- Cтрановедение России (Reálie Ruska)
- Jste zde
- География России – положение, площадь, границы
- Российская Федерация
- Площадь
- Расположение
- Крайние точки
- Часовые пояса
- Границы
- Сухопутные границы
- Морские соседи России
- Влияние пространства на русский национальный характер
- Экспансия России в течение веков
- Транспорт
- Железнодорожный транспорт
- Пригородные поезда (электрички)
- Поезда дальнего следования
- Транссибирская магистраль
- Байкало-Амурская магистраль
- Автотранспорт
- Бездорожье
- Городской транспорт
- Воздушный транспорт
- Страны с левосторонним движением — трудно ли водить машину?
- Количество стран с левосторонним движением
- Влияет ли это на ДТП?
- По какой стороне дороги ездили раньше?
- Почему большинство стран с правосторонним движением?
- Тяжело ли перестроиться на движение по левой стороне?
Cтрановедение России (Reálie Ruska)
Jste zde
География России – положение, площадь, границы
Российская Федерация
Официальное название России — Российская Федерация, в сокращенной форме РФ.
РФ — правопреемник РСФСР (Российская Cоветская Федеративная Социалистическая Республика, одна из республик бывшего Советского Союза).
РФ была основана 26.12.1991 г.
Столица — Москва.
Государственный язык – русский.
Площадь
Площадь РФ — 17,1 млн. км2.
Россия – крупнейшая по площади страна мира, занимающая 1/8 земной суши; почти половину Европы и одну треть Азии. Площадь РФ приблизительно равна площади территории целой Южной Америки.
Протяженность РФ с юга на север — около 4 000 км, с запада на восток более 10 000 км.
Расположение
РФ располагается в восточной части Европы и северной части Азии, занимает 31,5% территории Евразии. Европейская Россия представляет собой 23% площади государства, однако в ней сосредоточено 78% населения.
Современную России можно считать северной страной. Ее основная часть расположена между 70° и 50° северной широты, около 20% территории лежит за Северным полярным кругом.
Крайние точки
- северная
- материковая крайняя северная точка — мыс Челюскин (на полуострове Таймыр) — 77° 43 минут северной широты,
- морская — остров Рудольфа (в архипелаге Земли Франца Иосифа)- 81° 11 мин. с.ш.
- южная
- на Северном Кавказе на границе с Азербайджаном — 41° 11 мин. ю.ш.
- западная
- недалеко от Калининграда — 19° 38 мин. западной долготы
- восточная
- материковая — мыс Дежнева — 169° 40 мин. в.д.
- морская — остров Ратманова в Беринговом проливе — 170° в.д.
Часовые пояса
На территории России находится 11 часовых поясов. 8 из них лежит в Сибири. Во всех часовых поясах осуществляется переход на летнее время.
Московское время действует почти на всей территории европейской части России.
Московское время опережает универсальное координированное время («всемирное время по Гринвичу») на 3 часа; в Москве на 2 часа больше, чем в Праге.
Расписание поездов дальнего следования указано во всей России по московскому времени.
В 2011 году было введено постоянное летнее время, которое осенью 2014 г сменилось на постоянное зимнее время.
Границы
Российская Федерация имеет госграницу с 16 государствами, общей протяжённостью около 61 тыс. км (в т. ч. 38 тыс. морской).
Общая протяженность границ РФ составляет приблизительно 60 900 км. Северная и восточная границы — морские, западная и южная – преимущественно сухопутные. Западная и юго-западная границы не имеют отчетливо выраженных природных рубежей, так как это в большинстве случаев границы с бывшими союзными республиками или государствами, входившими в прошлом в состав Российской империи.
Чехи, пересекающие границы РФ, обязаны оформить въездную или транзитную визу.
Сухопутные границы
РФ граничит на северо-западе с Норвегией и Финляндией,
на западе с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией и
Украиной,
на юго-западе с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном,
на востоке с Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической
Республикой.
