- Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки» план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок географии 7 класс «Соединенные Штаты Америки» план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- География. 11 класс
Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_strany_severnoy_ameriki-2_variantgeografiya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актанышская средняя общеобразовательная школа №1
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
«Страны Северной Америки.
Соединённые Штаты Америки»
Автор: Мазитова З. А.
учитель географии первой квалификационной категории.
- содействовать освоению знаний о странах Северной Америки;
- продолжить формирование умений с различными источниками информации;
- создать условия для активации памяти, внимания, мышления.
Оборудование: плакаты «Соединенные Штаты Америки», «Канада»; политическая карта мира, картосхема крупных городов и мегалополисов; тестовые вопросы; план характеристики стран; карты самооценки.
Тип урока : пресс – конференция.
Организационный момент: — Приветствие, знакомство с задачами и методами работы на уроке. Раздаются самооценочные карты, в которых записаны номера заданий каждого этапа урока и учащиеся самостоятельно ставят себе (+) и (-) за свои правильные и неправильные ответы. Карты формирует качество самоанализа и самооценки. В конце занятия ставится одна оценка по общему количеству (+) и (-) набранных за урок.
I.Ориентировочно – мотивационный этап:
1. Фронтальный опрос по Северный Америке в форме «мозгового штурма».
- самая большая по площади страна в Северной Америке. (США)
- страна лесов (Канада)
- коренные жители Северной Америке (индейцы).
- жилище эскимосов (иглу)
- город небоскрёбов (Нью-Йорк).
- знаменитый водопад (Ниагарский)
2. Показ по физической или политической карте географических объектов в форме «Гонки по карте».
Объекты: Вашингтон, Нью-Йорк, Миссисипи, Кордильеры, Аляска и т.д.
II.Операционально – исполнительский этап:
1.Определение экономико – географического положения стран Северной Америки. При выявлении особенностей и сходства стран, учащиеся путём наложения физической и политической карты проводят сравнительный анализ.
Пример: сходства – наличие Атлантического и Тихоокеанского побережья, равнинный восток и горный запад, богатство минеральными ресурсами стран Северной Америки.
2. Прослушивание дополнительной информации, краткая беседа. (выступления учащегося по плакату)
«Канада – столица страны город Оттава. Омывается Тихим, Северным Ледовитым, Атлантическим океанами. Имеет сухопутную границу с Соединёнными Штатами Америки. Площадь – 7млн. 551тыс.80км 2 . Население – 30млн. 675тыс. 400 человек. Национальный состав: британцы, французы, немцы, итальянцы, поляки, украинцы, венгры, греки, американские индейцы. Государственные языки: английский и французский».
Вопрос: «А что ещё вы можете сказать про Канаду?»
Соединенные Штаты Америки – столица страны город Вашингтон. Состоит из 50 штатов. На севере граничит с Канадой, на юге с Мексикой. На востоке омывается водами Атлантического, на западе – Тихого океанов, на юге Мексиканским заливам.
Площадь – 9млн. 363тыс. км 2 . Население – 270млн. 312тыс. человек. Многонациональное государство. Проживают англичане, французы, ирландцы, итальянцы, евреи, русские, поляки, украинцы, африканцы, американские индейцы.
Государственные языки: английский, испанский, китайский, русский, польский и др.
Работа в группах по вопросам:
- Как вы считаете, благоприятно ли положение США? Если оно так, то приведите примеры. (Ожидаемый ответ: расположение в умеренном и субтропическом поясе, близ океанов и т.д.)
3. Рассказ учителя о Соединенных Штатах Америки.
По государственному устройству США – федеративная республика Численность населения более 270млн.
Национальный состав: англо – американцы, франко – американцы.
- аборигены (индейцы, эскимосы).
- афроамериканцы.
Религия: протестанты, православные.
- в приокеанской полосе на 1км 2 приходится 350человек,
- в горных штатах на 1км 2 -2 человека. Средняя плотность населения 27 человек на км 2 .
Работа в группах по вопросу:
- Ребята как вы считаете, чем объясняется высокая плотность населения в Приатлантической полосе?
- объясняется историческими особенностями освоения, благоприятными природными условиями, сосредоточением внутренних водных ресурсов и океанической полосой.
4. Объяснение по картосхеме и схеме на доске размещение городских населённых пунктов:
(БОСВАШ) Сан-Диего- Сан-Паулу
Отдельно стоящие фермы формируют сельские населённые пункты.
Работа в группах:
-Постарайтесь ответить на вопрос, чем объясняется большое количество городов в США?
