4%.

Главным показателем, характеризующим эффективность использования рабочей силы является уровень производительности труда, определяемый как объем производства на одного занятого. Лидерами по этому показателю являются индустриальные страны мира: США (60, 7 тыс. долл.), Бельгия (54, 3 тыс. долл.), Ирландия и Франция (по 52 тыс. долл.). В России этот показатель составляет 16,9 тыс. долл., что составляет только 28% от показателя США и 40% от показателя Японии.

Отраслевая структура занятости

В развитых странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем направлениям.

1.Удельный вес населения, занятого в сельском и лесном хозяйстве, достиг, вероятно, минимального уровня и в 2000г. составлял %: Испания − 15;Япония − 10; Франция − 8;Германия − 5,6; Канада − 4,7; США − 3,1; Англия − 2,5.

2. Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве. В 2000 г. она составляла % : Франция − 32; США − 27,9; Канада − 26.

3. Продолжает расти доля занятых в сфере услуг. В 2000 г. она составила %: США − 59; Канада и Англия − 57; Франция − 52; Япония − 50; Италия − 44.

В отраслевой структуре занятости стран с переходной экономикой просматриваются следующие тенденции:

1) быстрый рост доли занятых в сфере услуг − с 37% до 48% (Россия);

2) сокращение доли занятых в промышленности и строительстве — с 42,3% до 37,9% (Россия);

3) сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве − 14,9% (Россия), 28% (Польша), 15% (Венгрия)

В развивающихся странах преобладающая часть занятого населения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве − 56% (Индонезия). Доля занятых в промышленности и строительстве невысока. Так, она составила в Египте и Пакистане − 20%, Индонезии − 13%.

В новых индустриальных странах доля занятых в сельском и лесном хозяйстве близка к показателям стран с переходной экономикой (Южная Корея − 18%, Бразилия − 25, Тайвань − 16%). В промышленности и строительстве в Южной Корее занято − 35%, в Бразилии − 23%.

Занятость работников сферы услуг возрастает абсолютно и относительно во всех группах стран. В сельском хозяйстве, промышленности и строительстве происходит относительное сокращение численности занятых, а нередко сокращается и абсолютная численность занятых в этих сферах. Работники из этих сфер перемещаются в сферу услуг. Увеличивается доля работников умственного труда (специалистов и служащих).

В США в результате структурной перестройки экономики из промышленности и сельского хозяйства ежегодно вытесняется от 1 до 2 млн. работников. Рабочая сила переходит в сферу услуг. В России также происходит перемещение работников из промышленности в сферу услуг. Относительная численность (доля) занятых в сельском хозяйстве России медленно сокращается.

Усложнение системы хозяйственных и социальных связей, увеличение информационных потоков, научно-технический прогресс вызвали рост спроса на работников со следующими качествами: а) способных работать с информацией (человек-знак); б) способных работать с людьми (человек-человек); в) способных работать с современной техникой (человек-техника); г) способных жить в гармонии с природой (человек-природа).

В связи с происходившими в 1990-е гг. изменениями в отраслевой структуре экономики России имели место значительные сдвиги в распределении занятого населения:

1) снизилась доля занятого населения в промышленности, строительстве, науке;

2) увеличилась доля занятого населения в торговле, общественном питании, кредитовании, финансах и страховании и др.;

3) в отраслях сферы услуг.

Выводы

В качестве основных ресурсных компонентов мирового хозяйства можно выделить природные ресурсы и человеческие ресурсы.

Природные ресурсы − это элементы природы, исполь­зуемые в хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом, тепло и влага осадков), энергия ветра.

Природные ресурсы − пространственно — временная ка­тегория; их объем разный в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического раз­вития общества.

Природные ресурсы распределены между странами неравномерно. Только 20 стран располагают более 5% мировых запасов какого-либо одного вида минерального ресурса. Лишь несколько стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР и Австралия) обладают большинством его видов. В различных странах сложились различия между имеющимися минеральными ресурсами и объемами их потребления.

Под человеческими (трудовыми) ресурсамипонимают часть населения, которая достигла необходимого физического развития, умственных способностей и знаний для работы в народном хозяйстве. Масштабы трудовых ресурсов характеризуют потенциальную массу живого труда, или «запас» рабочей силы, которым владеет общество для удовлетворения своих потребностей.

