Армения, Азербайджан, Белоруссия: военная мощь армий стран СНГ
Несмотря на призывы мирового сообщества к прекращению военных действий в Нагорном Карабахе, стороны продолжают применять тяжелые вооружения. BFM.ru предлагает ознакомиться с соотношением сил в двух странах, а также с общей статистикой военной мощи участников СНГ на основе рейтинга Global Firepower 2020
Население: 8,6 млн человек
Призывной возраст: 18 лет
Численность армии в мирное время: 5,1 тысячи человек
Годны к военной службе: 1,6 млн человек
Военный бюджет: 0,3 млрд долларов
Мировой рейтинг военной мощи: 112-е место » data-source=» Вадим Денисов/ТАСС»>
Население: 3 млн человек
Призывной возраст: 18 лет
Численность армии в мирное время: 45 тысяч человек
Годны к военной службе: 1,4 млн человек
Военный бюджет: 1,3 млрд долларов
Мировой рейтинг военной мощи: 111-е место » data-source=»Сергей Бобылев/ТАСС»>
Население: 5,8 млн человек
Призывной возраст: 18 лет
Численность армии в мирное время: 11 тысяч человек
Годны к военной службе: 2,3 млн человек
Военный бюджет: 0,2 млрд долларов
Мировой рейтинг военной мощи: 98-е место » data-source=»Дмитрий Рогулин/ТАСС»>
Население: 8,6 млн человек
Призывной возраст: 18 лет
Численность армии в мирное время: девять тысяч человек
Годны к военной службе: 3,2 млн человек
Военный бюджет: 1,6 млрд долларов
Мировой рейтинг военной мощи: 94-е место» data-source=»Нозим Каландаров/ТАСС»>
Население: 10 млн человек
Призывной возраст: 18 лет
Численность армии в мирное время: 126 тысяч человек
Годны к военной службе: 3,7 млн человек
Военный бюджет: 2,8 млрд долларов
Мировой рейтинг военной мощи: 64-е место » data-source=»Сергей Савостьянов/ТАСС»>
Население: 18,7 млн человек
Призывной возраст: 18 лет
Численность армии в мирное время: 132 тысячи человек
Годны к военной службе: 6,4 млн человек
Военный бюджет: 4 млрд долларов
Мировой рейтинг военной мощи: 63-е место » data-source=»Кирилл Кухмарь/ТАСС»>
Население: 9,5 млн человек
Призывной возраст: 18 лет
Численность армии в мирное время: 45,5 тысячи человек
Годны к военной службе: 3,6 млн человек
Военный бюджет: 0,6 млрд долларов
Мировой рейтинг военной мощи: 53-е место » data-source=»Наталия Федосенко/ТАСС»>
Население: 30 млн человек
Призывной возраст: 18 лет
Численность армии в мирное время: 50 тысяч человек
Годны к военной службе: 13,3 млн человек
Военный бюджет: 0,9 млрд долларов
Мировой рейтинг военной мощи: 52-е место » data-source=»Ольга Смольская/ТАСС»>
Население: 43,9 млн человек
Призывной возраст: 18 лет
Численность армии в мирное время: 255 тысяч человек
Годны к военной службе: 15,6 млн человек
Военный бюджет: 5,4 млрд долларов
Мировой рейтинг военной мощи: 27-е место » data-source=»Zuma/ТАСС»>
Население: 142,1 млн человек
Призывной возраст: 18 лет
Численность армии в мирное время: 1 млн человек
Годны к военной службе: 46,6 млн человек
Военный бюджет: 48 млрд долларов
Мировой рейтинг военной мощи: 2-е место» data-source=»Валерий Шарифулин/ТАСС»>
Источник
Пять крупнейших армий на постсоветском пространстве
6 декабря — День Вооруженных сил Украины. Этот праздник был учрежден постановлением Верховной Рады в 1993 году. Надо сказать, после развала СССР Украина получила в наследство одну из наиболее мощных группировок войск в Европе. На ее территории оказались три крупнейших советских военных округа — Киевский, Прикарпатский и Одесский. В переводе на цифры — 6500 танков, 7000 бронемашин, свыше 7200 артсистем. Плюс 1100 боевых самолетов, в том числе 44 (!) стратегических бомбардировщика Ту-95МС и Ту-160. В руках украинцев оказался и третий в мире (после США и РФ) ядерный арсенал — более 1000 единиц тактического ядерного оружия и 176 межконтинентальных баллистических ракет.