Морские соседи России
Морские соседи России — Япония и Соединенные Штаты Америки.
Влияние пространства на русский национальный характер
Огромность территории России, по всей вероятности, повлияла на русский национальный характер и вошла в народною мифологию. Факт, что Россия – самое большое по площади государство в мире, образует основу национальной гордости и самоутверждения каждого русского („широка страна моя родная“). В России все большое — города, площади, широкие и длинные улицы (например, длина Невского проспекта в Санкт-Петербурге — 4 км). Отсюда происходят тяготение к мегаломании и привычка русских тратить зря очень многое — природные богатства („у нас все есть“), человеческий труд, жизни своих сограждан. Также отношение русских к природе отражает убеждение, что Россия – сверхобильная страна: если, например, выловили рыбу в одной реке, то вскоре найдется новая река для рыбной ловли, и не нужно заботиться о том, сможет ли природа сама возродить в реке жизнь.
„Необозримые“ просторы влияют на настроение и образ жизни населения, становятся причиной некоторых особенностей повседневной жизни обитателей России.
Многие писатели и философы считают, что русские – бродяги, не привязанные к месту, люди, привыкшие быть в пути, и, стало быть, свыкшиеся с отсутствием комфорта и элементарных удобств.
Русские, приученные преодолевать большие расстояния, сформировали особое отношение ко времени: не дорожат им, не экономят его. Чтобы в России устроить любое дело, надо выделить для этого достаточно много времени («про запас», «на всякий случай»). Время здесь как будто течет по-другому: одна русская пословица гласит: поспешишь — людей насмешишь. Один час – здесь практически ничто.
В России приходится часто ждать: в разных учреждениях, на остановках, в магазинах. Русские — люди очень терпеливые. Особенно старшее поколение опасается проявить личную инициативу.
Русские определяют время и расстояние очень приблизительно. Например, выражение „под Москвой“ обозначает 200 км вокруг Москвы. Когда вам скажут, что до вокзала вы дойдете за 8 минут, это будет минут 25. В некоторых областях страны дорогу указывают таким образом: надо ехать два дня и потом повернуть направо.
Рабочий день начинается чуть позже, чем у нас (например, первая «пара» в вузе — в 9 часов), зато вечером на улицах оживленное движение сохраняется до полуночи. Много современных магазинов открыто круглосуточно, 24 часа в сутки.
Экспансия России в течение веков
Хотя Россия играет важную роль в международных отношениях, с географической точки зрения она находится на окраине и на некоторых этапах истории была практически изолирована.
Важными вехами территориального развития страны были завоевания с выходом к морям: на севере при Петре I, на юге при Екатерине II.
Мечта о „Великой России“ родилась в средневековье и до сих пор не покидает русских. После распада СССР Россия потеряла много территорий, причем большей частью областей относительно приятных для жизни, с теплым климатом.
Транспорт
Железнодорожный транспорт
Железные дороги доминируют в транспортной системе страны. По протяженности железных дорог РФ занимает второе место в мире, но плотность железнодорожных путей по стране составляет лишь 50 км на 10 тыс. км2
Пригородные поезда (электрички)
Пригородные поезда ходят на расстояние до 100-200 км и соединяют большой город с пригородами, деревнями и дачными поселками. В вагонах обычно продавцы предлагают мороженое, газеты и другие мелкие товары.
Поезда дальнего следования
Поезда дальнего следования соединяют большие города страны, имеются в них лишь спальные вагоны. Проводники выдают пассажирам постельное белье. В вагоне можно купить чай или налить себе кипяток. Принято разговаривать с соседями, даже поделиться едой. Иногда в вагон или на платформу приходят местные жители и продают пассажирам продукты или разные блюда – пирожки, курицу, молоко. Территории городов являются „санитарной зоной“ — туалет закрыт (иногда около часа).