Ожидаемые ответы: ростом промышленности, развитием городского образа жизни.
Вывод: Страны Северной Америки многонациональные, большие по размерам площадей и характеризуются разнообразием природных ресурсов.
использование компьютерной техники:
- презентация слайдов и объяснение историко – архитектурных достопримечательностей стран Канады и США:Капитолий, Белый Дом, Эмпайр – Стейт – Билдинг, Манхеттен и др.
III. Рефлексивно – оценочный этап (работа в парах).
а) 9,363 тыс. км 2 . б) 1900тыс. км 2 . в) 7,687 тыс. км 2 .
а) 300млн. человек.
б) 400 млн. человек
в) 270 млн. человек
3. Плотность населения:
а) 50 человек на 1км 2 б) 35 человек на 1км 2 в) 27 человек на 1 км 2
4. Городов – «миллионеров» всего:
Ответы: 1)а; 2)в; 3)в; 4)б; 5)а, в.
Каждый правильный ответ оценивается ( + ), в конце выставляется итоговая оценка.
Учащиеся, работающие в парах ,по правильным ответам у
доски проверяют друг у друга ответы.
- По схеме на доске в форме игры «Что лишнее?» учащиеся выделяют лишние объекты.
- Штат Калифорния
- Река Колорадо
- Белый Дом
- Гавайские острова
- Фараоны
- Индейцы
- Республика
- Город Кимберли
- Озеро Чад
3.Работа с планом характеристики страны.
- Ребята, на какие вопросы плана мы с вами нашли ответы?
- Рассмотрели положение по отношению к другим странам.
- Положение по отношению к морским и водным путям.
- Положение по отношению к основным топливным базам.
- Природные ресурсы.
Итоги урока: подводятся итоги и делаются выводы по теме. Оценивается работа каждого учащегося, используется результаты
Источник
Урок географии 7 класс «Соединенные Штаты Америки»
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Разработка представляет собой план -конспект урока «Соединенные Штаты Америки».
На основе материала учебника, карт атласа, дополнительного материала, видеосюжетов и презентации , учащиеся заполняют рабочий лист. Рабочий лист удобен для работы на уроках. Ребята определяют географическое положение страны, знакомятся с особеностями климата, природными зонами, населением ,хозяйством страны, а также с основными природными достопримечательностями. Работают индивидуально и в парах.
Урок дан в технологиях критического мышления ,ИКТ,формирующего оценивания.
Целевая установка: познакомить обучающихся с географическим положением, природой, населением, хозяйством США.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ssha_konspekt_uroka_dlya_pechati_i_rabochiy_list.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Страны Северо- Американского континента: США
Целевая установка : познакомить обучающихся с географическим положением, природой, населением, хозяйством, крупнейшими городами.
Основные ресурсы : учебник, п.42, атлас, с.46-51
Дополнительные ресурсы подборка тематических сайтов в Интернете.
Планируемые результаты обучения
Личностные: принять правила поведения на уроке. Осознание особенностей США.
Метапредметные : уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму. Проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.
Предметные : уметь выявлять черты США, типичные для стран , расположенных на равнинных и горных территориях ,а также специфические особенности природы, населения и хозяйства США.
Слайд 1 «Познания и странствия неотделимы друг от друга» К.Паустовский
Определение темы урока Ребята! Мы изучили с вами Северную Америку, познакомились с природой , населением материка. А сегодня мы совершим путешествие в одну из стран Северной Америки. Попробуйте определить ,о какой стране пойдет речь на уроке. Смотрите внимательно видеосюжет, т.к. информация вам может пригодиться для дальнейшей работы. (Просмотр видеосюжета ). Слайд 2 – Соединенные Штаты Америки
Что вам хотелось бы узнать об этой стране? (Ответы учащихся)
Ребята! Перед вами лежат листы с «верными и неверными» утверждениями. Установите, пожалуйста, верны ли данные утверждения?
Слайд 3 — «Верные и неверные утверждения»
1. Географическое положение США удобно для развития хозяйства. 2. Природные условия страны очень разнообразны: от ледников Аляски до влажных экваториальных лесов. 3.Современная американская нация-результат смешения и слияния различных этнических и расовых групп. 4. США являются лидером по производству роботов, тракторов, шерстяных тканей 5.В стране много рекреационных и охраняемых природных объектов и территорий.
Заполните первую графу, ориентируясь на ваши знания по теме. Мы вернемся к данным утверждениям. Вы сможете себя проверить , внимательно прослушав выступления ваших одноклассников, после работы с текстами и дополнительной информацией. По ходу изучения заполните вторую графу.