В 1997-м Россия и Украина разделили и Черноморский флот — «незалежной» досталось 137 кораблей.
Но крупной военной державой Украина пробыла недолго. В первой половине 1990-х президент Леонид Кучма под давлением американцев передал России ядерное оружие. В 1998-м украинцы приступили к утилизации стратегических бомбардировщиков — естественно, на деньги минобороны США. Кроме того, они отправили на металлолом фрегаты «Николаев» и «Днепропетровск», подарили Грузии ракетный катер «Конотоп», продали фрегат «Севастополь» туркам в качестве мишени, а авианосец «Варяг» — китайцам под плавучее казино.
Сегодня в Вооруженных силах Украины осталось менее 650 танков, около 130 истребителей. Костяк ВМС республики составляют: один фрегат без противокорабельных ракет, 7 корветов, 2 ракетных катера, 2 десантных корабля. Ракетные войска представлены единственной бригадой, на вооружении которой 12 устаревших оперативно-тактических ракет «Точка-У» с дальностью стрельбы 120 км.
Впрочем, несмотря на добровольный разгром, украинская армия — вторая по численности на постсоветском пространстве. Ее личный состав — 100 тысяч военнослужащих. Однако слабая обученность личного состава, низкая организация боевой подготовки, малый налет летчиков и недостаток финансирования на проведение серьезных учений заставляют считать, что украинские вооруженные силы сегодня по боевой мощи существенно уступают не только армии России. Обороноспособность республики сегодня ниже, чем даже у Белоруссии и Казахстана.
Мы попросили экспертов составить рейтинг пяти самых крупных армий на территории бывшего СССР. Вот как он выглядит, в порядке убывания военной мощи.
Самая сильная армия у нашей страны. Ее штатная численность — 1 миллион человек. Фактически в строю около 700 тысяч солдат и офицеров. По общему количеству танков Россия превосходит США не менее чем в 2,5 раза. Российские ВВС активно модернизируются, новейший Су-35С по ряду характеристик не уступает американским истребителям 5-го поколения.
Главным же козырем России в возможном военном конфликте, помимо не самых слабых ВВС, является система ПВО. Ее костяк — комплексы С-300 — по данным европейских экспертов, в состоянии уничтожить до 80% самолетов противника любых типов.
Ну и, конечно, Россия обладает крупнейшим в мире запасом ядерного оружия и второй после США группировкой его стратегических носителей — около 600. Они способны доставить к целям почти 2700 ядерных боезарядов.
Армия республики компактная — втрое меньше украинской. Но, в отличие от соседей, хорошо обученная и оснащенная. Численность чуть более 60 тысяч человек, из которых четверть — гражданский персонал. Служба в армии является обязательной, срок — 18 месяцев. Если призывник с высшим образованием — 12 месяцев. В белорусской армии 10 тысяч солдат-контрактников.
Небольшие сухопутные войска несут боевое дежурство на западном и северо-западном направлениях. Всего в белорусской армии 1500 танков, 95% из которых — Т-72. Вражеские самолеты могут сбивать 350 зенитно-ракетных комплексов, в числе которых «Бук» и «Оса». В составе ВВС 140 боевых самолетов, 4 транспортных (Ил-76), десяток чешских учебных L-39. Вертолетный парк составляют 50 ударных Ми-24 В, около 160 транспортных Ми-8, 16 разведывательных Ми-24.
Расходы Казахстана на армию составляют порядка 1,5 миллиарда долларов в год, что превышает в десятки раз военные бюджеты таких стран, как Киргизия или Таджикистан. На вооружении казахстанской армии более 2,2 тысяч БТРов и порядка 980 танков, 280 самолетов и вертолетов. Общая численность личного состава — 70 тысяч человек.
Тратит на армию примерно как Казахстан. В боевом составе — 340 танков, 700 БТР, 500 пушек и 135 истребителей и 50 тысяч военнослужащих.
