Страны снг трудовое законодательство

Трудовое право стран-участников СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:55, реферат

Краткое описание

Прежде всего, следует отметить, что регулирование трудового права стран-участников СНГ осуществляется и координируется путем сотрудничества государств-участников Содружества в различных областях. В зарубежных странах выделяют сотрудничество в сферах:
миграционной политики;
охраны труда;
социального обеспечения.

Содержимое работы — 1 файл

Трудовое(РЕФЕРАТ).docx

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Кафедра гражданского права и процесса

РЕФЕРАТ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

«Трудовое право стран-участников СНГ»

Студент: Бычинова Анастасия

Прежде всего, следует отметить, что регулирование трудового права стран-участников СНГ осуществляется и координируется путем сотрудничества государств-участников Содружества в различных областях. В зарубежных странах выделяют сотрудничество в сферах:

  • миграционной политики;
  • охраны труда;
  • социального обеспечения.

Необходимо осветить тот факт, что по праву СНГ трудящимися-мигрантами признаются граждане государств-участников, имеющие постоянное место жительства на территории одного из этих государств, которые на законном основании временно занимаются оплачиваемой деятельностью на территории другого государства-участника, исключая государство своего гражданства. Понятием «трудящийся-мигрант» охватываются также такие категории трудящихся, как приграничные трудящиеся, сезонные трудящиеся, трудящиеся, выполняющие работу по реализации межгосударственных проектов.

Сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области миграционной политики включает соглашения многостороннего и двустороннего характера, заключаемые на межправительственном уровне, а также акты региональной гармонизации — рекомендательные законодательные акты, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, содержащие правовые стандарты, полностью или частично воспринимаемые государствами в процессе законотворчества, способствующие сближению национальных законодательств. Следует отметить, что рассмотрение актов, принимаемых в рамках СНГ, как механизм международно-правового регулирования труда на региональном уровне СНГ, позволяет распространять на них особые правила разрешения конфликтов между международно-правовыми источниками различного уровня, и использовать правило приоритета международно-правовой нормы, устанавливающей более благоприятные условия для трудящихся при столкновении норм многостороннего и двустороннего соглашений.

Особенности правового регулирования в области трудовой миграции:

  • цель всех интеграционных объединений, созданных в рамках СНГ — обеспечение свободного перемещения рабочей силы как условие существования общего рынка труда;
  • общее для большинства государств-участников СНГ правовое сотрудничество в области трудовой миграции направлено на максимальную защиту национальных трудовых рынков и исходит из приоритетного права национальных трудящихся на занятие рабочих мест;
  • свобода перемещения граждан по территории Содружества — безвизовое пересечение внутренних границ СНГ;
  • международно-правовое договорное регулирование содержит большое количество пробелов в своем воздействии на процесс трудовой миграции, часть из которых восполняется через акты гармонизации, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей (МПА).

Надо отметить, что насущной проблемой в области миграционной политики является ликвидация противоречий между многосторонними и двусторонними соглашениями в области трудовой миграции, а также приведение в согласованный с ними вид рекомендательных актов межпарламентского учреждения СНГ. Исходя из сложившихся условий неравенства экономического потенциала государств, входящих в Содружество, предпочтительным остается временное сохранение ограничительного порядка перемещения трудящихся при безвизовом режиме их передвижения, однако, выполнение целей создания Содружества и иных интеграционных объединений в его рамках ставит перед государствами задачу постепенного формирования общего рынка труда при обеспечении свободы передвижения трудящихся и членов их семей.

Рассматривая сотрудничество стран СНГ в области охраны труда, надо обратить внимание на то, что оно осуществляется через совокупность правовых форм, состоящих из актов общего и специального характера. Формы охраны труда носят комплексный характер, потому как помимо многосторонних соглашений (Договор об Экономическом Союзе, Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда) в их число входит Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, основывающаяся на модельном акте Межпарламентской Ассамблеи, а также модельном законе «Об охране труда». В области специальных вопросов охраны труда превалируют многосторонние межправительственные соглашения. Двусторонние соглашения между государствами-членами Содружества носят межведомственный характер. Следует особо отметить, что особенность системы источников международно-правового регулирования вопросов охраны труда на уровне СНГ заключается в признании самостоятельного правового значения межгосударственных актов, содержащих технические нормы. Международно-правовое регулирование охраны труда в рамках Содружества направлено на:

  • определение общих принципов согласованной политики государств;
  • установление единых стандартов и требований по охране труда;
  • осуществление согласованной деятельности в рамках определенных направлений при комбинированном использовании коллизионного и материально-правового методов регулирования.

Сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств не препятствует участвующим в нем государствам участвовать и в других региональных или универсальных формах взаимодействия в области охраны труда.

Необходимо уделить большее внимание контролю за соблюдением технических требований и правил, выступающих в качестве межгосударственных. Наиболее эффективной формой контроля в случае нарушения государствами порядка установления в национальном законодательстве соответствующих норм и правил, а также в случае нарушения субъектами предпринимательской деятельности межгосударственных норм и требований является распространение компетенции Экономического Суда СНГ на споры в области применения согласованных межгосударственных стандартов и правил по охране труда.

В сотрудничестве государств-участников СНГ в области социального обеспечения выделяют общее и специальное сотрудничество. При этом специальное сотрудничество осуществляется как на многостороннем, так и на двустороннем уровне в отношении отдельных категорий субъектов. Необходимо подчеркнуть, что пенсионное обеспечение действует в отношении граждан государств-участников, не затрагивая граждан других государств, а его источники обеспечивают действие принципа равноправия в отношении социального обеспечения. Следует отметить, что многостороннее и двусторонние соглашения в рамках СНГ допускают использование системы сохранения приобретенных прав, создавая прецедент в международно-правовом сотрудничестве для многих государств-участников СНГ, в том числе для Российской Федерации. Этот прецедент реализуется через комбинирование реальной выплаты пенсий на основании концепции сохранения приобретенных прав и принципа отсутствия взаимных расчетов между государствами. Нельзя оставить без внимания то, что в соглашениях, заключенных в рамках СНГ не предусмотрена система сохранения приобретаемых прав, основанная на суммировании периодов, включаемых в трудовой стаж, при определении размера пенсии, а закрепляется лишь принцип признания права на пенсию при переезде пенсионера из одной страны в другую. Сотрудничество в области пенсионного обеспечения не предполагает осуществление согласованной политики через общие институты Содружества, механизм административного взаимодействия национальных служб устанавливается в межведомственных соглашениях. Необходимо подчеркнуть, что в СНГ не устанавливается достаточный контроль за соблюдением и исполнением соглашений. В Соглашении о гарантиях пенсионных прав установлено, что в случае, когда законодательством государства по новому месту жительства пенсионера не предусмотрено назначение пенсии по данному основанию, выплата пенсии продолжается тем государством, откуда выехал пенсионер, до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству государства переселения. В этих условиях основным способом выплаты пенсии следует рассматривать систему свободного обмена денежных переводов на указанные цели, установленную многосторонним Соглашением от 9 сентября 1994 г. «О порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам»

Источник

Трудовое право

Общая характеристика модельного трудового законодательство стран СНГ

Экономические преобразования в странах СНГ, связанные с переходом их к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, регулируемых трудовым законодательством. Действующие в большинстве государств Содружества кодексы и законы о труде были изначально сориентированы на экономическую модель, когда основным работодателем являются государственные организации. В новых условиях это повлекло за собой ослабление правовой защищенности работников. Принимаемые в странах СНГ меры по частичному изменению трудового законодательства, введение в действие ряда законов по отдельным его институтам нарушили целостность системы трудового законодательства, привели к появлению в нем ряда коллизий и противоречий.

Трудовое законодательство стран СНГ в целом базируется на принципах, сохранившихся еще со времен Советского Союза, куда ныне суверенные страны СНГ входили на правах субъектов советской федерации. Вместе с тем в рамках нового межгосударственного объединения, позиционирующего себя как новое международно-правовое явление, основанное на единстве экономических и политических интересов его участников, возникла необходимость некоей унификации законодательных актов. В результате страны Содружества признали необходимость разработки модельного законодательства, включающего рекомендательные акты (законы, кодексы, концепции), содержащие типовые (примерные) нормы и дающие ориентацию для выработки соответствующих нормативных правовых актов каждой страной — членом СНГ.