Работа с утверждениями.
Слайд 4- Физическая карта США . Площадь страны.Столица.
Слайд 5- Названия Штатов США
2. Характеристика страны.
2.1. Географическое положение США .
Страна заметно превосходит другие страны в хозяйственном отношении. Но главное впечатление от США – её необъятность и изобилие удивительных, уникальных чудес природы, которые присущи только этой стране. При помощи карт атласа (стр. 46-47) и используя приведенный ниже перечень географических объектов, климатических поясов , охарактеризуйте географическое положение страны.
«США находятся на материке Северная Америка. В состав США входят три территории: основная материковая часть, полуостров Аляска (2) и Гавайские (1) острова. Основная территория США расположена в умеренном (9) и субтропическом (10) климатических поясах (атлас стр. 7), а небольшие участки на юге( район северного тропика) заходят даже в тропический (7) пояс. На западе страну омывает Тихий (3 ) океан, а на востоке Атлантический (6) океан, на севере- Северный Ледовитый (5) океан .
На севере страна граничит с Канадой (4), на юге с Мексикой (8). Границы с этими странами проходят по условным линиям , рекам и озёрам, что способствует развитию торгово-экономических связей .
Слайд 6- Взаимопроверка ( ответы )
Слайд 7 Сделайте вывод о географическом положении страны: )Географическое положение выгодное , обеспечено наличием морских границ, удобные 2) Положение между 3 океанами. 3) Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам , озёрам. Это способствует развитию торгово-экономических связей.
2.2. Природа страны
Климат. Слайд 8 (Климатическая карта) Давайте познакомимся с природой страны.
-В каких климатических поясах расположена страна? (Ответы учащихся) При помощи учебника (стр.122-123, атласа- стр.7,48),и дополнительного текста ,охарактеризуйте в общих чертах климат страны, заполнив таблицу.
Слайд 9 — Проверка
Климатический пояс, t, осадки
Арктический, субарктический, умеренный (морской) . На севере и в центре -t я -24-40 С, t и- +8+16 С, осадков- 250 мм. На юге t я 0 С, t и +18 С , осадков от 500 мм до ………мм
2.Центральная часть страны
Умеренный (морской, умеренно-континентальный, континентальный), t и + 22 +24 С, t я от – 8 до + 8 С, осадков на западе от 250 до 500 мм, на востоке до 1500 мм
3 Гавайские острова
Тропический , t я +25, t и +30 С, осадков от 200 до 4500 мм
Субтропический, тропический,t я + 22, t и+ 30 С, осадков до 2000 мм
Чем определяются климатические особенности страны . (Ответы учащихся)
Слайд 10 Проверка
2.2 . Природные зоны США. При помощи карт атласа (стр.49) , определите в каких природных зонах расположена страна, отметив их в таблице знаком +. Сделайте вывод о разнообразии природы.
Источник
География. 11 класс
Конспект урока
Название предмета, класс: география, 11 класс
Номер урока и название темы: урок №7«Общая характеристика региона. Северная Америка»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Общая характеристика и история освоения территории Северной Америки.
- Население: современный этнический состав населения США и Канады.
- Природно-ресурсный потенциал региона, оценка влияния условий и ресурсов на хозяйство двух стран.
- Первичная характеристика хозяйства США и Канады.
Глоссарий по теме: миграции, экспортное производство, НАФТА.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Когда в 1492 году корабль Христофора Колумба достиг Багамских островов, великий путешественник и не догадывался о масштабах своего открытия, о том, что площадь открытых им земель Нового Света составляет 42,5 млн. км 2 , а их недра содержат богатейшие запасы важнейших полезных ископаемых. Вот только последовавшие за Колумбом европейцы быстро разглядели огромные возможности Нового Света, и прошло совсем немного времени, как тысячи представителей Старого Света, бросив дома, семьи и свои занятия, начали переселяться на новые земли.
Можем ли мы сейчас, спустя пять столетий, оценить результат деятельности переселенцев и их потомков?
Сегодня нам предстоит создать целостный географический образ региона «Северная Америка». Вы узнаете о географических особенностях региона, научитесь называть его состав и рассказывать об истории его освоения и формировании территории США и Канады. Сможете описывать своеобразие ЭГП региона и объяснять, как оно определяет темпы развития хозяйства стран региона.
Из курса географии материков и океанов вам известно, что Америка представлена двумя материками – Северная и Южная Америка, но в социально-экономическом аспекте чаще оперируют другими понятиями – англоязычная и Латинская Америка.
