Страны содружества советского союза

Содержание
  1. Глава 19. Развитие Содружества Независимых государств
  2. Читайте также
  3. Императоры Латинской империи, и правители мелких независимых государств, существовавших на территории Византии после 1204 г.
  4. V. Альтернатива: принудительная империя или конфедерация независимых государств
  5. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств
  6. Протокол к соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной
  7. Постановление Верховного Совета Украины О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств
  8. Оговорки Верховного Совета Украины к соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанного от имени Украины 8 декабря 1991 года в Минске
  9. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств»
  10. Постановление Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств»
  11. Заявление Верховного Совета Украины «По поводу заключения Украиной Соглашения о Содружестве Независимых Государств»
  12. Небольшой, но подарок Содружество Независимых Государств лучше полного распада
  13. Социалистический мир и страны социалистического содружества.

Глава 19. Развитие Содружества Независимых государств

Глава 19. Развитие Содружества Независимых государств

Содружество Независимых Государств – крупнейшее объединение на постсоветском пространстве, существующее в настоящее время. Распад СССР обусловил разрыв хозяйственных связей и разрушил огромный рынок, в который были интегрированы национальные экономики союзных республик. Развал единого народнохозяйственного комплекса некогда великой державы привел к утрате экономического и социального единства. Экономические реформы сопровождались глубоким спадом производства и снижением уровня жизни населения. СНГ стало необходимой формой интеграции новых суверенных государств.

Участники СНГ имеют разную степень подготовленности и разные подходы к проведению радикальных экономических преобразований, они стремятся найти собственный путь развития. Каждое государство самостоятельно, исходя из приоритетов внутренней политики и международных обязательств, определяет форму и масштабы участия в Содружестве, в работе его органов с тем, чтобы максимально использовать это участие для укрепления своих геополитических и экономических позиций.

Читайте также:  Рост эпидемии по странам

Об интеграции между странами Содружества стали говорить в первые месяцы после распада Советского Союза. И не случайно, ведь экономика советской империи строилась на планово-административных связях производств и отраслей, на узкопрофильном разделении труда и специализации республик. После распада Советского Союза и возникновения на его территории новых государств, по сути, начался процесс их реинтеграции, но уже в формате международных отношений, опирающихся на рыночные принципы. В мировой практике нет аналогов подобной ситуации, когда после разрушения единого хозяйственного комплекса предпринимается попытка объединить его части экономически, политически и в сфере военного сотрудничества.

В 90-х годах состоялись коренные изменения форм и методов сотрудничества между республиками. Сложились предпосылки для дальнейшей интеграции молодых стран. В итоге 8 декабря 1991 года руководителями Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Спустя две недели, 21 декабря 1991 года, в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств присоединились к этому соглашению. В подписанном протоколе было подчеркнуто, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. 22 января 1993 года в Минске, на саммите СНГ, был принят устав Содружества. Украине его не подписала, оставаясь только учредителем СНГ. Туркменистан на саммите в Казани 26 августа 2005 года заявил о том, что будет участвовать в Содружестве только в качестве ассоциированного члена.

В настоящее время существует более 50 межгосударственных, межправительственных и консультативных органов СНГ. Все они сгруппированы в четыре основных блока:

высшие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств;

блок иностранных дел и безопасности: Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Совет коллективной безопасности;

Читайте также:  Страны где демократия список

исполнительные и законодательные органы: Исполнительный секретариат, действующий на постоянной основе, Межпарламентская ассамблея (консультативный орган);

экономические органы: Межгосударственный экономический комитет, Межгосударственный банк, Межгосударственный статистический комитет.

Создавая Содружество Независимых Государств, главы государств-учредителей исходили из следующих соображений. Во-первых, все республики бывшего Советского Союза уже находились на таком уровне экономического содружества и единства регулирования, что при независимом существовании остро встала проблема утраты межреспубликанских связей. Во-вторых, страны постсоветского пространства связаны единой сетью коммуникаций. В-третьих, в массы коренного населения глубоко проникли представители других национальностей – выходцы из других республик.

