Страны социальной ориентации это

Страны социалистической ориентации

Страны социалистической ориентации — в советской терминологии — развивающиеся страны, идущие по пути «некапиталистического развития», официально отражающие социалистическую ориентацию в документах революционной власти, правящей партии, находящих практическое воплощение в глубоких социальных преобразованиях.

К «социалистическим» не причислялись развивающиеся страны как с марксистско-ленинскими, так и с немарксистскими режимами, которые вступили на некапиталистический путь развития или, во всяком случае, проводили радикальные преобразования (в этих странах революционный процесс всесторонне охватывал базисные отношения [1] ) — они именовались «странами социалистической ориентации».

К первой группе стран «последовательной» социалистической ориентации относились имевшие марксистко-ленинские правящие партии: Ангола, Афганистан, Народная Демократическая Республика Йемен, Народная Республика Кампучия, Народная Республика Конго, Мозамбик, Никарагуа, Сомали (до 1977), Эфиопия.

К странам, придерживавшимся немарксистских теорий социализма, в СССР также иногда применялся (при условии хороших отношений с СССР) термин «страны социалистической ориентации», что вызывало недовольство ряда компартий этих стран, которые предлагали именовать их «странами, идущими по пути социального прогресса». В итоге после межпартийной дискуссии к 1980-м годам устоялся компромиссный термин «страны, идущие по некапиталистическому пути развития». Среди таких стран Алжир, Бангладеш, Бенин, Бирма (Мьянма), Буркина-Фасо, Гайана, Гана (при Нкрума), Гвинея, Гвинея-Бисау, Гренада, Египет (при Насере и раннем Садате), Индонезия (при Сукарно), Ирак (до начала 1980-х), Кабо-Верде, Ливия, Мадагаскар, Мали, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, Сирия, Танзания, Чили (при Альенде), Зимбабве.

Такие страны, как Замбия, Тунис, Суринам, Судан, Сенегал, Мавритания, Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка, провозглашавшие национальные модели социализма, но ориентировавшиеся на Запад, или страны, в которых элементы социализма закреплены в конституциях, как Индия и Португалия, а также Демократическая Кампучия «аграрного социализма» режима «красных кхмеров», где идеи коммунизма были доведены до абсурда, к странам социалистической ориентации в СССР не причислялись.

На Западе для именования как социалистических стран так и стран социалистической ориентации обычно применялся термин «Коммунистические государства» (англ. Communist states ).

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Страны социалистической ориентации» в других словарях:

Развивающиеся страны социалистической ориентации — см. Некапиталистический путь развития … Научный коммунизм: Словарь

Страны народной демократии — Страны народной демократии общее название ряда государств с формой политической организации общества, сложившейся в них после Второй мировой войны в контексте народно демократических революций[1]. Это была новая форма перехода к… … Википедия

Социалистические страны — в XX веке … Википедия

Хартия малагасийской социалистической революции — Хартия малагасийской социалистической революции, программный документ революционно демократических сил Мадагаскара. Разработана в 1975 Верховным Революционным советом под непосредственным руководством президента ; одобрена в декабре 1975… … Энциклопедический справочник «Африка»

Партия конгресса независимости Мадагаскара — Демократический комитет поддержки хартии Малагасийской Социалистической Революции — (АКФМ; Antokon’ny Kongresin’ny Fahaleovantenan’ny Madagasikara — Komity Demokratika Mandrana ny fototra lorenan’ny Revolisiona Sosialista Malagasy), революционно демократическая партия Мадагаскара. Образовалась в 1958 в… … Энциклопедический справочник «Африка»

Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

Социализм — (Socialism) Определение социализма, теория и практика социализма Определение социализма, теория и практика социализма, идеология социализма Содержание Содержание 1. Прошлое 2. Теория и практика социализма 3. Утопический социализм 4. Крестьянский… … Энциклопедия инвестора

социалистическая ориентация — социалистическая ориентация, некапиталистический путь развития, начальный этап общественного прогресса в направлении к социализму в странах, где народ отвергает капитализм как систему, но условия для социалистической революции и строительства… … Энциклопедический справочник «Африка»