Что же тогда в социально-экономической географии будет включать в себя понятие «Северная Америка»?
Понятие «Северная Америка» в социально-экономической географии включает в себя только США и Канаду. Этот регион занимает территорию 19,4 млн. км 2 и насчитывает более 300 млн. человек населения.
Условно сухопутной границей региона на юге принято считать границу США с Мексикой. На севере регион омывается Северным Ледовитым океаном, в котором находится группа островов Канадского Арктического архипелага. Также в состав социально-экономического региона Северная Америка входит островное владение Дании – Гренландия и расположенные в Атлантическом океане острова – Бермудские, Сен-Пьер и Микелон.
Данное географическое положение в целом выгодное и способствует экономическому развитию. Основную роль в этом играют протяжённые морские границы, что способствуют развитию торгово-экономических связей.
Что же стало причиной разграничения в социально-экономическом плане Северной и Латинской Америки? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вернуться на несколько столетий назад и обратиться к этническому составу переселенцев из Старого Света. Состав же этот в разных частях Америки был различным. В Северной Америке до середины XIX в. преобладали выходцы из стран Северо-Западной Европы (Англии, Голландии), в Мексике и почти во всей Южной Америке — переселенцы с Пиренейского полуострова (Испании и Португалии). Именно поэтому основным языком в США и Канаде стал английский, а к югу от реки Рио-Гранде, по которой проходит граница между США и Мексикой, — испанский язык. Таким образом, утвердилось деление Америки на две главные социально-культурные и этнические области: Северную Америку (Англо-Америку), куда входят страны с преобладанием английского языка (США и Канада), и Латинскую Америку.
Итак, мы уже знаем, что географическое положение региона способствует его экономическому развитию. Можно ли также однозначно охарактеризовать природно-ресурсный потенциал региона?
Рельеф Англо-Америки очень разнообразен. Равнины и низменности, расположенные во внутренних районах, создают благоприятные условия для развития сельского хозяйства. В западной части Северной Америки расположена горная система Кордильер, занимающая около половины площади региона, а вдоль побережья Атлантики протянулись невысокие, практически разрушенные горы Аппалачи. К тому же, равнинные земли на востоке достаточно увлажнены и расположены в умеренном и субтропическом поясах, что создало прекрасные предпосылки для развития земледелия.
Но довольно большая часть Англо-Америки находится в субарктическом и арктическом поясах, что оказывает существенное влияние на хозяйственную деятельность человека. Огромные пространства Аляски и большей части территории Канады малопригодны для жизни человека и почти не освоены им. Водные ресурсы распределены неравномерно. В регионе много озёр. Полноводные реки, часто с зарегулированным стоком, обладают большими энергоресурсами. Важное хозяйственное значение имеют Великие озёра с рекой Святого Лаврентия, водные системы Великих Канадских озёр, реки Маккензи, Юкон, Колорадо и Колумбия, которые большей части судоходны и активно включены в транспортную систему региона. Между горными системами протекает главная водная артерия региона – Миссисипи с притоками Миссури и Огайо, обладающая огромными запасами пресной воды. К тому же, это и идеальный внутренний водный путь. Полезные ископаемые региона отличаются богатством и разнообразием. Здесь представлены более ста полезных ископаемых, наибольшее значение из которых представляют нефть и природный газ, каменный уголь, железная руда, уран, руды цветных, редкоземельных и драгоценных (благородных) металлов. Канада по праву может гордиться своим главным богатством – лесами. По запасам древесины она уступает лишь России и Бразилии.
Подведём итог: регион имеет выгодное экономико-географическое положение и исключительно богатый природно-ресурсный потенциал.
Достаточно ли вышеназванных факторов, чтобы обеспечить региону высокий уровень экономического развития? Какую роль в становлении хозяйства региона играет человеческий капитал? Обратимся к истории. Нам известно, что активно территория региона начала осваиваться в XVI-XVII веках, когда образовались колонии Англии, Голландии, Франции. Что стало причинами интенсивного развития хозяйства территорий? Чтобы ответить на вопрос, представим себе среднестатистического переселенца того времени и условия, в которых ему предстояло существовать. Это был человек трудоспособного возраста, энергичный, инициативный, способный рисковать, предприимчивый. Привлекала его возможность получить земельный участок, достаточная демократичность и свобода в выборе действий. Добавим сюда чисто английскую организованность и трудолюбие. Отдалённость от Европы, с одной стороны, тормозила развитие, но, с другой стороны, способствовала развитию местного хозяйства, предпринимательства. Так формировалось население региона с его этнической пестротой и национальными трудовыми традициями. Начальными его элементами были аборигены-индейцы и эскимосы, составляющие на сегодняшний день около 3% населения Северной Америки. Афроамериканцы и американцы азиатского происхождения составляют 30% населения региона. Самой многочисленной группой являются выходцы из Европы: испанцы, португальцы, англичане и французы. Большая часть населения в наши дни представлена смешанными расами.
