Путин: сотрудничество стран БРИКС, ШОС и ЕАЭС даст возможности для экономического рывка
УФА, 9 июля. /ТАСС/. Страны БРИКС, ШОС и Евразийского экономического союза имеют все предпосылки для мощного экономического рывка при расширении взаимовыгодного сотрудничества. Такое мнение высказал президент РФ Владимир Путин на совместном заседании лидеров всех трех объединений.
Он отметил, что главной темой этой встречи в формате «аутрич» были выбраны пути повышения благосостояния народов представленных здесь стран. По мнению Путина, было бы весьма полезно обсудить перспективы развития в Евразии и затронуть вопросы укрепления связей с другими регионами мира.
«Нет сомнений, у нас есть все необходимые предпосылки, чтобы расширить горизонты взаимополезного сотрудничества, сложить воедино имеющиеся у нас сырьевые ресурсы, человеческий капитал, огромную емкость потребительских рынков для мощного экономического рывка», — сказал президент РФ.
Российский лидер отметил также огромный транзитный потенциал континента, указав на «строительство новых эффективных транспортно-логистических цепочек, в частности — реализацию инициативу экономического пояса «Шелкового пути» и развитие транспортного сообщения в восточной части РФ и Сибири». «Это может связать динамично растущие рынки Азии и зрелые, богатые индустриальными и технологическими достижениями экономики Европы — и одновременно позволит нашим странам стать более конкурентоспособными в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест, за передовые производства», — считает Путин.
Глава российского государства также отметил, что рост численности населения планеты «требует активизации взаимодействия по вопросам продовольственной безопасности, итенсификации сельского хозяйства, рачительного использования водных ресурсов и конечно же заботы о всей биосфере Земли».
Кроме того, Путин остановился и на еще одном принципиальном, по его словам, моменте: «Справедливый и безопасный мир невозможно устроить без тесного гуманитарного сотрудничества». Именно поэтому, подчеркнул он, Россия стремится углублять контакты в сфере культуры, науки, образования и туризма со всеми партнерами в БРИКС, ШОС, ЕАЭС и в рамках других форматов.
«На принципах взаимного уважения»
Путин уверен, что устойчивое управление в мире можно достичь только на основе справедливого партнерства.
«У всех наших организаций и объединений (ШОС, БРИКС, ЕАЭС), как и у каждой из наших стран, есть общая заинтересованность в выработке оптимальных путей устойчивого развития, стремление обеспечить благополучие и процветание народов в условиях гарантированного мира и безопасности», — заявил глава российского государства, открывая встречу лидеров трех объединений. По его словам, участники этих организаций сотрудничают «на принципах взаимного уважения».
Источник
ЕАЭС, ШОС, БРИКС: новые центры многополярного мира
В мае 2014 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали в Астане Договор об образовании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), регионального объединения, имеющего наряду с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и группой БРИКС, без преувеличения, мировое значение.
События последних лет всё больше убеждают экспертное сообщество, политиков, экономическую элиту в том, что однополярному миру, который возник после распада СССР и в котором роль «единственной глобальной державы» играли Соединённые Штаты Америки, приходит конец. Пусть пока еще основная часть мировой торговли, в том числе нефтью и газом, ведётся в долларах, однако показательно то, что доля сбережений населения мира в долларах за последние пять лет упала в два раза – с 60 % до 30 %.
И пусть пока еще американские военные базы разбросаны в десятках стран мира, мы видим, что после вывода войск США началось восстание в Ираке. То же самое, по всей вероятности, произойдёт после 2014 года и в Афганистане. Положение этих стран трагично, им предстоит пройти через очередной кровавый этап своей истории. А вместе с тем пример этих стран показывает, что методы, с помощью которых США пытались утвердить своё доминирование, распространяя его на другие континенты, оказались не только не эффективными, но и исключительно вредными как для стран, которые попали под американский каток, так и для самих Соединённых Штатов. США потеряли самое главное, на чем держались и вера в доллар, и вера в справедливость американской демократии, и вера в военное могущество Америки, – США потеряли в глазах остального мира былой авторитет.
Америка не смогла одержать победу ни в одном военном конфликте, в который она втягивалась в последнее время. Американцы вынуждены были уйти из Ирака, сейчас они уходят из Афганистана. Больше того, внезапное наступление иракских боевиков-суннитов, в ходе которого те за несколько дней взяли под свой контроль значительную часть территории страны, говорит о полном провале американской стратегии свержения законных режимов под тем или иным надуманным предлогом. Не достигнут ни одной из своих целей США и на Украине.