При покупке билета на поезда дальнего следования необходимо предъявить паспорт. В больших городах на вокзалах или в железнодорожных кассах можно купить билет на любой маршрут по РФ. Расписание приводится на ближайшие 45 суток. По всей железнодорожной сети расписание указывается по московскому времени.
При выборе места в поезде необходимо учесть, что места в разных типах вагонов (купе, плацкарта) очень отличаются друг от друга уровнем комфортабельности и ценой. Самые кофортабельные — фирменные поезда. Они отличаются высоким уровнем сервиса, дизайном, дополнительными услугами и высокой ценой.
Транссибирская магистраль
Транссибирская магистраль — крупнейшая в мире железная дорога (протяженность — 9288 км). Магистраль соединяет европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Транссиб начинается в Москве на Ярославском вокзале и кончается во Владивостоке (хотя собственно Транссибом может называться лишь восточная часть магистрали, от Челябинска до Владивостока).
Эта железная дорога была построена в 1891-1916 гг. Трасса проложена в непроходимой тайге, на болотах, в зонах вечной мерзлоты; она проходит через 89 городов, преодолевает 16 больших рек и находится в 7 часовых поясах. Путешествие продолжается 8 с половиной суток. Магистраль строили в основном солдаты и заключенные, причем в довольно быстром темпе (5-6 км в день).
Байкало-Амурская магистраль
В советское время была построена (в основном комсомольцами) крупная железная дорога — Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — длиной в 4800 км. Она соединяет Ташкент с Охотским морем.
Автотранспорт
Бездорожье
Дороги в России в ужасном состоянии (кроме немногих автомагистралей). 34% сельских населенных пунктов не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования. В русском языке существует слово „бездорожье”, обозначающие плохое состояние дорог — весной и осенью дороги заболочены, зимой они покрыты льдом, летом за каждой машиной поднимаются облака пыли
Городской транспорт
Практически во всех больших русских городах городской транспорт перегружен. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Самаре работает метро. Особенностью русского городского транспорта является присутствие кондуктора в вагонах трамваев, автобусов, тролейбусов. Кондуктору надо предъявлять проездной билет, он продает однократные билеты.
Часто используемый способ передвижения по большим городам – это маршрутное такси (маршрутка). Маршрутка ходит по определенному маршруту, приходится ее на улице „ловить“ и потом сказать водителю, где вы хотите выйти.
В России можно ездить также на такси или на „частнике“. Частником становится любой водитель машины, который согласился подвести вас куда-нибудь. О цене и маршруте русские договариваются прежде, чем сесть на машину. Можно спорить о цене, иначе говоря, торговаться.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт занимает важное место в системе российского транспорта; особенно это касается пассажирских перевозок.
В Москве находится международный аэропорт Шереметьево-2 и внутренний аэропорт Шереметьево-1, в Санкт-Петербурге — международный аэропорт Пулково-2 и внутренний аэропорт Пулково-1.
В некоторые области страны (северо-восточная Сибирь) можно добраться только на самолете.
Источник
Страны с левосторонним движением — трудно ли водить машину?
Большинство людей интересуются данным вопросом, когда едут в отпуск в страну с левосторонним движением и планируют брать машину на прокат. Трудно ли водить машину по другой стороне дороги? Итак, рассмотрим страны с левосторонним движением, и на что стоит обратить внимание.
Количество стран с левосторонним движением
Существует множество теорий о левостороннем и правостороннем движении, что откуда пошло и кто был первый. Наверное сейчас это неважно. Традиционно на ум первыми приходят страны где руль справа — это Япония, Великобритания, Австралия и еще парочку. На самом деле их гораздо больше.