Из-за своей доминирующей роли в регионе и прошлого сверхдержавы Россия активно продвигает на постсоветском пространстве политику защиты своих интересов. Роль России в мировой экономике может заметно возрасти, если интеграция в рамках СНГ станет реальностью. Действительно, страны СНГ в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Совокупный ВВП по паритету покупательной способности составляет 4,5% от ВВП всех стран мира. СНГ занимает 16,4% мировой территории, на которой проживает 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Страны Содружества в силу своего географического положения располагают серьезным транзитным потенциалом, и эти транспортно-коммуникационные системы играют важную роль в мировых транспортных связях.

Использовать важнейшие конкурентные преимущества – общая задача стран СНГ, обозначенная в Стратегии экономического развития Содружества на период до 2020 года. Однако эти преимущества используются нерационально, а процессы интеграции как способа совместного хозяйствования наталкиваются на стремление правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность.

Главное препятствие успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, поэтому и результаты интеграции противоречивы: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не выполнялись. СНГ продолжает действовать до сих пор, однако на протяжении всего срока своего существования оно не доказало эффективности ни в экономическом, ни в военно-политическом плане. Организация оказалась аморфной и рыхлой, не справляющейся со своими задачами.

О кризисе Содружества говорил бывший украинский президент л. Кучма в беседе с российскими журналистами: «На уровне же СНГ мы часто собираемся, говорим, что-то подписываем, потом разъезжаемся – и все забыли… Если нет общих экономических интересов, для чего это нужно? Остается одна вывеска, за которой мало что есть. Посмотрите, нет ни одного политического или экономического решения, которое принято бы на высоком уровне СНГ и оно было бы претворено в жизнь».

На первых порах СНГ, безусловно, сыграло позитивную историческую роль. Во многом именно благодаря ему удалось предотвратить неконтролируемый распад сверхдержавы, локализовать межнациональные вооруженные конфликты и, в конечном счете, добиться прекращения огня, открывая возможность для мирных переговоров. Критика неэффективной работы СНГ все громче звучит в последние годы. У части правящих кругов новых государств до сих пор сохранились расчеты на получение выгоды от дистанцирования от России.

Окончательный результат баланса интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран – членов СНГ, осознания народами важности сближения и других факторов как в рамках Содружества, так и за его пределами. Новая модель интеграции стран СНГ должна строиться на принципах экономического прагматизма и развития экономических связей, необходимых для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов и формирования транснациональных деловых структур (финансово-промышленных групп, объединений, корпораций, совместных предприятий).

Читайте также

Императоры Латинской империи, и правители мелких независимых государств, существовавших на территории Византии после 1204 г.

Императоры Латинской империи, и правители мелких независимых государств, существовавших на территории Византии после 1204 г. а) Латинская империяБалдуин I Фландрский – 1204–1205 Генрих Фландрский – 1206–1216 Пьер де Куртене – 1217 Иоланта – 1217–1219 Роберт де Куртене – 1219–1228

V. Альтернатива: принудительная империя или конфедерация независимых государств

V. Альтернатива: принудительная империя или конфедерация независимых государств В СССР существует не только национальный, но и русский вопрос. Национально русских никто не угнетает, но политически и социально русские так же угнетены и так же бесправны, как и другие

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что

Протокол к соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной

Протокол к соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан,

Постановление Верховного Совета Украины О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств

Постановление Верховного Совета Украины О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств Верховный Совет Украины постановляет:Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, подписанное от имени Украины 8 декабря 1991 года в г. Минске,

Оговорки Верховного Совета Украины к соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанного от имени Украины 8 декабря 1991 года в Минске

Оговорки Верховного Совета Украины к соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанного от имени Украины 8 декабря 1991 года в Минске Приложение к Постановлению Верховного Совета Украины от 10 декабря 1991 года 1) Согласно статье 3 Соглашения, каждая из

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств»