Начавшееся крушение веры в доллар уже не остановить. Не только население разных стран переводит свои депозиты в другие валюты, но и сами эти страны стремятся постепенно переходить на взаиморасчеты без использования доллара. Это начали делать даже такие союзники США, как Япония и Великобритания. Россия только за первые месяцы 2014 года вывела из американских казначейских бумаг более 30 млрд. долларов Американцы вынуждены сворачивать программу «количественных смягчений», так как никто больше не может потреблять доллары в таком количестве, как это хотелось бы Федеральной резервной системе, и продолжение этой программы вызвало бы только панику на финансовых рынках.
Подкошена вера не только в доллар. Открывшаяся правда о тюрьме Гуантанамо и других американских тюрьмах, недопущение на американские выборы под угрозой уголовного преследования наблюдателей из других стран, откровения Ассанджа и Сноудена подкосили веру и в такой аргумент доминирования США, как американская демократия. Король гол. Демократии нет. А вместо неё есть зловещий лик цифрового деспотизма, который позволяет с помощью новейших технологий обеспечивать тотальный контроль не то что за каждым гражданином США, но и за каждым жителем Земли, имеющим то или иное телекоммуникационное устройство.
Фундамент колосса, каким Америка ещё недавно виделась остальному миру, начал разрушаться. Процесс этот будет долгий и сложный. Еще ни одна система господства не уходила с мировой арены путем самоизменения, только путем разрушения. Какой мир идет на смену доминированию единственной сверхдержавы?
Уже нет сомнений, что это будет многополярный мир с несколькими центрами политического и экономического влияния, с несколькими мировыми технологическими и финансово-валютными центрами. В последние годы созданы региональные объединения крупных держав — ШОС, БРИКС, с 1 января 2015 года начнёт функционировать Евразийский экономический союз.
Если группа БРИКС включает пять крупнейших развивающихся стран, расположенных на трёх континентах и способных по влиятельности соперничать с «Большой восьмеркой», то ШОС призвана обеспечить стабильность в одном из геополитически наиболее значимых планетарных пространств — в Центральной и Восточной Азии.
Если сотрудничество в рамках БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) и формирующегося Евразийского экономического союза носит пока преимущественно экономический характер, то в динамике развития Шанхайской организации сотрудничества складываются предпосылки для выхода на более высокую степень интеграции, в том числе и по военно-политическим вопросам. Газовое соглашение между Россией и Китаем придало новую прочность стратегическим отношениям двух стран, а присутствие России во всех трёх межгосударственных объединениях – ЕАЭС, ШОС и БРИКС — надёжно цементирует новые интеграционные процессы в меняющемся мире.
Источник
ЕАЭС, ШОС и БРИКС: точки соприкосновения
С недавних пор эксперты стали чаще говорить о формировании новых центров многополярного мира. Новым полюсом роста, а также базой интеграции сегодня выступают Россия, страны Центральной Азии, Китай, страны Южной Азии. Следует отметить, что к образованию ШОС и БРИКС страны Запады относились весьма скептически. Существовало мнение, что новые интеграционные объединения нежизнеспособны. Можно сказать, что к Евразийскому экономическому союзу относятся уже серьезнее. Тем не менее, это отношение проявляется в критике интеграции, которую злопыхатели связывают с «имперскими амбициями Путина», несмотря на то, что инициатором объединения выступал Нурсултан Назарбаев. Вместе с тем, интеграция России, Казахстана и Белоруссии в ЕАЭС, а также устоявшиеся ШОС и БРИКС уже конкурентоспособны на мировой арене.
По данным многих рейтинговых агентств экономика стран БРИКС к 2050 году превысит экономику «большой семерки». Это обусловлено тем, что перед странами Запада у БРИКС есть несколько заметных преимуществ. Во-первых, страны, которые интегрированы в организацию, богаты природными ресурсами, добыча которых направлена, в том числе, на экспорт служащий экономическим базисом, на котором выстраиваются остальные отрасли экономики. Вместе с тем, Китай и Индия обладают значительными производственными ресурсами, дополняя БРИКС. Общее население организации составляет 43% от всего мирового населения, что предполагает наличие дешевых трудовых ресурсов. Предполагается, что Россия и Бразилия выступят глобальными поставщиками ресурсов, а Китай и Индия будут являться крупными производственными площадками.
