—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
Тема урока: Общий обзор стран СНГ, краткая история возникновения, внутренние и внешние экономические связи, противоречия, Таможенный Союз
Тип урока: усвоение новых знаний.
Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для формирования у учащихся знаний об интеграционном объ-единении – СНГ. Познакомить учащихся с историей возникновения Содружества Незави-симых Государств. Помочь понять учащимся необходимость экономической, политиче-ской, социально-культурной интеграции стран СНГ. Рассказать о месте Казахстана в интеграционном объединении стран СНГ.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, уважение к человеческому обществу.
Оборудование: учебники, атласы, экономическая карта СНГ.
Используемая литература: А.С. Бейсенова, К.Д. Каймулдинова, С.А. Абилмажинова, К.М. Баймырзаев, Ж. Достай «География. Общий обзор. Страны СНГ», Н.В. Алисов, И.М. Кузина, Н.А. Марченко «Физическая и экономическая география мира», В.П. Максаков-ский «Экономическая и социальная география мира».
Ход урока
Этап урока Содержание Методы, ФОУД
I. Орг. момент Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. От-сутствующие.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению зна-ний. — Изучение какого крупного раздела мы закончили?
(Общая характеристика мира)
— Какие основные понятия мы рассмотрели?
— Что такое мировое хозяйство? Когда оно сформировалось?
— Что такое международное разделение труда? Что называют ТНК?
— Что такое НТР? Каковы черты НТР? Каков состав НТР?
— Чем революционный путь развития технологий отличается от эво-люционного? Что такое наукоёмкость?
— Какова отраслевая структура хозяйств мира? Какие отрасли входят в 1 сектор, 2-ой, 3-ий, 4-ый?
— Какие существуют типы организации хозяйства? (натуральное, ры-ночная, плановая, переходная)
— Какие существуют типы стран по уровню развития?
— Какие страны чаще всего являлись лидерами в промышленном про-изводстве?
— Что такое «зелёная революция»?
— Какие страны чаще всего являлись лидерами в сельскохозяйствен-ном производстве?
— Какова структура финансовой системы?
— Что такое международная интеграция? Какого её значение?
— Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Страны СНГ (Содружество Независимых Государств)». Это одно из крупных ин-теграционных объединений мира.
Запишите тему нашего урока «Внутренние и внешние экономиче-ские связи стран СНГ».
— Какова цель нашего урока?
— На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели?
— Какой способ работы вы можете предложить?
— Какими источниками информации вы можете воспользоваться? Актуализация знаний.
Запись в тетради.
Фронтальная бе-седа.
III. Усвоение новых знаний. — Что такое СНГ? Какова история его возникновения? Что вам об этом известно?
— Откройте учебник стр.201, какое определение дано СНГ?
Содружество Независимых Государств – союз взаимопомощи и сотрудничества на Евразийском пространстве.
— Почему 90-е годы оказались очень трудными для стран СНГ?
В это время происходит не только распад СССР, но и перестаёт су-ществовать Совет Экономической Взаимопомощи – мировая инте-грация социалистических стран.
— С какими проблемами во взаимоотношениях друг с другом столк-нулись бывшие союзные республики?
1. Пограничные вопросы;
2. Проблемы собственности;
3. Проблемы мировых финансовых отношений СССР и т.д.
— Пограничные вопросы явились одной из основных причин возник-новения в 1996г интеграционного объединения «Шанхайская пятёр-ка», позднее её назвали «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС). В её состав вошли: Россия, Казахстан, Китай, Кыргыстан, Таджикистан, Узбекистан.
— Почему страны СНГ, в начале 90-х годов пережили сильнейший экономический кризис?
(разрыв хозяйственных связей между предприятиями)
— С 1992г начинается экономическое сотрудничество между страна-ми СНГ, а в 1993г подписан договор об организации экономического союза стран СНГ.
— Прочитайте текст об экономических связях стран СНГ, каковы их особенности?
(небольшие интеграционные объединения внутри СНГ)
— Почему для стран СНГ большое значение имеют не только эконо-мические связи, но и социально-культурные связи?
— Страны СНГ имеют 70-летнюю совместную историю развития в составе единого государства СССР, а если учитывать, что страны СНГ до Октябрьской революции были колониями Российской импе-рии, то история совместного развития становится куда продолжи-тельнее. Все страны СНГ являются многонациональными.
— Откройте учебник стр.204. Найдите информацию о соглашениях «Десять простых шагов навстречу простым людям». Что предусмат-ривает данное соглашение? (образование, медицина и т.д.)
— Какова структура экспорта и импорта Казахстана со странами СНГ? Эвристическая беседа.
Работа с текстом учебника, запись в тетради.
Эвристическая беседа.
Работа с текстом учебника, обсу-ждение.
Эвристическая беседа.
Работа с текстом учебника, обсу-ждение.
IV. Закрепле-ние Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.
— Что такое СНГ? Каковы причины возникновения СНГ?
— С какими трудностями столкнулись страны СНГ после распада СССР и организации СЭВ?