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» Верховный Совет Республики Беларусь постановляет:1. Соглашение между Республикой Беларусь, РСФСР, Украиной о создании Содружества

Постановление Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств»

Постановление Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, руководствуясь пунктом 15 статьи 109 Конституции (Основного Закона) РСФСР,

Заявление Верховного Совета Украины «По поводу заключения Украиной Соглашения о Содружестве Независимых Государств»

Заявление Верховного Совета Украины «По поводу заключения Украиной Соглашения о Содружестве Независимых Государств» Ратифицированное 10 декабря 1991 года Верховным Советом Украины Соглашение о Содружестве Независимых Государств с Оговорками к нему обеспечивает

Небольшой, но подарок Содружество Независимых Государств лучше полного распада

Небольшой, но подарок Содружество Независимых Государств лучше полного распада Я родился в полчетвёртого ночи на 9-е декабря 1952-го. Вести из Беловежья воспринял как подарок ко дню рождения.8-го декабря 1991-го года в охотничьей усадьбе Вискули в Беловежской Пуще высшие

Источник

Социалистический мир и страны социалистического содружества.

С приходом в октябре 1964 г. к управлению партией и страной Л.И. Брежнева внешнеполитическая линия СССР не претерпела кардинальных изменений. Идеологическим обоснованием внешней политики оставалась теория марксизмаленинизма, как удобное прикрытие естественных для страны — лидера коммунистического блока — традиционных имперских замыслов. Со второй половины 1960х гг. великодержавные, имперские амбиции СССР возросли, политическая деятельность приобрела всемирный характер, охватывая не только традиционные для России регионы Европы и Азии, но и ряд стран Африки и Латинской Америки. Вместе с тем довольно скоро обнаружились определенные изменения в приоритетах и конкретных целях внешней политики. В отличие от Н.С. Хрущева, который заявил на XX съезде КПСС, что «ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем был и остается генеральной линией внешней политики нашей страны, и потому задача № 1 внешней политики СССР — неуклонно проводить принцип мирного сосуществования», Л.И. Брежнев уже в докладе 6 ноября 1964 г. продемонстрировал другой подход. На первое место были поставлены задачи укрепления сплоченности социалистических стран, оказание поддержки национальноосвободительной борьбе народов Азии, Африки и Латинской Америки. И только после этого было сказано о необходимости и дальше проводить политику мирного сосуществования.
Такое изменение приоритетов внешнеполитических целей СССР означало, что для советского руководства главным стало расширение рамок социалистической системы. Добиться этого можно было укрепляя, прежде всего, единство социалистического лагеря (начиная с 1960х гг. все чаще именуемого социалистическим содружеством) и оказывая поддержку революционным силам в «третьем мире».
На расстановку приоритетов сильно влияло проявление и распространение конфликтов в социалистическом мире: Китай, Албания, Румыния уже находились в состоянии раскола с Москвой, в других социалистических странах существовала опасность отхода от «общих закономерностей социалистического строительства», а значит, угроза ослабления позиций СССР.
С именем Л.И. Брежнева связано появление доктрины «ограниченного суверенитета», как ее стали называть на Западе. Строго говоря, контуры этой доктрины были очерчены кремлевскими идеологами и политиками еще до прихода Л.И. Брежнева к власти. Она просматривалась в документах совещаний коммунистических и рабочих партий социалистических стран 1957 и 1960 гг., активно пропагандировалась советским руководством в период подготовки и осуществления в 1968 г. вторжения в Чехословакию с целью обоснования правомерности этой акции. Смысл «доктрины» — сохранить и укрепить блок социалистических стран. Признавалось, что имеются слабые звенья в социалистическом лагере, что сохраняется угроза реставрации капитализма изза объективных трудностей или ошибок субъективного характера, существует вероятность войны с империалистическим окружением, а следовательно, необходимость такой чрезвычайной акции, как военная помощь дружественных стран в защите социалистического суверенитета, завоеваний социализма. «Когда существует угроза делу социализма в одной стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом, — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран», — так обосновывал эту доктрину Л.И. Брежнев. Совещание коммунистических и рабочих партий 1969 г. вновь подтвердило тезис: «Защита социализма — интернациональный долг коммунистов».
Были внесены коррективы и в понимание принципов мирного сосуществования и соревнования стран с различным общественным строем. Официально политика мирного сосуществования не отвергалась, однако отход от ее прежнего понимания был существенным: упор делался не на компромисс и сотрудничество, а на продолжение непримиримого соперничества противоположных систем. Мирное сосуществование стало рассматриваться не более как новая форма классовой борьбы. Господствующей стала мысль о том, что мирное соревнование между капитализмом и социализмом не может быть длительным, что это временная тактика по отношению к капитализму. Получила распространение идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем, настойчиво подчеркивалось, что в области идеологии не может быть компромиссов, что принцип мирного сосуществования не распространяется на сферу идеологии. Такие «уточнения» понадобились, чтобы оправдать поддержку «борцов против капитализма» в странах Запада и «третьего мира», а также обосновать преследования «инакомыслящих» внутри СССР и в странах социализма. Идеология конфронтации оставалась основой внешнеполитического курса.