Если страны БРИКС увеличивают политическое сотрудничество, являясь уже по своей сути политическим блоком, то Шанхайская организация сотрудничества имеет экономическую направленность. Можносказать, что мировые державы сегодня ведут негласную борьбу за сферу влияния в странах Центральной Азии. Однако этот регион уже сделал свой выбор в сторону крупных региональных игроков – России и Китая. К слову, недавний газовый контракт между которыми утвердил понимание того, что страны ШОС наращивают сотрудничество. Странам Центральной Азии предстоит выступить наравне с КНР и Россией. При этом их экономики вполне соотносимы. На территории Центрально-Азиатского региона располагаются производственные площадки, страны богаты сырьевыми ресурсами, а также обладают большим трудовым потенциалом. Россия и Китай (а также Индия в случае вступления) уже сегодня выступают мощным катализатором экономик стран Центральной Азии. С момента создания ШОС, эксперты отмечают рост инвестиционной составляющей в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Дополнительно, ШОС выступает гарантом стабильности и безопасности стран Центрально-Азиатского региона. Несмотря на то, что в регионе присутствуют радикальные организации (в Афганистане), прогноз по стабилизации обстановки в регионе оптимистичный. Безопасная среда выгодна как крупным игрокам в регионе, которые смыкаются кольцом (Россия, Индия, Китай), так и самим странам Центральной Азии, так как политическая стабильность ведет к экономическому росту и развитию промышленного производства.
Самым молодым объединением в регионе является Евразийский экономический союз. Это уже более тесная организация, которая подразумевает плотную интеграцию экономик стран. Перспективы ЕАЭС в регионе более чем внушительны. ШОС уже доказала, что интеграция соседствующих стран выгодна с экономической точки зрения. Тесная интеграция в единый рынок ЕАЭС будет способствовать тому, что и в крупных альянсах Россия, Казахстан и Белоруссия (а также потенциальные новые члены – Армения, Кыргызстан и Таджикистан) будут выступать в качестве одного (единого) игрока. Например, в системе БРИКС страны Евразийского союза способны обеспечить рынок всеми минеральными ресурсами, а также рабочей силой. При этом Казахстан и Белоруссия способны выступить и внутри рынка, обеспечив самодостаточность региона, ввиду того, что интеграция экономик весьма сильная. Это значит, что страны ЕАЭС способны выступить единым игроком на мировой арене, и, одновременно, обеспечить внутренний рынок широчайшим спектром отечественной продукции. То есть, ЕАЭС может быть поставщиком ресурсов, но не сырьевым придатком.
Таким образом, существующие интеграционные объединения функционируют в едином ключе, дополняя друг друга. Разная направленность и формы интеграции способствуют усилению влияния государств на мировой арене. Это подтверждается действиями Запада, который уже с осторожностью относится к странам Центральной Азии, пытаясь увеличить степень присутствия в регионе. Однако, как страны Центрально-Азиатского региона, так и Россия и Китай сегодня направлены на усиление региональной интеграции. Можно сказать, что это единственный способ вывести регион на лидирующие мировые позиции в экономическом и политическом аспектах.
Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram
Источник
БРИКС, ШОС и «Новый шелковый мировой порядок»
Недавно все мы стали свидетелями важнейшего события, ознаменовавшего собой начало глобальных геополитических изменений. В российском городе Уфа, на перекрестке Европы и Азии, сошлись воедино сразу несколько важных проектов и инициатив. Такого действительно никогда еще не было — в одно время в одном городе были проведены саммиты БРИКС и ШОС, встреча ОДКБ и рабочее совещание глав ЕАЭС. Итоги прошедших встреч многие эксперты назвали знаковыми, расценив их как начало новой эпохи, знаменующей оформление альтернативного Нового мирового порядка, который уже получил название «Новый шелковый мировой порядок».