Фото: РИА Новости
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Сибирский регион даст фору многим южным курортам
Российских заключенных погонят в лес, где тайга за прокурора
Власть уверена, что старики будут голосовать за «Единую Россию» даже если их вообще лишат денег
Источник
Армии постсоветских республик Центральной Азии: военная мощь с американским акцентом
В результате распада Советского Союза на его азиатской части было образовано пять совершенно независимых государств – Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан – которые получили не только свое отдельное руководство, но и национальные вооруженные силы. Все военное имущество, которое раньше принадлежало армии СССР и которое оказалось на территориях этих государств, за исключением стратегических ракетных комплексов и ядерного оружия, стали основой создания национальных армий.
Необходимо отметить, что вооружения и военной техники на этих территориях оказалось в избытке. Поэтому, если на начальном этапе национализации военного имущества военные руководства стремились к накоплению арсенала, то позже возникла проблема: как распорядиться накопленным военным имуществом?
Помимо этой проблемы существовали и другие, не менее значительные. Так, к примеру, как оказалось, были необходимы значительные средства на содержание в хорошем состоянии и охрану военных арсеналов, а бюджеты новообразованных республик не имели возможностей их выделять в необходимом объеме. Кроме того, эти военные склады стали представлять большую опасность для жизни людей в расположенных рядом населенных пунктах. Яркий пример тому – ситуация с военными арсеналами в Туркменистане, где были отмечены проблемы с хранением токсичного ракетного топлива, которое содержалось в железнодорожных цистернах, а также неоднократные пожары и взрывы боеприпасов на складах в других азиатских республиках, которые были заложены еще в середине прошлого века.
В сложившейся ситуации правительства государств Центральной Азии вынуждены были принимать безотлагательные меры безопасности. В качестве первоочередной меры была проведена инвентаризация военного имущества, на основе которой и формировались новые арсеналы. И даже несмотря на то, что в каждой из этих республик данный процесс имел свои особенности, все же в основу его были положены идентичные принципы и факторы.
Так, на основе реальной численности вооруженных сил в каждой из стран были сформированы две группы вооружений, которые использовались в определенных условиях. Одна из них – учебно-боевая, которая использовалась для подготовки личного состава. Вторая – боевая группа, которая хранилась на территориях воинских частей и которая должна была использоваться в условиях военного конфликта.
Определенная часть вооружений была разобрана на запчасти и определена на склад с целью дальнейшего использования при необходимости ремонта или замены частей идентичного вооружения. То, что было лишним, продавалось в другие государства, а то, что уже было непригодно к использованию, подлежало утилизации. А немного позже, когда советские образцы военной техники и вооружения устарели как в моральном, так и в физическом плане, перед руководствами государств остро встал стал вопрос о проведении ремонта и модернизации данной техники, а также о необходимости закупок более современного вооружения.
Надо заметить, что в настоящее время военные расходы центральноазитских государств значительно возросли. Так, к примеру, расходы Узбекистана и Казахстана составляют порядка 1,5 миллиарда долларов в год, что превышает в десятки раз военные бюджеты таких стран, как Киргизия или Таджикистан.
Что касается вооружения, то в настоящее время речь идет о таких показателях: на вооружении казахской армии находится более 2,2 тысяч БТРов и порядка 980 танков, 280 самолетов-истребителей и вертолетов при общей численности личного состава 70 тысяч человек. В Узбекистане – 340 танков, 700 БТР, 500 пушек и 135 истребителей и 50 тысяч военнослужащих. В вооруженных силах Туркменистана – около 1940 БТР, 112 самолетов и вертолетов, 680 танков и 20 тысяч человек личного состава. В армии Таджикистана в наличии имеется всего 46 бронетранспортеров, 3 танка, 3 вертолета и один самолет. Численность личного состава – 16 тысяч человек.
Несомненно, приоритет в области вооружений принадлежит Российской Федерации, как правопреемнице Советского Союза. Она не только сумела сохранить предприятия военной промышленности, которые действовали в советское время, но и сформировать новые, совместные со странами СНГ предприятия по производству военной техники и вооружения. Так, в тесной кооперации с предприятиями стран Содружества уже производятся средства связи, планируется создание беспилотников, радиолокационных и оптикоэлектронных систем, а также новых моделей самолетов и вертолетов. Необходимо отметить и то, что ежегодно объемы заказов государственного оборонного заказа увеличиваются, а в будущем планируется не только освоение новых технологий производства патронов, катеров, автоматизированных средств управления, кораблей, средств радиолокации, пожарной и спасательной техники, средств модернизации различных систем, но и строительство новых заводов.