СССР и Африка — Советско нигерийская фирма «Ваатеко» по продаже советских автомобилей. Лагос. Нигерия. С первых дней своего существования Советское государство последовательно выступало в защиту интересов угнетённых народов мира, в частности народов Африки. Ещё… … Энциклопедический справочник «Африка»

Социализм — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Переработать оформление в соответствии с правил … Википедия

Источник

Глава 1.2 СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВ

Ключевые слова

Государство авторитарное Демократия либеральная

Государство демократическое Демократия либерально-демократическая

Государство тоталитарное Демократия политическая

Государство конфедеративное Предназначение государства

Государство унитарное Социальная ориентация государства

Государство федеративное Социальные функции государства

С точки зрения государственного устройства, государ­ства подразделяются на:

— унитарные (единое государственное образование),

— федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кан­тонов, земель, союзных республик или других форм субъек­тов федерации),

— конфедерации (государственно-правовые объединения).

По формам правления государства подразделяются на:

— монархии (абсолютные и конституционные)

— республики (пар­ламентские и президентские).

По формам установившегося и довлеющего режимаго­сударства бывают:

В современную эпоху возрастает экономическая, поли­тическая мощь современного государства, существенно рас­ширяются его социальные функции. Усиливается вмешатель­ство государства во все сферы общественной жизни.

К фун кции государства по регулированию экономики добавляется функция активного вмешательства в социальные отношения, регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом. Несмотря на усиление социальной роли государства в целом, ее социальная роль все же по-разному проявляется в усло­виях различных политических режимов.

Социально ориентированное государство любого типа берет на себя некоторые общенациональные функции, на­пример, в области образования, культуры, здравоохранения, пенсионного обеспечения и других форм социального обеспе­чения и защиты. Если эти функции приоритетные (если даже они не полностью реализованы), то государство по одному из основных предназначений становится социальным, т. е. со­циально ориентированное государство по своему предназна­чению (лишь по предназначению!) и намеченному пути раз­вития и есть социальное государство. По факту же государ­ство становится социальным, если эти функции в основном реализованы и обеспечено господство права и гарантии со­блюдения прав и свобод человека, соблюдаются демократи­ческие принципы и проводится социально-экономическая по­литика, обеспечивающая достойный уровень жизни и всесто­роннее развитие граждан своей страны. Формы государствен­ного устройства, правления, установившегося режима суще­ственно влияют на формы, приоритетность социальных фун­кций государства, на реализацию принципов справедливос­ти, законности.

В современном мире в наибольшей степени социальная ориентация государств и практически высокий уровень жиз­ни и социальной защищенности характерны в основном для европейских стран — для Германии, Франции и Скандинав­ских стран, а также Израиля, Канады. Эту же парадигму как цель своего развития избрали государства Китай, Рос­сия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Украина и ряд дру­гих стран СНГ, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока. Хотя, строго говоря, нигде в чистом виде ни одна из названных моделей не существует, и едва ли можно сказать, что все принципы социального госу­дарства в современном их понимании реализованы и нрав­ственный прогресс достиг совершенства.

«Основной предпосылкой всего нравственного прогресса является правовое государство, величайшей святыней, вы­сочайшим и непоколебимым принципом которого является свобода. Либеральная демократия ставит свободу (liberty) выше всех других ценностей. С точки зрения представите­лей негативно-либеральной традиции (Дж. Си. Мил ль, Ток-виль и Берлин), гражданское общество — источник смысла и ценности жизни». Отмеченный тип государства можно на­звать демократическим или даже, точнее, либерально-демократическим социальным государством.

Наиболее существен­ными институциональными элементами и чертами этой сис­темы можно считать следующие:

— Свободная рыночная экономика, главной основой и дви­жущей силой которой выступает частнопредпринимательская инициатива, что придает всему экономическому устройству максимальную эффективность, позволяет выделять богатые ресурсы для социальных программ и является важнейшей основой свободы личности во всех проявлениях его жизнеде­ятельности.