Впрочем, обо всем по порядку. Совмещение времени и места проведения саммитов БРИКС и ШОС было, разумеется, не случайным. Россия, как действующий председатель обеих структур, использовало этот шанс для того, чтобы собрать вместе лидеров стран, входящих в эти структуры и тяготеющих к ним, включая членов Организации договора о коллективной безопасности и Евроазиатского экономического союза. Поскольку для всех этих структур характерно перекрестное членство, существуют объективные предпосылки для тесного взаимодействия всех указанных структур, которому необходим был только катализатор, своеобразный толчок, способный запустить весь этот процесс. И таким катализатором стал выдвинутый Китаем проект Нового Шелкового пути (Экономический пояс Шелкового пути).
Сначала в Уфе прошел саммит БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай), участники которого приняли ряд важных документов, в том числе Уфимскую декларацию, в которой высказались по большинству актуальных тем мировой политической повестки. Кроме того, были подписаны Уфимский план действий, определяющий дальнейшие мероприятия и направления работы в рамках БРИКС, стратегия экономического партнерства, соглашение о сотрудничестве в области культуры, семорандум о создании совместного интернет-сайта БРИКС и меморандум о намерениях по сотрудничеству с Новым банком развития банков стран БРИКС.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 11.12.15 Ближневосточная геополитика / Михаил Ошеров
- 17.07.15 Итоги саммитов БРИКС и ШОС в Уфе: на виду и в «тени» / Владимир Павленко, Владимир Штоль
- 10.07.15 «Золотая лихорадка 2.0»: как Россия и Китай атакуют доллар / Саркис Цатурян
- 23.06.15 Диктатура «тотальных инвесторов» вместо «золотого проекта»: Окончание / Владимир Павленко
Пожалуй, самыми важными решениями, принятыми во время саммита БРИКС, стали запуск работы Нового банка развития c капиталом 100 млрд. долл. и подписание соглашения о пуле валютных резервов БРИКС объемом 100 млрд. долл. Резервный пул БРИКС сформирован за счет членских взносов стран-участниц. Главный вклад у Китая – 41 млрд, Бразилия, Индия и Россия – по 18 млрд и ЮАР – 5 млрд.
Создание пула резервных валют БРИКС направлено на поддержание финансовой стабильности в странах-участницах. То есть у них появился механизм, который позволяет получить необходимые средства в случае непредвиденных негативных обстоятельств. Глава российского Минфина Антон Силуанов охарактеризовал валютный пул как «своего рода «мини-МВФ» для стран — членов БРИКС».
Да, уставной совокупный объем запасов БРИКС в три с лишним раза скромнее, чем у МВФ, где официально, по состоянию на март 2015 года было 327 млрд долларов. Однако, разница в том, что стран, имеющих право претендовать на средства БРИКС, всего пять, то есть в десятки раз меньше, чем участников Международного валютного фонда, пользующихся его кредитами. Так что на первых порах 100 млрд долларов будет вполне достаточно «на пятерых».
Новый Банк развития БРИКС будет ориентирован, в первую очередь, на финансирование инфраструктурных проектов, которые в условиях поднимающихся экономик играют ключевую роль. Первые кредиты планируется выдать уже в начале 2016 г. Как отметил президент России Владимир Путин, «дорожная карта» БРИКС включает около 50 инвестиционных проектов и должна быть разработана до конца года. Для реализации этих проектов было принято решение о формировании постоянно действующей рабочей группы по инновациям и высоким технологиям, основной целью которой должно стать создание информационной базы проектов в этой сфере для совместного финансирования.
Планируется также создание собственной платежной системы БРИКС и участие банка в реализации проектов в третьих странах, в частности в Африке. Как сообщило Минприроды, Россия и ЮАР готовы привлечь Банк развития БРИКС для реализации совместных проектов по разведке и добыче углеводородного сырья на шельфе и суше ЮАР, участках недр РФ и иностранных государств, а также организации обучения специалистов южноафриканской компании PetroSA.
Самым важным в этих планах является то, что большая часть проектов Банка БРИКС будет финансироваться в национальных валютах государств-членов, что позволит отказаться от гегемонии доллара.
Как говорится в декларации саммита, «мы подтверждаем наличие потенциала для расширения практики взаиморасчетов в национальных валютах между странами БРИКС. Мы просим соответствующие государственные органы стран БРИКС продолжить обсуждение возможности более широкого использования национальных валют во взаимной торговле». По словам главы банка ВТБ В. Костина, страны БРИКС уже в ближайшее время смогут вести 40-50% объема взаиморасчетов в национальных валютах.
