Страны снг международные отношения

СНГ в системе международных отношении.

Содружество независимых государств— межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР 8 декабря 1991 года (Беловежское соглашение).

Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополит. реальности, но основываясь на ист. общности народов, связях между ними, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения гос. суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония) (выразили желание войти в организацию. Но только при равноправии всех субъектов и признании всег глав государств СНГ в кач. учредителей) — 21 декабря 1991 Алма-Атинская декларация

(сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства)

Все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права, Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

— сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

— всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

— обеспечение прав и свобод человека;

сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

— взаимная правовая помощь;

— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

— обеспечение прав и основных свобод человека;

— координация внешнеполитической деятельности;

— сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

— сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

— охрана здоровья и окружающей среды;

— вопросы социальной и миграционной политики;

— борьба с организованной преступностью;

— сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ,в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации (2 раза в год)

СНГ как надгосударственное образование имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

— Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан.

— Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан

— Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР

— Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина (и т.д)

Любое государство, входящее в СНГ, вправе выйти из организации в любое время и на свое усмотрение. СНГ не состоялось как союзное государство. «институт СНГ» представляет из себя не более чем группу договоров о преимущественно двустороннем сотрудничестве по разным направлениям между Российской Федерацией и некоторыми бывшими республиками СССР.

Особенности современного геополитического положения России.

Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

— Распад СССР.

Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном — Новороссийский и Туапсинский.

На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним — из Калининградской области в Польшу.

Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.

— Взаимоотношения с бывшими республиками (СНГ)

— Создание единой системы безопасности.

— Приверженность евразийским концепциям – действие в собственных интересах.

— Современный баланс сил – сохранение потенциала России, при ее возрождении вероятнее всего перевес сил в Хартленд — «Ось истории» — массивную северо-восточную часть Евразии, приблизительно совпадающую с территорией Российской империи и Советского Союза. Хартленд не имеет удобных транспортных выходов в Мировой океан, за исключением Северного Ледовитого океана, но очень богат ресурсами.

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.

Задача России — не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.

Вестфальская система МО.

Первой, хотя и весьма несовершенной моделью системы международных отношений, считается Вестфальская, оформление которой связано с завершением Тридцатилетней войны и заключением в 1648 г. Вестфальского мира. Ее итогом стало формирование в Западной Европе ряда крупных, национальных государств. Вокруг них группировались более слабые государства, и таким образом в Европе возникли первые сравнительно устойчивые центры силы, противоборство между которыми определяло общую динамику международной жизни. Вестфальский мир 1648 года подвел следующие итоги Тридцатилетней войны:

· две основные силы того времени – папство и Империя – были сокрушены

· был создан Швейцарский союз;

· Испания утратила доминирующие позиции в Европе, уступив их Франции, которая превратилась на полтора столетия в региональную сверхдержаву;

· другие страны, такие как Швеция, Португалия, Чехия, Дания, Италия и Нидерланды, сложились в национальные государства.

Этой системе присуща идея баланса сил. Признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Характерна деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики. Межгосударственные союзы в новых условиях становились более гибкими и ситуативными. Смена партнера по коалиции стала не таким уж редким явлением. Суть её сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников.

Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:

приоритет национального интереса

принцип баланса сил

приоритет государств — наций

принцип государственного суверенитета: право требовать невмешательства в свои дела, равенство прав европейских государств, обязательство выполнять подписанные договоры

принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях

Историю этой модели отличает исключительная длительность фазы консолидации, растянувшейся вплоть до Утрехтского мира (1713 г.), и протекавшей на фоне практически не прекращавшихся войн. Важной чертой этой модели была географическая ограниченность сферы ее действия. Она носила отчетливо выраженный европоцентристский характер, а на ранней стадии ее влияние ограничивалось лишь Западной и Центральной Европой.

Утрехтский мир (за испан.наследство) расширил и адаптировал условия Вестфальского мира на расширяющееся европейское сообщество. Система международных отношений вступает в сферу стабильного развития. Была ликвидирована асинхронность в развитии основных компонентов системы. Происходит дальнейшее расширение сферы действия системности.