— Обеспечение максимальной свободы личности и всех других социальных субъектов во всех сферах и проявлениях их деятельности; ограничение свободы (исключительно за­конами!) лишь пределами, за которыми свобода одного ведет к нарушению свободы других; наличие в связи с этим эф­фективно функционирующей институциональной системы, обеспечивающей весь выявляемый многовековым развитием гуманистической теории и передовой общественно-политичес­кой практикой комплекс прав человека и гражданина.

— Политическая демократия, т. е. формирование власт­ных институтов путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма, обеспечения действен­ного общественного контроля за деятельностью этих инсти­тутов, за органами государственного аппарата и их должнос­тными лицами; политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, наличие порядка, при котором принятие решений большинством сочеталось бы с обеспече­нием прав и интересов меньшинств.

— Функционирование государства, всех его органов и должностных лиц, так же как и всех граждан и других соци­альных субъектов, строго в рамках установленного правово­го порядка («правовое государство»).

— Наконец, социальный характер государства. ».

Выделяют также ряд других черт социального государ­ства — не директивное, но заинтересованное постоянное сле­жение государства за состоянием социального рыночного хозяйства и социальной жизнью и «вмешательством» в эконо­мику и социальные процессы главным образом путем созда­ния и изменения условий, направляющих в нужное русло самостоятельно программируемое поведение свободных аген­тов хозяйственной деятельности (законодательными норма­ми, экономическими рычагами — налогами, ценами, креди­тами, льготами, не допуская одновременно разгула рыноч­ной стихии и администрирования.

Социальному государству должна быть свойственна и максимально возможная гармонизация интересов и взаимо­действия разных социальных общностей, в первую очередь предпринимателей и наемных работников и их объединений, обеспечение при посредничестве государства и обществен­ных институтов их взаимодействия на началах социального партнерства и взаимоприемлемых компромиссов, налажива­ние подобных же отношений и между другими социальными общностями (национальными, территориальными и др.), ис­ключение из общественной жизни насильственных экстреми­стских форм и способов борьбы за интересы тех или иных групп и других общностей — по возможности, мирными спо­собами, но не исключая при необходимости использования силы государственного принуждения.

Выше перечислены основные требования к сочетанию принципов правового государства, либеральной и политичес­кой демократии, функционирования государства, гармониза­ции интересов всех субъектов общественной жизни, включая различные элементы рыночных отношений, а также необхо­димость установления социального характера государства, которые вместе в конечном счете дадут возможность пре­вратить государства, даже пока еще недостаточно богатые, в социальные государства не только в своих намерениях, но и в реальном измерении.

Рассмотрим основные виды и типы государств, позволя­ющие в той или иной мере выполнить социальную функцию соответствующему государству.

Правовое государство — (нем. Rechtstaat) — особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преиму­щественно в правовых формах и пределах, ограниченных правом (законом). Идея правового государства всегда покои­лась на дуализме государственности и права. Но одновремен­но она опиралась на общефилософское представление о пра­ве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием. Правовое государство можно отнести к мета-юридическим категориям. Оно есть некий идеальный, совершенный тип, не всегда совпадающий с государственно-правовыми реалиями даже в условиях развитой демократии.

Правовое государство имеет следующие признаки:

— господство права (закона) в общественной и го­сударственной жизни;

— разделение власти на законодательную, ис­полнительную и судебную, обеспечивающее некую систему сдержек и противовесов;

— провозглашение и реальное гарантирование основных прав и свобод человека;

— взаимная ответственность государства и личности.

Формирование правового государства — длительный ис­торический процесс. Его основы заложены после победы бур­жуазных революций в передовых странах Западной Европы.

Правовое государство может быть установлено (или не установлено) в любом типе государственного устройства (уни­тарные, федерации, конфедерации) при различных формах правления:

— республика (парламентская и президентская);

— конституционная монархия (в определенной степени);

— в некоторых формах установившегося и довлеющего режима государства демократические (либерально-демокра­тические).

Наиболее эффективно функционирующее государство, имеющее социальную ориентацию, это правовое государство, построенное на демократических принципах. Одно из основ­ных условий формирования полноценного социального госу­дарства — гармоничное сочетание в нем правовых и соци­альных основ.