— Каким образом страны СНГ преодолевают возникшие проблемы?
— Каково значение социально-культурных связей стран СНГ? Фронтальный опрос.
V. Дом. зад. § 44 (пересказ), вопросы 1,2,4 Запись в дневнике
VI. Итог урока. Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
— Какова была цель урока? — Удалось ли её достигнуть?
— Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?
— Что необходимо изменить на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали?
— Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Фронтальная беседа.
Источник
Страны снг план урока
Цели: Познакомить с новыми независимыми государствами — соседями России. Углубить знания о геополитическом положении России, сформировать представления о взаимоотношениях России с новыми независимыми государствами. Развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Оборудование: Карты СССР (физическая, политико-административная и др., а также карты Украины и Молдавии, Белоруссии, стран Балтии, Закавказья, Средней Азии, Казахстана). Иллюстрации — природа и достопримечательности стран.
I. Организационный момент
Работа проводится в группах. В группе — 6 человек. Каждый учащийся специалист по своей группе стран (по уч. Д. удобнее брать группы стран, соответствующие параграфу: 1. Белоруссия; 2. Страны Балтии; 3. Европейский Юго-Запад; 4. Закавказье; 5. Азиатский Юго-Восток разделить на Казахстан и страны Средней Азии).
На столах план изучения страны, атласы, картосхемы стран и др.
II. Изучение нового материала
План изучения страны :
1. Показ на карте страны (стран) и столицы.
2. Выгодность ЭГП страны (стран).
3. Природные условия (климат, рельеф, воды, природные зоны и пр.) и их особенности.
4. Природные ресурсы (оценка богатства страны (стран) отдельными видами ресурсов).
5. Население (естественный прирост, миграции, урбанизация, религия, народы, обычаи, традиции).
6. Специализация страны (отрасли специализации, продукция, центры).
7. Экспорт и импорт страны с Россией.
8. Сюрприз (стихотворение пота страны прочесть, песню страны, рассказать о гербе, флаге, о достопримечательности и т. д.).
Если задание учащиеся получили на двоих, то за одним столом сидят учащиеся — знатоки 3-х стран или трех групп стран. Например: 1. Белоруссия; 2. Украина и Молдова; 3. Закавказье. После рассказа в группе, учащихся приглашают в группу учеников — специалистов по другим странам — и слушают их. Ученику выгодно рассказать о стране (о странах), так как это повысит его балл за урок.
Учащиеся пишут на листе (1/2 альбомного или ксероксного) название страны (группы стран), особенности которой они хотели бы узнать, и показывают другим группам. Таким образом, они делают заявку на знатока страны.
Каждый ученик рассказывает о стране в своей первой группе, затем по приглашению во второй группе. Все учащиеся записывают краткую информацию о странах, по которым работали в группе.
Запись может быть в виде краткого описания, перечня терминов, относящихся к стране (15-20 слов), вопросов (3-4 вопроса) о стране.
Рассказ о стране длится (3 мин + 3 мин) 6 минут. Учащиеся оценивают содержание описания страны, картосхему, дополнительный материал. Оценки учащихся записывают на листках (оценочных) в группе.
В конце урока учитель проводит тестовый диктант.
Учащиеся за урок получают несколько оценок:
1) за подготовку и выступление с сообщением в группе;
2) за дополнительное сообщение в другой группе;
Средняя оценка выставляется в журнал.
На этом уроке учащиеся чертят схему внешней торговли России со странами СНГ. По мере выступления в группе учащихся в тетради или на контурной карте каждый ученик стрелочками чертит (и подписывает) и указывает состав экспорта в Россию продукции отраслей специализации и импорта из России.
Схема (на контурной карте):
Вывод: Наиболее активные экономические связи Россия имеет с Беларусью, Казахстаном и Украиной.
1. Какие из этих государств не входят в Содружество Независимых Государств?
а) Беларусь; б) Украина и Молдавия;
в) Страны Балтии; г) Страны Закавказья.
2. Какая страна в 1999 году вступила в межгосударственный союз с Россией?
а) Белоруссия; б) Украина;
в) Казахстан; г) Молдавия.
3. Определите страну по характерным признакам:
а) Республика богата калийными и поваренными солями.
б) Главная отрасль промышленности — машиностроение.
в) Основные религии — православие, католицизм. (Беларусь.)
4. Одна из этой группы стран имеет залежи горючих сланцев. На первом месте в структуре экономики — сфера услуг. Море сильно повлияло на размещение населения. (Страны Балтии.)
5. Эта республика имеет широкий морской фасад. Природные условия благоприятны для ведения сельского хозяйства: плодородные почвы, достаточное количество тепла. Ресурсные базы России и этой республики дополняют друг друга. (Украина.)
6. Это небольшая по площади сухопутная республика с высокой плотностью населения. Республика — сад. Главное звено экономики — АПК. (Молдавия.)
1. Республика специализируется на черной металлургии, машиностроении и АПК. Машиностроение специализируется на производстве судов, тепловозов, автомобилей, металлургического оборудования. (Украина.)