Карта мира с левосторонним и правосторонним движением
В настоящее время 53 страны (с их зависимыми территориями) ездят по левой стороне, а 140 — по правой. Итого это 34% населения Земли, в первую очередь это за счет таких густонаселенных стран, как Индия, Пакистан и Индонезия. Список стран следующий:
Австралия
Антигуа и Барбуда
Багамские острова
Бангладеш
Барбадос
Ботсвана
Бруней
Великобритания
Восточный Тимор
Гайана
Гренада
Доминика
Замбия
Зимбабве
Индия
Индонезия
Ирландия
Кения
Кипр
Кирибати
Лесото
Малави
Малайзия
Мальдивы
Мальта
Маврикий
Мозамбик
Намибия
Науру
Непал
Новая Зеландия
Пакистан
Папуа — Новая Гвинея
Самоа
Сейшельские острова
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Сент-Винсент и Гренадины
Сингапур
Соломоновы острова
Суринам
Тайланд
Танзания
Тонга
Тринидад и Тобаго
Тувалу
Уганда
Фиджи
Шри-Ланка
Эсватини
ЮАР
Ямайка
Япония
Влияет ли это на ДТП?
По статистике левостороннее или правостороннее движение не имеет ничего общего с количеством ДТП. Главное, чтобы водитель был адекватный, и транспортное средство в порядке. Ну и разумеется, для вашей же безопасности руль машины должен быть с соответствующей стороны.
Кстати, некоторые страны за свою историю меняли направление движения. Сюда входит, например, Швеция, Корея, Самоа и некоторые страны в Африке. Только в этом случае могли бы возрасти ДТП пока все водители привыкают к новому движению 😃
Дорога с левосторонним движением, Австралия
По какой стороне дороги ездили раньше?
Если взглянуть на карту мира, то можно заметить, что всего около 30% — это страны с левосторонним движением, и тому есть объяснение. Существует мнение, что в древности движение по дорогам осуществлялось по левой стороне. На римских дорогах, ведущих от каменоломни, были найдены следы от колеи слева, гораздо более разбитой, нежели справа. Следовательно груженые телеги уезжали по левой части дороги.
Были найдены и другие доказательства того, что в древности было распространено левостороннее движение, что и логично. Большинство людей на планете правши, а значит правая рука должна быть свободна — как для приветствия встречных людей, так и для нападения с мечом. Тому есть и ещё одно объяснение — дорога у края была не так разбита и грязна, соответственно правой рукой можно держать поводья лошади и вести её, а самому идти по более чистой части дороги. К тому же на лошадь удобнее садиться слева.
Почему большинство стран с правосторонним движением?
На этот счет также существует несколько теорий. Одна из них заключается в том, что когда люди перестали скакать на лошадях с оружием, а просто стали управлять повозками, то опять-таки выяснилось, что ездить по правой стороне дороги проще. Большинство людей правши, а значит, что правая руки сильнее и ей проще потянуть лошадь вправо.
Другая любопытная теория гласит, что так велел Наполеон и обязал всю Европу. Он был левшой и он чувствовал себя комфортнее на правой стороне дороги — именно поэтому тут появилось правостороннее движение. Тогда что случилось с Америкой, и почему они ездят по правой стороне дороги? Тут скорее охотнее верится в повозки, и что разъезжаться на дорогах удобнее, если лошадь потянуть вправо.
Великобритания исторически (аж в 1756г) издала указ о левостороннем движении сначала по Лондонскому мосту, а 20 лет спустя и по всей стране. Таким образом, именно Англия считается инициатором левостороннего движения, которое она потом внедрила в своих колониях и странах, находившихся под ее влиянием (Австралия, Индия, Пакистан).
Тяжело ли перестроиться на движение по левой стороне?
На самом деле это не занимает много времени, а происходит как-то автоматически. Если машина автомат, то это еще проще, а если механика, то нужно просто привыкнуть переключать передачи левой рукой. Расположение у них такое же, и переключение ничем не отличается. То же самое касается и педалей.
Пожалуй самый непривычный момент — это круговые перекрестки, так как нужно помнить куда смотреть и кого пропускать вперед. В остальном правила ничем не отличаются и привыкнуть к такому вождению можно за пару поездок.
Источник