Вместе с тем мировая практика позволяет уви­деть, что в усеченном виде принципы социального государ­ства реализовывались «во всех основных формах правления: в монархиях (конституционных) и республиках (парламент­ских, президентских и парламентско-президентских). Например, в Шведском Королевстве, президентской республике США и в парламентско-президентской Франции. во всех фор­мах территориально-административного устройства: унитар­ной, федеративной (конфедеративной)».

В унитарном госу­дарстве, в отличие от федерации, имеется одна конститу­ция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т. д. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или не­сколько территориальных единиц, пользующихся особым ста­тусом автономных государственных образований. Хотя уни­тарное государство создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на всей территории страны, тем не менее оно может иметь любую ориентацию или сочетание их (социальную, демократичес­кую, правовую).

В федеративном государстве принципы социального го­сударства в более или менее равной степени должны реали­зоваться во всех субъектах федерации; конфедеративное же государство предоставляет значительно меньше возможнос­тей для утверждения общих принципов строительства соци­ального государства в странах, входящих в конфедератив­ную систему.

Авторитарное государство (от лат. auctorias — власть, влияние, авторитет) — антиправовая, антидемократическая и антилиберальная концепция и практика властвования на­сильственными средствами. В авторитарном государстве дей­ствуют произвол, беззаконие, насилие. Власть не ограничена правом власти единоличного правителя, самодержца, вождя и т. п. В условиях авторитаризма усиливается тенденция к независимости военно-бюрократической власти, нарушаются права и свободы личности, запрещаются и подвергаются пре­следованию независимые общественные объединения и фор­мы самодеятельности, демократические формы отсутствуют или существуют формально, личность лишена гарантий безо­пасности при ее взаимоотношениях с властью. Таким приме­ром могут служить авторитарные тенденции правления де Голля, появившиеся в период острого кризиса французского общества и государства. При возникновении угрозы ниспро­вержения власти буржуазии и неспособности государства спра­виться с острейшими проблемами, стоящими перед страной, авторитарное правление воспринято не только как альтер­натива левому правительству, но и как возможный путь спа­сения от пужадистов и оасовского движения. Однако майская забастовка 1968 г., едва не свалившая авторитарный режим, принудила деголевское правительство встать на путь ради­кального изменения экономической и социальной структуры.

Крайняя форма авторитарного государства — тоталитар­ное государство (лат. totalis — весь, полный) — характеризу­ется особым политическим режимом, при котором власть имеет надзаконный характер и вмешивается во все сферы обще­ственной жизни, включая личную жизнь индивида. С право­вой точки зрения, тоталитарное государство является правоотрицающим по своей сути, а с политической — осуществ­ляет управление обществом посредством угроз и насилия, в том числе и внесудебного характера. Тоталитарное государ­ство, как правило, располагает мощным пропагандистским и репрессивным аппаратом, который проводит в жизнь линию какой-либо партии или вождя. В таком государстве отсут­ствуют демократические свободы, человек в системе узур­пирующей власти выступает лишь в роли средства для реа­лизации каких-либо целей. Взаимосвязь личности и государ­ства скорее носит характер властеотношений, а не взаим­ных прав и обязанностей. В тоталитарном обществе государ­ство берет на себя всю полноту власти, оставаясь единствен­ным субъектом проводимой в стране политики в различных сферах общества. Ныне Россия нацелена полностью преодо­леть признаки тоталитаризма. Однако в реальной практике на пути к демократическому виду государства появляется множество трудностей и препятствий, не позволяющих быс­тро перейти к подлинно демократическому государству.

Социальная роль авторитарного и тоталитарного госу­дарства — единственного субъекта социальной политики — широко рекламируется как неустанная забота государства о благе народа. Однако ни на базе авторитарного, ни на базе тоталитарного государства невозможно построить подлинно­го социального государства, так как социальное государство предполагает сочетание социальных функций с правовыми. Однако в то же время нельзя сказать, что авторитарные и тоталитарные государства не оказывают своим гражданам социальных услуг и не предоставляют никаких социальных гарантий. Но при этом, как показывает исторический опыт, это сопровождается допущением ими чудовищных нарушений прав и свобод человека и гражданина. А такие государ­ства, даже если они имеют достаточно сильную социальную ориентацию, нельзя назвать социальным.