Модельные законы (кодексы) представляют собой некие базовые стандарты, ориентиры и не являются обязательными для законодательных органов, они призваны лишь обозначить принципиальные исходные данные при разработке нормативным правовых актов государствами — членами Содружества. Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА СНГ) 1 Орган наднационального управления в рамках СНГ. видит в этом основное средство унификации и гармонизации законодательства всех стран Содружества. Главная ценность модельных законов состоит в том, что, впитывая в себя принципы международного права они помогают повышать эффективность внутренних правовых систем. За годы деятельности МПА СНГ принято более 270 таких документов (в том числе такие как Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный модельные кодексы и общая часть Налогового модельного кодекса).

Источник

Сравнительно — правовой анализ трудового законодательства стран СНГ по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового договора (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Сравнительно — правовой анализ трудового законодательства стран СНГ

по вопросам заключения, изменения и прекращения трудового договора

Экономические преобразования в странах СНГ, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, регулируемых трудовым законодательством.

Развитие правового регулирования трудовых отношений в новых политических и социально-экономических реалиях связано с дальнейшим разрешением проблемных вопросов трудового права и одного из его основных институтов — трудового договора.

Трудовой договор имеет большое юридическое значение. Велика его социально-экономическая роль в обществе. Он является основной правовой формой привлечения, распределения, перераспределения, закрепления и рационального использования трудовых ресурсов.

В Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Молдове и России возросло значение трудового договора и его роль в механизме правового регулирования, а также как основание возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, в индивидуализации условий труда работников, прав и обязанностей его сторон.

Трудовые кодексы стран Содружества дают определение (понятие) трудового договора, его сторон, регламентируют содержание, момент вступления в силу, сроки и форму трудового договора, гарантии при его заключении, порядок изменения и прекращения договора, участие профсоюзов в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

В настоящее время в условиях финансово – экономического кризиса проблема правовой защиты наемных работников с использованием возможностей трудового договора приобретает особую значимость и актуальность.

Понятие трудового договора

Трудовые отношения, основными субъектами которых выступают стороны, играют решающую роль в определении прежде всего их общего правового положения в сфере труда, независимо от конкретного вида трудовой деятельности, профессии, специальности, квалификации.

Во всех кодексах содержится определение (понятие) трудового договора. Кодексы Азербайджана (ст. 3), Таджикистана (ст. 26) и Украины (ст. 21) используют двойную терминологию «трудовой договор» («контракт»). В Беларуси (ст. 17) контракт является разновидностью срочного трудового договора.

Определение понятий трудового договора во многом сходны, однако имеются и определенные различия.

Так, в соответствии с Трудовым кодексом Азербайджана (ст. 3) трудовой договор, (контракт) – письменный договор, заключенный в индивидуальном порядке между работодателем и работником, отражающий основные условия трудовых отношений, права и обязанности сторон.

В Армении (ст. 83 ТК) трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнить работу по определенной специальности, квалификации либо оказывать определенные услуги при соблюдении трудовой дисциплины, а работодатель обязуется предоставлять работнику определенную договором работу, выплачивать оговоренную зарплату и обеспечивать условия труда.

На основании трудовых кодексов России (ст. 56) и Казахстана (ст. 1) по такому соглашению работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику зарплату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. При этом ТК России, Кыргызстана и Таджикистана делают различия между должностью, специальностью, профессией, указывая квалификацию и конкретную трудовую функцию.

В ряде государств трудовая функция работника определена более подробно. Например, по ТК Беларуси (ст. 1) и ТК Таджикистана (ст. 26) трудовой договор – это соглашение между работником и нанимателем (работодателем), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации.

Кодекс законов о труде Украины (ст. 21) определяет трудовой договор как соглашение между работником и владельцем предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением. Особой формой трудового договора является контракт.

Для пресечения складывающейся порочный практики работодателей по замене трудовых договоров гражданско–правовыми с целью ухода от предоставления работникам прав и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, в новые трудовые кодексы введены соответствующие нормы.

Так, Трудовой кодекс Казахстана (ст. 27) привел отличия трудового договора от иных видов договоров. При этом для признания договора трудовым достаточно наличие в нем хотя бы одного из следующих условий: 1) выполнение работником работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности; 2) выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку; 3) получение работником зарплаты за труд.