В целом, внешнеполитическая деятельность брежневского руководства основывалась на идеологических схемах (по существу — мифах), придуманных в кабинетах кремлевских идеологов и закрепленных в заключительных документах партийных съездов. В их числе следует назвать утверждения о дальнейшем укреплении мировой социалистической системы, усилении ее воздействия на ход мирового развития, о том, что в современную эпоху главные направления исторического развития определяют мировая социалистическая система, силы, борющиеся против империализма за социалистическое переустройство общества. В то же время якобы произошло дальнейшее ослабление позиций капиталистической системы, углубился общий кризис капитализма, вступившего в свой третий этап. Эти выводы не соответствовали реальным процессам, происходившим в мире. Вера в эти и другие идеологические мифы порождала непомерные амбиции, сопровождалась постоянным стремлением расширить пределы социализма.
В отношении социалистических стран приоритетной оставалась задача устранения угрозы распада социалистического лагеря, сплочения его в политическом, военном, экономическом отношении, упрочения позиций Советского Союза. «Доктрина Брежнева» игнорировала такие демократические принципы отношений между народами и государствами, как уважение права каждого народа самостоятельно выбирать форму общественного устройства в своей стране, уважение суверенитета других стран. СССР попрежнему оставался «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Попрежнему происходило насаждение социализма советского образца в виде требования придерживаться апробированных в СССР «общих закономерностей социалистического строительства». За установленные рамки внутриполитические процессы в социалистических странах не должны были выходить. Если это происходило, то нависала угроза карательных мер, как случилось в Чехословакии.
Летом 1967 г. по инициативе писателейкоммунистов съезд писателей Чехословакии открыто выступил против руководства Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). А. Новотный вынужден был оставить руководство партией. КПЧ возглавил А. Дубчек, начавший демократическое обновление социализма в Чехословакии, стремясь придать ему «человеческое лицо». Новый лидер страны весной 1968 г. предпринял попытку вести самостоятельную политику, направленную на создание рыночных механизмов в экономике, демократизацию общества, рассчитывая путем сближения с западными державами уменьшить зависимость от СССР.
События в Чехословакии советское руководство воспринимало как угрозу завоеваниям социализма и влиянию Москвы. Лидеры соседних с Чехословакией Польши и ГДР не без оснований опасались, что коммунистический реформизм и демократическая стихийность распространятся на другие страны. Это существенно повлияло на выбор силового метода ликвидации «чехословацкого кризиса». В августе 1968 г. в Братиславе состоялась встреча руководителей странучастниц Варшавского договора. Они приняли заявление, в котором говорилось, что укрепление и защита завоеваний социализма во всех социалистических странах «является общим интернациональным долгом всех социалистических стран».
Политбюро ЦК КПСС приняло решение ввести войска ОВД в Чехословакию. Решение было одобрено руководителями ряда социалистических стран — ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии — на встрече в Москве 18 августа 1968 г. Формально ввод войск ОВД, которому был придан характер интернациональной акции, проводился «по просьбе чешских товарищей». В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. на территорию Чехословакии началось массированное вторжение войск Советского Союза, Польши, ГДР, Венгрии, Болгарии. От президента Чехословакии Л. Свободы и министра обороны М. Дзура, заранее извещенных 0 планируемой операции, были получены гарантии, что чехословацкая армия не покинет казармы. Характерна фраза из телефонного разговора советского министра обороны А.А. Гречко с ■Г. Павловским, в то время главнокомандующим сухопутными в°йсками и зам. министра обороны СССР: «Передай Дзуру: если с их стороны будет хоть один выстрел, я его повешу на первой же осине». С помощью вооруженного вторжения «пражская весна» была остановлена. Утративший доверие советского руководства А. Дубчек был смещен, его сменил Г. Гусак, который пользовался полной поддержкой Москвы. Новые чехословацкие лидеры подписали в Москве секретный протокол, который узаконил пребывание иностранных войск в Чехословакии до окончания «нормализации» положения в стране, причем критерии «нормализации» не оговаривались.
Считалось, что военное вторжение в Чехословакию обошлось без человеческих жертв, поскольку при вводе войск боевых действий не велось. Однако в ходе передислокации и размещения советских войск (с 21 августа по 20 октября) в результате «недружественных» действий погибло 11 и было травмировано 87 советских военнослужащих. Кроме того, по другим причинам (аварии, небрежное обращение с оружием, болезни и др.) пострадало 85 человек. С 21 августа по 17 декабря 1968 г. погибли 94 и получили тяжелые ранения 345 граждан Чехословакии.
Неприкрытая агрессия против суверенного государства вызвала осуждение значительной части мирового сообщества, включая ряд крупнейших коммунистических партий. СССР и его союзники оказались в состоянии временной изоляции.
После «наведения порядка» в Чехословакии советское руководство уже не решалось на открытое военное вмешательство в дела социалистических стран. В условиях развивающейся в мире разрядки стали шире применяться другие способы сохранения влияния СССР в социалистических странах, а именно меры по усилению политической, экономической и военной интеграции Восточной Европы и СССР. В рамках Варшавского договора был подписан ряд межгосударственных договоров и соглашений. В 1969 г. был создан Политический консультативный комитет государствучастников ОВД, при котором в 1970 г. были образованы Комитет министров иностранных дел и Объединенный секретариат. Одновременно велось строительство Объединенных Вооруженных Сил, важную роль в их создании играл Политический консультативный комитет министров обороны государствучастников ОВД. СЭВ в 1971 г. принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 1520 лет.