Главным показателем, характеризующим эффективность использования рабочей силы является уровень производительности труда, определяемый как объем производства на одного занятого. Лидерами по этому показателю являются индустриальные страны мира: США (60, 7 тыс. долл.), Бельгия (54, 3 тыс. долл.), Ирландия и Франция (по 52 тыс. долл.). В России этот показатель составляет 16,9 тыс. долл., что составляет только 28% от показателя США и 40% от показателя Японии.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под природно-ресурсным потенциалом мировой экономики?

2. Почему природные ресурсы − это пространственно — временная категория?

3. Обозначьте основные подходы к классификации природных ресурсов по происхождению.

4. Какие виды природных ресурсов относят к относительно возобновляемым? Почему?

5. Какие виды природных ресурсов относят к невозобновляемым?

6. Поясните роль основных видов природных ресурсов в развитии мирового хозяйства.

7. Что входит в понятие человеческих (трудовых) ресурсов мировой экономики?

8. Назовите основные факторы, влияющие на размещение населения.

9. Укажите количественные и качественные аспекты развития трудовые ресурсов мира.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Страны с высокой долей трудовых ресурсов

Трудовыми ресурсами являются люди, достигшие определенного возраста и обладающие необходимым физическим развитием, умственными способностями, дающими возможность принимать участие в общественно полезном труде.

К трудоспособному возрасту относят также работающих подростков до 16 лет и работающих пенсионеров.

Не все люди, находящиеся в трудоспособном возрасте, принимают непосредственное участие в производственном процессе.

Та часть людей, которая в производственном процессе принимает непосредственное участие, получила название экономически активного населения.

Готовые работы на аналогичную тему

К экономически активному населению не будут относиться люди, занятые домашним хозяйством, студенты, школьники, достигшие трудоспособного возраста.

Рисунок 1. Экономически активное население. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Численность трудовых ресурсов больше численности экономически активного населения. Оба понятия широко используются в международной статистике и являются важными для развития как национальных, так и мировой экономики.

В 1990 г. трудовые ресурсы мира составляли 61% тогдашнего населения планеты или 3,2 млрд. человек, причем среди мужского населения – 62%, среди женского – 60%.

В этом же году на долю экономически активного населения приходилось 45% мирового населения или 2360 млн. человек. При этом мужчины составляли 57%, женщины – 33%.

В 2000 г. экономически активное население превысило 3 млрд. человек. Специалисты объясняют этот рост демографическим взрывом в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Надо сказать и о том, что нужно учитывать число полностью безработных в это время, которое приблизилось к 100 млн. человек. Частично безработных было 300 млн. человек.

Международная организация труда к безработным относит лиц старше 15 лет, не имевших работы в рассматриваемый период, но занимавшихся её поиском и готовых к ней приступить.

В промышленно развитых странах уровень безработицы составлял:

  • 4,5% в США,
  • 4,3% в Японии,
  • 6,2% в Великобритании,
  • 10,9% в Германии,
  • 11,8% во Франции,
  • 12,0% в Италии,
  • 18,8% в Испании.

Трудовые ресурсы разных стран имеют различия, и зависят от воспроизводства населения и экономического развития страны. Исходя из этого, различия могут быть очень большими, и это относится, прежде всего, к абсолютным показателям занятости.

Лидерами в этом отношении были Китай – 750 млн. человек, Индия – около 400 млн. человек, Индонезия – 90 млн. человек, Бразилия – 70 млн. человек, Бангладеш – 60 млн. человек.

По абсолютным показателям занятости из развитых в экономическом плане стран в первую пятерку входили:

  • США – боле 140 млн. человек,
  • Япония – 85 млн. человек,
  • Россия – 67 млн. человек,
  • Германия – 38 млн. человек,
  • Великобритания – 27 млн. человек.

Относительные показатели тоже имеют свое значение.

Среди стран выделяется общая закономерность, которая заключается в том, что доля лиц экономически активного населения в развивающихся странах меньше по сравнению с развитыми странами, что объясняется меньшей занятостью женщин особенно для арабо-мусульманских стран.

Наибольшая активность женщин в общественном производстве в развитых странах приходится на возрастную группу 20-24 года. Затем их доля постепенно начинает уменьшаться, в виду того, что у женщин появляются семейные обязанности по воспитанию детей.