Для того чтобы понять особенности развития военно-промышленного комплекса в целом на территории азиатской части постсоветского пространства, необходимо более детально остановиться на военной составляющей этих государств, и влияния на нее со стороны России и стран дальнего зарубежья.
Так, основная часть предприятий военно-промышленного комплекса, которые расположены в Казахстане, ориентируются на производство военно-морской техники (такое положение вещей было характерно и для советского периода).
Помимо этого, производятся также некоторые авиационные изделия и агрегаты для авиаремонтных и авиастроительных предприятий стран СНГ – Украины, России, Узбекистана и Белоруссии. А если принимать во внимание тот факт, стоимость запчастей, горюче-смазочных материалов, боеприпасов и вооружения сохранилась сравнительно небольшой, то тенденция к сохранению и развитию сотрудничества с российскими военно-оборонными предприятиями будет сохраняться и в будущем. Так, к примеру, военное ведомство Казахстана имеет намерение закупить в России определенное количество учебных самолетов Як-130.
Помимо сотрудничества с Россией, заметен значительный интерес к сотрудничеству с постсоветскими азиатскими республиками и других стран мира, в частности Соединенных Штатов Америки и Германии.
Так, американцы не скрывают того, что намерены сохранить свою военную базу в Кыргызстане, а также создать несколько подобных баз на территориях других государств Центральной Азии – в Таджикистане и Узбекистане. И в средствах массовой информации даже появилась информация о том, что были проведены закрытые переговоры относительно передачи им избыточного американского вооружения и военной техники, которая выводится с афганской территории. Переговоры эти якобы мели место во время визита генерал-лейтенанта Винсента Брукса (американский командующий сухопутными войсками) в Ташкент и Душанбе в ноябре 2011 года.
Тогда речь велась о передаче небольших объемов цифровых радиостанций, беспилотных летательных аппаратов, комплектов индивидуальной экипировки, бронеавтомобилей и бронетранспортеров, танков, средств противовоздушной обороны, артиллерийских систем и стрелкового оружия, оснащенного приборами ночного видения.
По всей видимости, американское военное руководство пришло к выводу, что передавать столь высокопрофессиональное оружие в руки афганских военных нет никакого смысла, поскольку освоить ее они все равно не смогут. Более того, существует реальная угроза того, что оружие это окажется в руках боевиков. Вооруженные силы же постсоветского пространства без труда смогут освоить данную технику. Но такая бесплатная помощь имеет одно большое «но»: в будущем она может оказаться основой для того, чтобы втянуть эти республики в военно-техническое сотрудничество со странами НАТО и Соединенными Штатами Америки.
Помимо вопроса о передаче техники, ходе визита обсуждались и другие темы, в частности, о возможности создания на территории данных государств американских учебных центров, в которых военные стран Центральной Азии смогли бы проходить курсы освоения новой техники. Напомним, в Таджикистане уже действует американский военный учебный центр, в котором готовят группы сил специального назначения. Согласно сообщениям американского посольства, за 20 лет власти США передали на развитие экономики, здравоохранения, образования и демократии в Таджикистане порядка 984 миллионов долларов.
Кроме того, налаживается сотрудничество и между странами Центральной Азии и Германией. В частности, немецкое правительство оказывает значительную финансовую помощь Узбекистану в процессе создания национальных профессиональных вооруженных сил, а также продает военную технику, бывшую когда-то в эксплуатации Бундесвера.
Кроме того, на центральноазиатском рынке пытаются завоевать позиции и военные предприятия Израиля, Китая, Южной Кореи.
Несмотря на это, вполне очевидно, что значительная помощь этим государствам в плане военно-оборонной промышленности будет оказана Россией. Что же касается Америки, то и здесь, по мнению экспертов, все просто – Пентагон еще никогда не делал ничего без выгоды для себя. Не станет исключением и военная помощь постсоветским центральноазиатским республикам. Американцы не только сумеют избавиться от излишков военной техники и вооружения, которые остались от кампании в Афганистане, но и смогут усилить изоляцию Ирана, что для них в настоящее время – задача очень важная.
Источник