В перспективе, новый банк может перерасти роль «мини-МВФ для членов БРИКС», особенно с учетом ожидаемого определения рамок согласованной работы между Банком БРИКС и созданным в этом году по инициативе КНР Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ), в который входят ведущие страны Европы и Азии за исключением США и Японии. В дальнейшем же на этой базе вполне может быть образована новая финансовая группа включающая в себя, например, банк Евроазиатского экономического союза — для регионов Центральной Азии и восточной Европы, Американский банк инфраструктурных инвестиций — для стран Латинской Америки, Африканский банк инфраструктурных инвестиций — для Африки. Вкупе с АБИИ и банком развития БРИКС, эти структуры образуют глобальную финансовую сеть, альтернативную Международному валютному фонду и Всемирному банку.
Эти перспективы не столь мифически, как может показаться на первый взгляд. По мнению старшего научного сотрудника Брукингского института (Brookings Institution) Вахегуру Пала Сингха, приведенному в индийской газете «Mint», создание нового банка развития «в ответ на отсутствие реформ устаревшей бреттон-вудской системы» является «главным успехом группы БРИКС».
Стоит учесть, что и в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций, и в Банке БРИКС одной из задач является разработка новых международных финансовых стандартов, в том числе взаиморасчетов в национальных валютах, а не в долларах, что будет применяться значительным числом стран. Причём, со временем в эту систему будут втягиваться все заинтересованные государства. Если же суммировать потенциалы созданных государствами-членами БРИКС и ШОС Банка БРИКС, АБИИ, Евразийского банка развития, фонда «Нового шелкового пути», можно с уверенностью сказать, что эпоха доминирования МВФ и Всемирного банка в рамках бреттон-вудской системы подходит к концу.
Особо следует отметить и результаты саммита ШОС, на котором главы России, Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана и Узбекистана согласовали процедуру принятия в организацию двух новых государств — Индии и Пакистана. Теперь ШОС вполне можно называть «альтернативной Большой восьмеркой», хотя окончательно членство двух новых стран будет оформлено к следующей встрече лидеров в 2016 году в Индии, поскольку процесс вступления в ШОС требует подключения Индии и Пакистана к 28 основополагающим документам организации. Кроме того, официальная заявка на членство в организации поступила от Ирана.
Собственно, расширение ШОС является очень значимым событием. Индия и Пакистан приняты в ШОС, ещё несколько стран мира ожидают своей очереди. Беларусь получила статус наблюдателя, а Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал присоединились к ШОС в качестве партнёров по диалогу в дополнение к Турции и Шри-Ланке. Теперь большая часть Азии – в ШОС, и этот список открыт для других стран, разделяющих идеи и цели Шанхайской организации сотрудничества. «Никто никого никуда не загоняет. Вот это чрезвычайно важная вещь. Почему? Потому что все участники этого процесса чувствуют объективную необходимость в сотрудничестве. Особенно это касается необходимости создания более демократических принципов построения мировой экономики. Ну, и взаимная поддержка тоже немаловажна», — отметил по этому поводу президент России Владимир Путин.
ШОС развернулась на огромной территории от Азии до Европы и фактически стала, как отметил Сергей Филатов, Организацией Объединенных Наций Евразии (ООНЕ). При этом в нее теперь входят четыре ядерные державы, две из которых являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. Так что вполне возможно, что вскоре пойдет речь о создании системы коллективной безопасности в Евразии, неслучайно ведь к саммитам БРИКС и ШОС была приурочена встреча членов Организации договора о коллективной безопасности.
До сих пор в рамках ШОС избегали говорить о каких-либо миротворческих миссиях и создании системы коллективной безопасности, но в условиях нестабильности в Центрально-Азиатском регионе и с учетом проблем Афганистана и угрозами переноса деятельности Исламского государства на территорию Центральной Азии и Кавказа, было бы вполне логичным и естественным, если ШОС в конечном итоге придет к выводу о необходимости создания какого-либо формата для решений по глобальной безопасности в Азии.