2. Важная природная особенность региона — горный рельеф. Территория защищена горами от вторжений арктического воздуха, что позволяет выращивать субтропические культуры. (Закавказье.)
3. Это республика Закавказья, имеет месторождения нефти, религия ислам. Основа хозяйства топливно-энергетический комплекс. (Азербайджан.)
4. В 1988 году в республике произошло сильное землетрясение, во время которого погибло более 25 тысяч человек. Республика не имеет выхода к морю. Старейшая отрасль промышленности — цветная металлургия. (Армения.)
5. Это крупное государство Центральной Азии изменило местоположение столицы. Главная проблема — недостаток влаги. Страна обладает богатейшими природными ресурсами (особенно минеральными и агроклиматическими). (Казахстан.)
6. Страны этого региона объединяет религия ислам. Значительная часть населения живет в оазисах. Страны региона аграрно-индустриальные. (Азиатский Юго-Восток.)
1. Повторить термины по курсу: список учащиеся записывают в тетрадь (учить по словарю терминов);
2. Повторить принципы размещения предприятий и крупные объекты.
Память о национальных традициях хранят аксакалы, сохранившие в памяти обычаи своих отцов и дедов.
Народы Востока отмечали наступление нового года весной, когда вся природа оживает, все начинает цвести.
С праздником весны Наврузом связаны многие сельскохозяйственные, природоохранные работы: посев саженцев деревьев, очистка водных сооружений, удобрение полей и др.
Интересен праздник «Лой тутиш» («Грязеподношение»). Все жители кишлаков чистят арыки, дороги, улицы после зимы. Прохожему «преподносят» грязь, мусор. В ответ он должен «откупиться», помочь в работе, приготовить еду работающим, спеть песню. Во время этого праздника царит очень веселая, дружелюбная атмосфера: все улыбаются, с радостью помогают друг другу.
С начала полевых работ отмечают праздник «Шахмай». Сельчане готовят национальные блюда и идут в поле, где в торжественной обстановке к ним обращается старейшина, который желает людям хорошего труда, богатого урожая и разрешает начать работу.
Весной, когда начинают зацветать тюльпаны, начинается «Лола сайли». Люди семьями выходят на природу, и уважаемые старейшины наставляют молодежь, рассказывают им о необходимости бережного отношения к природе, о национальных праздниках, обычаях, традициях, связанных с различными природными явлениями.
В последние дни августа поводят очень красивый праздник цветов «Гул байра- ши». Особенно его любят в Ферганской долине. Жители собирают цветы и устраивают выставки из красочно оформленных композиций. На празднике звучит музыка, исполняются танцы с цветами.
Источник
Урок СНГ
классный час по географии (9 класс) на тему
Презентация к уроку СНГ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinyy_urok.ppt | 619.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЕДИНЫЙ УРОК СНГ (Содружество независимых государств)
Из истории СНГ 8 декабря 1991 года – в Беловежской пуще (Белоруссия) руководители России – Президент Б.Ельцин и Госсекретарь Г.Бурбулис , Украины — Президент Л.Кравчук и Премьер-министр В.Фокин и Белоруссии – Председатель Верховного совета БССР С.Шушкевич и Председатель Совмина В.Кебич объявили о прекращении деятельности СССР “как субъекта международного права и геополитической реальности”. Было заявлено об образовании Содружества Независимых Государств, открытого для присоединения бывших членов Союза и иных государств, а также подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств.В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через координирующие структуры Содружества. Договаривающиеся стороны обязались гарантировать все нормы, вытекающие для них из договоров и соглашений бывшего СССР. 11 декабря 1991 года Киргизия и Армения заявили о присоединении к СНГ. 13 декабря 1991 года по инициативе президента Казахстана Н.Назарбаева произошла встреча глав Казахстана и 4 республик Средней Азии в Ашхабаде. Они также выразили согласие войти в СНГ, но при условии абсолютного равенства со сторонами, подписавшими Беловежские соглашения. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы 9 республик: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Декларацию об образовании Содружества Суверенных Государств. Позднее к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Молдавия — всего в СНГ вошло 12 республик из 15, входивших в СССР.
Российская Федерация (РФ) Медведев Д.А.
Территория Российской Федерации составляет 17075,4 тыс.кв.км., население на 01.08.2004 составляет 143 млн. 700 тыс. человек. Столица России – город Москва. В соответствии с Конституцией, принятой 12 декабря 1993 года, Российская Федерация – Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального подчинения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Президент Российской Федерации является главой государства, избирается на четыре года. Федеральное Собрание – парламент России, является представительным и законодательным органом, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года.
Республика Казахстан Назарбаев Нурсултан Абишевич
Азербайджанская Республика Алиев Ильхам Гейдарович
Кыргызская Республика Роза Отунбаева
Туркменистан Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич
Республика Узбекистан Каримов Ислам Абдуганиевич
Республика Армения Саргсян Cерж Азатович
Республика Беларусь Лукашенко Александр Григорьевич
Источник