В России (ст.11 ТК) в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско–правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В ТК Кыргызстана и России при определении понятия трудового договора конкретизирована обязанность работника лично выполнять обусловленную этим соглашением трудовую функцию, что позволяет также дать его отличие от гражданско–правового договора, где возможно выполнение обязательства по договору и не самим лицом его заключившим.

Включение этих норм в трудовые кодексы представляется важным как для наемных работников, так и для обеспечения защиты их прав профсоюзами.

В случае заключения гражданско–правового договора работник теряет ряд гарантий, предусмотренных трудовым договором. В частности, выплату зарплаты; получение оплачиваемого отпуска; оплату простоя по вине работодателя; получение возмещения при несчастном случае на производстве и профзаболевании; оплату больничных листов при временной нетрудоспособности; гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением; преимущественное право оставления на работе; выходное пособие при расторжении договора; включение в трудовой стаж времени работы.

Таким образом, из определения трудового договора, данных в трудовых кодексах следует, что это двустороннее соглашение. Одной стороной которого является гражданин, заключивший договор о выполнении работы по определенной трудовой функции, а другой — работодатель (наниматель, владелец предприятия или уполномоченный орган, физическое или юридическое лицо), принявший на работу данного гражданина.

Содержание трудового договора

Содержание трудового договора составляет совокупность его условий, которые определяют права и обязанности сторон. Каждая сторона трудового договора имеет свои субъектные права и обязанности, определяемые трудовым договором и трудовым законодательством, установленным правопорядком по труду в данной организации, которому стороны обязались подчиняться.

Трудовые кодексы большинства стран СНГ устанавливают определенные требования к содержанию трудового договора. При этом они делятся на обязательные (существенные) и дополнительные.

В трудовом договоре должны содержаться данные о сторонах трудового договора (их реквизиты). Кроме того, согласно ст.43 ТК Азербайджана, ст.84 ТК Армении, ст.19 ТК Беларуси, ст.28 ТК Казахстана, ст.54 ТК Кыргызстана, ст.49 ТК Молдовы, ст. 57 ТК России обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы; трудовая функция, конкретный вид поручаемой работнику работы; дата начала работы, срок действия договора, если заключается договор на определенный срок; условия оплаты труда; режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).

Под местом работы, как правило, понимается соответствующая организация (работодатель) с ее местонахождением на день заключения договора. Место работы может быть сторонами конкретизировано указанием определенного обособленного подразделения, представительства, филиала организации или её структурных подразделений, расположенных в разных местах. При разъездной работе указывается местонахождение конкретных объектов, на которых предстоит трудиться работнику, а при подвижной работе – обслуживаемая им территория.

Под трудовой функцией работника (род работы) понимается работа по определенной должности в соответствии со штатным расписанием; профессия, специальность, с указанием квалификации; конкретный вид поручаемый работнику работы. Принцип определенности трудовой функции выражен, в частности, в ст. 60 ТК России, запрещающей требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Трудовую функцию, предусмотренную в трудовом договоре, нельзя изменять без согласия сторон.

ТК Армении (ст. 84), Беларуси (ст. 19, 53), Казахстана (ст. 28), Кыргызстана (ст. 54) и Молдовы (ст. 49) в качестве обязательных условий предусматривает включение в трудовой договор также прав и обязанностей сторон, условия по страхованию работника, в Казахстане и ответственность сторон. В России права и обязанности сторон могут включаться в договор по соглашению сторон. В Молдове включаются риски, сопутствующие должности, положения коллективного трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка, касающиеся условий труда работника.

В некоторых государствах в трудовых договорах, помимо вышеуказанных условий, должны быть оговорены сторонами другие обязательные (необходимые) условия, которые будут определять вид данного договора (о сроке работы по срочному договору; о временной или сезонной работе; о надомной работе; о работе по совместительству; о работе с неполным рабочим временем и др.).

Согласно ТК Таджикистана (ст.30) помимо условий, предусмотренных кодексом, содержание трудового договора определяется соглашением сторон, а также законодательными и иными нормативно-правовыми актами о труде.

В других государствах по соглашению сторон в договор могут включаться и иными условия, не противоречащие законодательству.

Источник

Читайте также:  Уважать основной закон страны
Оцените статью