Силовым центром для ШОС вполне могла бы стать ОДКБ, объединяющая большинство государств-членов Шанхайской организации. Организация договора о коллективной безопасности — уникальный военно-политический альянс, едва ли не самый мирный на планете, поскольку основная часть его активности приходится на учения, а не на реальные действия, из которых выделяются лишь наблюдательные миссии и операция по предотвращению прорыва боевиков ИДУ в Узбекистан. Это, собственно, вполне объяснимо, так как данная организация создавалась, по сути, с одной целью — обеспечить хоть какую-то стабильность в военной сфере на постсоветском пространстве. Главной задачей ОДКБ является предупреждение военных конфликтов, и эта задача, в целом, была выполнена. Сейчас же на повестке дня встает новый вопрос – может ли ОДКБ обеспечить как исполнение функций по борьбе с наркотрафиком и угрозами «цветных революций», так и защиту интересов стран региона в условиях возрастания угроз со стороны ИГИЛ, Талибана, ИДУ и т.д.?
Использование Шанхайской организацией сотрудничества инструментов ОДКБ в сфере обеспечения безопасности означало бы, по сути, интегрирование ОДКБ в структуру ШОС, но это довольно сложный процесс, вызывающий также неоднозначную оценку у стран-участниц (в частности, категорически против выступает Узбекистан). Так что этот вопрос пока остается открытым, хотя подвижки уже есть. Так, можно отметить договоренность о разработке механизмов коллективного противодействия распространению наркотиков, в том числе совместных мер по ликвидации нарокопроизводства в Афганистане. И, разумеется, стоит особо выделить вопрос о разработке мер силового обеспечения безопасности инфраструктурных проектов в Центральной Азии.
Фактически, именно ОДКБ будет обеспечивать охрану строительства коммуникаций Нового Шелкового Пути, что обуславливает необходимость взаимодействия ОДКБ с ШОС, ЕАЭС и, в определенных вопросах, с БРИКС. Это, в частности, касается вопросов обмена разведывательной информацией, оказания поддержки при выявлении факторов угрозы на территории стран ШОС, проведения превентивных действий по улучшению обстановки в регионе и т.п.
Следует отметить, что именно идея Нового Шелкового пути (Экономического пояса Шелкового пути) является базой, обеспечившей уникальную возможность объединения интересов БРИКС, ШОС, ЕАЭС и ОДКБ. Первый шаг был сделан восьмого мая 2015 года в Москве, когда во время встречи президента России Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина было подписано более трех десятков двусторонних договоров и соглашений, в том числе совместное заявление о сотрудничестве по ЕАЭС и проекту «Шелковый путь».
На самом деле, проекта под названием «Шелковый путь» нет. Этот термин был введен в оборот в конце ХIХ века немецким путешественником и географом Фердинандом фон Рихтгофеном, который использовал его для обозначения старых торговых путей из Китая в регионы Центральной Азии и Европу. Что же касается концепции «Нового шелкового пути», то она была предложена Соединенными Штатами, и в ней не было места Китаю. Предыстория этой концепции начинается с ввода американских войск в Афганистан под предлогом борьбы с международным терроризмом. В действительности же Афганистан интересовал американцев в большей степени как логистический центр, связывающий воедино регионы Азии под патронатом Вашингтона. Через Афганистан США хотели развернуть инфраструктуру Центральной Азии на юг континента, где довольно сильны военные и деловые позиции Соединенных Штатов. Разумеется, России и Китаю в этих планах места не было.
Собственно, под эти планы была разработана и концепция «Большой Центральной Азии», для продвижения которой в Госдепартаменте США был переформатирован южно-азиатский отдел, который стал также курировать и связи со всеми пятью центрально-азиатскими государствами, входящими в СНГ. Однако с подчинением Афганистана все оказалось далеко не так гладко, как это изначально рисовалось на бумаге, в связи с чем возникла концепция «Нового шелкового пути», предполагающая уже сотрудничество с Китаем и Россией, но оставляющая неизменными цели — привязать Центральную Азию к югу континента. Частью этой концепции, в частности, стала возникшая в 2009 году так называемая «Северная распределительная сеть» — маршрут доставки грузов для контингента НАТО в Афганистане через государства Центральной Азии. Но, как мы знаем, американский проект забуксовал, и оценивается экспертами как нереализуемый.
В этих условиях Пекин перехватил инициативу в свои руки. В 2013 году во время визита в Казахстан председатель КНР Си Цзиньпин представил свой проект — «Экономический пояс Шелкового пути», который, в целом, соответствовал древним торговым путям в Европу через Центральную Азию, Ближний Восток и Турцию. Отличием от древнего варианта стало добавление нового транзитного пути – через Россию, что, впрочем, вполне объяснимо не только геополитическими соображениями, но и стремлением обеспечить безопасность маршрута в связи с угрозами нестабильности на Ближнем Востоке.