Вестфальскую эпоху (или систему) международных отношений разбивают на несколько подсистем: систему преимущественно англо-французского соперничества в Европе и борьбы за колонии в XVII — XVIII вв.; систему «европейского концерта наций» или Венского конгресса в XIX в.; более глобальную по географии Версальско-Вашингтонскую систему между двумя мировыми войнами; наконец, систему холодной войны, или, по определению некоторых ученых, Ялтинско-Потсдамскую.

Принципы Вестфальского мира, которые базировались на суверенитете государств и рассматривали нарушение международных границ международными структурами как агрессию, — уходят в прошлое.

Источник

СНГ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Новейшая мировая история во многом определяется событием, безусловно, очень важным – распадом СССР. Возникшие новые государства столкнулись с массой проблем. Особенно это было связанно с трудностями в экономической и социальной сферах.

Содружество Независимых Государств – объединение суверенных государств, учрежденное 7-8 Декабря 1991 года главами государств Беларуси, Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 г. собравшиеся в Алма-Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик подписали Протокол к Соглашению, в котором говорилось, что Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина “на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств”. Кроме Протокола участники встречи в Алма-Ате подписали также Декларацию, в которой не только подтвердили основные цели и принципы СНГ.

СНГ создано для осуществления сотрудничества политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях. Особо подчеркнута необходимость сотрудничества в обеспечении международного мира и безопасности, а также осуществления эффективных мер по сокращению вооружений военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения. Мирное разрешение споров и конфликтов также обозначено в качестве одной из целей создания Содружества. Важнейшей целью создания СНГ является обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и документами СБСЕ.

В Соглашении о создании СНГ содержалось общее положение о создании координирующих органов, а алма-атинской Декларацией было определено, что координирующие институты формируются на паритетной основе и действуют в порядке определяемом соглашениями между участниками Содружества. 21 декабря 1991г. руководители 11 стран – членов Содружества подписали Соглашение о координационных институтах СНГ. В нем констатировалось, что для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создается высший орган СНГ – Совет глав государств, а также Совет глав правительств. 30 декабря те же 11 руководителей приняли Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ.

Согласно Уставу СНГ (ст.21) и Временному соглашению (ст.1) высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседании два раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств призван координировать сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет собирается на заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов. Решения Совета глав государств и решения Совета глав правительств принимаются с общего согласия – консенсусом.

Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания. Главы государств и главы правительств на заседаниях Советов председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-членов СНГ. Заседания проводятся, как правило, в столицах государств-членов СНГ.

Каждый из Советов может создавать рабочие и вспомогательные органы как постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями, к участию в их заседаниях могут привлекаться эксперты и консультанты. Для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для Советов созываются совещания руководителей соответствующих государственных органов.

Совет министров иностранных дел (СМИД) на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и организаций консультаций по вопросам мировой политики, представляющей взаимный интерес. СМИД действует на основе Положения, утвержденного во время встречи глав государств и глав правительств 24 сентября 1993 г. СМИД в своей деятельности руководствуется целями и принципами Устава ООН и СБСЕ, Уставом СНГ, соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, а также указанным положением. При СМИД создана постоянная Консультативная комиссия по миротворческой деятельности (КМД).

Организацию взаимодействия и реализации международных соглашений и решений других вопросов в области безопасности и разоружения СМИД осуществляет через Совместную консультативную комиссию по вопросам разоружения, созданную в соответствии с Соглашением, подписанным главами государств СНГ 9 октября 1992 г. в Бишкеке. Заседание СМИД проводятся не реже одного раза в три месяца, как правило, в Минске. Внеочередные заседания проводятся по решению Совета глав государств, Совета глав правительств, СМИД, а также по предложению одного из государств-членов, поддержанному двумя другими государствами-членами.

Источник

Читайте также:  История возникновения страны египет
Оцените статью