По инициативе Москвы было создано около 30 межгосударственных учреждений для координации работы промышленности, транспорта, распределения энергии, химического производства, производства вооружений. В итоге была обеспечена тесная экономическая и военная интеграция стран СЭВ и ОВД, усилился контроль СССР над экономической жизнью социалистических стран.
Усилия по углублению интеграции и сотрудничества социалистических стран имели определенные успехи. Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия создали объединенную энергосистему «Мир», действовал ряд крупных международных экономических организаций (Интерметалл, Организация сотрудничества железных дорог с общим парком грузовых вагонов, Институт по стандартизации, Международный банк экономического сотрудничества и др.). Осуществлялись крупные совместные экономические проекты: строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» протяженностью 4649 км, газопровода «Союз», по которому ежегодно поступало в социалистические страны из СССР 15,5 млрд куб. м. газа, космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. — 8,3 млн т. нефти, в 1975 г. — около 50 млн т., а к началу 1980х гг. — 508 млн т., причем по ценам, которые были значительно ниже мировых. Активно развивалось сотрудничество в военной сфере. В рамках ОВД практически ежегодно в 1970е — начале 1980х гг. проводились военные маневры, преимущественно на территории СССР, ГДР, Польши.
Однако политика Москвы, направленная на сплочение социалистических стран и усиление контроля над ними, наталкивалась на многочисленные трудности. Сложным оставалось внутриполитическое положение в Польше и Чехословакии, к началу 1980х гг. дистанцировались от Москвы не только Китай, Албания, но и Румыния, Югославия, КНДР, Вьетнам, осложнились взаимоотношения с Кубой, разногласия с которой по некоторым вопросам усилились еще в 19651968 гг. Куба упрекала СССР за недостаточную твердость в отстаивании революционных принципов на международной арене, СССР Кубу — в экспорте революции, волюнтаризме. Но разногласия не разрушали советскокубинского сотрудничества. В 1972 г. Куба вступила в СЭВ, более стабильными стали ее отношения с соцстранами, тогда же состоялся визит Ф. Кастро в СССР, в 1974 г. — ответный визит Л.И. Брежнева на Кубу. В 19601980 гг. американцам так и не удалось внести раскол в отношения СССР и Кубы.
В 1970 г. после резкого повышения цен в Польше вновь начались волнения трудящихся. Особенное упорство проявляли Рабочие балтийских портов. С кризисом начала 1970х гг.