В китайском проекте важен даже не маршрут, а программа действий, которая отражена в пяти пунктах: «1. Усиление координации государств региона в политической области. 2. Интенсификация строительства единой дорожной сети. 3. Развитие торговли путем ликвидации торговых барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и качества экономических операций в регионе. 4. Увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах. 5. Усиление роли народной дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона».
К этому можно добавить, что для Китая в настоящее время довольно важна диверсификация внешней торговли. Фактически, экономика КНР по-прежнему во многом ориентирована на экспорт, и ключевыми импортерами являются США и страны ЕС. Кроме того, если обратить внимание на внешнеторговый оборот товаров продовольственной группы, можно увидеть, что Китай имеет дефицит торгового баланса по сельхозпродукции, то есть, по отдельным группам продовольственной продукции он зависит от импорта.
Это чревато появлением угроз продовольственной безопасности страны и попытками использования данного фактора для оказания давления в политических целях, поскольку по целому ряду товаров КНР зависит от поставок из США. Схожая ситуация складывается и с экспортом – Соединенный Штаты важнейший экспортный рынок для китайских товаров.
В этих условиях реализация концепции Шелкового пути за счет ее сопряжения с ЕАЭС важна для Китая как фактор, позволяющий диверсифицировать внешнюю торговлю и получить доступ на новые рынки, что снизит не только экономические, но и политические риски, возникающие вследствие чрезмерной зависимости внешней торговли от рынков США и ЕС.
Как мы видим, на первом месте стоит как раз геополитика, и не случайно к проекту привлечены только государства, входящие в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) или состоящие в ней в качестве наблюдателей (Индия, Пакистан и Иран). Акценту на региональную координацию соответствует и взаимодействие нового китайского проекта с Евразийским экономическим союзом, что было подтверждено сначала на майской встрече лидеров России и Китая, а затем и на саммитах БРИКС и ШОС в Уфе.
На самом деле, сейчас стоит говорить даже не о Новом Шелковом пути, а о новом феномене мировой политики и экономики – идее «один пояс и один путь» — термине, используемом в качестве общего названия для двух выдвинутых Китаем взаимосвязанных концепций – «Экономического пояса Великого шелкового пути» и «Морского шелкового пути для XXI века». Как показали итоги встреч в Уфе, здесь начался процесс сопряжения «одного пояса и одного пути» с программами развития ШОС, БРИКС и ЕАЭС. И уже очевидно, что китайская интеграционная инициатива придает этим структурам новое измерение.
Для ЕАЭС, ШОС, БРИКС и пока еще не оформленной группы Шелкового пути характерно перекрестное членство. И постоянными членами в этих структурах чаще всего оказываются Россия и Китай, которые, будучи постоянными членами Совета Безопасности ООН, значительно повышают политический вес каждого объединения своим членством.
Как ядерные державы, они прикрывают своих партнеров «зонтиком безопасности», а как экономические гиганты с большими запасами сырья и финансов, они являются ядром потенциальной зоны свободной торговли беспрецедентных масштабов. Россия и Китай — две крупнейшие континентальные державы Евразии, которые, привлекая к себе окружающие страны, формируют новую геополитическую реальность.
Попытки Запада сдерживать Россию и Китай привели к обратному эффекту — Москва и Пекин стали сближаться, вопреки внешнему давлению и невзирая на попытки противодействия со стороны части внутренних прозападных элит. Это сближение породило цепную реакцию, привлекая к себе все новые и новые страны, не желающие смириться с ролью обслуги в навязываемом Западом Новом Мировом порядке.
На встречах БРИКС и ШОС, последние из которых состоялись в начале июля в Уфе, кирпичик за кирпичиком закладывается основа нового мирового порядка, который не позволит установить господство одной державы или группы стран. Этот порядок разрушает почти завершенную финансово-политическую вертикаль «глобализации», создавая новую глобализационную реальность в горизонтали, предполагающую равнозначимость всех участников – тот самый многополярный мир, о котором так много говорили, и в возможность существования которого многие даже не верили.
Добро пожаловать в «Новый шелковый мировой порядок»?!
Источник