Некоторые авторы склонны считать, что существовав­шие наиболее развитые социалистические советские госу­дарства можно считать с определенной оговоркой социальными. «Видимо, социальным может быть признано и государство, существовавшее у нас и в ряде других стран в рамках осно­ванной на марксистской идеологии модели общественного ус­тройства, покоившейся на тотально огосударствленной эко­номике, которую можно именовать системой государственно­го социализма. государство в обществе так называемого «ре­ального социализма» хотя и было, несомненно, социальным, оно реализовывало свои функции в области материального обеспечения социальных потребностей населения более сла­бо, в более ограниченных масштабах, чем социальное госу­дарство, утверждавшееся и функционировавшее примерно в тех же временных рамках в странах со свободной рыночной экономикой. Уже отсюда видно, что социальное государство не может быть понято как некое изолированное обществен­ное явление и, следовательно, задача его формирования не может рассматриваться как самодовлеющая или самодостаточная, вне связи с тем, как выглядят другие стороны обще­ственного устройства. Как видно, государство в его социаль­ном измерении оказывается разным в зависимости от того, какой является экономическая система общества. Подобным же образом оно связано и с многими другими аспектами об­щественного устройства. Следовательно, только в общем кон­тексте этого устройства можно создать более или менее эффективное социальное государство».

Здесь речь идет скорее всего о социальных функциях, социальной ориентированности советских государств, нару­шавших, однако, принципы правового, демократического го­сударства, что, на наш взгляд, дает право их называть государствами, достаточно успешно выполнявшими социальные функции (см. Гл. X Раздела I «Принципы социального госу­дарства».

Итак, социальная ориентация государства при слабом выполнении социальных функций государства в настоящем определяет государство социальным лишь по предназначе­нию. Даже достаточно сильное исполнение социальных фун­кций государством при нарушении других основополагающих принципов (правовой основы, демократизма и др.) не позво­ляет его называть подлинно социальным государством.

Предпосылки, в наибольшей степени способствующие социальной ориентации государства и становлению социаль­ного государства:

— Наличие достаточно широкой экономической и соци­альной базы общества.

— Ускоренное развитие общества на основе научно-тех­нического и социального прогресса.

— Всемерное развитие демократии, в том числе на про­изводстве (экономическая демократия), форм общественного самоуправления, активизация участия граждан в государ­ственной жизни.

— Усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством.

Практика общественного развития показала, что соци­ально ориентированное государство наиболее эффективно функционирует в странах, где государство устроено на де­мократической, правовой основе, где развиты социально-рыночные отношения, а общество является гражданским. «Под гражданским обществом понимается демократическое реально многосубъектное общество, одним из субъектов которого является государство. При всей громадности и весомости та­кого субъекта, как государство, он все же перед лицом на­рода как единственного источника власти в стране равнопра­вен с любым иным субъектом общества. Государству приданы народом полномочия и ресурсы для их осуществления, но государству не даны основания возвышаться над какими-либо иными субъектами, будь то даже отдельный гражданин. В недопущении исключительности государства и его органов состоит суть демократического конституционного строя». «Лишь в условиях демократического режима власти на осно­ве правовой государственной системы может возникнуть на­стоящее социальное государство».

Контрольные вопросы и задания

— На какие типы делятся государства с точки зрения их устройства?

— Какими бывают государства по формам правления?

— По формам установившегося и довлеющего режима государства делятся на <выберите правильный вариант ответа): монархии (абсолютные и конституционные) и рес­публики (парламентские и президентские); демократические, авторитарные, тоталитарные, унитарные, федерации, кон­федерации.

— Назовите основные виды и типы государств, позволя­ющие в той или иной мере выполнить социальную функцию соответствующему государству

— Назовите предпосылки, в наибольшей степени способ­ствующие становлению социального государства.

— Может ли авторитарное и тоталитарное государство выполнять свою социальную роль?

Источник

Читайте также:  Традиции англоязычных стран доклад
Оцените статью