польскому руководству удалось справиться самостоятельно. Однако недовольство политикой властей оставалось. В 19801981 гг антиправительственная борьба развернулась с новой силой! Массовые выступления трудящихся привели к созданию независимого профсоюза «Солидарность» — первой в социалистическом лагере массовой общественнополитической организации возникшей не по команде сверху, а по инициативе самих трудящихся. «Солидарность» возглавила выступления за политические свободы, демократизацию общества, повышение жизненного уровня народа и т.д.
Забастовки достигли апогея летом 1980 г. ПОРП возглавил генерал В. Ярузельский, который в декабре 1981 г. ввел в стране военное положение. Это остановило нарастание социальной нестабильности и предотвратило ввод советских войск для «наведения порядка». Благодаря экономической, политической, военной помощи СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 1980х гг. «Солидарность» превратилась во вполне реальную альтернативу власти коммунистов. Именно силы, поддерживавшие «Солидарность», привели к падению коммунистического режима в Польше, а ее лидер Лех Валенса стал первым президентом в постсоциалистической Польше, легко одержав победу на новых президентских выборах, состоявшихся в декабре 1990 г.
СССР находился в состоянии конфронтации с Китаем, а также Албанией, отношения с которой были разорваны еще в 1961 г. Обострение отношений с Китайской Народной Республикой началось еще в конце 1950х гг., после XX съезда КПСС, осудившего культ личности И.В. Сталина. Мао Цзэдун считал, что курс И.В. Сталина в принципе был правильным, заслуги вождя куда весомее, чем ошибки, что «Сталин был на 70% хорошим и на 30% плохим».
Немаловажную роль в возникновении и углублении разногласий сыграли личностные мотивы и образ действий лидеров — Н.С. Хрущева и Мао Цзэдуна. В 1961 г. Н.С. Хрущев отозвал всех советских специалистов из Китая (с 1950 по 1959 гг. в Китай было направлено 10 тыс. советских специалистов, в СССР приехало на учебу 20 тыс. китайцев). КПК объявила СССР классово враждебным Китаю, «социалимпериалистическим» государством, а советский режим стали называть в Китае «диктатурой крупной буржуазии», «диктатурой немецкофашистского типа, диктатурой гитлеровского типа». Венцом антисоветской истерии стал тезис, согласно которому КПСС предала социализм, а Советский Союз перестал быть социалистическим государством. Следует отметить, что даже в самый разгар полемики советская сторона не пыталась отлучить КНР от социализма не было и попыток представить Китай врагом номер один, хотя в 1970е гг. Китай фактически рассматривался как потенциальный противник. Вместе с тем советская критика также изобиловала навешиванием ярлыков, предвзятыми оценками, неоправданными обвинениями.
Китай и СССР, две крупнейшие мировые державы, вступили в дискуссию, а затем в ожесточенный конфликт, связанный с проблемами, значение которых далеко выходило за рамки двусторонних отношений. Прежде всего по вопросу о войне и мире, то есть о самой судьбе, гибели или выживании человечества. Это проявлялось в различии подходов сторон к разоружению, испытаниям и использованию ядерного оружия, путям и средствам сохранения мира, оценке перспектив мирового развития. В конфликт между СССР и КНР оказались втянутыми все без исключения социалистические страны, целый ряд стран «третьего мира», Движение неприсоединения, международные организации, в том числе ООН.
Следующий виток разногласий был связан с расхождением путей внутреннего развития СССР и Китая. Потерпев неудачу с «большим скачком» и «народными коммунами», Мао Цзэдун предпринял попытку ускорить развитие Китая посредством развязывания так называемой «культурной революции», продолжавшейся целое десятилетие. Считая, что в социалистических странах продолжается классовая борьба и сохраняется опасность реставрации капитализма, «культурная революция», по замыслу Мао Цзэдуна, должна была предотвратить эту опасность в Китае и одновременно политическими средствами мобилизовать трудовую активность масс. Во внешней политике усилилась линия на нагнетание международной напряженности: требовалось создать в стране атмосферу «осажденной крепости». При этом усиленно разыгрывалась антисоветская идеологическая карта.
Пекин выдвинул территориальные притязания к СССР, что придало советскокитайским отношениям чрезвычайную напряженность. В Китае стали считать, что договоры, заключенные в свое время между царской Россией и Китаем, определившие существующую линию границ, были неравноправными и несправедливыми, и потребовали возврата «своих» территорий. Нарастала напряженность на советскокитайской границе, кульмина