Структура занятости населения мира

В отраслевой и профессиональной структуре занятости происходит снижение доли занятых в сельском, лесном хозяйстве, в рыболовстве, а доля занятых в сфере услуг быстро увеличивается.

Наиболее ярко эта тенденция проявляется в развитых странах мира.

Рисунок 2. Занятость населения по отраслям хозяйства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Доля занятых в промышленном производстве по разным странам колеблется – от 13 до 25% в развитых странах, в новых индустриальных странах доля занятых составляет 20%, в развивающихся странах она несколько ниже, а в самых бедных странах эта доля не превышает 10%.

Что касается профессиональной занятости, то в развитых странах растет доля людей, обладающих знанием современных технологий и, прежде всего, информационных, растет доля менеджеров.

Существенное отличие по странам имеет качество трудовых ресурсов и интенсивность их использования. Промышленно развитые страны, начиная с середины XX века, начали переход к постиндустриальному обществу, который сопровождался структурными изменениями в занятости и качестве трудовых ресурсов.

В производственной сфере происходило высвобождение значительного количества трудовых ресурсов, которые пополняли третичный сектор. Сегодня в развитых странах мира 2/3 экономически активного населения заняты различного рода услугами – торговлей, банковским и страховым делом, государственным управлением, и др.

Сфера услуг требует от человека высокого образовательного и профессионального уровня. Путь периферийных стран – догоняющее развитие, т.е. они, находятся на стадии перехода от аграрной стадии к индустриальной.

На стадии перехода растет доля занятых в промышленном секторе экономики. Китай, например, превратился в мастерскую мира, в Индии идет интенсивная индустриализация.

Целый ряд аграрных государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в конце XX века превратились в центры индустриального развития. Это новые индустриальные страны (НИС) – Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Мексика, Бразилия, Аргентина, Таиланд, Малайзия и др.

Надо сказать, что качество трудовых ресурсов в большинстве развивающихся стран определяется просто уровнем грамотности, а не наличием специалистов с высшим образованием.

Международная трудовая миграция

Проявлением глобализации мирового хозяйства стала международная трудовая миграция.

Причины этой миграции имеют экономический характер, неравномерное развитие экономики стран мира, разная оплата труда.

Потоки трудовых мигрантов направлены в развитые страны мира, среди них США, Канада, Австралия, страны Западной Европы и Израиль, которые являются традиционными центрами миграций.

Самое большое количество трудовых мигрантов, по данным Фонда ООН в области народонаселения, в 2010 г. приняли США – 42,8 млн. человек, Россия – 12,3 млн. человек, Германия – 10,8 млн. человек, Саудовская Аравия – 7,3 млн. и Канада – 7,2 млн. человек.

Самое большое количество эмигрантов дает Китай, Индия, Филиппины, соответственно 35 млн., 20 млн., 7 млн. человек.

За счет иммиграции развитые страны решают проблемы дефицита трудовых ресурсов, а ряд отраслей промышленности Западной Европы не может функционировать без привлечения иностранцев.

Во Франции 70% иммигрантов заняты в сфере коммунального хозяйства, в Бельгии в добывающей промышленности работают 50% иммигрантов, а в Швейцарии 40% занято в строительстве.

Привлекая иностранных специалистов высокой квалификации, развитые страны не только омолаживают трудовые ресурсы, но и экономят на их обучении.

В наше время привлечение иностранных работников характерно и для развивающихся стран – это нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока, НИС, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В Саудовской Аравии на нефтепромыслах трудится 40% иностранцев, в Кувейте – 58%, а в Объединенных Арабских Эмиратах их доля составляет 74%.

Угрозой национальной безопасности для любой страны является «утечка мозгов», от которой последние 30 лет прямые и косвенные потери развивающихся стран оценили в 30 млрд. долларов.

Россия в миграционных процессах принимает участие и как страна донор, и как страна, принимающая рабочую силу. Россия после США находится на втором месте по числу иммигрантов.

Странами поставщиками мигрантов в Россию являются Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Молдова, Таджикистан, Узбекистан – это не квалифицированная рабочая сила и часто не владеющая русским языком.

Российские эмигранты – дипломированные и опытные специалисты выбывают в развитые страны мира. Количество трудовых ресурсов, таким образом, увеличивается, а вот качество трудового потенциала страны ухудшается.

Источник

Оцените статью