Важно отметить, что США и Канада существенно различны по численности населения. В США численность населения составляет около 325 млн. человек, и это третье место в мире, в Канаде же проживает только около 36 млн. человек. Как мы уже убедились, на формирование населения исключительную роль оказала миграция. Только с начала ХХ века сюда переселились из других стран 60 млн. человек. В наше время, несмотря на различные ограничения, ежегодный миграционный прирост насчитывает несколько сотен тысяч человек. За счёт мигрантов США пополняют свои ресурсы дешёвой рабочей силой, а также активно привлекают высококвалифицированных специалистов из других стран.
Следовательно, мы можем говорить о том, что человеческий капитал играет важную роль в экономическом развитии региона.
Все обозначенные выше предпосылки способствовали становлению США и Канады в качестве стран-лидеров. США занимают первое место в мире по объёму промышленного производства, по уровню научно-технического потенциала, по выпуску высокотехнологичной наукоёмкой продукции. Им практически нет равных по развитию непроизводственной сферы. Обладая несравнимой финансовой мощью, США активно воздействуют на мировые хозяйственные связи. На мировой арене огромную роль играют крупные корпорации «Дженерал Моторз», «Мобил», «Боинг», «Форд Мотор», «Дженерал Электрик». Экономика Канады тесно интегрирована с США. Хозяйства Канады имеют аграрно-сырьевую специализацию в мировом разделении труда. На экспорт предлагается продукция горнодобывающей промышленности, цветной металлургии, энергетики. Продукция лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности составляет 60% стоимости экспорта Канады. США и Канада вместе со своим южным соседом Мексикой образуют на североамериканском континенте интеграционную группировку – Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА), которая предусматривает формирование и развитие в пределах всего континента целостного рыночного пространства (зоны свободной торговли) с открытым движением товаров, услуг, капитала, рабочей силы.
Вернёмся к проблемному вопросу, с которого мы начали разговор о Северной Америке как о социально-экономическом пространстве.
Можем ли мы сейчас, спустя пять столетий, оценить результат деятельности переселенцев и их потомков?
Несмотря на некоторое снижение доли Соединённых Штатов Америки в мировом хозяйстве в последние годы, они и сегодня остаются одним из наиболее экономически развитых государств мира. Вместе с Канадой США образуют один из двух самых мощных экономических регионов всего мира. Вклад переселенцев в становление хозяйства этих двух государств трудно переоценить.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Условно сухопутной границей между Англоязычной Америкой и Латинской Америкой принято считать границу между:
- США и Канадой;
- США и Мексикой;
- США и Россией.
Ответ: мы знаем, что условно сухопутной границей региона на юге принято считать границу США с Мексикой, которая определяет пределы между двумя культурно-этническими регионами.
Рисунок 1 — Государственные языки Северной и Латинской Америки
2. Какие утверждения о понятии «Северная Америка» в социально-экономической географии и её географическом положении являются неверными?
- Понятие «Северная Америка» в социально-экономической географии включает в себя только США и Канаду.
- Численность населения Англоязычной Америки – 250 миллионов человек.
- На севере регион омывается Атлантическим океаном.
- Гренландия – островное владение Дании.
Ответ: нам известно, что численность населения США составляет около 325 млн. человек, а Канады – около 36 млн. чел., таким образом, общая численность населения двух стран не может составлять 250 млн. чел. На севере регион омывается водами Северного Ледовитого океана.
Рисунок 2 — Политическая карта Северной Америки
Наш разговор о Северной Америке как социально-экономическом регионе подходит к концу, можно подвести итог: мы рассмотрели экономически развитый индустриальный регион с благоприятными природными условиями и богатым ресурсным потенциалом. Для его хозяйства характерны комплексное развитие производства и огромные размеры, немаловажную роль в которых сыграли процессы внешней миграции. Особое развитие в хозяйстве получили наука и наукоёмкие производства, включая военное и космическое. Территория достаточно хорошо освоена, все её части связаны между собой наземными, водными и воздушными трассами.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Максаковский В. П. География. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2017. – 305 с.: ил. – С. 304–305.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. Т. 27 и 4 доп.: Северная Америка. – СПб.: 1890–1907. – С. 235–243.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Источник