цией которого стал вооруженный конфликт на острове Даманском в марте 1969 г. Вооруженные столкновения имели место и в других приграничных районах. Военные акции были предприняты Пекином в целях закрепления проводимого в тот период антисоветского курса.
Раскол между СССР и Китаем вовлек в это противоборство все без исключения социалистические страны. Советскокитайские разногласия дали о себе знать в странах «третьего мира», повлияли на отношения КНР и СССР с западными странами. С 1970 г. Пекин в качестве главного инструмента налаживания сотрудничества с Западом использовал антисоветизм, провозгласил идею создания антисоветского альянса, стремился не допустить сближения СССР и США. Проблема отношений СССР И США занимала центральное место среди других глобальных советскокитайских разногласий. С 1979 г. Пекин выдвигал идею китайскоамериканского сотрудничества в борьбе против притязаний Москвы на доминирование в мире, призывал США, Японию и «третий мир» противодействовать советскому гегемонизму. Таким образом советскокитайские разногласия выдавались за разногласия между СССР и всем остальным миром.
Отношения СССР с Китаем стали быстро улучшаться после смерти Мао Цзэдуна и Л.И. Брежнева. «Культурная революция» провалилась. Руководство Китая вынуждено было искать иные пути укрепления страны. Был избран путь экономических реформ, внешней открытости как средства преодоления экономической отсталости Китая. В 1978 г. начал реализовываться курс на модернизацию страны. Это потребовало соответствующей перестройки внешней политики. Теперь Китай был заинтересован в спокойной, стабильной международной обстановке.
В 1982 г. в Москве было сделано заявление, что СССР относится к КНР как к социалистическому государству и готов договориться с ним на основе взаимного уважения интересов. В сентябре 1983 г. XII съезд КПК заявил об изменении внешнеполитической стратегии КНР: Китай отказался от линии на стратегическое партнерство с Западом и создание единого антисоветского фронта, провозгласил принцип самостоятельности и независимости внешней политики. Определяющее значение для отношений с СССР имело заявление КПК о том, что Советский Союз больше не рассматривается как социалимпериалистическое государство. Внешняя политика Китая перестала быть заидеологизированной, отпала необходимость маскировать защиту национальных интересов страны идеологическими лозунгами. Официальная нормализация отношений между КНР и Советским Союзом произошла в 1989 г.

Источник

Оцените статью